Проект всемирного календаря кратко

Обновлено: 05.07.2024

Можно ли не покупать каждый год новый календарь? Можно ли так реформировать летоисчисление, чтобы на каждое число всегда приходился один и тот же день недели? Календарь в реальности — это всегда компромисс между естественным ходом природных процессов и стремлением человека найти в них порядок и организовать вокруг него свою жизнь. Счет дней и сезонов в разных культурах неоднократно претерпевал значительные изменения — календарные реформы. Уже достаточно давно многие исследователи считают, что такая реформа вновь назрела. Мы решили разобраться в мотивации этих предложений и выяснить, почему их авторы считают, что календарные нововведения сделают нашу жизнь лучше.

Что бы поменять

Безусловно, новый календарь должен сохранить связь с астрономическими явлениями (хотя теоретически можно рассматривать и иные варианты), но также должен быть удобен практически. Основной задачей всякого календаря является возможность однозначного определения даты любого события в прошлом или будущем, но периодичность на малом масштабе (недели, месяцы) настолько прочно укоренилась в современной культуре и образа жизни, что большинство авторов реформ не предлагают от них отказываться.

В принципе, у нашего нынешнего календаря есть множество параметров, которые можно изменить. Если не трогать начало летоисчисления, длительность недели и наличие месяцев, а также их названия, то остается следующее:

  • принцип учета високосных лет;
  • начало года (1 января, 1 марта, солнцестояние или равноденствие и другие даты);
  • первый день недели;
  • начало дня (полночь, полдень, восход или заход Солнца);
  • количество и длительность месяцев;
  • наличие и расположение вненедельных дней.

Тем не менее, именно во время Великой французской революции впервые новый принцип счета дней был принят на государственном уровне — был утвержден Французский республиканский календарь с двенадцатью месяцами равной длительности. Этот эксперимент в силу ряда причин оказался неудачным: спустя немногим более десяти лет его отменил Наполеон, а вновь к нему возвратились лишь на несколько недель в 1871 году в период существования Парижской коммуны.

Следующая важная инициатива появилась также во Франции — в 1839 году мыслитель Огюст Конт впервые предложил календарь с 13 месяцами, каждый из которых содержал ровно четыре семидневных недели.

Конт был родоначальником важного философского направления — позитивизма, и выдвинутый им вариант с одинаковыми по длительности месяцами вполне соотносился с его философскими взглядами. Для соответствия периоду обращения Земли, который длится примерно 365 дней, добавлялся один вненедельный день каждый год и еще один — в каждый четвертый.

  • непостоянство, то есть ситуация, когда год начинается с разных дней недели, а количество недель в месяце не описывается целым числом;
  • нерегулярность количества дней в месяцах, для запоминания которого требуются мнемонические приемы;
  • неодинаковость продолжительности кварталов, сезонов и полугодий, что является проблемой для экономики и статистики;
  • отсутствие связи календарных месяцев с лунными;
  • несоответствие солнцестояний и равноденствий ни с серединами, ни с началами или концами месяцев.

Удовлетворительно решить все эти проблемы одновременно без привнесения новых трудностей и с возможностью удобного перехода на новый календарь пока не удалось никому — несмотря на то, что работа над новыми вариантами активно шла весь XX век и не заканчивается до сих пор, а количество предложений исчисляется десятками.

В помощь бухгалтеру

Лишь дважды подобные инициативы серьезно рассматривались на международном уровне — это были Международный фиксированный календарь и Всемирный календарь . Остановимся на них подробнее и мы.

Международный фиксированный календарь очень похож на календарь Конта и принадлежит более широкому классу лунно-солнечных календарей, опирающихся на цикличность видимых движений как Солнца, так и Луны. Основную роль в продвижении этого варианта сыграли британский бухгалтер Мозес Котсворт (позже он перебрался в США) и американский предприниматель Джордж Истмен.

Точно неизвестно, знал ли Котсворт о предложении Конта, но он выделял проблемы григорианского исходя из экономических соображений. В частности, неравные месяцы затрудняли сравнение показателей прибыльности, причем как между месяцами, так и между кварталами и полугодиями. В результате на рубеже XIX и XX веков бухгалтер пришел к идее о годе из 13 месяцев длительностью по 4 недели.

При этом Котсворт старался по возможности сохранить все от григорианского календаря: неделя должна была начинаться в воскресенье (как принято в США), названия месяцев сохранялись (у Конта предлагались новые), лишь последние 13 дней июня и первые 15 дней июля выделялись в новый месяц — сол.

Помимо очевидных преимуществ с точки зрения бухгалтерского учета, такой календарь фиксировал положение Пасхи и других религиозных праздников со схожим принципом определения даты. Это также значительно упрощало работу экономистам и позволяло без лишних проблем сравнивать показатели весенних месяцев разных лет.

Вариант Котсворта приобрел заметную известность и поддержку в Канаде. В частности, его продвигали Сэндфорд Флеминг , создавший железнодорожную сеть Канады и сыгравший ключевую роль в разделении мира на часовые пояса, а также Джордж Истмен — основатель компании Kodak и руководитель продвижения Международного фиксированного календаря впоследствии.

В первой половине 1920-х благодаря усилиям энтузиастов создается Лига международного фиксированного календаря, а инициатива выдвигается на рассмотрение перед Лигой наций (предшественницей ООН) и становится фаворитом среди 130 других предложений по реформе календаря. Однако в 1937 году Лига наций не пришла к единому мнению насчет необходимости реформы летосчисления, и деятельность Лиги международного фиксированного календаря постепенно сошла на нет.

Праздники против реформы

Всемирный календарь сохраняет количество и названия месяцев григорианского календаря, но распределяет количество дней в них по-другому: каждый первый месяц квартала длится 31 день, а все другие — 30. Таким образом, получаются равные кварталы по 91 дню, причем каждый из них начинается в один и тот же день недели — воскресенье.

Для соответствия длительности года, как и во множестве других вариантов календарной реформы, добавляется вненедельный праздничный день Нового года, который в данном случае было предложено называть Днем мира. В високосные годы вставляется еще один день без номера посреди года между июнем и июлем.

Всемирный календарь разработала в 1930 году американка Элизабет Ахелис, и он также активно обсуждался в Лиге наций в 1930-х годах. В течение нескольких следующих лет он привлек значительное внимание входящих в организацию государств, в то время как его основной соперник — Международный фиксированный календарь — терял сторонников. К 1937 году 32 страны организовали комитеты, работающие над планами по переходу на новый календарь.

В 1937 году правительство Чили внесло на рассмотрение Лиги наций проект перехода на Всемирный календарь, и он был принят 14 странами. Тем не менее, начавшаяся в 1939 году Вторая мировая война серьезно нарушила эти планы, а к 1941 году всякое общение на этот счет между Новым светом и Европой прекратилась. Тем не менее, некоторое развитие идеи продолжалось в США, Канаде, Австралии и государствах Южной Америки.

К вопросу о переходе вернулись после войны, но в 1955 году уже в ООН делегация США высказалась резко против любых попыток изменения календаря. Американцы объяснили это позицией большинства жителей своей страны, опасавшихся, что вненедельные дни нарушат последовательность семидневных циклов, необходимых для определения дат религиозных праздников.

Вскоре после этого Ахелис сложила с себя полномочия основанной ею Ассоциации Всемирного календаря, которая затем превратилась в Международную ассоциацию Всемирного календаря, существующую по сей день. Эта организация не оставляет попытки привлечь внимание общественности к возможности перехода на новый счет дней.

Советский революционный

Выдвигались и другие, менее похожие на григорианский календарь варианты. В частности, предлагалось учитывать високосные годы добавлением не одного дня, а более редким добавлением сразу целой недели ( здесь и здесь ). Существуют также варианты реформы, включающие деление времени на длительные промежутки. Например, календарь Мейера—Палмена , объединял группы по 60 лет в циклы, при этом согласно связанным с номером цикла правилам в некоторых годах содержалось 13 месяцев вместо 12, а число дней в них варьировалось между 30 и 31.

Собственный календарь разработал и известный ученый и писатель-фантаст Айзек Азимов. Он предложил отказаться от деления года на месяцы, заменив их четырьмя сезонами длительностью 13 недель, или 91 день, каждый.

Как и другие реформаторы, Азимов предложил добавить один вненедельный день в конце года, а также еще один, посередине, в високосные годы. Кроме того, согласно этому плану реформы, сдвигалось начало сезонов: первый должен был начинаться 21 декабря по григорианскому календарю, в день зимнего солнцестояния.

Отдельно стоит упомянуть об эксперименте, имевшем место и в нашей стране. С 1929 по 1940 год в Советском Союзе был в ходу гибридный Советский революционный календарь , в рамках которого одновременно использовались две недели — стандартная семидневная и более короткая рабочая. Последняя была нужна для составления расписаний рабочих и чиновников, а также для планирования работы предприятий, функционирующих непрерывно.

Особенностью этого календаря было то, что несколько общенациональных праздничных дней не входили в рабочие недели, но обладали стандартной григорианской датой. Существовали также календари без разбиения на семидневную неделю, допускавшие составление вечного рабочего календаря, одинакового для каждого года, так как некоторые рабочие недели могли обрываться не на последнем дне перед праздником, после которого новая начиналась с первого дня.

С 1929 по 1930 год рабочие недели насчитывали по пять дней, с 1930 по 1940 — шесть дней. После этого указом Президиума Верховного Совета СССР произошел возврат к семидневной неделе.

Реформы не будет

Профессор Восточно-Каролинского университета в США Ричард Маккарти отмечает , что идея календарной реформы в том виде, в котором она обсуждалась в XX веке, по-видимому, мертва. У этого есть две основные причины.

Во-первых, григорианский календарь с астрономической точки зрения весьма неплох и точен, поэтому фундаментальных причин для его замены попросту не существует. Во-вторых, в современных реалиях основной трудностью перехода на новый счет времени будет не неудобство людей, а необходимость переписывать огромное количество компьютерных программ и сопутствующие этому неизбежные многочисленные сбои в их работе.

В этой связи можно вспомнить проблему 2000 года , связанную с использованием лишь двух цифр для хранения года в большинстве компьютеров и неправильной обработкой високосных лет: зачастую не учитывалось правило, что в григорианском календаре годы, делящиеся без остатка на 400, являются високосными. И хотя двухтысячный год благополучно наступил без всяких серьезных сбоев, а сам масштаб проблемы многие эксперты назвали преувеличенным, переход на новый календарь в любом случае станет куда бóльшим потрясением для всего мира. Более того, по-прежнему не разрешены затруднения с религиозными праздниками, не позволившие принять новый календарь в середине прошлого века.

Можно ли не покупать каждый год новый календарь? Можно ли так реформировать летоисчисление, чтобы на каждое число всегда приходился один и тот же день недели? Календарь в реальности — это всегда компромисс между естественным ходом природных процессов и стремлением человека найти в них порядок и организовать вокруг него свою жизнь. Счет дней и сезонов в разных культурах неоднократно претерпевал значительные изменения — календарные реформы. Уже достаточно давно многие исследователи считают, что такая реформа вновь назрела. Мы решили разобраться в мотивации этих предложений и выяснить, почему их авторы считают, что календарные нововведения сделают нашу жизнь лучше.

Что бы поменять

Безусловно, новый календарь должен сохранить связь с астрономическими явлениями (хотя теоретически можно рассматривать и иные варианты), но также должен быть удобен практически. Основной задачей всякого календаря является возможность однозначного определения даты любого события в прошлом или будущем, но периодичность на малом масштабе (недели, месяцы) настолько прочно укоренилась в современной культуре и образе жизни, что большинство авторов реформ не предлагают от них отказываться.

В принципе, у нашего нынешнего календаря есть множество параметров, которые можно изменить. Если не трогать начало летоисчисления, длительность недели и наличие месяцев, а также их названия, то остается следующее:

  • принцип учета високосных лет;
  • начало года (1 января, 1 марта, солнцестояние или равноденствие и другие даты);
  • первый день недели;
  • начало дня (полночь, полдень, восход или заход Солнца);
  • количество и длительность месяцев;
  • наличие и расположение вненедельных дней.

Тем не менее, именно во время Великой французской революции впервые новый принцип счета дней был принят на государственном уровне — был утвержден Французский республиканский календарь с двенадцатью месяцами равной длительности. Этот эксперимент в силу ряда причин оказался неудачным: спустя немногим более десяти лет его отменил Наполеон, а вновь к нему возвратились лишь на несколько недель в 1871 году в период существования Парижской коммуны.


Следующая важная инициатива появилась также во Франции — в 1839 году мыслитель Огюст Конт впервые предложил календарь с 13 месяцами, каждый из которых содержал ровно четыре семидневных недели.

Конт был родоначальником важного философского направления — позитивизма, и выдвинутый им вариант с одинаковыми по длительности месяцами вполне соотносился с его философскими взглядами. Для соответствия периоду обращения Земли, который длится примерно 365 дней, добавлялся один вненедельный день каждый год и еще один — в каждый четвертый.

  • непостоянство, то есть ситуация, когда год начинается с разных дней недели, а количество недель в месяце не описывается целым числом;
  • нерегулярность количества дней в месяцах, для запоминания которого требуются мнемонические приемы;
  • неодинаковость продолжительности кварталов, сезонов и полугодий, что является проблемой для экономики и статистики;
  • отсутствие связи календарных месяцев с лунными;
  • несоответствие солнцестояний и равноденствий ни с серединами, ни с началами или концами месяцев.

Удовлетворительно решить все эти проблемы одновременно без привнесения новых трудностей и с возможностью удобного перехода на новый календарь пока не удалось никому — несмотря на то, что работа над новыми вариантами активно шла весь XX век и не заканчивается до сих пор, а количество предложений исчисляется десятками.

В помощь бухгалтеру

Лишь дважды подобные инициативы серьезно рассматривались на международном уровне — это были Международный фиксированный календарь и Всемирный календарь. Остановимся на них подробнее и мы.

Международный фиксированный календарь очень похож на календарь Конта и принадлежит более широкому классу лунно-солнечных календарей, опирающихся на цикличность видимых движений как Солнца, так и Луны. Основную роль в продвижении этого варианта сыграли британский бухгалтер Мозес Котсворт (позже он перебрался в США) и американский предприниматель Джордж Истмен.

Точно неизвестно, знал ли Котсворт о предложении Конта, но он выделял проблемы григорианского исходя из экономических соображений. В частности, неравные месяцы затрудняли сравнение показателей прибыльности, причем как между месяцами, так и между кварталами и полугодиями. В результате на рубеже XIX и XX веков бухгалтер пришел к идее о годе из 13 месяцев длительностью по 4 недели.

При этом Котсворт старался по возможности сохранить все от григорианского календаря: неделя должна была начинаться в воскресенье (как принято в США), названия месяцев сохранялись (у Конта предлагались новые), лишь последние 13 дней июня и первые 15 дней июля выделялись в новый месяц — сол.


Помимо очевидных преимуществ с точки зрения бухгалтерского учета, такой календарь фиксировал положение Пасхи и других религиозных праздников со схожим принципом определения даты. Это также значительно упрощало работу экономистам и позволяло без лишних проблем сравнивать показатели весенних месяцев разных лет.

Вариант Котсворта приобрел заметную известность и поддержку в Канаде. В частности, его продвигали Сэндфорд Флеминг, создавший железнодорожную сеть Канады и сыгравший ключевую роль в разделении мира на часовые пояса, а также Джордж Истмен — основатель компании Kodak и руководитель продвижения Международного фиксированного календаря впоследствии.

В первой половине 1920-х благодаря усилиям энтузиастов создается Лига международного фиксированного календаря, а инициатива выдвигается на рассмотрение перед Лигой наций (предшественницей ООН) и становится фаворитом среди 130 других предложений по реформе календаря. Однако в 1937 году Лига наций не пришла к единому мнению насчет необходимости реформы летосчисления, и деятельность Лиги международного фиксированного календаря постепенно сошла на нет.

Праздники против реформы

Всемирный календарь сохраняет количество и названия месяцев григорианского календаря, но распределяет количество дней в них по-другому: каждый первый месяц квартала длится 31 день, а все другие — 30. Таким образом, получаются равные кварталы по 91 дню, причем каждый из них начинается в один и тот же день недели — воскресенье.

Для соответствия длительности года, как и во множестве других вариантов календарной реформы, добавляется вненедельный праздничный день Нового года, который в данном случае было предложено называть Днем мира. В високосные годы вставляется еще один день без номера посреди года между июнем и июлем.

Всемирный календарь разработала в 1930 году американка Элизабет Ахелис, и он также активно обсуждался в Лиге наций в 1930-х годах. В течение нескольких следующих лет он привлек значительное внимание входящих в организацию государств, в то время как его основной соперник — Международный фиксированный календарь — терял сторонников. К 1937 году 32 страны организовали комитеты, работающие над планами по переходу на новый календарь.

В 1937 году правительство Чили внесло на рассмотрение Лиги наций проект перехода на Всемирный календарь, и он был принят 14 странами. Тем не менее, начавшаяся в 1939 году Вторая мировая война серьезно нарушила эти планы, а к 1941 году всякое общение на этот счет между Новым светом и Европой прекратилась. Тем не менее, некоторое развитие идеи продолжалось в США, Канаде, Австралии и государствах Южной Америки.

К вопросу о переходе вернулись после войны, но в 1955 году уже в ООН делегация США высказалась резко против любых попыток изменения календаря. Американцы объяснили это позицией большинства жителей своей страны, опасавшихся, что вненедельные дни нарушат последовательность семидневных циклов, необходимых для определения дат религиозных праздников.

Вскоре после этого Ахелис сложила с себя полномочия основанной ею Ассоциации Всемирного календаря, которая затем превратилась в Международную ассоциацию Всемирного календаря, существующую по сей день. Эта организация не оставляет попытки привлечь внимание общественности к возможности перехода на новый счет дней.

Советский революционный

Выдвигались и другие, менее похожие на григорианский календарь варианты. В частности, предлагалось учитывать високосные годы добавлением не одного дня, а более редким добавлением сразу целой недели (здесь и здесь). Существуют также варианты реформы, включающие деление времени на длительные промежутки. Например, календарь Мейера—Палмена, объединял группы по 60 лет в циклы, при этом согласно связанным с номером цикла правилам в некоторых годах содержалось 13 месяцев вместо 12, а число дней в них варьировалось между 30 и 31.

Собственный календарь разработал и известный ученый и писатель-фантаст Айзек Азимов. Он предложил отказаться от деления года на месяцы, заменив их четырьмя сезонами длительностью 13 недель, или 91 день, каждый.

Как и другие реформаторы, Азимов предложил добавить один вненедельный день в конце года, а также еще один, посередине, в високосные годы. Кроме того, согласно этому плану реформы, сдвигалось начало сезонов: первый должен был начинаться 21 декабря по григорианскому календарю, в день зимнего солнцестояния.

Недостатки применяемого сейчас григорианского календаря вызывают настоятельную необходимость его реформы. Однако предложенные проекты нового календаря также не свободны от тех или иных весьма существенных недостатков.

Учитывая данное обстоятельство, автором этой статьи в апреле 1969 года был предложен следующий разработанный им проект постоянного всемирного календаря, решающего все до единой задачи, стояще перед реформой, и не вносящего никаких существенных новых усложнений по сравнению с действующим календарем.

В году остается 12 месяцев. Следовательно, сохраняется деление года на 4 квартала по 3 месяца в каждом, и на 2 полугодия. Каждый месяц состоит из 5 шестидневных недель. Это дает 360 дней. Остальные 5 или 6 дней добавляются по одному к последней неделе каждого четного месяца (кроме декабря в невисокосные годы) и являются нерабочими. В високосном году декабрь также имеет 31 день. Каждому дню года сопоставляется определенное число.

Принципиальное отличие предлагаемого проекта календаря от ранее известных, состоит в переходе от недели, имеющей постоянное число дней (например, семидневной или шестидневной), к неделе с переменным числом дней: последние недели каждого четного месяца (кроме декабря в невисокосные годы) являются семидневными, а все другие - шестидневными.

Такой ценой календарь приобретает предельно возможную простоту, симметричность и стабильность, что в свою очередь значительно упростит многие стороны человеческой деятельности. Год, полугодие, квартал, месяц, неделя всегда будут иметь одно и то же число рабочих дней: в каждой неделе их будет 5, в каждом месяце - 25, в квартале - 75, в полугодии - 150, в году -300 (не считая общенародных праздников и отпускного времени). Одни и те же дни недели ежемесячно и из года в год будут связаны с одними и теми же числами.

Все месяцы будут иметь лишь по 30 или 31 дню, причем длинные и короткие месяцы будут чередоваться в правильной последовательности: через один. При соблюдении этого условия распределение длинных и коротких месяцев может быть выбрано произвольным образом. Автор предлагает считать длинными четные месяцы, чтобы 366-й день в високосном году оказался последним днем года. Представляется, что для планомерной деятельности, определяемой годичным циклом, на которую и должен ориентироваться в первую очередь проект календаря, последний день года является наименее существенным. Потому минимально непостоянное число дней в одном из месяцев (30 в невисокосные годы и 31 в високосные) целесообразно отнести к декабрю. При этом в первых одиннадцати месяцах достигается полная стабильность во всех отношениях. Но при одинаковом количестве рабочих дней во всех кварталах - 75 - первый и третий кварталы имеют по 91 календарному дню, а второй - 92.

Если же было бы признано более желательным обеспечить максимально возможное постоянство не только числа рабочих дней, но и числа календарных дней в первых трех кварталах, нужно было бы в декабре всегда считать 31 день (что добавило бы лишний нерабочий день к празднику Нового года), а в июне - 30 в невисокосные годы и 31 в високосные. Тем самым в течение трех лет из каждый четырех первые три квартала имели бы также и равные количества календарных дней: 91.

Названия дней недели можно было бы оставить прежними или заменить другими (например, числовыми, как это предлагается в некоторых проектах: "первый", "второй", "третий" и т.д.). Автору хотелось бы предложить следующие названия: "понедельник", "вторник", "третник", "четверг", "пятница", "шестница", "семница". В защиту этих названий он может сослаться только на свой личный опыт, но опыт обнадеживающий: за тридцать лет, прошедших с момента завершения разработки предлагаемого проекта, эти названия совершенно перестали казаться ему странными и даже понравились своим ясным и точным смыслом, созвучностью, смысловым и структурным сходством с названиями, оставленными без изменения, а потому и очевидной принадлежностью дням недели.

Предлагаемый проект календаря, будучи максимально простым, симметричным и стабильным, лишь в самой незначительной степени связан с изменением привычного уклада жизни, притом как с изменением к лучшему. Девиз "Всемирного календаря" - "Гармония, Порядок, Равновесие, Устойчивость" - находит в нем предельно достижимое воплощение.

Поскольку автор имеет в виду максимально целесообразную реформу календаря, ему представляется желательным одновременно перенести начало года с 1 января на другой день с таким расчетом, чтобы связать его с каким-либо явлением природы, соответствующим началу года. Обычай отмечать начало года 1 января в настоящее время воспринимается как чисто условный, случайный, искусственный. Это обедняет значение новогоднего праздника, очень важного и совершенно закономерного для всего человечества, жизнь и деятельность которого, в полном соответствии с сезонными изменениями природных условий, в значительной мере протекает по годичному циклу. Приурочение начала года к дню, связанному с подходящим явлением природы, сделало бы праздник Нового года еще более содержательным, осмысленным, а потому еще более торжественным и радостным.

По-видимому, проще всего было бы отнести начало года к 23 (или 22) декабря, дате, с которой в северном полушарии продолжительность дня начинает увеличиваться. Самый короткий день - день зимнего солнцестояния 22 (или 21) декабря - оказался бы, таким образом, последним днем уходящего года. При этом, конечно, нет никакой необходимости связывать начало года с моментом наступления зимнего солнцестояния жестко (что означало бы хотя и незначительные, но систематические периодические смещения начала года), вполне достаточно имеющего место их приближенного совпадения с точностью до суток.

Перенос начала года на 23 декабря сопряжен с переносом счета дней на неделю вперед: в момент перехода к новому календарю 23 декабря нужно будет назвать 1 января наступающего года. Но никаких ощутимых изменений привычек это не потребует: все будут отмечать Новый год практически в то же время, в тех же природных условиях, что и теперь.

Необходимо особо подчеркнуть, что со всех точек зрения идеальной, неповторимо удобной датой для введения этого календаря является начало нового тысячелетия - 1 января 2001 года. Потому для ознакомления с ним широкой общественности, обсуждения его, а в случае одобрения - проведения большой подготовительной работы к его введению, времени остается уже совсем немного.

Проект постоянного всемирного календаря

I квартал II квартал
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
Понедельник 1 7 13 19 25 1 7 13 19 25 1 7 13 19 25 1 7 13 19 25 1 7 13 19 25 1 7 13 19 25
Вторник 2 8 14 20 26 2 8 14 20 26 2 8 14 20 26 2 8 14 20 26 2 8 14 20 26 2 8 14 20 26
Третник 3 9 15 21 27 3 9 15 21 27 3 9 15 21 27 3 9 15 21 27 3 9 15 21 27 3 9 15 21 27
Четверг 4 10 16 22 28 4 10 16 22 28 4 10 16 22 28 4 10 16 22 28 4 10 16 22 28 4 10 16 22 28
Пятница 5 11 17 23 29 5 11 17 23 29 5 11 17 23 29 5 11 17 23 29 5 11 17 23 29 5 11 17 23 29
Шестница 6 12 18 24 30 6 12 18 24 30 6 12 18 24 30 6 12 18 24 30 6 12 18 24 30 6 12 18 24 30
Семница 31 31 31
III квартал IV квартал
Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Понедельник 1 7 13 19 25 1 7 13 19 25 1 7 13 19 25 1 7 13 19 25 1 7 13 19 25 1 7 13 19 25
Вторник 2 8 14 20 26 2 8 14 20 26 2 8 14 20 26 2 8 14 20 26 2 8 14 20 26 2 8 14 20 26
Третник 3 9 15 21 27 3 9 15 21 27 3 9 15 21 27 3 9 15 21 27 3 9 15 21 27 3 9 15 21 27
Четверг 4 10 16 22 28 4 10 16 22 28 4 10 16 22 28 4 10 16 22 28 4 10 16 22 28 4 10 16 22 28
Пятница 5 11 17 23 29 5 11 17 23 29 5 11 17 23 29 5 11 17 23 29 5 11 17 23 29 5 11 17 23 29
Шестница 6 12 18 24 30 6 12 18 24 30 6 12 18 24 30 6 12 18 24 30 6 12 18 24 30 6 12 18 24 30
Семница 31 31 31

19 ноября 1977 года.

Данный проект официально признан социальным изобретением и внесен в Банк идей Фонда социальных изобретений СССР 09.01.1989 г.

Проекты календарей. Хотя проектов существует очень много, выбирать приходится только из двух: 13-месячный календарь или 12-месячный. Первый из них был предложен в 1849 г. французским философом Огюстом Контом (1798—1857).

B этом календаре каждый месяц имеет 28 дней и состоит из четырех недель, каждый месяц начинается в воскресенье и заканчивается в субботу. Один день в году не имеет названия и вставляется после субботы последнего, XIII месяца, перед Новым годом, как дополнительный день отдыха. B високосном году такой же день отдыха вставляется также после субботы VI месяца.

Однако 13-месячный календарь имел бы ряд существенных недостатков хотя бы потому, что при делении года на кварталы пришлось бы делить и месяцы. Поэтому главное внимание уделяется другому варианту календаря, предложенному в 1888 г. французским астрономом Гюставом Армелином. Согласно этому проекту календарный год состоит из 12 месяцев и делится на 4 квартала по 91 дню в каждом. Первый месяц квартала имеет 31 день, два остальных — по 30. Первое число года и квартала приходится на воскресенье, каждый квартал заканчивается субботой и имеет 13 недель. B каждом месяце 26 рабочих дней. B простом году один день, как Международный праздник мира и дружбы народов, вставляется после 30 декабря, в високосном году праздничный день високосного года вставляется еще после 30 июня (табл. 30).

Вводить же календарь Армелина удобно с того года, в котором 1 января приходится на воскресенье.

Проект этого календаря был одобрен Советским Союзом, Индией, Францией, Югославией и рядом других государств. Однако Генеральная Ассамблея OOH все откладывала его окончательное рассмотрение и утверждение. B настоящее жс время эта деятельность под эгидой OOH вообще прекратилась.

Позиция церкви. C введением нового календаря не будет непрерывной смены дней недели при переходе от одного года к другому.

Это обстоятельство и беспокоит некоторых представителей ' религиозных культов. Ведь хотя мусульмане празднуют пятницу, евреи — субботу, а христиане воскресенье, у всех имеется общее — определенные циклы праздников и

T а б л и ц а 30. Всемирный календарь


B заключение отметим, что несколько лет назад в нашей стране Всесоюзное астрономо-геодезическое общество предприняло специальное изучение вопроса о календарной реформе.

B итоге было отмечено, что с точки зрения государственных органов реформа действующего календаря не представляется актуальной проблемой. Поэтому наши научные и научно-популярные журналы не занимаются публикацией новых проектов всемирных и национальных календарей, а астрономо-геодезическое общество их не рецензирует и не обсуждает.

Конечно, лучше просто взять и пронумеровать годы. При этом не имеет существенного значения, который год мы назвали первым, выделялся лн он чем- Ішбудь среди своих предшестнеппнкои или пет. Ho очень важно, чтобы этот способ счета лет исполь- Эовали также и другие люди.

Несколько календарных эр

Сейчас невозможно даже перечислить эры, которыми пользовались разные народы за всю историю Человеческой культуры. O мусульманской эре — хнджре — уже было рассказано выше. Здесь мы остановимся на нескольких, наиболее известных календарных эрах.

Летосчисление по олимпиадам. B середине III в. до н. э. греческий историк Тимей и математик Эратосфен ввели летосчисление от первых Олимпийских Игр. Эти игры проводились в дни, близкие к летпему солнцестоянию, один раз в четыре года, начинались Они па 11-й и заканчивались І6-м днем после ново- лупин. При счете лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером олимпиады (Ol) и номером года (I) в четырехлетии, которое и начиналось этой олимпиадой.

Передававшиеся из поколения в поколение списки победителей Олимпийских игр были использованы около 3C0 г, н. э. христианским историком Евсевием

Такое соотношение, когда один из календарей (в данном случае юлианский) распространяется на те отрезки времени, когда он фактически еще не действовал, называется пролептичсским (т. e. предваряющим).

Таким образом, при переходе от летосчисления по олимпиадам на наше летосчисление следует воспользоваться формулой

R — 776 — [(Ol — 1) X 4 + (t — 1)] г. до н. э„ если событие произошло до н. э., и формулой R = [(0/ - 1) X 4 + (t - 1)] - 775 г. н. э.,

если оно имело место в каком-то году н. э. Здесь R — год до н. э. или н. э.

Например, известные битвы греков с персами при Фермопилах и у острова Саламин произошли в первый год 75-й олимпиады (обозначается так: 0/75.1). По формуле находим

R = 776 — [74 X 4] - O = 776 — 296 = 480,

т. e. упомянутое событие произошло B 480 г. до н. э.

B 394 г. н. э. императором Феодосием Олимпийские игры были запрещены. Однако летосчисление по олимпиадам использовалось еще некоторое время.

Летосчисление по консулам. Мы уже говорили о названиях годов в Римской республике по именам консулов. Историки располагают списками консулов за 1050 лет, начиная от основателей республики — консулов Брута и Коллатина, вступивших в свою должность до 509 г. н. э.

После смерти императора Константина в 337 г. Римская империя фактически имела две столицы и,


1) в нем используется египетский год из 365 дней и

2) независимо от того, в каком месяце года началось правление того или другого царя, оно считается начавшимся 1 Тота, т.

e. в первый день этого года. Эпохой эры Набонассара является 26 февраля 747 г. до н. э. по юлианскому календарю. Сказанное можно записать в виде соотношения

1 Тота 1 года Набонассара = 26 февраля 747 г. до. н. э.

1 г. н. э. = 754 г. a. u. с. = 01. 195.1

Эра Августа. Здесь как раз уместно сказать и

1 августа 30 г. до н. э.— день, когда Август посетил

r. Александрию. Сопоставив эту дату с таблицей Приложения V, находим, что в 30 г. до н. э. 1 Тота египетского календаря соответствовало 31 августа, а 1 августа приходилось на 6 Месори.

Так и было в юлианском календаре с равномерным -чередованием високосов через три года на четвертый. Ho, как уже отмечалось (с. 207), после смерти Юлия Цезаря римские жрецы делали вставку 366-го дня в каждом третьем году и к 30 году до н. э. произвели две лишние вставки. Таким образом, Август посетил Александрию 1 августа, но по египетскому календарю это было не 6, а 8 Месори. B дальнейшем равенство 1 августа — 8 Месори или 1 Тота = 29 августа и было принято при реформе египетского календаря— его замене стабильным александрийским календарем и после исправления Августом юлианского календаря — в качестве основания для пересчета дат с одного календаря на другой.

У историков, по-пидимому, nce же имеется мало данных о том, что александрийский календарь получил широкое распространение. Так, ішсатель Цен- ворин в 238 г. подробно рассказывает о египетском Календаре с его подвижным годом, но почему-то совершенно умалчивает об александрийском. Ho уже столетием позже Феон Александрийский дает исчерпывающие правила перехода от александрийских дат к египетским.

Эра Селевкидов, Ha Ближнем Востоке очень распространенной была эра Селевкидов. Селевк был одним из военачальников Александра Македонского и n 312 г. до н. э. стал царем Сирии. Держава Селевка нанимала огромную территорию, ее заселяли разные


Xy Ассирийского царства, начиная с XIV в. до н. э., 8ПОІШМЫ лимму уже сменяются строго ежегодно*). Примечательно, что для периода с 911 по 648 г. до н. э. до нас дошел сплошной список лимму.

Как в системе лимму, так и в системе хамушту Встречаются не только двойные, по н тройные эпони- Маты. Ho в эпоху Асснринского царства (XIV—VII вв. До н. э.) эпонимы хамушту уже не встречаются.

He останавливаясь на календарных эрах, которые X разное время использовались в Китае, Японии и Индии, напомним в заключение, что лишь в Индии Существовало более 20 эр. Одна из них — буддий- Ская, по которой счет лет ведется от смерти Будды — Основателя буддийской религии. Ho так как личность Будды является мифической, то даты его смерти указывались по-разному: от 2422 г. до н. з. до 543 до н. э.

Эпохи важнейших календарных эр мы приводим

B Приложении VIII.

*) Дыіімчіііи Il M. Подра.іделічшн месяца в Передней Ліим.- Н мі.: Ьіім/мііід .'). Хронология древнего мира. — M.: lliiyiiii, l!)7!).

*) Спасский И. Исследование по библейской хронологии.— Киев, 1857, с. 3—4.

Дошла на Русь н так называемая болгарская эра,

R = 28x + 9, R = 19y + 9, fl = 15z+ll.

28x=19 у, 28x—15z = 2.

Задача решается методом проб; подбираются целые (!) числа X, у и z так, чтобы выполнялись приведенные здесь равенства. Это имеет место, если X = 209, у — 308, 2 = 390. Тогда

R = 28X209 + 9 = 5861.

Отметим, что совпадение начала всех трех циклов повторяется через каждые 28X 19X 15 = 7980 лет. И, конечно же, составители упомянутой выше эры приняли 5861-й год, а не, скажем, 7980 + 5861 = = 13841-й, потому, что они ориентировались и на

Любопытно, что в древней Грузии для целей летосчисления использовался цикл в 532 года под названием хроникон или короникон. При датировке событий указывали число целых корониконов, истекших от начала эры, и порядковое место данного года в текущем корониконе, которое также именовалось ко- рониконом. Впервые летосчисление по корониконам было введено в Грузии в 780 г. и использовалось на протяжении более чем тысячи лет.

Факты и домыслы. Заслуга Дионисия перед церковью заключается в том, что как только Западная церковь начала использовать составленную им пасхалию, расхождений по вопросу о праздновании пасхи между Восточной и Западной церквами вплоть до реформы календаря в 1582 г. не было. Достиг этого Дионисий следующим образом: во-первых, он вслед за Викторием Аквитанским рассчитывал фазы Луны, используя 19-летний метонов цикл, во вторых же, и это самое главное, он, по обычаю Восточной церкви, относил пасху на 15 Нисана, если только оно приходилось на воскресенье (а этого как раз раньше в Риме не допускали!).

Bo времена Дионисия техника расчета даты пасхи была уже надежно разработана. Возьмем к примеру 1988 г. Отняв от числа года 284 (номер года эпохи эры Диоклетиана; ведь мы ведем расчет так, как его должен был бы делать Дионисий) и разделив остаток на 19, находим в остатке порядковый номер года в 19-летнем александрийском цикле — золотое число. Оно равно 13. Из табл. 9 (с. 76) следует, что весеннее полнолуние в 1988 г. приходится


[1] Ginzct Г. К. IIaiuIbiieh der mnthom,atischen und technischen (!lnoiil(>ijie'. Bcl. ІИ.— I.|>z., IOH1 S. 273.

Оказывается, лионский епископ Ириней и Tep- Я'улиан считали, что «Христос Господь пришел в

знал года смерти Ирода (или, что менее вероятно, v He был знаком с евангелием от Матфея).


.',Рис. 32. Заголовоксо- Хранившегося в копии римского календаря 354 г. н. э. содержит следующие пожелания некоему Валентину: процветай в боге, живи процветая, жи- ■ вн радуясь и управляй счастливо


Для удобства расчетов? Вполне возможно, что Дионисий ввел свое летосчисление исключительно для удобства расчетов даты пасхи. Как мы сейчас убедимся, это летосчисление позволяет проводить такие расчеты, не заглядывая в предыдущие пасхальные таблицы. Исходным в этом летосчислении является предположение о том, что в году, непосредственно предшествовавшем 1 г. н. э., новолуние пришлось на 21 марта (но это новолуние расчетное, повторяющееся каждые 19 лст n соответствии сметоновымциклом; на самом же дсле астрономическое новолуние — конъюнкция — в 1 г. до н. э. было 24 марта).

Конкретно для 1986 г. находим 19a+ 15 = 205, 205 : 30 = 6 и в остатке d = 25. Следовательно, весеннее полнолуние приходится в этом году на 21 +25 = = 46 (-31)=15 апреля ст.ст. = 28 апреля н.ст. B ближайшее воскресенье 21 апреля ст. ст. = 4 мая н. ст. и будет пасха. Этот вывод, остающийся верным для любого года, можно проверить, используя точный метод Гаусса.

Как видно, все здесь очень просто, нет даже необходимости смотреть в таблицы фаз Луны, сверяться с пасхалиями, составленными другими авто-

,рами. По существу, все здесь проделанное — это первый этап определения даты пасхи по формуле Гаусса (см. стр. 89): так находится расстояние полнолуния от даты весениего равноденствия. Конечно, Диопнсий рассчитывал не конъюнкции, а неомении. Ho резуль- дгат тот же самый. Как раз в 1 г. до н. э. расчет- їная неомения приходилась на 23 марта (строго гово- : .ря, она наблюдалась 23 марта в 532 г. н. э.). Значит, возраст Луны на 23 марта в последнем году до H. э. принят равным 1—лунная эпак т а EL=I (обозначалась и так: Iuna I). Расчетное насхалыюе полнолуние, которое обозначали как Iuna XIV, приходилось на 13 дней позже пеомении. Это как раз тождественно утверждению, что оно приходится на 15 дней позже конъюнкции.

Читайте также: