Что входит в чтение художественной литературы в доу

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность проблемы социально-нравственного воспитания в ДОУ

В настоящее время проблема социально-нравственного воспитания является очень актуальной и сложной. Изменения в обществе, критика некоторых процессов общественной жизни, появление новых общественных явлений привели к тому, что проявления добра и сострадания, любви и сочувствия стали встречаться все реже. В обществе материальные ценности вышли на первый план, они преобладают над духовными ценностями. Проявления детской жестокости, агрессивности детей по отношению друг к другу и по отношению к близким людям встречаются все чаще. Детям стало сложнее построить дружеские отношения, им тяжело договориться о совместных действиях в процессе игровой деятельности.

Современные мультфильмы редко преследуют задачу нравственного воспитания, поэтому под влиянием этих мультфильмов детские представления о нравственных качествах - о милосердии, справедливости и доброте – искажаются. Но несмотря на происходящие в обществе изменения воспитание в детях нравственных качеств, душевного отношения к близким людям и к окружающим, должно оставаться неизменным. Поэтому нравственное воспитание детей является одной из ключевых задач.

Дошкольный возраст является наиболее чувствительным для воспитания нравственных правил и норм поведения, способности сопереживать и сострадать. Именно поэтому необходимо в этом возрасте заложить правильные основы личности ребенка. В дошкольном возрасте начинается формирование личности ребенка, закладывается его мировоззрение, понимание зла и добра, реакция на поступки других людей, формируются особенности поведения. В этом возрасте у ребенка формируется отношение к Родине, уважение к окружающим, доброжелательность, стремление помочь другим.

Художественная литература как базовый компонент социально-нравственного воспитания

Одним из базовых компонентов в воспитании и формировании личности является художественная литература, которая выступает в качестве источника нравственно-эстетических норм, транслятора традиций общества и его культуры. Выполняя познавательную функцию, художественная литература расширяет кругозор читателей всех возрастов, формирует художественный вкус, дает эмоциональный опыт.

Готовые работы на аналогичную тему

В процессе знакомства с художественной литературой в дошкольном возрасте, ребенок узнает о таких нравственных категориях, как добро, совесть, справедливость, честь, сочувствие, сострадание, долг, смелость. Путем рассуждения с детьми о морали и добродетели не достигается нравственное воспитание. Задачей художественной литературы является то, что при прочтении заставить детей переживать нравственные настроения, поступки и чувства героев произведения. И если эти нравственно-эмоциональные состояния будут пережиты в воображении ребенка, то воспитательная цель будет достигнута.

Художественная литература является эффективным средством воспитания моральных качеств личности.

Во время чтения ребенок познает окружающую жизнь, природу, знакомится с трудом людей, со своими сверстниками, с их радостями и неудачами, переживаниями и чувствами. Художественное слово оказывает воздействие не только на сознание ребенка, но и на его чувства и поступки.

Чтение художественной литературы обеспечивает возможность восполнения недостатка в общении у детей, позволяет расширить кругозор, обогатить нравственный опыт. В процессе чтения у детей возникает эмоциональное отношение к событиям, описываемым в произведении, к героям этого произведения, а также формируется отношение к природе и окружающим людям.

В художественных произведениях всегда содержится какая-либо оценка событий. При этом в процессе решения задачи воспитания морально-нравственных качеств необходимо использование как классических литературных произведений, так и современных.

Художественные произведения открывают детям мир человеческих чувств, вызывают интерес к личности, к внутреннему миру литературного персонажа. А научившись сопереживать с персонажами художественных произведений, дети начинают внимательнее относиться к окружающим людям, они начинают замечать их настроение, настроение близких людей. Тогда начинают пробуждать и гуманные чувства, у детей проявляется способность к проявлению заботы и доброты, возникает стремление к справедливости и протест против несправедливого отношения к кому-либо.

Таким образом, чтение художественной литературы в ДОУ выполняет следующие задачи:

  • Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации
  • Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге
  • Формирование навыка нравственной оценки произведения
  • Развитие способности к сопереживанию героям

Задачи художественной литературы в развитии речи и воображения ребенка

Кроме нравственно-воспитательной цели художественная литература оказывает большое влияние на развитие речи ребенка и ее обогащение. Художественная литература воспитывает у ребенка воображение, обогащает его эмоции. При чтении рассказов дети познают точность и лаконичность слова. Чтение стихов знакомит детей с музыкальностью, ритмичностью речи. В народных сказках отражается меткость и выразительность языка.

Художественная литература с этой точки зрения формирует первоначальные представления об особенностях языка, о его образности, развивает поэтический слух ребенка и способность его к целостному восприятию произведений. Ребенок учится улавливать музыкальность, ритмичность, звучность сказок, стихов, рассказов.

Чтение художественной литературы прививает эстетический вкус, развивает способность понимать и чувствовать настроение произведения.

Таким образом, чтение художественной литературы в дошкольных образовательных учреждениях играет огромную роль в воспитании нравственно-моральных качеств у ребенка. Основной целью художественной литературы в этом возрасте является воспитание в ребенке личностных качеств, формирование его мировоззрения. Художественная литература решает такие задачи нравственного воспитания ребенка, как формирование первоначальных представлений о категориях нравственности, формирует способность ребенка сострадать и сопереживать близким людям и окружающим. Развивает в ребенке коммуникативные навыки, обогащает язык. Чтение художественной литературы в дошкольном возрасте прививает эстетический вкус ребенку. При этом воспитание происходит не назидательным путем, а в игровой, ненавязчивой форме. Через отношение к событиям и героям произведения у ребенка формируется отношение к окружающему миру, людям, природе.

Чтение, как часть досуга, человек теперь делит с телевидением, музыкой, театром, интернетом. Сегодняшний читатель, безусловно, отличается от читателя прошлых лет. Прежде всего, потому, что у него на чтение меньше времени, а зачастую, нет желания.

Целью работы по приобщению детей к чтению в детском саду является:

  • учить детей слушать чтение
  • учить глубоко, постигать текст
  • воспитывать грамотного читателя. При осуществлении этой цели решаются задачи умственного, эстетического, нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Умственное воспитание – это развитие восприятия, мышления, развитие речи. Эстетическое воспитание – это развитие творческих способностей детей. Чтение особенно сказок формирует нравственный багаж ребенка.

Эти задачи решаются посредством различных форм работы с детьми:

  • Ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов.
  • Самостоятельное рассматривание книг.
  • Организованные занятия.
  • Свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.
  • Сотрудничество с родителями по данной проблеме. Процесс ежедневного чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста).Целью ежедневного чтения является глубокое постижение текста детьми.

Ежедневное чтение предполагает отбор произведений. Наиболее оптимальный вариант – объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений.

1-я неделя – чтение народных и авторских сказок; драматизация произведений или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок.

2 – неделя - чтение стихотворений;

3 - неделя – чтение рассказов и повестей; рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям;

После того как книжка прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель показывает иллюстрации к ней.

В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций.

  • В первой и второй младшей группе приемы рассматривания имеют целью узнавание ребенком персонажей, вещей: - Узнай, кто это? - Покажи, где, кто или что?
  • В средней группе – соотнесение фраз текста с картинками: - Найди картинку к таким словам. - Какие слова подходят к этой картинке?
  • В старшей группе – подведение ребенка к оценке цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположение фигур: - Почему нравится тебе эта картинка?
  • В подготовительной к школе группе – сравнение иллюстраций разных художников-иллюстраторов к одному и тому же произведению. Главная цель рассматривание иллюстраций во всех возрастных группах – вызвать детей на разговор.

При рассматривании книг с ранних лет необходимо учить детей относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название.

Организованные занятия по ознакомлению с художественной литературой детей разных возрастных групп организуются по-разному.

С детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с группами по 2-6 человек.

Группа детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа разделяются на две подгруппы.

В средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми.

Основное правило организации занятия по чтению детям – эмоциональная приподнятость и читающего, и слушающих. Настроение приподнятости создает воспитатель. Несколькими вводными словами возбуждает интерес детей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания. Текст художественного произведения воспитатель читает не прерываясь, комментарии допускаются только при чтении познавательных книг.

Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия. Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно. Читать выразительно – значит выражать интонацией свое отношение к тому, о чем читаешь. Выразительное чтение воспитателя - способ довести до ребенка всю гамму эмоций, содержащихся в читаемом художественном произведении, а также развитие и совершенствование его чувств. Выразительно читать художественное произведение детям это соблюдение норм орфоэпии, которая является элементом культуры речи. Особое внимание уделяется произношению тех слов, которые пишутся иначе, чем произносятся: (своего, его, сегодня, булочная, скучно). Лучше совсем не произносить слово, чем произносить его с орфоэпической ошибкой. Следующим элементом выразительного чтения является сила голоса чтеца. Чтобы довести до маленького слушателя содержание произведения, нужно, читая, усиливать и ослабевать голос в строгом соответствии с содержанием. Точности и выразительности речи способствует правильная расстановка логических ударений, выразительность которых определяется умением чтеца модулировать свой голос по силе. Очень важно при чтении выдерживать необходимый темп речи. Где надо читать неторопливо, в других случаях быстро и задорно. Слова, на которые мы хотим обратить внимание, произносим медленно, а менее значительные – иногда почти скороговоркой.

Работа с родителями по приобщению детей к чтению заключается в проведении:

  • консультаций по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия;
  • обязательное включение родителей в организацию и проведение литературных викторин, праздников.
  • вовлечение родителей в оформление информационного пространства в группе, связанного с книгой (выставки книг, аннотирование, рекомендации о том, что читать детям).
  • оформление информации о книгах, которые читаются детям на занятиях.
  • организовываются открытые занятия по ознакомлению с художественной литературой для родителей.

Чтобы осуществлять различные формы работы по приобщению детей к книге, в детском саду должны быть созданы определенные условия:

  1. Наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы. v Наличие портретного фонда детских писателей
  2. Наличие грамматических словарей для воспитателей.
  3. Организация групповых книжных уголков.

В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры – уголки книг. Как правило, книги эти богато иллюстрированы, в хорошем состоянии. Состав книг в групповых книжных уголках время от времени обновляются или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что процесс воспитания детей требует их постоянного тематического обновления. Дети берут книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. В старшем дошкольном возрасте должно быть организовано дежурство детей, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.

Начиная со средней группы, проводятся короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях. В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже – и почему им нравится та или иная книга. После бесед по прочитанным произведениям детям старшего дошкольного возраста предлагают выполнить творческие задания. Например: подобрать к слову рифму, произнести слово с изменением интонации, подобрать к слову синонимы – спит-дрыхнет, подобрать к слову антонимы – сильный, храбрый. В книжные уголки помещают творческие альбомы детей по рисованию по прочитанным произведениям за месяц.

В процессе общения детей с книгами группового книжного уголка они усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже – корешок. Посредством детских книжных уголков происходит воспитание грамотного читателя. Дети во всем подражают взрослым. Если они видят, что взрослый моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, дети и сами становятся защитниками книги. Активно используется в детском саду предметно-развивающая среда: музыкальный зал, студия изобразительного искусства, театральная студия. Культурный социум в детском саду должен соответствовать тем требованиям, посредством которых происходит приобщение детей к миру книги. К культурному социуму относится не только предметно-развивающая среда, но и взрослые в детском саду. Речь воспитателя, его отношение к детям, его активность и творчество в решении данной проблемы. К культурному социуму относится и семья, задача детского сада вовлекать родителей в процесс по приобщению детей к книге.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественная литература таит в себе огромные возможности для формирования личности ребенка.

Она не только расширяет кругозор и рождает новые интересы, она объясняет ребенку жизнь природы и общества, вводит в мир человеческих чувств и взаимоотношений, формирует устойчивый интерес к словесному искусству.

Она раскрывает перед ним все неисчерпаемое богатство русского языка.

Не так давно нашу страну считали самой читающей в мире. Читали все, везде и всегда. Меняются времена, меняется способ работы с печатным текстом.

Всеобщая технологизация, влияние аудиовизуальных ресурсов, цифровых и электронных носителей информации приводят к тому, что в современном обществе отмечается существенное снижение уровня читательской культуры.

Еще в конце прошлого века замечательный преподаватель русской словесности В.Острогорский утверждал, что отсутствие литературного образования у молодежи ведет к малограмотности, невежеству, отсутствию тяги к науке и искусству.

Поэтому проблема введения детей в книжную культуру требует повышенного внимания.

Мы, педагоги, должны сформировать среду, в которой образованность, эрудиция, станут правилами хорошего тона.

Возможно ли это в детском саду, ведь дети еще так малы и не умеют читать?

Безусловно, можем и даже должны это сделать.

На этой возрастной ступени очень важно приобщить детей к золотому фонду детской книги. Ведь если в дошкольном возрасте ребенок не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу – это интересно, то в школе, усевшись за учебники и компьютер, он уже не полюбит художественную литературу.

Как утверждают психологи, знакомство с книгой начинается с первого года жизни. Ребенок становится читателем задолго до того, как научится читать.

Детям дошкольного возраста доступны такие виды читательской деятельности, как чтение-слушание, чтение-разглядывание, чтение-общение, чтение-размышление, чтение-переживание.

Книга в д/саду и дома должна стать не только частью предметного мира, окружающего ребенка, она должна быть включена во все виды совместной деятельности.

3. Художественная литература как смысловой фон для других форм совместной деятельности.

Виды совместной деятельности.

Коммуникативная:

Беседы на различные темы по содержанию художественных произведений; словесное творчество, стихотворные опыты.

Познавательная:

Обогащение представлений об окружающем мире

Продуктивная:

Отражение литературного творчества в изобразительной деятельности.

Использование сюжетов из художественных произведений с целью обогащения игрового опыта и формирования социокультурных компетенций.

Двигательная:

Использование художественного слова в подвижных играх, динамических паузах, пальчиковой гимнастике.

Организация ремонта книг, изготовление печатных дидактических пособий.

Художественное слово – это тонкий инструмент в руках педагога.

В отборе его важны следующие принципы:

* Свободный выбор воспитателем художественных текстов для конкретной группы с опорой на рекомендательный список.

* Свободная непринужденная форма организации чтения.

* Органичное соединение чтения с другими формами совместной деятельности в целостном образовательном процессе.

* Соответствие возрастным возможностям

* Тематическая и жанровая направленность художественной литературы.

Круг чтения дошкольника

Тематическая направленность содержания книг.

Чувство Родины.

Это книги, которые помогают расширить знания детей о родной стране, о неведомых городах и селах, о своей малой родине, воспитывают гражданские качества, закладывают основы патриотизма.

Эти книги дают детям систему нравственных ориентиров в сложном и многообразном мире человеческих отношений, показывают духовную красоту человека-труженика, защитника, достойного гражданина.

Детям – о детях.

Понять и полюбить природу.

В этих книгах писатели уделяют большое внимание экологической проблеме. Они учат детей приглядываться к проявлениям жизни в природе, видеть не только ее красоту, но и ее хрупкость, незащищенность, учат беречь, охранять все живое.

Писатели: Е.Чарушин В.Бианки Д.Мамин-Сибиряк, Н.Сладков, Соколов- Микитов, Э.Шим, Г.Скребицкий.

Про все на свете.

Это книги о науке и технике, о космосе и диковинках окружающего мира. Яркие и умные – они как маленькие ступеньки, взбираясь на которые, малыши раскрывают для себя новые и новые горизонты.

Жанры художественной литературы.

Устное народное творчество.

Русские народные сказки, былины, сказки народов мира.

Сказка близка и созвучна мироощущению детей. В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.

Малые фольклорные формы:

Потешки, колыбельные песенки, считалки, дразнилки, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Произведения фольклора своим содержанием и формой исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту.

Повести, рассказы, авторские сказки.

Это самый насыщенный жанр детской литературы, в котором нашли отражение самые разнообразные темы: познавательные и юмористические, фантастические и героические, приключенческие и романтические .

Стихи, поэмы.

Пристрастие к поэзии – отличительная особенность дошкольника.

Она заключается в том, что ребенок, проникая в эмоциональный мир стихотворения, переживает и понимает его настроение. Поэзия помогает ввести ребенка в увлекательный мир русского Слова, многогранного в своем звучании и смысловых оттенках, чтобы постичь языковое богатство, созданное многими поколениями.

В круг чтения детей 6-7 лет рекомендуется вводить басни И.А.Крылова, многие из которых будут изучаться в школе. Суть предваряющего чтения заключается не в том, чтобы понять мораль, (это придет позже), а в том, чтобы прикоснуться к пониманию образной речи.

Книга поможет узнать обо всем

Неотъемлемой частью начального литературного образования является формирование представлений о феномене литературного творчества, знакомство с фактами биографии писателей и иллюстраторов детских книг.

Художник и писатель, объединившись в одной книге, высказывают читателю свои мысли, свои идеи. Только один – словом, а другой – рисунком.

И чем ярче талант обоих художников, чем глубже их взаимопонимание, тем интереснее становится книга.

Для малышей книжка без картинки просто невозможна, потому что их способ восприятия требует образности - яркой, завершенной, чтобы помочь увидеть разнообразие и богатство окружающего мира.

Родные поэты

Литературное творчество местных поэтов помогает педагогу влиять на духовно- нравственное развитие детей, способствует воспитанию любви к малой родине, потому что оно охватывает широкий спектр различных явлений и событий природы и общества.

* Путешествие в историю

* Как прекрасен этот мир

* Войди в природу другом

* Жизнь дана на добрые дела

Организация чтения художественной литературы в ДОУ.

Методические рекомендации.

-Ежедневное чтение художественных текстов как ритуал жизни группы.

-Определение постоянного времени для чтения в распорядке дня.

(Продолжительность чтения – в старшей группе 15-20 мин., в подготовительной – 20-25мин.)

-Создание непринужденной обстановки

-Составление предварительного плана чтения на 2-3 месяца вперед с учетом тематических циклов, происходящих событий (сезон, праздники, памятные даты) и особенностей группы.

-Подбор художественных текстов и их чередование по жанрам.

-Продолжительность чтения больших художественных произведений –

от 2 до 10 дней.

-Обязательное обсуждение прочитанного.

-Использование иллюстративного комментария во время чтения.

-Наличие в группе достаточного количества сборников художественных

-Выразительная речь воспитателя во время чтения.

-Чтение – не принудительное занятие:

Книга должна развивать ребенка и доставлять ему удовольствие

Дети, спешите в библиотеку

Тесное сотрудничество с детской библиотекой на протяжении многих лет способствует успешной работе по приобщению детей к художественной литературе.

Работа с родителями

Вовлекая родителей в образовательный процесс, мы обращаемся к ним с убедительной просьбой проявить уважение и интерес к родному языку, найти время и силы, чтобы обогатить его в устах ребенка.

Из психологии известно: если слово усвоено в раннем возрасте, оно попадает в оба полушария головного мозга, если позднее – только в левое.

Оформление наглядной информации

Приобщение дошкольников к художественной литературе

требует от педагогов ДОУ овладения общетеоретическими и профессиональными умениями, но самое главное – это любовь педагога

Школа В.А. Сухомлинского в основу воспитания ставила четыре культа: Матери, Родины, Слова и Книги.

Мы любим книгу. Это значит, что мы стремимся создать культ Книги.

Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствует тому, чтобы взрослых память о детстве, просветляла,

а детям - была надежным помощником на пути к взрослой жизни.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.

Как же сегодня решаются данные задачи в детском саду?

В соответствии с приказом Министерства образования от 23 ноября 2009 года № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования" воспитание и развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется по 4 основным направлениям (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое). Развитие детей по данным направлениям осуществляется через реализацию содержания программы дошкольного образования по образовательным областям, одна из которых "Чтение художественной литературы". Таким образом, чтение впервые выделяется как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе организации жизни ребенка в детском саду.

Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия эстетического вкуса.

При этом работа по приобщению детей к чтению художественной литературы строиться с учетом принципа интеграции с другими образовательными областями.

В программе "Из детства - в отрочество", реализуемой в нашем детском саду, при ознакомлении детей с литературными произведениями решается принципиальная установка - сформировать отношение к литературе, как к самоценному виду искусства.

Поэтому чтение выделено как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе образовательной работы с детьми: одно занятие в неделю начиная со второй младшей группы, а также ежедневное чтение по тридцать минут. При этом процесс чтения не имеет никаких других задач, кроме задачи глубокого постижения текста. Известный писатель В.Брюсов писал: "Крайне важно, чтобы дети с ранних лет привыкли видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное, а не свод правил поведения, средство для заполнения досуга".

Основной целью при ознакомлении детей с художественной литературой в программе "Из детства - в отрочество" является - воспитание в дошкольнике грамотного читателя.

Понятие "грамотный читатель" включает в себя правильное (соответственно авторскому замыслу) восприятие произведения, постижение его идейно-художественной сущности, видение его как произведения искусства, отображающего действительность. Ребенок, приученный слушать и анализировать художественные произведения отличается: высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной хорошо развитой образной речью, как устной, так и письменной, верными нравственными ориентирами, умеет быть интересным самому себе, занять себя делом без посторонних указаний.

Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленная библиотечная зона группы, книжный уголок привлекает интерес и внимание детей. В соответствии с рекомендациями программы "Из детства - в отрочество" педагогами детского сада оформлены книжные уголки, которые имеют следующее содержание: наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества; разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки - панорамы); в старшем дошкольном возрасте выделяется полочки "Полочки умных книг", "Читаем сами". (Приложение №1).

В детском саду оформлена библиотека, которая представляет собой не просто несколько полок или книжных шкафов. Это отдельное помещение, оснащенное книжными стеллажами и тематическими рубрикаторами. Книжный фонд пока небольшой, однако в ней создана атмосфера настоящей библиотеки.(Приложение №2)

В библиотеке проводятся экскурсии, выставки и специальные "библиотечные занятия", которые способствует формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению определенного объема библиотечных сведений ("библиотека", "стеллаж", "читательский формуляр" и др.).

  • Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);
  • Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления худ. особенностей текста);
  • Творческие (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников);
  • Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и худ. особенностей).

Содержание работы с детьми при организации каждого вида занятия усложняется от возраста к возрасту. Количество разных видов занятий меняется от возраста к возрасту. Так, в группах среднего возраста больше проводится тематических занятий. В группах старшего возраста преобладают аналитические занятия, которые позволяют ребенку понять суть текста, его содержательные и художественные особенности.

Реализуемая в ДОУ технология Гриценко З.А. "Пришли мне чтения доброго" рассчитана для детей среднего и старшего возраста. Тогда как задачи по приобщению детей к художественной литературе ставятся в программе с младшего возраста. Для их реализации мы интегрировали в образовательную работу с детьми младшего возраста технологию Оксаны Семеновны Ушаковой. "Знакомим детей с литературой". Цели и задачи данной технологии позволяют нам решать задачи, поставленные программой "Из детства - в отрочество".

В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями образовательная деятельность в детском саду состоит из непосредственной образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах, самостоятельной деятельности и работе с семьей. В связи с этим нами были пересмотрены перспективные планы образовательной работы и приведены в соответствие с данными требованиями (см. приложение № 3).

Одним из методов образовательной работы с детьми, в процессе ознакомления с художественной литературой, является метод моделирования. При ознакомлении детей со сказками, рассказами, стихами воспитатель уже с младшего возраста вместе с детьми их моделирует, что позволяет повысить интерес к произведению, понять его содержание, последовательность событий в сказках. Так, при знакомстве детей с русскими народными сказками, используется модель "Волшебные кружочки". После рассказывания воспитателем сказки с использованием настольного или пальчикового театра, детям предлагается повторить сказку. После повторения сказки воспитатель предлагает детям сесть за стол. Каждому ребенку раздается листок с нарисованными кружками по количеству персонажей сказки. Предлагает их рассмотреть и поиграть в волшебников, превратив кружки в героев сказки. Воспитатель, напоминает содержание сказки и его героев, обсуждая с детьми их образы. Например, первый кружок превратим в репку. Репка какая? (большая желтая круглая). У репки сверху листики. Нарисуйте их карандашом. Пришел дед репку тащить. Дед какой? (старый, усатый). Нарисуйте во втором кружке усы. Это будет дед. Позвал дед бабку. Бабка какая? (старенькая, в платочке). Нарисуем в третьем кружке платочек, это будет бабка и т.д. Когда модель готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей, отмечая их особенности, показывая каждый кружок. В последующей работе данные модели используются для рассказывания сказки детьми в совместной деятельности, а также в самостоятельной деятельности. Эти модели дети забирают домой, и рассказывают с помощью них сказку родителям. Также, для моделирования сказки, используем геометрические фигуры. Детям предлагается к каждому персонажу подобрать соответствующую геометрическую фигуру. Так, например, колобок - это маленький желтый кружок, медведь - коричневый большой кружок, лиса - оранжевый кружок и т.д. По выстроенной модели дети повторяют сказку. В группах среднего и старшего дошкольного возраста модели усложняются. Уже используются мнемодорожки и мнемотаблицы.

Одной из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом "сотрудничество". Сотрудничают все: педагог- с родителями и детьми, дети - друг с другом, с родителями и педагогом.

Познавательно-исследовательская деятельность - это такая деятельность, в которой проявляется активность ребенка, впрямую направленная на освоение окружающего мира, его вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизация.

Приведем пример сотрудничества педагогов, детей и родителей по проекту "Откуда пришла книга". (приложение № 4). Осуществляя работу по подготовке к реализации проекта, педагоги обсуждают с детьми о том, что они хотят узнать в ходе данного проекта. Так, были определены цель и задачи , которые стояли перед педагогами (вы их видите на сладе); а также цель для детей - узнать, как создается книга, люди каких профессий помогают ей появиться на книжных полках.

Так, для привлечения внимания детей к теме проекта была проведена работа по мотивации детей: воспитателями были предложны ряд предметов, сделанных из дерева. При этом среди предложенных предметов лежала книга. Детям был задан вопрос: что объединяет все эти предметы, как книга связана со всеми этими предметами, как появляется книга, какие профессии людей помогают ей появиться на свет? Таким образом, совместно с детьми было принято решение ответить на все поставленные вопросы. Продолжительность реализации проекта составила 2 месяца.

В течение этого времени с детьми проводились ряд мероприятий, включающие в себя познавательно-исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность, а также тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Так, для расширения представлений детей об истории создания книги была проведена серия познавательных вечеров "Сейчас узнаем". При подготовке к данным вечерам родители совместно с детьми искали познавательную информацию о том, как появляется книга, затем представляли ее для детей.

Так, для детей, силами родителей, была подготовлена мультимедийная познавательная презентация на тему "От гусиного пера до современной авторучки", где дети познакомились с историей первых книг. Полученные детьми знания о том, как появляется книга, были оформлены в коллективный коллаж "Как создается книга?"

Одной из тем познавательных вечеров стала тема "Где живут книги", на которую была приглашена библиотекарь городской детской библиотеки "Читай - город", с которой детский сад взаимодействует уже на протяжении трех последних лет. Она рассказала детям о своей профессии и пригласила детей посетить в библиотеку. На экскурсии, работники библиотеки, в игровой форме знакомили детей старшего дошкольного возраста с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгами. При проведении театрализованных игр, дети показывали свои знания произведений художественной литературы, что способствовало повышению их познавательной активности. (приложение 5).

Для обогащения книжных уголков в группах детского сада, создания библиотеки в ДОУ была проведена акция "Пришли мне чтения доброго", в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку групп, часть книг была передана в библиотеку детского сада.

В рамках реализации проекта в образовательном учреждении был проведен смотр -конкурс "Книги своими руками", где дети совместно с родителями изготовляли книги, проявляя при этом творчество и фантазию. В процессе создания книг дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями. Родители принимали активное участие в данной работе. При этом дети вместе с родителями выступали в роли авторов и иллюстраторов детских книг.

Так, в группе старшего дошкольного возраста, на ежемесячную "Встречу с интересными людьми" была приглашена мама по теме встречи "Как можно оформить книжную обложку". Мама нашего воспитанника показала детям свои работы, сделанные в технике "изонить" и научила детей, как с помощью иголки и нитки сделать на картоне красивые звездочки. Работа увлекла детей, вызвала большой интерес, потом было решено все детские работы объединить в одну книгу "Парад звезд". Каждая страничка книги рассказывает о двадцати ребятах, об их любимых занятиях, увлечениях, мечты. (приложение 6).

По результатам смотра - конкурса, проведенного в детском саду, лучшие работы приняли участие в городском конкурсе "Книжки - малышки", который был организован городской телекомпанией "Транзит" в городской детской библиотеке. Пять книжек получили призы от телекомпании. Дети и их родители были приглашены на торжественное вручение призов.

При ознакомлении детей с художественной литературой детей знакомим с разными жанрами художественных произведений: рассказы, сказки, стихи и др. При проведении познавательных вечеров "В этот вечер у нас" мы знакомили детей со сказками народов Севера. Реализация проекта совпала с празднованием 80-летия Ханты-Мансийского автономного округа.

К этому был приурочен смотр- конкурс инсценировок по сказкам народов Ханты и манси в группах старшего дошкольного возраста. В подготовке к данному конкурсу активно привлекались родители: готовили костюмы, декорации, подбирали музыкальное сопровождение. Победители данного конкурса были отмечены грамотами, а лучшие инсценировки был показаны в программе "Все дело в детях"по городскому телеканалу "Транзит".

Родителям были предложены наглядно-информационные фотогазеты по теме: "Научите ребенка любить книгу". Чтобы фотогазета получилась интересной и читаемой, мы попросили родителей поучаствовать в создании газеты и принести фотографии из домашнего архива, на которых можно было бы увидеть, есть ли у ребенка дома книжный уголок, как ребенку дома читают книги родители.

Работа над проектом показала, что активная позиция дошкольного учреждения в плане построения образовательного процесса влияет на педагогов, детей и родителей. Погрузившись в жизнь и проблемы дошкольного учреждения, все получили хорошие стимулы к сотрудничеству и взаимопомощи, осталось удовлетворение от совместной работы.

Читайте также: