Разрешено ли освещение лампами холодного спектра светоизлучения по санпину в школе

Обновлено: 30.06.2024

Что такое СанПиН?

СанПиН – это свод санитарных правил и стандартов, которые направлены на сохранение высокого уровня санитарно-эпидемиологического благосостояния населения. Разделы СанПиН созданы на основе данных по изучению комплекса факторов, влияющих на сферу жизни человека. СанПиН по освещению устанавливает принципы применения естественного и искусственного света для зданий и территорий жилого и общественного назначения.

В СанПиН 1.2.3685-21 по освещению в 2022 году входит большое количество отдельных санитарных стандартов и гигиенических регламентов, которые функционировали ранее. В частности, в нем прописаны предельные параметры освещенности на рабочих местах и гигиенические нормативы для организаций, осуществляющих учёбу, отдых и оздоровительные мероприятия для детей и молодежи.

Основание для введения в действие СанПиН 1.2.3685-21:

Информация относительно требований к освещенности содержится в разделе V СанПиН 1.2.3685-21. Физические факторы (за исключением ионизирующего излучения).

Полный текст требований к освещению по СанПиН в 2022 году можно посмотреть по ссылке здесь.

Последние нововведения в СанПиН освещения в 2022 году

БылоСтало
Цвет ламп – белый, тепло-белый, естественный белый.Указана точная цветовая температура – от 2400 до 6500К. Введено ограничение для светодиодных ламп в 4000К.
Типы источников света – разрядные, светодиодные и люминесцентные.Применение энергоэффективных ламп.
Индекс цветопередачи 2 .20 лк при средненормативной яркости проезжей части от 1,2 до 2,0 кд/м 2 включительно.
Нормируемые показатели для банковских учрежденийНет отдельных норм для банковских учреждений
Большой перечень помещений с прописанными нормами по освещенности– 192 позиции.Сокращен перечень помещений медицинского характера в таблице нормативных показателей освещенности – 95 позиций.
В СанПин присутствуют схемы расчета инсоляции прилегающих территорий и расчетных точек зданий.Убраны схемы определения расчетных точек и схема расчета инсоляции.

Нормы освещения

Основные нормы для естественного и искусственного света в 2022 году согласно п.82 СанПиН:

  • Средняя освещенность на рабочей поверхности – соотношение светового потока и площади элемента, на который он попадает.
  • Коэффициент пульсации Кп – показатель изменчивости светового потока с течением времени.
  • UGR – показатель дискомфорта от блеска, возникающий при разбросе яркости в поле зрения человека.
  • Коэффициент естественного освещения КЕО – отношение внутренней естественной освещенности в помещении к наружной горизонтальной освещенности от полностью открытого небосвода.
  • Яркостькд/м 2 – соотношение силы светового потока, который излучается поверхностью, к площади ее проекции на перпендикулярно расположенную плоскость.
  • Разряд зрительной работы – он зависит от размера объектов, с которыми работает человек с применением зрения.
  • Равномерность освещенности – отношение минимального значения освещенности к среднему показателю на конкретной поверхности.

Требования

  • Индекс цветопередачи для ламп искусственного света – Ra>85%.
  • Максимальное значение Кп для помещений с ПЭВМ – 5%.

Допустимый уровень ультрафиолетового излучения по СанПиН в 2022 году устанавливается, исходя из длин волн для каждого спектра:

  • УФ-А – 400-315 нм;
  • УФ-В – 315-280 нм;
  • УФ-С – 280-200 нм.

Предельные показателя яркости света для рабочих поверхностей относительно площади рабочей поверхности:

  • 2000 кд/м 2 – для S 2 .
  • 1500 кд/м 2 – для 0,0001 2 .
  • 1000 кд/м 2 – для 0,001 2 .
  • 750 кд/м 2 – для 0,01 2 .
  • 500 кд/м 2 – для S>0,1 м 2 .

Для расчета норм освещенности по СанПиН были введены разряды зрительной работы. Всего существует 8 разрядов. Они определяются в зависимости от соотношения минимального распознавания объекта d и расстояния от объекта до глаз l:

Существует ограничение по применению ламп накаливания – светильники общей мощностью 100 Вт применять запрещено. Рекомендуется использовать источники света с высокой энергоэффективностью, максимальной световой отдачей и продолжительным сроком службы.

Гигиенические требования к свету

В помещении должно быть достаточно света для комфортной зрительной работы. Это может быть обеспечено за счет естественного дневного света, искусственных источников и их комбинации.

Естественная освещенность достигается за счет прямого или отраженного света открытого небосвода, который проникает в проемы конструкции здания. В любом помещении должно быть предусмотрено попадание прямых и рассеянных солнечных лучей. Солнечное излучение обладает бактерицидными свойствами и стимулирует выработку витамина D в организме.

Основные требования к освещенности по СанПиН в 2022 году:

  • соответствие назначению помещения.
  • безопасность для органов зрения человека.
  • наличие механизмов регулировки освещенности.
  • отсутствие ослепления, резких теней, излишнего нагрева и выделения вредных веществ.

Недостаточное количество света в помещении ведет к повышению утомляемости, снижению работоспособности и развитию различных заболеваний. Также недостаток света повышает риск травматизма во время рабочего процесса.

Параметры нормативов по гигиеническим требованиям к освещению естественного, искусственного и комбинированного типов изложены в табл. 5.52.

Освещение общественных зданий

Существует два типа нормируемых показателей, по которым общественные помещения относят к той или иной категории:

  • ориентация плоскости нормируемой освещенности – горизонтальной или вертикальной.
  • высота освещенной плоскости над полом в метрах.

Большинство общественных помещений относится к категории Г-0,8. Это значит, что в них имеется горизонтальная плоскость нормирования освещенности высотой до 0,8 м от пола. Для вертикальных поверхностей – это экраны мониторов устанавливается категория В-1,2.

Кроме того, согласно табл. 5.54 СанПиН освещения в 2022 году, помещения делятся по категориям соответственно разряду зрительной работы. К категории А относится работа по различению объектов очень высокой точности (размером 0,15-0,3 мм). Это групповые комнаты в детских дошкольных учреждениях, учебные кабинеты в школах, компьютерные классы, читальные залы, мастерские трудового обучения, классные комнаты детских санаториев, торговые залы в супермаркетах, игровые комнаты и парикмахерские.

Параметры освещения по СанПиН категории А:

Естественный светИскусственный свет
КЕО при верхнем свете – 3,5-4%Освещенность – 400-500лк.
КЕО при боковом свете –от 1,2 до 1,5%UGR – 14-21.
Кп –10%.

Категория Б связана с различением объектов с высокой точностью – 0,3-0,5 мм. Это помещения для посетителей, книгохранилища, раздевальные и изоляторы в детских садах, спортивные залы и столовые в школах, залы компьютерных игр, комнаты матери и ребенка в санаториях, помещения физкультурно-оздоровительных учреждений, предприятия общественного питания, фотосалоны, прачечные, гостиницы, медицинские кабинеты.

В – объекты средней точности размером свыше 0,5 мм. К помещениям этой категории освещенности по СанПиН в 2022 году относятся приемные покои больниц, бассейны, палаты санаториев, спальные в детских дошкольных учреждениях, библиотечные фонды, лестницы, веранды.

Естественные источники светаИскусственный поток света
КЕО при верхнем свете – 2%Освещенность –100-150лк.
КЕО при боковом свете – 0,5%UGR – от18 до 24.
Кп – от 15 до 20%.

К категориям от Г до Ж относят помещения, где осуществляется эпизодическое различение объектов вне зависимости от их размера.

Освещение рабочих мест по СанПиН в 2022 году

Предельные величины освещения для помещений различного назначения изложены в табл.5.25. СанПиН.

Коэффициент освещения КЕО для административных зданий в зависимости от назначения помещения в 2022 году составляет:

Что касается параметров искусственного света, то

  • общее освещение = 200-400 лм.
  • UGR = 14-21.
  • Кп = 5-20%.

Максимальный коэффициент пульсации в помещениях, где установлены персональные компьютеры, составляет 5%.

Производственное освещение по СанПиН

Освещенность по СанПиН и коэффициент пульсации для рабочих мест на предприятиях зависит от разряда зрительной работы, размера рабочего объекта и характеристик фона, на котором производится работа с объектом. В 2022 году эти показатели отличаются для естественного и искусственного света. Эти требования изложены в таблицах табл.5.24 СанПиН освещения.

Для проведения работ класса точности с I по III применяется искусственное и комбинированное освещение. В таблице указаны общие показатели освещенности в зависимости от показателей контраста и подразряда. Более подробная информация – в табл.5.24 СанПиН освещения.

Искусственный свет по СанПиН в 2022 году:

I классII классIII классIVVVI и VIIVIII
Освещенность1250-5000750-4000400-2000400-75040020020-200
UGR19-2219-2222-2525252528
Кп10%10%15%20%20%20%20%

Параметры освещения рабочих мест на производстве с использованием естественного света применяются для работ класса точности IV и ниже. При грубой точности и выше показатели контрастности и фона не учитываются.

Естественный свет по СанПиН:

Освещение в детских садах по СанПиН

В детских учреждениях по СанПиН 2022 года обязательно должно быть верхнее, боковое или двустороннее естественное освещение.

Параметры инсоляции и освещения солнечным светом в дошкольных учреждениях изложены в таблице 5.59 в п.166 СанПиН.

Согласно таблице совокупная длительность инсоляции составляет:

  • 2,5 часа для северной зоны в весенне-летний период.
  • 2 часа для центральной зоны в тот же период.
  • 1,5 часа для южной зоны в период с 22 февраля по 22 октября.

В этот период включается минимум 1 час в случае, если инсоляция прерывается по объективным причинам. Весенне-летний период – с 22 апреля по 22 августа. Расчет параметров инсоляции выполняется по инсоляционным графикам и солнечным картам.

Нормативы величин естественного света в детских учреждениях в зависимости от назначения помещений согласно табл. 5.54 п.161 СанПиН:

  • КЕО при верхнем световом потоке – 2-4%.
  • КЕО при боковом световом потоке – 0,5-1,5%.

Общие параметры для искусственного освещения по СанПиН следующие:

  • освещенность – 75-400 лм.
  • UGR – 14-18.
  • Кп – 10-20%.

Параметр искусственного света для детских учреждений со слабовидящими детьми – минимум 600 люкс, а для детей со светобоязнью – 300 люкс.

Освещение в школе и школьных классах по СанПиН в 2022 году

Длительность инсоляции помещений в школьных образовательных организациях аналогична величинам для дошкольных учреждений. Согласно п.168 СанПиН инсоляция может отсутствовать в классах, где преподают информатику, черчение, физику, рисование и химию.

Показатель равномерности освещенности для учебных классов по СанПиН в 2022 году составляет минимум 0,6.

Суммарный уровень освещенности для детей с поражениями зрения составляет:

  • 1000 лк при высокой степени осложненной близорукости и дальнозоркости.
  • 1000-1500 лк при поражении сетчатки и зрительного нерва (без светобоязни).
  • максимум 500 лк при светобоязни.

Параметры для искусственного света в различных помещениях образовательных учреждений следующие:

  • освещенность – 150-400 лм.
  • UGR – 21-25.
  • Кп –10-20%.

Освещение в медицинских учреждениях по СанПиН

Согласно требованиям к освещению рабочих мест в помещениях общественных зданий, а также сопутствующих им производственных помещениях, изложенных в табл. 5.25 СанПиН, параметры нормативов освещенности для медицинских помещений различного типа будут отличаться.

Нормы естественного света по СанПиН в 2022 году:

Нормативы искусственного света для медицинских учреждений по СанПиН в 2022 году:

ОсвещенностьUGRКп
Медицинские кабинеты в детских учреждениях5002110
Кабинеты в санаториях3002115
Палатные отделения300-5002115-20
Оперблоки300-5002110-15
Регистратуры2002420
Кабинеты диагностики5002110
Кабинеты врачей других специальностей3002115
Лаборатории разного типа200-50021-2410-20
Дезинфекционные помещения75-40021-2410-20
Аптеки300-5002110-15
Центры гигиены2002420
Станции скорой помощи30021-2415-20

Освещение по СанПиНу в стоматологии

Нормативы по искусственному свету в стоматологических кабинетах по СанПиН:

  • освещенность – 500 лм.
  • UGR – 21.
  • Кп –10%.

Что касается естественного света, то параметры таковы:

  • КЕО при верхнем освещении – 4%.
  • КЕО при боковом освещении – 1,5%.
  • КЕО при верхнем совмещенном освещении – 2,4%.
  • КЕО при боковом совмещенном освещении – 0,9%.

Допустимый уровень интенсивности УФ-излучения от стоматологических приборов с полимеризационными лампами с диапазоном волн 280-400 нм составляет 0,33 Вт/м 2 . Приборы с меньшими длинами волн к использованию не допускаются.

Освещение в ночное время по СанПиН в 2022 году

Предельные параметры освещенности на уровне земли для придомовых территорий образовательных учреждений, организаций для проживания детей без попечения родителей и мест временного размещения иммигрантов указаны в табл.5.56 СанПиН.

Для придомовых территорий средняя горизонтальная освещенность на уровне земной поверхности на площадке у входа в основное здание составляет от 6 до 10 лк. Для остальных мест этот показатель равняется 1-4 лк.

Освещенность в организациях для детей-сирот и тех, кто остался без родительского попечения, составляет 10 лк во время нахождения детей на территории. Норма освещенности для организаций со слабовидящими детьми равна 20 лк.

Максимальная величина вертикального освещения пешеходных улиц, прилегающих к спальным корпусам медицинских учреждений, а также окон палат этих корпусов, составляет 5 лк.

Вертикальная освещенность на окнах зданий в зависимости от величин средней яркости и освещенности варьируется от 7 до 20 лк.

Освещение в подъездах

Нормативы освещенности для входов в вестибюли в образовательных, культурных и развлекательных организациях следующие:

  • для искусственного света – освещенность равна 150 лк, а UGR=24.
  • для естественного света КЕО= 0,4% при совмещенном боковом освещении.
  • средняя освещенность рабочих поверхностей – минимум 30 лк.

Для тамбуров в прилегающих лестничных клетках максимум освещенности по СанПиН в 2022 году равен 100 лк, а КЕО=0,2% для совмещенного бокового освещения.

Освещение лампами холодного спектра светоизлучения по СанПиН в 2022 году

Применение светодиодных ламп холодного спектра излучения с температурой свыше 4000 К в помещениях не допускается.

Светодиодное освещение

Светодиодные световые приборы должны быть оборудованы защитным углом в 90 градусов с целью исключения воздействия на глаза прямого светового потока. Применение открытых светодиодов не допускается. Максимальная габаритная яркость составляет 5000 кд/м 2 . При более высоких значениях яркости рекомендуется установка специальных рассеивателей, которые снизят показатели до нормативных значений.

Нюансы

Ну а, так как четких регламентирующих документов вроде бы нет, светодиодная индустрия моментально начала настойчиво продвигать все свои продукты в школы и университеты, в детские сады и интернаты, расхваливая и доказывая экономичность и энергоэффективность на все лады.

Кто-то из руководителей образовательных учреждений не торопится заменять освещение на светодиодное, кто-то ждет четких разъяснений или распоряжений со стороны госструктур, а кто-то уже вынужден менять светильники в связи с истекшим сроком эксплуатации текущего освещения, и зачастую, не имея четкой и прозрачной системы требований, ставит в своих учреждениях то, что по сути не соответствует даже ныне утвержденным нормам.

Как определить, какие светодиодные светильники разрешено устанавливать в образовательных учреждениях?

Давайте включим логику и почитаем действующие санитарные правила и нормы более вдумчиво, чтобы спрогнозировать изменения, которые будут более корректно регламентировать использование светодиодных светильников в образовательных учреждениях, когда Министерство Здравоохранения закончит все работы над следующими поправками к действующему СанПиНу.

Какие конкретные типы текущих светодиодных светильников наиболее близко соответствуют тем требованиям, которые ныне действуют для освещения школ и детских садов, а также прочих образовательных учреждений?

Для этого достаточно более детально разобрать каждый подпункт соответствующего СанПин.

Ряд сегодняшних производителей светодиодного освещения ограничивается для этого первым пунктом:
7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
То есть, получают общий сертификат ТС, который объединил в себе ранее используемые Сертификат Соответствия и Гигиенический Сертификат. И с этим документом пытаются доказать директорам школ, что, мол, все в соответствии с нормами.

Но по факту отнюдь не все светильники на самом деле подойдут для освещения в классах и аудиториях.
Для этого достаточно внимательно изучить прочие пункты СанПин.

К примеру, буквально следующий пункт следует разобрать со всей тщательностью:
7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

1) Спектр цветоизлучения в данном пункте указан весьма нечетко. С чем это связано на данный момент, догадаться несложно - большая часть текущего СанПиНа унаследовала текст из ранней версии, так как более конкретная классификация у люминесцентных ламп отсутствовала.
Теперь же, с появлением светодиодных аналогов и разнообразием их цветопередачи стоит заметить, что в данном случае следует применять светодиодные светильники с цветностью света от 2700К до 5000К. Именно этот диапазон температуры цвета принято относить к значениям тепло-белый (2700К-3500К), белый (4000К-5000К), естественно-белый (3500К-4500К).

С чем это связано?
Данный диапазон наиболее близок к естественному освещению в дневное время, и комфортно воспринимается зрением.
Если более мягкий и уютный тепло-белый (2700К-3500К) более рекомендован к установке в дошкольных учреждениях, то все прочие (от 3500К до 5000К) - к установке в классах школ и аудиториях ВУЗов.
Это связано напрямую с особенностями человеческого восприятия - тепло-белый цвет свечения действует на нас успокаивающе, умиротворяюще, ассоциируется с уютом и комфортом, а естественный белый повышает работоспособность, восприятие, тонизирует мозговую активность.

Следует отметить, что есть еще одна разновидность - холодный белый (свыше 5000К). Это свечение является наиболее ярким и высококонтрастным, но повышает утомляемость и при длительном воздействии в течение дня действует на человека угнетающе. Поэтому светильники с цветностью свыше 5000К не рекомендованы для образовательных учреждений.

3) Еще одна крайне важная деталь - показатель дискомфорта Мт. Это критерий оценки дискомфортной блескости, вызывающей неприятные ощущения при неравномерном распределении яркостей в поле зрения. Показатель дискомфорта (М) характеризует степень неудобства или напряженности при наличии в поле зрения точечных источников повышенной яркости.
Именно поэтому все осветительные приборы (или источники света) в помещениях длительного пребывания людей имеют матовую защитную оболочку. В случае с лампами накаливания - это матовые плафоны, в случае с люминесцентными лампами - непосредственно колбы самих ламп.

Таким образом, чтобы соответствовать указанному показателю, все светодиодные источники света в помещениях образовательных учреждений необходимо также скрывать за матовым рассеивателем, так как точечная яркость светодиодов недостаточно комфортно нивелируется другими типами рассеивателей (призма, микропризма, колотый лед и прочее).

4) Опосредованно к показателю дискомфорта следует относить также и коэффициент пульсации. Он характеризует относительную глубину пульсации освещенности (в %) в заданной точке помещения при питании ламп от сети переменного тока. Неконтролируемая пульсация освещенности приводит к повышенной опасности травматизма при работе с движущимися и, в особенности, с вращающимися объектами, а также к зрительному утомлению. В нормах России для большинства зрительных работ установлено значение Кп не более 20.

Что касается светодиодных источников света, то все они работают от постоянного напряжения, и коэффициент пульсации светодиодных светильников, как правило, связан с тем, насколько качественно драйвер (блок питания светильника) преобразует переменный ток в постоянный. В подавляющем большинстве случаев, коэффициент пульсации светодиодных светильников 80
4) Коэффициент пульсации минимальная сумма заказа на сайте составляет 15 тысяч рублей , так как на сайте выложены оптовые цены. При формировании запросов на сумму ниже обозначенного минимума будьте готовы к установлению розничной наценки +25%.

Освещение в образовательных учреждениях должно быть безопасным и комфортным для обучающихся, способствовать созданию оптимальной визуальной среды, которая помогает концентрации в процессе учёбы.

Естественное освещение предусматривают во всех учебных помещениях.

Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.

В классах должно быть боковое естественное левостороннее освещение.

Если глубина помещения больше 6 м обязательно предусматривают дополнительный источник света справа. Нельзя, чтобы основной поток света шёл спереди и сзади от обучающихся.

Двустороннее боковое естественное освещение может применяться в мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах. Желательно, ещё на этапе проектирования предусмотреть следующие моменты: окна учебных классов ориентировать на юг, юго-восток и восток, окна кабинетов черчения, рисования, и кухни ориентировать на север, окна кабинетов информатики- на север, северо-восток.

Оконные шторы и жалюзи не должны быть изготовлены из поливинилхлоридной плёнки, не должны снижать уровень естественного освещения и быть ниже подоконника.

Нельзя закрашивать оконные стекла, расставлять на подоконниках цветы, это снижает уровень естественной освещенности.

Мыть окна необходимо не реже двух раз в год (осенью и весной).

Искусственное освещение

Нельзя одновременно использовать для освещения класса люминесцентные лампы и лампы накаливания.

Классная доска всегда должна быть хорошо освещена.

Для создания оптимальной визуальной среды рекомендовано использовать: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона жёлтого, бежевого, розового, зелёного, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зелёный; для классных досок - темно-зелёный, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

Очистка осветительной арматуры светильников проводится не реже двух раз в год.

Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении, затем их направляют на утилизацию.

Методический материал для руководств учебных заведений, сотрудников технического надзора и родительских комитетов. Будет интересен всем, кто интересуется качеством световой среды в помещениях, где он учится, работает и живет.


Рис. 1. Пример параметров световой среды в классной комнате, с люминесцентными лампами не соответствующей требованиям СП 52.13330.2016 цветопередачи Ra(CRI) 2 — условие, позволяющее смотреть на светильник без визуального дискомфорта. Такая яркость по порядку величины соответствует видимой изнутри помещения яркости оконного проема в солнечный день.

Для потолочных светильников с рассеивателем из матового пластика размерами 600 × 600 мм или 300 × 1200 мм габаритная яркость не превышает допустимые 5000 кд/м 2 , если световой поток не превышает 5000 лм. Этому требованию удовлетворяют почти все подобные светильники.

2.7. Условие неравномерности яркости светодиодных светильников Lmax:Lmin не более 5:1 является требованием использовать рассеиватель, за которым не видно неприятно ярких светодиодов.


Рис. 6. Светодиодный светильник и измерение неравномерности его яркости. Яркость измерена дистанционным яркомером LMK Mobile Advanced

Даже если ряды светодиодов через рассеиватель видны, но рассеиватель изготовлен из матового или опалового пластика, однородность яркости обычно соответствует требуемой.

Контраст яркостей на улице в солнечный день многократно превышает 5:1 и не является большой проблемой. Поэтому если пятна яркости на рассеивателе светодиодного светильника визуально не кажутся значительно ярче светящейся трубки люминесцентной лампы, то и беспокоиться об этом не следует.

2.8. Объединенный показатель дискомфорта UGR характеризует, как много светильников, вызывающих дискомфорт своей яркостью, находится в поле зрения ребенка. Самое большое значение UGR обычно для задних парт в больших классах.

UGR проверяется расчетом в специализированных программах, таких как Dialux, и не может быть проверен после установки светильников в классе.

Если проанализировать требования к расстановке парт и размерам класса из СанПиН 2.4.2.2821-10, окажется, что наиболее неблагоприятный для величины UGR случай — длинный класс с максимальным допустимым расстоянием от дальней парты до доски 8,6 м и тремя рядами двойных парт. На рис. 8 показан расчет UGR в таком классе, освещенном светильниками с довольно большим световым потоком 3600 лм и матовыми рассеивателями. Даже на последних рядах UGR не превысил максимально допустимое значение UGR = 19 из имеющего рекомендательный характер ГОСТ Р 55710-2013 и тем более соответствует требованию UGR ≤ 21 из обязательного к применению СП 52.13330.2016.

В маленьких классах с менее яркими светильниками или с другими типами рассеивателей UGR будет еще меньше. Расчет для худших условий показывает, что нет необходимости рассчитывать UGR для остальных классов, в которых он будет принимать еще меньшие, заведомо соответствующие норме значения.


Рис. 7. Расчет UGR для наиболее неблагоприятного случая в программе Dialux. UGR меняется от UGR = 12 на передних рядах до UGR = 18 для учеников на задней парте по центру, в поле зрения которых одновременно находится максимальное количество светильников

3. Что учесть при замене осветительного оборудования

3.1. Модернизация люминесцентных светильников

Недостаточная освещенность и низкая цветопередача исправляются заменой ламп. Предпочтительный цветовой код новых ламп — 840 (что означает Ra ≥ 80, КЦТ = 4000 К) или, если желательна повышенная цветопередача, 940.

Высокий коэффициент пульсаций светового потока исправляется заменой в люминесцентных светильниках электромагнитных ПРА (дросселей) на электронные, которые обеспечивают минимальные пульсации.

3.2. Замена люминесцентных светильников на светодиодные

Светодиодный светильник при том же световом потоке потребляет минимум вдвое, а обычно втрое меньше электроэнергии, чем люминесцентный старого типа с электромагнитным ПРА. А параметры световой среды получаются не хуже, чем при использовании современных светильников с электронными ПРА и хорошими люминесцентными лампами.

Без ремонта потолка квадратные люминесцентные светильники легко заменяются на квадратные светодиодные, а вытянутые — на вытянутые.

3.3. Сертификация

В настоящее время не существует систем сертификации, подтверждающих, что светильник рекомендован для учебных заведений. Никто не вправе выставлять такие требования или давать такие рекомендации.

3.4. Требования к светильникам

  1. Индекс цветопередачи: Ra ≥ 80 или CRI ≥ 80 для светильников с люминесцентными лампами, и Ra ≥ 90 или CRI ≥ 90 для светодиодных светильников.
  2. Коэффициент пульсации освещенности (или светового потока): Кп ≤ 5 %.
  3. Коррелированная цветовая температура: КЦТ = 4000 К, или КЦТ менее 4000 К, или КЦТ, изменяемая в течение суток.
  4. Тип рассеивателя: матовый (или опаловый).
  5. Условный защитный угол: не менее 90° (т. е. не видно открытых светодиодов).
  6. Габаритная яркость: не более 5000 кд/м 2 .
  7. Неравномерность яркости выходного отверстия Lmax:Lmin не более 5:1.

Желательно, чтобы необходимые параметры указывались в паспорте светильника, так как паспорт является документальным подтверждением соответствия нормативам и при выявленном несоответствии позволяет требовать гарантийной замены оборудования.

3.5. Необходимое количество светильников


В классных комнатах и аудиториях при использовании светильников с люминесцентными лампами удельная установленная мощность не должна превышать 13 Вт/м 2 , а при использовании светодиодных светильников — 8 Вт/м 2 .

ПП РФ №1356 устанавливает с 1 января 2020 года требование к типичным школьным светодиодным светильникам с матовым рассеивателем — иметь световую отдачу не менее 105 лм/Вт. Этого значения с небольшим запасом достаточно, чтобы соблюсти требования и по указанной выше установленной мощности, и по освещенности.

3.6. Экономическая целесообразность замены светильников на светодиодные

Требование к установленной мощности при использовании люминесцентных светильников не более 13 Вт/м 2 выполнимо только при использовании современных светильников, сопоставимых по стоимости со светодиодными. При этом, учитывая, что световая отдача светодиодных светильников все равно выше, целесообразно выбирать их.

Выбирая, оставить люминесцентные светильники старого типа или поставить светодиодные с меньшим энергопотреблением, нужно сравнить разницу цен на оборудование со стоимостью сэкономленной электроэнергии за предполагаемый срок службы.

Потребляемую за год электроэнергию Wгод можно рассчитать по формуле:


где P — суммарная мощность всех светильников в ваттах, tгод — время работы светильников за год в часах. По данным из проекта ГОСТ 32498—20хх, при 2-сменном режиме школы наработка tгод за год составляет 2250 часов.

При разнице энергопотребления в два раза и разумном сроке окупаемости светильников 3…5 лет стоимость замены может оказаться оправдана.

4. Юридические и этические аспекты

Проверить характеристики установленных светильников, а также создаваемую ими освещенность можно в темное время суток с помощью портативных приборов: люксметра, пульсметра и спектрометра. Протокол измерений имеет юридическую значимость, если приборы внесены в реестр средств измерений и имеют действующие свидетельства о поверке или калибровке.
В любом регионе есть представительства светотехнических компаний и лабораторий, которые по запросу пришлют в школу представителя с поверенными измерительными приборами.
Если люксметра, пульсметра и спектрометра найти не удалось, большинство параметров осветительной системы можно проверить на основании данных из паспортов светодиодных светильников и цветового кода в маркировке люминесцентных ламп.

Паспорта светильников, сертификаты соответствия и копии протоколов, на основе которых сертификаты выписаны, хранятся у завхоза или в бухгалтерии и могут быть затребованы для ознакомления. В паспортах должны быть приведены необходимые для составления протокола осмотра осветительной системы параметры. Дополнительным документом, иногда предоставляемым производителем, является протокол светотехнических испытаний светильника, подтверждающий указанные в паспорте характеристики. Этот комплект документов важен тем, что определяет ответственность производителя.

Выявленное несоответствие фактических, полученных измерениями, значений заявленным в паспортах светильников является основанием для гарантийной замены оборудования. Если производитель от ответственности отказывается, необходимо обратиться в Роспотребнадзор.
Если необходимые для соответствия санитарным нормам параметры в паспорте светодиодного светильника не указаны или указаны и не соответствуют нормативам, ответственность за несоответствие несет подписавший приказ о закупке.

Школа, возможно, не позволит представителям родительского комитета провести осмотр осветительной системы и не предоставит для ознакомления паспорта светильников, тем более для составления протокола. Но предложение родительского комитета такое обследование провести, несомненно, приведет к тому, что школа проведет обследование сама или закажет экспертизу. Что, в свою очередь, приведет к выявлению и устранению проблем.

Важно то, что определение несоответствия освещения нормативам не вызывает и не обостряет противостояния родители — школа, но направляет уже существующие отношения в конструктивное русло. Любые обстоятельства можно обсудить и решить ко всеобщему удовлетворению.

Если изменить не получается совсем ничего, можно согласиться с тем, что рано или поздно проведут капитальный ремонт здания и у следующего поколения учащихся освещение будет хорошим. А этому поколению вдобавок к высокой учебной нагрузке, чрезмерному использованию смартфонов и недостаточности прогулок придется пережить и низкое качество освещения.

5. Шаблон протокола осмотра осветительной системы

Пошаговое заполнение протокола осмотра позволяет найти проблемы осветительной системы и сделать однозначный вывод о необходимых мерах.

Если измерить некоторые параметры нет возможности, но расчет или экспресс-оценка показывают соответствие нормам, в протоколе отмечается, что претензий к этим параметрам нет. Результат оценки юридически не значим, но отсутствие претензий — значимо.


Рис. 6. Шаблон протокола осмотра. Ссылка на файл: yadi.sk/i/kVk2OAcyXMMFKw

Авторы

Данный документ имеет статус препринта, и опубликован для публичного обсуждения со всеми заинтересованными лицами и организациями.

Редакция v2.6 от 2021.04.28, лицензия: cc by

Благодарности

За помощь в работе выражаем благодарность родителям школьников Ивану и Светлане Черновым, Марии и Павлу Ярыкиным, Вадиму Григорову, главе представительства компании ERCO в России Роману Мильштейну, инженеру Владиславу Лямину.

У большинства людей, страдающих близорукостью, нарушение зрения начинается в возрасте до 14 лет. Около 32% российских выпускников средней школы имеют миопию слабой или средней степени. В этом виноваты многие факторы, в том числе недостаточная освещенность рабочего места в школе. Для профилактики проблем со зрением законодательно утверждены нормы и гигиенические требования к освещенности в учебных заведениях. Они изложены в документе Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Освещение в школе: требования, нормы СанПиН

Нормы освещенности и температуры свечения для учебных заведений

Основной показатель для нормирования освещения – уровень освещенности. Он измеряется в люксах (лк). Для разных типов помещений установлены соответствующие нормы:

Тип помещения и объект

Уровень освещенности
Е, лк

Классные кабинеты, лаборатории на поверхности рабочего стола

На классной доске

Кабинеты черчения и рисования на столах

Кабинеты информатики на столе

Мастерские по обработке металлов и древесины на станке

Кабинеты и комнаты преподавателей на столах

Спортивный и актовый залы на полу

Еще один фактор – спектр цветоизлучения. В учебных классах, согласно СанПиН, свет должен быть белым, естественно-белым или тепло-белым. Это соответствует цветовой температуре 3500-4500 К.

Какие светильники пригодны для школ

Для установки в школьных классах разрешается использовать светильники одного из двух типов:

Но при это нельзя применять в одном помещении светильники разной природы излучения. Размещать их нужно параллельно светонесущей стене. Для освещения доски рекомендуется установка софитов на расстоянии не менее 30 см выше и на отдалении 60 см от доски. Матовые рассеиватели помогут исключить появление бликов.

СанПиН также устанавливает максимально допустимый коэффициент пульсации – 5%. У люминесцентных ламп с электромагнитным пуско-регулирующим аппаратом этот коэффициент может иметь значения от 25% до 60%. К тому же они издают раздражающий шум и требуют несколько минут для перехода в рабочий режим. Допустимым для школ вариантом будут качественные люминесцентные лампы с электронным пуско-регулирующим аппаратом.

Лучшие светильники для сохранения здоровья школьников

Оптимальный выбор для школьных аудиторий любого назначения – светодиодные светильники. Их показатели вписываются во все нормы и гигиенические требования:

Читайте также: