Что такое панисламизм кратко

Обновлено: 02.07.2024

Религиозно-политическая идеология и практика, в основе которой лежат представления о единстве всех мусульман, живущих на Земле, и необходимости их консолидации в едином мусульманском государстве. Концепция панисламизма была выдвинута в 70-х гг. 19 в. турецким просветителем Намык Кемалем и получила развитие в работах Джамал ад-Дина аль Афгани. Исходя из коранических положений о братстве мусульман и необходимости взаимопомощи между ними, выдвигалась идея политического объединения мусульманских стран под властью халифа, которым тогда считался турецкий султан. Наряду с антиколониальной направленностью в концепцию панисламизма позднее были привнесены идеи, отражавшие изоляционистские настроения части ее адептов, полагавших, что возрождение былого могущества исламского мира можно достигнуть, лишь полностью отгородившись от всего неисламского мира или даже в борьбе с ним. После второй мировой войны идеи панисламизма были использованы для реализации планов создания различных блоков мусульманских стран под эгидой колониальных держав. Однако эта затея не имела успеха. В конце 60 - начале 70-х гг. 20 в. возрожденная идеология панисламизма стала теоретической основой движения исламской солидарности. Важнейшими идеологическими и пропагандистскими центрами этого движения являются Всемирная исламская лига (со штаб-квартирой в Мекке) и Всемирный исламский конгресс (со штаб-квартирой в Карачи). Главным политическим центром движения стала Организация Исламская конференция (ОИК), межгосударственная организация, объединяющая более 50 государств и Организацию Освобождения Палестины. В соответствии с уставом ОИК преследует следующие цели: поощрять мусульманскую солидарность и укреплять сотрудничество государств-членов в экономической, социальной, культурной, научной и др. важнейших областях, проводить консультации между ними в международных организациях, содействовать ликвидации расовой дискриминации и искоренению колониализма во всех его формах, принимать меры для поддержания международного мира и безопасности, поддерживать борьбу народа Палестины за восстановление его прав и освобождение его земель, координировать усилия по сохранению святых мест и пр. Под эгидой ОИК созданы Исламский банк развития, Исламский фонд солидарности, Исламский фонд научно-технического развития, Исламский центр развития торговли и мн. др.

В органах печати международных мусульманских организаций публикуется немало материалов, развивающих идеи "единой исламской нации", создания "единого исламского государства", "халифата", "Соединенных штатов ислама". В соответствии с представлениями их авторов, реализация этих идей проходит через несколько этапов. Сначала мусульмане каждой страны путем самосовершенствования всесторонне осваивают исламский образ жизни, устраняют все неисламское из своих мыслей и действий. (Наиболее радикально настроенные идеологи исламской солидарности считают, что участники движения обязаны вести борьбу против всякого влияния "неисламских" идей на население мусульманских стран.) Этому процессу в максимальной степени должна способствовать активизация деятельности мечетей, всемерная исламизация системы образования, культуры. Затем (а по мнению некоторых теоретиков исламской солидарности, одновременно с этим процессом) должны быть введены законы шариата во всех мусульманских странах. Параллельно должны идти процессы экономической и военной интеграции мусульманских стран. На последующем этапе решается задача объединения всех мусульманских стран в одно исламское государство либо создается конфедерация мусульманских государств. Предпринятые в последние годы широкомасштабные мероприятия по укреплению позиций ислама как в мусульманских странах, так и в районах проживания мусульманских меньшинств (введение мусульманских законов в Пакистане и Иране, подготовка к осуществлению аналогичных акций в ряде др. стран, небывалый размах строительства исламских центров, мечетей, мусульманских учебных заведений в странах Азии, Африки, Европы, Америки и т. д.) рассматриваются идеологами движения исламской солидарности как эффективные шаги к достижению поставленной цели.

Некоторые мусульманские религиозные деятели и политики в России считают целесообразным участие Российской Федерации в движении исламской солидарности, в частности - путем ее вхождения в Организацию Исламская конференция. В марте 1997 г. в помещении Комитета по международным отношениям Государственной Думы был организован "круглый стол", посвященный вопросу вступления России в эту организацию ("НГ - религии". Ежемесячное приложение к "Независимой газете". 1997. ? 3. С. 2). Среди доводов, приводимых в пользу реализации этого проекта: а) возможность получения льготных кредитов и др. помощи от мусульманских государств и международных исламских институтов для подъема экономики регионов традиционного распространения ислама в нашей стране; б) пример вступления в Организацию Исламская конференция бывших республик Советского Союза ? Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Туркменистана и Киргизстана. Противники вступления России в ОИК приводят не менее убедительные аргументы.

Автор: Кавказский Узел


о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности; и

о необходимости их политического объединения под властью высшего духовного главы (халифа).

В то время, как панарабизм пропагандирует единство и независимость арабов вне зависимости от их религии, панисламизм сосредотачивается на исламском мире.

Движение панисламизма имеет исторические корни в ранние годы ислама, когда пророк Мухаммед объединил в едином государстве все племена арабского полуострова, а вскоре после этого, Умар объединил Северную Африку и большую часть Ближнего Востока.

Во время колониального периода в арабском мире политику панисламизма проводил Джамаль Аль-Шума Аль-Афгани. Известно, что социальная политика Аль-Афгани была очень прогрессивной по тем временам.

Между Первой и Второй мировой войной, Амин аль-Хусейни, муфтий Иерусалима, пытался получить поддержку нацистов для объединения мусульман в новом халифате. Амин аль-Хусейни стремился изгнать британцев из подмандатных территорий на Ближнем Востоке.

Поскольку страны-колонизаторы в XX столетии утратили контроль над многими территориями, арабские и мусульманские националисты были обнадёжены.

После учреждения еврейского государства в Палестине и последующего признания Израиля как страны Организацией Объединённых Наций, а также поражения арабских государств в 1948 и в 1967 годах, арабские религиозные лидеры стали утверждать, что для разрушения Израиля требуется возвращение мусульман к исламскому фундаментализму.

Первым успехом панисламистов можно считать 1979 год, когда в результате Исламской революции в Иране был изгнан шах Пехлеви Мохаммад и власть перешла к радикальным шиитам во главе с аятоллой Хомейни.

Последователи мусульманского движения Деобанди при содействии американских и пакистанских правительств участвовали в военном конфликте против Советского Союза в Афганистане. В других случаях, конфликты между мусульманскими фракциями шиитов и суннитов препятствуют долгосрочному объединению исламского мира.

ПАНИСЛАМИ'ЗМ, а, мн. нет, м. (полит.). Религиозно-политическое реакционное течение среди феодально-буржуазных мусульманских слоев, стремящееся к созданию единого мусульманского государства и являющееся орудием захватнической политики империалистических, особенно фашистских государств; см. [пан] и ислам. В СССР разоблачены и разгромлены остатки контрреволюционной националистической буржуазии, пытавшейся использовать п. для борьбы с советской властью.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова мотодрезина (существительное):

религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о том, что Ислам обеспечивает наднациональную и надклассовую общность его приверженцев и что политическое объединение мусульман под главенством Халифа важнее всех др. государственных и политических объединений.

Первым идеологом П. был Джемаль-ад-Дин аль-Афгани, стремившийся приспособить П. к задачам антиколониальной борьбы. Однако проповедь объединения на основе ислама неизбежно приходила в противоречие с идеологией буржуазного национализма формировавшихся наций Востока, с идеями патриотического единства населения отдельных государств. В результате П. в начале 20 в. постепенно теряет антиколониальную направленность и используется преимущественно в реакционных целях как орудие агрессивной политики султана Абдул-Хамида II (См. Абдул-Хамид II), а затем и младотурок (См. Младотурки). Последним крупным проявлением антиколониального содержания П. было движение хали-фатистов в Индии (см. Халифатское движение).

В России П. лежал в основе буржуазно-либеральной националистической идеологии некоторых мусульманских народов — джадидизма, а после победы Октябрьской революции 1917 был одним из главных лозунгов контрреволюционных националистов Закавказья и Средней Азии.

Накануне и во время 2-й мировой войны 1939—45 П. служил средством раскола национально-освободительного движения народов Востока и сохранения империалистических позиций в мусульманских странах. На современном этапе отдельной идеологи П. ещё пытаются использовать П. в антиимпериалистических целях, однако в целом П. вредит афро-азиатской солидарности и продолжает отрицательно сказываться на развитии общественной мысли в мусульманских странах, затрудняя формирование классового и национального самосознания.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Панисламизм (арабский: الوحدة الإسلامية ) Является политический идеология, выступающая за единство Мусульмане под одним Исламская страна или состояние - часто халифат [1] - или Международная организация с исламскими принципами. Как форма интернационализм и антинационализм, панисламизм отличается от паннационалистический идеологии, например Панарабизм, увидев умма (Мусульманское сообщество) как центр лояльности и мобилизации, исключая этническая принадлежность и раса как главные объединяющие факторы. Он изображает ислам как антирасистский и противник всего, что разделяет мусульман по этническому признаку.

Содержание

История

Фахруддин ар-Рази, который также говорит об Умме в политическом смысле, цитируется следующее: [14] [10]

Мир - это сад, поливом которого является династия, которая является авторитетом. Хранителем этой власти является шариат, и шариат также является политикой сохранения королевства; королевство - это город, который создает армия; армия обеспечена богатством; богатство приобретается подданными (уммой), которые становятся слугами благодаря справедливости; справедливость - это ось благополучия мира.

По мнению некоторых ученых [ ВОЗ? ] , цели идеологии принимают ранние годы ислама - правление Мухаммад и ранний халифат - в качестве модели, как принято считать, что в эти годы Мусульманский мир был сильным, единым и свободным от коррупции. [ нужна цитата ]

Критики утверждают, что позже панисламизм наблюдался Исламская Иберия, Эмират Сицилия, Штаты Эпоха исламских порохов и несколько мусульманских султанатов и королевств, несмотря на присутствие и занятость немусульманских подданных мусульманскими державами. [15]

Панисламизм в постколониальном мире прочно ассоциировался с исламизм. Ведущие исламисты, такие как Сайид Кутб, Абул Ала Маудуди, и аятолла Хомейни все подчеркнули свою веру в то, что возвращение к традиционным Шариат закон сделает ислам снова единым и сильным. Экстремизм в исламе восходит к 7 веку до Хариджиты. [ нужен лучший источник ] Исходя из своей политической позиции, они разработали крайние доктрины, которые отличали их от основных мусульман-суннитов и мусульман-шиитов. Хариджиты особенно отличались радикальным подходом к Такфир, посредством чего они объявили других мусульман неверующими и поэтому считали их достойными смерти. [19] [20] [21]

В период деколониализма после Второй мировой войны, Арабский национализм затмил исламизм, который осудил национализм как неисламский. В арабском мире светские панарабские партии - Баас и Насерист партии - имели ответвления почти в каждой арабской стране и пришли к власти в Египте, Ливии, Ираке и Сирии. Исламисты подверглись суровым репрессиям; его главный мыслитель Сайид Кутб, был заключен в тюрьму, подвергся пыткам, а затем был казнен. [22] Президент Египта Насер видел в идее мусульманского единства угрозу арабскому национализму. [23]

В 1950-х годах правительство Пакистана проводило агрессивную кампанию по поощрению единства среди мусульман и сотрудничества между мусульманскими государствами. Но реакция большинства мусульманских стран на эти усилия Пакистана не была обнадеживающей. Пакистанские лидеры, испытавшие на себе интенсивность индуистско-мусульманского конфликта в Южной Азии во время Пакистанское движение, верили в правоту своего дела и, с энтузиазмом проецируя ислам во внешнюю политику, не понимали, что ислам не играет той же роли в националистических программах большинства ближневосточных государств. Многие мусульманские страны подозревали, что Пакистан претендует на лидерство в мусульманском мире. [24]

После поражения арабских армий в Шестидневная войнаИсламизм и панислам начали менять свое отношение популярности к национализму и панарабизму. Политические события в мусульманском мире в конце 1960-х убедили многие мусульманские государства изменить свои прежние идеи и положительно отреагировать на цель Пакистана - мусульманское единство. Насер отказался от своей оппозиции панисламской платформе, и такие события способствовали проведению первой конференции глав мусульманских государств в Рабате в 1969 году. Эта конференция в конечном итоге была преобразована в постоянный орган под названием Организация Исламская Конференция. [25]

В 1979 г. Иранская революция вытеснен Шах Мохаммад Реза Пехлеви от власти, а десять лет спустя афганский мусульманин моджахедыпри значительной поддержке со стороны Соединенные Штаты, успешно вынудили СССР из Афганистана. Панисламские мусульмане-сунниты, такие как Маудуди и мусульманское братство, восприняли создание нового халифата, по крайней мере, как долгосрочный проект. [26] Лидер шиитов Рухолла Хомейни [Примечание 1] также охватил единое исламское надгосударство [Заметка 2] но видел, что его возглавил (шиитский) религиозный ученый фикх (а faqih). [31]

Эти события взбудоражили исламистов во всем мире и повысили их популярность среди мусульманской общественности. По всему Ближнему Востоку, в частности Египет, различные ветви мусульманское братство бросили серьезный вызов светским националистическим или монархическим мусульманским правительствам.

В Пакистан то Джамаат-и-Ислами пользовались популярной поддержкой, особенно с момента образования ММА, а в Алжире FIS ожидалось, что победит на отмененных выборах в 1992 году. Советский союз, Хизб-ут-Тахрир превратилась в панисламистскую силу в Центральная Азия и за последние пять лет получил некоторую поддержку со стороны Арабский мир. [32]

Недавним поборником панисламизма был покойный премьер-министр Турции и основатель Милли Гёрюш движение Некметтин Эрбакан, который отстаивал идею Панисламского союза (İslam Birlii) и предпринял шаги в своем правительстве для достижения этой цели, учредив Развивающиеся 8 стран (или D8, в отличие от G8) в 1996 г. с Турцией, Египтом, Ираном, Пакистаном, Индонезией, Малайзией, Нигерией и Бангладеш. Его видение заключалось в постепенном единстве мусульманских наций посредством экономического и технологического сотрудничества, подобного предыдущему. Европа с единой денежной единицей (İslam Dinarı), [33] совместные аэрокосмические и оборонные проекты, развитие нефтехимических технологий, региональная сеть гражданской авиации и постепенный переход к демократическим ценностям. Хотя организация встречалась на уровне президента и кабинета министров, а проекты умеренного сотрудничества продолжаются до сих пор, импульс был мгновенно утрачен, когда так называемый постмодернистский переворот 28 февраля 1997 г., в конце концов сверг правительство Эрбакана. [34]

Читайте также: