Что должно быть в кабинете химии в школе перед проверкой роспотребнадзора

Обновлено: 05.07.2024

Процесс обучения детей должен быть безопасным. Поэтому школы регулярно становятся объектом внимательного изучения контролирующих организаций. Одна из них – Роспотребнадзор, или Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Читайте наш материал и вы узнаете, что проверяет Роспотребнадзор в школе, как часто происходят проверки и какие санкции налагаются на организацию при обнаружении нарушений.

Как часто проходят проверки Роспотребнадзора в школе

Плановая проверка осуществляется не реже 2 раз в 3 года. На официальном сайте Роспотребнадзора регулярно выкладывают график будущих проверок . Кроме того, сотрудники ведомства за 3 дня до начала инспекции отправляют администрации школы копию распоряжения. Плановая проверка длится 20 рабочих дней.

Представители Роспотребнадзора присылают требование о предоставлении определенного списка документов. У школы есть 10 дней, чтобы подготовиться.

Требования к образовательным учреждениям зафиксированы в СанПиН 2.4.2.2821-10.

Причинами внеплановой проверки могут стать жалоба родителей в Роспотребнадзор, возникновение инфекции в школе или упоминания в СМИ о нарушениях в работе школы.

Уведомление о внеплановой проверке сотрудники ведомства направляют за сутки до начала. Если поступает сигнал об опасном заболевании, назначается срочная проверка в течение 24 часов.

Что Роспотребнадзор проверяет в школе

Комиссия анализирует наличие и правильность оформления документации, осматривает территорию, помещения и оборудование, опрашивает работников.

Во время плановой проверки в школе инспекторы изучают:

  • документацию учреждения;
  • документы сотрудников;
  • условия микроклимата в школе (расписание занятий, температурный режим, освещенность и вентиляцию);
  • чистоту помещений и прилегающей территории;
  • материально-техническую базу;
  • пищеблок и медицинский кабинет;
  • обращение с отходами, своевременный вывоз ТБО.

Администрация вправе потребовать у проверяющего личное удостоверение и распоряжение о начале проверки, подписанное главой ведомства. Убедиться, что правильно указаны: объект проверки, ее продолжительность, какой период подлежит проверке, фамилия и должность инспектора.

Документация

Примерный перечень документов, которые будут тщательно изучать работники Роспотребнадзора:

  • учредительные документы;
  • приказ о назначении руководителя;
  • лицензии на образовательную и другие виды деятельности;
  • дипломы об образовании педагогов, аттестационные документы, трудовые и личные медицинские книжки, сертификаты о повышении квалификации, справки об отсутствии судимости. Проверяют соответствие диплома занимаемой должности;
  • журналы контроля температурного режима и освещенности;
  • список оборудования, сертификаты соответствия госстандартам на мебель и спортивный инвентарь;
  • договоры на поставку пищевой продукции, документы, подтверждающие ее качество;
  • схему безопасного обращения с отходами, договоры на вывоз и утилизацию мусора.

Учебные кабинеты

Требования к температурному режиму

Проверяют расстояние от доски до первой парты (не менее 2,4 м) и до последней (не более 8,6 м). Достаточно ли столов и стульев в классах, соответствует ли мебель государственным нормативам.

Актуальные нормы площади класса – 2,5 м2 на одного ученика.

Педагог контролирует и отвечает за уровень освещенности в классе, следит за своевременным проветриванием. А администрация обеспечивает материально-техническую базу для образовательного процесса.

В кабинетах начальной школы, а также в кабинетах для занятий рисованием, технологией, естественными науками должны быть раковины с проточной водой. Инспекторы возьмут пробы воды и проверят ее микробиологические и санитарно-технические свойства.

Оценивается расписание уроков, равномерное распределение учебной нагрузки по дням недели. Начало занятий должно быть не раньше 8 часов утра.

Спортивный зал

Площадь спортивного зала должна составлять не менее 9 х 18 м2, высота от 6 метров.

Основное требование к спортивному инвентарю – безопасность. На окнах должны находиться защитные экраны. Раздельные душевые для мальчиков и девочек площадью не менее 12 м2.

Медицинский кабинет

Должен располагаться на первом этаже, иметь раковину. Все поверхности в кабинете покрыты материалами, удобными для качественной уборки и дезинфекции. Подробные требования отражены в СанПиН 2.1.3.2630-10.

Представители Роспотребнадзора обязательно проверят комплектность аптечки неотложной помощи, сроки годности медикаментов.

Пищеблок

Кухня и столовая проверяются с пристальным вниманием. Для успешного прохождения проверки нужно соблюдать чистоту в помещениях. У всех сотрудников имеются санитарные книжки со свежими медосмотрами и анализами. Каждый сотрудник обязан следить за правильностью заполнения своей медкнижки и своевременностью прохождения медосмотров. Документация на пищевую продукцию (договоры поставки, сертификаты соответствия ГОСТ, журналы учета температурного режима) оформлена по правилам.

Работники кухни:

  • соблюдают правила личной гигиены;
  • знают санитарные правила хранения и реализации продуктов питания;
  • выполняют регулярную уборку пищеблока;
  • имеют маркировку посуды и рабочего инвентаря в соответствии с СанПиН.

Проверяется качество продуктов, особенно скоропортящихся, таких как мясные и молочные. Сроки годности, сертификаты на продукцию, чистота холодильников, температурный режим.

Оценивается меню столовой. Оно должно быть разнообразным, сбалансированным. Также контролируется объем порций.

Прилегающая территория

Территория школы должна быть обнесена ограждениями, иметь зеленые насаждения и клумбы. Дорожки почищены от листьев, снега или льда.

Возле школы выделены места для школьного транспорта.

Какие нарушения могут быть выявлены Роспотребнадзором

По результатам работы комиссии составляется акт. В нем описываются нарушения, даются рекомендации по их устранению, назначаются сроки выполнения. Также указываются меры наказания, если нарушения не будут устранены.

Перечислим нарушения, которые фиксируют чаще всего:

  • недостаток оборудования, мебели, инвентаря, соответствующего стандартам;
  • неудовлетворительное санитарное состояние помещений;
  • некачественный ремонт помещений, водопровода, канализации;
  • несоблюдение норм пожарной безопасности;
  • отсутствие правильной раздельной маркировки инвентаря;
  • просроченные лекарства;
  • отсутствие раковин в кабинетах, где они должны быть;
  • нарушение температурного режима, несоблюдение нужного уровня освещенности и вентиляции.

В столовых, буфетах:

  • нет вентиляции;
  • вместе хранятся полуфабрикаты и готовая продукция;
  • нет сопроводительных документов на пищевые продукты;
  • на пищеблоке работают люди без санкнижки или с просроченным медосмотром;
  • нет маркировки инвентаря для разделки сырых и готовых продуктов.

Ответственность и штрафы

В зависимости от тяжести выявленных нарушений Роспотребнадзор может:

  • сделать предписание руководителю об устранении недочетов;
  • наложить финансовые санкции на должностное лицо или организацию;
  • приостановить работу учреждения до устранения нарушений;
  • передать дело о серьезных нарушениях на рассмотрение в суд.

По ст. 19.5 КоАП, если не выполнено требование об устранении нарушений в установленный срок, штраф от 300 рублей до 500 тысяч в зависимости от категории виновного лица.

Роспотребнадзор имеет право приостановить деятельность организации в случае опасности для жизни или здоровья школьников, работников школы. Обжаловать решение Роспотребнадзора можно в вышестоящем отделении ведомства в течение 10 дней.

После выполнения требований надзорного органа образовательное учреждение должно в письменной форме отчитаться об устранении нарушений.

Как избежать санкций

Регулярный внутренний контроль в организации поможет встретить комиссию во всеоружии.

Чтобы подготовиться к проверке Роспотребнадзора, нужно:

  • Знать и выполнять СанПиН 2.4.2.2821-10 и СанПиН 2.1.3.2630-10.
  • Предварительно проверить наличие и правильность оформления документации.
  • Выявить и устранить неполадки в освещении, оборудовании, проверить наличие школьного инвентаря.

Соблюдение требований Роспотребнадзора необходимо не только для успешного прохождения проверки, но и для здоровья и благополучия всех участников образовательного процесса.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Кабинет химии: требования и паспорт

Требования к кабинету химии включают санитарно-гигиенические нормы, правила по оснащению учебным оборудованием, мебелью и техническими устройствами, аппаратурой и приспособлениями, по организации рабочих мест учителя и обучающихся, по размещению и хранению оборудования, оформлению интерьера, а также указания по помещениям кабинета.

Паспорт кабинета химии (основной набор документации):

сведения о заведующем кабинетом,

сведения о работающих в кабинете учителях,

график работы кабинета по дням (уроки, кружки, факультативы),

материалы по охране труда и технике безопасности,

акт-разрешение на работу в кабинете,

характеристика помещения кабинета,

список печатных пособий в кабинете и лаборантской,

список таблиц в кабинете,

список ТСО используемых в кабинете,

наличие разработок по классам,

дополнительные материалы по предмету,

списки реактивов (с местом хранения и расположением),

перспективный план развития кабинета химии.

Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь.

Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений, изучающих химию по учебнику авторов Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гары. Она содержит разнообразные по форме и по уровню сложности задания, расположенные в соответствии с темами, отражёнными в учебнике. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010г.).

Инструкции необходимо представить как минимум в двух экземплярах: один набор нужно вложить в паспорт кабинета, а второй — вывесить на специальном стенде. Во второй набор можно включить не все инструкции, а только основные: главное, чтобы присутствовали правила для учащихся. Каждая инструкция заверяется в двух инстанциях: профсоюзным комитетом школы и директором образовательного учреждения (с печатью).

Виды инструкций

По охране труда для работников при аварийных ситуациях и способы оказания первой (до врачебной) помощи пострадавшим.

По пожарной безопасности в школе.

По охране труда для учителя, для лаборанта, для учащихся в кабинете.

По охране труда при работе в кабинете.

По охране труда при проведении лабораторных и практических работ.

Порядок действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации учащихся и сотрудников школы.

Порядок действия участников образовательного процесса в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также в ситуациях, связанных с терроризмом.

Перечень медикаментов, перевязочных средств и принадлежностей для аптечки кабинета.

Требования по охране труда и технике безопасности к кабинету химии.

Перечень документации по охране труда в кабинете.

Инструкции по охране труда (в соответствии с видом производимых работ и наличия оборудования):

Правила по электробезопасности в кабинете химии и химической лаборатории, по оказанию первой медицинской помощи в кабинете химии, по пожарной безопасности в кабинете химии, по работе с вытяжным шкафом.

Инструкции по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии, при уничтожении отработанных ЛВЖ и ГЖ в кабинете химии, при работе с веществами и растворами, при собирании приборов и их креплении, при хранении химических реактивов, при хранении горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, при проведении факультативов, химических кружков.

Правила техники безопасности при работе с формальдегидом, с хлоридами, с жидкими углеводородами, с хлорзамещенными алканами, с анилином и нитробензолом, с металлической пылью, с щелочными металлами, с галогенами, с нитратами, со щелочами, с кислотами, с красной и желтой кровяными солями, роданидами, сульфидами, фторидами, с соединениями меди, с соединениями бария, со спиртовками и сухим горючим, с соединениями марганца, с соединениями свинца, с соединениями хрома.

Правила техники безопасности при проведении демонтажа приборов, в которых использовались или образовывались вещества 1, 2 и 3 классов опасности.

Правила по безопасной работе со стеклянной посудой и ампулами.

Правила техники безопасности при работе с фенолом, с эфирами и ацетоном, со спиртами, с муравьиной и уксусной кислотами, уксусным ангидридом.

Также необходим журнал инструктажа по технике безопасности для учащихся. Подпись школьника в журнале регистрации инструктажа обязательна при достижении им 14 лет.

Инструктажи по охране труда для учащихся:

Вводный инструктаж (в начале занятий в кабинете, в сентябре, с регистрацией в журнале регистрации инструктажа учащихся по ОТ в кабинете химии).

Повторный инструктаж (в начале второго полугодия, в январе, с регистрацией в журнале регистрации инструктажа учащихся по ОТ в кабинете химии).

Текущий инструктаж (перед сменой вида деятельности, перед лабораторными и практическими работами, перед новым разделом, с регистрацией в лабораторных тетрадях).

Внеплановый инструктаж (при несчастном случае с учащимся в кабинете, с регистрацией в журнале регистрации инструктажа учащихся по ОТ в кабинете химии).

Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательных учереждений, изучающих химию по учебнику авторов Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гары. Она содержит разнообразные по форме и по уровню сложности задания, расположенные в соответствии с темами, отражёнными в учебнике. В пособии приводятся задания, которые способствуют подготовке выпускников основной школы к ГИА по химии.

Прекурсор — вещество, участвующее в реакции, приводящей к образованию целевого вещества. Подлежат строгому учету: ацетон, красный фосфор, перманганат калия, серная кислота (исключая соли), соляная кислота (исключая соли), толуол, этиловый эфир.

Журнал прекурсоров заводится каждый учебный год. Все страницы нумеруются, прошиваются и заверяются директором. Журнал является для кабинета химии документом строгой отчетности. Ведется заведующим кабинетом, раз в месяц. Если какого-то вещества из подлежащих учету в кабинете нет — то страницу с этим веществом в журнал можно не добавлять.

Реактивы: правила хранения и ухода

Реактивы, обладающие свойствами взрывчатых веществ. В перечень не входят.

Реактивы, выделяющие при взаимодействии с водой легко воспламеняющиеся газы.

Легко воспламеняющиеся жидкие реактивы (ЛВЖ).

Легковоспламеняющиеся твердые реактивы.

Воспламеняющие (окисляющие) реактивы.

Вещества, физиологически активные в сравнительно малых дозах.

Прочие вещества, малоопасные и практически безопасные.

В паспорте кабинета обязательно должны быть инструкции по утилизации в кабинете реагентов (тех, которые можно утилизировать в школьной лаборатории):

утилизация растворов кислот,

утилизация отработанных растворов щелочей,

утилизация отработанных растворов соединений бария,

утилизация щелочных металлов.

Химия. Углубленный уровень. 10 класс. Контрольные и проверочные работы. Учебное пособие

Пожарная безопасность и аптечка

Правила безопасности предусматривают наличие и легкодоступность предметов пожаротушения и медикаментов:

Два вида огнетушителей, углекислотный и порошковый.

Ведро с песком и совок.

Ткань, пропитанная специальным огнеупорным составом или специальная огнеупорная ткань.

Аптечка, в состав которой входят раствор йода 5%, раствор перекиси водорода 3% (в новых списках состава аптечек его нет), спирт медицинский 70% (часто заменяют на антисептические салфетки), раствор аммиака 10%, глицерин, гидрокарбонат натрия раствор 2%-200 мл, раствор борной кислоты 2%-200мл, клей БФ-6, сульфацил натрия (раствор), пинцет, бинт стерильный 5×10, вата стерильная 50 г., салфетки стерильные, пипетка.

Инструкция по использованию медикаментов в различных ситуациях.

Необходимо проверять срок годности медикаментов, а также периодически проводить мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.

Химия. Углубленный уровень. 11 класс. Контрольные и проверочные работы

1.1. Основные требования к школьному кабинету химии

Химический кабинет школы – это специально оборудованное помещение для проведения уроков химии, подготовки и проведения внеклассной работы по предмету, а также других занятий и мероприятий по химии в соответствии с учебной программой и школьным планом по воспитательной работе. Требования к школьному кабинету химии вытекают, с одной стороны, исходя из соответствующих санитарно-гигиенических, эргономических и общешкольных правил. С другой стороны, химический кабинет должен быть оснащен всем необходимым учебным оборудованием (дидактическая составляющая кабинета), позволяющим обеспечить возможность проведения всего комплекса учебно-воспитательных работ, обусловленных спецификой школьного предмета – химии.

Как правило, химкабинет состоит из двух комнат: собственно классной комнаты для проведения уроков и иных занятий по химии и лаборантской комнаты – рабочего места лаборанта, где хранятся химическая посуда, реактивы, другие средства обучения и дидактические материалы, и где лаборант или учитель готовит все необходимое для занятий.

Классная комната химического кабинета площадью около 70 м 2 должна быть оснащена двухместными ученическими столами, позволяющими проводить лабораторные опыты и практические работы с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности. В классе устанавливаются демонстрационный стол, обычно совмещаемый с рабочим столом учителя, вытяжной шкаф, классная доска. Обязательными материальными атрибутами школьного кабинета химии являются водопровод и канализация, электроснабжение и отопление, шкафы для хранения учебно-методической литературы и таблиц, средства пожаротушения и оказания первой медицинской помощи. При наличии газоводоэлектроснабжения для демонстрационного и каждого ученического стола, коммуникации должны проходить под полом и иметь специальные распределительные щиты и краны для их общего включения и отключения. В настоящее время разработаны и реализуются комплекты специальной мебели, вытяжных устройств, лабораторных и препараторских столов, классных досок и т.п. для школьных кабинетов химии.

Лаборантская комната площадью около 18 м 2 должна быть оснащена шкафами и сейфами для хранения реактивов, посуды и другого лабораторного оборудования, вытяжным шкафом, раковиной для мытья посуды, средствами пожаротушения, необходимой мебелью для работы лаборанта и учителя. Лаборантская комната должна примыкать к классной комнате и иметь два выхода: один – в коридор, второй в классную комнату.

Химический кабинет нельзя использовать для занятий групп продленного дня или в качестве классной комнаты для проведения уроков и внеклассной работы по другим предметам.

Дидактическая составляющая химического кабинета (непосредственно средства обучения химии) определяется постоянно обновляющимися "Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ", утверждаемых приказами Министерства образования Российской Федерации.

Администрация школы и учитель химии несут ответственность за:

-укомплектованность кабинета оборудованием и учебно-методическим комплексом средств обучения химии;

-соответствие оборудования и учебно-методического комплекса средств обучения профилю кабинета химии;

-наличие в кабинете комплекта материалов для диагностики качества обучения химии.

-обеспеченность кабинета учебниками, дидактическими и раздаточными материалами по химии;

-соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете;

1.2. Система средств обучения химического кабинета

Средства обучения, воспитания и развития учащихся (средства обучения) – это система материальных объектов, используемых в учебно-воспитательном процессе, как преподавателями, так и учащимися для решения задач, поставленных перед образовательным учреждением.

Средства обучения химии можно разделить условно на несколько групп:

- средства, используемые только лишь учителем (учебно-методическая, специальная литература, приборы, реактивы и оборудование) для подготовки к урокам и проведению внеклассных мероприятий;

- учебники, задачники, книги для чтения и другая учебная и популярная литература для учащихся;

- специальные дидактические средства обучения химии.

Специальными средствам обучения химии являются:

- натуральные объекты (вещества, химические реактивы, материалы, смеси, растворы, коллекции и т.д.);

- приборы, химическая посуда и лабораторное оборудование;

- учебные модели атомов, молекул, кристаллических решеток, химических производств и т.д.;

- средства обучения на бумажной основе (таблицы, схемы, графики, плакаты, фотографии и т.д.);

- аудио- и видеосредства обучения (диапозитивы, транспаранты, диафильмы, звукозаписи, видеофильмы, кинофильмы), обеспеченные соответствующими техническими средствами (фотоаппараты, диапроекторы, фильмоскопы, эпипроекторы, кодоскопы, кинопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры, экраны и т.д.);

- современные коммуникационные и информационные средства обучения (обучающие, контролирующие, игровые и другие компьютерные программы), обеспеченные соответствующими установками и возможностями (видеокамеры, цифровая фотоаппаратура, компьютеры, мультимедийные установки, Интернет и т.д.).

Приводим краткий перечень видов средств обучения, необходимых для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса при изучении химии в школе и реализации требований Государственного образовательного стандарта по химии.

I. Книгопечатная продукция

1. Школьные авторские учебные программы по химии средней школы. 2. Учебники по химии для средней школы.

3. Рабочие тетради для учащихся.

4. Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля (8, 9,10, 11 классы).

5. Сборники задач по химии для средней школы.

6. Научно-методические работы и периодические издания ("Химия в школе"; "Химия" и др.) и т.д.

II. Наглядные пособия

1. Комплект портретов ученых-химиков.

2. Серия справочных таблиц по химии ("Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева", "Растворимость солей, кислот и оснований в воде", "Электрохимический ряд напряжений металлов", и др.).

3. Серия различных учебных таблиц по неорганической химии, органической химии, по производству основных продуктов химической промышленности.

III. Информационно-коммуникативные средства

1.Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам курса химии (для учителя, учащихся и домашнего пользования).

2. Электронные библиотеки по курсу химии (для учителя, учащихся и домашнего пользования).

3. Электронные базы данных по всем разделам курса химии (для учителя, учащихся и домашнего пользования).

4. Компьютерные программы Chem Lab, Chem Office, Chem Draw, Chemical Equation, Chem Finder, Открытая химия, Репетиторы по химии, Химическая лаборатория, Химикус и др.

IV. Экранно-звуковые пособия

1. Комплект видеофильмов по неорганической химии (по всем разделам курса).

2. Комплект видеофильмов по органической химии (по всем разделам курса).

V. Технические средства обучения

1. Видеокамера на штативе.

2. Видеомагнитофон (видеоплеер).

3. Графопроектор (кодоскоп или аналогичный прибор).

4. Компьютер мультимедийный с пакетом прикладных программ (текстовых таблиц, графических и презентационных); с возможностью подключения к Интернету; аудио и видео выходы, с приводами для чтения и записи компакт-дисков; оснащенный акустической колонкой, магнитофоном и наушниками.

5. Телевизор (с диагональю экрана не менее 72см).

6. Экран проекционный. Размер не менее 1200 см.

VI. Реактивы, приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей

для химического эксперимента

В соответствии с Перечнем учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ.

VII. Специализированная мебель

1.3. Техника безопасности при работах в кабинете химии

Перечень специфических работ по учебному эксперименту

Специфика обучения химии в школе предполагает проведение учителем и учениками следующих видов основных экспериментальных работ с натуральными объектами в качестве средств обучения.

1. Демонстрационный химический эксперимент, выполняемый учителем или учениками.

2. Лабораторные опыты, выполняемые учениками под руководством учителя во время объяснения новой темы.

3. Практические работы, выполняемые учениками по учебной программе в течение всего урока.

4. Опыты, выполняемые отдельными учениками в ходе индивидуального контроля усвоения знаний, умений и навыков.

5. Химический учебный и исследовательский эксперимент, выполняемый учащимися на занятиях химического кружка, при подготовке к научной конференции, к олимпиаде и т.д.

6. Химический эксперимент, проводимый учителем и учащимися во время тематических химических вечеров, классных часов и т.д.

7. Химический эксперимент, проводимый учителем, лаборантом и отдельным учениками для отработки методики и техники опытов при подготовке к урокам или внеклассным мероприятиям.

При выполнении в химическом кабинете указанных работ, сопровождающихся определенной опасностью для здоровья учителя и учащихся, так как многие химические вещества в той или иной степени токсичны, огнеопасны, взрывоопасны, необходимо строго выполнять правила техники безопасности. Только в этом случае можно гарантированно исключить несчастные случаи в школе в виде химических и термических ожогов, порезов рук лабораторной посудой, отравления химическим соединениями, поражения электрическим током и т.д.

Общие положения техники безопасности.

Учитель отвечает за обучение учащихся безопасным методам и приемам работы, за ознакомление учащихся с правилами поведения в химическом кабинете, за вводный и первичный инструктажи в начале учебного года, а также текущий – перед проведением учебного эксперимента и практической работы. Внеплановый инструктаж проводится в случаях грубого нарушения правил техники безопасности, возникновения аварийных ситуаций или введения в действие новых правил по технике безопасности.

В кабинете на видном месте вывешиваются инструкция по технике безопасности при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии (Приводится ниже).

Учащимся, которым по состоянию здоровья запрещено работать с реактивами и растворами, администрация школы обязана обеспечить работу по индивидуальному плану.

Требования техники безопасности должны соблюдаться в кабинете химии неукоснительно.

Ни один прибор нельзя использовать без предварительной проверки. В случае, если произошла утечка ядовитого газа, учитель должен удалить учащихся из класса, надеть противогаз, ликвидировать аварию и лишь после этого допускать учеников снова в кабинет.

Опыты, предназначенные для проведения учащимися, должны быть предварительно проверены учителем, а количества веществ строго ограничены необходимостью опыта.

Опыты с токсичными веществами проводятся в исправном вытяжном шкафу или приборах - замкнутых системах с поглощением выделяющихся веществ. Учащихся следует научить, как убирать свое рабочее место, реактивы, пролитые или просыпанные на стол и следить за тем, чтобы насыпались и наливались не над полом или одеждой, а над столом. Учитель должен проинструктировать учащихся о том, как следует обращаться с кислотами и щелочами при сливании их канализацию.

Учитель должен сам строго соблюдать правила личной безопасности, которые являются общими для всех химических лабораторий.

В соответствии со ст.28 этого Закона в образовательных учреждениях должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, по организации питания и выполняться требования саниатрных правил и норм.

На основании ст. 34 Закона № 52 от 30.03.99г. все работники школ обязаны проходить предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры и получать врачебный допуск, согласно ст.36 Гигиеническое обучение с аттестацией при поступлении на работу.

Использование помещений школ для других целей запрещается.

Требования к размещению и территории школ.

1. Ограждение забором всей территории школы.

2. Озеленение 50% территории школы.

3. Не допускается высаживать ядовитые растения.

4. Должны быть выделены: зона отдыха, физкультурно-спортивная зона,

хозяйственная и учебно-опытная.

5. Хозяйственная зона оборудуется контейнерными площадками.

6. Наружное искусственное освещение обязательно при нормативе 10 люкс на земле.

Требования к зданию.

1. Ранее построенные здания эксплуатируются в соответствии с проектом. Реконструкция

согласовывается с Управлением Роспотребнадзора по Калужской области.

2. Не допускается использовать цокольные и подвальные помещения под учебные помещения,лаборатории, мастерские, медпункты,спортивные и актовые залы.

3. Площадь на 1 учащегося в учебных кабинетах должна быть не менее 2,5 кв.м., высота-не менее 3,6 кв.м..

4. В кабинетах химии, физики, биологии должны быть лаборантские.

5. В спортивных залах должны быть снарядные и раздевальные для мальчиков и девочек раздельные.

6. Площадь библиотеки -0,6 кв.м. на 1 ученика, рекреации – 0,6кв.м.при ширине 4 кв.м. при одностороннем расположении классов.

7. На первом этаже должен быть предусмотрен медпункт в составе: кабинет врача-14 кв.м.,длиной не менее 7кв.м., процедурный кабинет (прививочный)-14 кв.м.

8. На каждом этаже должны быть туалеты для мальчиков и девочек: 1 унитаз на 20 девочек,1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз , 1 писсуар, 1 умывальник на 30 мальчиков. Должна быть организована подводка холодной и горячей воды. Для персонала- отдельный санузел, на 20 человек 1 унитаз.

9. Необходимо иметь помещение для хранения уборочного инвентаря.

10. В помещениях начальных классов, кабинетах домоводства, мастерских, помещениях медицинского назначения устанавливаются раковины.

11. Рядом с умывальником должно быть мыло, полотенце, туалетная бумага.

12. Используемые отделочные материалы должны быть бзвредными для здоровья.

Требования к оборудованию.

1. В школах могут быть использованы: школьная парта, столы, конторки, стулья.

2. Размеры учебной мебели должны соответствовать росту учеников и иметь цветовую маркировку.

3. Кабинеты физики и химии оборудуются вытяжными шкафами.

Требования к микроклимату.

1. Температура в учебных помещениях должна быть от 18 до 24 градусов, в спортзале-17-20 градусов Ц., в медпункте-20-22гр., относительная влажность-40-60%, скорость движения воздуха-0,1 м. в сек.

2. Ограждение батарей из древесно-стружечных плит запрещается.

3. Для отопления не допускаются переносные обогреватели с инфракрасным излучением.

4. Для контроля микроклимата устанавливают бытовые термометры.

5. Сквозное проветривание проводят до начала и после занятий.

6. Окна оборудуются фрамугами. Площадь фрамуг- 1/ 50 от площади окна.

7. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских, в помещениях кухонь.

Требования к освещению.

1.Все помещения должны иметь естественное освещение.

2.В учебных помещениях должно быть левостороннее освещение.

3.Коэффициент естественного освещения-1,5 %. Световой коэффициент-отношение площади стёкол к площади пола 1:6.

4.Запрещается закрашивать стёкла, расставлять цветы.

5.Очистку стёкол необходимо проводить не реже 2 раз в год.

6.Необходимо обеспечивать нормативные уровни искусственного освещения за счёт потолочных светильников. Цветоизлучение белое, теплобелое. Предусматривается люминисцентное освещение. Уровни освещённости от 300 до 500 люкс.

7.Очистка осветительной арматуры не реже 2 раз в год.

8. Непригодные лампы собирают и сдают на демеркуризацию

Требования к водоснабжению и канализованию

1.Школы оборудуются холодным и горячим водоснабжением.

4. Система канализации столовой должна быть отдельной.

Медицинское обслуживание.

1. Должно быть организовано медицинское обслуживание детей.

2. Лицензирование медицинской деятельности обязательно.

3. Организация медицинских осмотров учащихся обязательно.

4. Все работники должны пройти обязательный медицинский осмотр и получить врачебный допуск при приёме на работу и в дальнейшем периодически согласно приказа МЗ РФ № 302 Н от 12.04.2011 г., получить медицинскую книжку,

Санитарное содержание.

1. Все помещения школ и территории должны содержаться в чистоте и порядке.

2. Уборку территории проводят ежедневно до прихода учеников.

3. Мусороприёмники после освобождения должны быть очищены и обработаны дезсредствами.

4. Сжигание мусора запрещается.

5. Все помещения школ подлежат ежедневной влажной уборке с применением

моющих и дезинфицирующих средств.

6. 1 раз в месяц проводят генеральную уборку.

7. Туалеты, душевые, буфеты,медпункты,столовые моют ежедневно с применением дезсредств

8. Уборочный инвентарь маркируется.

9. При появлении насекомых,грызунов проводят дезинсекцию и дератизацию силами специализированных организаций.

Контроль за выполнением обязательных требований организует руководитель школы.

Государственный контроль проводит Управление Роспотребнадзора по Калужской области.

Исчерпывающие обязательные требования изложены в Санитарных нормах и правилах,часть из которых представлена в прилагаемом перечне.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2022 г.

прошла в Первоуральске

20-21 января 2022 года


ПОДДЕРЖИТЕ ИНИЦИАТИВУ ПРОФСОЮЗА!

Требования, предъявляемые к школьным кабинетам химии.

В соответствии с приказом инструкция по охране труда для кабинета (лаборатории) химии общеобразовательных школ, школ-интернатов, вечерних (сменных) и спецшкол системы Министерства образования РФ утверждается один раз в три года. Запрещается использовать кабинеты химии в качестве классных комнат для занятий по другим предметам и групп продленного дня.

Требования к помещениям кабинета (лаборатории) химии:

Лаборантская располагается смежно с кабинетом (лабораторией) химии со стороны классной доски и имеет два выхода: один - в кабинет, другой - в коридор, на лестницу, в рекреационное или иное смежное помещение. Двери из лаборантской и кабинета должны открываться по пути эвакуации.

В кабинете химии расстояние между передним рядом лабораторных столов и демонстрационным столом должно быть не менее 0,8 м.

В кабинете (лаборатории) химии и лаборантской должны быть установлены раковины с подводкой холодной и горячей воды. Кабинет (лаборатория) химии и лаборантская обеспечиваются освещением, вентиляцией, водопроводом, канализацией, системой электроснабжения, первичными средствами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты.

Окна кабинета (лаборатории) и лаборантской должны быть оборудованы открывающимися с пола фрамугами (форточками) для проветривания. Один из водопроводных кранов в лаборантской или кабинете химии должен быть оборудован съемным шлангом с насадкой для смыва с кожи едких веществ. На другом кране должна быть постоянно надета резиновая трубка с насадкой для промывания глаз.

Необходимый минимум первичных средств пожаротушения кабинетов химии включает:

- огнетушители, размещаемые непосредственно в кабинете и лаборантской;

- закрывающийся крышкой ящик с сухим просеянным песком вместимостью 0,05 м 3 , укомплектованный совком, вместимостью не менее 2 кг песка (вместо ящика разрешается размещать песок в металлических сосудах вместимостью 4 - 6 кг);

- накидки из огнезащитной ткани размером 1,2 x 1,8 м и 0,5 x 0,5 м.

Хранить реактивы и растворы в таре без этикеток запрещается; если этикетка утеряна, а идентифицировать содержимое не представляется возможным, оно подлежит уничтожению.

Слабые растворы кислот и щелочей разрешается хранить в толстостенной стеклянной посуде в нижних секциях вытяжного шкафа или в специальном шкафу с естественной вентиляцией на химически стойких поддонах.

Средства индивидуальной защиты при работе в кабинете (лаборатории) химии:

Администрация школы обязана обеспечить учителя химии и лаборанта спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (халат, очки, перчатки, фартук).

Учитель и лаборант для защиты глаз от брызг жидкостей и твердых частиц обязаны пользоваться очками полностью закрытыми, с непрямой вентиляцией.

В Акте разрешении на проведение занятий в кабинете (лаборатории) химии должны указываться средства пожаротушения, СИЗ, сейфы, металлические контейнеры для хранения ЛВЖ и ГЖ, исправный вытяжной шкаф, обеспечивающий скорость движения воздуха в рабочем проеме не менее 1,0 м/с. Также указывается наличие обучения и проверки знаний по безопасной работе в кабинете химии учителей и лаборантов.

Состав аптечки для школьного кабинета химии указан в Приказе №127.

При проведении в кабинете химии практических лабораторных работ и использовании химических реактивов соблюдение данных требований обязательно!

Читайте также: