Что главное в процессе обучения в школе

Обновлено: 02.07.2024

Называются эти процессы - внимание, восприятие, мышление, речь и память.

Ребёнок с первого раза удерживает своё внимание, воспринимает, понимает и запоминает то, что ему удаётся присоединить к уже имеющемуся в памяти опыту, образу или понятию, а также то, что ему интересно, поразило его сознание или вызвало сильную эмоцию.

4. После того, как любая информация, а нашем случае - какие-то рисунки на карточках или другая графическая информация (например, буквы с картинками на кубиках или в книжке), а также слова, написанные или прочтённые, ассоциировались с тем, что уже есть в памяти (опыт, образы, понятия, ощущения и т. д.) и стали восприниматься определённым образом, то становится очень трудно начать их воспринимать по - другому! Образовавшиеся ассоциации доминируют при восприятии и часто просто блокируют мышление в нужном направлении

Почему происходят такие нестыковки и несогласованные действия между процессами восприятия, мышления и памяти, которые тормозят образование знания, умения и опыта?

Смыслом любой работы должен быть РЕЗУЛЬТАТ.
Для ребенка это должен быть значимый и конкретный результат, имеющий простой и понятный для него смысл и с которым что-то можно делать.
Результат он должен получить ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. УЗНАЛ - ПРОВЕРИЛ - ПОЛУЧИЛОСЬ. Только в этом случае это попадет в память и произойдет обучение.

Все перечисленное является законами природы, нарушать которые нельзя, иначе никакого обучения не произойдет. Иначе придется ходить по кругу, десятки и сотни раз повторяя одно и то же. Знакомая картина. Но это уже не обучение, а дрессировка. Мало кому нравится, а детям тем более. Кто после этого будет любить читать книжки?


В методиках обучения малышей чтению, математике, красивому и грамотному письму, которые я разработал, все эти законы выполняются. Дети обучаются легко, играючи и с интересом, а родителям не обязательно иметь даже опыта в в обучении детей. Если Вы всё поняли в том, что прочитали выше, то и в методиках разберётесь, - там ещё проще и понятнее.


Время Чтения: 4 мин.

Заканчивается лето и скоро дети пойдут в школу. И сейчас, как мне кажется, самое время поразмышлять об обучении и о том, что можно считать успехом в обучении и на чем важно сконцентрироваться.

Как правило, успехом в школьном обучении считается результат, который выражается хорошими оценками. Многие родители стремятся именно к этому, к хорошим оценкам. И поэтому:

  • требуют или ожидают (это тоже напрягает) от детей высоких оценок;
  • многие задания (особенно в младшей школе) делают вместо детей;
  • договариваются с учителями о хороших оценках, делая подарки;
  • или, наоборот, конфликтуют, выясняют отношения с учителями, требуя повысить оценку;
  • и т. д.

Хорошие оценки становятся целью обучения. И родителями, и многими учителями упускается из вида то, что главным в обучении является не столько результат – оценка, и даже не столько результат – знание, а навык, который приобретает обучающийся, выполняя задание. Этот навык развивает личность и помогает достигать результатов, это – бесценный опыт, который можно использовать неоднократно и в дальнейшем. Послушайте поучительную японскую сказку, рассказанную известным психоаналитиком Клариссой Пинкола Эстес в книге “Бегущая с волками”.

Домой после войны вернулся муж. Вернулся злой, агрессивный. Поселился отдельно от жены и детей, никого к себе не подпускал. Женщина старалась приблизиться к нему, но он каждый раз, свирепствуя, ее прогонял. Обратилась женщина к целительнице, и та сказала, что нужно раздобыть белый волосок с шеи черного медведя. Именно он поможет мужчине снова стать прежним.

Женщина обрадовалась, что есть выход, и отправилась на поиски медведя. Шла долго, изнывала под лучами палящего солнца и мокла под дождем, ободрала ноги о колючие травы, и вот пришла к пещере, возле которой обнаружила следы медведя. Его в пещере не было. Женщина расположилась неподалеку от пещеры и стала ждать.

Она уснула и проснулась от страшного медвежьего рыка. Увидев сквозь кусты медведя, она побоялась приблизиться к нему, и он ушел в пещеру. Только после этого женщина подошла к входу пещеры и оставила там приготовленную для медведя еду. Сама спряталась.
Медведь на запах еды вышел из пещеры, проглотил еду, понюхал воздух и вернулся обратно.

На следующий день женщина проделала то же. Оставила еду, спряталась, но на этот раз не так далеко. Медведь долго нюхал воздух, съел еду и скрылся в пещере.
Так продолжалось много дней подряд. Женщина каждый раз все ближе приближалась к медведю. И однажды она, дрожа от страха, осталась стоять возле еды. Медведь вылез из пещеры, стал крутить головой и заревел так громко, что камни покатились по склону. Женщина не трогалась с места.

Она обратилась с ласковой речью к медведю и попросила его разрешить ей взять белый волосок с его шеи. Медведь медлил, но потом согласился, подставив шею. Женщина ухватила белый волосок и резко дернула. Медведь заревел, а женщина бросилась бежать.
И вот она дома. Радостная, она пришла к целительнице. Та взяла белый волос медведя, внимательно рассмотрела его и … кинула в огонь.

– Что же Вы наделали? – воскликнула женщина.
– Не волнуйся, – успокоила ее целительница. – Все будет хорошо. Помнишь каждый свой шаг, когда ты старалась завоевать доверие медведя? Помнишь, все, что видела, слышала, чувствовала?
– Да, – ответила женщина.
– Тогда ступай домой, дочка, и проделай все то же самое со своим мужем.

Результат, к которому стремилась женщина (белый волосок с шеи черного медведя), оказался не важным – целительница выкинула его. А вот то, чему научилась женщина, проходя испытания и добывая этот волосок,– терпению, настойчиво идти к своей цели, справляться со страхом, где надо быть твердой, а где надо – гибкой и ласковой, – оказалось нужным для нее.

Получение знаний в школе можно сравнить с добычей белого волоска медведя. В этом процессе важны не знания, а пройденный путь и приобретенные навыки, которые помогут человеку в дальнейшем приходить к нужным ему результатам.

Дорогие родители, может быть, не стоит акцентироваться на оценках? Попробуйте посмотреть на процесс обучения более широко. Получение высоких отметок детьми – это не есть успех. И даже получение знаний в школе – это не самая важная цель обучения. Многое из того, чему учат, оказывается невостребованным или устаревает. Есть другие, более важные цели в школьном обучении.

  1. Во-первых, в процессе обучения дети развиваются интеллектуально – развиваются их мышление, память, внимание, воображение.
  2. Во-вторых, развивается их эмоционально-волевая сфера – выполняя школьные задания, они учатся делать то, что не всегда хочется, а надо, учатся достигать, справляться, преодолевать.

Решать задачи нужно будет всегда: сейчас – это задачи по математике или физике, в будущем – другие – семейные, профессиональные, личностные. Поэтому стоит ли за ребенка делать его школьные задания или договариваться с учителями о его оценках? Высокие отметки, полученные таким способом, успехом ребенка назвать нельзя.

Ну, а самое главное, обратите внимание, что в сказке – не целительница, а сама женщина была способна решить сложную задачу своей жизни. Приобретаемые навыки делают человека сильнее, развивают его внутреннюю опору и способность справляться с любыми жизненными задачами самостоятельно. Разве не это желаемая цель воспитания и обучения детей?

Презентация на тему: " Самое главное в процессе обучения - это эмоциональное состояние обучаемого Когда вы бодры и заинтересованы, когда вы можете оставаться в зоне обучения," — Транскрипт:

3 Самое главное в процессе обучения - это эмоциональное состояние обучаемого Когда вы бодры и заинтересованы, когда вы можете оставаться в зоне обучения, не переходя в зону тревоги или зону скуки, процесс обучения идет динамично и радостно. Самое главное в процессе обучения - это эмоциональное состояние обучаемого Когда вы бодры и заинтересованы, когда вы можете оставаться в зоне обучения, не переходя в зону тревоги или зону скуки, процесс обучения идет динамично и радостно. Обучение – это процесс моделирования окружающего мира в мозгу человека.

4 Зона обучения преодолеваемые трудности практически соответствуют имеющимся ресурсам. Зона тревоги преодолеваемые трудности значительно превышают имеющиеся ресурсы. Зона скуки преодолеваемые трудности значительно меньше имеющихся ресурсов. Зона обучения преодолеваемые трудности практически соответствуют имеющимся ресурсам. Зона тревоги преодолеваемые трудности значительно превышают имеющиеся ресурсы. Зона скуки преодолеваемые трудности значительно меньше имеющихся ресурсов.

7 Преодолеваемые трудности Имеющиеся ресурсы

8 РЕАКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ НИЗКАЯ САМООЦЕНКА ЗАВИСИМОСТЬ РЕАКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ НИЗКАЯ САМООЦЕНКА ЗАВИСИМОСТЬ ПРОАКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ СОГЛАСИЕ С САМИМ СОБОЙ ЛИДЕРСТВО ПРОАКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ СОГЛАСИЕ С САМИМ СОБОЙ ЛИДЕРСТВО От меня ничего не зависит Я ничего не могу поделать Если бы Я должен (я виноват, я вынужден. ) От меня ничего не зависит Я ничего не могу поделать Если бы Я должен (я виноват, я вынужден. ) Я выбираю (принимаю решение) Я это сделаю (я могу. ) Я отвечаю за свою жизнь (за свой выбор. ) Я учусь на своих и чужих ошибках Я выбираю (принимаю решение) Я это сделаю (я могу. ) Я отвечаю за свою жизнь (за свой выбор. ) Я учусь на своих и чужих ошибках Совесть Самосознание Творческое воображение Независимая воля Совесть Самосознание Творческое воображение Независимая воля СВОБОДА ВЫБОРА

10 ПРОАКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ СОГЛАСИЕ С САМИМ СОБОЙ ЛИДЕРСТВО ПРОАКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ СОГЛАСИЕ С САМИМ СОБОЙ ЛИДЕРСТВО Я выбираю (принимаю решение) Я это сделаю (я могу. ) Я отвечаю за свою жизнь (за свой выбор. ) Я учусь на своих и чужих ошибках Я выбираю (принимаю решение) Я это сделаю (я могу. ) Я отвечаю за свою жизнь (за свой выбор. ) Я учусь на своих и чужих ошибках Совесть Самосознание Творческое воображение Независимая воля Совесть Самосознание Творческое воображение Независимая воля СВОБОДА ВЫБОРА Есть другая категория людей, которые берут ответственность на себя и сами определяют свою реакцию на раздражители (стрессоры). Проактивные люди не просто подавляют эмоциональные реакции своего подсознания, они очень тонко влияют на него на основе внутреннего согласия с самим собой, у них нет внутреннего конфликта между сознанием и подсознанием, что дает возможность не накапливать в себе негативные эмоции. Есть другая категория людей, которые берут ответственность на себя и сами определяют свою реакцию на раздражители (стрессоры). Проактивные люди не просто подавляют эмоциональные реакции своего подсознания, они очень тонко влияют на него на основе внутреннего согласия с самим собой, у них нет внутреннего конфликта между сознанием и подсознанием, что дает возможность не накапливать в себе негативные эмоции.

12 Круг влияния Растрачивание нашей энергии на круг забот (жалобы, обвинения, давление на людей – роль жертвы или агрессора) – негативная (разрушительная) энергия

13 Круг влияния Фокусировка на круге влияния – поиск причин в себе – ответственность на себя – изменение себя – позитивная (созидательная) энергия

14 ЖЕРТВА ВОЛШЕБНИК АГРЕССОР РАЗРУШЕНИЕ

15 Растрачивание нашей энергии на круг забот (жалобы, обвинения, давление на людей – роль жертвы или агрессора) – негативная (разрушительная) энергия Фокусировка на круге влияния – поиск причин в себе – ответственность на себя – изменение себя – позитивная (созидательная) энергия Жертва Агрессор Волшебник разрушение Круг влияния

16 Перед началом обучения возможны три варианта: 1-Учащийся не ставит личных целей и не хочет учиться 2-Учащийся ставит цель получить хорошую оценку (заслужить похвалу родителей, учителей). Это ложная цель 3-Учащийся стремится к получению знаний и формированию умений для того, чтобы применить эти знания и умения в практической деятельности. Это вариант постановки истинной цели - обучение для применения

18 Зрительное восприятие Тактильные ощущения Сенсорные особенности личности Сенсорные особенности личности Чтение Записывание РассматриваниеВизуализация Слушание Обоняние и вкус ОщупываниеПрактическая деятельность

20 Зона обучения преодолеваемые трудности практически соответствуют имеющимся ресурсам. Зона тревоги преодолеваемые трудности значительно превышают имеющиеся ресурсы. Зона скуки преодолеваемые трудности значительно меньше имеющихся ресурсов. Зона обучения преодолеваемые трудности практически соответствуют имеющимся ресурсам. Зона тревоги преодолеваемые трудности значительно превышают имеющиеся ресурсы. Зона скуки преодолеваемые трудности значительно меньше имеющихся ресурсов. Преодолеваемые трудности Имеющиеся ресурсы

21 Преодолеваемые трудности Имеющиеся ресурсы

22 Помните, что Когда человек очень хочет получить новые знания и точно знает, что он их будет применять в своей жизни, он проявляет активность и инициативу в учебной деятельности, он справляется с любым препятствием, которое появляется у него на пути. Помните, что Когда человек очень хочет получить новые знания и точно знает, что он их будет применять в своей жизни, он проявляет активность и инициативу в учебной деятельности, он справляется с любым препятствием, которое появляется у него на пути.

23 На эффективность процесса восприятия учебной информации большое влияние оказывает то, как люди реагируют на различные раздражители (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые). Эти индивидуальные реакции являются сенсорными особенностями личности и это необходимо учитывать при организации учебного процесса. На эффективность процесса восприятия учебной информации большое влияние оказывает то, как люди реагируют на различные раздражители (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые). Эти индивидуальные реакции являются сенсорными особенностями личности и это необходимо учитывать при организации учебного процесса.

24 ЗАПИСЫВАНИЕ. Для многих людей записывание чего–либо помогает понять и запомнить материал, хранить его в памяти и при необходимости восстанавливать

25 ЧТЕНИЕ. Для многих людей процесс чтения может оказаться сложным. Проблемы может создавать недостаточная образованность и другие факторы (язык ). Главным препятствием для понимания печатных текстов являются слова, значение которых человек не понимает. Такие слова необходимо немедленно прояснять с помощью толковых словарей

26 СЛУШАНИЕ. Те люди, которые не испытывают особого интереса к книгам (зачастую из-за неспособности воспринимать печатное слово), могут хорошо понимать устное объяснение. Такой подход к обучению обычно хорошо работает в группах, где есть возможность устраивать дискуссии и отвечать на вопросы, если, конечно слушатели активно участвуют в происходящем. Слушание является пассивным способом восприятия информации и доминирует в традиционном обучении.

27 РАЗГЛЯДЫВАНИЕ Чтобы понять что-то многим людям требуется получить зрительное представление о предмете (наличие объекта, его рисунок, видеоизображение). Разглядывание объекта избавляет от необходимости воображать его по описанию. РАЗГЛЯДЫВАНИЕ Чтобы понять что-то многим людям требуется получить зрительное представление о предмете (наличие объекта, его рисунок, видеоизображение). Разглядывание объекта избавляет от необходимости воображать его по описанию.

28 ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ( представление по описанию). Для многих людей непросто по письменному или устному описанию составить в уме зрительный образ предмета, представить ход какого – то события или зрительно проиллюстрировать идею. На практике в процессе обучения рекомендуется сначала дать описание, а потом подкрепить его видимым изображением объекта

29 ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ имеют более ограниченное применение в обучении, хотя их нельзя игнорировать полностью. Если же учесть, что они являются неотъемлемой стороной практической деятельности, то эти ощущения можно охарактеризовать, как весьма важные (ощупывание имеет большое значение в обучении определенным навыкам, бывают случаи, когда несколько минут такого опыта стоят многочасовых объяснений)

30 ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Этот подход считается основным в процессах взаимодействия, особенно при обучении. Обычно такой деятельности предшествуют другие формы восприятия информации - такие, как словесное объяснение, представление иллюстраций, самостоятельное чтение и др. Затем обучаемым дается возможность под руководством или под наблюдением инструктора выполнить практическое действие (работа с реальным объектом, выполнение какой–то процедуры или решение задачи, погружение в воображаемую ситуацию, связанную с общением людей).

Процесс обучения – это целенаправленная активная познавательная деятельность учащегося, организованная педагогом и реализуемая под его руководством, направленная по получение знаний, умений и навыков, формирование интереса к обучению и развитие творческого потенциала ребенка.

Понятие процесса обучения, его цели и функции

  1. Процесс обучения – это процесс движения учащегося под руководством педагога к получению знаний.
  2. Процесс обучения – это сложный процесс взаимодействия педагога и учащегося, имеющий направление к достижению их общей цели – овладение знаниями, умениями и навыками.
  3. Процесс обучения – это процесс целенаправленного воздействия педагога на учащегося, в результате которого решаются образовательные задачи.

Таким образом, различное понимание процесса обучения свидетельствует о том, что это очень сложное и многогранное явление.

Обобщенное понимание всех представленных определений, показывает, что процесс обучение – это взаимодействие педагога и учащихся, реализация которого направлена на овладение учащимся системы знаний, умений и навыков.

Во время процесса обучения происходит не просто процесс передачи знаний от педагога к ребенку, а осуществляется овладение системой научных знаний, формирование научного мировоззрения, развитие мышления, интеллекта, творческих способностей, становление нравственных качеств и ценностных ориентиров в соответствии с общественными и личными интересами и потребностями.

Процесс обучения имеет ряд характерных признаков, отличающих его от иных педагогических процессов, по своей природе он:

  • целенаправленный
  • целостный
  • двусторонний
  • подразумевающий совместную деятельность педагога и детей
  • обязательно имеющий систему управления воспитанием и развитием детей
  • имеющий организацию и управление данным процессом.

Готовые работы на аналогичную тему

Задачи и функции процесса обучения

Основными задачами, стоящими перед процессом обучения являются:

  1. Осуществление стимулирования учебно-познавательной активности детей.
  2. Формирование у учащихся познавательных потребностей.
  3. Организация познавательной деятельности учащихся, направленная на овладение научными знаниями, умениями и навыками, а также овладение приемами их использование в последующей творческой деятельности и самообразовании.
  4. Организация деятельности по развитию творческих и познавательных способностей детей.
  5. Воспитание нравственно-эстетической культуры и формирование научного мировоззрения культуры у учащихся.

Решение поставленных задач обучения достигается посредством реализации следующих функций:

  • усвоение учащимися системы научных знаний, умений и навыков, в соответствии с образовательными стандартами;
  • обучение творческому использованию полученных знаний, умений и навыков, в повседневной практической деятельности;
  • формирование умения самостоятельно находить необходимую информацию, заниматься самообразованием;
  • расширение кругозора учащихся, для последующего получения образования и самоопределения в жизни.

развитие логического мышления, представленного процессами абстрагирования, сравнения, анализа, сопоставления и т.п. развитие воображения; развитие памяти: слуховой, логической, зрительной, эмоциональной и т.п.; умственное и интеллектуальное развитие: гибкость ума, креативность, широта мышления, самостоятельность и т.п.; развитие всех видов речи: расширение словарного запаса, точность и ясность выражения мыслей; развитие познавательного интереса и удовлетворения познавательных потребностей; развитие сенсорной и двигательной сфер.

  • осознание учащимся значимости собственной учебной деятельности и получение новых знаний;
  • формирование у детей нравственных и ценностных ориентиров во время овладения им знаний, умений и навыков;
  • воспитание у каждого ребенка нравственных качеств его личности;
  • формирование положительной мотивации на обучение;
  • формирование опыта общения в коллективе (со сверстниками, педагогами и т.п.);
  • оказание воспитательного воздействия на личность учащегося положительного личного примера педагога.

Таким образом, в процессе реализации функций обучения, осуществляется решение стоящих перед ним задач и соответственно достижение основной цели процесса обучения.

Принципы процесса обучения

Эффективность процесса обучения во многом зависит правильности его организации педагогом. Важно при планировании и проведении процесса обучения опираться на следующие дидактические принципы обучения:

  1. Принцип посильности обучения – процесс обучения должен быть посильным для учащихся, при этом не сильно легким, но и не чрезмерно сложным.
  2. Развивающий принцип. Обучение должно нести в себе развивающий потенциал, формировать у детей активность, инициативность, самостоятельность.
  3. Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип является одним из наиболее главных, обеспечивающих успешность обучения, подразумевает то, что процесс обучения осуществляется последовательно и постепенно в соответствии с установленным планом (программой, расписанием и т.п.).
  4. Принцип природосообраности. Согласно данному принципу обучение осуществляется в соответствии с психологическими, физиологическими и возрастными особенностями детей.
  5. Принцип целесообразности - преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть молодые силы.

Использование принципов обучения подразумевает их комплексное применение. В том случае, если педагог выделяет какой-либо один принцип и игнорирует другие, то процесс обучения не будет насколько эффективным, насколько это запланировано изначально. Только комплексное использование принципов обеспечивает правильный подбор методов, средств, форм и приемов обучения, направленных на достижение поставленной цели и задач.

Читайте также: