Что имеют ввиду когда говорят об экологии философия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Раздел экологической философии является одной из самых молодых направлений в общем курсе философии.

К концу ХХ - го века становится актуальной проблема загрязнения окружающей среды и угроза жизни всего живого на земле. Такая проблема кроется в неосознанности человека своего бытия и неразвитости экологического сознания. В комплексе глобальных проблем человечества экология перестала быть только биологической наукой, изучающей взаимодействие живых организмов между собой и окружающей средой. Сегодня термин экология несет духовную нагруженность и под этим понимается: чистота мыслей, чистота взаимоотношений, благоприятность развития связей, внутренняя умиротворенность человека и т.п. В связи с этим появляются такие новые направления как экологическая политика, экологическое право, социальная экология, экологическая психология, экология человека и т.п., все это постепенно находит свое специфическое отражение и в философии, в ее особом разделе - экологической философии.

Философским аспектом в экологических отношениях следует рассматривать сферу гармонизации человека с окружающей его средой. Под окружающей средой может пониматься:

1) космическая среда,

2) природная (земная) среда,

3) социальная среда.

Выявляя экологические отношения между человеком и миром каждую среду можно рассматривать как отдельно, так и в совокупности, все зависит от особенностей рассматриваемой проблемы. Необходимо так же учитывать как материальную сторону, так и духовную сторону человека. Более подробно проблема экологии рассматривалась в первой главе моей диссертации: "Проблема социальных и личностных ситуаций в экологической философии". При желании можно посмотреть по ссылке. Здесь я только затрону общие принципы и основные особенности экологической философии.

В качестве эко-философских принципов можно выделить следующие:

1) Принцип целостности и единства мира. Целостность и единство можно рассматривать как с физической стороны, т.е. физико-химическое единство всех веществ в природе, так и с духовной стороны - духовное единение с Миром, Абсолютом, Универсумом, с Богом (в понимании верующих).

2) Принцип обменных процессов (круговорот в системе), ведущих к целостности и единству системы, может также рассматриваться с материальной стороны (обмен энергии, вещества) и духовной стороны (обмен информации).

3) Принцип адаптивности (способность меняться) может быть применим, как в биологической, так и в социальной сфере. В биологической сфере - это естественный отбор. В социальной сфере адаптация включает в себя процесс взаимодействия личности или социальной группы с внешней социальной средой, которая достигается в результате усвоения норм, правил и ценностей общества. При этом необходимо учитывать, что нормы, правила и ценности меняются в зависимости от степени индустриализации общества. Применительно к экологической философии адаптация рассматривается как процесс приспособления человека и общества к комплексу воздействий· внешней среды. Под комплексом воздействия внешней среды понимаются· различные системы (природная среда, географическая среда, социальная среда, космос - каждая со своими системами и подсистемами), влияющие на человека с различной степенью интенсивности. В результате из-за комплекса внешних воздействий происходит внутренняя и внешняя трансформация человека, как с внешней - материальной· стороны (как биологического вида), так и с внутренней - духовной стороны (как социообъект).

4) Законченным процессом адаптации объекта к среде в экологической философии понимается принцип гармонизации. Гармонизация, также как и адаптация, имеет внешние и внутренние свойства. Под внешним свойством понимается форма объекта, т.е. соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое, придание этому эстетической значимости (об этом еще упоминал Пифагор). За внутреннее свойство берется внутренний мир человека - его психика, сознание, мировоззрение, наполненный этическо-эстетической содержательностью. Такой принцип учитывается, в основном, в восточно-философских школах, использующих за основу знания такие религиозные учения как буддизм, даосизм, индуизм и т.д., провозглашающие жить в мире гармонично. Но гармоничных отношений с миром можно достичь лишь тогда, когда обрел гармонию внутри себя. Отсюда возникает не менее важный аспект в экологической философии - это определенное отношение человека к внешней среде (социальной или природной), направленное на установление взаимоконтакта. Такое взаимоотношение нашло применение в психологии и определилось как экологическая психология.

Принцип гармонизации в психологии и социологии называется самоидентификацией личности. Самоидентификация - это процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с группой, образцом кого или чего-либо. С философской стороны за образец можно принять мир в целом, т.е. бытие.

В области экологической философии выделяются две стороны.

Первая сторона - в рамках экологической философии необходимо экологическую проблему рассматривать с позиции мировоззренческого и методологического подходов, выявляющих общие универсальные свойства процессов и явлений во взаимоотношениях "человек - природа", что отражается в категориальной системе философского знания.

Вторая сторона - рассмотрение экологической проблемы в аспекте гармонизации человека и природы, при этом, гармонизация оценивается как в материальном, так и в духовном плане.

Учет материальной стороны предполагает:

1) принцип целостности и единства (физико-химическое единство);

2) принцип обменных процессов (круговорот в системе) ведущих к целостности и единству системы;

3) принцип физической равновесности системы - как условие существования объекта бытия;

4) принцип физической адаптации объекта в системе бытия.

Учет духовной стороны гармонизации предполагает:

1) принцип единства экологического сознательного и бессознательного;

2) принцип духовно-психологической адаптации объекта в системе бытия;

3) принцип этико-эстетической гармонизации, как высшее свойство духовного единения человека и мира.

Учитывая выше приведенные позиции дадим определение экологической философии, но, чтобы дать определение экологической философии необходимо установить ее объект и предмет исследования. Объектом исследования здесь является система "человек-общество-природа". Предметом исследования являются экологические отношения между человеком, обществом и природой. Если посмотреть на предмет исследования самой философии, то ее предметом служит отношение между человеком и миром в целом (бытием). Если посмотреть на отношения человек - мир с экофилософской позиции, то мир берется не в полной совокупности всех его свойств, а только в той части, которая касается отношений человека с окружающей природой или социальной средой (как часть бытия). Природная среда может рассматриваться как географическая или космическая среда, как окружающая среда или среда обитания. Социальная среда может включать в себя отношения между людьми, т.е. человек-человек, человек-группа, человек-общество, человек-человечество. Экологическая философия· рассматривает· различные среды обитания по разным признакам, при этом выделенный объект может одновременно взаимодействовать с определенной совокупностью этих сред. Все зависит от масштаба и интенсивности взаимодействия человека или общества с какой-либо средой, включая космос. Сам человек и общество, меняясь, меняют и среду обитания, поэтому взаимодействие носят двухсторонний характер и имеют различную степень интенсивности.

Таким образом, экологическая философия предстает как учение о взаимоотношениях между человеком, обществом и природой рассмотренные с позиции философско-мировоззренческих, методологических и аксиологических знаний, с точки зрения соотнесенности объекта с окружающей его средой.

Философия представляет собой поиск абсолютной истины в рациональной форме, и исторически она есть первая отрасль культуры, которая осознала рациональный характер человеческой культуры, пытаясь воспользоваться этой рациональностью как средством.

Относительно роли философии в решении экологической проблемы высказывались различные взгляды, вплоть до отрицания этой роли, поскольку-де данная проблема сугубо практическая. Однако одна из причин того, что экологическая проблема не решена, заключается в недостаточности внимания к ее философским аспектам. В не столь далекие времена бытовало убеждение, что философия не нужна для улучшения экологической ситуации, просто надо не загрязнять природную среду. Ныне можно встретить утверждение, что философия как таковая в силу своей преимущественно рациональной направленности в принципе не способна помочь решению экологической проблемы, поскольку требуются иные, нерациональные приемы мышления (предлагается название экософии вместо философии).

Однако философия важна для экологической проблемы не только потому, что взаимоотношения человека и природы всегда были предметом пристального философского внимания. Философия, как и экология, нацелена на целостное рассмотрение сложной структуры субъект-объектных отношений в отличие от преобладающего в современном естествознании стремления к строго объектив-

Философский вывод отсюда: опасно слишком отдаляться от природы и превозноситься над ней. Это разрушает целое, и трещина проходит не только в природе, но и в человеке, беспокоя его сердце.

Символ гармонии человека с природой — мифический сфинкс. Решая экологическую проблему вместе с другими отраслями культуры, философия преображается сама. Рациональные учения склонны ставить человека выше других существ, поэтому синтез философии с менее рационализованными направлениями культуры может иметь позитивный экологический смысл.

Чтобы решить экологическую проблему, потребуется перейти от потребительского к альтернативному типу цивилизации, базирующейся на самоограничении, которое, чтобы быть действенным, должно основываться не на принуждении, а на сознательном волеизъявлении. Экологический гуманизм присутствует здесь в форме чувства ответственности человека за состояние природной среды и развитие творческих сторон натуры, которые делают человека более человечным и полноценным.

Контрольные вопросы

1. Что такое глобальные проблемы современности?

2. Что имеют в виду, когда говорят об экологии?

4. Как соотносятся экологическая проблема и проблема взаимоотно
шения человека и природы?

1 Вернадский В.И. Избр. соч.: В 5 т. – М., 1960. – Т. 5, с. 24.

5. Что такое глобальный экологический кризис?

6. В чем его причины?

7. Каковы его основные особенности?

8. В чем разница между реальными и потенциальными экологическими последствиями НТР?

9. Что писали о взаимодействии человека с природой философы древности, Средних веков, Нового времени?




10. Каковы важнейшие аспекты гармонизации взаимоотношений человека и природы?

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Сост. Л.И. Василенко, В.Е. Ермолаева. — М., 1990.

Горелов A.A. Социальная экология. — М., 1998.

Методологические аспекты исследования биосферы / Под ред. И.Б. Но-вак. — М., 1975.

Новая технократическая волна на Западе / Сост. П.С. Гуревич. — М., 1986.

Печчеи А. Человеческие качества. — М., 1975.

Реймерс А.Ф. Экология. — М., 1992.

Тоффлер А. Футурошок. — СПб., 1997.

Философия представляет собой поиск абсолютной истины в рациональной форме, и исторически она есть первая отрасль культуры, которая осознала рациональный характер человеческой культуры, пытаясь воспользоваться этой рациональностью как средством.

Относительно роли философии в решении экологической проблемы высказывались различные взгляды, вплоть до отрицания этой роли, поскольку-де данная проблема сугубо практическая. Однако одна из причин того, что экологическая проблема не решена, заключается в недостаточности внимания к ее философским аспектам. В не столь далекие времена бытовало убеждение, что философия не нужна для улучшения экологической ситуации, просто надо не загрязнять природную среду. Ныне можно встретить утверждение, что философия как таковая в силу своей преимущественно рациональной направленности в принципе не способна помочь решению экологической проблемы, поскольку требуются иные, нерациональные приемы мышления (предлагается название экософии вместо философии).

Однако философия важна для экологической проблемы не только потому, что взаимоотношения человека и природы всегда были предметом пристального философского внимания. Философия, как и экология, нацелена на целостное рассмотрение сложной структуры субъект-объектных отношений в отличие от преобладающего в современном естествознании стремления к строго объектив-

Философский вывод отсюда: опасно слишком отдаляться от природы и превозноситься над ней. Это разрушает целое, и трещина проходит не только в природе, но и в человеке, беспокоя его сердце.

Символ гармонии человека с природой — мифический сфинкс. Решая экологическую проблему вместе с другими отраслями культуры, философия преображается сама. Рациональные учения склонны ставить человека выше других существ, поэтому синтез философии с менее рационализованными направлениями культуры может иметь позитивный экологический смысл.

Чтобы решить экологическую проблему, потребуется перейти от потребительского к альтернативному типу цивилизации, базирующейся на самоограничении, которое, чтобы быть действенным, должно основываться не на принуждении, а на сознательном волеизъявлении. Экологический гуманизм присутствует здесь в форме чувства ответственности человека за состояние природной среды и развитие творческих сторон натуры, которые делают человека более человечным и полноценным.

Контрольные вопросы

1. Что такое глобальные проблемы современности?

2. Что имеют в виду, когда говорят об экологии?

4. Как соотносятся экологическая проблема и проблема взаимоотно
шения человека и природы?

1 Вернадский В.И. Избр. соч.: В 5 т. – М., 1960. – Т. 5, с. 24.

5. Что такое глобальный экологический кризис?

6. В чем его причины?

7. Каковы его основные особенности?

8. В чем разница между реальными и потенциальными экологическими последствиями НТР?

9. Что писали о взаимодействии человека с природой философы древности, Средних веков, Нового времени?

10. Каковы важнейшие аспекты гармонизации взаимоотношений человека и природы?

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Сост. Л.И. Василенко, В.Е. Ермолаева. — М., 1990.

Горелов A.A. Социальная экология. — М., 1998.

Методологические аспекты исследования биосферы / Под ред. И.Б. Но-вак. — М., 1975.


  • Определение окружающей среды и природы
  • Как ценить окружающую среду
  • Моральный статус животных и растений
  • Вымирающие виды
  • Экологизм и глубокая экология
  • Эстетическая ценность природы
  • Внутренняя стоимость
  • Пустыня
  • Восстановление природы
  • Учет будущих поколений [1]

Содержание

Современные проблемы

Современная история

Философия окружающей среды возникла как раздел философии в 1970-х годах. Ранние философы-экологи включают: Ричард Рутли, Арне Нэсс, и Дж. Бэрд Калликотт. Движение было попыткой соединить человечество с чувством отчуждения от природы на протяжении всей истории. [4] Это было очень тесно связано с одновременным развитием экофеминизма, пересекающейся дисциплины. С тех пор сфера его интересов значительно расширилась.

Эта область сегодня характеризуется заметным разнообразием стилистических, философских и культурных подходов к человеческим отношениям с окружающей средой, от личных и поэтических размышлений об экологическом опыте и аргументов в пользу панпсихизм к мальтузианским приложениям теории игр или к вопросу о том, как повысить экономическую ценность услуг природы. В 1970-х и 80-х годах возникла серьезная дискуссия о том, имеет ли природа внутреннюю ценность сама по себе, независимо от человеческих ценностей, или ее ценность является просто инструментальной, с экоцентрическими или глубинными экологическими подходами, возникающими, с одной стороны, против консеквенциалистских или прагматических подходов. антропоцентрический подходит с другой. [5]

Еще одна дискуссия, которая возникла в то время, была дискуссия о том, действительно ли существует такая вещь, как дикая природа или нет, или это просто культурное сооружение с колониальным подтекстом, как предполагает Уильям Кронон. С тех пор чтение экологической истории и дискурса стало более критическим и утонченным. В ходе этой продолжающейся дискуссии из разных культур по всему миру возникло множество несогласных голосов, ставящих под сомнение доминирование западных предположений, помогая преобразовать эту область в глобальную область мысли. [6]

В последние десятилетия глубинная экология и концепции природы, лежащие в ее основе, столкнулись с серьезным вызовом, причем некоторые утверждали, что на самом деле такой вещи, как природа, вообще нет, кроме некоторых противоречивых и даже политически сомнительных построений идеального другого. которые игнорируют реальные взаимодействия человека и окружающей среды, которые формируют наш мир и жизнь. [7] Этот поворот в философии окружающей среды попеременно называют постмодернистским, конструктивистским и совсем недавно - постнатуралистическим. Эстетика, дизайн и реставрация окружающей среды стали важными пересекающимися дисциплинами, которые продолжают менять границы экологической мысли, равно как и наука об изменении климата и биоразнообразии, а также этические, политические и эпистемологические вопросы, которые они поднимают. [8]

Движение за глубокую экологию

В 1984 году Джордж Сешнс и Арне Нэсс сформулировали принципы нового движения за глубокую экологию. [9] Вот эти основные принципы:

Философия представляет собой поиск абсолютной истины в рациональной форме и исторически есть первая отрасль культуры, которая осознала рациональный характер человеческой культуры, пытаясь воспользоваться этой рациональностью как средством.

Относительно роли философии в решении экологической проблемы высказывались различные взгляды, вплоть до отрицания этой роли, поскольку де данная проблема сугубо практическая. Однако одна из причин, что экологическая проблема не решена, заключается в недостаточности внимания к ее философским аспектам. В не столь далекие времена бытовало убеждение, что философия не нужна для улучшения экологической ситуации, надо просто не загрязнять природную среду. Ныне можно встретить утверждения, что философия как таковая в силу своей преимущественно рациональной направленности в принципе не способна помочь решению экологической проблемы, поскольку требуются иные, нерациональные приемы мышления (предлагается название экософии вместо философии).

Однако философия важна для экологической проблемы не только потому, что взаимоотношения человека и природы всегда были предметом пристального философского внимания. Можно сказать, что экология есть нечто переходное между конкретными науками и философией в предметном плане, подобно тому, как методология является переходной от конкретных наук к философии в методологическом плане. Философия, как и экология, нацелена на целостное рассмотрение сложной структуры субъект-объектных отношений в отличие от преобладающего в современном естествознании стремления к строго объективному знанию и превалирующей в современном искусстве тенденции к выражению преимущественно субъективных переживаний автора.

Важность философского анализа экологической проблемы определяется и тем, что философский инструментарий способен выявить глубинные предпосылки экологических трудностей путем исследования противоречий между сознанием и материей, духом и телом, и в самом духе, а именно эти противоречия, отягощенные социальными и гносеологическими причинами, способствовали обострению противоречий между человеком и природой в эпоху НТР. Главные экологические трудности определяются характером современного производства и, в более общем плане, стилем жизни. Производство, в свою очередь, зависит от социально-политических особенностей общества и развития науки и техники, влияя на них по принципу обратной связи. Социальный же строй и развитие науки и техники определяются до некоторой степени философским климатом эпохи, в частности способом решения философских проблем соотношения индивидуальных и общественных целей, рационального и чувственного компонентов познания и т. п. Хотя преодоление экологического кризиса – вопрос практики, необходимо предварительное изменение концептуального аппарата, и в этом процессе философия должна сыграть главную роль критика и интерпретатора научных и культурных революций. Философия помогает экологической переориентации современной науки, влияет на социально-политические решения в экологической области и способствует ценностной модификации общественного сознания.

В средние века экологическое значение философии не выходило за рамки христианского отношения к природе, и только в эпоху Возрождения философия попыталась вновь выйти на первые роли и стать самостоятельной отраслью общественного сознания.

Гармония человека с природой обсуждалась в античности как гармония между микрокосмом – Человеком и макрокосмом – Вселенной. Гармония понимается не только в психологическом смысле, а как реальная вещь. То, что находится между человеком и природой, не менее важно, чем человек и природа как таковые. Между субъектами гармонии не перегородка, а сфера взаимодействия, превращающая их в единое целое. Оно не находится в начале или в конце, а становится в процессе развития. Лишь исходя из этой философской предпосылки можно решить экологическую проблему. Экологическая проблема – проблема встречи человека и природы, их глубинного общения, преображающего обе стороны взаимодействия. Именно как такое целое древнегреческие философы понимали космос, а современные экологи – сферу взаимодействия человека с окружающей средой.

Философский вывод отсюда: опасно слишком отдаляться от природы и превозноситься над ней. Это разрушает целое, и трещина проходит не только в природе, но и в человеке, беспокоя его сердце.

Символ гармонии человека с природой – мифический сфинкс. Решая экологическую проблему вместе с другими отраслями культуры, философия преображается сама. Рациональные учения склонны ставить человека выше других существ, поэтому синтез философии с менее рационализированными направлениями культуры может иметь позитивный экологический смысл.

Экологическая безопасность

Экологическая безопасность В отношении защиты окружающей среды от возможных негативных последствий использования ГМО необходимо подчеркнуть следующее. Законодательство по защите окружающей среды в странах ЕС основано на таких директивах: Директива 90/219/ЕЕС

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА — ЛИСТОПАД

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА — ЛИСТОПАД Сезонные тропические леса Африки, постепенно мельчая, растворяются в знойном мареве саванн и пустынь. Только преодолев эти безжизненные районы, а на севере еще и горы, можно было 2–3 тысячи лет назад снова увидеть настоящие лесные

9.2. Экологическая политика: сотрудничество и борьба

9.2. Экологическая политика: сотрудничество и борьба Одной из главных особенностей воздействия человека на природную среду является его глобальный характер. Это впервые отчетливо осознал Вернадский. «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может-должен

11.2. Экологическая культура

11.2. Экологическая культура Трем этапам развития общества в его отношении с природой, о которых говорилось выше, соответствуют три этапа развития культуры: мифологический этап целостной культуры, этап культуры, расщепленной на отдельные отрасли, и этап по-новому

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА – ЛИСТОПАД

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА – ЛИСТОПАД Сезонные тропические леса Африки, постепенно мельчая, растворяются в знойном мареве саванн и пустынь. Только преодолев эти безжизненные районы, а на севере еще и горы, можно было 2—3 тысячи лет назад снова увидеть настоящие лесные

Сначала чутье, потом философия

Приложение I Философия постмодерна, метанарративы; природа и цели научных исследований

Экологическая характеристика популяции

Экологическая характеристика популяции В природе популяции представляют собой изолированные группы особей одного вида. Изолированность возникает вследствие неравномерности распределения этих особей внутри ареала вида, которая, в свою очередь, обусловлена

Экологическая ниша

Экологическая ниша Все виды жизнедеятельности организмов в популяции так или иначе связаны с характером использования ресурсов. Поэтому важнейшим понятием экологии является понятие экологической ниши.Экологическая ниша – это совокупность всех факторов природной

Экологическая сукцессия

Экологическая сукцессия Важным свойством экосистем является их устойчивость. Однако ни один биоценоз не существует вечно. Биоценозы могут подвергаться действию различных сил, полностью изменяющих состав сообщества. Длительное сосуществование разных популяций

7.2.3. Экологическая структура биоценоза

7.2.3. Экологическая структура биоценоза Разные типы биоценозов характеризуются определенным соотношением экологических групп организмов, которое выражает экологическую структуру сообщества. Биоценозы со сходной экологической структурой могут иметь разный видовой

7.4. Экологическая ниша

7.4. Экологическая ниша Положение вида, которое он занимает в общей системе биоценоза, комплекс его биоценотических связей и требований к абиотическим факторам среды называют экологической нишей вида.Концепция экологической ниши оказалась очень плодотворной для

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЕРГЕТИКА

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЕРГЕТИКА Энергия — это универсальная валюта вселенной, подавляющая ее часть поступает на Землю от Солнца. В основе всех экологических процессов лежит не только энергия света, но и энергия тепла, которая приводит в действие (помимо всего прочего)

Философия вопроса

Философия вопроса Теперь отвлечемся от нашей личности, то есть от нашей способности мыслить и чувствовать, и поговорим о нашем теле. Начнем с того, что живое тело — это чрезвычайно сложный химический реактор, в котором непрерывно идут химические процессы — процессы

Читайте также: