Характеристика педагогического коллектива школы

Обновлено: 05.07.2024

Кадры.В школе работает достаточно квалифицированный и стабильный педагогический коллектив. Все педагогические работники имеют высшее образование и квалификационные категории (высшую категорию имеют 6 педагогов, первую категорию - 14).Средний возраст – 40 лет, средний педагогический стаж – 20 лет.

Образовательный ценз педагогических и руководящих работников:

№ п/п Показатель 2011-2012 учебный год 2012-2013 учебный год 2013 -2014 учебный год
1. Количество педагогических и руководящих работников, имеющих высшее педагогическое образование
2. Количество педагогических и руководящих работников, имеющих среднее педагогическое образование
3. Количество педагогических и руководящих работников, получающих высшее педагогическое образование
4. Количество педагогических и руководящих работников, обучающихся в аспирантуре
5. Количество педагогических и руководящих работников, имеющих учёные степени
6. Количество педагогических и руководящих работников, не имеющих высшего педагогического образования

Повышение квалификации педагогических работников:

Учебный год Всего педагогических работников Из них прошли обучение на курсах повышения квалификации
число % от общего числа
2011-2012
2012 - 2013
2013-2014

Наличие у педагогических работников квалификационных категорий:

№ п/п Квалификационная категория 2011-2012 учебный год 2012 – 2013 учебный год 2013 -2014 учебный год
число % от общего числа число % от общего числа число % от общего числа
1. Высшая
2. Первая

Получение руководящими работниками дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, стажировка):

Учебный год Должность руководящего работника Форма получения ДПО Направления, тематика ДПО
2011-2012 заместитель директора по учебно-воспитательной работе краткосрочные курсы повышения квалификации Внедрение ФГОС ООО
2013-2014 директор школы краткосрочные курсы повышения квалификации Пятигодичная программа подготовки по внедрению ФГОС ООО
2013-2014 заместитель директора по учебно-воспитательной работе краткосрочные курсы повышения квалификации Пятигодичная программа подготовки по внедрению ФГОС ООО
2013-2014 заместитель директора по информационным технологиям 500 часовая переподготовка условных специалистов информатика
2014-2015 директор школы краткосрочные курсы повышения квалификации Пятигодичная программа подготовки по внедрению ФГОС ООО
2014-2015 заместитель директора по учебно-воспитательной работе краткосрочные курсы повышения квалификации Пятигодичная программа подготовки по внедрению ФГОС ООО

Мониторинг затруднений педагогов за последние 3 года

№ п/п Проблемы
2011-2012 уч.год 2012-2013 уч.год 2013-2014 уч.год
В дидактической подготовке: ü Структурирование уроков различных типов ü Технология целеполагания ü Технология планирования учебного материала ü Технологии, активизирующие учебно-познавательную деятельность уч-ся ü Технологии выбора содержания обучения ü Технологии оценивания
В частно-методической подготовке: ü Организация самостоятельной исследовательской работы ü Активизация речевой деятельности ü Правописание орфографических навыков ü Приемы и способы работы над техникой чтения. ü Дифференциация и индивидуализация обучения ü Методика работы над развитием ОУУН уч-ся ü Мотивация учебного процесса ü Проблемное обучение ü Современные педтехнологии ü Игровая технология ü Проектная технология
В подготовке и проведении воспитательной работы: ü Воспитание патриотизма у уч-ся ü Организация досуга ü Воспитание личности ü Воспитание нравстенных норм поведения ü Укрепление здоровья детей ü Культура чтения ü Введение инновационных форм воспитательной работе.

Выводы: Основные затруднения у учителей вызывают вопросы методического плана: стимулирование интереса, повышение мотивации, выбор содержания обучения, воспитание личности. Затем определили основную проблему, влияющую на качество образования: низкая познавательная активность учащихся, не выработаны навыки самостоятельной работы, а затем и исследовательской. А в итоге следует изучать современные педтехнологиии. Большинство учителей работают над этими проблемами. Проблемы планирования, инновационных форм воспитательной работы также вызывают затруднения у классных руководителей. Следует сгруппировать все затруднения педагогов и составить планы работ творческих групп по изучению

Мониторинг влияния факторов, стимулирующих творческое развитие учителей

№ п/п Факторы 2011-2012 уч.год 2012- 2013 уч.год 2013-2014 уч.год
Опрошено Опрошено Опрошено
Материальные
Социальные
Психологические
Административно-управленческие
Методическая работа

В штатном расписании достаточное количество ставок уборщиков служебных помещений, рабочий по обслуживанию здания, завхоз, операторы. Все работники школы ежегодно проходят медицинский осмотр, обучение по охране труда, по пожминиму, профессионально гигиеническую подготовку.

Выводы: В стимулировании учителей большую роль играет методическая работа в школе, материальные и административно – управленческие факторы. При внедрении стимулирующих выплат психологический климат в коллективе стал хуже из – за различных выплат по одинаковому количеству баллов, зарплата стала ниже у учителей. Это является главным фактором безучастия к профессиональному росту членов коллектива. Чаще приходится применять административно – управленческие воздействия на коллектив.

Методическая служба школы.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы, является методическая служба. Роль методической службы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

Цель методической работы — оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и администрации школы.

Тема работы методической службы: Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся.

Содержание методической работы в школе включает в себя следующие направления:

· изучение нормативно-правовых документов органов образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;

· изучение новых педагогических технологий;

· изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания, проблем управления образовательным процессом;

· диагностику профессиональных запросов учителей;

· подготовку учителей к аттестации;

· работу в городских и школьных творческих группах;

· подготовку к участию в научно-практических конференциях;

· организацию и проведение теоретических семинаров и методических дней;

· мониторинг учебных достижений;

· программа методическое обеспечение образовательного процесса;

· работу по оснащению кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами;

· внеклассную работу по предметам;

· организацию исследовательской деятельности учителей и учащихся;

· изучение передового педагогического опыта коллег.

При планировании методической работы мы стремимся отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

· тематические педагогические советы (4 раза в год);

· методические совещания (1 раза в полугодии);

· школьное методическое объединение (1 раз в четверть);

· работа учителей по самообразованию;

· методические дни (два раза в год в течение двух недель);

· предметные недели (1 раз в месяц);

· творческие группы по внедрению инновационных технологий;

· творческие отчеты школьных методических объединений (1 раз в год);

· открытые заседания методических объединений;

· теоретические семинары, семинары-практикумы;

· “Школа молодого учителя”

· методические выставки (1 раз в четверть в библиотеке школы или на школьном стенде);

· разработка методических рекомендаций в помощь учителю (1раз в год – заместители директора по УВР, ВР);

· конкурс “Учитель года”, “Ученик года”, “Портфолио”, “Предметных методических объединений”;

· научное общество учащихся, Научно-практическая конференция “Школьная весна”;

Во главе методической службы стоит методический совет школы, который существует в течение пятнадцати лет.

Научно-методический совет выполняет координацию методической работы и отслеживание выполнения программы развития. В состав методического совета входят руководители МО и представители администрации, психологическая служба школы. Заседания научно-методического совета проводятся один раз в месяц.
Методический совет ведет свою работу по следующим направлениям:

· создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;

· координация работы методических объединений учителей-предметников;

· организация психолого-педагогических семинаров;

· реализация задач методической работы, поставленных на конкретный учебный год;

· анализ качества обученности учащихся, определение пути коррекции;

· определение деятельности педагогического коллектива по повышению квалификации и аттестации педагогических кадров;

· проведение внутришкольных семинаров, педагогических чтений, конкурсов, творческих отчетов;

· утверждение адаптированных программ спецкурсов, факультативов;

Приоритетные вопросы, решаемые на заседаниях МС:

· изучение образовательных стандартов по предметам;

· новые подходы к методической службе школы;

· изучение особенностей базисного учебного плана с учетом построения многопрофильной адаптивной школы;

· организация подготовки к экзаменам;

· организация работы в рамках эксперимента.

В структуру методической службы входит педагогический совет, который осуществляет руководство методической и практической деятельностью педагогического коллектива и реализует поставленные задачи. Его целью является совершенствование форм, методов и содержания образования. Педагогический совет организуют директор школы, заместители директора по УВРи ВР, руководители ШМО, опытные учителя школы. Ежегодно проводятся по 4 заседания с различной тематикой.

Исходя из анализа работы школы, данных мониторинга качества образования и социального заказа была сформулирована единая методическая тема, которая связана с экспериментальной работой школы. Работа над методической темой четко просматривалась как в деятельности педагогического совета, так и в работе методического совета. Методический совет осуществляет свою работу через работу школьных методических объединений, которых в школе четыре:

1. МО учителей русского языка— руководитель Оловяненкова И.И.

2. МО учителей математического цикла Ватаман В.В.

3. МО учителей естественного цикла Ивлиева Н.А.

4. МО учителей начальных классов — руководитель Иванова Т.А.

Каждое методическое объединение работает над методической темой, тесно связанной с темой школы.

В школе работает квалифицированный и стабильный педагогический коллектив. Всего педагогов в школе – 12 , из них 2 человека по совместительству /музыка и химия/. Педагогический коллектив придерживается единой методики, единого плана работы, единого подхода к ребенку для осуществления качественного воспитательного процесса.

Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества.

а) по уровню образования:

Учителя начальных классов

Учителя среднего звена

б) по стажу работы:

в ) по квалификационным категориям :

Работники с высшей

С 1 квалификационной

С квалификационной категорией

д) обеспеченность кадрами:

Кадрами обеспечены за счет совместителей.

Все педагогические работники принимали активное участие в работе районных методических объединений, своевременно проходили курсы повышения квалификации.

В школе работают следующие методические объединения:

учителей начальных классов

Исходя из анализа кадрового состава, можно сделать вывод, что школа обладает педагогически зрелым и достаточно квалифицированным педагогическим потенциалом и в состоянии качественно решать задачи развития школы.

4. Материально- техническое обеспечение

Состояние учебно-методической базы

-кабинеты школы по заявкам учителей регулярно пополняются учебным оборудованием;

- приобретается новая мебель;

- обновляются средства информатизации образования:

- количество персональных компьютеров – 10, ноутбуков – 1.

- количество компьютерных классов – 1.

- количество учащихся на один компьютер – 5

- количество интерактивных досок – 1.

- пополняется спортивный инвентарь;

- ежегодно в школе проводится косметический ремонт;

-действует система противопожарной безопасности .

Расчет субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда, учебники, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хоз.нужды по Муниципальной Гаврилковской оош

хоз.нужды (300 р. На чел.)

учебники (200р.на человека

учебно-наглядные пособия (100р. на человека)

технические средства обучения

Объем фонда школьной библиотеки

Название общеобразовательного учреждения

Гаврилковская основная школа

Количество и оснащенность учебных кабинетов в школе

1.Кабинеты начальных классов

2. Кабинеты основной школы. Из них:

Кабинет биологии и химии

Кабинет математики ,физики, информатики

Кабинет русского языка и литературы

Кабинет иностранного языка

5. Конкурентные преимущества ОУ (наиболее значимые достижения)

Победители и призеры олимпиад, конкурсов

XVII Межрегиональная физико-математическая олимпиада среди школьников 5-8классов

Окружающий мир (район)

Победители и призеры конкурсов, научно-практических конференций, фестивалей

Предмет, область знаний / уровень

Николаева Наталья Румянцева Алина

Краеведческие чтения (район, область)

Краеведческие чтения (район, область)

Краеведческие чтения (область)

Экологическая конференция (район, область)

Экологическая конференция (район, область)

Природоохранная работа в дни защиты от экологической опасности (область)

Конкурс рисунков и плакатов на военную тему. (район)

Конкурс чтецов (район)

Николаева Наталья Кочергина Алена

Краеведческие чтения (район, область)

Конкурс чтецов (район)

Конкурс чтецов (район)

Декада экологии (район)

Областной конкурс на лучший проект природоохранной работы в Дни экологической опасности (область)

Экологическая конференция (район, область)

Экологическая конференция (район, область)

Победители и призеры конкурсов

Команда (7 человек)

Соревнования по настольному теннису (район)

Соревнования по настольному теннису (район)

Легкоатлетический кросс (район)

6.Особенности управления школой

Административное управление школой осуществляет директор, его заместитель по УВР и Управляющий совет.

Основной функцией директора является координация работы всех участников образовательного процесса через педагогический совет.

Заместитель директора реализует оперативное управление образовательным процессом и осуществляет мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функцию.

Управляющий Совет Муниципальной Гаврилковской основной общеобразовательной школы является коллегиальным органом самоуправления, осуществляющим в соответствии с Уставом Муниципальной Гаврилковской основной общеобразовательной школы решение наиболее важных вопросов функционирования и развития, относящихся к компетенции общеобразовательного учреждения.

7.Субъекты и источники социального заказа

Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на социально-профессиональный состав родителей учащихся. Согласно проведенному исследованию среди родителей, администрация школы сделала следующие выводы:

Большинство родителей (64%) ограничивают свое сотрудничество со школой контролем за выполнением домашних заданий, имеют недостаточное представление о школьных делах. В социальном заказе они ставят на 1 место подготовку к поступлению в средние специальные заведения, подготовку к жизни в условиях рынка и развитие способностей.

III . Проблемно – ориентированный анализ

Программа развития, разработанная педагогическим коллективом школы на период 2011-2015 гг., представляет собой долгосрочный нормативно- управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся, отражает особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса, инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты.

Школа обязана помочь учащимся в удовлетворении своих образовательных потребностей, сформировать личность, умеющую рационально мыслить, руководствоваться в жизни общечеловеческими моральными и этическими ценностями.

В условиях модернизации российского образования, предусматривающей значительные изменения в содержании и структуре образовательного процесса, программа развития становится необходимым условием для достижения нового качества образования, предусмотренного основными нормативно- правовыми документами.

Социально-экономические преобразования, характерные для России последних десятилетий, резко изменили экономические ценностные ориентации российского общества, что повлекло за собой изменение целей и задач, стоящих перед образованием.

Человек в современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей; систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путём самообразования.

В связи с этим важным представляется требование к такому результату обучения, как сформированность учебно-познавательной деятельности, которая, являясь совместной деятельностью, формой сотрудничества взрослого и школьника, обеспечивает протекание познавательных процессов, а также социализации подрастающего поколения.

Должна измениться роль учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе. Ученик должен стать не объектом, а субъектом, активным соучастником процесса приобретения знаний. Учитель из информатора должен превратиться в организатора учения. Правильно организованная учебно-воспитательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, развитию духовных ценностей.

Сильные стороны образовательной деятельности школы

О рганизация учебно-воспитательного процесса

- все обучающиеся охвачены организованным общим образованием, за последние пять лет ни один обучающийся не выбыл из школы без уважительной причины, все выпускники получили аттестаты;

- школа успешно прошла все процедуры лицензирования и аккредитации, это значит, что в школе созданы все необходимые условия для качественного выполнения государственных стандартов образования;

- в школе работают кружки, функционирует орган ученического самоуправления;.

- оборудованы учебные кабинеты, компьютерный класс, мастерская, библиотека.

У ровень ресурсного обеспечения.

Школа полностью укомплектована руководящими и педагогическими кадрами, обеспечивающими стабильное функционирование и развитие данного образовательного учреждения. Администрация школы создала такие условия, когда каждый работник имеет возможность на своём рабочем месте выразить себя, показать собственные способности, чувствовать собственную значимость за результаты своего труда, ценность вклада в решение стратегических и тактических задач школы. В школе разработано положение о материальном стимулировании, способствующее созданию в коллективе здорового морально- психологического климата, обеспечивающее равное условие для реализации возможностей каждого члена педагогического коллектива и справедливого распределения вознаграждения.

Информатизация учебно-организационного процесса в школе

В школе создана и развивается по мере финансирования достаточная информационно- аналитическая база:

- имеется компьютерный класс, оснащённый компьютерной медиатехникой, банком электронных носителей информации по различным направлениям деятельности школы;

- педагоги школы проходят курсы по овладению компьютерной техникой, эффективному использованию ИКТ в учебном процессе;

- администрация, педагогический коллектив школы активно используют компьютерную технику, мультимедиа, Интернет в управленческой деятельности, педагогической диагностике, учебно-воспитательном процессе;

- обучающиеся школы овладевают основами компьютерной грамотности, а в старшем звене компьютер становится неотъемлемым средством получения дополнительной информации, помощником в составлении творческих проектов, других форм учебной и внеклассной деятельности.

-проблема повышения качества образования: состав учащихся школы показал, что большой процент учащихся (30%) - это воспитанники социально-реабилитационного центра, имеются дети с ограниченными возможностями - инвалиды (6%), опекаемые (14%), школа должна обеспечить успешность

Проведение учебно-практических семинаров. Использование результатов независимого оценивания. Применение новых технологий. Материально-техническое оснащение кабинетов и др.

- проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов: рост числа заболеваний у педагогов и учащихся, гиподинамия, неправильное питание, нарушение режима дня ребенка.

- проблема несоответствия между уровнем профессиональной подготовки педагогических кадров и требуемой профессиональной компетентностью педагогов для работы в режиме внедрения ФГОС и информатизации. Учителям, имеющим солидный педагогический стаж, трудно перестроить себя на работу в новых условиях. Требуется индивидуальная работа со стороны администрации школы с этими членами педагогического коллектива в этом направлении;

- проблема родителей, равнодушных к образованию своих детей, не участвующих в делах школы, а также родителей, которые негативно влияют на воспитание и развитие своих детей (воспитанники реабилитационного центра). Низкий уровень доходов или недостаточно высокий образовательный уровень родителей.

-оптимизация работы Управляющего совета школы, социально-психологической службы по оказанию помощи и поддержки семьям социального риска.

Поэтому приоритетными направлениями развития школы являются

- в отношении обучающихся - подготовка выпускников к жизни в семье и обществе, качественная подготовка к ГИА, поддержка мотивации учения, сохранение и преумножение традиций патриотического и нравственно- эстетического воспитания, формирование ключевых компетенций;

- в отношении педагогического коллектива - повышение квалификации педагогов, внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, в том числе информационных; здоровьесбережение всех участников образовательного процесса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Выступление завуча по теме"Психологические аспекты управления педколлективом: достижения и проблемы"

Показана особенность управления педколлективом школы, систематизарованы компоненты и принципы системы управления.


Работа и задачи педколлектива на новый учебный год по охране жизни и здоровья детей, профилактике бытового, дорожно-транспортного травматизма.


Роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС.

В статье отражены роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС в ОУ.

Тренинговое занятие по профилактике стресса с педколлективом санаторной школы-интерната

Тренинговое занятие, разработанное и проведённое мною, опубликовано в газете "Школьный психолог" в №9 2009г.; издательство "Первое сентября".

Организация работы педколлектива по созданию творческой среды самореализации учащихся с различной учебной мотивацией

Выступление на педагогическом совете.

характеристика педколлектива

Сценарий педсовета, проводимого в форме деловой игры, преследует цель обмена опытом и осмысления педагогами пути решения проблемы повышения культуры учащихся.


Современный педагогический коллектив - это союз талантливых и ярких преподавателей. Представления о нем как субъекте саморазвития и управления сложились благодаря идеям К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Н. И. Пирогова.

Теоретическая база

Интеграция образовательных и воспитательных действий учителей стала важнейшей задачей школы в начале прошлого века. Среди тех, кто утверждал, что педагогический коллектив - это команда единомышленников, имеющих общие цели и планы работы, были: С. Т. Шацкий, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко.

Свое отражение идеи сплочения и развития педагогов рассматривались в трудах В. А. Сухомлинского. Работа педагогического коллектива школы была рассмотрена им на примере Павлышской средней школы. Сухомлинскому удалось подтвердить реалистичность сформулированных им принципов организации работы учителей.

Он был убежден в том, что деятельность педагогического коллектива для каждого образовательного учреждения имеет определенные отличия. Обмен опытом должен приводить к развитию, совершенствованию воспитательного и образовательного процесса.

работа педагогического коллектива

Отличительные особенности

В первую очередь необходимо отметить специфику деятельности. Педагогический коллектив - это союз единомышленников, позволяющий воспитывать подрастающее поколение. Для определения эффективности профессиональной деятельности школьных учителей необходимы следующие качества:

  • высокая профессиональная культура;
  • осознание ответственности;
  • доброжелательные межличностные отношения;
  • сотрудничество;
  • организованность.

Именно педагоги дают своим воспитанникам начальное представление о системе взаимоотношений, особенностях совместной деятельности. Именно поэтому важно, чтобы формирование педагогического коллектива протекало в тесной связи с коллективом школьников. Успешность решения образовательных и воспитательных задач зависит от привлечения школьников к управлению образовательной организацией. Именно для этого во многих российских школах созданы Советы, членами которого являются не только родители и учителя, но и старшеклассники.

совместная работа коллектива

Суть педагогического коллектива

Рассматривая данный вопрос, отметим, что педагогический коллектив - это команда учителей, которые должны решать определенные цели и задачи.

Современный педагог одновременно должен быть и учителем-предметником, и классным руководителем, и общественным деятелем, и руководителем творческой студии или кружка.

При решении поставленных задач, происходит развитие педагогического коллектива, он выходит за рамки школы.

Педагогизация окружающего социума – это процесс формирования педагогической культуры общества и родителей. В настоящее время он стал обязательной функцией педагогического коллектива. Многие российские учителя используют в своей работе проектную и исследовательскую деятельность, ставшую обязательным элементом деятельности после введения ФГОС нового поколения.

развитие педагогического коллектива

Портрет современного педагога

Сегодня учитель-исследователь – это человек, который способен выйти за рамки нормативной деятельности. Он владеет тонкостями всех педагогических инноваций, способен осваивать их самостоятельно, а также создавать условия для привлечения к подобной деятельности своих воспитанников.

Характеристика педагогического коллектива предполагает оценку уровня его самоуправляемости.

Главные вопросы, касающиеся функционирования данной системы, рассматриваются на педагогических советах. У каждого члена коллектива есть определенные должностные обязанности, которые не мешают творческой и эффективной работе.

формирование педагогического коллектива

Работа в команде

Среди особенностей функционирования учительской команды можно отметить коллективный характер труда, общую ответственность за получаемые результаты.

Индивидуальные усилия одного учителя на средней и старшей ступени обучении не дадут желаемого результата, если нет согласованности в действиях между всеми членами педагогического сообщества.

Только при наличии системы оценки качества знаний обучающихся, при организации режима дня, можно рассчитывать на выполнение заказ общества – формирование в подрастающем поколении активной гражданской позиции.

Единство педагогов может проявляться во взглядах на воспитание, в ценностных ориентациях, в подборе инновационных образовательных методик.

Основные педагогические ценности: желание научить ребенка, любовь к детям, уважение к личности, оптимизм, профессиональная культура, позволяют создавать ту базу, на которой формируется единство действий учителей.

педагогический состав

Особенности педагогического коллектива

В российских школах в большей части работают женщины, что сказывается на взаимоотношениях. Для представительниц прекрасного пола характерна эмоциональность, смена настроения, повышенная конфликтность.

Но есть и определенные преимущества в том, что именно женщины работают педагогами в общеобразовательных школах, колледжах, лицеях, гимназиях. В силу своих физиологических особенностей, они интуитивно подбирают необходимые педагогические методы и приемы работы, что позволяет получать максимальный результат.

Проблема феминизации педагогических коллективов не является новой. Она особенно остро стоит в последние годы, когда из школ уходят педагоги – мужчины, недовольные низкой заработной платой.

особенности педагогического коллектива

Организационная структура

Исследования таких психологов, как А. И. Донцов, А. В. Петровский, А. Н. Лутошкин, предлагают обоснованный вариант структуры педагогического коллектива. Они выделяют в нем официальную (формальную) и неофициальную (неформальную) части. Под самой структурой подразумевается установление устойчивых связей между отдельными членами коллектива.

Формальная часть обусловлена официальным разделением обязанностей, прав между членами. В ее рамках у каждого педагога есть должностные обязанности, которые он выполняет совместно с коллегами. Данная функция основывается на должностных инструкциях, используемых в каждом образовательном учреждении.

Педагоги, которые работают на одном классном коллективе, пользуются едиными образовательными стандартами, программами, расписанием урочной и внеурочной деятельности, нормами профессионального этикета.

Каждый педагог находится в деловых отношениях с коллегами, руководством образовательного учреждения. Эти взаимоотношения регулируются распоряжениями и специальными инструкциями. При нарушении установленных правил и норм педагогов привлекают к дисциплинарной ответственности.

Заключение

Существует ряд условий, которые оказывают влияние на нормальное функционирование педагогического коллектива, его организационную структуру. Результаты взаимодействий учеников и их наставников определяются не только по качеству приобретаемых знаний и умений, но и по тем мероприятиям, которые организуются в школе с привлечением детей, их родителей. Помимо формальной структуры, в каждом педагогическом коллективе есть и неформальная часть.

Она появляется на основе реальных функций, которые выполняются профессиональными объединениями людей. Она базируется на взаимоотношениях, появляющихся на основе антипатий и симпатий, любви, уважения, желания либо нежелания сотрудничать для достижения совместного результата.

Читайте также: