Критерии педагогических технологий кратко

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время в образовательный процесс все прочнее входят педагогические образовательные технологии.

Технология – это комплекс приемов, применяемых в разных видах деятельности, искусстве, мастерстве.

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, направленных на определение и компоновку специального набора методов, средств и приемов обучения.

По сути, педагогические образовательные технологии, представляют собой инструментарий, который использует педагог в процессе реализации воспитательно-образовательного процесса.

Содержание педагогических образовательных технологий заключается в следующем:

  1. Комплекс методов и средств, направленных на реализацию эффективного воспитательно-образовательного процесса.
  2. Педагогическое искусство, мастерство, умение и культура учителя (воспитателя).
  3. Совокупность приемов, описывающих поэтапно педагогический процесс от его планирования до получения конечного результата.

Таким образом, педагогическая образовательная технология представляет собой продуманную во всех деталях модель современной образовательной деятельности, основная цель которой обеспечение комфортных условий всех участников образовательного процесса.

Сущность педагогической образовательной технологии представлена тремя аспектами:

  1. Научным. Данный аспект представляет педагогические образовательные технологии как часть науки, занимающейся изучением и разработкой целей, задач, методов, средств и содержания воспитательно-образовательного процесса.
  2. Процессуально-описательным аспектом, направленным на описание и составление алгоритма течения педагогического процесса.
  3. Процессуально-действенным аспектом, который вытекает из процессуально-описательного и направлен на осуществление эффективного функционирования педагогического процесса.

Исходя из представленных аспектов, выделяют функционал педагогических образовательных технологий, представленный в качестве науки, исследующей эффективные и рациональные пути воспитания и обучения.

Готовые работы на аналогичную тему

Уровни педагогических образовательных технологий

В настоящее время педагогическая образовательная технология употребляется в образовательной практике в трех взаимосвязанных уровнях:

Критерии классификации педагогических технологий

В настоящее время существует несколько видов классификаций педагогических образовательных технологий. Каждая из классификаций группирует технологии в зависимости от целей, содержания, методов или средств.

Выделяют следующие виды классификация педагогических образовательных технологий:

По организационным формам: альтернативные, академические, классно-урочные, клубные, коллективные, индивидуальные, дифференцированные.

По типу управлению познавательной деятельности учащихся: классические (лекции, уроки), дифференцированные (занятия с репетитором, малой группой), программированные (с использованием ПК, Интернет-ресурсов).

По типу подхода к учащемуся:

  • авторитарные (жесткая организация учебного процесса, устоявшийся авторитет педагога и его мнения, строгие требования к учащимся во всех сферах);
  • сотрудничества (взаимодействие между педагогом и учащимися основано на демократических отношениях и взаимном уважении);
  • свободное воспитание (учащимся предоставляют свободу выбора методов и средств организации педагогического процесса)
  • личностно-ориентированное (в центре педагогического процесса стоит личность учащегося, весь процесс организован на основании бесконфликтной и комфортной атмосферы);
  • гуманно-личностное (отличается тем, что направлено на поддержку личности учащегося и при необходимости оказание ему педагогической и психологической помощи);
  • массовая или традиционная (технология, рассчитанная и ориентированная на среднего учащегося, является самой распространенной в современных школах);
  • технологии продвинутого обучения (углубленное изучение различных предметов, чаще всего применяется в лицеях и гимназиях);
  • технологии компенсирующего обучения (используются в воспитательно-образовательном и коррекционном процессах, осуществляемых с детьми имеющих различные виды отклонений в развитии).

По ориентации на личностные структуры:

  • информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);
  • операционные (обеспечивают формирование умственных действий);
  • технологии саморазвития (направлены на формирование способов умственных действий);
  • эвристические (развивают творческие способности учащихся);
  • прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).

По характеру содержания и структуры: обучающие; воспитательные; светские; религиозные; общеобразовательные; профессиональные; гуманистические; технократические; моно- и политехнологии; проникающие.

Сущность и структура педагогической технологии. Классификация педагогических технологий.

Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.

Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

Сущность и структура педагогической технологии.

"Технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.

Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:

- научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

- процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие:

- осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Критерии технологичности педагогической технологии

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:

- воспроизводимость. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:

- взаимосвязью его частей, целостностью. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Структура педагогической технологии

Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:




- содержательный компонент обучения;

- процессуальная часть - технологический процесс. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:

- организация учебного процесса;

- методы и формы учебной деятельности учащихся;

- методы и формы работы преподавателя;

- деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;

- диагностика учебного процесса. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Сущность и структура педагогической технологии. Классификация педагогических технологий.

Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.

Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

Сущность и структура педагогической технологии.

"Технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.

Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:

- научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

- процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие:

- осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Критерии технологичности педагогической технологии

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:

- воспроизводимость. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:

- взаимосвязью его частей, целостностью. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Структура педагогической технологии

Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:

- содержательный компонент обучения;

- процессуальная часть - технологический процесс. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:

- организация учебного процесса;

- методы и формы учебной деятельности учащихся;

- методы и формы работы преподавателя;

- деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;

- диагностика учебного процесса. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех методологических, инструментальных и личностных средств, используемых для достижения педагогических целей.

Педагогическая технология определяется как:

  • целенаправленное использование объектов, приемов, технических средств обучения, событий и отношений в учебно-воспитательном процессе;
  • целенаправленное структурирование и представление педагогической информации и системы организации коммуникаций в педагогическом процессе;
  • система управления познавательной деятельности обучающихся;
  • конструирование средств и методов педагогического процесса для решения определенных задач;
  • планирование процесса обучения и воспитания;
  • комплексный интегративный процесс, включающий системное соединение идей, способов организации деятельности людей, ресурсов для достижения целей образования;
  • технология проектирования педагогических систем;
  • методология планирования, реализации и оценивания образовательных процессов.

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении; здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включаются совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и даже алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса (за исключением их самих).

2) Частно-методический (предметный) уровень: здесь педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, группы, преподавателя (методики преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы педагога, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: на нем рассматриваются технологии отдельных частей учебно-воспитательного процесса: технология отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология занятия, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.

  • Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
  • Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
  • Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
  • Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
  • Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям, так называемым критериям технологичности. Приведем их краткую характеристику [38]:

Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижение образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

К основным компонентам технологии обучении как системной категории В.С. Кукушкин относит [26]:

- средства педагогического взаимодействия;

- организация учебного процесса;

Итак, технология обучения в высшей школе – системная совокупность и порядок функционирования способов взаимодействия педагога и студента, реализация которых обеспечивает решение диагностично поставленной и гарантированно достигаемой дидактической цели.

  1. 2. Классификация педагогических технологий

Технологии обучения можно рассматривать на нескольких уровнях: общепедагогическом (или методологическом); частно-педагогическом (или стратегическом) и локально-педагогическом (или тактическом) [4].

I. На общепедагогическом уровне технология задает парадигмальную установку для постановки целей обучения, определяет некую общую схему реализации педагогического процесса с характеристикой его необходимых элементов. К технологиям обучения такого уровня можно отнести, например, проблемное обучение (Д. Дьюи, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, В. Оконь, М.Н. Скаткин), контекстное обучение (А.А. Вербицкий), проективное обучение (Г.Л. Ильин, В.С. Леднев); модульное (модульно-рейтинговое) обучение (Дж. Рассел, Б.М. Гольдшмид, П.А. Юцявичене, К.Я. Вазина, М.А. Чошанов); активное обучение (Н.В. Борисова, А.М. Смолкин, И.М. Сыроежин, Ж. Брюнетьер, И. Асса и др.)и другие.

II. К основным частно-педагогическим (стратегическим) образовательным технологиям целесообразно отнести: лекционные технологии обучения; семинарские технологии обучения, практику (лабораторные работы, стажировка, учебно-профессиональная деятельность); процедуры активизации творческой деятельности; игровые процедуры (разыгрывание ролей, игры различного типа); исследовательские работы (игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, исследовательская работа, подготовка письменных аналитических работ); тренинговыетехнологии(тренинги разного типа); дискуссионные процедуры; процедуры самоуправления(индивидуальная и групповая самостоятельная работа).

Стратегическая образовательная технология – это организационный процесс, характеризующийся определенным типом деятельности ее участников, функцией в образовательном процессе и ориентированный на достижение стратегических целей образования. Другими словами, стратегические технологии обучения осуществляются в рамках различных форм организации обучения и меняются в зависимости от изменения форм.

При этом критериями выбора конкретных стратегических технологий являются:

доминирующий тип развития, выступающий в качестве цели образования (духовное, интеллектуальное, личностное, поведенческое, деятельностное, коммуникативное, физическое, эмоциональное)

ступени и стадии реализации образовательного процесса внутри уровней образования

тип образовательного заведения

психолого-педагогические закономерности и медицинские показатели обучающихся.

III. Локально-педагогическая (тактическая) образовательная технология – конкретная разновидность реализации организационного процесса в рамках одной стратегической технологии, направленная на достижение тактических целей образования и отличающаяся стилем, продолжительностью, типом коммуникации и другими параметрами.

По сути, на данном уровне, речь идет о технологическом подходе к методам обучения, т.е. к детальному и относительно алгоритмизированному описанию непосредственного взаимодействия педагога и студента.


Общепринятым является следующее определение. Педагогическая технология– научное проектирование и точное воспроизведение определенной последовательности способов педагогического взаимодействия, гарантирующей достижение запланированного результата или создающей условия для его достижения. В соответствии с этим определяются (И.И. Прокопьев и др.) характерные черты или признаки педагогических технологий(рис.30).


Рисунок 30 –Характерные черты (признаки) педагогических технологий

Один полный цикл педагогической технологии (педагогического взаимодействия) включает: педагогическое диагностирование66; постановку диагностируемых целей и задач; проектирование 84, конструирование81 педагогического взаимодействия субъектов между собой и со средствами обучения и воспитания; реализацию спроектированного педагогического взаимодействия;управление (анализ, оценка, сравнение результата с целью, корригирование).

Все процессы, составляющие технологию, сами могут рассматриваться как технологии.

Ученые-педагоги изучают состав и структуру педагогической технологии70 (В.В. Гузеев, И.А. Колесникова, Г.Н. Петровский и др.). В самом общем виде структура педагогической технологии может быть представлена как единство содержательного и процессуального компонентов (рис. 31).


Рисунок 31 –Структура педагогической технологии

Педагогический процесс78осуществляется как технология в том случае, если его цель и результат описываются точно, конкретно, диагностично, операционально. Поэтому ряд исследователей указывают, что в строгом смысле технологиями являются именно технологии обучения, причем в большей степени предметноориентированные (знаниевые) и в меньшей степени личностно ориентированные технологии. В случае личностно ориентированных технологий более сложно осуществить диагностику (контроль) достижения целей, так как они относятся в большей степени к сфере психического развития, универсальных способностей 115 обучающихся.

− технология управления качеством воспитательного процесса, технология проектирования воспитания (образовательная технология);

Таким образом, что спектр задач, которые решаются с позиции технологического подхода, вариативен: это задачи, связанные не только с формированием у целевой группы знаний, опыта, компетентности27, но и с проектированием и организацией педагогического взаимодействия123, управлением качеством педагогического процесса.

Существуют разные основания для классификации педагогических технологий:

–по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по организационным формам, по подходу к ребенку, по преобладающему методу, по категории обучающихся, по характеру содержания и структуры, по направлению модернизации существующей традиционной системы (Г.К. Селевко, Г.Д. Левитес и другие);

–по степени обобщенности; по степени проявления обучающимися субъектности, активности, самостоятельности в деятельности, в создании условий для своего развития101(С.С. Кашлев);

– по типу организации и управления познавательной деятельности (В.П. Беспалько).

Приведем примеры наиболее значимых для педагога-практика, в том числе для преподавателя вуза классификаций.

По уровню применения выделяют общепедагогические, частнометодические и локальные технологии (рис.32).


Рисунок 32 – Классификация педагогических технологий по уровню применения

· По степени обобщенности выделяют макротехнологии и микротехнологии (рис. 33).


Рисунок 33 –Классификация педагогических технологий по степени обобщенности

· По характеру содержания и структуры технологии бывают: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессиональноориентированные, гуманитарные и технократические, а также монотехнологии, политехнологии (комплексные) и проникающие технологии (рис. 34).


Рисунок 34 –Классификация педагогических технологий

по характеру содержания и структуры

· По степени проявления обучающимися субъектности, активности, самостоятельности в деятельности, в создании условий для своего развития педагогические технологии70 можно классифицировать на репродуктивные (личностно отчужденные, предметноориентированные) и продуктивные (личностно ориентированные) (рис. 35).


Рисунок 35 – Классификация педагогических технологий по степени проявления

обучающимися субъектности, активности, самостоятельности в деятельности

· В основу классификации по типу организации и управления познавательной деятельностью положен характер взаимодействия педагога иобучающихся. Это взаимодействие, согласно В.П. Беспалько, может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность обучающихся); цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем); рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным); ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание указанных признаков определяет разные виды технологий (систем обучения) (рис. 36).


Рисунок 36 – Классификация педагогических технологий по типу организации и управления

познавательной деятельностью

В практике обычно встречаются различные комбинации представленных на рисунке 8 монотехнологий: современное традиционное обучение, программированное обучение98, групповые и дифференцированные способы обучения и другие.

Одной изобщепринятых является классификация педагогических технологий по направлению модернизации существующей традиционной системы образования(табл. 1).

Таблица 15 –Классификация педагогических технологий по направлению модернизации

существующей традиционной системы образования(фрагмент)

Таким образом, спектр задач, которые решаются с позиции технологического подхода, вариативен: это задачи, связанные не только с формированием знаний, опыта, компетентности, но и с проектированием и организацией педагогического взаимодействия, управлением качеством педагогического процесса [8].

Оценка эффективности педагогической технологии70 дается с учетом критериев технологичности педагогического процесса. Критерии технологичности педагогического процесса предложили В.П. Беспалько, Д.Г. Левитес, Г.К. Селевко и др. Представим эти критерии в изложении Г.К. Селевко (табл. 16).

Таблица 16 – Критерии технологичности педагогического процесса

Критерии технологичности педагогического процесса Характеристика критерия
1. Концептуальность Опора на научную (философскую, психологическую, дидактическую, социально-педагогическую) концепцию, включающую обоснование образовательных целей. Например, программированное обучение базируется на бихевиористской теории, развивающее обучение на теории учебной деятельности и содержательного обобщения
2.Системность Технология обладает всеми признаками системы: целостностью, взаимосвязью всех частей, логикой процесса
3.Управляемость Предполагает возможность диагностического целеполагания, проектирования, планирования педагогического процесса, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов
4.Эффективность Педагогическая технология эффективна по результатам, оптимальна по затратам, гарантирует достижение определенного образовательного стандарта
5.Воспроизводимость Существует возможность многократного, а также воспроизведения технологии в других учреждениях образования, иными субъектами

Кроме того, педагогические технологии должны отвечать таким требованиям, как соответствие целям135 и задачам, принципам и содержанию педагогического процесса112; соответствие возрастным, гендерным особенностям, потребностям и интересам участников педагогического процесса, уровню их развития, обученности и воспитанности; соответствие специфике педагогической ситуации69; сообразность индивидуальности педагога и др.

В педагогике (С.С. Кашлев и др.) определены критерии эффективности педагогических технологий (рис. 37).


Рис. 37 –Критерии эффективности педагогических технологий

Эффективность применения технологий, как показывает практика, зависит от ряда условий: полного описания технологии; наличия необходимых дидактических средств для ее реализации; высокого уровня владения педагогом соответствующими методами, приемами, формами педагогического процесса, педагогической техникой; разнообразия используемых технологий; рефлексии реализованных технологий и др.

В качестве наиболее эффективных в педагогическом процессе вуза зарекомендовали себя технологии развивающего120, личностно ориентированного119, проблемного, дифференцированного, кооперативного34, проектного99, программированного, модульного обучения. Нельзя говорить о качественном образовательном процессе, если в нем не находят применение игровые технологии, технологии группового121, коллективного122, диалогового обучения. Педагогический процесс в современной высшей школе не мыслится без применения информационных, прежде всего компьютерных технологий29. Теоретические основы (целевые ориентации, концептуальные положения) ряда названных технологий рассмотрены выше, другие будут охарактеризованы вами при подготовке к семинару по данной теме.

Владение педагогическими технологиями как инструментарием педагогической деятельности является компонентом и в то же время важнейшим показателем профессиональной культуры преподавателя. Многообразие педагогических технологий ставит преподавателя перед проблемой выбора педагогических технологий. В педагогической теории сформулированы принципы, руководствуясь которыми педагог может осуществить отбор технологий для их практического применения (рис. 38).


Рис.38 –Принципы отбора педагогических технологий

Процедура выбора и освоения педагогом технологии обучения и включения ее в образовательный процесс может быть представлен в виде общего алгоритма (Н.И. Запрудский,

С.С. Кашлев) (рис. 39).


Рис. 39 –Алгоритм отбора, освоения и включения педагогических технологий

в образовательный процесс высшего учебного заведения

Читайте также: