В чем сущность социокультурного подхода к рассмотрению общества кратко

Обновлено: 05.07.2024

В основе социокультурного анализа лежат, как известно, социально-философские и общетеоретические предпосылки, в частности, представление о цикличности общественного развития, изначальной многомерности и многообразии явлений и процессов социального мира.

Качественная же специфика социокультурного анализа заключается в характере познания разнообразных явлений и процессов гражданской жизни людей. С нашей точки зрения, она выражается, следующим образом: 1)

путем рассмотрения явлений в единстве и взаимосвязи социальных, культурных и личностных сторон (общесоциологическая перспектива); 2)

посредством рассмотрения культуры как способа саморазвития гражданских субъектов (частно-антропологическая перспектива); 4)

посредством изучения культуры как фактора институцио-нализации гражданского общества (частно-социологическая или институциональная перспектива). 5)

Как видно, первый и четвертый аспекты социокультурного анализа связаны с широкой и узкой трактовками институциона-лизации, понимаемой в первом случае как целостный процесс становления и формирования современного гражданского общества, рассматриваемого в единстве социальных, личностных и культурных начал, а во втором — как процесс и результат возникновения собственно институциональных систем, структур гражданского общества (гражданских институтов). Второй и третий аспекты проблемы, являющиеся следствием антропологизации современного социального знания, значительно расширяют рамки познания гражданского общества как социокультурного феномена.

Социокультурный анализ, понимаемый в широком смысле, предполагает в первую очередь выделение и комплексное изучение институциональных и неинституциональных сторон гражданской жизни.

При этом культура рассматривается как основная предпосылка или условие возникновения и существования институциональных (стандартизированных и общественно узаконенных) структур социальной организации современного типа, а личность — как предпосылка формирования ее неинституциональных структур гражданского общества.

Данное положение соответствует взглядам Э. Тирикьяна и многих других антропологически мыслящих ученых, которые полагают что, именно в культуре следует искать источник институ-ционализации современного общества. По мнению антропологов, чтобы понять социальную организацию данного народа, его

институты и обычаи, необходимо вначале выявить и изучить различные внеинституциональные феномены человеческого общежития. Поэтому культура выступает в качестве основы, конституирующей не только социальную организацию гражданского общества, но и гражданский тип личности.

Анализ собственно институциональных явлений мы рассматриваем как третий этап, или уровень, социокультурного исследования гражданского общества.

В современной социальной науке такой подход развивает, в частности, Э.

Гидденс, связывая предмет социологии с изучением социальных институтов как стандартизированных форм поведения, играющих основную роль в пространственно-временной организации социальных систем. Основываясь на положениях институционального анализа, он предпринимает попытку комплексного исследования общества эпохи позднего или радикализированного модерна.

Именно с таким поэтапным постижением реальности гражданского общества мы и связываем представление об объекте и предмете социокультурного анализа. Если его объектом выступа-

Из всей совокупности общественных явлений и связей социокультурный подход выделяет соотношение институциональных и неинституциональных связей и явлений как главный ракурс рассмотрения. Характер таких явлений и связей определяется, как известно, либо постепенной трансформацией различных неформализованных видов жизненной активности людей в образцы и виды системной организации (процессы институционализации), либо обратным переходом системных образований (це-лостностей) в дифференцированные и разнонаправленные виды спонтанной активности субъектов (процессы деинституционализации).

Основные положения социокультурного анализа гражданского общества

Социокультурный подход реализуется в совокупности концептуальных положений, выражающих сущностное предназначение и качественную специфику современного гражданского общества.

Положения, выражающие сущность и модусы существования или развития гражданского общества.

Гражданское общество является идеально-реальным (идеально направляемым и реально существующим) образованием.

Как идеальная сфера оно представлено совокупностью идей, представлений, традиций, норм и ценностей, символически опосредующих взаимодействие системных и жизненных начал социального мира и налагающих культурные, нравственные ограничения на их деятельностное проявление. Как реальный феномен оно выступает в виде внешне выраженной структуры действий или отношений, ориентированных на поддержание продуктивного взаимообмена и устойчивого равновесия между ними.

3. Модусы идеального/реального и естественного/искус ственного существования гражданского общества дифференци руются в процессе дальнейшей институционализации на трех взаимосвязанных уровнях — субъективном (сфера социальности, проявляющаяся в индивидуальном сознании и поведении лю дей), объективном (надличностная и надколлективная идеаль ность/реальность, выраженная в образцах и ценностях культуры) и интерсубъективном (идеальность/реальность, представленная прежде всего в коллективном или групповом сознании и поведе нии людей).

В гражданском обществе наибольшую актуальность приобретают процессы и механизмы интерсубъективности, соединяющие

между собой субъективно-жизненные и объективно-системные элементы.

Чем более развита сфера интерсубъективности и интерсубъективного взаимодействия субъектов, тем более успешным является процесс институционализации гражданского общества и тем вероятнее согласие между ними.

4. В аналитическом плане субъективному, объективному и интерсубъективному уровням дифференциации социального мира соответствуют сферы личности, культуры и социальной организации гражданского общества.

Личность, культура и социальная организация включены в процесс институционализации гражданского общества не напрямую, а опосредованно, через механизмы идеально-реального и субъективно-объективного взаимодействия. Так, субъективность жизненного мира трансформируется в личностную сферу гражданского общества посредством интернализации гражданских ценностей, а также механизмов субъективации и субъективиза-ции. Человек тогда становится членом гражданского общества (гражданской личностью), когда он превращается в полноправного и автономного субъекта собственной жизни, способного взять на себя также ответственность за окружающих.

Положения, характеризующие взаимосвязь гражданского общества с другими сторонами современного социума. 1.

В современном, индустриальном обществе на смену общинному строю, сохраняющему незыблемые устои системного и жизненного порядков, приходит инновационный тип культуры и общественных отношений. 3.

3. Гражданское общество возникает прежде всего из потреб ностей жизненного мира упорядочить и привести в соответствие с логикой собственного развития отношения с системным миром и в первую очередь с государством и экономической системой. Оно является организованной реакцией индивидуальных и коллек тивных субъектов на технократическое воздействие этих систем, их экспансионистские устремления.

4. Помимо защитных и контрольных функций гражданское общество берет на себя функцию трансляции новых социальных форм и культурных образцов, зарождающихся внутри жизненно го мира и обладающих высоким адаптационным потенциалом. Таким образом происходит обновление системного мира, его

экономических, политических, правовых и иных структур, повышение жизнеспособности последних.

Вместе с возрастанием ответственности личности за свои действия расширяется сфера индивидуальной свободы. Последняя определяет границы пространства самореализации личности и проявления всех ее интересов и способностей.

Положения, характеризующие социокультурные предпосылки формирования гражданского общества.

Именно в этом мы видим главные направления дальнейшего поиска в комплексном изучении феномена гражданского общества и гражданственности в условиях углубляющегося кризиса всех сторон жизни российского социума.

Итак, гражданское общество есть обособленная область социокультурного пространства или сфера существования и развития современного социума, возникающая на стадии индустриального развития стран Запада и создающая реальные культурные, личностные и иные предпосылки или условия для динамического, сбалансированного взаимодействия системного и жизненного миров как взаимодополняющих сторон социальной жизни, развивающейся в направлении всеобщего и родового единства людей.

В современной науке представлено множество подходов. Их можно расклассифицировать по разным основаниям, например, по научным дисциплинам: философский, психологический, педагогический, антропологический, междисциплинарный и т.д.; по объекту приложения: деятельностный, культурологический, личностный и т.д.; по организации рассмотрения (анализа): системный, комплексный, структурный и т.д. (Зимняя И.А.) Разные подходы не исключают друг друга, а реализуют разные планы рассмотрения.

Социокультурный подход опирается на учение о ценностях (аксиологию) и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея развития ребенка через присвоение общекультурных ценностей, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами. Предполагается формирование культуросообразного содержания образования, воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни. Это означает ориентацию педагогического процесса на общечеловеческие культурные ценности, мировую и национальную духовную культуру.

Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры как системы ценностей должно проходить в специально организованной педагогом деятельности, в жизни ребенка на уровне культур. Особое внимание в образовательном процессе ДОУ следует уделить знакомству детей с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами), несущими смысл. Фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки отражают особенности восприятия природы людьми, помогают детям понять механизмы передачи из поколения в поколение опыта бережного отношения к природе, гармоничного взаимодействия с ней.

вернуться в план

2. Основные ориентиры, определяющие качество современного дошкольного образования

Проблема качества дошкольного образования рассматривается сейчас как определяющая дальнейшее существование, развитие или свертывание всей системы государственного сопровождения российских детей.

В качестве основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.

Над вопросами личностного развития ребенка-дошкольника в направлении его оценивания работают московские ученые Научно-исследовательского центра им. А.В. Запорожца. Они предлагают структурную характеристику личности ребенка, включающую разные виды компетентности(интеллектуальную, языковую, социальную и физическую), а также способы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и отношение к самому себе(образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства).

В настоящее время признанным является положение о том, что на психическое, физическое, личностное развитие воспитанников детских учреждений особое влияние оказывают четыре аспекта: характер организации предметно-пространственной среды, поведение воспитателя, тип образовательной программы и количественное соотношение детей и взрослых.

Хорошее качество физического контекста жизни ребенка в учреждении определяется не количеством предметов, а их качеством, разнообразием, ясно структурированным пространством, его стимулирующим влияниями.

Наиболее оптимальными характеристиками поведения воспитателя, обеспечивающего качественное сопровождение, являются: ответственная позиция, принятие ребенка, содержательное общение, способность к сочувствию. Интересными, по нашему мнению, являются выводы, касающиеся образования и профессионального опыта воспитателя. Оказывается, наиболее оптимален десятилетний стаж педагогической работы. Только хорошее, т.е. содержательное, разнообразное образование, ориентированное на детское развитие, может дать положительное качество педагогическое работы. Глубоко образованный воспитатель обращает особое внимание на интеллектуальное развитие ребенка не в ущерб его социальному и эмоциональному развитию.

Что касается программы обучения, то здесь американские специалисты в области дошкольного детства считают важным сохранение баланса между социально и интеллектуально ориентированными занятиями . Это обеспечивает качество педагогического сопровождения. Рекомендуемые и используемые программы разрабатываются в русле педагогики М. Монтессори, Ж. Пиаже и др.

Важными указаниями в отношении детей являются их максимальное количество (20 человек в группе), а также организация содержательного взаимодействия их друг с другом.

вернуться в план

В настоящее время качество деятельности детского учреждения рассматривается как многомерный феномен. При этом особую важность приобретает ответ на вопрос - кто задает проблему – родители? Воспитатели? Субъектно-ориентированные, личностные тенденции в психолого-педагогических исследованиях выдвигают на повестку дня проблемы качества, интересы ребенка и семьи.

Динамический аспект педагогического качества определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно-пространственным миром. Адекватное педагогическое качество процесса предполагает такой уход за ребенком и общение с ним, которые обеспечивают уверенность и здоровье. Воспитатель организует соответствующую возрасту детей разнообразную деятельность, стимулирует их познавательную и учебную активность. Ребенок должен иметь реальную возможность, находясь в сеттинге, вступать в активное, деятельное взаимодействие с предметно- пространственными условиями жизни. В детском саду должна быть реальная возможность активного вовлечения родственников детей в их жизнь вне семьи.

Аксиологический аспект педагогического качества включает представления, ценностные ориентации, убеждения, установки взрослых, участвующих в педагогическом процессе.

Для раскрытия сущности педагогического качества кроме трех вышеописанных характеристик необходимо учитывать такие факторы, как развитие ребенка и контекст . Западные ученые, работающие в рамках эколого-психологического подхода, выделяют три основные сферы развития ребенка: его самостоятельное поведение и способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми; речевое развитие.

В основе социокультурного анализа лежат, как известно, социально-философские и общетеоретические предпосылки, в частности, представление о цикличности общественного развития, изначальной многомерности и многообразии явлений и процессов социального мира.

Качественная же специфика социокультурного анализа заключается в характере познания разнообразных явлений и процессов гражданской жизни людей. С нашей точки зрения, она выражается, следующим образом: 1)

путем рассмотрения явлений в единстве и взаимосвязи социальных, культурных и личностных сторон (общесоциологическая перспектива); 2)

посредством рассмотрения культуры как способа саморазвития гражданских субъектов (частно-антропологическая перспектива); 4)

посредством изучения культуры как фактора институцио-нализации гражданского общества (частно-социологическая или институциональная перспектива). 5)

Как видно, первый и четвертый аспекты социокультурного анализа связаны с широкой и узкой трактовками институциона-лизации, понимаемой в первом случае как целостный процесс становления и формирования современного гражданского общества, рассматриваемого в единстве социальных, личностных и культурных начал, а во втором — как процесс и результат возникновения собственно институциональных систем, структур гражданского общества (гражданских институтов). Второй и третий аспекты проблемы, являющиеся следствием антропологизации современного социального знания, значительно расширяют рамки познания гражданского общества как социокультурного феномена.

Социокультурный анализ, понимаемый в широком смысле, предполагает в первую очередь выделение и комплексное изучение институциональных и неинституциональных сторон гражданской жизни.

При этом культура рассматривается как основная предпосылка или условие возникновения и существования институциональных (стандартизированных и общественно узаконенных) структур социальной организации современного типа, а личность — как предпосылка формирования ее неинституциональных структур гражданского общества.

Данное положение соответствует взглядам Э. Тирикьяна и многих других антропологически мыслящих ученых, которые полагают что, именно в культуре следует искать источник институ-ционализации современного общества. По мнению антропологов, чтобы понять социальную организацию данного народа, его

институты и обычаи, необходимо вначале выявить и изучить различные внеинституциональные феномены человеческого общежития. Поэтому культура выступает в качестве основы, конституирующей не только социальную организацию гражданского общества, но и гражданский тип личности.

Анализ собственно институциональных явлений мы рассматриваем как третий этап, или уровень, социокультурного исследования гражданского общества.

В современной социальной науке такой подход развивает, в частности, Э.

Гидденс, связывая предмет социологии с изучением социальных институтов как стандартизированных форм поведения, играющих основную роль в пространственно-временной организации социальных систем. Основываясь на положениях институционального анализа, он предпринимает попытку комплексного исследования общества эпохи позднего или радикализированного модерна.

Именно с таким поэтапным постижением реальности гражданского общества мы и связываем представление об объекте и предмете социокультурного анализа. Если его объектом выступа-

Из всей совокупности общественных явлений и связей социокультурный подход выделяет соотношение институциональных и неинституциональных связей и явлений как главный ракурс рассмотрения. Характер таких явлений и связей определяется, как известно, либо постепенной трансформацией различных неформализованных видов жизненной активности людей в образцы и виды системной организации (процессы институционализации), либо обратным переходом системных образований (це-лостностей) в дифференцированные и разнонаправленные виды спонтанной активности субъектов (процессы деинституционализации).

Основные положения социокультурного анализа гражданского общества

Социокультурный подход реализуется в совокупности концептуальных положений, выражающих сущностное предназначение и качественную специфику современного гражданского общества.

Положения, выражающие сущность и модусы существования или развития гражданского общества.

Гражданское общество является идеально-реальным (идеально направляемым и реально существующим) образованием.

Как идеальная сфера оно представлено совокупностью идей, представлений, традиций, норм и ценностей, символически опосредующих взаимодействие системных и жизненных начал социального мира и налагающих культурные, нравственные ограничения на их деятельностное проявление. Как реальный феномен оно выступает в виде внешне выраженной структуры действий или отношений, ориентированных на поддержание продуктивного взаимообмена и устойчивого равновесия между ними.

3. Модусы идеального/реального и естественного/искус ственного существования гражданского общества дифференци руются в процессе дальнейшей институционализации на трех взаимосвязанных уровнях — субъективном (сфера социальности, проявляющаяся в индивидуальном сознании и поведении лю дей), объективном (надличностная и надколлективная идеаль ность/реальность, выраженная в образцах и ценностях культуры) и интерсубъективном (идеальность/реальность, представленная прежде всего в коллективном или групповом сознании и поведе нии людей).

В гражданском обществе наибольшую актуальность приобретают процессы и механизмы интерсубъективности, соединяющие

между собой субъективно-жизненные и объективно-системные элементы.

Чем более развита сфера интерсубъективности и интерсубъективного взаимодействия субъектов, тем более успешным является процесс институционализации гражданского общества и тем вероятнее согласие между ними.

4. В аналитическом плане субъективному, объективному и интерсубъективному уровням дифференциации социального мира соответствуют сферы личности, культуры и социальной организации гражданского общества.

Личность, культура и социальная организация включены в процесс институционализации гражданского общества не напрямую, а опосредованно, через механизмы идеально-реального и субъективно-объективного взаимодействия. Так, субъективность жизненного мира трансформируется в личностную сферу гражданского общества посредством интернализации гражданских ценностей, а также механизмов субъективации и субъективиза-ции. Человек тогда становится членом гражданского общества (гражданской личностью), когда он превращается в полноправного и автономного субъекта собственной жизни, способного взять на себя также ответственность за окружающих.

Положения, характеризующие взаимосвязь гражданского общества с другими сторонами современного социума. 1.

В современном, индустриальном обществе на смену общинному строю, сохраняющему незыблемые устои системного и жизненного порядков, приходит инновационный тип культуры и общественных отношений. 3.

3. Гражданское общество возникает прежде всего из потреб ностей жизненного мира упорядочить и привести в соответствие с логикой собственного развития отношения с системным миром и в первую очередь с государством и экономической системой. Оно является организованной реакцией индивидуальных и коллек тивных субъектов на технократическое воздействие этих систем, их экспансионистские устремления.

4. Помимо защитных и контрольных функций гражданское общество берет на себя функцию трансляции новых социальных форм и культурных образцов, зарождающихся внутри жизненно го мира и обладающих высоким адаптационным потенциалом. Таким образом происходит обновление системного мира, его

экономических, политических, правовых и иных структур, повышение жизнеспособности последних.

Вместе с возрастанием ответственности личности за свои действия расширяется сфера индивидуальной свободы. Последняя определяет границы пространства самореализации личности и проявления всех ее интересов и способностей.

Положения, характеризующие социокультурные предпосылки формирования гражданского общества.

Именно в этом мы видим главные направления дальнейшего поиска в комплексном изучении феномена гражданского общества и гражданственности в условиях углубляющегося кризиса всех сторон жизни российского социума.

Итак, гражданское общество есть обособленная область социокультурного пространства или сфера существования и развития современного социума, возникающая на стадии индустриального развития стран Запада и создающая реальные культурные, личностные и иные предпосылки или условия для динамического, сбалансированного взаимодействия системного и жизненного миров как взаимодополняющих сторон социальной жизни, развивающейся в направлении всеобщего и родового единства людей.

Общество – это крупная совокупность людей, связанных друг с другом общей территорией, культурой и историей.

Социологический анализ общества предполагает многоуровневость. Общество изучают на двух уровнях: макро- и микросоциологическом.

Макросоциология основное внимание уделяет поведенческим моделям, которые помогают понять суть любого общества. Эти структуры состоят из общественных институтов: семьи, образования, религии, а также политического и экономического строя.

Общество в макросоциологии рассматривается в качестве определившейся в процессе исторического развития социума достаточно устойчивой системы социальных связей и отношений разных групп людей, которую поддерживают обычаи, традиции, законы, социальные институты и пр.

Микросоциологический уровень предполагает изучение микросистем, из которых состоит непосредственное социальное окружение индивида.

Такие микросистемы представляют собой малые группы, члены которых взаимосвязаны позитивными установками, и отделяются от остальных людей безразличием и неприязнью. Исследователи, работающие на данном уровне, считают, что социальные явления могут пониматься только на основании анализа смыслов, придаваемых людьми данным явлениям, в процессе взаимодействия друг с другом.

Общество на макроуровне обладает некоторыми отличительными чертами:

  • территория – это географическое пространство, очерченное границами, на котором осуществляется взаимодействие людей и формируются разнообразные связи и отношения;
  • собственное название и идентификация;
  • способность к воспроизводству населения;
  • устойчивость и способность воспроизводить внутренние связи и взаимодействия;
  • автономность, проявляющаяся в способности удовлетворять различные потребности индивидов и предоставлять им широкие возможности по самореализации и самоутверждению.

Готовые работы на аналогичную тему

Выделяют два периода существования человечества:

  1. досоциальная жизнь людей – разрозненная жизнь в естественном, природном состоянии;
  2. социальная, общественная жизнь.

Понятия общества, государства, страны

Общество – это сами люди, живущие вместе и взаимодействующие между собой.

Государство – это органы власти, которые управляют людьми.

Страна – это территория, на которой проживают люди.

Социологами выделено простое, сложное, дописьменное. письменное, открытое, закрытое, исламское, православное, католическое и другие общества.

Обществу характерен ряд функций:

  • производство материальных благ и услуг;
  • воспроизводство людей и их социализация;
  • духовное развитие и регулирование активности людей;
  • регламентация и управление деятельностью и поведением.

Чтобы реализовать названные функции идет формирование соответствующих структур – организаций (институтов) и отношений. Потребностям и формам их выражения – стремлениям, ценностям и интересам – отводится большая роль в жизни и отдельного человека, и групп людей, регионов и целостного общества.

Общество – это сложная динамическая система, включающая несколько сфер общественной жизни:

  • экономическая – отношения в материальном производстве;
  • социальная – взаимодействие классов и социальных групп;
  • политическая – деятельность государственных организаций, политических партий и общественных движений;
  • духовная – становление общественного сознания, науки, искусства и образования.

Каждая их этих сфер – сложное образование, включающее ряд элементов: государство, семья, церковь, школа, классы, нации и пр. Связи, возникающие между социальными группами, слоями и классами, а также внутри них, при решении экономических, политических и культурных вопросов – представляют общественные отношения.

В социологии выделяют два подхода к изучению общества:

  1. социально-экономический, марксистский или формационный подход;
  2. теория трех стадий, или цивилизационный подход.

Основополагающими критериями формационной системы являются форма собственности на средства производства и классовая структура общества. В связи с этими критериями выделяют пять общественно-экономических формаций. В рабовладельческом, феодальном и капиталистическом обществах выстроены классово-антагонистические отношения. В первобытном и коммунистическом обществе развита общественная форма собственности и отсутствуют классы. При коммунистическом устройстве отсутствует частная собственность, все люди равны, у них высокий уровень благосостояния и развивается демократия.

Цивилизационный подход к изучению общества разработали американцы Даниел Белл, Утл Ростоу и француз Раймон Арон. Ими было описано три типа общества:

Читайте также: