Работа с педагогическими кадрами в школе
Обновлено: 30.06.2024
На современном этапе развития системы образования основная цель методической работы с кадрами - это создание условий для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных. Ведущими принципами методической работы (МР) безусловно, являются дифференциация, непрерывность и адресность.
Но на современном этапе первостепенным становится решение задачи усиления адресности методического сопровождения педагога, оперативного реагирования на конкретный запрос, но при условии активной позиции педагога - поиска новых ресурсов развития в себе. Один из способов решения этой задачи видится в предоставлении свободы выбора форм и методов повышения квалификации, получения вариативной методической помощи, поддержки инициатив представления индивидуального опыта педагога.
Передовой опыт – самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт в воспитательно-образовательном процессе.
Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.
Педагог может посетить занятия своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять те или иные образовательные ресурсы в работе с детьми.
Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.
Такой форме, как работа в паре, пару составляют педагог, владеющий ИКТ-технология, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т.к., например, педагог более опытный помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.
Тематические семинары проводятся старшим воспитателем, специалистами ДОУ или поручаются педагогам, работающим по данным тематикам. Тематические семинары организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков
Вопрос № 25. Понятие и структура готовности ребенка к обучению в школе.
В течение 20-ти лет Нижегородцева Н.В. и Шадриков В.Д. занимаются исследованиями психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста, диагностикой и коррекцией их готовности к школьному обучению. Рассмотрим их позицию относительно структуры готовности к школе [47].
1. Физическая готовность: уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.
2. Социальная (личностная) готовность: самосознание, самооценка, самоконтроль, уровень притязаний и потребность в достижениях, общение ребенка со взрослыми, общение ребенка со сверстниками, сформированность внутренней социальной позиции школьника.
3. Психологическая готовность включает пять блоков:
· личностно-мотивационный (отношение к взрослому, к детям, к себе и отношение к школе и учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, т.е. учиться);
· представление о целях деятельности, принятие учебной задачи (понимание задач, поставленных педагогом и желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи);
· представления о содержании деятельности и способах ее выполнения (уровень элементарных знаний и умений, которыми владеет ребенок к началу обучения, вводные навыки, графические навыки);
· информационная основа деятельности (качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения: вербальная механическая память (объем), вербальная логическая слуховая память (точность), зрительная образная память (точность), слуховое восприятие ритмически организованных структур (звуковой анализ), зрительный анализ геометрических фигур, зрительное восприятие пространственно-ориентированных структур, кинестетическая чувствительность мелкой мускулатуры рук, уровень обобщений);
· управление деятельностью и принятие решений (качества, обеспечивающие планирование, контроль и оценку учащимися собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию: произвольная регуляция деятельности, произвольное внимание, функциональная асимметрия двигательной системы рук, восприимчивость к обучающей помощи (обучаемость).
Сопровождение адаптационного периода со стороны родителей.
В ШКОЛЕ:
• Расставайтесь на позитиве, провожая ребенка на уроки.
•Разрешите брать в школу наклейки, картинки, игрушку, так как это предметы-помощники для общения со сверстниками. Ни один ребенок на уроке не осмелится это достать.
• Когда покупаете школьные принадлежности, подумать, чтобы было не хуже, чем у других детей. Важно, чтобы было как у всех. Это тоже предмет обсуждения, разглядывания и соответствующих эмоций.
ДОМА:
• Не критикуйте школу и учителя в присутствии ребенка, как бы вы на самом деле к ним не относились.
• Не перегружайте ребенка. Не пытайтесь дать ему все и сразу. Дайте первокласснику возможность побыть ребенком. Лишние кружки и секции, скорей всего приведут к повышенной утомляемости, и как следствие – к снижению работоспособности, раздражительности, проблемам со здоровьем. Если для вас очень важны занятия спортом или музыкой, либо начните водить туда ребенка задолго до начала школьной жизни, либо подождите еще год.
• Продлёнка. Всеми способами постарайтесь ее избежать, хотя бы в течение первого полугодия. Не потому, что это плохо. Нет. Она здорово выручает в безвыходных ситуациях. Но в период адаптации первоклассников к школе пребывание в группе продленного дня становится дополнительным фактором физической и эмоциональной перегрузки ребенка.
• Режим дня школьника. Не нужно сразу после школы заставлять ребенка писать, читать, и как бы то ни было заниматься. Отправьтесь на прогулку, дышите свежим воздухом, бегайте, прыгайте, отвлекайтесь. Обязательным пунктом в режиме дня первоклассника должен быть дневной сон. А уже потом можно заняться и уроками (хотя по нормативам в первом классе домашних заданий быть не должно). Самым оптимальным временем для выполнения домашних заданий психологи считают время от 17 до 19 часов. Вечером ограничьте активные игры, а также время, проведенное у телевизора и компьютера. Уложите ребенка не позже 9 часов вечера.
• Меньше вопросов – больше рассуждений. Главный орган для адаптации человека к среде – это голова. У детей жизненного опыта меньше и поэтому их восприятие окружающего мира не такое как у взрослых. Взрослому все понятно, у него уже все это пройденный этап. Надо не вопросы задавать, а рассуждать, ребенок сам подключится и все расскажет. И относится серьезно к его переживаниям, а не так – да это ерунда, не переживай. Для него не ерунда.
• Уделяйте серьезное внимание детским рассказам о школе. Даже если что-то показалось вам не таким уж важным, для вашего ребенка может много значить. Замечая вашу заинтересованность его делами и проблемами, ребенок чувствует вашу поддержку. А вы, тем самым, можете из разговора сделать вывод о том, как проходит процесс адаптации к школе и нужна ли ваша помощь.
•Прислушайтесь к ребенку. Обратите внимание на настроение ребенка до школы и после школы, на аппетит, на общее состояние. Если вы заметили, что ваш ребенок утром не хочет идти в школу, стал конфликтным, начал быстро утомляться, плохо есть - это уже первый звоночек о том, что процесс адаптации к школе идет не совсем хорошо. Поговорите с ребенком, спросите, что его тревожит, успокойте и дайте понять, что для вас важны не его успехи, а он сам. Если ситуация затянется, возможно, придется обратиться к школьному психологу.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Приоритетные направления работы с педагогическими кадрами:
- организация и координация работы цикловых методических объединений учителей-предметников по проблемам образовательной деятельности школы, повышения уровня квалификации педагогов;
- совершенствование методов отслеживания качества образования;
- обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства педагогических работников с целью достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС;
- информационное обеспечение образовательного процесса;
- освоение современных образовательных технологий, электронной дидактики;
- обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта.
План работы с педагогическими кадрами на 2017-2018 учебный год
Создание рабочих групп по реализации плана методической работы в соответствии с Программой развития школы
На начало реализации Программы развития школы
Приказ о создании рабочей группы.
Назначение руководителей цикловых методических объединений учителей-предметников
Приказ о назначении
Анализ имеющихся кадровых ресурсов.
Коррекция банка данных по педагогическим кадрам
Заместитель директора школы по УМР
Разработка, корректировка (по необходимости) нормативно-правового обеспечения методической работы школы,
разработка локальных актов:
- положение о ресурсно-информационном центре (РИЦ) (корректировка);
- план методической работы;
- план работы стажерской площадки;
-план работы с молодыми специалистами;
-план повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
- план аттестации педагогических работников.
Разработаны, приняты и введены в действие локальные акты.
Составление расписания работы ресурсно-информационного центра школы
Заместители директора школы
Регулирование работы РИЦ
Администрация школы, учитель информатики, классные руководители, педагоги
Формирование информационной культуры участников образовательных отношений, обеспечение безопасной работы в сети интернет
Совершенствование обеспечение функционирования системы мониторинга и диагностики уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов(приложение №1)
Обеспечение необходимого уровня профессиональной компетенции педагогов
Развитие пространственно-архитектурной среды
Развитие ресурсно-информационного центра школы:
- расширение и укрепление материально-технической базы РИЦ средствами организационной техники;
- зона открытого доступа к документальному фонду, справочная зона;
- информационно-выставочная зона, зона периодики;
- зона для занятий проектно-исследовательской деятельностью, зона множительной техники;
- зона получения информационных ресурсов;
- пополнение электронной медиатеки педагогических разработок как элемента единой школьной информационной сети
В течение 2017-2018 учебного года
Администрация школы, заведующая библиотекой
Внедрение информационных технологий.
Создание удобных пространств для пользователей, что обеспечивает доступность информационных ресурсов. Проведение занятий, мероприятий с использованием медиа лектория. Обеспечение участникам образовательных отношений доступа к информации, посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы и ресурсов сети Интернет.
- банк методических ресурсов школы;
- виртуальный постояннодействующий семинар;
- электронный контент по всем учебным предметам;
- шаблоны отчетной школьной документации
Заместитель директора по ИКТ и инновациям
Размещение оперативной информации в локальной электронной папке. Обеспечение доступа к информационным ресурсам школы, методическим и иным материалам всех работников школы
Организация технической поддержки деятельности педагогов при проведении уроков с использованием универсального кабинета, мобильной техники (система голосования, мобильный компьютерный класс)
постоянно при необходимости
Заместитель по ИКТ и инновациям,
Техническая поддержка всем педагогам, обратившимся за помощью
Создание и развитие электронных паспортов кабинетов
Рабочая группа, заведующие кабинетов
100% учителей имеют электронный паспорт кабинета
Научно-методическое обеспечение реализации ФГОС
Методическое сопровождение реализации ФГОС:
- методическая служба школы (МКЦ, ЦМО)(приложение № 2)
- образовательные организации Саянского района (стажерские площадки, семинары, открытые уроки)
Постоянно в течение года, по плану работы служб и организаций
С овершенствование внутришкольной системы повышения квалификации учителей путем внедрения новых форм ( Консультационная помощь, мастерские, вебинары, видеоуроки, и т.д.)
Педагогические советы школы (приложение № 3):
Виртуальный установочный семинар.
ЦМО учителей-предметников по теме педсовета.
Апробационные недели ( взаимопосещение уроков с последующим самоанализом и анализом на ЦМО, открытые уроки по графику)
Не менее 4 раз в четверть
Коллективная выработкауправленческого решения по созданию условий для эффективного сотрудничества членов педагогического коллектива по той или иной методической проблеме
Методическая помощь учителям по разработке планов уроков с использованием ресурсов школы, УО, ОО района;
Оказание помощи по запросу
Открытых уроков в рамках апробационных недель: активное использование видов деятельности: учебное исследование и учебное проектирование;
Замена фронтального урока на иные формы учебной работы, использование проектно-исследовательских технологий
Освоение электронной дидактики:
- электронные приложения к учебникам
В течение 2017-2018
Заместитель директора школы по ИКТ, учителя-предметники
Постоянная диагностика проблем, возникающих в связи с использованием порталов Дневник.ру, Учи.ру, консультативная помощь в решении данных проблем, организация
обучения новым возможностям сервиса, тиражирование положительного опыта использования платформ. Использование демонстрационных мультимедийных презентация процессов и явлений по отдельным предметам (физика, математика, химия, география)
постоянно не реже 1 раза в четверть
Заместитель директора школы по ИТК и инновациям, председатели МО, руководители ОЭП
Создание условий для внешней презентации инновационной деятельности педагогов
Повышение квалификации педагогов
Выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов учителей
Оказание помощи в разработке индивидуальных планов и содействия в их реализации
обеспечение учителей необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами
Разработка и реализация плана повышения квалификации, используя сетевую кооперацию:
- сопровождение дистанционного образования педагога;
- участие педагогов в работе вебинаров, семинаров, конференций (КИПК и ППРО, издательства, другие организации);
- выездные курсы, семинары, стажерские площадки (МКУ УО администрации Саянского района);
- курсы переподготовки (КГПУ им. Астафьева)
Постоянно, по расписанию проведения мероприятий
Заместитель директора школы по УМР
Повышение уровня профессиональной квалификации.Организация процесса погружения учителя в решение новых задач профессиональной деятельности и обучение, в том числе непосредственно на рабочем месте
Внедрение в практику знаний, полученных при повышении квалификации
Востребованность получаемых знаний для выполнения профессиональных задач
Саморазвитие и самообразование
Самостоятельная разработка методических материалов для собственной работы, для коллег и учащихся. Изучение методической и общепедагогической литературы, опыта других педагогов.
Развитие кадрового потенциала
Переподготовка педагогических кадров
По мере необходимости
Закрытие вакансий учителями школы
Использование районного педагогическогоресурса
По мере необходимости
Сопровождение выпускников школы, обучающихся в КГПУ им. В.П. Астафьева
По мере необходимости
Организация работы по ориентации учащихся на педагогические профессии
Администрация школы, педагоги
Сопровождения молодых специалистов
Постоянно в течение года
Администрация школы, кураторы
Успешное вхождение в профессию
Распространение и обобщение педагогического опыта
100% учителей имеют портфолио в бумажномили в электронном виде.
Создание персональных сайтов, (блогов- учителей, блогов-одной темы, блогов-учебных проектов и др.)
100% учителей владеют технологией создания сайта (блога) и имеют свой сайт или блог
Публичное представление инновационной деятельности педагогов школы в различных печатных и электронных изданиях
Признание педагогов в профессиональном сообществе, формирование информационной культуры
Участие в профессиональных конкурсах (школьный, муниципальный, региональный уровни):
Выявление лучших педагогических практик;
Представление педагогов к награждению отраслевыми и ведомственными наградами
Чествование педагогов в связи со знаменательными датами или событиями
Самооценка, самопрезентация, саморазвитие педагога
Обеспечение стимулирования труда работников образования
Заместитель директора школы по ИКТ и инновациям Пылова Л. Ю.
Приложение № 1
Оценка профессиональной компетентности педагогов
Оценка профессиональных компетентностей педагога, позволяющая определить эффективность его деятельности и методической работы в целом, ведется в школе в несколько этапов.
Выявление. Диагностирование, выявление проблем и трудностей, определение путей совершенствования профессиональной компетентности.
Механизмы развития. План саморазвития. Включение в работу ЦМО, проблемной группы. Участие в работе педсоветов, семинаров. Повышение квалификации.
Анализ деятельности. Самоанализ деятельности. Обобщение опыта. Рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности.
Характеристики профессиональной деятельности
Инструментарий, методики диагностики
Деятельность учителя по обучению
- стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС;
- показатели динамики учебных достижений, обучающихся;
- результаты участия обучающихся в региональных, всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
- отбор и использование современных образовательных технологий;
- внедрение ИКТ в образовательный процесс;
- использование ЦОР, методов фиксации и оценивания учебных достижений, в том числе средствами ИКТ.
- Отчет по итогам четверти, года
- Экспертная оценка, самооценка уроков, занятий по итогам апробационных недель
- Собеседование с заместителем директора школы по итогам четверти
- Самоанализ деятельности в рамках прохождения аттестации
Внеурочная деятельность учителя по учебным предметам
- реализация программы внеурочной деятельности по предмету
- ведение кружков, секций, факультативов, консультаций по предмету
- руководство исследовательской деятельностью учащихся
- наличие творческих работ обучающихся по предмету
- участие школьников в предметных олимпиадах
- Отчеты по итогам олимпиад, конкурсов
- Отчет на начало учебного года (программы спецкурсов, внеурочной деятельности)
- Отчеты по итогам конференций
Деятельность учителя в области здоровьесбережения
- наличие и реализацияпроектов, программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
- реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, формирующих у обучающихся потребность и ценность здорового образа жизни
- Экспертная оценка, самооценка уроков, занятий по итогам апробационных недель
- Самоанализ деятельности по программе или проекту
Деятельность учителя в области воспитания
- количество обучающихся, подготовленных к участию и включенных в позитивно направленную социальную деятельность, принимающих участие в делах класса, школы
- Отчет об участии в социально-значимых метропатиях, делах школы
- Анализ деятельности классных руководителей 1 раз в четверть
- Самоанализ деятельности в рамках прохождения аттестации
Духовно-нравственная позиция учителя
- наличие системы ценностей, таких как эмпатия, уважение личности ребенка и др.
- позитивное отношение обучающихся, родителей, коллег
- благоприятный психологический климат
- действия по формированию личностной, социальной, семейной культуры обучающихся
- Анкетирование учащихся, родителей (начало, конец года)
- Самоанализ деятельности в рамках прохождения аттестации
Деятельность учителя в области профессионального развития
- наличие траектории профессионального развития и совершенствования собственной профессиональной деятельности
- включенность в инновационные решения и их обоснованность
- своевременное повышение квалификации (не реже 1 раза в три года)
- работа/руководство творческой, проблемной, инициативной группой по выбранному направлению
- профессиональный анализ не только своего опыта, деятельности, но и опыта и деятельности коллег
- План прохождения курсовой подготовки
- Индивидуальная образовательная программа
- Представленные разработки уроков, занятий, семинаров и др.
- Отчеты ЦМО, МКЦ, проблемных групп по итогам четверти, года
- Экспертная оценка, самооценка уроков, занятий по итогам апробационных недель
- Самооценка уроков, занятий
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта и мастерства
- участие в муниципальных, региональных, федеральных профессиональных конкурсах
- обобщение и распространение собственного опыта в публикациях/ выступлениях на научно-практических конференциях, семинарах и др.
- Экспертная оценка, самооценка уроков, занятий по итогам апробационных недель
Эффективный социальный опыт
- наличие и реализация социально-значимых акций, проектов, культурных социально-значимых инициатив
- ответственность за направление работы в общественной профессиональной организации
- руководство, осуществление, участие в социально-значимых акциях, проектах
- деятельность в общественной организации или сотрудничество с институтами других профессиональных сфер
Автор: Токарева Галина Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №15"
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: "Новые формы методической работы с педагогическими кадрами как основа их профессионального развития"
Раздел: полное образование
«Педагог должен в просвещении
Новые формы методической работы с педагогическими кадрами как
основа их профессионального развития.
Качество образования и его эффективность – одна из актуальных проблем
отечественной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности
учебно - воспитательного процесса играет педагог, его профессионализм.
Повышение уровня мастерства педагогов является приоритетным
направлением деятельности методической работы, которая занимает особое
место в системе управления образовательным учреждением и представляет
важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических
кадров, так как, прежде всего, способствует повышению профессиональной
компетентности педагога, развитию его творческой инициативы.
Для роста и совершенствования профессионального мастерства педагогов
используются разнообразные формы работы.
По способу организации
(коллективные, индивидуальные), а также по степени активности
участников (пассивные, активные).
Коллективные формы: семинары, практикумы, научно-практические
конференции, школы передового опыта, методические объединения,
творческие группы, открытые уроки, семинары-практикумы, методические
декады, методические фестивали, мастер-классы, методические мосты,
дискуссии, методические ринги, тренинги, видеотренинги, педагогические
чтения, профессиональные выставки, защиты проектов, учебные,
организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры,
творческие отчеты, внеклассные мероприятия, экскурсии, встречи с
Индивидуальные формы: самообразование, стажировка, разработка
творческой темы, взаимопосещение занятий, самоанализ, наставничество,
собеседование, консультации, посещение занятий с последующим анализом,
рекомендации по устранению недостатков, анализ планов уроков.
Традиционные формы, в которых главное место по- прежнему отводится
из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня
необходимо вовлекать педагогов в активную учебно – познавательную
деятельность с применением форм и методов, получивших название
предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной
проблемы, на самостоятельном овладении знаниями в процессе активной
Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым
свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий
Значение использования активных методов в образовательном учреждении:
1. Повышение качества учебно – воспитательного процесса в школе.
2. Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию.
3. Повышение уровня активности и самостоятельности.
4. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
5. Развитие стремления к сотрудничеству.
Кроме того, активное обучение обеспечивает создание атмосферы,
снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с включением
в образовательную деятельность, раскрывает новые возможности, является
необходимым условием для становления компетентностей.
Активные формы работы с педагогическими кадрами:
Тренинг: предполагает предварительную и итоговую диагностику
( анкетирование, оценка проф. умений, подбор практических заданий и
игровых упражнений) , которые выполняются в ситуациях программируемой
успешности, а затем переносятся в ситуации реальной практической
могут быть краткосрочными – речь идет о формировании узкоспециальных
навыков и долгосрочных- речь идет о формировании комплекса
профессиональных умений педагогов .
Брифинг: встреча, на которой кратко излагается позиция по одному из
злободневных вопросов. Она может проводиться руководителем или
специалистом, который заранее готовится к ответу на вопросы по
определенной теме и позволяет максимально активизировать воспитателей.
Создаются две команды: одна задает вопросы, другая отвечает; организатор
задает вопросы, педагоги отвечают.
Деловая игра: способствуют повышению интереса к рассматриваемой
проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов,
поиску новых путей решения сложных задач, формируют и тренируют их
практические умения и навыки. Деловая игра – это в определенной степени
репетиция деятельности педагога. Она дает возможность проиграть любую
педагогическую ситуацию в лицах, что позволяет понять психологию
человека, встав на место ребенка, его родителей, директора или коллеги.
Методический ринг: Здесь предполагается атаковать соперника вопросами,
на которые должен оперативно быть дан ответ. Вопросы может задавать и
ведущий игры. Содержание вопросов может относиться к одной или разным
проблемам, в зависимости от цели его проведения: уточнить и
систематизировать занятия по одной проблеме или провести мини –
диагностику знаний педагогов по целому комплексу вопросов. Например,
педагогический ринг: «Пути совершенствования образовательного процесса в
Круглый стол: тема и проблема высвечиваются заранее. Возможно
подготовленные выступающие. Можно разделить участников на группы при
обсуждении разных видов по одному вопросу. Обязательно ведущему
формировать выводы и предложения. Темы для круглых столов могут быть
разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке
альтернативные элементы. Например, - «Проблемы взаимодействия
помещения. Например, столы целесообразно расставить по периметру
видеть всех участников. Здесь же могут находиться приглашенные
специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы
обсуждается отдельно. Предоставляется слово педагогам, имеющим опыт
работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса.
В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний,
Симпозиум – обсуждение, в ходе которого участники выступают с
Дебаты – обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных
выступлений представителей двух противостоящих групп.
Дискуссия - один из путей, который поможет научить педагогов вести
профессиональный, конструктивный спор, способный привести к решению
проблемы, выработке общего мнения. Дискуссия (в переводе с латинского –
исследование, разбор) заключается в коллективном обсуждении какого – либо
вопроса, проблемы или в сопоставлении идей, мнений, предложений. Она
может быть использована как самостоятельный вид работы с педагогами, а
также как инсценирующая дискуссию деловая игра. Принимая участие в
дискуссии, педагог прежде всего формулирует тезис – мысль или положение,
истинность которого следует доказать. Перед проведением дискуссии следует
сформулировать перед педагогами проблему и цели дискуссии, то есть
разъяснить, что обсуждается, почему проводится дискуссия и что должно
дать обсуждение. При этом необходимо заинтересовать педагогов, указав им
на нерешенные или неоднозначно решаемые педагогические проблемы или
вопросы. Следует также установить регламент дискуссии и каждого
Руководитель дискуссии должен создать доброжелательную обстановку,
положительный эмоциональный фон, а также убедиться, что все педагоги
осознают суть обсуждаемой проблемы и знакомы с соответствующей
терминологией, единой для всех участников.
Цель руководителя – собрать больше меньше мнений, поэтому он
активизирует педагогов и поддерживает их активность, предлагает
сформулировать предложения, высказывается сам, стремясь выявить разные
подходы, разные мнения, чтобы прийти к нужному результату.
Дискуссионные качели (дискуссия) : аудитория делится на группы (2 и
более). Каждая группа защищает противоположные мнения по одной
Мозговой штурм: группа из нескольких человек активно обсуждая решает
какую – нибудь проблему. Лидер группы озвучивает общее решение.
Лекция с применением техники обратной связи: Педагог после каждой
законченной мысли обращается к аудитории. На основе ответа на данной
регулирует содержание дальнейшей лекции.
Лекция вдвоем: педагог с педагогом или родителем в паре освещает
актуальные вопросы. Материал такого вида лекции заранее распределен. По
окончанию слушателям позволено задавать вопросы обоим лекторам.
проблемный вопрос, педагог голосует карточкой (4 шт.) : 1 – согласен; 2 –
согласен, но; 3 – не согласен; 4 – согласен, если. Затем ведущий объединяет в
группу педагогов с одинаковыми карточками и организуется дискуссия.
Выводы делаются ведущим.
Творческий час : работа небольшими коллективами, где разрабатываются
методические рекомендации, например модели анализа литературного
произведения, внедряются нетрадиционные техники рисования.
Мастер – класс (практикум). Его основная цель – знакомство с
педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем,
что помогло педагогу достичь наилучших результатов.
мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями
своей учебно – воспитательной системы и практическими рекомендациями
по ее реализации. Например: «Развитие творческого воображения
школьников средствами художественной литературы, изодеятельности,
Банк идей: это рациональный способ коллективного решения проблем, не
поддающихся решению традиционными способами на данном этапе.
Выставки – ярмарки педагогических идей, аукцион: публичное
представление лучших образцов профессиональной деятельности. Грамотно
подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и
самообразованию. Ведет к появлению новых идей
Коучинг – сессия: интерактивное общение. Развивающее консультирование,
дискуссия (вопрос – ответ). Педагог не получает советов и рекомендаций, а
только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит
пути для решения проблем.
Квик – настройка: это настрой педагога на успешную работу.
1. Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь!
2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам завидуют.
3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже
Кейс – метод: неигровой метод анализа и решения ситуаций. Где педагоги
участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач,
взятых из реальной практики.
Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование
умений есть результат активной самостоятельной деятельности педагогов по
разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое
овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие
Технология открытого пространства: предусматривает активное участие
каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство
возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение,
развитие и обмен идеями.
Использование ТОП на педсовете (не нужно детально разработанной
повестки дня и плана работы).
Презентация: наглядный вариант лекционного и практического материала.
Читайте также: