Психологические основы эффективных педагогических технологий кратко

Обновлено: 02.07.2024

Педагогическая психология на современной стадии ее развития переживает достаточно сложные изменения: с одной стороны, идет активный поиск путей и средств интеллектуального и нравственного развития школьников, разрабатываются новые технологии обучения, в том числе компьютерные, открываются лицеи, гимназии и т.д.; а с другой - к проблемам обучения и воспитания падает интерес не только в обществе, но и со стороны психологов-профессионалов.

В таких сложных для развития этого направления психологической науки условиях после длительного перерыва (II Всесоюзная конференция по педагогической психологии состоялась в 1982 г. в Туле) с 25 по 28 сентября 1990 г. в Волгоградском педагогическом институте состоялась III Всесоюзная конференция по педагогической психологии "Психологические основы новых педагогических технологий". В ее работе приняли участие более 500 человек: преподаватели вузов и педагогических училищ, учителя школ, работники институтов усовершенствования учителей, органов народного образования, студенты.

На пленарном заседании были представлены доклады: "Психологические основы проектирования развивающих коммуникативно-ориентированных технологий обучения" (В.В. Рубцов), "Принцип субъектной активности в обучении" (И.С. Якиманская), "Особенности генетико-моделирующего эксперимента в возрастной и педагогической психологии" (Г.И. Минская, Тула), "Концепция идеального и ее связь с теорией учебной деятельности" (В.И. Шимина, Воронеж), "Влияние содержания обучения на психическое развитие школьников" (Л.К. Максимов). Было убедительно показано, что современная система обучения и воспитания школьников всех возрастных групп имеет большое количество проблем, решить которые при современных требованиях общества к образованию и воспитанию человека она не в состоянии: усвоение основополагающих понятий страдает формализмом, уровень развития теоретического мышления школьников весьма низок, имеются существенные недостатки в нравственном, художественном, физическом развитии детей. В большинстве случаев дети выступают не субъектами, а объектами обучения и воспитания; недостаточна психологическая подготовка будущих учителей.

В докладах называлось перспективное направление развития педагогической психологии - создание новых систем обучения и воспитания, в которых, например, психическое, в том числе и умственное, развитие ребенка определялось бы содержанием осваиваемых понятий.

Дальнейшее обсуждение докладов проводилось в рамках шести секций.

На секции "Формирование учебной деятельности у школьников различных возрастных групп" были заслушаны доклады и рассмотрены научные материалы, отражающие особенности построения учебной деятельности школьников в русле психологической концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Наиболее содержательно были представлены материалы исследований психологов из Харькова (В.В. Репкин, Н.И. Матвеева, О.К. Бондаренко, А.М. Захарова и др.), Волгограда (Л.В. Чернакова, Л.В. Бондарева, М.В. Галактионова и др.), Москвы (А.И. Домашенко, Ю.А. Полуянов, С.Г. Абрамова, Н.В. Елизарова и др.), а также из Уфы (В.П. Сухов) и Красноярска (Б.И. Хасан, Е.В. Иванова). Так, например, в докладе А.И. Домашенко прослежена последовательность формирования отдельных компонентов учебной деятельности в подготовительных группах детского сада. Показано, что овладение предпосылками учебной деятельности у дошкольников проходит как единый процесс, определяющий все стороны развития личности ребенка. В. П. Сухов продемонстрировал принцип построения учебной деятельности при освоении географических понятий, показал, что ученик внутри такой деятельности становится ее субъектом, что эта деятельность приобретает характер развивающей самое личность. В докладе А.Ф. Карповой (Москва) показаны возможности теории поэтапного формирования умственных действий при изучении древнерусской архитектуры.

Были обсуждены проблемы, возникающие при построении учебной деятельности школьниками различных возрастных групп, изменение характера учебной деятельности в подростковом, старшем школьном возрасте, ее специфика применительно к различным предметам (математика, физика, русский язык, география и т. д.), показана необходимость специального изучения генезиса учебной деятельности, особенности ее динамики в различных возрастах (В.А. Чекалов, Шуйск; Г.И. Гусев, Арзамас).

Большой интерес к работе секции "Диагностика развития познавательной, сферы школьников в различных условиях обучения" проявили преподаватели различных типов учебных заведений, школьные психологи. В докладе Е.Е. Саноговой (Тула) предлагался оригинальный подход к анализу природы воображения у шестилетних детей, рассматривались возможности диагностики уровней развития этой психической функции, составляющей основу детского творчества. Автор представил интересные данные о механизме возникновения образа у шестилеток, о целостном представлении ребенком объекта, к которому он имеет эмоционально-потребностное отношение.

Доклад И.С. Якиманской был посвящен вопросу разработки методик, ориентированных на оценку качества знаний школьников. Подчеркивалась необходимость создания таких методик, которые в отличие от классических психодиагностических методик позволяли бы выявлять и оценивать процессуальную (а не только результативную) сторону деятельности ученика, выраженную в способах проработки им учебного материала.

В докладе В.Г. Степанова (Москва) на основе массовых обследований учащихся и студентов анализировались индивидуальные особенности переработки информации, определяющиеся, в частности, асимметрией левого и правого полушарий коры головного мозга. Особый интерес вызвал экспериментальный материал, показывающий, что у родственников устойчиво проявляются разнообразные "стили" восприятия и переработки зрительной информации.

В докладе В.П. Пегова и В.И. Страхова (Саратов) представлена комплексная методика, рационально сочетающая обучающие и контрольно-оценивающие процедуры; она позволяет обследовать меру усвоения первоклассниками программы по физкультуре, а именно различных элементов гимнастических упражнений (по 100-балльной системе). Составив карту-схему на каждого ученика, где фиксируется качество выполнения гимнастического элемента, учитель может с учетом этих данных корректировать ученика по ходу выполнения им заданного упражнения, формировать необходимые движения.

В центре внимания развернувшейся дискуссии были проблемы использования разработанных в психологии методик педагогической практики. Подчеркивалась необходимость создания банка методик, их стандартизации и валидизации. В выступлениях Е.Ф. Ивановой (Харьков), А.М. Аверина (Нижний Тагил), Т.М. Савельевой (Минск) и других подчеркивалось, что экспериментальные методики, разработанные в целях диагностики уровня развития речи, мышления и практических действий, уже сейчас могут использоваться в контекстной разработке критериев качества знаний. Учителя остро нуждаются в таких методиках. Нужно ускорить их внедрение в школьную практику. Однако их широкое использование предполагает подготовку учителей по применению этих методик; изменение требований к эффективности обучения, пересмотр ряда критериев обученности школьников. Дискуссия еще раз показала, что разработка психологических, основ новых педагогических технологий должна включать диагностические аспекты.

На заседании секции "Связь содержания и форм организации обучения с развитием личности школьников" были обсуждены доклады, посвященные проблемам формирования творческой личности (Уфимская лаборатория, рук. А.З. Рахимов). А.И. Подольский, А.З. Рахимов, О.М. Подольская, А.В. Захаров, В.П. Сухов рассказали о возможности формирования творческой личности в условиях специально организованной учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Г.П. Максимова (Волгоград) высказала сомнение по поводу возможностей учебной деятельности в области развития нравственных начал человека. Может быть, такое замечание у автора возникло потому, что на протяжении нескольких лет формированием учебной деятельности занимаются только на уроках математики, специальные исследования в области других учебных предметов не ведутся. Нет специальной диагностики нравственных качеств, хотя в этом плане проводились исследования Н.Э. Фокиной, О.И. Близнецовой и других.

На секции "Особенности взаимодействия в системах "учитель - ученик", "ученик - учитель". Коллективные формы организации обучения школьников" обсуждались различные подходы к проблеме организации взаимодействий в этих системах (Е.В. Проскура, Киев; Е.В. Демидова, Ленинград; А.А. Глебов, Волгоград; Н.М. Трофимов, Т.А. Крутских, Н.П. Дегтярева, Воронеж). Были показаны возможности коллективных форм организации деятельности учащихся на различных этапах решения учебных задач (Г.А. Вайзер, Москва; В.А. Лионо, Т.А. Лионо, Гродно; Л.Ю. Фомина, Саратов), их влияние на психическое развитие школьников различных возрастных групп.

Секция "Психологические проблемы проектирования новых педагогических технологий" была посвящена вопросам психолого-педагогического обеспечения новых информационных технологий и влиянию этих технологий на развитие школьников. Состоялись демонстрация программных продуктов и дискуссия по содержанию представленных программ. Особое внимание было уделено деятельностному подходу к проектированию учебных предметов (В.В. Рубцов, В.К. Мульдаров, А.М. Медведев, В.А. Львовский, Москва), а также оценке возможностей компьютерных средств в диагностике развития мышления школьников (А.Г. Крицкий, Н.Д. Наумов, Волгоград; О.А. Крончева, Ульяновск; О.И. Тушканова, Волгоград; Л. Лазарева, София, Болгария). Было показано, что в процессе учебной деятельности компьютер может выполнять такие основные функции: моделирование предметного содержания объектов усвоения, что имеет функциональное значение для введения детей в содержание научных понятий; моделирование действий участников при решении учебных задач (благодаря этой функции обеспечивается учебная деятельность); организация учебных действий и учебного сотрудничества.

Проблемам подготовки учителя к работе в условиях реализации новых педагогических технологий была посвящена секция "Подготовка учителя к обучению и воспитанию б современных, условиях". На ней выступили О.И. Близнецова (Волгоград), Н.А. Бостун (Киев), Г.В. Дьяконов (Кировоград), А.М. Аронов (Красноярск), В.В. Сериков (Волгоград), Ф.К. Савина (Волгоград), В.П. Андронов (Саранск) и другие.

Участникам конференции была предоставлена возможность посетить уроки в младших классах сельской школы, в которой уже на протяжении нескольких лет под руководством Л.К. Максимова в русле психологической теории содержательного обучения (В.В. Давыдов) ведутся исследования по обучению младших школьников и младших подростков математике. Кроме этого, здесь строится единая программа математической подготовки в комплексе "Детский сад - начальная школа", внедряется программа по ИЗО (Ю.А. Полуянов) и русскому языку (В.В. Репкин). Группа участников конференции побывала на уроке математики (учитель Н.И. Никулина) и ИЗО (учитель Н.С. Житкова) во II классе и смогла увидеть, как сельские дети осваивают содержание учебных предметов, построенных на идее восхождения от абстрактного к конкретному, как выполняют различные учебные действия, определяющие форму усвоения этого содержания. "Круглый стол", состоявшийся по итогам посещения уроков, дал возможность не только обсудить увиденное на них, но и наметить пути решения некоторых актуальных проблем подготовки учителя к работе в условиях специально организованной учебной деятельности, разработки учебных пособий для учителей и учащихся. Встреча показала, что психологически грамотный учитель-исследователь является хорошим союзником психологов и педагогов в деле разработки новых педагогических технологий обучения и воспитания.

На заключительном пленарном совещании были заслушаны отчеты руководителей секций, обсуждены предложения и пожелания, высказанные участниками конференции в ходе ее работы, обсуждено и принято постановление, в котором оформлены достижения и недостатки современной педагогической психологии. Избран оргкомитет следующей конференции, которую намечено провести в 1993 г.

► Технология— это совокупность знаний о способах и средствах осуще­ствления образовательной программы на разных этапах обучения (на начальном, среднем и в старшем звеньях школы).

Образовательные технологии связаны с обработкой учебного со­держания — последовательностью усвоения базовых знаний, умений и навыков, их отражением в учебных текстах; рациональными спосо­бами усвоения учебной информации; дидактическим общением учи­теля и ученика.

Таким образом, в образовательных технологиях обучение и учеб­ная деятельность предстают взаимообусловленными и взаимозави­симыми: не только учитель продуцирует и стимулирует психические новообразования у учеников, но и школьники своими учебными дей­ствиями способствуют изменению каких-то отдельных сторон пре­подавания, если таковые недостаточно эффективны. Это относится к разработке дидактических материалов и их использованию.

Можно сказать, что конструирование и реализация образователь­ных технологий возможны только при учете психологических зако­номерностей (к ним относятся особенности восприятия, сукцессив-ное и симультанное отражение образов, характер развития ведущих психических функций на определенном возрастном этапе).

К новым образовательным технологиям подталкивает появление неизвестных данных о психическом развитии и изменениях личности

156 Глава 4. Психологические основы образовательных технологии

Понятие образовательной технологии 157

в процессе обучения, о чем было сказано выше, когда анализирова­лось соотношение созревания, развития и обучения.

Примеров можно привести немало. Напомним о проникновении идей бихевиоризма сначала в американскую школу, а затем — в оте­чественную. Бригадно-лабораторный метод обучения возник в США как реакция на требование сделать знания нужными в жизни каждого ученика. Для этого Э. Паркхер'ст предложил Дальтон-план, согласно которому учащиеся объединялись в группы (бригады) и решали ка­кую-либо задачу сообща, а затем, спустя месяц, отчитывались перед учителем в сделанном.

Положительным в этом методе было то, что школьники учились объединяться для совместного выполнения задания, а следовательно, учитывать мнение друг друга, перераспределять между собой дея­тельность. Вместе с тем данный метод не учитывал индивидуальных особенностей детей. Оценить качество усвоения знаний и выработку навыков было очень сложно.

Справедливости ради следует сказать, что идея связи школы с жиз­нью была не чужда и отечественным педагогам. В системе обучения С. Т. Шацкого ставилась цель ликвидировать детскую безработицу, для чего ученики занимались посильным трудом. Привлекательны­ми в такой системе выглядят и начала будущего проблемного обуче­ния, а также и личностно-ориентированного образования.

Различные поиски перемен и совершенствования учебно-воспи­тательного процесса привели к созданию его оригинальных проектов и технологий. В. В. Давыдов высоко оценивал В. Ф. Шаталова, про­фессиональное и гражданское мужество которого состояло в попыт­ке найти ключ к решению самых острых и больных вопросов образо­вания. К ним в первую очередь относились ликвидация перегрузок школьников, воспитание у них интереса к учению, активности и са­мостоятельности.

Наряду с В. Ф. Шаталовым с 1970-х гг. стали известны имена уче­ных, учителей школ, оставивших заметный след в психолого-педаго-

гической науке в связи с новыми идеями, формами, методами работы учителя или педагогического коллектива. Подтверждение положи­тельных результатов в течение ряда лет, возможность творческого применения данного опыта другими учителями в зависимости от их индивидуальных качеств и условий, в которых протекает обучение, — вот что отличало методы Кобахидзе, директора школы № 77 г. Тби­лиси, С. А. Дзенушкайте, директора Куршенайского детского дома в Литве, учителей-новаторов Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, Т. И. Гончарова, Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенкову, В. Ф. Шаталова и др.

Все они развили идеи выдающихся педагогов и психологов XX в. Так, Ш. А. Амонашвили научно разработал и доказал на практике условия, содержание и особенности обучения детей с 6 лет, становле­ние их социально значимых мотивов учения и гуманизации знаний.

С. Н. Лысенкова продемонстрировала, что при управлении учени­ем младших школьников у них появляется радость от успехов в учеб­ной деятельности, развивается саморегуляция в процессе учения.

И. П. Волков, ученый и учитель рисования, на уроках творчества у младших школьников выявлял и целенаправленно развивал задат­ки и способности, вырабатывал качества личности и деятельности, обусловливающие проявление творчества и инициативы в любой сфе­ре деятельности.

В. Ф. Шаталов на основе опорных конспектов обнаружил резер­вы словесно-логической памяти и творческого мышления школьни­ков, изучающих точные науки, а затем и гуманитарные. С помощью опорных конспектов оказалось возможным выявить новые принци­пы обучения — посильности и открытых перспектив.

Внесение новых элементов в методику преподавания (например, использование листов открытого учета знаний) позволило увидеть иные возможности оценки, ее воспитательного характера.

Каждая оценка, получаемая учеником, заносилась на большой лист — открытого учета знаний. Классный журнал не был тайной. Отметки становились сразу известны не только классу, но и всей школе. Кроме того, учитель в листах взаимоконтроля видел циклы усвоения программы. Если что-то осталось непонятным, сразу же по­сле уроков ученик прикреплялся к кому-то из детей-консультантов.

Общее представление об образовательных технологиях завершим упоминанием воспитательной системы И. П. Иванова. Это важно, потому что обучение формирует не только познавательные психиче­ские новообразования (скажем, способы запоминания или умствен-

158 Глава 4. Психологические основы образовательных технологий

ные действия), но и изменения в нравственной, эмоциональной, во­левой и ценностной сферах.

И. П. Иванов считал, что, используя наследие отечественных пе­дагогов, опираясь на опыт коллективной организаторской деятель­ности, методику творческого содружества поколений, надо заботиться о педагогах и школьниках и организовывать коллективные творче­ские дела, основанные на общей заботе. Студенты-педагоги обсуждали, как и чем они могли помочь школам. Этому предшествовали встречи с педагогами и изучение педагогической литературы. Затем проекты сравнивались и отбирались те, которые были наиболее целесообразны.

В назначенный день студенты и педагоги приезжали в школу и создавали там разновозрастные объединения. Далее рассказывалось, какую радость или пользу и кому можно принести. Выбирался совет из представителей каждого объединения. Этот совет детально проду­мывал предстоящую операцию.

Под коллективным творческим делом понималось общественно важное действие, поскольку дети искали лучшие пути, способы, сред­ства решения жизненно значимых вопросов. Коллективное творче­ское дело — это конкретное воплощение многогранной гражданской заботы в единстве практической, организаторской, воспитательной сторон.

И. П. Иванов разработал алгоритмы содружества и стадии успеш­ности таких дел:

♦ предварительная работа воспитателей;

♦ коллективная подготовка дела;

♦ коллективное подведение итогов;

♦ ближайшее последействие коллективного творческого дела.

Обучение на основе теории Л. В. Занкова 159

И хотя содержание проводимого дела нередко оказывалось идео­логизированным и ангажированным, все же нельзя не увидеть роль взаимопомощи и содружества, которые относятся к вечным ценностям.

В этом разделе мы попытались дать общее представление об обра­зовательных технологиях. В дальнейшем остановимся непосредственно на тех, что способствуют умственному развитию и раскрытию творче­ских способностей личности, как наиболее интегративных показателях изменений психических функций и чаще всего применяемых в шко­лах.

Учебная дисциплина призвана решать следующие основные задачи: 1. дать представление о преподаваемой деятельности; 2. развивать личностно-профессиональные педагогические качества будущего педагога; 3. сформировать систему ЗУНов по организации учебно-воспитательного процесса. Одной из приоритетных технологий в преподавании дисциплин педагогического цикла является деятельностная технология обучения, так как ведущая цель ее использования - подготовка профессионала-специалиста обладающего запасом хорошо сформированных умений, способного квалифицированно решать профессиональные задачи. Учебные занятия выстраиваются таким образом: после теоретического блока следует практический, где студентам предлагаются задания по решению педагогических ситуаций; моделирование учебно-воспитательного процесса, анализ психолого-педагогических задач, деловая игра. Личностно-ориентированные технологии обучения включает такие элементы как: организация индивидуальной самостоятельной работы студентов. включение элективных курсов и работ в преподавание. опережающая самостоятельная работа студента перед лекцией с использованием информационных технологий. индивидуальные формы контроля и проверки ЗУН. программированное обучение. проективное образование с учетом своего темпа работы по выполнению индивидуального задания. Технология концентрированного обучения. Данная технология представляет собой интерпретацию широко известного активного метода погружения. Погружение - метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Этот метод с той или иной глубиной использовался В.Ф. Шаталовым, Ш.А. Амонашвили, А.Тубельским и др. Концентрированное обучение - это система организации обучения, которая максимально сближает учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ




Учебная дисциплина призвана решать следующие основные задачи: 1. дать представление о преподаваемой деятельности; 2. развивать личностно-профессиональные педагогические качества будущего педагога; 3. сформировать систему ЗУНов по организации учебно-воспитательного процесса. Одной из приоритетных технологий в преподавании дисциплин педагогического цикла является деятельностная технология обучения, так как ведущая цель ее использования - подготовка профессионала-специалиста обладающего запасом хорошо сформированных умений, способного квалифицированно решать профессиональные задачи. Учебные занятия выстраиваются таким образом: после теоретического блока следует практический, где студентам предлагаются задания по решению педагогических ситуаций; моделирование учебно-воспитательного процесса, анализ психолого-педагогических задач, деловая игра. Личностно-ориентированные технологии обучения включает такие элементы как: организация индивидуальной самостоятельной работы студентов. включение элективных курсов и работ в преподавание. опережающая самостоятельная работа студента перед лекцией с использованием информационных технологий. индивидуальные формы контроля и проверки ЗУН. программированное обучение. проективное образование с учетом своего темпа работы по выполнению индивидуального задания. Технология концентрированного обучения. Данная технология представляет собой интерпретацию широко известного активного метода погружения. Погружение - метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Этот метод с той или иной глубиной использовался В.Ф. Шаталовым, Ш.А. Амонашвили, А.Тубельским и др. Концентрированное обучение - это система организации обучения, которая максимально сближает учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Основные требования (критерии) педагогической технологии :

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

- взаимосвязью его частей,

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

· Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

· Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

· Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУосуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

· здоровьесберегающие технологии;

· технологии проектной деятельности

· технология исследовательской деятельности

· информационно-коммуникационные технологии;

· личностно-ориентированные технологии;

· технология портфолио дошкольника и воспитателя

· игровая технология

· Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит :

· от типа дошкольного учреждения,

· от продолжительности пребывания в нем детей,

· от программы, по которой работают педагоги,

· конкретных условий ДОУ,

· профессиональной компетентности педагога,

· показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий :

1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др., ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

2. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

4. Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи :

· идти в ногу со временем,

· стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

· наставником в выборе компьютерных программ,

· сформировать основы информационной культуры его личности,

· повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

· Легкость для самостоятельных занятий детей

· Развитие широкого спектра навыков и представлений

· Развитие воображения, мышления, памяти

· Говорящие словари иностранных языков

· Простейшие графические редакторы

· Обучение чтению, математике

· Использование мультимедийных презентаций

· предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

· несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

· движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

· обладает стимулом познавательной активности детей;

· предоставляет возможность индивидуализации обучения;

· в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

· позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий :

· Недостаточная методическая подготовленность педагога

· Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

· Бесплановость, случайность применения ИКТ

· Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога :

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

1. Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

· гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

· постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

· подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

· оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

· заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

6. Технология портфолио дошкольника

Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

· диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,

· содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,

· рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко

Педагогические технологии воспитателя ДОУ Цели (принципы) деятельности воспитателя ДОУ Виды работ, посредством которых реализовывалась каждая задача Результаты, достигнутые при решении.

Педагогические технологии Современные педагогические технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология.

Педагогические технологии Педагогические технологии Современные педагогические технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической.

Педагогические технологии в работе воспитателя Педагогические подходы это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с учащимися,.

Современные педагогические технологии настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых.

Вы здесь: Главная РАЗДЕЛ 2. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Тема 2. Психологические основы образовательных технологий

Тема 2. Психологические основы образовательных технологий

  1. Парадигма традиционной системы образования
  2. Традиционное обучение: суть, достоинства и недостатки
  3. Взаимодействие учителя и учащегося при традиционном обучении
  4. Способы совершенствования методов обучения
  5. Способы совершенствования содержания учебного предмета
  6. Методы активного обучения
  7. Основные характеристики развивающего обучения
  8. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова
  9. Дидактическая система развивающего обучения А.В. Занкова
  10. Сравнение принципов дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова и традиционного обучения
  11. Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки
  12. Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации
  13. Типы проблемных ситуаций (поТ.В. Кудрявцеву)
  14. Взаимодействие учителя и учащегося при программированном обучении
  15. Теория поэтапного формирования умственных операций П.Я. Гальперина
  16. Психолого-педагогические принципы деловой игры
  17. Возможности метода групповой дискуссии

Парадигма традиционной системы образования

Традиционное обучение: суть, достоинства и недостатки

Взаимодействие учителя и учащегося при традиционном обучении

Способы совершенствования методов обучения

Способы совершенствования содержания учебного предмета

Методы активного обучения

Основные характеристики развивающего обучения

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова

Дидактическая система развивающего обучения А.В. Занкова

Сравнение принципов дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова и традиционного обучения

Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки

Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации

Типы проблемных ситуаций (поТ.В. Кудрявцеву)

Взаимодействие учителя и учащегося при программированном обучении

Теория поэтапного формирования умственных операций П.Я. Гальперина

Психолого-педагогические принципы деловой игры

Возможности метода групповой дискуссии

Читайте также: