Как сделать ребенка внимательным в школе

Обновлено: 07.07.2024

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 32 человек(а).

Вы хотите учиться, вы хотите слушать преподавателя и поглощать всю информацию на уроке. Но вам так… скучно! Очень трудно сосредоточиться на том, что такое число Авогадро, когда вам больше хочется думать о том, как вы вечером встретитесь с Кристиной, но с помощь нескольких психологических и физических уловок, вы сможете быть внимательным на уроках. Как и со всем, что связано с учебой, здесь понадобится работа и решительность, но когда вы выработаете этот навык, вы будете рады, что приложили такие усилия.

  • Можно попробовать тренировать и нарабатывать свою способность к сосредоточению. Испытайте себя, попробовав решить сложную задачу при громкой, отвлекающей музыке. Сосредоточение – это навык, который необходимо тренировать и развивать точно так же, как и другие навыки.
  • Спросите о стилях обучения. Некоторые люди лучше воспринимают информацию, когда используются картинки, а другие эффективнее учатся, когда используются звуки. Это называется стилями обучения, и их существует огромное множество. Попросите учителя помочь вам выяснить, какой стиль обучения приносит вам наибольшую пользу, и вместе подумайте, как уроки такого типа можно внедрить в ваши уроки.
  • Индивидуальные уроки или задания. Можно также попросить учителя о дополнительных заданиях или параллельных проектах, которые помогут вам выучить этот урок, но таким способом, который лучше вам подходит. Если вы серьезно настроены взяться за учебу и готовы вкладывать особые усилия, ваш учитель, скорее всего, будет рад помочь вам придумать какой-то проект.
  • Можно попробовать найти в изучаемом предмете какой-то аспект, который вам интересен. Это может сделать сами уроки более интересными, поскольку вы будете знать, что создаете базу для того, что хотите изучать. Например, возможно, вам не нравятся ваши уроки истории, но вам нравятся средневековые рыцари. Можно попытаться представить, как вся история, которую вы изучаете, связана со средневековыми рыцарями, и вы обнаружите, что так вам становится легче сосредоточиться на изучаемой теме.
  • Если вы подготовитесь, собрав все, что вам нужно, и организовав порядок на столе, это также поможет вам сосредоточиться. Это снизит количество отвлекающих факторов, например, вам не нужно будет просить у одноклассника одолжить карандаш, потому что вы свой не можете найти.

Найдите более благоприятную среду. Изменив среду или обстановку вещей вокруг, вы поможете себе сконцентрироваться. Это не значит, что нужно просто избавиться от отвлекающих факторов, хотя, безусловно, это тоже полезно. Даже если вы просто сядете в другом месте, это поможет вам сосредоточиться, ведь возможность ваших действий тоже изменится на новом месте. Например, если вы сядете на первую парту, вам будет проще сфокусироваться, потому что вы будете знать, что учитель смотрит на вас. Если вы сядете отдельно от своих друзей, это тоже может быть полезным, потому что вы физически не сможете так много с ними разговаривать.

  • Задавайте вопросы. Хороший способ участвовать в уроке – это задавать вопросы. Когда у вас возник вопрос о том, чего вы не понимаете, или же учитель сказал что-то, а вы хотите узнать об этом больше, поднимите руку и спросите. Даже если вы просто сосредоточитесь на том, чтобы прислушиваться к вещам, о которых вы, возможно, захотите задать вопрос, вы станете гораздо более внимательным.
  • Если вы не знаете, как делать заметки, мы вам об этом расскажем здесь.
  • Например, если вам трудно дается математика, то можно зайти на Easymath или WolframAlpha.

Разработайте распорядок. Невнимательность – это, на самом деле, плохая привычка. Вы можете избавиться от нее точно так же, как и от любой другой вредной привычки – заменить ее другими привычками. Попробуйте создать систему, где вы будете сосредоточенным на уроке, посвятив это время исключительно школе и обучению, и позволяйте себе периоды расслабления, когда вы сможете от души повеселиться. Приучив свой мозг, что в дневное время нужно придерживаться распорядка, вы натренируете его быть внимательным.

Умение сосредоточиться, внимательность, собранность — способности, которые играют важную роль в жизни каждого человека. В детстве они оказывают самое непосредственное влияние на успехи ребенка в учебе, у взрослых они влияют на продуктивность в работе и возможность достижения любых целей. Можно ли научить ребенка быть внимательным? А если смотреть в перспективу - то как помочь ребенку успешно реализовать себя?

как помочь ребенку стать внимательным

Что такое внимание?

Внимание — это свойство ума, которое имеет несколько граней:

  • Концентрация отражает способность сфокусировать внимание на конкретном занятии, несмотря на наличие отвлекающих обстоятельств. Пример — решение задач в классе, где присутствует еще 20 других учеников. Если ученика сбивает с мысли любой шорох, то нужно работать над развитием концентрации.
  • Объем — показатель того, сколько разных предметов ребенок может удерживать одновременно в фокусе своего внимания. Норма для малышей 5-7 лет — 3-5 объектов, для школьников постарше — до 7 вещей.
  • Устойчивость — как долго может ученик быть сосредоточенным на одной задаче. Именно это качество помогает в выполнении сложных трудоемких заданий, доведении дел до логического завершения (в работе на результат).
  • Распределение внимания — это многозадачность, одновременная работа ума в двух-трех разных направлениях. Очень ценный навык как в учебе, так и в решении текущих жизненных задач. Помогает преодолеть любые трудности, найти выход из сложной ситуации.

Что делать, если ребенок рассеян и невнимателен?

Симптомы слабого развития внимания у ребенка:

  • он не может долго концентрироваться на одном предмете, занятии, постоянно отвлекается, бросает незавершенные дела;
  • не помнит, что было на уроках, о чем говорил учитель;
  • во время занятий отвлекается сам и отвлекает других учеников;
  • испытывает трудности с пересказом только что прочитанного текста;
  • часто не понимает задание, которое нужно выполнить.

Внимание — это не врожденное, а приобретенное свойство ума. Его развивают с детства так же, как и мышление, память.

Причины детской невнимательности

Если у ребенка хромает успеваемость в школе, взрослые легко списывают проблемы на лень или ограниченные умственные способности. На самом деле неусидчивость, невнимательность школьников ученые чаще всего связывают с тем, что родители не уделили достаточно внимания развитию соответствующих способностей в дошкольном возрасте.

Причины невнимательности:

Как помочь невнимательному ребенку?

Важные условия для развития внимания у детей:

  1. Физическая активность. Некоторые виды спорта, игры с мячом эффективно тренируют один из ключевых элементов внимания — концентрацию.
  2. Развитие внимания в повседневной жизни. Можно использовать любую жизненную ситуацию, чтобы учить малыша концентрироваться на каком-то предмете и детально его изучать.
  3. Развивающие занятия. Любой вид деятельности, где нужно думать, анализировать, полезен для развития когнитивных способностей (в частности, внимания). Можно выбрать для школьника внешкольные углубленные занятия по конкретным предметам, а можно использовать специальные развивающие курсы, направленные именно на тренировку познавательных способностей.

Преимущества ментальной арифметики

Достоинство этой методики в том, что работа с цифрами, числами способствует комплексной тренировке внимания:

  • максимальная концентрация на задаче;
  • моментальная обработка больших объемов информации;
  • способность к быстрому переключению с одной задачи на другую;
  • многозадачность (выполнение одновременно двух и более мыслительных действий);
  • развитие внимания в сочетании с развитием других мыслительных функций мозга.

Сегодня вы можете выбрать онлайн или оффлайн обучение. Онлайн уроки ментальной арифметики помогут вашему малышу тренировать память внимание, концентрацию, логику и быстрое мышление, маленькому школьнику помогут справляться со школьной программой и лучше усваивать новые знания.

Как помочь невнимательному ребенку? 6 советов родителям

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Как помочь ребенку стать внимательным?

Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.

Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель — научить детей учиться.

Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.

Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными.

Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: "Ты невнимательный!", когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти.

Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.

Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.

Работать есть над чем. Это показали результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 2-ых классов.

На вопрос "Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?" только 31 % учащихся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети!). Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и домашние животные, реже были названы такие причины как телефон, телевизор (громкий звук).

Был и еще один вопрос: "Считаете ли вы себя внимательными?" Из всех учащиеся ответили "нет" — 53 %, "да" — только 19 %.

Так же были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.

Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки 79% родителей, из них помогают и подсказывают 27 %, проверяют работы, иногда объясняют непонятное — 31%, за двойки ругают 41%, расстраиваются и выясняют причину двойки — 8%, не занимаются дополнительно и не играют со своими детьми — 66% .

Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.

Что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще — это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.

Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.

Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.

Объем внимания — это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.

Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).

Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).

Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).

Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито — можно приступать к занятиям.

К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.

Как помочь ребенку стать внимательным?

Примеры игр и игровых упражнений

  1. "Кто внимательный?" Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество слов со звуком [М], например.
  2. "Сколько чего?" Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
  3. "Повтори быстро". Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы говорите слово "повторите" (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: скажите, произнесите и т.д.
  4. "Построй в темноте". На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный момент).
  5. "Не собьюсь". Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них — любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать "не собьюсь").
  6. Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое существительное и т.д.
  7. Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
  8. Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети — в стороны, если я присяду — дети подпрыгивают и т.д. Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.
  9. Учитель или родитель предлагает решить устно несколько арифметических примеров. Например, даны 2 числа — 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 × 4 + 6 -8 = 6) (устойчивость внимания).
  10. Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам — уходящая внутрь; профиль — ваза), только в одном положении определенное время. При изменении ставить черточку на бумаге (объем внимания).
  11. Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать: сколько и какие предметы изображены? какие цифры изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение внимания).
  12. Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.
    • Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.
    • По таблице с буквами и цифрами — сначала назвать цифры по порядку, потом — буквы по алфавиту, потом чередуя букву — цифру (переключение).
  13. На листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо указать и назвать их по порядку как можно быстрее.

Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.

Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.

Учите детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был и т.д.) Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.

Основная деятельность детей младшего школьного возраста — обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе — результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание — понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, память) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание — это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания — недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность — результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или математической задачи, дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений — научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность — неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети — собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите домашнее животное и поручите школьнику уход за ним.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти — залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Игра уместна на уроках русского языка и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

1 РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ

Правильный ответ: собаки — лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТОЫЕАРБРАЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь — лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания — безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка — найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания — способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.

image

Базовые когнитивные способности начинают развиваться с первых месяцев жизни, но крайне востребованными становятся позже. Тогда, когда потребуется ежедневное и систематическое их использование ради достижения результата. Наступает такой момент с поступления в садик оформления в первый класс, и у каждого они оказываются на разном уровне.

Лучшие способы повышения внимания и концентрации у детей

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был умным, усидчивым, легко учился новому. В будущем – стал бы состоятельным и состоявшимся человеком, не имеющим проблем с интеллектуальном.

Одни прибегают к помощи репетиторов, чтобы ребенок начал усваивать школьную программу. А у некоторых детей, из-за не реализованных и не развитых способностей формируются комплексы, которые отложатся на всю жизнь.

Папа занимается уроками с ребенком

Вопросы, связанные с психологической подготовкой и развитием конкретных навыков, сегодня, как правило, возникают даже не в первом, а во втором классе.

Из-за отсутствия твердых критериев оценивания и затянувшегося периода адаптации к школе, малыши, которым не хватает определённых умений, выявляются к 8 годам. И решать возникшую проблему нужно в сжатые сроки.

Способы, как научить ребенка концентрировать внимание и сосредотачиваться, быть собранным и внимательным на уроках, как и полагается школьнику, известны. В специализированной клинике для этого применяется прогрессивный подход, основанный на научно доказанной базе.

Мониторинг состояния здоровья

Условием гармоничного развития когнитивных функций человека, является его полное физическое здоровье. Даже ОРЗ или развивающееся исподволь заболевание внутренних органов, способны спровоцировать эпизоды рассеянности [1]. Также, как правило, младшем школьном возрасте становятся заметны врожденные и приобретенный отклонения в работе мозга.

Раздумывая над тем, как развить внимание ребенка – школьника, воспитать умение концентрироваться и приучить к внимательности в 8 лет, проверьте, не мешает ли этому его соматическое здоровье.

Для начала: ежедневное соблюдение профилактических мер помогает развитию концентрации внимания у детей, способствует улучшению памяти ребенка.

Физкультура для девочки

  • строгое соблюдение режима дня;
  • утренняя гимнастика каждый день, малыш должен сам ее выполнять под контролем взрослого, запоминать последовательность упражнений;
  • регулярное закаливание, в теплом и холодном периоде года.
  • сбалансированное чередование периодов труда и отдыха;
  • регулярное проветривание помещения, в котором проводится большая часть времени;
  • ограничение вредных факторов, таких как пристрастие к сладкой и вредной пище, пассивное курение;
  • обеспечение здорового питания, богатого витаминами и нутриентами.

Для насыщения крови кислородом и профилактики немалого числа заболеваний подходит дыхательная гимнастика. Последовательное выполнение упражнений, необходимость следить за своим дыханием помогает как успокоиться, так и сосредоточить, концентрировать внимание у ребенка на выполнении конкретной задачи.

Доверительные взаимоотношения

Психологический комфорт – ценный компонент адекватного обучения. Отсутствие стрессов, чувство защищенности, комфорта, поможет малышу расслабиться. Что, в свою очередь, облегчает добиваться результатов с положительным настроем, а не ожидать постоянно угрозы, наказания [2].

Важно создать добрую спокойную атмосферу взаимопонимания как дома, так и в месте обучения. При этом доверительные взаимоотношения не подразумевают попустительства или отсутствие каких-либо обязанностей. Приучение к режиму дня, выполнение порученных дел происходит в игровой форме в раннем детстве. Затем воспринимается как обязательная часть жизни.

Доверие в семье облегчает обучение

Отсутствие стресса облегчает развитие когнитивных способностей, помогает малышу чувствовать себя уверенней в детском коллективе.

Хобби

Еще один способ, помогающий как научить ребенка – школьника концентрировать внимание, сосредотачиваться, быть собранным и внимательным на уроках и вне их, так и сделать его детство счастливее, — это увлечения.

Занятие любимым делом, выбранным самим школьником – это всегда удовольствие и повышенная кропотливость при выполнении заданий. Поговорите с ребенком, определите круг его интересов и направьте к продуктивному виду самовыражения.

Полезными видами деятельности в младшем школьном возрасте выступают:

Тренировка внимания ребенку

  • рисование;
  • моделирование;
  • лепка и гончарное дело;
  • вышивание, вязание, шитье, другой вид рукоделия;
  • конструирование;
  • коллекционирование, побуждающее изучать больше материала про любимое направление.

Занятия дополнительным образованием

Творческие кружки и разнообразные дополнительные занятия крайне важны в этот ранний период активной социализации и поисков себя [3].

Пусть ребенок самостоятельно выберет направление, которое ему нравится, или присоединится к друзьям. Мотивация делать что-то вместе, компанией, которая ему интересна и комфортна – одна из самых сильных в этом возрасте.

Подобные занятия добровольные, а потому не вызывают отторжения. Наоборот – способствуют выработке концентрации на одном деле, усидчивости. Позже эти качества будут проявляться и в обычной учебе.

Выбор направлений для развития сегодня очень широк. Рассмотрим популярные, способствующие как развитию внимательности у детей школьного возраста, так и возможности приучить к порядку и дисциплине:

  • хореография различных направлений;
  • спортивное развитие, конкретный вид спорта;
  • вокал, изучение музыки, освоение музыкального инструмента;
  • туризм и изучение экологии;
  • моделирование;
  • изучение иностранного языка.

Хореография для развития внимания

Крайне важно, в выборе дополнительной деятельности – прислушиваться в первую очередь к желаниям самого ребенка. Иначе прогрессирования в выбранном занятии и в развитии когнитивных функций, не будет.

Домашние занятия в кругу родственников

Обучение бытовым навыкам, перенимание опыта старших поколений, включение в семейную жизнь и доверие обязанностей. Когда это происходит во взаимодействии с родственниками, – мозг ребенка тренируется незаметно для него самого.

Мотивируйте малыша, объяснив значимость его помощи и превратив происходящее в подобие игры. Поручайте небольшие, но повседневные задания, помогающие тренировать мозг и при этом создающие теплые дружеские отношения в семье:

  • попросите прочитать какую-либо информацию и пересказать ее, пока вы заняты, например, готовите;
  • научите приготовлению простых блюд, помощи на кухне с доступными по возрасту делами, мотивируя ребенка возможной самостоятельностью в будущем;
  • посадите растение, и вместе с ребенком ухаживайте за ним, отмечайте изменения в ростке, мотивируйте изучать ботанику;
  • обсуждайте изменения в погоде и окружающем мире, ведите дневник погоды, сравнивайте периоды.

Ребенок изучает природу, травы

Привлекая ребенка к самосовершенствованию, стремитесь вызвать любопытство и желание узнать, почему происходит то, что происходит.

Взаимодействие с родителями, перенимание опыта предшественников, постижение мира через общение с близкими людьми, которым можно доверять.

При подобных регулярных практиках у вас не возникнет проблем с отдаленностью и закрытостью подростка в бунтарский период.

Улучшение внимания у детей через игры

Действенный способ, помогающий, как привить ребенку внимательность, так и заставить его быть более собранным, сделать внимательным к мелочам – игра.

Естественный для малышей и уже младших школьников тип деятельности не вызывает отторжения и не воспринимается как скучное обучение [4].

Существует несколько простых игр, разработанных для тренировки различных когнитивных способностей. Использовать их можно для одного человека или группы.

Распределение внимания

Для этого придумывают меняющиеся занятия. То есть 2 дела, которые выполняются поочередно. Например, слепить какую-нибудь геометрическую фигурку, а затем в знак этого, переложить палочку из одной коробки в другую.

Или выполнять физические упражнения, в конкретном месте прерываясь на новое действие: маршировать по комнате, подпрыгивая, когда проходишь мимо окна или на каждом 5 шаге.

Умение сосредоточиться

Берем листе с разнообразными геометрическими фигурами. Ребенку предлагается найти все кружки или квадратики и закрасить их определенным цветом. Затем красим фигуры другого типа и так далее. Можно устраивать соревнования между ребятами, когда на медленной скорости эта игра будет освоена.

Игра раскраска по фигурам

Устойчивость внимания

Развить этот навык нетрудно, начиная с юных лет. Полезные тренировки здесь можно найти для ребят с любыми интересами. Это будут собирание пазлов с постепенным увеличением количества деталей. Наборы конструкторов, допускающие возможность постройки разных конструкций, сложные лабиринты, из которых необходимо найти выход.

В младшей школе для тренировки этого навыка подойдет рисовка по клеточкам, срисовывание персонажей сказок, животных. Можно практиковать математические диктанты, результатом которых оказываются также нарисованные фигурки.

Объем внимания

Для развития этой способности применяются игры, в которых нужно запоминать временное расположение предметов. Идеально подойдет игра с парными карточками. На стол выкладывается 10 пар карточек, предварительно тщательно перемешанных, лицевой стороной вниз.

Ребенок может перевернуть одновременно только 2 карточки. Если они совпадают, то убираются, если нет – переворачиваются обратно. Победитель за минимальное число ходов находит все 10 пар. Такая игра помогает также развить у ребенка память.

Читайте также: