Что думает добролюбов о борисе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Драма Гроза в статье Добролюбова Луч света в темном царстве
Жанр драмы характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт отдельной личности и окружающего общества. В "Грозе" эта личность - Катерина Кабанова - натура поэтическая, мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и лаской матери. В атмосфере ханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт между "темным царством" и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишь до поры. "А уж коли мне очень здесь опостылеет, так не удержать
меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить,
так не стану, хоть ты меня режь!" - говорит она. Катерина олицетворяет
нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к
воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои
права, свое человеческое достоинство. По словам Добролюбова, она "не убила в себе человеческую природу". Катерина - русский национальный характер.
Прежде всего, это отражено Островским, владевшим в совершенстве всеми
богатствами народного языка, в речи героини. Когда она говорит, кажется,
что она поет. В речи Катерины, связанной с простым на родом, воспитанной на его устной поэзии, преобладает разговорно-просторечная лексика,отличающаяся высокой поэтичностью, образностью, эмоциональностью. Читатель чувствует музыкальность и напевность, говор Кати напоминает народные песни.Для языка островской героини характерны повторы ("на тройке на хорошей", "и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!"), обилие ласкательных и уменьшительных слов ("солнышко", "водица", "могилушка"),
сравнение ("ни об чем не тужила, точно птичка на воле", "кто-то ласково
говорит со мной, точно голубь воркует"). Тоскуя по Борису, в момент
наибольшего напряжения душевных сил Катерина выражает свои чувства на языке народной поэзии, восклицая: "Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!" Поражает естественность, искренность, простота островской героини."Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу", - отвечает она Варваре, которая говорит, что без обману в их доме не проживешь. Взглянем на религиозность Катерины. Это не ханжество Кабанихи, а по-детски неподдельная вера в Бога. Она часто посещает церковь и делает это с удовольствием и наслаждением ("И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду"), любит рассказывать о странницах ("У нас полон дом был странниц и богомолок"), сны Катерины о "храмах золотых".
Любовь островской героини небеспричинна. Во-первых, потребность любви дает о себе знать: ведь вряд ли ее муж Тихон под влиянием "маменьки" показывал свою любовь к жене очень часто. Во-вторых, оскорблены чувства жены и женщины. В-третьих, смертельная тоска однообразной жизни душит Катерину. И,наконец, четвертой причиной является желание воли, простора: ведь любовь
есть одно из проявлений свободы. Катерина борется сама с собой, и в этом
трагизм ее положения, однако в итоге она внутренне оправдывает себя. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. "Друг мой! Радость моя! Прощай!" - вот последние слова Катерины. Еще одна характерная черта островской героини - это "возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни", стремление к свободе, духовному раскрепощению. На слова Варвары: "Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена" - Катерина отвечает: "Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру!
Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли мне здесь опостынет, так не
удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" Не зря в пьесе неоднократно
повторяется образ птицы - символ воли. Отсюда постоянный эпитет "вольная птица".

Драма Гроза в статье Добролюбова Луч света в темном королевстве
Жанр драмы характеризуется тем, что в ее базе лежит конфликт отдельной личности и окружающего общества. В "Грозе" эта личность - Катерина Кабанова - натура поэтическая, мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и лаской матери. В атмосфере ханжества и назойливости, мелкий опеки конфликт между "темным царством" и искренним миром Катерины спеет равномерно. Катерина терпит только до поры. "А уж коли мне очень тут опостылеет, так не удержать
меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не желаю здесь жить,
так не стану, хоть ты меня режь!" - разговаривает она. Катерина олицетворяет
добронравную чистоту, искреннюю красу российской женщины, ее рвение к
воле, к воле, ее способность не только вытерпеть, но и отстаивать свои
права, свое человеческое достоинство. По словам Добролюбова, она "не уничтожила в себе людскую природу". Катерина - российский государственный характер.
До этого всего, это отражено Островским, обладавшим в совершенстве всеми
богатствами народного языка, в речи героини. Когда она разговаривает, кажется,
что она поет. В речи Катерины, связанной с обычным на родом, вежливой на его устной поэзии, преобладает разговорно-просторечная лексика,отличающаяся высокой поэтичностью, образностью, чувственностью. Читатель ощущает музыкальность и напевность, говор Кати подсказывает народные песни.Для языка островской героини характерны повторы ("на тройке на хорошей", "и люди мне неприятны, и дом мне противен, и стены неприятны!"), изобилие ласкательных и уменьшительных слов ("солнышко", "водица", "могилушка"),
сопоставленье ("ни об чем не тосковала, точно птичка на воле", "кто-то нежно
разговаривает со мной, точно голубь воркует"). Грустя по Борису, в момент
наивеличайшего напряжения искренних сил Катерина выражает свои чувства на языке народной поэзии, восклицая: "Ветры бешеные, перенесите вы ему мою опечаль-тоску!" Поражает естественность, искренность, простота островской героини."Дурачить-то я не умею; скрыть-то ничего не могу", - отвечает она Вандале, которая разговаривает, что без обману в их доме не проживешь. Взглянем на религиозность Катерины. Это не ханжество Кабанихи, а по-детски настоящая вера в Бога. Она нередко навещает церковь и делает это с наслаждением и удовольствием ("И до погибели я обожала в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду"), любит говорить о странницах ("У нас полон дом был странниц и богомолок"), сны Катерины о "храмах золотых".
Любовь островской героини небеспричинна. Во-первых, потребность любви дает о для себя знать: ведь вряд ли ее супруг Тихон под воздействием "маменьки" показывал свою любовь к жене очень нередко. Во-вторых, оскорблены чувства супруги и дамы. В-третьих, смертельная тоска монотонной жизни душит Катерину. И,в конце концов, четвертой предпосылкой является желание воли, простора: ведь любовь
есть одно из проявлений свободы. Катерина сражается сама с собой, и в этом
трагизм ее положения, но в итоге она внутренне выгораживает себя. Заканчивая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, ужасный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. "Друг мой! Радость моя! Прощай!" - вот заключительные слова Катерины. Еще одна характерная черта островской героини - это "мужественное, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни", рвение к воле, духовному раскрепощению. На слова Вандалы: "Куда ты уйдешь? Ты мужняя супруга" - Катерина отвечает: "Эх, Варя, не знаешь ты моего нраву!
Окончательно, не дай бог этому случиться! А уж если мне здесь опостынет, так не
удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не желаю тут жить, так не стану, хоть ты меня режь!" Не видя в пьесе часто
повторяется образ птицы - символ воли. Отсюда постоянный эпитет "свободная птица".




(Катерина и Борис)



(Тихон падает на колени перед Кабанихой)

Луч света в тёмном царстве

Продолжение после рекламы:

Брифли существует благодаря рекламе:

Продолжение после рекламы:

Брифли существует благодаря рекламе:

Одним из таких значительных лиц в городе является старая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова. Эта женщина – вдова, которая имеет двух детей: сына Тихона и дочь Варвару. Кабаниха (как её называют между собой жители города) пытается жить за старыми порядками и правилами. На самом деле, она просто прикрывается ними, чтобы удовлетворить себя и запугать окружающих. Марфа Игнатьевна на людях пытается быть милосердной и не теряет возможности поделиться с бедными лишней копейкой. Это лицемерие выходит боком её родным. Им достается больше всех.

Тихон беспрекословно слушает во всём мать и соглашается с ней. У него есть молодая жена Катерина, но их брак неполноценный из-за вмешательства старой Кабанихи. Тихон Кабанов не имеет в себе крепкого мужского начала, ведь он привык с детства, что за него все решает мать. Как бы она ни решила, все это будет правильным и он должен с этим жить. Их отношения с Катериной сложно назвать идеальными. Они пытаются быть друг для друга близкими людьми, но Марфа Игнатьевна все время ругает их за неправильное поведение. Я думаю, что изначально их брак был провальным. Во-первых, из-за воспитания Тихона, во-вторых, из-за Кабанихи, которая всегда унижала своего сына перед женой, отчитывая его, как мальчишку. Катерине доставалось не менее, даже более, нежели Тихону.

В конце концов, даже родной сын не выдерживает натиска матушки и уезжает из города. Для него эта поездка как глоток свежего воздуха. Интересной является сцена прощания Тихона с Катериной, где Кабаниха не отходит от сына ни на шаг и поучает его, что он должен приказать жене на прощание. Естественно, она должна слушаться матери. А как только молодые остаются вдвоем, Катерина проявляет искренние чувства и бросается на шею мужу. Это не остается незамеченным Кабанихой, и она тут же ругает Катерину за незнание старинных правил, согласно которым жена имеет право только поклониться мужу в ноги.

Дочь Кабанихи Варвара также находится под деспотичной рукой матери. Но она находит иной выход – ложь. Варвара молча слушала причитания матери, иногда соглашаясь со сказанным. Но в то же время она всегда делала по-своему. За спиной матери девушка встречалась с молодым человеком Ваней Кудряшовым. Она убегала к нему каждый вечер, а ночью возвращалась, чтобы утром проснуться и снова сыграть роль хорошей дочери. То есть девушка жила не только в созданной матерью деспотичной атмосфере, но и в своей собственной лжи.

Еще один представитель купечества – Савел Прокофьич Дикой. По моему мнению, Кабаниха была более умной и знала, как правильно воспользоваться старыми порядками, чтобы прислонить к себе людей. Дикой же просто глупый самодур. Он действует в открытую. О нем говорят все на улицах города, кому не лень. Это жестокий человек, прославлен своими вечными криками. Если он не в настроении, то попадает всем, кто находится рядом. Как и в случае с Кабанихой, больше всех перепадало его семье. Они очень просили людей, чтобы те не расстраивали Савла Прокофьича. Ведь тот приходил домой и возмещал весь гнев на родных.

Дикой очень любил деньги. Ему было сложно давать зарплату своим работникам. Расстаться с любимыми бумажками – это было выше его сил. Он все считал, как же он может выплатить меньше, нежели надлежит. Савел Прокофьич радовался, как ребенок, если ему вдруг удавалось сэкономить на ком-то. Купец не крылся со своими чувствами. Он так прямо и говорил, что любит собирать деньги и их остатки с работников.

Интересной и знаковой является ситуация с племянником Дикого Борисом Григорьичем. Как оказалось, Савел Прокофьич присвоил себе всё наследство, даже ту часть, которая должна была достаться Борису и его сестре. Теперь он поставил племяннику условие: купец вернет им завещанное, если Борис будет выражать к нему почтение. Интересно, что самого Дикого это ни к чему не обязывает. Он может спокойно сказать, что Борис был не почтительным и оставить деньги у себя. Естественно, он не хочет ничего отдавать, почувствовав вкус этих бумажек.

Этому купцу чужды моральные нормы, он не знает, что это. Он привык к тому, что может покричать на людей и все будет, как прежде: его деньги останутся с ним. Это страшный человек. Дикой специально разъярялся, чтобы потом возместить гнев на работниках. А как только они заводили разговор о деньгах, ему не нужно было и стараться себя разозлить. Он вспыхивал, как спичка.

В статье Добролюбова под названием "Луч света в темном царстве", краткое содержание которой изложено ниже, идет речь о произведении "Гроза" Островского, ставшем классикой русской литературы. Автор (портрет его представлен ниже) в первой части говорит о том, что Островский глубоко понимал жизнь русского человека. Далее Добролюбов проводит анализ статей, которые написали другие критики об Островском, отмечая при этом, что в них нет прямого взгляда на главные вещи.

луч света в темном царстве краткое содержание

Понятие драмы, существовавшее во времена Островского

Николай Александрович далее проводит сопоставление "Грозы" со стандартами драмы, принятыми в то время. В статье "Луч света в темном царстве", краткое содержание которой нас интересует, он рассматривает, в частности, принцип, установленный в литературе, о предмете драмы. В борьбе долга со страстью обычно несчастный конец имеет место тогда, когда побеждает страсть, а счастливый - в случае победы долга. Драма, кроме того, должна была, согласно существующей традиции, представлять единое действие. При этом писать ее следовало литературным, красивым языком. Добролюбов отмечает, что под понятие драмы "Гроза", таким образом, не подходит.

Почему "Грозу" нельзя считать драмой, по мнению Добролюбова?

Произведения подобного рода непременно должны заставлять читателей чувствовать уважение к долгу и изобличать страсть, которая считается вредной. Однако главная героиня описана отнюдь не в мрачных и темных красках, хотя она и является, согласно правилам драмы, "преступницей". Благодаря перу Островского (портрет его представлен ниже) мы проникаемся состраданием к этой героине. Автор "Грозы" смог ярко выразить, как красиво говорит и страдает Катерина. Эту героиню мы видим в весьма мрачном окружении и из-за этого начинаем невольно оправдывать порок, выступая против мучителей девушки.

статья добролюбова луч света в темном царстве

Драма, как следствие, не выполняет своего предназначения, своей основной смысловой нагрузки не несет. Как-то неуверенно и медленно течет само действие в произведении, считает автор статьи "Луч света в темном царстве". Краткое содержание ее продолжается следующим образом. Добролюбов говорит о том, что в произведении нет ярких и бурных сцен. К "вялости" произведение приводит нагромождение действующих лиц. Язык же не выдерживает никакой критики.

Николай Александрович в статье "Луч света в темном царстве" приводит специально сравнительный анализ интересующей его пьесы на соответствие принятым стандартам, так как приходит к выводу, что стандартное, готовое представление о том, что в произведении должно быть, не позволяет отразить действительное положение вещей. Что бы вы могли сказать о юноше, который после знакомства с хорошенькой девушкой говорит ей, что по сравнению с Венерой Милосской ее стан не столь хорош? Добролюбов ставит вопрос именно таким образом, рассуждая о стандартизации подхода к произведениям литературы. Истина заключается в жизни и правде, а не в различных диалектических установках, как считает автор статьи "Луч света в темном царстве". Краткое содержание его тезиса состоит в том, что нельзя сказать, что человек именно по своей природе зол. Следовательно, в книге необязательно побеждать должно добро, а проигрывать - зло.

Добролюбов отмечает значение Шекспира, а также мнение Аполлона Григорьева

Добролюбов ("Луч света в темном царстве") говорит также о том, что долгое время литераторы не обращали особого внимания на движение к первородным началам человека, к его корням. Вспомнив Шекспира, он отмечает, что этот автор смог поднять на новую ступень человеческую мысль. После этого Добролюбов переходит к другим статьям, посвященным "Грозе". Упоминается, в частности, Аполлон Григорьев, отметивший основную заслугу Островского в том, что его творчество было народно. Добролюбов пытается ответить на вопрос о том, в чем заключается эта "народность". Он говорит, что Григорьев данное понятие не объясняет, поэтому само высказывание его нельзя рассматривать серьезно.

Произведения Островского - "пьесы жизни"

Рассуждает затем о том, что произведения Островского можно назвать "пьесами жизни", Добролюбов. "Луч света в темном царстве" (краткое содержание отмечает лишь основные моменты) - статья, в которой Николай Александрович говорит о том, что Островский рассматривает жизнь в целом, не пытаясь при этом сделать праведника счастливым или наказать злодея. Он оценивает общее положение вещей и заставляет читателя либо отрицать, либо сочувствовать, но безучастным не оставляет никого. Тех, кто в самой интриге не участвует, нельзя считать лишними, так как без них она была бы невозможна, что отмечает Добролюбов.

добролюбов луч света в темном царстве тезисы

"Луч света в темном царстве": анализ высказываний второстепенных персонажей

Добролюбов в своей статье анализирует высказывания второстепенных лиц: Кудряшки, Глаши и других. Он пытается понять их мир, внутреннее состояние, то, как они смотрят на реальность, окружающую их. Все особенности "темного царства" отмечает автор. Он говорит, что у этих людей жизнь настолько ограничена, что они не замечают, что имеется другая реальность, кроме их собственного замкнутого мирка. Автор анализирует, в частности, озабоченность Кабановой будущим старых порядков и традиций.

В чем заключена новизна пьесы?

"Гроза" - самое решительное произведение из созданных автором, как отмечает далее Добролюбов. "Луч света в темном царстве" - статья, в которой говорится о том, что самодурство "темного царства", взаимоотношения между его представителями доведены Островским до трагических последствий. Дуновение новизны, которое отмечали все знакомые с "Грозой", заключено в общем фоне пьесы, в людях, "ненужных на сцене", а также во всем, что говорит о скором конце старых устоев и самодурств. Гибель Катерины - это новое начало на данном фоне.

Образ Катерины Кабановой

Статья Добролюбова "Луч света в темном царстве" далее продолжается тем, что автор переходит к анализу образа Катерины, главной героини, отведя ему довольно много места. Этот образ Николай Александрович описывает как шаткий, нерешительный "шаг вперед" в литературе. Добролюбов говорит о том, что сама жизнь требует появления активных и решительных героев. Для образа Катерины характерны интуитивное восприятие правды и естественное ее понимание. Добролюбов ("Луч света в темном царстве") о Катерине говорит, что эта героиня самоотверженна, так как предпочитает выбрать смерть, чем существование при старых порядках. Могучая сила характера заключается у этой героини в ее целостности.

добролюбов луч света в темном царстве

Мотивы поступков Катерины

Добролюбов кроме самого образа этой девушки рассматривает подробно мотивы ее поступков. Он замечает, что Катерина по природе своей не бунтарка, она не проявляет недовольства, не требует разрушений. Скорее, она созидатель, который жаждет любви. Именно это объясняет ее желание облагородить свои поступки в собственном сознании. Девушка молода, и желание любви и нежности естественно для нее. Однако Тихон является настолько забитым и зацикленным, что эти желания и чувства своей жены понять не может, о чем говорит ей прямо.

добролюбов луч света в темном царстве о катерине

Катерина воплощает идею русского народа, считает Добролюбов ("Луч света в темном царстве")

Тезисы статьи дополняются еще одним утверждением. Добролюбов в конце концов находит в образе главной героини то, что автор произведения воплотил в ней идею русского народа. Об этом он говорит довольно абстрактно, с широкой и ровной рекой сравнивая Катерину. У нее ровное дно, она плавно обтекает встречающиеся на пути камни. Сама река оттого лишь шумит, что это соответствует ее природе.

луч света в темном царстве

Единственно верное решение героини, по мнению Добролюбова

Добролюбов находит в анализе действий этой героини то, что единственно верным решением для нее является побег с Борисом. Девушка может бежать, однако зависимость от родственника его возлюбленного показывает, что этот герой является по сути таким же, как и муж Катерины, лишь более образованным.

Финал пьесы

Отраден и трагичен одновременно финал пьесы. Главная мысль произведения - избавление от оков так называемого темного царства любой ценой. Невозможна жизнь в его среде. Даже Тихон, когда труп его супруги вытаскивают, кричит, что ей хорошо теперь и спрашивает: "А как же я?" Финал пьесы и сам этот крик дают однозначное понимание правды. Слова Тихона заставляют смотреть на поступок Катерины не как на любовную интригу. Перед нами открывается мир, в котором мертвым завидуют живые.

добролюбов луч света в темном царстве краткое содержание

На этом заканчивается статья Добролюбова "Луч света в темном царстве". Мы выделили лишь основные моменты, коротко описав ее краткое содержание. Однако при этом были упущены некоторые подробности и замечания автора. "Луч света в темном царстве" лучше прочитать в оригинале, поскольку эта статья является классикой русской критики. Добролюбов дал хороший образец того, как следует анализировать произведения.

Читайте также: