Язык программирования паскаль 7 класс план урока

Обновлено: 04.07.2024

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Технологии обучения: информационно-коммуникационная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества, личностно-ориентированное обучение.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры с установленной средой программирования Pascal ABC, настроенная локальная сеть, конспект для учащегося раздаточные карточки-задания.

План урока:

1. Оргмомент. Подготовка к изучению нового материала 2 .

  • Алгоритм. Свойства алгоритмов.
  • Способы записи алгоритмов.
  • Базовые структуры алгоритмов.

Ожидаемые результаты: (демонстрируются при положительных результатах на экране слайды 1 и 2 Приложения 1) 3

2. Объяснение нового материала 4

2.1 Языки программирования, их назначе­ние, особенности

Языки программирования предназначены для создания программ, которые могут быть исполнены ЭВМ или другими автоматическими устройствами, например, станками с числовым программным управлением. (Приложение 1, слайд 5)
Исходя из этого, можно сказать, что эти языки формальны, то есть они используют специальную систему команд, имеют свой алфавит и свои правила написания (синтаксис).
Существует достаточно большое количество различных языков программирования. Все они созданы так, что их команды понимает то устройство (в данном случае — ЭВМ), на которое они рассчитаны.
Языки программирования можно разделить на две группы – языки высокого уровня и языки низкого уровня (машинные).
К языкам низкого уровня относится язык Ассемблер, в котором программа пишется в основном на уровне машинных кодов.
Языки высокого уровня позволяют писать программу с помощью условных обозначений, близких к языку человека.
Все языки высокого уровня условно можно разделить на две группы – алгоритмические языки (процедурные) и логические (непроцедурные, объектно-ориентированные).
Алгоритмические – предполагают реализацию алгоритма в виде последовательности операций с данными. При этом программы имеют жесткую структуру, определенную форму записи. (Приложение 1, слайд 6)
К первой группе языков относятся такие языки, как БЕЙСИК, ПАСКАЛЬ, ФОРТРАН, АЛГОЛ, СИ и другие.
Вторые – описывают отношения между объектами и величинами, но при этом явно не указывают, какие именно операции нужно провести и в какой последовательности. К этим языкам относится, в частности, язык ПРОЛОГ. (Приложение 1, слайд 7)
Кроме того, языки можно разделить еще и по их назначению.
Так, например, языки, перечисленные выше, можно назвать языками общего пользования, универсальными. Эти языки могут быть использованы как профессиональными программистами, так и начинающими (учениками, студентами и т.д.). Посредством этих языков можно решать как задачи вычислительного характера, так и работать с графикой, звуком, работать с текстом.
Мы и будем изучать такие языки, в частности язык ПАСКАЛЬ.
Алгоритмические языки общего назначения различаются своими возможностями, то есть тем кругом задач, которые с помощью них можно решить, и по типу преобразования алгоритма в команды, понятные ЭВМ.
Все дело в том, что программа, написанная на языке программирования, это в большинстве случаев текст.
А ЭВМ, как вы уже знаете (используем то, что учащиеся уже знают принцип работы ЭВМ), работает на двоичных кодах. Следовательно, алгоритм, введенный в ЭВМ на каком-либо языке программирования, должен быть преобразован в специальные коды. Для этого в состав языка программирования входит специальная программа – транслятор, которая и выполняет эту задачу.

Трансляторы можно разделить на две группы по их работе – компиляторы и интерпретаторы. (Приложение 1, слайд 8)
Языки программирования, имеющие в своем составе интерпретатор, чаще всего являются строчно-ориентированными языками, то есть команды записываются в строке, каждая из которых имеет свой номер. Выполнение программы происходит в последовательности номеров строк. Таким языком является, в частности, БЕЙСИК (Стандартный)
Интерпретатор читает строку программы, транслирует ее в коды ЭВМ и немедленно выполняет, затем переходит к следующей. При обнаружении ошибок специальный отладчик сообщает об ошибке, исполнение программы останавливается.

Компилятор действует иначе. Он сначала просматривает всю программу, отмечает все ошибки и только после того, как все ошибки исправлены, – компилирует программу, то есть в памяти создает программу в машинных кодах и после этого ее исполняет.
Большинство языков имеют в своем составе компилятор, так как они работают быстрее. К языкам такого уровня относятся ПАСКАЛЬ, СИ, Q-BASIC и многие другие.

2.2 Знакомство с программной средой Pascal ABC

Теперь переходим к изучению языка – ПАСКАЛЬ. Точнее, учебной системы программирования Pascal ABC (автор – С.С.Михалкович).
Система Pascal ABC предназначена для обучения программированию на языке Паскаль и ориентирована на школьников и студентов младших курсов. Система Pascal ABC основана на языке Delphi Pascal.

(Запуск программы на демонстрационном экране).


Загрузка системы осуществляется запуском файла .

После загрузки системы на экране появляется рабочий стол системы. Его вид может несколько различаться у разных версий, но в целом он типичен. В верхней части экрана расположено главное меню, в нижней – окно вывода. 5


Интерфейс программы очень удобен и прост. Программа открывается в своем окне аналогичном стандартным окнам ОС Windows с такими же элементами окна 6 .
Для запуска команды выполнения файлов используем инструмент.


Файлы имеют расширение .pas 7

2.3 Знакомство со структурой программы на языке Паскаль

Основные понятия 8

Как и любой алгоритм, являющийся последовательностью инструкций, программа на языке Паскаль состоит из команд (операторов), записанных в определенном порядке и формате.
Команды позволяют получать, сохранять и обрабатывать данные различных типов (например, целые числа, символы, строки символов, т.д.).
Кроме команд в записи программы участвуют еще так называемые "служебные слова", организующие структуру программы.
Вам уже известно, что основное назначение компьютера – облегчить человеку работу с большими объемами информации, поэтому подавляющее большинство программ построено по одному, довольно простому принципу: (Приложение 2, слайд 2)
Все эти действия реализуются через имеющиеся в языках программирования команды, алгоритмические структуры и структуры данных.

Основная структура программы

Правила языка Паскаль предусматривают единую для всех программ форму основной структуры (Приложение 2, слайд 3):

Program ;
;
Begin
;
End.

  • Описание меток (Label)
  • Описание типов (Type).
  • Описание констант (Const).
  • Описание переменных (Var).
  • Описание процедур и функций (Procedure, Function).

При отсутствии таких объектов, соответствующий подраздел может быть опущен.

Алфавит языка

Основу любого языка составляет алфавит, то есть конечный, фиксированный набор символов, используемых для составления текстов на данном языке (в нашем случае – программ). (Приложение 2, слайд 4)

  • буквы латинского алфавита; (Вопрос: Сколько букв? Ответ: 26)
  • арабские цифры; (Вопрос: Сколько цифр? Ответ: 10)
  • специальные знаки. (Вопрос: Кто подскажет? Ответ: .,;:<> и т.д.)

Использование символов первой группы чаще всего вопросов не вызывает, но свои тонкости здесь имеются.
– Во-первых, это употребление заглавных и строчных букв. Большинство существующих трансляторов не различают буквы разных регистров. Таким образом, записи "progRaM" и "PROGram" будем считать идентичными.
– Во-вторых, некоторые символы латиницы и кириллицы совпадают по начертанию. Нельзя ли вместо буквы "К" латинской написать "K" русскую?
(Ожидаемый ответ: в программе на ЭВМ – ни в коем случае. На вид они может быть и похожи, но уж коды-то у них совершенно разные, а компьютер, как вам известно, оперирует внутри себя не буквами, а их числовыми кодами). (Приложение 2, слайд 5)
По поводу привычных арабских цифр сказать можно только то, что с их помощью записываются не только числа. Цифры могут использоваться в качестве обыкновенных символов.

Сложнее всего обстоит дело со специальными знаками, поэтому их придется разобрать подробно:

. конец программы, разделение целой и дробной частей вещественного числа (десятичная точка), разделение полей в переменной типа Record;
, разделение элементов списков;
.. указание диапазона;
: используется в составе оператора присваивания :=, а также для указания формата вывода в операторе Writeln;
; отделяет один раздел программы от другого, разделяет операторы;
' используется для ограничения строковых констант;
- + * / ( ) арифметические знаки;
знаки отношений;
= используется в составе оператора присваивания, в разделах описаний констант и типов, используется как знак отношения (равно);
^ используется для именования динамических переменных;
<> ограничение комментариев в программе;
[ ] заключают в себе индексы элементов массивов;
_ символ подчеркивания используется также как любая буква, например, в идентификаторах – вместо пробела.

В процессе изучения языка мы познакомимся с этими знаками.
Возникает вопрос, а как же быть с русскими буквами и другими знаками, имеющимися на клавиатуре? Некоторые версии Паскаля допускают их использование в программе, но стандарт языка этого не подразумевает. Поэтому включать эти символы в программу можно только в качестве строковых констант или внутри комментария, то есть там, где транслятор при компиляции их игнорирует.

Идентификаторы

  • идентификатор должен быть уникальным, то есть одним и тем же именем разные объекты не могут быть названы;
  • идентификатор имеет ограничение по длине (зависит от конкретной реализации языка на компьютере);
  • идентификатор может состоять только из символов латинского алфавита, цифр и знака подчеркивания ("_");
  • идентификатор не может начинаться с цифры.

Например, можно записать имя программы (Приложение 2, слайд 6): Iwanow_Petr_10a, но нельзя: 10а-Иванов Петр (допущены три ошибки: имя начинается цифрой, использовано тире и слова разделены пробелом).
Нельзя использовать как идентификаторы слова, предназначенные для обозначения операторов программы, но можно программу оставить без заголовка.
Понятие переменной и типы данных рассмотрим на следующих уроках.

Раздел операторов

Это основной раздел программы – выполнение программы сводится к выполнению раздела операторов, т.е. к выполнению последовательности операторов, заключенных в
операторные скобки begin….. end.

Для вывода информации в Паскале используется оператор:

Посмотрим первую программу вывода на экран строковой графики.

Задача. Вывести на экран текст в заданном формате (Приложение 2, слайд 8):


Ранее заготовленная программа показывается на демонстрационном экране и экране мониторов учащихся. Учащиеся самостоятельно открывают Pascal ABC, открывают файл , запускают на выполнение. Производится разбор программы при помощи учащихся 9 .


Затем предлагаем учащимся выполнить упражнение на основе готовой программы (Приложение 2, слайд 9):

1. Напишите программу, которая печатает ваше имя в рамочке из звездочек. Пример:

2. (Дополнительно 10 ) Вывести на экран строковый рисунок.

3. Завершаем выполнение задания.

  • Языки программирования делятся на две группы… – это. (Ответ: низкого и высокого уровней).
  • Pascal – язык . (ответ: высокого уровня).
  • Он является алгоритмическим или логическим языком? (Ответ: алгоритмическим).
  • Чем характеризуются алгоритмические языки? (Ответ: алгоритмы имеют жесткую структуру, определенная форма записи в виде последовательности операций с данными).
  • Pascal в своем составе имеет интерпретатор или компилятор? Напоминаю: интерпретатор – выполнение программы построчное; компилятор – просматривает сразу всю программу. (Ответ: компилятор).
  • С какой средой программирования мы работаем? (Ответ: Pascal ABC).
  • Алфавит языка Паскаль составляют. (Ответ: буквы латинского алфавита, арабские цифры, специальные знаки).

Домашнее задание:

– выучить конспект для учащегося;
– составить программу для одной из задач № 1, 2, 3 (на выбор, все три на дополнительную оценку).

Задачи:

1. Вывести на экран символьный рисунок


2. Написать программу, которая рисует пингвина.


3. Написать программу, которая выводит следующий рисунок (Рис. 8).


4. Подведение итогов урока

Учителем дается общая оценка урока. Выставляются оценки ученикам, которые особенно активно проявили себя на уроке. Оцениваются успешно выполненные задания для самостоятельного решения.

Сноски:

2 Проверка готовности класса к уроку. Предоставление учащимся раздаточного материала: конспект для учащегося, карточки с заданиями, карточки с домашним заданием.

3 Не рекомендуется затягивать эту часть урока (3-4 мин.).

4 Первая часть урока (изучение нового материала) проводится в виде лекции с элементами беседы.

5 При изложении этого материала на экране демонстрационного монитора картинка рабочего стола Pascal ABC. Этот материал излагается сжато, заостряя внимание учащихся на основных моментах.

6 Коротко объясняем назначение пунктов главного меню.

7 Уместно провести динамическую паузу. Если кабинет комбинированного типа (парты + компьютерные места), предложить ребятам сделать гимнастику для глаз и мышц верхнего плечевого пояса, затем занять свои места за компьютерами, взяв тетрадь, ручку и конспект для учащегося. Дальнейшее объяснение провести с использованием конспекта и ученических мониторов в режиме демонстрации.

8 На экране окно Pascal ABC с программой ProgVasiya.pas (Рис. 1.1).

9 После разбора задача записывается в тетрадь.

10 Если учащийся, проанализировав предыдущие действия и результаты, удовлетворен своими действиями, то может приступить к выполнению дополнительного задания на оценку, в противном случае, при помощи учителя или учащегося отлично справившемуся с предыдущими заданиями, разбирает демонстрационную задачу и задачу 1 для самостоятельного решения по аналогии.

11 В конспекте слайды презентаций расставлены в местах уместных для сопровождения объяснения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизировать знания учащихся по составлению алгоритмов и программ на языке программирования Pascal линейной структуры.

Учащиеся должны знать:

этапы построения линейных алгоритмов.

Учащиеся должны уметь:

составлять программы для алгоритмов линейной структуры.

Организационный момент.

Постановка целей и задач урока.

Актуализация знаний.

Повторение этапов решения задач на компьютере.

Перечислите этапы решения задач на компьютере.

На каком этапе подбираются формулы, задача решается математически?

На каком этапе проводится построение алгоритма?

Дайте определение алгоритму.

Могут ли в алгоритме действия выполняться непоследовательно (не одно за другим)?

Изучение нового материала.

Структура программы:

var a,b,s: integer;

writeln (‘Сумма чисел равна ’,s);

Операторы ввода, вывода, присваивания:

write (‘Сумма чисел равна ’,s);

writeln (‘Сумма чисел равна ’,s);

Операторы вывода на экран

Алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой, называется линейным алгоритмом.

Программа называется линейной, если она описывает линейный алгоритм.

Закрепление изученного материала. Практика.

Решение задач. Первые 2 задачи – вместе у доски. Решение записать в тетрадь.

Задача 1. Треугольник

Известны стороны треугольника A,B,C. Найти его периметр

var a,b,c,p: integer;

writeln (‘Периметр треугольника равен ’, p);

Задача 2. Мыши

Сколько хвостов, лап и ушей у N мышей?

var n, l, u, h: integer;

writeln (‘У ’, n, ‘ мышей ‘, h, ‘хвостов’);

writeln (‘У ’, n, ‘ мышей ‘, l, ‘лап);

writeln (‘У ’, n, ‘ мышей ‘, u, ‘ушей);

Задания для самостоятельного решения

Треугольник

1.Известны стороны треугольника A,B,C. Найти его периметр

2. Машина ехала со скоростью V в течение T часов. Найти расстояние.

3. Сколько хвостов, лап и ушей у N мышей?

4. 1 кг конфет стоит 100 руб, 1 кг печенья стоит 65 руб. Петя купил x кг конфет и y кг печенья. Сколько денег потратил Петя?

5. У Пети N кошек, у каждой кошки по 3 котенка. Сколько всего животных?

7. У кролика N банок. После прихода гостей осталось K банок. Сколько банок варенья съели гости?

8. Всего N кошек. У каждой кошки по 2 котенка. Сколько “Wiskas” нужно, чтобы их накормить (1 кошка – 1 пакетик)?

Педагогическая технология : элементы ТИО (технология индивидуального обучения).

Форма организации урока : самостоятельная работа учащихся.

  1. компьютеры с установленной средой программирования Pascal ABC,
  2. настроенная локальная сеть,
  3. конспект для учащегося,
  4. раздаточные карточки-задания.

Знакомит с девизом урока, создает доброжелательную атмосферу в классе

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Введение в тему

Объявляет тему и цели урока

Ставят перед собой цель: достичь той оценки, какую желают получить

Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями и карточками

Раздает карточки, сажает учащихся за парты,

консультирует учащихся, проверяет задания, оказывает индивидуальную помощь

Изучают самостоятельно новую тему по конспектам .

Итоги урока. Рефлексия.

Подводит итоги, анализирует таблицу

Оценивают свои собственные достижения, сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом

Записывают домашнее задание по желанию

  1. Оргмомент. Познакомить с девизом урока, создать доброжелательную атмосферу в классе. Проверить готовность к уроку
  2. Введение в тему.

Ожидаемые результаты: поставьте оценку, которую вы хотели бы сегодня получить на уроке.

  1. Изучение новой темы. Раздать конспекты и карточки. (Приложение 1 и приложение 2)
  2. Подведение итогов урока.

Выставление оценок за урок. Добились ли вы ожидаемых результатов?

Учитель. На этом уроке вы узнали о типах данных языка Паскаль. Еще раз посмотрите на свои записи. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Как называют информацию, обрабатываемую компьютером или полученную в качестве промежуточных либо итоговых результатов? (Ответ: данными)
  2. Как принято называть данные в программировании? (Ответ: принято называть величинами) .
  3. Как называют величины, значения которых изменяются в процессе выполнения программы? (Ответ: называют переменными , а те величины, которые не изменяют своего значения, — константами .
  4. С какими типами переменных языка программирования Pascal вы сегодня познакомились?
  5. Как выглядят инструкции объявления констант и переменных? (Ответ: const ИмяКонстанты=Значение; var ИмяПеременной: тип;)
  6. Почему рекомендуется указывать назначение данных, используемых в программе? (Ответ: во-первых, это считается хорошим тоном программирования, во-вторых, облегчает чтение программы и отслеживание ее работы).

Учитель. Большое всем спасибо за работу. Очень рада, что вы внимательно слушали, и работали на уроке. И теперь главное, хорошо подготовиться дома к следующему занятию.

IV. Домашнее задание: доделать оставшиеся задания.

Саликбаева Зульфия Зиннуровна, учитель математики

МБОУ Лицей № 68, г.Уфа,

§10. Основные понятия языка программирования

10.1. Понятие переменной

Информацию, обрабатываемую компьютером или полученную в качестве промежуточных либо итоговых результатов, называют данными .

Данные в программировании принято называть величинами . Величины, значения которых изменяются в процессе выполнения программы, называют переменными , а те величины, которые не изменяют своего значения, — константами .

Значения величин, которые обрабатывает программа, должны находиться в оперативной памяти компьютера, состоящей из ячеек (байтов). Каждая ячейка имеет свой адрес (порядковый номер). Но с адресами в таком виде работать неудобно. Поэтому адресам ячеек памяти, в которые записываются значения величин с целью их использования в программе, принято давать имя (идентификатор).

Имя переменной (идентификатор) всегда должно начинаться с латинской буквы либо знака подчеркивания, после чего могут следовать несколько латинских букв, цифры либо символ подчеркивания, записанные без пробелов.

Имя переменной не должно совпадать с именем программы.

Таким образом, переменные и константы — это именованные ячейки памяти, в которые записываются данные (например, числа). Если изобразить ячейки в виде прямоугольников, то это может выглядеть так:

Здесь в переменную с именем А записано число 10, а в переменную с именем В — число 6. В процессе выполнения программы значение каждой переменной может изменяться — на то она и переменная!

10.2. Типы данных

Каждая переменная, кроме имени и значения, имеет тип. Тип переменной определяет вид данных, содержащихся в переменной, набор операций, которые можно выполнять над этими данными, и множество допустимых значений.

В языке программирования Pascal существует несколько типов переменных, но в этой главе мы познакомимся только с двумя типами числовых данных:

• целым типом Integer (описывает диапазон значений целых чисел от -2 147 483 648 до +2 147 483 647; в памяти компьютера занимает 4 байт);

• вещественным типом Real (описывает диапазон значений дробных чисел (десятичных дробей), которые могут включать до 16 десятичных цифр; в памяти компьютера занимает 8 байт).

Переменные, используемые в программе, должны быть описаны в разделе описаний, расположенном сразу после заголовка программы. Описать переменную — это значит указать после зарезервированного слова Var имя и тип переменной. Например: Var a: integer;

Вопросы к параграфу:

1. Что называют переменной?

2. Каковы правила записи имен переменных?

3. Какие типы числовых данных Вам известны?

4. Что значит описать переменную?

10.1. Понятие переменной

Информацию, обрабатываемую компьютером или полученную в качестве промежуточных либо итоговых результатов, называют ____________________________________________.

Данные в программировании принято называть ___________________________________ .

Величины, значения которых ________________ в процессе выполнения программы, называют ___________________ , а те величины, которые ________________ своего значения, —_________________.

Значения величин, которые ________________программа, должны находиться в оперативной памяти компьютера, состоящей из __________ (байтов). Каждая ячейка имеет ______________ (порядковый номер). Адресам ячеек памяти, в которые записываются значения величин с целью их использования в программе, принято давать _________________________ .

Имя переменной (идентификатор) всегда должно начинаться с __________________ буквы либо знака________________, после чего могут следовать несколько латинских букв, цифры либо символ подчеркивания, записанные _________________.

Имя переменной ___________________ совпадать с именем программы.

В процессе выполнения программы значение каждой переменной может __________________ — на то она и ___________________!

10.2. Типы данных

Каждая переменная, кроме ____________ и ____________, имеет ________. ________ переменной определяет вид данных, содержащихся в переменной, _________________, которые можно выполнять над этими данными, и множество ______________ значений.

В языке программирования Pascal существует несколько типов переменных:

• ____________ тип ______________(описывает диапазон значений целых чисел от -2 147 483 648 до +2 147 483 647; в памяти компьютера занимает 4 байт);

• _________________________ тип ___________ (описывает диапазон значений дробных чисел (десятичных дробей), которые могут включать до 16 десятичных цифр; в памяти компьютера занимает 8 байт).

Переменные, используемые в программе, должны быть описаны в ________________________________, расположенном сразу после ________________программы. Описать переменную — это значит указать после зарезервированного слова _________________ имя и тип_____________________.

Задача 1 . Перечисли переменные, необходимые для вычисления значения функции у=2*х.

Прежде чем записать инструкцию объявления переменных для вычисления того или иного выражения или функции, необходимо:

  1. записать формулу;
  2. определить количество переменных, входящих в эту формулу;
  3. определить какой тип может быть у этих переменных;
  4. определить наиболее приемлемый.

Важно помнить, что программа должна занимать минимально памяти компьютера, а это напрямую зависит от типа данных.

Сколько переменных входят в данную формулу у=2*х? Ответ: ______________________

Какое значение имеет переменная х? Ответ : ______________________________________

Какое значение имеет переменная у? Ответ : ______________________________________

Какого типа могут быть переменные? Ответ : _____________________________________

Если переменная х – целого типа, то какого типа должна быть переменная у?

Какие варианты инструкции объявления переменной для вычисления данной функции могут быть?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План урока 7 класс Информатика 02.11.2015 год

Чтобы записать алгоритм на языке Pascal нужно знать основные операторы, команды, алфавит языка.
Алфавит и словарь языка Pascal
Основой Паскаля, как и любого языка, является алфавит – конечный набор знаков, состоящий из букв, цифр и специальных символов.
В качестве букв в Паскале используются прописные и строчные буквы латинского алфавита Аа Bb Сс Dd Ее Ff G g Hh li Jj Kk LI M m Nn Oo Pp Qq Rr Ss Tt Uu Vv Ww Xx Yy Zz (русский алфавит используется только для пометок и для задания литерных величин). В качестве цифр – арабские цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. При написании программ используются специальные символы: + - * / = > Паскаль-программа является текстовым файлом с собственным именем и с

расширением .pas. Схематически программа представляется в виде последовательности

1. Заголовок программы.

2. Описание внешних модулей, процедур и функций.

3. Описание меток.

4. Описание констант.

5. Описание типов переменных.

6. Описание переменных.

7. Описание функций и процедур.

8. Раздел операторов.

Задания для практической работы
1. Загрузите систему программирования Pascal АВС.
2. Запишите вашу первую программу :

Writeln (‘Hello World!’);

hello_html_3061d786.jpg

3. На языке Паскаль запишите мнение об уроке.
6. Подведение итогов.
Домашнее задание

Чтобы записать алгоритм на языке Pascal нужно знать основные операторы, команды, алфавит языка.
Алфавит и словарь языка Pascal
Основой Паскаля, как и любого языка, является алфавит – конечный набор знаков, состоящий из букв, цифр и специальных символов.
В качестве букв в Паскале используются прописные и строчные буквы латинского алфавита Аа Bb Сс Dd Ее Ff G g Hh li Jj Kk LI M m Nn Oo Pp Qq Rr Ss Tt Uu Vv Ww Xx Yy Zz (русский алфавит используется только для пометок и для задания литерных величин). В качестве цифр – арабские цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. При написании программ используются специальные символы: + - * / = > Связаться с нами

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: