Что изменилось в положении евреев при александре 2 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Взойдя на престол в $1855$ г., Александр II амнистировал участников Польского восстания $1830$ г. Однако это не решало проблем, связанных с этим регионом. После наполеоновских войн часть земель герцогства Варшавского вошла в Россию как Царство Польское. Александр I пожаловал Царству Польскому либеральную конституцию, но вскоре сам же избрал реакционную модель поведения. В $1830$ г. разразилось Польское восстание, после подавления которого польская конституция была отменена. Усиление режима в Польше утвердило мнение о Николае I как о диктаторе.

Несмотря на усилия государства, национально-освободительные течения в Польше не исчезли. Несмотря на глубокое различие между течениями, все тайные организации объединяло то, что они желали восстановления Польши в границах $1772$ г.

В $1864$ г. произошло очередное восстание, т.к. ранее в армию были призваны революционно настроенные молодые люди. После этого восстания Польское Царство стало Привисленским краем без какой-либо автономии. Так, делопроизводство, законы и образование ввели в $1865$ г. на русском языке, а аграрная реформа лишила шляхту большинства земель и крестьян.

Кавказ

Что касается освоения Кавказа, Александру II досталась от Николая I т.н. Кавказская война, тянувшаяся долгие годы. Этот конфликт был обусловлен постепенным вхождением в состав России территорий Кавказа. Большинство горных народов исповедовало ислам, часть из них вошла в состав России, а часть ожесточенно сопротивлялась и вошла в имамат Чечни и Дагестана под руководством Шамиля. Это военно-теократическое образование было ликвидировано в $1859$ г. главнокомандующим князем Барятинским А.И. после того, как Шамиль сдался в плен. До $1864-1865$ гг. проблему составляло сопротивление народов Западного Кавказа. Однако благодаря действиям Евдокимова Н.И. Западный Кавказ был присоединен, Кавказская война завершилась.

Готовые работы на аналогичную тему

Национальная политика на Кавказе являлась сложным вопросом, т.к. там проживало большое количество разных народов. Барятинский А.И. настаивал на вытеснении горцев, для этого нужно было заселять Кавказ терскими казаками и вообще русскими переселенцами. В результате еще в ходе войны многие бежали в Османскую империю, а черкесов переселяли насильственным путем, и всего выселили до $100$ тыс. человек.

Существовало и другое мнение относительно данного вопроса. Милютин Д.А., военный министр, призывал к проявлению гибкости. Позиция Александра II была именно такой. Традиции и религия горных народов оставались неприкосновенными. Исламское духовенство также получало от государства поддержку. Кроме того, на Кавказе законно действовал суд, вершивший правосудие в рамках традиций.

Еврейский вопрос

В первой половине $XIX$ в. в Российской империи преобладали антисемитские настроения. Евреи, как и другие представители податного сословия, не имели полной свободы перемещения, а проживали в т.н. черте еврейской оседлости, в которую входили:

  • Белоруссия,
  • Литва,
  • Украина,
  • польские земли,
  • Бессарабия.

При Николае I политика в отношении евреев ужесточилась. Для еврейских торговцев были завышены налоговые сборы. Окончательно закрепилась черта оседлости, за которой евреи не имели права проживать. Хотя еврейский народ не нес в себе никакой угрозы для самодержавия, его самобытность входила в противоречие с православием.

При Александре II евреи сравнялись в правах с русским населением. Вначале появились льготы на проживание за чертой оседлости для купцов I гильдии, некоторых ремесленников и ученых. Евреи вновь могли торговать алкоголем, владеть землей и т.д. Такая политика привела к большей ассимиляции, чем насильственные попытки включения в российский быт, принятые ранее.

Однако национальная политика Александра II была мягкой не всегда. Либеральные реформы привели к подъему национальных движений в белорусской и украинской среде. Правительство считало эти регионы исконно русскими, поэтому не соглашалось на признание белорусского и украинского народов, их культур и языков.

Антиеврейские законы принимались правительствами многих европейских государств, и Россия тому не исключение. В ней тоже стремились до некоторой степени ограничить возможности евреев контролировать экономику страны, находя для этого все новые поводы. Лишь в период правления императора Александра II для людей этой национальности были даны некоторые послабления, однако уже следующий царь Александр III вновь ужесточил законы. Наиболее неприятным для этой нации стал его указ от 1891 года, в котором предписывалось выселять их из Москвы и Московской губернии.

Исходя с точки зрения российского императора, основания для этого имелись довольно существенные. Благодаря либеральной политике императора Александра II евреи смогли спокойно выбирать места для проживания, еврейскому купечеству разрешалось оставаться в городах, расширялись их возможности на получение образования и выбор профессии, и даже на военную службу они могли призываться на общих основаниях.


В свою очередь, это повлияло на демографическую ситуацию в крупных городах, особенно в Москве. Утратив с появлением Санкт-Петербурга статус столицы, она перешла в категорию экономических центров. Сюда и потянулся еврейский люд в надежде на улучшение своего благосостояния. Статистика того времени говорит, что большая часть московских иудеев занимались промышленным делом (включая мелкое ремесленничество), торговлей и банковскими операциями. К моменту появления царского указа о выселении практически пятая часть от всех купцов высшей гильдии Москвы являлись евреями.

Был и еще один отрицательный фактор, неприемлемый для властей. Несмотря на то, что в количественном отношении их число в Москве составляло около 3% (25-35 тыс. человек), большая часть из них жила в своем замкнутом мире. Они были слабо мотивированы на сотрудничество с русской культурой, бедны и довольно консервативны. Основным языком для них служил идиш, а среда культурного общения ограничивалась ближайшей синагогой.

Ситуация окончательно стала нетерпимой в 1881 году после yбийcтвa террористами императора Александра II. В прессе разразилась антисемитская пропаганда. В СМИ утверждалось, что yбийcтвo государя – дело рук eврeeв. По стране прокатилась волна погромов, во время которых толпы потерявших человеческое лицо людей ходили по городам и избивали, а их дома, мастерские и магазины разоряли и поджигали. Немалую роль здесь играли пришедшие в города из сел обнищавшие крестьяне, для которых евреи были основными конкурентами. Ситуация стала настолько нетерпимой, что даже Александр III устроил встречу с делегатами от еврейского сообщества, пытаясь разобраться в ситуации.

Для московских иудеев высочайшее повеление стало настоящей драмой. Случайно или умышленно, но оно было опубликовано в прессе в момент празднования Песаха. В первую очередь выселять взялись нелегалов и мелких ремесленников. К людям с нерусской внешностью, могли прямо на улице подойти полицейские и потребовать разрешающие документы. Если таковых не обнаруживалось, человека помещали в пересыльную тюрьму, после чего отправляли по этапу. Вскоре ужесточились и требования к бывшим солдатам еврейской национальности, которые, окончив службу и выйдя в отставку, оседали в Москве на вполне законных основаниях. Их, а также членов их семей обязали приписываться к мещанским обществам. Но все усложнялось тем, что новых иудеев в них категорически запрещалось приписывать.

В течение 1891-1893 годов по высочайшему повелению из Москвы было выселено около 20 тыс. человек. Наиболее пострадавшими оказались беднейшие слои населения и иудейская церковь. В частности, было закрыто несколько синагог, в том числе и только открывшаяся накануне хоральная. Были высланы за черту оседлости и ряд церковных лидеров.

Что в итоге. Среди оставшихся в ней людей этой национальности резко вырос процент образованных и состоятельных людей, положительно относившихся к сосуществованию двух культур. Им пришлось проявлять больше усилий, чтобы повысить свой статус и остаться в Москве. В это время доля мелких ремесленников сократилась в 1897 до 37,9%, упав более чем в 2 раза от 1891 года. В то же время количество купцов выросло вчетверо, достигнув 25,6%. Вырос уровень евреев с высшим образованием. Также увеличилось и процентное число отставных солдат, поднявшееся до 25%, т.е. почти в 5 раз относительно того же 1891 года. Таким образом, руководство России резко увеличило процент высокообразованных евреев.

Общество осталось недовольным реформами Александра. Либералы стали радикализироваться, что только ухудшило общую картину.

В 1855 году во время Крымской войны Николай умер, на престол взошел его старший сын Александр II. Исход Крымской войны дискредитировал николаевскую политику жертв национальными интересами ради воинственности и империализма. Русские стонали под гнетом бюрократической неэффективности и бессмысленного давления. Их вопль о реформе надо было удовлетворить, чем как будто занялся Александр II . Он отменил крепостное право, реорганизовал армию, установил новую систему налогов, упорядочил и сделал более эффективными юридические процедуры и дал большую самостоятельность населению. Его реформы коснулись и еврейской жизни. В день коронации 2 марта 1855 года Александр II отменил ненавистнический и жестокий закон о кантонистах, который лишал юных детей их родителей. Евреи вздохнули с облегчением.

За этой реформой последовало меньшее, но важное улучшение. Черту оседлости расширили для всех евреев, а для некоторых категорий евреев ограничения сняли вообще. Уменьшилось давление на еврейских солдат, чтобы они крестились, ослабили контроль над еврейскими школами и расширили образовательные возможности для евреев в русских торговых и технических школах, гимназиях и университетах. К 1865 году многие русские евреи решили, что русское правительство полностью переменило отношение к ним. Казалось, солнце просвещения и либерализма, вставшее на Западе веком раньше, наконец проложило свой путь на восток, и многие евреи готовились встретить его приход с ликованием.

Проблема с любыми правительственными реформами в том, что их всегда воспринимают как недостаточные и запоздавшие, они пробуждают нереализуемые мечты, которые служат катализатором анархии и революций. Все это неизбежно препятствует дальнейшим необходимым реформам и превращает ожидаемого либерального правителя в реакционного тирана. В эту ловушку попался и Александр II со своим правительством.

По России разлилось чувство глубокого разочарования. В образованных классах возникли две экстремистские группы: разочарованные либералы, которые хотели больших и скорейших перемен, и консерваторы, которые хотели вернуться к авторитарному режиму. 20 Недовольство стали испытывать и широкие массы. Александр чувствовал, что уходит прежняя народная поддержка. Либералы становились радикальнее, тайные общества проявляли насилие, чтобы изменить существующее положение и провести новые реформы в России. В связи с этим царь остановил программу реформ и стал возвращаться к политике репрессий своих предшественников.

Это изменение позиции Александра отразилось и на еврейском мире России. Во многих тайных революционных организациях, которые стремились силой добиться скорейших результатов, было непропорционально много евреев. Евреи, которые воспользовались либерализацией приема в государственные учебные заведения и повалили в гимназии и университеты, платили за это отрывом от корней, потерей традиционных ценностей. И все-таки встречали вражду и презрение от учеников не евреев.

Сам Александр был продуктом своего воспитания и окружения, поэтому вирулентным антисемитом. Он и не собирался давать евреям настоящее равноправие. Евреи должны были зарабатывать всякое улучшение своей ситуации путем отхода от еврейства. Давая послабления евреям, Александр создал особые условия и ограничения. К концу шестидесятых годов стало ясно, что дальнейшего облегчения притеснений не предвидится.

Польская революция против России в 1863 году, жестоко подавленная царской армией и полицией, вызвала еще больший антисемитизм. Борьба против революции усилила русский патриотизм и ксенофобию за счет уменьшения либерализма нерусским меньшинствам, особенно евреям. В 1870 году Александр возобновил указ 1850 года против традиционной формы еврейской одежды. В 1871 году при Министерстве внутренних дел был создан особый комитет по еврейским вопросам. Все еврейские правительственные школы были закрыты, включая бесславные официальные раввинские семинарии, основанные, чтобы создавать новых раввинов, которые модернизируют иудаизм. В 1879 году на русском Кавказе был суд по случаю кровавого навета. Царь категорически отказывался от советов многих своих министров полностью отменить черту оседлости. К 1880 году реакционная Россия усилила антиеврейские меры, и великие надежды шестидесятых сменились реальностью восьмидесятых.

Религиозное еврейство немногого ждало от Александра, поэтому не испытало особых разочарований. Но маскилим и светские евреи были очень подавлены негативным поворотом событий. Все их попытки представить евреев в лучшем виде перед русским обществом провалились. Пресса стала активно антисемитской. Снова ввели и уменьшили процентную норму при приеме евреев в русские учебные заведения.

20 Энциклопедия Британика, т. 1 стр. 85.

21 Обвинение в ритуальном убийстве неевреев для использования их крови при изготовлении пасхальной мацы впервые использовано греками в Александрии 2000 лет назад. Совершенно абсурдно, ибо Тора категорически запрещает убийство, а также использование крови в пищу, и определяет состав мацы — только мука и вода. — Г. С.


Ограничения с евреев снимались одно за другим. В 1859 был снят запрет 1835 года: евреям брать в аренду или в управление населённые помещичьи земли. А тем самым – евреи получили право распоряжаться крестьянами. Вскоре в пределах черты оседлости евреи получили право землю у помещиков и покупать.

Никак не с таким темпом, но текли своей чередой частные разрешения повсеместного жительства. С 1865 разрешён приём евреев в должности военных врачей, а вслед за тем (1866, 1867) евреям-врачам была разрешена служба по министерствам народного просвещения и внутренних дел.

Наконец в 1880 последовал указ министра внутренних дел (Макова): вне черты оседлости оставить на жительстве всех тех евреев, кто поселился там незаконно.

А росло еврейское население России – уверенно и быстро. В 1864 без Польши оно составляло 1,5 миллион. В начале XIX в. российское еврейство составляло 30% мирового, в 1880 – уже 51%.

Только один этот быстрый численный рост, без всех остальных сопутствующих особенностей еврейского вопроса, – уже ставил перед Россией большую государственную проблему. – И тут необходимо, как и всегда во всяком вопросе, постараться понять обе точки зрения. При таком экстра-росте российского еврейства – всё настоятельнее сталкивались две национальные нужды. Нужда евреев (и свойство их динамичной трёхтысячелетней жизни): как; можно шире расселиться среди иноплеменников, чтобы как можно большему числу евреев было бы доступно заниматься торговлей, посредничеством и производством (затем – и иметь простор в культуре окружающего населения). – А нужда русских, в оценке правительства, была: удержать нерв своей хозяйственной (затем – и культурной) жизни, развивать её самим.

В эпоху Александра II заканчивался – неудачею – полустолетний замысел привязать евреев к земледелию.

С несомненностью видели теперь российские власти: образовать из евреев оседлых земледельцев – не удалось. Уже не верилось, чтобы "лелеянная надежда на процветание еврейских осуществилась".

И в 1866 Александр II утвердил: действие особых постановлений о перечислении евреев в земледельцы – остановить. Теперь стояла задача: как уравнять еврейских земледельцев с прочими земледельцами Империи. Еврейские колонии оказались неспособны к начавшейся повсюду самостоятельной земской жизни. Теперь оставалось – открыть им уход из земледельческого состояния, даже и раздробительно, не в полном составе семьи (1868), переход в ремесленники и в купцы. Разрешено было им и выкупать свои земельные наделы – и они выкупали, и перепродавали с большим барышом.

Так-то так, однако после опыта освоения Палестины, где еврейские поселенцы почувствовали себя на Родине, они отлично справлялись с землёй, и в условиях куда неблагоприятней, чем в Новороссии. Все же попытки склонить или принудить евреев к хлебопашеству в России (и затем в СССР) окончились неудачей.

Читайте также: