План консультативной работы учителя логопеда с педагогами и родителями в доу
Обновлено: 16.05.2024
Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений. Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы. Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя- логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.
Цель работы с родителями - активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным. Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.
Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные для нашей группы формы работы. Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические.
Просветительские формы работы с родителями:
Практические формы работы:
- Домашние задания (дневник красивой и правильной речи, логопедическая тетрадь)
- Семинары – практикумы с участием детей
- Открытые занятия для родителей (индивидуальные и фронтальные)
Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено планирование с указанием формы, темы и цели работ. Планирование составлено на весь учебный год по месяцам (с сентября по май). Каждый месяц подчинен определенной теме. Прежде чем планировать работу с семьями, помимо изучения уровня осведомленности родителей по проблемам речевого развития детей, я определила круг вопросов, которые дают возможность спланировать работу с учётом интересов и желания родителей.
С помощью нижеприведенных форм взаимодействия я не только устанавливаю партнерские отношения с родителями, но и создаю атмосферу общности интересов, повышаю педагогическую компетентность родителей, обучаю родителей конкретным приемам логопедической работы.
3. Наглядно-текстовая информация по артикуляционной гимнастике. (Возрастная категория-2-4года). Мультимедийная презентация по артикуляционной гимнастике.
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
8. Выставка: Речевые игры по тематическим неделям.
Реклама новинок литературы и пособий по речевому развитию дошкольников.
7. Групповое консультирование семей с одинаковыми проблемами.
1. Дуйте правильно: Развиваем правильный речевой выдох (Игры для развития речевого дыхания)
навыков у детей. (2-4 года)
Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в детском саду и дома.
(Система упражнений по автоматизации шипящих звуков.)
Памятка родителям для организации речевых занятий с ребёнком дома.
3. Совместное изготовление пособий для речевого развития детей раннего возраста (звуковые дорожки и т. д.
Практикум игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя и связной речи с использованием пальчикового бассейна
2. Советы по формированию фразовой речи -ранний возраст.
7. Групповое консультирование семей с одинаковыми проблемами;
3. Здоровьесберегающие технологии при работе ребенка с компьютером (зрительная гимнастика и т. д.)
5. Речевые игры по дороге домой (по дороге в детский сад, в транспорте) для детей 5 – 6 лет (рекомендации для родителей).
3. Индивидуальная работа по запросу родителей.
4. Развиваем речь ребё нка: на прогулке, на кухне, на даче
Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.
Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.
Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда Хворовой Е. В. на 2017 – 2018 учебный год. (II часть) Декабрь. Документационный.
Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя - логопеда Хворовой Е. В. на 2017 - 2018 учебный год. Март Документационный блок.
Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.
План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.
В материале представлено годовое планирование по проведению консультативной работы учителя-логопеда с родителями посредством различных форм проведения.
Оценить 1611 0
Перспективный план консультативной работы с родителями
(тренинг педагогического общения взрослых и детей)
Совместная игра - занятие
Примечание: учитель – логопед может добавлять (изменять) темы и формы консультативно – педагогической работы, наглядную информацию (исходя из запросов родителей, ситуации).
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее.
Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее.
Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее.
Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее.
Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее.
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы учителя-логопеда и воспитателей по предупреждению речевых нарушений у дошкольников.
Просветительская деятельность учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ организуется с целью повышения уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы.
Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, на которых рассказывается об особенностях развития детей, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары-практикумы, мастер-классы, открытую организованную образовательную деятельность, информационный стенд для родителей (законных представителей) и педагогов со сменным материалом.
Консультативная работа учителя-логопеда детского сада включает консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения.
Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытой организованной образовательной деятельности, семинаров - практикумов, мастер-классов.
Основными направлениями консультативно-просветительской работы учителя-логопеда с родителями (законными представителями) являются:
Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в образовательной деятельности по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте.
Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи).
Обучение основным приёмам коррекционно-развивающей работы (артикуляторная гимнастика, логопедические игры и т.д.).
Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающей деятельности в домашних условиях.
Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогают снизить количество речевых нарушений:
Предупреждение речевых нарушений.
Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии.
Социализация детей с речевой патологией.
Логопедическая работа в ДОУ включает в себя несколько направлений:
Преодоление имеющихся нарушений речи у детей;
Предупреждение возможных вторичных нарушений речи;
Профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения;
Совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений;
Параллельная коррекция и развитие психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.
В развивающем аспекте деятельности учителя-логопеда решаются не только специфические задачи по развитию речевых процессов у
воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи, как
развитие мотивации к обучению;
профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте;
развитие самоконтроля за своей речью;
развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием
речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторной координации, пространственных ориентировок;
наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления.
Таким образом, создаются условия для последующей успешной адаптации воспитанников ДОУ к условиям школьного обучения. Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы воспитанников в процессе коррекции и развития речи у детей применяются современные коррекционно-логопедические технологии, направленные на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы:
игровые технологии в логопедической коррекции
арт-педагогические технологии в специальном образовании
технологии речедвигательной ритмики
технологии коррекции психомоторного развития
технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н. Ю. Костылева, М. Ю. Картушина); -информационно-коммуникационные технологии;
Учителем-логопедом в условиях логопедического кабинета создается развивающая предметно-пространственная среда с учетом эргономических, педагогических, психологических, санитарно-гигиенических требований.
Консультирование учителем-логопедом организуется:
индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) и педагогов
групповое консультирование родителей (законных представителей) и педагогов
консультирование по запросам родителей (законных представителей) или педагогов с разработкой соответствующих рекомендаций.
На индивидуальных консультациях родителям воспитанников, обучающихся в логопедическом кабинете, учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по поводу организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи.
Родители постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии. Даются рекомендации по коррекции и развитию детской речи.
Консультации по запросу проводятся учителем-логопедом также и для родителей других воспитанников детского сада, которые не посещают логопедический кабинет. Круг вопросов касается профилактики нарушений устной речи, дифференциации возрастного и индивидуального в развитии речи конкретного ребенка. Даются рекомендации по развитию детской речи.
Консультирование педагогов также проводится в индивидуальной или групповой форме. В итоге происходит выработка общих подходов к работе с конкретным воспитанником и его семьей.
Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности учителя-логопеда. Она осуществляется в работе учителя-логопеда по взаимодействию с педагогами и родителями (законных представителей). Взаимодействие с педагогами ДОУ
Развитие речи детей - это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласованность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребенком могут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы. Достижение положительного результата работы учителя-логопеда в логопедическом кабинете ДОУ достигается путем реализации комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога.
Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.
Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников детского сада предполагает организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка.
К таким условиям относятся:
речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;
организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;
обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;
систематическое развитие предпосылок речевого развития;
развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.
Задачами комплексного подхода в работе педагогов ДОУ к коррекции речи выступают:
Закрепление речевых навыков;
Преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;
Повышение качества образовательных достижений воспитанников.
Технология реализации плана профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ
Технология реализации плана профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ включает три взаимосвязанных этапа.
1 этап. Профилактический
Задача: обеспечение условий для профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста при их переходе из условий семейного воспитания к условиям дошкольного образования.
Возраст воспитанников: от 5 до 7 лет.
Участники коррекционно-педагогического процесса: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель.
Создается микросоциум, являющийся базой для речевого развития детей. Его создание предполагает реализацию следующих направлений: - создание условий для эмоционального комфорта и обогащения жизни ребенка положительными переживаниями; - обогащение чувственного опыта ребенка;
развитие предпосылок высших психических функций, прежде всего интеллектуальных, становление которых в данном возрасте опережает развитие речевых функций;
развитие неречевых психических функций, составляющих анализаторную основу развития речи;
развитие речевой функциональной системы.
Среда в группе вариативно меняется с учетом потребностей речевого развития детей. Ее полифункциональность обеспечивает стимулирование потребности в речевом высказывании, дает широкие возможности для ее удовлетворения и развития.
2 этап. Диагностико-развивающий
Задача: обеспечение условий для динамической диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста в процессе ее целенаправленного формирования. Одновременно продолжают решаться профилактические задачи.
Возраст воспитанников: 5 - 7 лет.
Участники коррекционно-педагогического процесса: учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель.
В процессе взаимодействия с детьми в специально организованных видах деятельности учитель-логопед совместно с воспитателем, музыкальным руководителем обеспечивает два основных направления работы.
Во-первых, развитие просодической стороны речи, а именно выработку умения произвольно использовать силу голоса, темп и ритм речи, интонирование, паузацию для передачи выразительных образов, обучение пониманию и использованию разнообразных интонаций говорения:
вопросительной, повествовательной, восклицательной.
Во-вторых, учитель-логопед обеспечивает развитие артикуляторных, дыхательных и фонематических возможностей детей, которые составляют основу для освоения детьми правильной устной речи. В процессе формирования данных сторон речи становятся заметными проблемы речевого развития, которые в более старшем возрасте станут предметом деятельности учителя-логопеда.
3 этап. Коррекционно-развивающий этап
Задача: обеспечение условий коррекции речевых нарушений у воспитанников, оптимизация их речевого развития.
Возраст воспитанников: 5-7 лет.
Ведущий специалист: учитель-логопед.
Участники коррекционно-педагогического процесса: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель.
В процессе разных видов деятельности детей педагоги обеспечивают выработку речевых навыков и их введение в самостоятельную речь воспитанников как в повседневных ситуациях общения, так и в ситуациях специально организованной образовательной деятельности, развлечений, досугов.
Каждый педагог решает круг тех задач, которые соответствуют задачам его профессиональной деятельности и его профессиональным методическим средствам.
Вводятся персонажи, которые использует не только учитель-логопед, но и разные педагоги в процессе проведения ООД и организации досуга.
Обеспечивается осознание детьми языковых явлений. Для этого дети вводятся в воображаемую ситуацию и действуют по ее законам. Широко используется персонификация игровых персонажей, например, Звукоешка, который связывается в сознании детей с определенными речевыми упражнениями. С их помощью не только создается игровая ситуация и тем самым повышается мотивация воспитанников, но и формируются навыки самоконтроля за речью, осваиваются приемы ее самокоррекции.
План профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ включает следующие разделы: Диагностика проблем речевого развития воспитанников;
Профилактика речевых нарушений у воспитанников 5-6 лет;
Пропаганда логопедических знаний среди родителей (законных представителей) и педагогов.
Ожидаемый результат реализации плана профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ: соответствие показателей речевого и психического развития возрастной норме, сформированность предпосылок учебной деятельности.
План профилактической и просветительской работы учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год
Читайте также: