Анализ стихотворения тютчева странник кратко

Обновлено: 03.07.2024

Оно относится к поздней философско-религиозной лирике поэта и пронизано мотивами поиска смысла жизни, как и всё пушкинское творчество 30-х годов.

Существует предположение, что в сюжете произведения отразилась реальная история близкого приятеля Пушкина И. Киреевского, оставившего увлечение литературой, дом и семью ради духовного поиска.

В одних кругах воспринятый как сумасшедший, в других – одобренный, И. Киреевский своим внутренним выбором произвёл сильное впечатление на Пушкина и заставил поэта задуматься о собственной судьбе.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в реалистических традициях. Оно отражает конфликт человека и общества.

3. Род

Данное стихотворение является лирическим произведением с элементами эпоса. Сугубо личное переплетается в нём с общечеловеческим, а исповедальное – с повествовательным.

4. Жанр

По жанру стихотворение напоминает притчу. В ней смыкаются пласты духовной и светской жизни.

Юноша с книгой в руках, указующий вперёд, даёт лирическому герою нравственный урок, что соответствует духу притчи.

5. Проблематика

Основные проблемы, затронутые в произведении:

  • поиск выхода из жизненного кризиса,
  • право на личную свободу в выборе пути,
  • смысл человеческой жизни.

6. Тематика

Пушкин обращается к темам разочарования, духовного кризиса, поиска правды. Этим темам противопоставлены темы побега, внутреннего освобождения, обретения веры.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что человек, скованный общественными и семейными обязательствами, в любую минуту может почувствовать бессмысленность своего существования.

Тогда ему понадобится новая жизненная стезя, ради которой он будет готов оставить всё, что когда-то любил. В полном отречении от прошлого он обретёт путь к Богу.

8. Пафос

Потопляемый в житейском море, человек с трудом спасается от бедствий и, наконец, устаёт бороться с бесконечными волнами. Душа его хочет спастись, начав новую жизнь по законам добра и справедливости.

В этом рвении к духовному освобождению и состоит пафос притчи.

9. Система образов

Образы стихотворения концентрируются вокруг идеи жизненного пути.

Если жизнь – это путь, то проходящий его – странник. У странника нет семьи, дома, места работы. Он живёт мыслью о Боге и следует всегда вперёд, за светом ещё неведомой, но уже приоткрывшейся ему Истины.

На его стороне находится юноша с книгой, который подсказывает герою, куда идти. Возможно, это один из ангелов, посланный Богом на помощь заблудшему.

Страннику и юноше противопоставлены образы родных поэта (его жены и детей), весь уклад домашней жизни с обязательным ночным сном, приличием поведения и благоразумием суждений, а также врач, о котором они вспоминают.

10. Центральные персонажи

Как уже было сказано, главный герой произведения, становящийся странником, а также юноша, указующий ему путь, находятся на одной ступени.

На другой помещаются их антагонисты: жена, дети, врач, которые олицетворяют общество и мирскую жизнь в целом.

И те, и другие по-своему правы, просто они расположены на разных уровнях познания мира.

Окружающие не могут понять причину его беспокойства и считают его умалишённым. В конце стихотворения появляются приятели героя, которые разными способами хотят остановить его и вернуть к прежней жизни. Одни смеются, другие бранят его, третьи хотят вернуть силой.

Эта картина усиливает одиночество странника среди людей.

11. Лирический герой

Но его герой мучим не простым желанием социальной свободы. Его тяготит неотвратимость Страшного Суда. Бог касается его души и вызывает в ней муки раскаяния за годы, прожитые в духовной слепоте.

12. Сюжет

В центре – фигура человека, оказавшегося на мрачном жизненном перепутье.

Вернувшись в семью и поведав о своей печали близким, странник не находит сочувствия. Его отправляют спать, списывая болезненное состояние его духа на усталость, но сон не приносит облегчения. Тогда жена и дети отступаются от героя, как от больного, – происходит окончательный разрыв с ними.

В тоске странник отправляется дальше и встречает юношу, который указывает ему на свет, который брезжит впереди. Заворожённый теплотой и яркостью этого света, герой следует за ним, чтобы найти тесные врата, ведущие в Царство Божье.

13. Композиция

Стихотворение имеет линейную композицию и состоит из 5-ти частей.

  • В первом фрагменте совершается завязка: герой остаётся наедине с вопросами о смысле жизни.
  • Во втором повествуется о его возвращении в дом.
  • В третьем показан конфликт с родными и окончательный уход из семьи.
  • Четвёртый фрагмент описывает встречу с божественным юношей и кульминационный момент, когда тот показывает герою путь.
  • В пятом эпизоде осуществляется развязка: герой покидает полный искушений мир.

14. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано шестистопным ямбом, женские и мужские рифмы чередуются

Рифмовка – парная (ААББ).

Такая организация поэтического текста характерна для баллад, притч, поэм и других произведений с выраженным эпическим началом.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись произведения соответствует настроению каждого фрагмента.

Создаётся эффект какофонии, где все мысли и чувства, явленные через звук, вступают в противоборство.

Лексика стихотворения насыщена церковно-славянскими словами и оборотами. Она придаёт произведению иносказательности, отсылая читателя к библейским первоисточникам сюжета.

Там же, где он рассказывает о себе как бы со стороны, предложения сложны по структуре, полны инверсий. Это свидетельствует о сложности переворота, который совершается во внутреннем мире странника.

16. Средства художественной выразительности

Претерпевая тяжесть всех эти ролей, герой ищет путь к себе истинному, который мыслится ему только через встречу с Богом.

17. Значение произведения

Вообще мотив странничества является одним из основных в литературе духовного поиска. Странники всегда были частью русской культуры, они бродили по дорогам, пели духовные стихи, совершали паломничества к монастырям и искали правду Божью.

Подобный мотив в полную силу зазвучит в творчестве Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Некрасова, Лескова, Чехова, Бунина, Горького, Шмелёва, Зайцева, Есенина, Клюева, Васильева, Платонова и многих других русских писателей.

18. Актуальность

Люди устают от культа потребления и начинают тосковать по традиционным ценностям: красоте, добру, правде.

Многие находят путь к личной свободе через веру в Бога. Уверовав, люди идут вперёд без оглядки на прошлое. Пушкин показывает нам сложность и благодатность этого пути.

19. Моё отношение

Даже самые близкие могут отвернуться от тебя в минуту испытания, но ты не должен отрекаться от выбранного идеала.

Почему-то мне подумалось, Пушкину было очень грустно, когда он писал эти стихи. Я с сочувствием отношусь к страданиям лирического героя.

20. Чему учит

История создания

Многие эксперты полагают, что Тютчев создал особое произведение, когда искал свой путь. При этом в те годы Фёдор Иванович был молод. Однако это не помешало ему начать искать свою дорогу. Тютчев не боялся ошибаться, ведь он понимал простую истину: ошибки могут допускать любые люди. Просто их не стоит бояться.

Читайте по теме:

Поэт затрагивает тему странничества. Это не было чем-то новым в творчестве Тютчева, однако поэт по-новому подошёл к стандартному образу поэта.

Композиция

Стихотворение состоит из 3 четверостиший. Поэт применяет перекрестную рифмовку. От этого получается неспешное повествование, которое весьма интересно.

Произведение относится к философской лирике, т.к. поэт затрагивает волнующую многих людей тему. Странничество – это то, к чему стремится каждый человек, ищущий свой уникальный путь в жизни.

Средства выразительности

Тропы выступают в роли средства, с помощью которого поэт раскрывает тематику произведения. И этот момент важен, ведь тропы нужны.

Читайте по теме:

Эпитеты

Бедный странник, благих богов – примеры эпитетов, которые использует в своём творчестве поэт.

Олицетворения

Отверста вся Земля, стелется дорога – олицетворения.

Метафоры

Угоден Зевсу бедный странник,
Над ним святой его покров.
Домашних очагов изгнанник,
Он гостем стал благих богов.

Сей дивный мир, их рук созданье,
С разнообразием своим,
Лежит развитый перед ним
В утеху, пользу, назиданье…

Чрез веси, грады и поля,
Светлея, стелется дорога, –
Ему отверста вся Земля –
Он видит все и славит Бога.

Интересно, что с развитием лирического сюжета претерпевает изменения вера персонажа. Сначала путник близок античным богам, но дорога, подвластная воле провидения, обращает его к христианским ценностям. В завершающем эпизоде облик наивного странника преображается. Поскольку ему открыты и понятны все земные дали, фигура персонажа избавляется от первоначальной характеристики парии и сближается с образом библейского пророка. Книжная лексика, количество которой возрастает к финалу, подтверждает духовную трансформацию странника на стилистическом уровне.

543680_html_m545b1271 (464x619, 76Kb)

Интересно, что с развитием лирического сюжета претерпевает изменения вера персонажа. Сначала путник близок античным богам, но дорога, подвластная воле провидения, обращает его к христианским ценностям. В завершающем эпизоде облик наивного странника преображается. Поскольку ему открыты и понятны все земные дали, фигура персонажа избавляется от первоначальной характеристики парии и сближается с образом библейского пророка. Книжная лексика, количество которой возрастает к финалу, подтверждает духовную трансформацию странника на стилистическом уровне.

Под коими гниют все мертвецы столицы В болоте кое-как стесненные рядком Как гости жадные за нищенским столом.

Осеннею порой, в вечерней тишине, В деревне посещать кладбища родовое, Где дремлют мертвые в торжественном покое.

Похожие сочинения

Н. С. Гумилёв не смог принять переломы революционного времени, не смог найти окончательную общественную позицию, что, несомненно, не могло не отразиться в его произведениях. Одним из них является стихотворение Заблудившийся трамвай. Поначалу его название. смотреть целиком

История создания

Существует предположение, что в сюжете произведения отразилась реальная история близкого приятеля Пушкина И. Киреевского, оставившего увлечение литературой, дом и семью ради духовного поиска.

В одних кругах воспринятый как сумасшедший, в других – одобренный, И. Киреевский своим внутренним выбором произвёл сильное впечатление на Пушкина и заставил поэта задуматься о собственной судьбе.

Этот образ смерти по своему внутреннему содержанию близок к неожиданной смерти в «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. «, смерти, обрывающей жизнь.

Под коими гниют все мертвецы столицы В болоте кое-как стесненные рядком Как гости жадные за нищенским столом.

Осеннею порой, в вечерней тишине, В деревне посещать кладбища родовое, Где дремлют мертвые в торжественном покое.

Наташа Бушуева

Ученик (217), закрыт 8 месяцев назад

Искусственный Интеллект (368007) 2 года назад

Чрез веси, грады и поля, Светлея, стелется дорога, — Ему отверста вся земля, — Он видит всё и славит Бога.

Угоден Зевсу бедный странник, Над ним святой его покров. Домашних очагов изгнанник, Он гостем стал благих богов.

Сей дивный мир, их рук созданье, С разнообразием своим, Лежит развитый перед ним В утеху, пользу, назиданье…

Чрез веси, грады и поля, Светлея, стелется дорога, — Ему отверста вся Земля — Он видит все и славит Бога.

Интересно, что с развитием лирического сюжета претерпевает изменения вера персонажа. Сначала путник близок античным богам, но дорога, подвластная воле провидения, обращает его к христианским ценностям. В завершающем эпизоде облик наивного странника преображается. Поскольку ему открыты и понятны все земные дали, фигура персонажа избавляется от первоначальной характеристики парии и сближается с образом библейского пророка. Книжная лексика, количество которой возрастает к финалу, подтверждает духовную трансформацию странника на стилистическом уровне.

Средства художественной выразительности

Претерпевая тяжесть всех эти ролей, герой ищет путь к себе истинному, который мыслится ему только через встречу с Богом.

Читайте также: