Что изучает география 7 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Предметом изучения этой древнейшей науки является планета Земля и все закономерности, которые на ней происходят.

Это единственная наука, которая соединяет знания про климат, рельеф, почву, фауну и флору, человека и производство, определяя мир как единую взаимосвязанную систему.

География всегда была тесно связана с развитием общества и производительных сил, поэтому накопление географических знаний происходило в течение длительной истории их трансформации (изменения). Этапы развития географическая науки часто совпадают с историческими, то есть отражают особенности жизни общества в определенные периоды его развития и характеризуются различными функциями данной науки в разные времена.

Наука география долгие годы выполняла только описательную функцию Земли: описывала моря и океаны, страны и континенты.

Первые географические представления сложились еще у первобытных людей. С древних времен люди собирали различные данные о земной поверхности, о природе, о народе, живущем на тех или иных территориях, и записывали эти данные на костях, камнях, скалах и т. д.

На основе этой информации, которая передавалась из поколения в поколение, географы начали составлять первые географические карты. Самые древние карты, известные на данный момент, находятся в Вавилоне и датируются примерно 9 в. до н. э. Сведения из этих древних источников помогли ученым понять, как древние люди жили, их быт, представление о мире.

Именно античные люди начали развивать географию как науку. Они начали ее осваивать с помощью картографии, философии, литературы, математики. Так, Пифагор был первым, кто предположил, что Земля шарообразная, но доказать это так и не смог. Также развитием науки в древние времена занимались Аристотель, Птолемей, Геродот, Страбон и другие.

В эпоху Великих географических открытий (в течение 15-17 веков) география была королевой наук. За эти два века на карте мира появились большая часть суши и океанических пространств.

Мореплаватели, полководцы, торговцы с помощью ученых, сопровождающих их в путешествиях, составляли описания новых земель и народов. Такие далекие путешествия стали возможными благодаря научным и техническим достижениям в науке, в частности изобретением нужных приборов: компаса, астролябия, секстанта, а также карт (портоланов), кораблей (быстроходных каравелл, галеонов).

Торговцы были особо заинтересованы в открытии новых земель для расширения рынка сбыта своей продукции и получения огромных прибылей. С этой целью они оплачивали путешествия географов и, таким образом оказали огромное влияние на развитие данной науки.

Описательный характер науки сохранялся до конца 18 века, когда завершилась эпоха глобальных открытий.

Затем по мере развития цивилизации ученые стали вести не только записи своих наблюдений, но и искать понятные причины возникновения тех или иных явлений, их различия и схожести, так как уже возникла потребность постановки других научных задач.

Преобладающей становится аналитическая или объяснительная функция географии и начинается разделение некогда единой науки на естественную и общественную с дальнейшим ее расчленением на частные научные дисциплины.

В 20 веке для географии было характерно упрочнение преобразовательных процессов, усиление интеграции между частными науками (и до сих пор продолжают появляться новые научные направления).

На данный момент главной задачей географии является объяснение закономерностей процессов или явлений, которые оказывают влияние на природу и жизнь человека, выявление причин их возникновения, а также прогнозирование их в будущем.

Так, например, такие стихийные бедствия, как извержение вулканов, землетрясения, наводнения, приносят огромные разрушения и уносят жизни многих людей. Поэтому очень важно верно выявлять причины возникновения этих катастроф и прогнозировать точное время их наступления в дальнейшем.

Географические науки и профессии географов

Современная география как наука не является единой, она сочетает в себе большое количество дополнительных дисциплин.

Сложность и многочисленность объектов исследования обусловило разделение единой географии на ряд отраслевых научных дисциплин, образующих систему географических наук. Но в рамках этой системы можно выделить естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) науки.

Некоторые ученые в качестве отдельных прикладных географических дисциплин выделяют картографию с ее особыми научными методами, историю географии и страноведение (то есть нет однозначного ответа относительно классификации данных наук).

  • землеведение (изучает общие закономерности строения и развития географической оболочки);
  • ландшафтоведение (изучает территориальные природные комплексы);
  • палеогеография (эволюционная география).

В процессе развития науки сформировались отраслевые (частные) науки физической географии, список которых можно представить следующим образом:

  • топография;
  • биогеография;
  • климатология;
  • метеорология;
  • геоморфология;
  • гидрология (подразделяется на гидрологию суши и океанологию);
  • гляциология;
  • криолитология;
  • почвоведение;
  • и другие.

А также частные (отраслевые) науки:

  • географию промышленности/сельского хозяйства/транспорта/населения/сферы услуг;
  • медицинскую/культурную/историческую географию;
  • ресурсоведение;
  • страноведение и геоурбанистику (эти дисциплины всесторонне описывают и изучают проблемы развития отдельных территорий);
  • и другие.

География тесно взаимосвязана со многими науками, ведь существует большое количество методов изучения и познания современного мира: исторический, физический, химический, математический, биологический и другие. Географические знания необходимы во многих современных профессиях. Рассмотрим их более подробно в виде следующей таблицы:

  • особенности климата данной территории для выращивания определенных видов культурных растений: влажность воздуха, количество выпадающих осадков, направление и скорость ветра и др.;
  • типы и состав почвы;
  • повышение плодородия и почвы и урожайности культурных растений с помощью удобрений.
  • закономерности распространения животного и растительного мира определенного района;
  • климатические особенности территории: направление, скорость ветра, количество осадков, продолжительность теплого и холодного сезонов, исчезающие виды животных и растений;
  • антропогенное воздействие на окружающую среду;
  • составление экологических мониторингов и внесение результатов на различные карты.
  • ориентирование в лесном пространстве;
  • типы почв лесных угодий;
  • закономерности распространения животных и растений в лесу, на болотах, вдоль рек и т. д.;
  • особенности климата данной территории;
  • экология леса.
  • изучение рельефа земной поверхности при поисках полезных ископаемых, строительстве газопроводов, шахт, дорог, а также для нужд сельского хозяйства и охраны природы;
  • составление прогнозов наличия или отсутствия полезных ископаемых в недрах конкретной территории, заболачивание берегов, развитие форм рельефа и т. д.;
  • составление геоморфологических карт определенной территории/района;
  • съемка местности.
  • выявление особенностей климата в природных процессах как определенной местности/территории, так и всего земного шара в целом.

проводит измерительные работы для реализации проектных решений зданий, сооружений и т. д:

  • нивелирная съемка территории;
  • выполнение измерений на местности;
  • топографическая съемка участков.
  • исследование атмосферных явлений: ветер, сила, направление ветра, облака и их виды, солнечная радиация, дождь, снег, иней, град, антициклон, циклон, атмосферное давление и др.;
  • изменения климата, вызванные человеческой деятельностью.
  • мониторинг информации о вспышках различных заболеваемостей по району, области, стране;
  • географическое положение района, где началась вспышка эпидемии;
  • географическое распространение болезней;
  • влияние географической среды на здоровье человека;
  • составление эпидемиологических карт, а также карт распространения различных заболеваний и вирусов.
  • исследование природно-климатических условий обустраиваемой территории: климат, продолжительность теплых дней в году, типы почв, количество солнечной радиации, направление и сила ветра, влажность воздуха, количество осадков и др.
  • разработка общегеографических тематических карт разных масштабов, атласов, глобусов;
  • изучение рельефа местности;
  • знание расположения различных природных и хозяйственных объектов на местности;
  • создание PD-навигаторов и GPS-приемников с использованием в них картографических изданий.

Основные географические дискуссии

Кратко выделим существующие на данный момент проблемы, которые вероятно, не имеют однозначного решения, но вызывают наиболее острые и актуальные дискуссии и препятствуют развитию географических наук.

Несмотря на то, что географическая наука существует уже около двух с половиной тысяч лет, только сейчас у многих ученых возникает вопрос, а стоит ли выделять эту науку вообще и имеет ли она право на существование в современных реалиях. Этот вопрос остается дискуссионным.

Перспективы развития

Можно выделить две основные тенденции в развитии географической науки:

  1. Экологизация всех ее исследований.
  2. География в современном обществе становится все более практичной. Набирает популярность ее отдельная отрасль — стратегическая география, целью которой является изучение свойств географической среды и прогнозирование их влияния на социум.

Для успешного развития географической науки, по мнению ученых, необходимо:

  • разрабатывать мировые и национальные географические стратегии/сценарии будущего/модели и схемы развития планеты;
  • проводить экологическую реставрацию разрушенных экосистем;
  • улучшать современную геополитику;
  • создавать особо охраняемые мировые территории.

При всех существующих проблемах и дискуссиях, бесспорным остается то, что географическая наука играет важнейшую роль в современном мире. Отвечая на многие актуальные вопросы, она прежде всего учит человечество не только знать богатства планеты Земля, но и беречь и приумножать их ради будущего поколения.


Увлекательный предмет география является научным направлением, изучающим земную поверхность, океаны и моря, окружающую среду и экосистемы, а также взаимодействие между человеческим обществом и окружающей средой. Слово географии в буквальном переводе с древнегреческого означает “описание земли”. Ниже приведено общее определение термина география:

“География – система научных знаний, изучающая физические особенности Земли и окружающей среды, включая влияние деятельности человека на эти факторы, и наоборот. Предмет также охватывает закономерности размещения населения, землепользования, наличия природных ресурсов и производств”.

Ученые, которые изучают географию известны как географы. Эти люди занимаются исследованием природной среды нашей планеты и человеческого общества. Хотя картографы античного мира были известны как географы, сегодня это относительно самостоятельная специализация. Географы, как правило, сосредоточены на двух основных областях географических исследований: физической географии и географии человека.

История развития географии


Термин “география” был придуман древними греками, которые не только создали подробные карты окружающей местности, а также объяснили отличие людей и природных ландшафтов в разных местах Земли. С течением времени, богатое наследие географии осуществило судьбоносное путешествие в яркие исламские умы. Золотой век ислама стал свидетелем поразительных достижений в области географических наук. Исламские географы прославились новаторскими открытиям. Были исследованы новые земли и разработана первая сетка-основа для системы карт. Китайская цивилизация также инструментально способствовала развитию ранней географии. Компас, разработанный китайцами, использовался исследователями для изучения неизвестного.

Новая глава в истории науки начинается с периода великих географических открытий, период, совпадающий с Европейским Ренессансом. В европейским мире проснулся свежий интерес к географии. Марко Поло – венецианский купец и путешественник возглавил эту новую эпоху исследований. Коммерческие интересы в установлении торговых контактов с богатыми цивилизациями Азии, такими как Китай и Индия стали основным стимулом путешествий в те времена. Европейцы продвинулись вперед по всем направлениям, открыв новые земли, уникальные культуры и природные чудеса. Был признан огромный потенциал географии для формирования будущего человеческой цивилизации и в 18 веке, ее ввели в качестве основной дисциплины на университетском уровне. Опираясь на географические знания, люди начали открывать новые пути и средства для преодоления трудностей, порождаемых природой, что привело к процветанию человеческой цивилизации во всех уголках мира. В 20-м веке, аэрофотосъемка, спутниковые технологии, компьютеризированные системы, и сложное программное обеспечение радикально изменили науку и сделали изучение географии более полным и подробным.

Ветви географии

География может рассматриваться как междисциплинарная наука. Предмет включает в себя трансдисциплинарный подход, что позволяет наблюдать и анализировать объекты в пространстве Земли, а также разрабатывать пути решения проблем на основе этого анализа. Дисциплина география может быть поделена на несколько направлений научного исследования. Первичная классификация география разделяет подход к предмету на две обширные категории: физическая география и социально-экономическая география.

Физическая География


Физическая география определяется как ветвь географии, которая включает в себя изучение природных объектов и явлений (или процессов) на Земле.

Физическая география дополнительно подразделяется на следующие отрасли:

  • Геоморфология: занимается изучением топографических и батиметрических особенностей поверхности Земли. Наука помогает прояснить различные аспекты, связанные с формами рельефа, такие как их история и динамика. Геоморфология также пытается предсказать будущие изменения физических характеристик внешнего облика Земли.
  • Гляциология: раздел физической географии, занимающийся изучением взаимосвязи динамики ледников и их влияния на экологию планеты. Таким образом, гляциология предполагает исследование криосферы, включая альпийские и материковые ледники. Ледниковая геология, гидрология снега и т.д. являются некоторыми субдисциплинами гляциологических исследований.
  • Океанография: так как океаны содержат 96.5% от всей воды на Земле, специализированная дисциплина океанография посвящена их изучению. Наука океанография включает в себя геологическую океанографию (изучение геологических аспектов дна океана, подводных гор, вулканов и т.д.), биологическую океанографию (изучение морской флоры, фауны и экосистем океана), химическую океанографию (изучение химического состава морских вод и их воздействие на морские формы жизни), физическую океанографию (исследование океанических движений, таких как волны, течения, приливы и отливы).
  • Гидрология: еще одна важная отрасль физической географии, занимающаяся изучением свойств водных ресурсов мира и динамики движения воды по отношению к суше. Она исследует реки, озера, ледники и подземные водоносные горизонты планеты. Гидрология изучает непрерывное движение воды от одного источника к другому, выше и ниже поверхности Земли, через круговорот воды в природе.
  • Почвоведение: раздел науки, который изучает различные типы почв в их естественной среде на поверхности Земли. Помогает собирать информацию и знания о процессе формирования (почвообразование), составе, текстуре и классификации почв.
  • Биогеография: незаменимая дисциплина физической географии, исследующая рассредоточение живых организмов в географическом пространстве планеты. Она также занимается изучением распределения видов в течение геологических периодов времени. Каждый географический регион имеет свои уникальные экосистемы, а биогеография исследует и объясняет их взаимосвязь с физико-географическими особенностями. Существуют различные ветви биогеографии: зоогеография (географическое распределение животных), фитогеография (географическое распределение растений), островная биогеография (изучение факторов, влияющих на отдельные экосистемы) и т.д.
  • Палеогеография: отрасль физической географии, которая изучает географические особенности в различные моменты времени геологической истории Земли. Наука помогает географам получить информацию о континентальных положениях и тектоники плит, определяющиеся путем изучения палеомагнетизма и ископаемых записей.
  • Климатология: научное исследование климата, а также важнейший раздел географических исследований в современном мире. Рассматривает все аспекты, связанные с микро или местным климатом, а также макро или глобального климатом. Климатология также включает в себя изучение влияния человеческого общества на климат, и наоборот.
  • Метеорология: занимается изучением погодных условий, атмосферных процессов и явлений, влияющих на местную и глобальную погоду.
  • Экологическая география: исследует взаимодействие между людьми (отдельными лицами или обществом) и их природной средой с пространственной точки зрения.
  • Прибрежная география: специализированная область физической географии, которая также включает в себя изучение социально-экономической географии. Она посвящена исследованию динамического взаимодействия между прибрежной зоной и морем. Физические процессы, формирующие побережья и влияние моря на изменение ландшафта. Исследование также предполагает понимание воздействия жителей прибрежных районов на рельеф и экосистему побережья.
  • Четвертичная геология: узкоспециализированный раздел физической географии, занимающаяся изучением четвертичного периода Земли (географическая история Земли, охватывающая последние 2,6 миллиона лет). Это позволяет географам узнать об экологических изменениях, произошедших в недавнем прошлом планеты. Знания используется в качестве инструмента для прогнозирования будущих изменений в окружающей среде мира.
  • Геоматика: техническая отрасль физической географии, которая включает в себя сбор, анализ, интерпретацию и хранения данных о поверхности земли.
  • Ландшафтная экология: наука изучающая влияние различных ландшафтов Земли на экологические процессы и экосистемы планеты.

География человека


География человека, или социально-экономическая география – ветвь географии, занимающаяся исследованием воздействие окружающей среды на человеческое общество и земную поверхность, а также влияние антропогенной деятельности на планету. Социально-экономическая география ориентирована на изучение самых развитых с эволюционной точки зрения существ мира – людей и их окружение.

Эта ветвь географии делится на различные дисциплины в зависимости от направленности исследований:

http://900igr.net/datai/geografija/Atlanticheskij-okean/0003-001-Geograficheskoe-polozhenie.jpg

Из курса географии, который называется “География материков и океанов” вы узнаете о природе нашей планеты в целом, о природе каждого материка и каждого океана, о рельефе и климате Земли, а также о том, какие страны и народы существуют.Сами сможете назвать причину того, почему Африка является самым жарким континентом, а Антарктида - самым холодным.

В настоящее время выделяют 4 океана:

(названия приведены в порядке уменьшения их площади).

http://geographyofrussia.com/wp-content/uploads/2014/01/2011-2.jpg

Тихий океан является самым большим и вмещает в себя площади всех остальных океанов вместе взятых. В нём также может поместиться вся суша, и при этом ещё останется площадь, равная Африке.Название Тихому океану дал португальский и испанский мореплаватель Фернан Магелланво время своего первого кругосветного плавания. Посколькув течение 100 дней путешествия от архипелага Огненная Земля до Филиппинских островов стояла спокойная погода и не было ни одной бури, Магеллан назвал океан Тихим. Но мореплавателям просто очень повезло.

Атлантический океан является вторым по величине после Тихого, название своё получил по имени гиганта Атланта из греческих мифов.

Индийский океанносит название страны, чьи берега омывает, он является третьим по величине океаном на нашей планете.

Русский мореплаватель адмирал Ф.П. Литке в 19 веке назвал воды за полярным кругом Северным Ледовитым океаном, название соответствует географическому положению и ледовому состоянию океана.

Поверхность суши составляет площадь около 149 млн. кв. км. Деление суши на материки связано с научными данными о геологическом строении земной коры.

Материк – это обширное пространство суши, которое со всех сторон омывается водами морей и океанов.У материка есть большая надводная часть, которая образует земную поверхность материка, и подводная с шельфом и материковым склоном.

http://900igr.net/datai/geografija/Geograficheskoe-polozhenie-Afriki/0010-007-6.-Kak-raspolozhen-materik-otnositelno-drugikh-materikov.jpg

Всего на Земле существует 6 материков – это Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия (названия приведены в порядке уменьшения их площади). Границы между некоторыми материками проведены условно. Так, например, Африка отделена от Евразии Суэцским каналом, а Северная и Южная Америки разделены Панамским каналом.По поверхности Земли суша распределяется неравномерно. В Северном полушарии она занимает 39 %, а в Южном 19% от площади полушарий.Иногда Северное полушарие ещё называют материковым, а Южное – океаническим.

pgКроме материков к суше относятся небольшие участки земли, со всех сторон окруженные водой, которые называются островами. По происхождению они делятся на:

- материковые – расположенные на материковой отмели или склоне (например, остров Мадагаскар),

- вулканические, которые явились результатом вулканической деятельности на дне океанов и морей (например, Исландия),

- коралловые, которые возникли в результате жизнедеятельности рифостроящих организмов (к ним относят многочисленные острова в Тихом океане).

Наряду с делением суши на материки существует её условное разделение по частям света. Часть света– понятие историко-культурное, выделение производилось учеными на основе знаний об истории, культуре и географии этих районов Земли. Понятие “часть света” было введено древнегреческими учеными Милетской школы в 6 веке до н.э., яркими представителями которой являются Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Всего выделяют 6 частей света.

http://earth-chronicles.ru/Publications_4/40/main_Fotolia_48712137_Subscription_Monthly_XXL.jpg

Древним грекам были известны три из них: Европа, Азияи Африка, которую ещё называли Ливией. С началом эпохи Великих географических открытий эти земли получили название Старый Свет.Традиционно самый большой по площади материк Евразию делят на две части света: Европу и Азию. Представления о Европе и Азии у людей сложились раньше, чем они узнали настоящие размеры и очертания материка в целом. Условная граница между ними проходит по восточным склонам Уральских гор, реке Эмбе, северному побережью Каспийского моря, Кумо-Манычской впадине, Азовскому морю, Керченскому проливу, Черному морю, проливам Босфор и Дарданеллы. К вновь открытым частям света относят Америку, Австралию и Антарктиду, эти земли получили название Новый Свет. Два континента - Северная и Южная Америка объединены в одну часть света - Америку.

Итак, подведем итоги урока:

1.Вся поверхность нашей планеты разделена на океаны и сушу. Водная поверхность преобладает и составляет примерно 71% от общей площади Земли.

2.На нашей планете выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.

3.Суша состоит из материков, их всего шесть: Евразия, Африка, Южная Америка, Северная Америка, Австралия и Антарктида.

4.Существует условное деление сушина шесть частей света: Европу, Азию, Африку, Америку, Антарктиду и Австралию.

География – это крупномасштабный комплекс наук, изучающих законы и различные закономерности размещения географических объектов среды. Именно сложность изучения объектов послужила дифференциации целой науки географии на более узкоспециальные научные дисциплины.

Если говорить о школьном курсе географии, то в нём изучаются как физико-географические аспекты науки, так и социально-экономические факторы. Примером физико-географического знания может служить зональность поверхности всей суши земли, а примером социально-экономического знания выступает этническое распределение население по всему земному шару.

В школьном курсе географии за седьмой класс изучается происхождение нашей планеты, её внутреннее и внешнее строение. Выделяется также и зональная дифференциация по типу выпадения осадков, температуре и влажности климата, растительности и многим другим показателям.


Обзорно изучается каждый из материков: страны, которые входят в конкретную исследуемую часть, их население и социально-экономические особенности развития. Не обходят стороной и влияние расположения того или иного государства на его успешность в экономическом плане, да и развитии в целом.

В седьмом классе ребёнок должен иметь чёткое представление о том, как важно расположение страны и рациональное использование ею природных ресурсов, которые располагаются на её территории.

Из социально-экономических аспектов выделяют особенности культуры и населения, проживающего либо на материке в целом, либо на той территории, которая по учебной программе предполагает углублённое изучение своей общественной структуры.

Конечно же, для усвоения столь объёмного материала требуется регулярно давать детям работу с контурной картой, дабы проверить уровень усвоения материала. Учитывая, что в седьмом классе география представлена в довольно общем виде, учебный материал должен знать каждый обучающийся хотя бы на удовлетворительную оценку.

Дабы облегчить работу учителя по поиску доступной и понятной детям информации по каждой из определённых тем, желательно использовать презентации по географии для 7 класса. Ни для кого не секрет, что воспринимать информацию в интерактивном виде гораздо удобнее, особенно детям. Да и запоминается она в разы лучше, если присутствует элемент визуализации, а не лишь абстрактные описания, представить которые может не каждый.

Читайте также: