Кто из русских композиторов является основоположником русской классической школы

Обновлено: 04.07.2024

Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка

Глинка – основоположник русской музыкальной классики

Рождение русской национальной оперы

М. И. Глинке принадлежит выдающаяся роль в создании русской национальной оперы, правдиво воссоздающей героику исторического прошлого и романтику национального эпоса. Он положил начало двум направлениям русской оперы рт народно- музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине.

Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Главный персонаж оперы Иван Сусанин воспринимается как воплощение русского народного характера. Его душевная тепло­та сочетается с твёрдостью духа и глубоким пониманием чувства долга.

Музыка увертюры передавала основной драматургический конфликт. Торжественные и решительные аккорды сменяла простая и задушевная мелодия. За внезапно врывающимися звуками польской мазурки следовала светлая, немного печаль­ная музыка, напоминающая слушателям мелодии колыбельной песни.

Зритель, привыкший видеть на сцене таинственные средне­вековые замки, картины жизни далёких и чужих стран, увидел простую русскую деревню и толпу крестьян. Мощно и стройно зазвучал хор, исполнявший песню о родной земле и её доблест­ных и храбрых сынах. Хору Глинка придавал особое значение. Хор стал действующим лицом оперы, впервые он активно участ­вовал во всём происходящем на сцене, направлял ход событий, выражая главную патриотическую идею произведения. Мело­дия хора проходит через всю музыкальную ткань оперы, она ук­рашает её подлинными народными интонациями.

В. Ф. Одоевский (1803/04—1869) — писатель и музыкальный критик откликнулся на оперу Глинки восторженной статьёй:

А. С. Пушкин, присутствовавший на премьере оперы 27 но­ября 1836 г., был очарован музыкой Глинки и впоследствии на­писал шутливый канон в его честь:

Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка.

Веселися, Русь! наш Глинка —

Уж не Глинка, а фарфор!

За прекрасную новинку

Славить будет глас молвы

Нашего Орфея Глинку

От Неглинной до Невы.

Значение творчества М. И. Глинки в истории русской музы­кальной культуры трудно переоценить. Благодаря его произве­дениям русская музыкальная школа получила всемирное при­знание.

Вопросы и задания

2. Какие черты композиторского мастерства М. И. Глинки раскры­ваются в его романсово-песенном творчестве? Почему именно в русской народной песне и поэтическом творчестве современных поэтов он черпал свое вдохновение? Проиллюстрируйте свой ответ произведе­ниями композитора.

3. Какими музыкальными достижениями М. И. Глинка обогатил русскую национальную оперу? Какое отражение в его оперных произ­ведениях находят героический эпос и драма русского народа, сказоч­ная фантастика и вдохновенный лиризм?

Творческая мастерская

2. Свидетелем каких исторических событий был М. И. Глинка? Какое отражение они нашли в его творчестве?

(Б. Ф. Одоевский)? Напишите рецензию на это произведение.

Книги для дополнительного чтения

Асафьев Б. В . Русская музыка: XIX и начало XX в. Л., 1979.

Васина-Гроссман В. А. Михаил Иванович Глинка. М., 1979.

Левашёва О. Е. М. И. Глинка. Кн. 1, 2. М., 1987—1988.

Оржеховская Ф. М. Повести о русских композиторах. М., 1971.

Розанов А . С. М. И. Глинка: альбом. М., 1987.

Серов А. Н. Воспоминания о М. И. Глинке. Л., 1984.

Соболева Г. Русский романс. М., 1980.

Фрид Р. М. И. Глинка. М.; Л., 1973.


Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.
Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировозрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени - В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером.

Успех пришел к М.И.Глинке после постановки оперы "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. В.Ф.Одоевский охарактиризовал оперу "новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период - период Русской музыки".
Вторая опера - эпическая "Руслан и Людмила" (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы.

В 1990-х годах "Патриотическая песня" Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

Цитата М.И.Глинки: "Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой."

Цитата о М.И.Глинке: "Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии "Камаринская". П.И.Чайковский

Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

Существует трогательное предание – появление на свет гения русской музыки было возвещено заливистым пением соловья, доносившимся из окружающего усадебный дом парка. Произошло это на утренней заре 20 мая (1 июня по новому стилю) 1804 года в имении Новоспасском, недалеко от уездного городка Ельни Смоленской губернии. Имение принадлежало отцу будущего композитора отставному капитану И.Н. Глинке.

Михаил рос любознательным и впечатлительным мальчиком. Он рано пристрастился к рисованию и чтению книг, но самым большим его увлечением стала музыка. Она окружала Михаила с детства. Это было пение птиц в саду, звоны церковных колоколов, распевы хора в Новоспасской церкви.

Главным музыкальным впечатлением юного Глинки были песни родной Смоленщины. Ему их пела няня Авдотья Ивановна, славившаяся на всю округу как лучшая песенница и талантливая сказительница сказок.

В репертуар шмаковского оркестра наряду с произведениями Бетховена, Моцарта, Гайдна и других западных композиторов входили переложения русских песен, которые в дальнейшем и привели композитора к разработке народной музыки.

Музыкальное обучение Глинки началось необычно. Его первым учителем музыки стал смоленский крепостной крестьянин-скрипач из шмаковского оркестра. Начальные же ступени игры на фортепьяно маленький Глинка прошел под руководством приглашенной в Новоспасское гувернантки.

Осенью 1815 года одиннадцатилетнего Мишу Глинку отвезли в Петербург. Весной 1816 года он был принят в подготовительный пансион при Царскосельском лицее, откуда в феврале 1818 года отец перевел его в открывшийся для детей дворян Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Петербурге.

Сочинять музыку Глинка стал незадолго до окончания Благородного пансиона. Первыми его композиторскими опытами были фортепьянные вариации на тему Моцарта и вальс для фортепьяно, написанные в 1822 году.

Большое значение для развития музыкального дарования молодого Глинки имело посещение оперных спектаклей, концертов и участие в устраивавшихся петербургскими любителями музыки вечерах, принесших ему в столичных салонах славу отличного пианиста и талантливого импровизатора.

Но юношу всегда манила к себе родная Смоленщина. Обучаясь в пансионе, Глинка почти каждое лето проводил каникулы в милом его сердцу Новоспасском. Здесь, живя в общении с чудесной природой, жадно впитывая в себя животворные звуки песен родного края, участвуя в концертах шмаковского оркестра, Глинка черпал силы для ожидавшего его творческого подвига.

Окончив пансион, в марте 1823 года Глинка уехал на Кавказ. Горные пейзажи с дикой величественной природой оставили в его душе неизгладимое впечатление.

Осень и зиму 1923-24 годов композитор провел в Новоспасском. Здесь он вновь погрузился в занятия музыкой и много работал со шмаковским оркестром, ставшим для него своеобразной творческой лабораторией, позволившей изучить на практике законы инструментовки оркестровых произведений и тонкости оркестрового звучания.

Наконец в 1828 году Михаил Иванович находит предлог, чтобы оставить службу и полностью посвятить себя музыке, а в апреле 1830 года началось его первое заграничное путешествие. Посетив ряд немецких и швейцарских городов, Глинка поселился в Италии, где провел около трех лет. Пребывание в Италии дало ему возможность досконально познакомиться с итальянской оперой в ее лучших образцах и в лучшем исполнении, постичь тайны прославленного итальянского вокального искусства и приобрести в кругах итальянских композиторов, музыкантов и вокалистов славу талантливого русского композитора, пианиста и певца.

Весной 1852 года Глинка уезжает из Петербурга в Париж, где ведет жизнь домоседа. Возвращение в Петербург после двухлетнего бездеятельного пребывания в Париже несколько оживило композитора, чему немало способствовали заботы поселившейся с ним его сестры Людмилы Ивановны Шестаковой. Но он уже был не в состоянии избежать упадка творческих сил.

В тяжелом душевном состоянии Глинка предпринял свое последнее путешествие. Он едет в Берлин с намерением изучить церковные лады, необходимые для работы над духовной музыкой. Здесь, на чужбине, великий русский композитор умер 3февраля 1857 года. Прах его впоследствии был перевезен в Петербург и 24 мая 1857 года погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

20 мая 1885 года на Блонье в Смоленске, напротив здания Дворянского собрания, состоялось торжественное открытие памятника М.И. Глинке. На открытии присутствовали известные композиторы П.И. Чайковский, С.Т. Танеев, М.А. Балакирев, А.К. Глазунов. Деньги на возведение монумента были собраны по всероссийской подписке. Концерты в фонд памятника организовывали деятели русской культуры В.В. Стасов и Г.А. Ларош, композитор А.Г. Рубинштейн.

Автор памятника А.Р. Бок. На высоком пьедестале из украинского лабрадорита возвышается бронзовая фигура композитора. В его руке – дирижерская палочка. Он будто вслушивается в звуки музыки.

В наши дни самым известным культурным событием на Смоленской земле является Международный музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки. История фестиваля начинается в 1957 году, когда он был организован по инициативе великого русского певца И.С. Козловского. С этого времени было решено отмечать день рождения М.И. Глинки, 1 июня, на его малой Родине большим музыкальным праздником. Главным содержанием фестиваля стало сохранение и развитие традиций музыкального наследия М.И. Глинки как национального достояния, национальной идеи отечественной музыки.

Каждый год фестиваль становится значимым событием для музыкантов и любителей классической музыки. Традиционно фестиваль открывается в последнюю пятницу мая концертом симфонического оркестра, проходящим в Смоленске, и заканчивается в первое воскресенье июня гала-концертом на родине М.И. Глинки в селе Новоспасском.

История фестиваля – это выступление целого созвездия выдающихся исполнителей и всемирно известных творческих коллективов из России и многих зарубежных стран, это радость встреч с высшими достижениями человеческого гения и открытие новых имен и явлений современного искусства.

В 1982 году в Новоспасском был открыт первый и единственный в мире музей великого русского композитора. На прежних фундаментах и с прежней планировкой были воссозданы деревянный главный дом с флигелями в формах классицизма, деревянные жилые и хозяйственные постройки. В пяти комнатах дома размещена экспозиция, рассказывающая о жизни и творческой деятельности М.И. Глинки. Восстановлены зал, столовая, бильярдная, кабинеты отца и самого композитора. А детей, и взрослых приводит в восторг комната певчих птиц на втором этаже усадебного дома.

Смоленским областным краеведческим обществом 22 сентября 2015 года на стене дома № 6 по улице Ленина в Смоленске, в память о композиторе, который жил в этом здании зимой 1826 года и в 1847 году, была установлена мемориальная доска.


Русский композитор, основоположник русской классической музыки. Родился в семье отставного капитана.

В детстве учился игре на фортепиано и скрипке. С 1817 продолжил музыкальные занятия в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте (Санкт-Петербург). В 1820-х брал уроки фортепианной игры у Дж. Филда, затем более систематично у Ш. Майера, пробовал сочинять в разных жанрах. В Берлине брал уроки композиции, полифонии, инструментовки у теоретика З. Дена.

Художественная среда Петербурга, тесное общение с А.С. Пушкиным, В.К. Кюхельбекером, В.Ф. Одоевским, А.С. Грибоедовым, А.А. Дельвигом, многими будущими декабристами помогли быстрому формированию эстетических взглядов Глинки.

На протяжении жизни Глинка много путешествовал, посетил Италию (1830–1833), Германию (1833–1834, 1856–1857), Францию (1844–1845, 1852–1854), Испанию (1845–1847), Польшу (1848, 1849–1851), впитывал яркие впечатления от музыкальной жизни крупнейших центров Европы.

Среди его знакомых были Г. Берлиоз, Ф. Мендельсон, В. Беллини, Г. Доницетти.

Роль М.И. Глинки в отечественной музыке сродни роли А.С. Пушкина в русской литературе: он выступил зачинателем нового этапа ее развития. На основе глубоко понимаемой роли народности как краеугольного камня музыкальной эстетики, Глинка сформировал понимание национальной музыкальной культуры.

В честь М.И. Глинки названы: Государственная академическая капелла (Санкт-Петербург), Музей музыкальной культуры (Москва), Новосибирская, Нижегородская, Магнитогорская и Днепропетровская консерватории, несколько музыкальных учебных заведений, хоровых и камерно-инструментальных коллективов России и ближнего зарубежья.

С 1965 по 1990 существовала Государственная премия РСФСР имени М.И. Глинки, с 1958 в Смоленске проводится Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки, а с 1960 — Международный (ранее Всесоюзный) конкурс вокалистов (Москва).

Читайте также: