Работа с педагогическими кадрами в школе

Обновлено: 30.06.2024

На современном этапе развития системы образования основная цель методической работы с кадрами - это создание условий для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных. Ведущими принципами методической работы (МР) безусловно, являются дифференциация, непрерывность и адресность.

Но на современном этапе первостепенным становится решение задачи усиления адресности методического сопровождения педагога, оперативного реагирования на конкретный запрос, но при условии активной позиции педагога - поиска новых ресурсов развития в себе. Один из способов решения этой задачи видится в предоставлении свободы выбора форм и методов повышения квалификации, получения вариативной методической помощи, поддержки инициатив представления индивидуального опыта педагога.

Передовой опыт – самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт в воспитательно-образовательном процессе.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

Педагог может посетить занятия своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять те или иные образовательные ресурсы в работе с детьми.

Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.

Такой форме, как работа в паре, пару составляют педагог, владеющий ИКТ-технология, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т.к., например, педагог более опытный помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.

Тематические семинары проводятся старшим воспитателем, специалистами ДОУ или поручаются педагогам, работающим по данным тематикам. Тематические семинары организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков


Вопрос № 25. Понятие и структура готовности ребенка к обучению в школе.

В течение 20-ти лет Нижегородцева Н.В. и Шадриков В.Д. занимаются исследованиями психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста, диагностикой и коррекцией их готовности к школьному обучению. Рассмотрим их позицию относительно структуры готовности к школе [47].

1. Физическая готовность: уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

2. Социальная (личностная) готовность: самосознание, самооценка, самоконтроль, уровень притязаний и потребность в достижениях, общение ребенка со взрослыми, общение ребенка со сверстниками, сформированность внутренней социальной позиции школьника.

3. Психологическая готовность включает пять блоков:

· личностно-мотивационный (отношение к взрослому, к детям, к себе и отношение к школе и учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, т.е. учиться);

· представление о целях деятельности, принятие учебной задачи (понимание задач, поставленных педагогом и желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи);

· представления о содержании деятельности и способах ее выполнения (уровень элементарных знаний и умений, которыми владеет ребенок к началу обучения, вводные навыки, графические навыки);

· информационная основа деятельности (качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения: вербальная механическая память (объем), вербальная логическая слуховая память (точность), зрительная образная память (точность), слуховое восприятие ритмически организованных структур (звуковой анализ), зрительный анализ геометрических фигур, зрительное восприятие пространственно-ориентированных структур, кинестетическая чувствительность мелкой мускулатуры рук, уровень обобщений);

· управление деятельностью и принятие решений (качества, обеспечивающие планирование, контроль и оценку учащимися собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию: произвольная регуляция деятельности, произвольное внимание, функциональная асимметрия двигательной системы рук, восприимчивость к обучающей помощи (обучаемость).

Сопровождение адаптационного периода со стороны родителей.

В ШКОЛЕ:

Расставайтесь на позитиве, провожая ребенка на уроки.

•Разрешите брать в школу наклейки, картинки, игрушку, так как это предметы-помощники для общения со сверстниками. Ни один ребенок на уроке не осмелится это достать.

Когда покупаете школьные принадлежности, подумать, чтобы было не хуже, чем у других детей. Важно, чтобы было как у всех. Это тоже предмет обсуждения, разглядывания и соответствующих эмоций.

ДОМА:

Не критикуйте школу и учителя в присутствии ребенка, как бы вы на самом деле к ним не относились.

• Не перегружайте ребенка. Не пытайтесь дать ему все и сразу. Дайте первокласснику возможность побыть ребенком. Лишние кружки и секции, скорей всего приведут к повышенной утомляемости, и как следствие – к снижению работоспособности, раздражительности, проблемам со здоровьем. Если для вас очень важны занятия спортом или музыкой, либо начните водить туда ребенка задолго до начала школьной жизни, либо подождите еще год.

Продлёнка. Всеми способами постарайтесь ее избежать, хотя бы в течение первого полугодия. Не потому, что это плохо. Нет. Она здорово выручает в безвыходных ситуациях. Но в период адаптации первоклассников к школе пребывание в группе продленного дня становится дополнительным фактором физической и эмоциональной перегрузки ребенка.

Режим дня школьника. Не нужно сразу после школы заставлять ребенка писать, читать, и как бы то ни было заниматься. Отправьтесь на прогулку, дышите свежим воздухом, бегайте, прыгайте, отвлекайтесь. Обязательным пунктом в режиме дня первоклассника должен быть дневной сон. А уже потом можно заняться и уроками (хотя по нормативам в первом классе домашних заданий быть не должно). Самым оптимальным временем для выполнения домашних заданий психологи считают время от 17 до 19 часов. Вечером ограничьте активные игры, а также время, проведенное у телевизора и компьютера. Уложите ребенка не позже 9 часов вечера.

Меньше вопросов – больше рассуждений. Главный орган для адаптации человека к среде – это голова. У детей жизненного опыта меньше и поэтому их восприятие окружающего мира не такое как у взрослых. Взрослому все понятно, у него уже все это пройденный этап. Надо не вопросы задавать, а рассуждать, ребенок сам подключится и все расскажет. И относится серьезно к его переживаниям, а не так – да это ерунда, не переживай. Для него не ерунда.

Уделяйте серьезное внимание детским рассказам о школе. Даже если что-то показалось вам не таким уж важным, для вашего ребенка может много значить. Замечая вашу заинтересованность его делами и проблемами, ребенок чувствует вашу поддержку. А вы, тем самым, можете из разговора сделать вывод о том, как проходит процесс адаптации к школе и нужна ли ваша помощь.

Прислушайтесь к ребенку. Обратите внимание на настроение ребенка до школы и после школы, на аппетит, на общее состояние. Если вы заметили, что ваш ребенок утром не хочет идти в школу, стал конфликтным, начал быстро утомляться, плохо есть - это уже первый звоночек о том, что процесс адаптации к школе идет не совсем хорошо. Поговорите с ребенком, спросите, что его тревожит, успокойте и дайте понять, что для вас важны не его успехи, а он сам. Если ситуация затянется, возможно, придется обратиться к школьному психологу.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Приоритетные направления работы с педагогическими кадрами:

- организация и координация работы цикловых методических объединений учителей-предметников по проблемам образовательной деятельности школы, повышения уровня квалификации педагогов;

- совершенствование методов отслеживания качества образования;

- обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства педагогических работников с целью достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС;

- информационное обеспечение образовательного процесса;

- освоение современных образовательных технологий, электронной дидактики;

- обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта.

План работы с педагогическими кадрами на 2017-2018 учебный год

Создание рабочих групп по реализации плана методической работы в соответствии с Программой развития школы

На начало реализации Программы развития школы

Приказ о создании рабочей группы.

Назначение руководителей цикловых методических объединений учителей-предметников

Приказ о назначении

Анализ имеющихся кадровых ресурсов.

Коррекция банка данных по педагогическим кадрам

Заместитель директора школы по УМР

Разработка, корректировка (по необходимости) нормативно-правового обеспечения методической работы школы,

разработка локальных актов:

- положение о ресурсно-информационном центре (РИЦ) (корректировка);

- план методической работы;

- план работы стажерской площадки;

-план работы с молодыми специалистами;

-план повышения квалификации педагогических и руководящих работников;

- план аттестации педагогических работников.

Разработаны, приняты и введены в действие локальные акты.

Составление расписания работы ресурсно-информационного центра школы

Заместители директора школы

Регулирование работы РИЦ

Администрация школы, учитель информатики, классные руководители, педагоги

Формирование информационной культуры участников образовательных отношений, обеспечение безопасной работы в сети интернет

Совершенствование обеспечение функционирования системы мониторинга и диагностики уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов(приложение №1)

Обеспечение необходимого уровня профессиональной компетенции педагогов

Развитие пространственно-архитектурной среды

Развитие ресурсно-информационного центра школы:

- расширение и укрепление материально-технической базы РИЦ средствами организационной техники;

- зона открытого доступа к документальному фонду, справочная зона;

- информационно-выставочная зона, зона периодики;

- зона для занятий проектно-исследовательской деятельностью, зона множительной техники;

- зона получения информационных ресурсов;

- пополнение электронной медиатеки педагогических разработок как элемента единой школьной информационной сети

В течение 2017-2018 учебного года

Администрация школы, заведующая библиотекой

Внедрение информационных технологий.

Создание удобных пространств для пользователей, что обеспечивает доступность информационных ресурсов. Проведение занятий, мероприятий с использованием медиа лектория. Обеспечение участникам образовательных отношений доступа к информации, посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы и ресурсов сети Интернет.

- банк методических ресурсов школы;

- виртуальный постояннодействующий семинар;

- электронный контент по всем учебным предметам;

- шаблоны отчетной школьной документации

Заместитель директора по ИКТ и инновациям

Размещение оперативной информации в локальной электронной папке. Обеспечение доступа к информационным ресурсам школы, методическим и иным материалам всех работников школы

Организация технической поддержки деятельности педагогов при проведении уроков с использованием универсального кабинета, мобильной техники (система голосования, мобильный компьютерный класс)

постоянно при необходимости

Заместитель по ИКТ и инновациям,

Техническая поддержка всем педагогам, обратившимся за помощью

Создание и развитие электронных паспортов кабинетов

Рабочая группа, заведующие кабинетов

100% учителей имеют электронный паспорт кабинета

Научно-методическое обеспечение реализации ФГОС

Методическое сопровождение реализации ФГОС:

- методическая служба школы (МКЦ, ЦМО)(приложение № 2)

- образовательные организации Саянского района (стажерские площадки, семинары, открытые уроки)

Постоянно в течение года, по плану работы служб и организаций

С овершенствование внутришкольной системы повышения квалификации учителей путем внедрения новых форм ( Консультационная помощь, мастерские, вебинары, видеоуроки, и т.д.)

Педагогические советы школы (приложение № 3):

Виртуальный установочный семинар.

ЦМО учителей-предметников по теме педсовета.

Апробационные недели ( взаимопосещение уроков с последующим самоанализом и анализом на ЦМО, открытые уроки по графику)

Не менее 4 раз в четверть

Коллективная выработкауправленческого решения по созданию условий для эффективного сотрудничества членов педагогического коллектива по той или иной методической проблеме

Методическая помощь учителям по разработке планов уроков с использованием ресурсов школы, УО, ОО района;

Оказание помощи по запросу

Открытых уроков в рамках апробационных недель: активное использование видов деятельности: учебное исследование и учебное проектирование;

Замена фронтального урока на иные формы учебной работы, использование проектно-исследовательских технологий

Освоение электронной дидактики:

- электронные приложения к учебникам

В течение 2017-2018

Заместитель директора школы по ИКТ, учителя-предметники

Постоянная диагностика проблем, возникающих в связи с использованием порталов Дневник.ру, Учи.ру, консультативная помощь в решении данных проблем, организация

обучения новым возможностям сервиса, тиражирование положительного опыта использования платформ. Использование демонстрационных мультимедийных презентация процессов и явлений по отдельным предметам (физика, математика, химия, география)

постоянно не реже 1 раза в четверть

Заместитель директора школы по ИТК и инновациям, председатели МО, руководители ОЭП

Создание условий для внешней презентации инновационной деятельности педагогов

Повышение квалификации педагогов

Выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов учителей

Оказание помощи в разработке индивидуальных планов и содействия в их реализации

обеспечение учителей необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами

Разработка и реализация плана повышения квалификации, используя сетевую кооперацию:

- сопровождение дистанционного образования педагога;

- участие педагогов в работе вебинаров, семинаров, конференций (КИПК и ППРО, издательства, другие организации);

- выездные курсы, семинары, стажерские площадки (МКУ УО администрации Саянского района);

- курсы переподготовки (КГПУ им. Астафьева)

Постоянно, по расписанию проведения мероприятий

Заместитель директора школы по УМР

Повышение уровня профессиональной квалификации.Организация процесса погружения учителя в решение новых задач профессиональной деятельности и обучение, в том числе непосредственно на рабочем месте

Внедрение в практику знаний, полученных при повышении квалификации

Востребованность получаемых знаний для выполнения профессиональных задач

Саморазвитие и самообразование

Самостоятельная разработка методических материалов для собственной работы, для коллег и учащихся. Изучение методической и общепедагогической литературы, опыта других педагогов.

Развитие кадрового потенциала

Переподготовка педагогических кадров

По мере необходимости

Закрытие вакансий учителями школы

Использование районного педагогическогоресурса

По мере необходимости

Сопровождение выпускников школы, обучающихся в КГПУ им. В.П. Астафьева

По мере необходимости

Организация работы по ориентации учащихся на педагогические профессии

Администрация школы, педагоги

Сопровождения молодых специалистов

Постоянно в течение года

Администрация школы, кураторы

Успешное вхождение в профессию

Распространение и обобщение педагогического опыта

100% учителей имеют портфолио в бумажномили в электронном виде.

Создание персональных сайтов, (блогов- учителей, блогов-одной темы, блогов-учебных проектов и др.)

100% учителей владеют технологией создания сайта (блога) и имеют свой сайт или блог

Публичное представление инновационной деятельности педагогов школы в различных печатных и электронных изданиях

Признание педагогов в профессиональном сообществе, формирование информационной культуры

Участие в профессиональных конкурсах (школьный, муниципальный, региональный уровни):

Выявление лучших педагогических практик;

Представление педагогов к награждению отраслевыми и ведомственными наградами

Чествование педагогов в связи со знаменательными датами или событиями

Самооценка, самопрезентация, саморазвитие педагога

Обеспечение стимулирования труда работников образования

Заместитель директора школы по ИКТ и инновациям Пылова Л. Ю.

Приложение № 1

Оценка профессиональной компетентности педагогов

Оценка профессиональных компетентностей педагога, позволяющая определить эффективность его деятельности и методической работы в целом, ведется в школе в несколько этапов.

Выявление. Диагностирование, выявление проблем и трудностей, определение путей совершенствования профессиональной компетентности.

Механизмы развития. План саморазвития. Включение в работу ЦМО, проблемной группы. Участие в работе педсоветов, семинаров. Повышение квалификации.

Анализ деятельности. Самоанализ деятельности. Обобщение опыта. Рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности.

Характеристики профессиональной деятельности

Инструментарий, методики диагностики

Деятельность учителя по обучению

- стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС;

- показатели динамики учебных достижений, обучающихся;

- результаты участия обучающихся в региональных, всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

- отбор и использование современных образовательных технологий;

- внедрение ИКТ в образовательный процесс;

- использование ЦОР, методов фиксации и оценивания учебных достижений, в том числе средствами ИКТ.

- Отчет по итогам четверти, года

- Экспертная оценка, самооценка уроков, занятий по итогам апробационных недель

- Собеседование с заместителем директора школы по итогам четверти

- Самоанализ деятельности в рамках прохождения аттестации

Внеурочная деятельность учителя по учебным предметам

- реализация программы внеурочной деятельности по предмету

- ведение кружков, секций, факультативов, консультаций по предмету

- руководство исследовательской деятельностью учащихся

- наличие творческих работ обучающихся по предмету

- участие школьников в предметных олимпиадах

- Отчеты по итогам олимпиад, конкурсов

- Отчет на начало учебного года (программы спецкурсов, внеурочной деятельности)

- Отчеты по итогам конференций

Деятельность учителя в области здоровьесбережения

- наличие и реализацияпроектов, программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

- реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, формирующих у обучающихся потребность и ценность здорового образа жизни

- Экспертная оценка, самооценка уроков, занятий по итогам апробационных недель

- Самоанализ деятельности по программе или проекту

Деятельность учителя в области воспитания

- количество обучающихся, подготовленных к участию и включенных в позитивно направленную социальную деятельность, принимающих участие в делах класса, школы

- Отчет об участии в социально-значимых метропатиях, делах школы

- Анализ деятельности классных руководителей 1 раз в четверть

- Самоанализ деятельности в рамках прохождения аттестации

Духовно-нравственная позиция учителя

- наличие системы ценностей, таких как эмпатия, уважение личности ребенка и др.

- позитивное отношение обучающихся, родителей, коллег

- благоприятный психологический климат

- действия по формированию личностной, социальной, семейной культуры обучающихся

- Анкетирование учащихся, родителей (начало, конец года)

- Самоанализ деятельности в рамках прохождения аттестации

Деятельность учителя в области профессионального развития

- наличие траектории профессионального развития и совершенствования собственной профессиональной деятельности

- включенность в инновационные решения и их обоснованность

- своевременное повышение квалификации (не реже 1 раза в три года)

- работа/руководство творческой, проблемной, инициативной группой по выбранному направлению

- профессиональный анализ не только своего опыта, деятельности, но и опыта и деятельности коллег

- План прохождения курсовой подготовки

- Индивидуальная образовательная программа

- Представленные разработки уроков, занятий, семинаров и др.

- Отчеты ЦМО, МКЦ, проблемных групп по итогам четверти, года

- Экспертная оценка, самооценка уроков, занятий по итогам апробационных недель

- Самооценка уроков, занятий

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта и мастерства

- участие в муниципальных, региональных, федеральных профессиональных конкурсах

- обобщение и распространение собственного опыта в публикациях/ выступлениях на научно-практических конференциях, семинарах и др.

- Экспертная оценка, самооценка уроков, занятий по итогам апробационных недель

Эффективный социальный опыт

- наличие и реализация социально-значимых акций, проектов, культурных социально-значимых инициатив

- ответственность за направление работы в общественной профессиональной организации

- руководство, осуществление, участие в социально-значимых акциях, проектах

- деятельность в общественной организации или сотрудничество с институтами других профессиональных сфер

Автор: Токарева Галина Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №15"
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: "Новые формы методической работы с педагогическими кадрами как основа их профессионального развития"
Раздел: полное образование

«Педагог должен в просвещении

Новые формы методической работы с педагогическими кадрами как

основа их профессионального развития.

Качество образования и его эффективность – одна из актуальных проблем

отечественной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности

учебно - воспитательного процесса играет педагог, его профессионализм.

Повышение уровня мастерства педагогов является приоритетным

направлением деятельности методической работы, которая занимает особое

место в системе управления образовательным учреждением и представляет

важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических

кадров, так как, прежде всего, способствует повышению профессиональной

компетентности педагога, развитию его творческой инициативы.

Для роста и совершенствования профессионального мастерства педагогов

используются разнообразные формы работы.

По способу организации

(коллективные, индивидуальные), а также по степени активности

участников (пассивные, активные).

Коллективные формы: семинары, практикумы, научно-практические

конференции, школы передового опыта, методические объединения,

творческие группы, открытые уроки, семинары-практикумы, методические

декады, методические фестивали, мастер-классы, методические мосты,

дискуссии, методические ринги, тренинги, видеотренинги, педагогические

чтения, профессиональные выставки, защиты проектов, учебные,

организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры,

творческие отчеты, внеклассные мероприятия, экскурсии, встречи с

Индивидуальные формы: самообразование, стажировка, разработка

творческой темы, взаимопосещение занятий, самоанализ, наставничество,

собеседование, консультации, посещение занятий с последующим анализом,

рекомендации по устранению недостатков, анализ планов уроков.

Традиционные формы, в которых главное место по- прежнему отводится

из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня

необходимо вовлекать педагогов в активную учебно – познавательную

деятельность с применением форм и методов, получивших название

предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной

проблемы, на самостоятельном овладении знаниями в процессе активной

Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым

свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий

Значение использования активных методов в образовательном учреждении:

1. Повышение качества учебно – воспитательного процесса в школе.

2. Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию.

3. Повышение уровня активности и самостоятельности.

4. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.

5. Развитие стремления к сотрудничеству.

Кроме того, активное обучение обеспечивает создание атмосферы,

снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с включением

в образовательную деятельность, раскрывает новые возможности, является

необходимым условием для становления компетентностей.

Активные формы работы с педагогическими кадрами:

Тренинг: предполагает предварительную и итоговую диагностику

( анкетирование, оценка проф. умений, подбор практических заданий и

игровых упражнений) , которые выполняются в ситуациях программируемой

успешности, а затем переносятся в ситуации реальной практической

могут быть краткосрочными – речь идет о формировании узкоспециальных

навыков и долгосрочных- речь идет о формировании комплекса

профессиональных умений педагогов .

Брифинг: встреча, на которой кратко излагается позиция по одному из

злободневных вопросов. Она может проводиться руководителем или

специалистом, который заранее готовится к ответу на вопросы по

определенной теме и позволяет максимально активизировать воспитателей.

Создаются две команды: одна задает вопросы, другая отвечает; организатор

задает вопросы, педагоги отвечают.

Деловая игра: способствуют повышению интереса к рассматриваемой

проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов,

поиску новых путей решения сложных задач, формируют и тренируют их

практические умения и навыки. Деловая игра – это в определенной степени

репетиция деятельности педагога. Она дает возможность проиграть любую

педагогическую ситуацию в лицах, что позволяет понять психологию

человека, встав на место ребенка, его родителей, директора или коллеги.

Методический ринг: Здесь предполагается атаковать соперника вопросами,

на которые должен оперативно быть дан ответ. Вопросы может задавать и

ведущий игры. Содержание вопросов может относиться к одной или разным

проблемам, в зависимости от цели его проведения: уточнить и

систематизировать занятия по одной проблеме или провести мини –

диагностику знаний педагогов по целому комплексу вопросов. Например,

педагогический ринг: «Пути совершенствования образовательного процесса в

Круглый стол: тема и проблема высвечиваются заранее. Возможно

подготовленные выступающие. Можно разделить участников на группы при

обсуждении разных видов по одному вопросу. Обязательно ведущему

формировать выводы и предложения. Темы для круглых столов могут быть

разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке

альтернативные элементы. Например, - «Проблемы взаимодействия

помещения. Например, столы целесообразно расставить по периметру

видеть всех участников. Здесь же могут находиться приглашенные

специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы

обсуждается отдельно. Предоставляется слово педагогам, имеющим опыт

работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса.

В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний,

Симпозиум – обсуждение, в ходе которого участники выступают с

Дебаты – обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных

выступлений представителей двух противостоящих групп.

Дискуссия - один из путей, который поможет научить педагогов вести

профессиональный, конструктивный спор, способный привести к решению

проблемы, выработке общего мнения. Дискуссия (в переводе с латинского –

исследование, разбор) заключается в коллективном обсуждении какого – либо

вопроса, проблемы или в сопоставлении идей, мнений, предложений. Она

может быть использована как самостоятельный вид работы с педагогами, а

также как инсценирующая дискуссию деловая игра. Принимая участие в

дискуссии, педагог прежде всего формулирует тезис – мысль или положение,

истинность которого следует доказать. Перед проведением дискуссии следует

сформулировать перед педагогами проблему и цели дискуссии, то есть

разъяснить, что обсуждается, почему проводится дискуссия и что должно

дать обсуждение. При этом необходимо заинтересовать педагогов, указав им

на нерешенные или неоднозначно решаемые педагогические проблемы или

вопросы. Следует также установить регламент дискуссии и каждого

Руководитель дискуссии должен создать доброжелательную обстановку,

положительный эмоциональный фон, а также убедиться, что все педагоги

осознают суть обсуждаемой проблемы и знакомы с соответствующей

терминологией, единой для всех участников.

Цель руководителя – собрать больше меньше мнений, поэтому он

активизирует педагогов и поддерживает их активность, предлагает

сформулировать предложения, высказывается сам, стремясь выявить разные

подходы, разные мнения, чтобы прийти к нужному результату.

Дискуссионные качели (дискуссия) : аудитория делится на группы (2 и

более). Каждая группа защищает противоположные мнения по одной

Мозговой штурм: группа из нескольких человек активно обсуждая решает

какую – нибудь проблему. Лидер группы озвучивает общее решение.

Лекция с применением техники обратной связи: Педагог после каждой

законченной мысли обращается к аудитории. На основе ответа на данной

регулирует содержание дальнейшей лекции.

Лекция вдвоем: педагог с педагогом или родителем в паре освещает

актуальные вопросы. Материал такого вида лекции заранее распределен. По

окончанию слушателям позволено задавать вопросы обоим лекторам.

проблемный вопрос, педагог голосует карточкой (4 шт.) : 1 – согласен; 2 –

согласен, но; 3 – не согласен; 4 – согласен, если. Затем ведущий объединяет в

группу педагогов с одинаковыми карточками и организуется дискуссия.

Выводы делаются ведущим.

Творческий час : работа небольшими коллективами, где разрабатываются

методические рекомендации, например модели анализа литературного

произведения, внедряются нетрадиционные техники рисования.

Мастер – класс (практикум). Его основная цель – знакомство с

педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем,

что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями

своей учебно – воспитательной системы и практическими рекомендациями

по ее реализации. Например: «Развитие творческого воображения

школьников средствами художественной литературы, изодеятельности,

Банк идей: это рациональный способ коллективного решения проблем, не

поддающихся решению традиционными способами на данном этапе.

Выставки – ярмарки педагогических идей, аукцион: публичное

представление лучших образцов профессиональной деятельности. Грамотно

подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и

самообразованию. Ведет к появлению новых идей

Коучинг – сессия: интерактивное общение. Развивающее консультирование,

дискуссия (вопрос – ответ). Педагог не получает советов и рекомендаций, а

только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит

пути для решения проблем.

Квик – настройка: это настрой педагога на успешную работу.

1. Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь!

2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам завидуют.

3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже

Кейс – метод: неигровой метод анализа и решения ситуаций. Где педагоги

участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач,

взятых из реальной практики.

Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование

умений есть результат активной самостоятельной деятельности педагогов по

разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое

овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие

Технология открытого пространства: предусматривает активное участие

каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство

возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение,

развитие и обмен идеями.

Использование ТОП на педсовете (не нужно детально разработанной

повестки дня и плана работы).

Презентация: наглядный вариант лекционного и практического материала.

Читайте также: