Что характерно для комбинированных занятий которые вы проводите в группе детского сада
Обновлено: 05.07.2024
Доклад для конференции об организации работы группы комбинированной направленности в ДОУ общеразвивающего вида.
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_gruppy_kombinirovannoy_napravlennosti.docx | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
С.А. Дутова, старший воспитатель
Организация работы группы комбинированной направленности в ДОУ общеразвивающего вида
Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе развития образования является новым и сложным направлением.
Проблема как создатьусловия для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ встала перед нами 3 года назад, когда в наш сад (общеразвивающего вида) были направлены 3 ребенка-инвалида.
Мы понимали, что все дети должны иметь равные возможности для развития и жизни, и при этом дети с ОВЗ нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания в зависимости от наличия отягощающих самочувствие ребенка состояний и начали работать над этим.
На сегодняшний день в этом направлении проделана большая работа.
В нашем детском саду наряду с группами общеразвивающей направленности функционирует группа комбинированной направленности (группу посещают воспитанники с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью, с тяжелыми речевыми нарушениями и нормально развивающиеся дети).
Создана нормативно-правовая база :
- издан приказ о создании группы комбинированной направленности;
- приняты локально-нормативные акты (Положение о группе комбинированной направленности);
- с родителями (законными представителями) заключены договоры об образовании (по соответствующей образовательной программе).
Разработаны адаптированные образовательные программы (АОП) с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей под диагноз:
- АОП для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- АОП для детей с умственной отсталостью;
- АОП для детей с речевыми нарушениями.
Для каждого ребенка-инвалида созданы индивидуальные образовательные маршруты . В них расписано когда, сколько раз в неделю и с каким специалистом проходят занятия. Основная нагрузка легла на педагога-психолога и воспитателей. Задействованы также музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, логопед ( открытие комбинированной группы позволило ввести в штатное расписание 0.5 ставки учителя-логопеда ).
На заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума рассматриваются вопросы организации работы с детьми, имеющими нарушения в развитии ( например, корректировка индивидуальных образовательных маршрутов ).
Организуются различные мероприятия с использованием интерактивных форм деятельности детей, направленных на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
Проведена специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (в т.ч. с детьми-инвалидами):
Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ посещать обычные ДОУ и воспитываться вместе с другими детьми.
При этом у здоровых, нормально развивающихся детей, проходящих через инклюзивное образование, развиваются такие качества как сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Они становятся более терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Каждый день, заходя в группу, мы наблюдаем пусть небольшие, но однозначно положительные результаты долгого труда.
Создание в детском саду специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ связано не только с созданием определенной материально-технической базы образовательного учреждения, но и с изменением всей образовательной среды. Наш опыт показывает, что даже в небольшом общеразвивающем детском саду можно создать достойные условия для каждого ребенка с ОВЗ.
В статье раскрывается суть работы воспитателей в группе комбинированной направленности, задачи, формы работы.
Ключевые слова: воспитатели, группа комбинированной направленности, ФГОС ДО, дети с ОВЗ
Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ посещать обычные ДОУ и воспитываться вместе с другими детьми. Организация воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту-ОВЗ) должна рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования.
Создание в детском саду специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ связано не только с созданием определенной материально-технической базы образовательного учреждения, но и с изменением всей образовательной среды.
У здоровых, нормально развивающихся детей, проходящих через инклюзивное образование, развиваются такие качества как сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Они становятся более терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс МБДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей — у всех детей есть особенности, и особые образовательные потребности.
Группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении открыты с целью осуществления коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии и обеспечения специализированной консультативной, коррекционно- педагогической помощи ребенку с нарушением речи. Воспитание и образование детей строится в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного учреждения, а также по специальным коррекционным программам предусматривающим, наряду со всесторонним развитием детей, коррекцию дефектного становления речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка.
В группах комбинированной направленности для детей с ОВЗ предусматривается четкая организация коррекционного процесса. Она обеспечивается:
‒ своевременным обследованием детей;
‒ планированием подгрупповой и индивидуальной работы;
‒ •оснащением логопедического кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
‒ •совместной работой учителя-логопеда с родителями, воспитателями, узкими специалистами.
На заседаниях ПМПк детского сада рассматриваются вопросы организации работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. Для работы в группах комбинированной направленности назначаются воспитатели, прошедшие курсы повышения квалификации, в соответствии с показаниями ограничений воспитанников данных групп.
Основные направления работы педагогического коллектива в группе комбинированной направленности:
‒ мониторинг индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
‒ комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка с ОВЗ для составления индивидуально-ориентированного плана и адаптированной образовательной программы;
‒ планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей комбинированной группы;
‒ организация совместной жизнедеятельности детей в условиях комбинированной группы;
‒ мониторинг образовательного процесса. В течение всего времени обучения и воспитания детей с ОВЗ непрерывно осуществляется мониторинг, который позволяет отследить эффективность проводимой коррекционной работы педагогов.
Деятельность воспитателя комбинированной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников группы. Особенностями организации работы воспитателя комбинированной группы являются:
‒ планирование (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами) и проведение коррекционно-развивающей деятельности воспитанников с ОВЗ;
‒ планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;
‒ соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению адаптированных образовательных программ детей с ОВЗ;
‒ обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов (учет рекомендаций каждого педагога: воспитатель учитывает логопедические рекомендации, а логопед — советы воспитателя);
‒ консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребенка в семье;
‒ ведение необходимой документации.
Вместе с воспитателем в группе постоянно находится помощник воспитателя, который участвует в организации режимных процессов, а также занимает меньшую часть детей, пока воспитатель занят с большинством.
Задачи, стоящие перед воспитателем группы комбинированной направленности:
- Предоставление возможности детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование в ДОУ;
- Построение образовательной программы с учетом особенностей каждого ребенка в условиях инклюзивного обучения;
- Обеспечение полноценной максимальной интеграции детей с ОВЗ в коллектив обычных дошкольников путем создания безбарьерного пространства для взаимодействия всех членов образовательного процесса;
- Организация эффективного взаимодействия с родителями воспитанников для создания условий для полноценного развития в дошкольных учреждениях и в домашних условиях;
- Постоянная психопрофилактическая работа с родителями здоровых и детей с ОВЗ на тему создания благоприятной психологической атмосферы в группе;
- Помощь родителям в виде консультаций и обучение вопросам воспитания и развития всех детей группы комбинированной направленности;
- Мотивация родителей воспитанников к активному включению в процессы обучения и развития детей, проявление инициативы и оказание помощи педагогам;
- Коррекционно-педагогическая, медицинская, психологическая и социальная коррекция состояния детей с ОВЗ.
Во время организованных форм образовательной деятельности воспитателя с детьми особое внимание уделяется способам организации совместной деятельности детей: по очереди, в парах, подгруппами, с общими средствами реализации замысла или общей целью взаимодействия. Такими организационными формами работы в комбинированной группе являются фронтальные и групповые занятия, а также занятия малыми группами (2–3 чел.), индивидуальные занятия.
Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований.
Целью коррекционного обучения в группах комбинированной направленности является коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития. Воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи (в соответствии с возрастом) с помощью специальных логопедических приемов и методов; подготовка воспитанников к обучению грамоте.
Основными задачами групп комбинированной направленности для детей с нарушениями речи являются:
- Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
- Предупреждение нарушений устной и письменной речи.
- Развитие высших психических функций воспитанников.
- Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи.
- Воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.
- Совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и других специалистов. Взаимодействие с воспитателями учитель-логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца учитель-логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы.
Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателю включают следующие разделы:
‒ подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
‒ рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
- Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. / — Тольятти: ТГУ, 2007.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. — 3-е изд. испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): комбинированная направленность, ребенок, комбинированная группа, группа, образовательный процесс, воспитатель, нарушение речи, детский сад, дошкольное учреждение, индивидуальная работа.
Зарипова Ирина Анатольевна
Место проведения занятия
Методика дошкольного образования
Используемая образовательная программа
-уточнить знания детей об осенней поре года;
-развивать интерес детей, их внимание и память;
-развивать интеллект и творческое познание.
-воспитывать бережное отношение к природе;
-желание любоваться красотой осеннего пейзажа.
-вызвать восторг при проведении опытов,
-нормализация психического состояния,
-развитие мелкой моторики рук.
Организационная образовательная программа
конверт с загадками,
-листочки с деревьев,
наблюдения за живой и неживой природой,
рассматривание картин об осени,
чтение художественной литературы,
заучивание стихов, отгадывание загадок.
Музыка какого времени года звучит.?
Дети: Осень.
Воспитатель: Показывает три иллюстрации осени
-Какая бывает осень? (Золотая, поздняя, ранняя )
Дети на доске ставят по порядку иллюстрации.
Воспитатель: Закройте глаза и вспомните, какая осень золотая была. Какое настроение у вас было? Что вы любили делать?
Да! Золотая осень: радостная, яркая, богатая урожаем. Эту осень любят за щедрость, с какой она отдает богатства своих полей, садов, за ясные дни, за красоту лесов, писанных золотой и багряной краской. Вся эта пестрая масса с остатками зелени несётся вихрем и будто кружится в танце. Днем ещё тепло и солнце посылает на землю прощальнонежные лучи.
Опыт 1. Поймай солнечного зайчика (с зеркалами).
Воспитатель: Сколько разноцветных корабликов на пруду: желтые, оранжевые, красные!
Все они прилетели сюда по воздуху. Опустится кораблик на воду и поплывет. Много их прилетит ещё. А потом кончатся кораблики и пруд замёрзнет. Угадайте, что это за разноцветные кораблики плавают на пруду? (Листья).
Воспитатель: А почему у деревьев опадают листья?
- Мало солнца, стало холодно, дерево прекращается соко движение.
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (Загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно укла-аем ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.
Воспитатель: Давайте возьмем листочки и рассмотрим их через лупу. (рассматривание листьев клена, тополя, каштана). Сравним их по величине, по форме, по цвету.
Физкультминутка про капусту
Воспитатель: загадывает загадки про овощи.
40 одежек и все без застёжек ? капуста
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом …картошка
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. Морковь
Над землей трава,
Под землей бордовая голова. Свекла
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …лук
Воспитатель: А сейчас я узнаю. Знаете ли вы эти овощи на вкус.
Осенью часто дует ветер.
Цель опыта: показать детям, что хотя воздух невидим, мы его можем почувствовать.
Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Подуть на полоски бумаги . Что почувствовали? Все ощущения эти вызваны движением воздуха.
Вывод. Воздух невидим, но его движение можно почувствовать.
Воспитатель: Подул холодный ветер, скоро наступит зима. Все звери готовятся к зиме.
Загадка «Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверёк такой? Острозубый, темноглазый. По деревьям может лазить. Строит дом он свой в дупле, чтоб зимою жить в тепле. Кто это?
Например. У лисы – лисёнок, лисята, двое – лисят.
Дети: У медведицы – медвежонок, двое – медвежат.
У волчицы – волчонок, волчата, двое – волчат.
У зайчихи – зайчонок, зайчата, двое – зайчат.
Воспитатель: Жили – были 2 зайчонка: один был веселый. Подберите слова близкие по смыслу.
Дети: Радостный, шустрый, задорный.
Дети: Грустный, печальный, обиженный, огорченный, задумчивый.
Воспитатель: А где живет заяц?
Дети: Любой кустик - его дом родной.
Воспитатель: А что делают птицы осенью?
- Улетают в тёплые края.
Вопросы: Почему они улетают?
Как они улетают?
Дети: Клином, шеренгой, стаей, в одиночку.
- Ворона каркает, а лягушка …
- Сова летает, а заяц…
- Корова ест сено, а лиса…
- Крот роет норки, а сорока…
-У коровы – теленок, а у ежихи….
- У медвежонка мама медведица, а у бельчонка…
Воспитатель: вы все молодцы хорошо знаете про осень.
А сейчас возьмите листы и карандаши и нарисуйте самые яркие свои впечатление, которые связаны с осенью.
Группы комбинированной направленности для детей дошкольного возраста создаются в целях реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в условиях инклюзивного образования. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой учреждения.
Для детей с ОВЗ, посещающих группу комбинированной направленности, педагогами ДОУ разработана адаптированная образовательная программа (АОП). Адаптированная образовательная программа дошкольного образования разработана на основе ООП ДО и АООП ДО конкретно для каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
Основными задачами организации деятельности групп комбинированной направленности являются:
- создание условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ;
- реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом характера нарушения в развитии детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;
- осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;
- интеллектуальное и личностное развитие детей, в том числе детей с ОВЗ с учётом индивидуальных особенностей;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей, в том числе детей с ОВЗ;
- проведение психопрофилактической и коррекционной работы с членами семьи нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей, в том числе и детей с ОВЗ;
- включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка и поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия с семьей;
- проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми с ОВЗ; – обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки.
В группах комбинированной направленности для детей с ОВЗ предусматривается четкая организация коррекционного процесса. Она обеспечивается:
Для работы в группах комбинированной направленности назначаются воспитатели, прошедшие курсы повышения квалификации, в соответствии с показаниями ограничений воспитанников данных групп.
Основные направления работы педагогического коллектива в группе комбинированной направленности:
В течение всего времени обучения и воспитания детей с ОВЗ непрерывно осуществляется мониторинг, который позволяет отследить эффективность проводимой коррекционной работы педагогов.
Деятельность воспитателя комбинированной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей группы и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников группы.
Основанием для зачисления в группу комбинированной направленности является:
- письменное заявление родителей (законных представителей) на имя заведующей МДОУ;
- заключение ПМПК для детей с ОВЗ;
- направление ребенка в МДОУ в форме автоматизированного распределения в группу комбинированной направленности, проведенное комиссией департамента образования мэрии города Ярославля. Приём детей в ДОУ
Читайте также: