Что характерно для комбинированных занятий которые вы проводите в группе детского сада

Обновлено: 05.07.2024

Доклад для конференции об организации работы группы комбинированной направленности в ДОУ общеразвивающего вида.

ВложениеРазмер
organizatsiya_raboty_gruppy_kombinirovannoy_napravlennosti.docx 26.62 КБ

Предварительный просмотр:

С.А. Дутова, старший воспитатель

Организация работы группы комбинированной направленности в ДОУ общеразвивающего вида

Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе развития образования является новым и сложным направлением.

Проблема как создатьусловия для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ встала перед нами 3 года назад, когда в наш сад (общеразвивающего вида) были направлены 3 ребенка-инвалида.

Мы понимали, что все дети должны иметь равные возможности для развития и жизни, и при этом дети с ОВЗ нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания в зависимости от наличия отягощающих самочувствие ребенка состояний и начали работать над этим.

На сегодняшний день в этом направлении проделана большая работа.

В нашем детском саду наряду с группами общеразвивающей направленности функционирует группа комбинированной направленности (группу посещают воспитанники с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью, с тяжелыми речевыми нарушениями и нормально развивающиеся дети).

Создана нормативно-правовая база :

- издан приказ о создании группы комбинированной направленности;

- приняты локально-нормативные акты (Положение о группе комбинированной направленности);

- с родителями (законными представителями) заключены договоры об образовании (по соответствующей образовательной программе).

Разработаны адаптированные образовательные программы (АОП) с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей под диагноз:

- АОП для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- АОП для детей с умственной отсталостью;

- АОП для детей с речевыми нарушениями.

Для каждого ребенка-инвалида созданы индивидуальные образовательные маршруты . В них расписано когда, сколько раз в неделю и с каким специалистом проходят занятия. Основная нагрузка легла на педагога-психолога и воспитателей. Задействованы также музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, логопед ( открытие комбинированной группы позволило ввести в штатное расписание 0.5 ставки учителя-логопеда ).

На заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума рассматриваются вопросы организации работы с детьми, имеющими нарушения в развитии ( например, корректировка индивидуальных образовательных маршрутов ).

Организуются различные мероприятия с использованием интерактивных форм деятельности детей, направленных на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Проведена специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (в т.ч. с детьми-инвалидами):

Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ посещать обычные ДОУ и воспитываться вместе с другими детьми.

При этом у здоровых, нормально развивающихся детей, проходящих через инклюзивное образование, развиваются такие качества как сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Они становятся более терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Каждый день, заходя в группу, мы наблюдаем пусть небольшие, но однозначно положительные результаты долгого труда.

Создание в детском саду специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ связано не только с созданием определенной материально-технической базы образовательного учреждения, но и с изменением всей образовательной среды. Наш опыт показывает, что даже в небольшом общеразвивающем детском саду можно создать достойные условия для каждого ребенка с ОВЗ.


В статье раскрывается суть работы воспитателей в группе комбинированной направленности, задачи, формы работы.

Ключевые слова: воспитатели, группа комбинированной направленности, ФГОС ДО, дети с ОВЗ

Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ посещать обычные ДОУ и воспитываться вместе с другими детьми. Организация воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту-ОВЗ) должна рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования.

Создание в детском саду специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ связано не только с созданием определенной материально-технической базы образовательного учреждения, но и с изменением всей образовательной среды.

У здоровых, нормально развивающихся детей, проходящих через инклюзивное образование, развиваются такие качества как сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Они становятся более терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс МБДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей — у всех детей есть особенности, и особые образовательные потребности.

Группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении открыты с целью осуществления коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии и обеспечения специализированной консультативной, коррекционно- педагогической помощи ребенку с нарушением речи. Воспитание и образование детей строится в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного учреждения, а также по специальным коррекционным программам предусматривающим, наряду со всесторонним развитием детей, коррекцию дефектного становления речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка.

В группах комбинированной направленности для детей с ОВЗ предусматривается четкая организация коррекционного процесса. Она обеспечивается:

‒ своевременным обследованием детей;

‒ планированием подгрупповой и индивидуальной работы;

‒ •оснащением логопедического кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями;

‒ •совместной работой учителя-логопеда с родителями, воспитателями, узкими специалистами.

На заседаниях ПМПк детского сада рассматриваются вопросы организации работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. Для работы в группах комбинированной направленности назначаются воспитатели, прошедшие курсы повышения квалификации, в соответствии с показаниями ограничений воспитанников данных групп.

Основные направления работы педагогического коллектива в группе комбинированной направленности:

‒ мониторинг индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;

‒ комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка с ОВЗ для составления индивидуально-ориентированного плана и адаптированной образовательной программы;

‒ планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей комбинированной группы;

‒ организация совместной жизнедеятельности детей в условиях комбинированной группы;

‒ мониторинг образовательного процесса. В течение всего времени обучения и воспитания детей с ОВЗ непрерывно осуществляется мониторинг, который позволяет отследить эффективность проводимой коррекционной работы педагогов.

Деятельность воспитателя комбинированной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников группы. Особенностями организации работы воспитателя комбинированной группы являются:

‒ планирование (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами) и проведение коррекционно-развивающей деятельности воспитанников с ОВЗ;

‒ планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;

‒ соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению адаптированных образовательных программ детей с ОВЗ;

‒ обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов (учет рекомендаций каждого педагога: воспитатель учитывает логопедические рекомендации, а логопед — советы воспитателя);

‒ консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребенка в семье;

‒ ведение необходимой документации.

Вместе с воспитателем в группе постоянно находится помощник воспитателя, который участвует в организации режимных процессов, а также занимает меньшую часть детей, пока воспитатель занят с большинством.

Задачи, стоящие перед воспитателем группы комбинированной направленности:

  1. Предоставление возможности детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование в ДОУ;
  2. Построение образовательной программы с учетом особенностей каждого ребенка в условиях инклюзивного обучения;
  3. Обеспечение полноценной максимальной интеграции детей с ОВЗ в коллектив обычных дошкольников путем создания безбарьерного пространства для взаимодействия всех членов образовательного процесса;
  4. Организация эффективного взаимодействия с родителями воспитанников для создания условий для полноценного развития в дошкольных учреждениях и в домашних условиях;
  5. Постоянная психопрофилактическая работа с родителями здоровых и детей с ОВЗ на тему создания благоприятной психологической атмосферы в группе;
  6. Помощь родителям в виде консультаций и обучение вопросам воспитания и развития всех детей группы комбинированной направленности;
  7. Мотивация родителей воспитанников к активному включению в процессы обучения и развития детей, проявление инициативы и оказание помощи педагогам;
  8. Коррекционно-педагогическая, медицинская, психологическая и социальная коррекция состояния детей с ОВЗ.

Во время организованных форм образовательной деятельности воспитателя с детьми особое внимание уделяется способам организации совместной деятельности детей: по очереди, в парах, подгруппами, с общими средствами реализации замысла или общей целью взаимодействия. Такими организационными формами работы в комбинированной группе являются фронтальные и групповые занятия, а также занятия малыми группами (2–3 чел.), индивидуальные занятия.

Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований.

Целью коррекционного обучения в группах комбинированной направленности является коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития. Воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи (в соответствии с возрастом) с помощью специальных логопедических приемов и методов; подготовка воспитанников к обучению грамоте.

Основными задачами групп комбинированной направленности для детей с нарушениями речи являются:

  1. Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
  2. Предупреждение нарушений устной и письменной речи.
  3. Развитие высших психических функций воспитанников.
  4. Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи.
  5. Воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.
  6. Совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и других специалистов. Взаимодействие с воспитателями учитель-логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца учитель-логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы.

Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателю включают следующие разделы:

‒ подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

‒ рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

  1. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. / — Тольятти: ТГУ, 2007.
  2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. — 3-е изд. испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): комбинированная направленность, ребенок, комбинированная группа, группа, образовательный процесс, воспитатель, нарушение речи, детский сад, дошкольное учреждение, индивидуальная работа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зарипова Ирина Анатольевна

Место проведения занятия

Методика дошкольного образования

Используемая образовательная программа

-уточнить знания детей об осенней поре года;

-развивать интерес детей, их внимание и память;

-развивать интеллект и творческое познание.

-воспитывать бережное отношение к природе;

-желание любоваться красотой осеннего пейзажа.

-вызвать восторг при проведении опытов,

-нормализация психического состояния,

-развитие мелкой моторики рук.

Организационная образовательная программа

конверт с загадками,

-листочки с деревьев,

наблюдения за живой и неживой природой,

рассматривание картин об осени,

чтение художественной литературы,

заучивание стихов, отгадывание загадок.

Музыка какого времени года звучит.?

Дети: Осень.

Воспитатель: Показывает три иллюстрации осени

-Какая бывает осень? (Золотая, поздняя, ранняя )

Дети на доске ставят по порядку иллюстрации.

Воспитатель: Закройте глаза и вспомните, какая осень золотая была. Какое настроение у вас было? Что вы любили делать?

Да! Золотая осень: радостная, яркая, богатая урожаем. Эту осень любят за щедрость, с какой она отдает богатства своих полей, садов, за ясные дни, за красоту лесов, писанных золотой и багряной краской. Вся эта пестрая масса с остатками зелени несётся вихрем и будто кружится в танце. Днем ещё тепло и солнце посылает на землю прощальнонежные лучи.

Опыт 1. Поймай солнечного зайчика (с зеркалами).

Воспитатель: Сколько разноцветных корабликов на пруду: желтые, оранжевые, красные!

Все они прилетели сюда по воздуху. Опустится кораблик на воду и поплывет. Много их прилетит ещё. А потом кончатся кораблики и пруд замёрзнет. Угадайте, что это за разноцветные кораблики плавают на пруду? (Листья).

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листья?

- Мало солнца, стало холодно, дерево прекращается соко движение.

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (Загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укла-аем ладони на стол)

Ветер бросил на тропинку.

Воспитатель: Давайте возьмем листочки и рассмотрим их через лупу. (рассматривание листьев клена, тополя, каштана). Сравним их по величине, по форме, по цвету.

Физкультминутка про капусту

Воспитатель: загадывает загадки про овощи.

40 одежек и все без застёжек ? капуста

И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом …картошка

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. Морковь

Над землей трава,
Под землей бордовая голова. Свекла

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …лук

Воспитатель: А сейчас я узнаю. Знаете ли вы эти овощи на вкус.

Осенью часто дует ветер.

Цель опыта: показать детям, что хотя воздух невидим, мы его можем почувствовать.

Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Подуть на полоски бумаги . Что почувствовали? Все ощущения эти вызваны движением воздуха.

Вывод. Воздух невидим, но его движение можно почувствовать.

Воспитатель: Подул холодный ветер, скоро наступит зима. Все звери готовятся к зиме.

Загадка «Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверёк такой? Острозубый, темноглазый. По деревьям может лазить. Строит дом он свой в дупле, чтоб зимою жить в тепле. Кто это?

Например. У лисы – лисёнок, лисята, двое – лисят.

Дети: У медведицы – медвежонок, двое – медвежат.

У волчицы – волчонок, волчата, двое – волчат.

У зайчихи – зайчонок, зайчата, двое – зайчат.

Воспитатель: Жили – были 2 зайчонка: один был веселый. Подберите слова близкие по смыслу.

Дети: Радостный, шустрый, задорный.

Дети: Грустный, печальный, обиженный, огорченный, задумчивый.

Воспитатель: А где живет заяц?

Дети: Любой кустик - его дом родной.

Воспитатель: А что делают птицы осенью?

- Улетают в тёплые края.

Вопросы: Почему они улетают?

Как они улетают?

Дети: Клином, шеренгой, стаей, в одиночку.

- Ворона каркает, а лягушка …

- Сова летает, а заяц…

- Корова ест сено, а лиса…

- Крот роет норки, а сорока…

-У коровы – теленок, а у ежихи….

- У медвежонка мама медведица, а у бельчонка…

Воспитатель: вы все молодцы хорошо знаете про осень.

А сейчас возьмите листы и карандаши и нарисуйте самые яркие свои впечатление, которые связаны с осенью.


Группы комбинированной направленности для детей дошкольного возраста создаются в целях реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в условиях инклюзивного образования. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой учреждения.

Для детей с ОВЗ, посещающих группу комбинированной направленности, педагогами ДОУ разработана адаптированная образовательная программа (АОП). Адаптированная образовательная программа дошкольного образования разработана на основе ООП ДО и АООП ДО конкретно для каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Основными задачами организации деятельности групп комбинированной направленности являются:

  • создание условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ;
  • реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом характера нарушения в развитии детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;
  • осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;
  • интеллектуальное и личностное развитие детей, в том числе детей с ОВЗ с учётом индивидуальных особенностей;
  • взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей, в том числе детей с ОВЗ;
  • проведение психопрофилактической и коррекционной работы с членами семьи нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей, в том числе и детей с ОВЗ;
  • включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка и поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия с семьей;
  • проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми с ОВЗ; – обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки.

В группах комбинированной направленности для детей с ОВЗ предусматривается четкая организация коррекционного процесса. Она обеспечивается:

Для работы в группах комбинированной направленности назначаются воспитатели, прошедшие курсы повышения квалификации, в соответствии с показаниями ограничений воспитанников данных групп.

Основные направления работы педагогического коллектива в группе комбинированной направленности:

В течение всего времени обучения и воспитания детей с ОВЗ непрерывно осуществляется мониторинг, который позволяет отследить эффективность проводимой коррекционной работы педагогов.

Деятельность воспитателя комбинированной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей группы и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников группы.

Основанием для зачисления в группу комбинированной направленности является:

- письменное заявление родителей (законных представителей) на имя заведующей МДОУ;

- заключение ПМПК для детей с ОВЗ;

- направление ребенка в МДОУ в форме автоматизированного распределения в группу комбинированной направленности, проведенное комиссией департамента образования мэрии города Ярославля. Приём детей в ДОУ

Читайте также: