Культура как процесс кратко

Обновлено: 14.06.2024

Культурное становление общества – это непрерывный, динамичный процесс. Он продолжается в период всего существования человечества. Каждое поколение оказывает определенное влияние на поведенческие, личностные принципы людей. Культурный облик формируют искусство, религия, стиль жизни.

  • Например, Древняя Греция существовала на основании канонов, которые создавал император. Европейский народ ориентируется на инновационную структуру взаимоотношений и приоритетов.

Факторы культурного порядка

Культура формируется в результате динамики социальных факторов. Это устойчивые формы взаимоотношений между людьми, основанные на нормативных, ценностных ориентирах, коммуникативных навыках, исторических принципах. Культура может влиять на восприятие определенных ситуаций, обстоятельств. Люди ведут себя в соответствии с выстроенной моделью поведения, принятой в их народе, семье, компании.

Культурные факторы – это:

  • Образцовые эталоны: установленный пример поведения в определенной ситуации;
  • Понятие идеала: максимально возможные для человека достижения, к которым он стремится в течение жизни;
  • Нормативы: теория, совокупность правил, образцов, примеров следования;
  • Ценностные ориентиры: субъект сравнивает собственные взгляды на конкретный предмет, фактор с принятыми нормами. Выстраивается цепочка личностных ценностей. В основе данного культурного принципа лежат исторические принципы, полученные человеком от предыдущих поколений.

Ценность – важнейший регулятор культурного общества. С годами происходит смена ценностных ориентиров. На это может влиять социальная, профессиональная жизнь человека, изменение политических, личных приоритетов.

Как происходит развитие культуры

Развитие культуры

Духовная, общая культура человечества развивается на базе основных принципов:

В настоящее время проблема культурных изменений, переходных процессов, взаимовлияния культур и прогнозирования ведущих тенденций их трансформаций, диагностики и предвидения кризисов и путей выхода из них занимает главное место в культурологии. Культура как противоречиво функционирующая целостность представляет собой единство стабильности, устойчивости, воспроизводства и изменения, обновления, развития ее элементов и отношений.Культурная стабильность определяется как естественное нормальное развитие общества. Одним из определяющих факторов стабильности в демократическом обществе выступает конституционный порядок – отсутствие несанкционированного государством насилия и его способность быстро и эффективно подавлять зоны нелегитимного насилия при решении возникающих социальных проблем. Важнейшей чертой стабильности является преемственность – единая система ценностей, на которой основывается деятельность социальных институтов и населения страны, существование моделей поведения, обладающих статусом психологической привычки и социального образца.

Преобладание статичности и состояния покоя неизбежно приводят к культурному застою. Культурный застой – состояние длительной неизменности культуры и ее элементов, при котором резко ограничиваются или запрещаются инновации. Консервация существующей системы ценностей и способов деятельности достигается за счет изоляции общества и жестокого контроля внутри него. Некоторые культурные изменения происходят, но они не выходят за рамки существующих культурных традиций. Культурный застой опасен деградацией общества и разрушением основ социального бытия (кризис, аномия, варваризация общества).

Изменчивость – сущностное свойство культуры, выражающее ее способность к самообновлению. Подкультурными изменениямипонимаютсялюбые преобразования в культуре как внутренние (во времени), так и внешние (в пространстве), как количественные, так и качественные. Культурные изменения могут носить как необратимый характер, так и обратимый (циклы, катастрофы и т.д.). Причинами культурных изменений являются: приспособление к изменениям внешней среды (природной и социальной); потребность в разрешении внутренних противоречий; творческая деятельность отдельных личностей и групп.

1) выработка новаций;

2) создание на их основе новых культурных форм и их внедрение в социальную практику;

3) замена старых культурных форм или сосуществование старых и новых форм.

Развитие культуры – это высшая форма культурных изменений, процесс необратимых, поступательных, качественных изменений культуры и ее компонентов. Развитие включает в себя как восходящую линию – прогресс (движение от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному), так и нисходящую линию – регресс (переход от высшего к низшему, к упрощенному состоянию), содержащий моменты стагнации, застоя, возврата к устаревшим и отжившим структурам и формам.

В культурологии выделяется ряд главных источников (механизмов) культурной динамики: инновация, культурное наследие, культурная диффузия, культурный синтез.




Инновация является способом обновления культуры. Инновация – создание новых идей и принципов жизнедеятельности, программ преобразования общественного бытия, форм мышления и чувствования, познания мира. Субъектами инноваций могут быть творческие личности (мудрецы, пророки, правители, ученые и т.д.), социальные и этнические группы, т.е. активные слои общества, которые не приемлют существующие общественные отношения. Главная проблема развития общества заключается во внедрении нововведений в социальную среду. Судьба инноваций, прежде всего, зависит от социального запроса общества на то или иное нововведение и от наличия социальной группы, наиболее заинтересованной в новации, ее решительности и активности. Если отсутствует какое-либо из этих условий, то соединение инновации с социокультурной средой не происходит, и инновация обречена на забвение, отторжение или только лишь временную реализацию.

Культурное наследие – сумма всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти, все то, что было создано людьми в ходе развития общества. Стержнем культурного наследия выступает традиция – способ бытия и воспроизводства элементов культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох. В содержательном плане традиция аккумулирует в себе определенную систему норм, программ и мировоззренческих установок, составляющих наиболее значимую часть культурного наследия социума. В функциональном отношении традиция выступает механизмом хранения и передачи образцов поведения и деятельности, которые явочным порядком входят в реальную жизнь людей и не нуждаются в каком-то особом обосновании, кроме ссылки на свою давность и укорененность в культуре. Передача осуществляется посредством многократного повтора и тиражирования традиционных действий и отношений (обычаи), обрядов и ритуалов, символических текстов и знаков.

Традиция выступает как необходимое условие сохранения, преемственности и устойчивости человеческого бытия, предпосылкой и конституирующим началом формирования идентичности человека, группы или целого социума, поэтому в традицию нельзя грубо вмешиваться, ибо это нарушает важные механизмы культуры. В каждой культуре существует динамическое сочетание традиции и новации. В ходе обновления общества постоянно передающиеся культурные элементы образуют самобытное ядро данной культуры (обычай, обряд, ценности, нормы), которое становится важным фактором новой культуры и ее опорой.

Культурная диффузия– процесс распространения культуры в социальном и географическом пространстве, в результате которого происходит взаимное проникновение отдельных элементов культуры и целых ее систем. Данный процесс осуществляется путем культурного заимствования – использования, освоения элементов, созданных в других культурах представителями данной культуры. Культурные заимствования – это наиболее распространенный источник культурных изменений.

Каналами культурной диффузии служат миграция, туризм, торговля, война, научно-технический обмен и др. Заимствование может носить прямой (непосредственное воздействие) или косвенный характер (через СМИ, научные и культурные центры и т.д.). Культурная диффузия зависит от: степени интенсивности контактов (постоянные или фрагментарные), условия контактов (насилие или толерантность), состояния общества (готовность социальной среды к восприятию другой культуры, стабильность системы регуляции). Процесс культурных заимствований является сложным, ибо они должны осуществляться в формах, совместимых с ценностями заимствующей культуры. В культуре нельзя следовать универсальным стандартам, поэтому, с одной стороны, культурная диффузия может способствовать сближению культур различных обществ, с другой – она может приводить к потере культурной самобытности (европейская колонизация народов Америки, Африки и Азии.)

В настоящее время проблема культурных изменений, переходных процессов, взаимовлияния культур и прогнозирования ведущих тенденций их трансформаций, диагностики и предвидения кризисов и путей выхода из них занимает главное место в культурологии. Культура как противоречиво функционирующая целостность представляет собой единство стабильности, устойчивости, воспроизводства и изменения, обновления, развития ее элементов и отношений.Культурная стабильность определяется как естественное нормальное развитие общества. Одним из определяющих факторов стабильности в демократическом обществе выступает конституционный порядок – отсутствие несанкционированного государством насилия и его способность быстро и эффективно подавлять зоны нелегитимного насилия при решении возникающих социальных проблем. Важнейшей чертой стабильности является преемственность – единая система ценностей, на которой основывается деятельность социальных институтов и населения страны, существование моделей поведения, обладающих статусом психологической привычки и социального образца.

Преобладание статичности и состояния покоя неизбежно приводят к культурному застою. Культурный застой – состояние длительной неизменности культуры и ее элементов, при котором резко ограничиваются или запрещаются инновации. Консервация существующей системы ценностей и способов деятельности достигается за счет изоляции общества и жестокого контроля внутри него. Некоторые культурные изменения происходят, но они не выходят за рамки существующих культурных традиций. Культурный застой опасен деградацией общества и разрушением основ социального бытия (кризис, аномия, варваризация общества).

Изменчивость – сущностное свойство культуры, выражающее ее способность к самообновлению. Подкультурными изменениямипонимаютсялюбые преобразования в культуре как внутренние (во времени), так и внешние (в пространстве), как количественные, так и качественные. Культурные изменения могут носить как необратимый характер, так и обратимый (циклы, катастрофы и т.д.). Причинами культурных изменений являются: приспособление к изменениям внешней среды (природной и социальной); потребность в разрешении внутренних противоречий; творческая деятельность отдельных личностей и групп.

1) выработка новаций;

2) создание на их основе новых культурных форм и их внедрение в социальную практику;

3) замена старых культурных форм или сосуществование старых и новых форм.

Развитие культуры – это высшая форма культурных изменений, процесс необратимых, поступательных, качественных изменений культуры и ее компонентов. Развитие включает в себя как восходящую линию – прогресс (движение от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному), так и нисходящую линию – регресс (переход от высшего к низшему, к упрощенному состоянию), содержащий моменты стагнации, застоя, возврата к устаревшим и отжившим структурам и формам.

В культурологии выделяется ряд главных источников (механизмов) культурной динамики: инновация, культурное наследие, культурная диффузия, культурный синтез.

Инновация является способом обновления культуры. Инновация – создание новых идей и принципов жизнедеятельности, программ преобразования общественного бытия, форм мышления и чувствования, познания мира. Субъектами инноваций могут быть творческие личности (мудрецы, пророки, правители, ученые и т.д.), социальные и этнические группы, т.е. активные слои общества, которые не приемлют существующие общественные отношения. Главная проблема развития общества заключается во внедрении нововведений в социальную среду. Судьба инноваций, прежде всего, зависит от социального запроса общества на то или иное нововведение и от наличия социальной группы, наиболее заинтересованной в новации, ее решительности и активности. Если отсутствует какое-либо из этих условий, то соединение инновации с социокультурной средой не происходит, и инновация обречена на забвение, отторжение или только лишь временную реализацию.

Культурное наследие – сумма всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти, все то, что было создано людьми в ходе развития общества. Стержнем культурного наследия выступает традиция – способ бытия и воспроизводства элементов культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох. В содержательном плане традиция аккумулирует в себе определенную систему норм, программ и мировоззренческих установок, составляющих наиболее значимую часть культурного наследия социума. В функциональном отношении традиция выступает механизмом хранения и передачи образцов поведения и деятельности, которые явочным порядком входят в реальную жизнь людей и не нуждаются в каком-то особом обосновании, кроме ссылки на свою давность и укорененность в культуре. Передача осуществляется посредством многократного повтора и тиражирования традиционных действий и отношений (обычаи), обрядов и ритуалов, символических текстов и знаков.

Традиция выступает как необходимое условие сохранения, преемственности и устойчивости человеческого бытия, предпосылкой и конституирующим началом формирования идентичности человека, группы или целого социума, поэтому в традицию нельзя грубо вмешиваться, ибо это нарушает важные механизмы культуры. В каждой культуре существует динамическое сочетание традиции и новации. В ходе обновления общества постоянно передающиеся культурные элементы образуют самобытное ядро данной культуры (обычай, обряд, ценности, нормы), которое становится важным фактором новой культуры и ее опорой.

Культурная диффузия– процесс распространения культуры в социальном и географическом пространстве, в результате которого происходит взаимное проникновение отдельных элементов культуры и целых ее систем. Данный процесс осуществляется путем культурного заимствования – использования, освоения элементов, созданных в других культурах представителями данной культуры. Культурные заимствования – это наиболее распространенный источник культурных изменений.

Каналами культурной диффузии служат миграция, туризм, торговля, война, научно-технический обмен и др. Заимствование может носить прямой (непосредственное воздействие) или косвенный характер (через СМИ, научные и культурные центры и т.д.). Культурная диффузия зависит от: степени интенсивности контактов (постоянные или фрагментарные), условия контактов (насилие или толерантность), состояния общества (готовность социальной среды к восприятию другой культуры, стабильность системы регуляции). Процесс культурных заимствований является сложным, ибо они должны осуществляться в формах, совместимых с ценностями заимствующей культуры. В культуре нельзя следовать универсальным стандартам, поэтому, с одной стороны, культурная диффузия может способствовать сближению культур различных обществ, с другой – она может приводить к потере культурной самобытности (европейская колонизация народов Америки, Африки и Азии.)

35. Культура как процесс.

Итак, культура во всех своих проявлениях мобильна и глубоко исторична. Рассмотрение ее как функционирующей системы предполагает наряду с этим анализ изменения культуры, реального процесса ее развития и восхождения.

Теоретическое системное воспроизведение культуры необходимо требует ее просмотра в трех взаимосвязанных аспектах: строении (морфологии), функции и истории. Исследование функциональных связей и зависимостей, опирающееся на выяснение морфологического состава системы – это необходимая предпосылка выявления ее процессуальных характеристик, взятых в аспекте исторического преобразования и развития.

Культура как раз и есть такое социальное образование, которое имеет своей основной функцией историческое (диахронное) и структурно-системное (синхронное) поддержание единства и целостности человеческой деятельности. Эта основная функция культуры носит двуединый характер.

1. В своей обращенности к миру природы она предстает как выражение адаптивно-адаптирующей (приспособительно-преобразующей) сущности культуры человеческого рода, обеспечение упорядоченности и организованности его бытия.

2. В своей самообращенности она предстает как постоянно совершенствующийся механизм связывания человеческой деятельности на всех уровнях социального расчленения (от индивида, группы, класса до рода), постоянного повышения эффективности всех его видов.

Реликты культуры, традиции прошлых поколений, инородные элементы, проникающие в одну культурную систему из другой, ослабляют системное единство культуры, вызывают коллизии, усугубляемые социально-экономическими противоречиями времени.

Источником движения и развития культуры выступает внутренняя противоречивость сохранения и прохождения, постоянного самоотрицания. Культура не только и не столько фиксация достигнутого результата, сколько его развитие и восхождение. Противоречивость самой человеческой деятельности, способом бытия которого выступает человеческая культура, порождает амбивалентность культуры. В самом механизме культуры заключена возможность сдвигов, вызывающих изменение тех или иных системных элементов, всего целого культуры. Прежде всего, противоречиво человеческое сознание, отражающее действительности противоречия деятельности и вносящее момент целеполагания в объективированные плоды содеянного. Диалектическая поляризация содержаний сознания откладывает отпечаток на саму собственно человеческую деятельность.

1. Социологические подходы к исследованию культуры как социальной системы и процесса. Социальные функции культуры.

2. Виды, формы и уровни культурной деятельности.

3. Структура культуры.

4. Культурная динамика и межкультурные взаимодействия.

Основной категориальный аппарат,

Знанием которого должен владеть обучаемый

Духовное производство и потребление, культура как система, ценностно-нормативная подсистема, знаково-символическая подсистема, культурная инфраструктура, субкультура, контркультура, культурная динамика и межкультурное взаимодействие, аномия.

Список первоисточников

1. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М., 1996.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальные конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.,1990.

4. Дюркгейм Э. Ценностные и “реальные” суждения // Социологические исследования. 1991. № 2.

5. Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1994.

6. Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Республика, 1994.

7. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. № 2, 3, 4.

8. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

9. Сорокин П. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль: Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

10. Сорокин П. Общие черты и различия между Россией и США // Социологические исследования. 1993. № 8.

11. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // Тексты по истории социологии 19-20 в.в.: Хрестоматия. М., 1994.

Список литературы

1. Белла Р. Социология религии // Американская социология. М.: Прогресс, 1972.

2.Веремчук В.И. Социология религии: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 254 с.

3. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996.

4. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М., 1968.

5. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 1997. 591 с.

6. Ионин Л.Г. Культура и социальная структура // Социологические исследования. 1996. № 3.

7. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Логос, 1996. 280 с.

8. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учебное пособие. М., 2000.

9. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социологические исследования. 1995. № 11.

10. Козлова Н.Н. О методах анализа социокультурных явлений // Социологические исследования. 1993. № 10.

11. Коган Л.Н. Социология культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1992.

12. Куклин А.Я. Введение в социологию искусства. Л., 1978.

13. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 240 с.

14. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 232 с.

15. Минюшев Ф.И. Социология культуры: Учеб. пособие. М.: Академический Проект, 2004. 272 с.

16. Пилипенко М.Н. Общество как социокультурная система. М., 2000.

1. Духовные потребности как предмет социологии культуры.

2. Массовизация общественной жизни и массовая культура.

3. Городская культурная среда.

4. Сельская культурная среда.

5. Молодежная субкультура.

6. Деловая культура предпринимательства.

7. Социальная структура общества и культурное разнообразие.

8. Социально-культурные традиции (функционирование, механизм передачи, роль общественной жизни).

9. Культура и нормативная регуляция социального поведения.

10. Взаимодействие культуры и экономических условий развития общества.

11. Взаимодействие культуры и технизации общества.

12.Современная культурная политика: содержание, уровни, механизмы реализации.

13. Социокультурный процесс: его структура и особенности.

14. Культура и социализация личности.

15. Социальная аномия.

16. Социология искусства.

17. Религия как социокультурное явление. Социальные функции религии.

ТЕМА 7

ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

1. Социологическое понимание личности.

2. Статусно-ролевая концепция личности.

3. Социальная типология личности.

4. Социализация индивида (теории, механизмы, стадии, агенты и институты).

5. Социальные регуляторы поведения личности и социальный контроль.

6. Девиантное (отклоняющееся) поведение: теории, формы.

7. Образ жизни личности.

Основной категориальный аппарат,

Знанием которого должен владеть обучаемый

Личность, индивид, социальный тип личности, диспозиционная структура личости, социальная потребность, мотив, ценностная ориентация, стимул, установка, социальная роль и социальный статус, социальный характер, теории социализации (Ч.Кули, Дж.Мид, Р.Линтон, З.Фрейд), интернализация, ресоциализация, идентификация, имитация, девиация, образ жизни личности, социальный контроль.

Список первоисточников

1. Адорно Т. Типы и синдромы // Социологические исследования. 1993. № 2.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

3. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994.

4. Личностно-ориентированная социология. М.: Академический Проект, 2004. 608 с.

5. Манхейм К. Человек и общество в век преобразований // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Республика, 1994.

6. Маркузе Г. Одномерный человек // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 18, 25, 26 - 30, 37, 45, 61. 69 - 75, 282, 426, 440, 441.

8. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.

9. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования. 1993. № 3, 5.

10.Современная зарубежная социология (70 - 80-е г.г.). М., 1993.

11.Тексты по истории социологии 19-20 в.в.: Хрестоматия. М., 1994.

12.Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. М. Просвещение, 1989. 448 с.

13.Фромм Э. Душа человека: Перевод. М.: Республика, 1992. 430 с.

14.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности // Социологические исследования. 1992. № 7, 10.

15.Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2.

Список литературы

1. Артемьев А.И. Социология личности. М.: ООО “Арба Т -ХХ1”, 2001. 256 с.

2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

3. Вишневский А.Г. Социальные регуляторы и человек // Постижение. М.: Про-

4. Егорова В.К. Использование теорий личности в социологии и социальной психологии // Некоторые проблемы современной зарубежной социологии. Кн. 1. М., 1979. С. 100 - 136.

5. Комарова Э.Н. Личность как субъект и объект социального развития // Социально-политические науки. 1992. № 4, 5.

6. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.

7. Кремень В.Г. Коллективность и индивидуальность: цивилизованный срез проблемы // Социологические исследования. 1990. № 8.

8. Качанов Ю.Л., Шматко И.А. Базовая метафора в структуре социальной идентичности // Социологические исследования. 1996. № 1.

9. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. 1993. № 4.

10. Марченко Т.Л. Потребность как социальное явление. М., 1990

11. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.

12.Орлова И.Б. Самоубийство – явление социальное // Социологические исследования. 1998. № 8.

13.Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло?// Социологические исследования. 1998. № 9.

14. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980.

15.Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.

16.Телятникова Э.М. Радикальный гуманизм Э.Фромма и его подход к деструктивности // Социологические исследования. 1992. № 6.

17.Шибутани П. Социальная психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

18. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение,

понимание социальной реальности. М.: Добросвет, Книжный дом “Университет”, 1998.

1. Ценностные ориентации личности.

2. Психоаналитические концепции личности.

3. “Одномерный человек” в социологической теории Г. Маркузе.

4. Социальные установки личности. Диспозиционная концепция личности.

5. Социальная адаптация и идентификация личности.

ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аберкромби Н. Социологический словарь. – М., 1999.

2. Бабосов Е.М. Социология. – Минск: ТетраСистемс, 1998.

3. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 304 с.

4. Бикметов Е.Ю., Дорожкин Ю.Н., Костылева Е.Г. Основы социологии: Учебное пособие. – Уфа: МГОПУ, 2003. – 110 с.

5. Борцов Ю.Ц. Социология. – Ростов н/Д., 2002.

6. Волков Ю.Г. Социология: Учебник. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 576 с.

7. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология. Курс лекций. – Ростов на/Д.: Феникс, 2000. – 512 с.

8. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 2000. – 432 с.

9. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под. Ред. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2000. – 512 с.

10. Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

11. Горелов А.А. Социология. – М., 2002.

12. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. – М., 2002.

13. Джери Д., Джери А. Большой толковый социологический словарь: В 2 т. – М., 2001.

14. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.

15. Зборовский Г.Е. Общая социология. – М.: Гардарики, 2004.

16. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебное пособие / Под. ред. Касьянова В.В. – Ростов н/Д., 2000.

17. Комаров М.С. Введение в социологию. Учебник. – М., 1994.

18. Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М., 2001.

19. Кравченко А.И. Общая социология: Учебник. – М., 2002.

20. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А Е. Социология. Учебник / Под общ. ред. Батыгина Г.С. – М.: NOTA BENE, 2000. – 272 c.

21. Мендра А. Основы социологии: Учебное пособие. – М., 1998.

22. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник / Пер. с сербского. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 432 с.

23. Основы социологии: Учебное пособие /Под ред. Р.Т. Насибуллина. – Уфа: Уфимск. авиац. ин-т, 1992. – 214 с.

24. Общая социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. – М., 2000.

25. Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. – М., 2000.

26. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М., 2004.

27. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.

28. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. – 349 с.

29. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 461 с.

30. Социология: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Елсукова. – Минск: ТетраСистемс, 2000.

31. Социология: Учеб. пособие / Под. ред. В.И. Игнатьева, М.В. Ромма. – М.: ИНФРА М, Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001. – 241 с.

32. Социология: Краткий тематический словарь / Под общ. ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов н/Д., 2001. – 320 с.

33. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс / Пер. с англ. – М.: “Издательство АСТ”; Львов: Инициатива, 1998. – 496 с.

34. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 511 с.

35. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М.: Логос, 1997. – 360 с.

36. Харчева В.Г. Основы социологии. Курс лекций. – М., 2000.

37. Энциклопедический социологический словарь / Под. общ. ред. Г.В. Осипова. – М.: ИСПИ РАН, 1995. – 940 с.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.011)

Читайте также: