Что должна дать школа ребенку

Обновлено: 05.07.2024

Со 100-летним юбилеем поздравили родной нижегородский лицей № 8 тысячи его выпускников и нынешних учеников.

Дата значима для всего региона, ведь лицей, выпустивший многих известных нижегородцев, и сегодня является флагманом образования.

Что сейчас самое главное в воспитании подрастающего поколения? Как вырастить детей не только грамотными, но и добрыми, отзывчивыми? Об этом мы беседуем с директором лицея Ириной ЯРЦЕВОЙ.

– Ирина Николаевна, ваш лицей многие годы считается одним из самых престижных. Как вы считаете, чему самому главному должна научить ребёнка школа?

– Школа – это модель общества. И те отношения, которые построены в школе, ребёнок воспримет как законы общества. Мы учим детей, что важно не просто быть лидером, а быть им ради счастья людей. Это должно быть заложено в воспитании и семейном, и школьном, но в школьном – в первую очередь, ведь мы, педагоги, глубже понимаем суть этого процесса. Нотации и воспитательные мероприятия не приносят результата. Сам взрослый своим примером должен являть образец того, как нужно взаимодействовать с людьми. Воспитывает сама жизнь, которая окружает школьника.

– Ваш лицей известен своим театром имени Николая Хрулёва, издательским центром, лицейским телевидением, ежегодными научно-исследовательскими экспедициями по области и России. Дважды становился победителем приоритетного образовательного проекта, дважды лауреатом премии Нижнего Новгорода, обладателем грантов губернатора и мэра. Это тоже работает на воспитание?

– Конечно! Школа в первую очередь должна воспитывать человека, личность, а значит, она должна быть гуманной. Важно не просто давать знания, педагогам нужно обязательно разговаривать с учениками. Экспедиции, театр, музыкальный абонемент, издательская деятельность, наука – тоже общение. А чем больше общения мы дадим ребёнку – друг с другом, с преподавателями, – тем больше он учится договариваться, помогать, понимать других. В этом и состоит баланс современных образовательных технологий и сохранения человеческого взаимодействия. Знания сами по себе ещё не несут людям счастья. Очень важно, чтобы тот, кто ими обладает, хотел с их помощью сделать жизнь людей лучше. Ведь талантливый химик может сделать бомбу, а может изобрести что-то, что облегчит жизнь людей. Всё дело в воспитании, которое идёт со школы.

По мнению же детей, принявших участие в опросе, школа, развивая их интеллект (умение думать, анализировать, логическое мышление), не задействует в полной мере творческие способности (см. табл. 2).

+ Интеллект (умение думать, размышлять, ставить и решать проблему и т.д.);

+ Умение понимать культуру общества

– Умение понимать культуру общества

+ Умение отстаивать свою точку зрения, свою позицию;

Из приведенной таблицы 2 видно, что система обучения в школах едина (со всеми ее плюсами и минусами), также едины методы обучения в том аспекте, который позволяет развивать учащимся умение отстаивать свою точку зрения и, таким образом, формирует основу личностного развития и адаптации индивида в социуме. Тогда как воспитательные усилия педагогов в разных школах строятся на разных принципах, что приводит к разным результатам. В школе В внимание акцентируется на знания, на теоретический аспект освоения культуры через спецкурсы и факультативы, что делает учащихся высокоэрудированными людьми. В двух других школах важным считается практическое применение культурных навыков. Причем каждое ОУ делает это по-своему, как и отметили школьники в своих анкетах. Поэтому можно говорить, что в современной школе именно воспитательная работа, в конечном счете, определяет те различия, которые отличают учащихся одного ОУ от другого.

Человек лучше узнает

Таким образом, школа А лучше всего именно адаптирует детей, прививает им навыки или знания, необходимые непосредственно в жизни, то есть развивает социально значимые компетенции, что позволяет учащимся чувствовать себя уверенно за стенами школы. Школа Б реализует и функцию обучения, и функцию адаптации, но желательно добавить усилий. Школа В сосредоточилась на обучении (разрыв между функцией обучения и функцией адаптации здесь самый большой). Отсюда, например, неуверенность в своих силах, учащиеся слабо знают свои возможности (это нашло подтверждение при ответе на другой вопрос данной анкеты). Отсюда можно сказать, что приспособленность к жизни за стенами ОУ будет у этих выпускников ниже: обладая большим объемом знаний, им будет не хватать уверенности в их применении на практике.

Какие качества наиболее необходимы ребенку?

Какое качество, необходимое человеку в жизни, должна развивать школа у своих учеников? Давайте посмотрим на наши результаты в таблице 4.

умение общаться (общительность, умение находить общий язык с другими людьми, умение работать в группе, коллективе; доброта, дружелюбие, отзывчивость, понимание, уважение, терпение, справедливость) – 51%;

волевые качества: целеустремленность, упорство, настойчивость, решительность, организованность) – 46%;

интеллект (научиться получать знания; развивать ум; интеллектуальные способности) – 22%;

дать необходимые знания (знания, образованность) – 5%;

умение развиваться – 5%;

умение жить, приспособленность к жизни, стремление к лучшему – 2%

умение взаимодействовать с другими (умение общаться, уважать старших и сверстников, умение понимать других и культуру общества, коллективность) – 39%;

интеллект (умение думать, ум, умственное и логическое развитие, сообразительность, умение получать знания) – 36%;

умение учиться (дать необходимые знания) – 11%;

спортивные качества – 11%

интеллект (внимание, память, логика, смекалка, творчество, быстрота и нетрадиционность мышления, эрудиция) – 41%;

навыки грамотного общения (коммуникабельность, толерантность (терпимость), доброжелательность, умение общаться с людьми, правила разговора, умение работать в коллективе, взаимопомощь, уважение к людям) – 18%;

культура поведения в обществе – 6%

умение решать жизненные проблемы – 1%

Так, в школе В реализуется классический подход к обучению. В работе школ А и Б (как на уроке, так и во внеучебной деятельности) используются формы групповой работы, и умение общаться является вполне конкретным навыком для учащихся этих школ. Учащимся школы В не хватает навыков группового взаимодействия и умения работать в коллективе. В школе А необходимо усилить качество преподавания предметов, повысить глубину изучаемого материала. А в школе Б необходимо расширить воспитательную работу, направленную на формирование качеств характера.

За что ты будешь вспоминать школу в первую очередь?

За развитие ответственности, нравственности и других полезных качеств, которые помогут мне во взрослой жизни.

За то, что научила самостоятельности.

За хорошую дружную атмосферу в классе.

За то, что школа помогла развивать свои способности, научила общаться.

За то, что она научила меня понимать, что стоит делать, а что нет.

За веселую школьную жизнь (поездки, мероприятия).

А классного руководителя называли не иначе как:

Близкий человек в школе.

Человек, ставший за несколько лет родным.

Человек, чья помощь необходима.

Человек, который всегда поддерживает и помогает.

Наш путеводитель в мир знаний и науки.

Человек, полностью отвечающий за своих учеников и много им отдающий.

За что же чаще вспоминают школу выпускники?

За знания – если они были глубокими и преподавались заинтересованными в своем предмете учителями.

За учителей – если в школе подобрались неординарные личности, любящие учеников и старающиеся увидеть в них таланты.

За дружный класс – если классный руководитель смог создать атмосферу сплоченности и взаимопонимания в классе.

Галина ДАНЮШЕВСКАЯ, педагог–психолог МОУ СОШ № 25, г. Таганрог

Анкета для определения значимости приоритетов учебно-воспитательного процесса (9–11 кл.)

1. Привели бы вы своих детей в эту же школу:

- да;
- нет;
- затрудняюсь?

2. Что дает школа человеку (выделите верные, на ваш взгляд, пункты):

- учит конкретным предметам;
- учит решать жизненные проблемы;
- учит общению, взаимодействию в группе, в коллективе;
- воспитывает правильное поведение;
- развивает способности;
- человек лучше узнает сам себя, свои возможности;
- дает возможность общаться со сверстниками;
- дает возможность проявить себя;
- другое?

3. Какое качество, необходимое человеку в жизни, должна развивать школа у своих учеников?

4. Какие качества человека (или твои качества) никогда не проявляются в школе?

5. Легче или труднее жить в школе с классным руководителем? (да – нет) Почему?

6. Классный руководитель – это …

7. В правой колонке таблицы около каждого пункта проставьте оценку в процентах (от 0 до 100).

8. Определи, что делает школа (по твоим ощущениям):

- учит;
- воспитывает;
- развивает способности;
- раскрывает таланты;
- другое?

9. За что ты будешь вспоминать школу в первую очередь?

- умения вести себя в обществе социально-приемлемым способом, не нарушая общепринятых правил поведения (этикет);

- умения правильно общаться, быть вежливым, тактичным;

- умения понимать культуру общества и всего человечества (общекультурные ценности);


Накануне учебного года мысленно не раз обращалась к учителям Школы. Получились заметки, в которых нет претензии на новизну. Всё в воздухе. Но, наблюдая то, что происходит в школе с 26-летней историей, хочется поделиться актуальным.

Не секрет, что мир меняется, и те установки, с которыми мы приходили в школу ещё 10-15 лет назад, теперь тоже приходится менять.

Лучшие педагоги, Учителя года, Заслуженные и Народные считали, что образование должно дать ребёнку сумму знаний, теорий и фактов. Наши дети выучат, станут образованней, и к ним непременно придёт успех. А дальше мы определяли (это сегодня встречается тоже) базовый минимум знаний и успешность учеников оценивали по тому, насколько они им овладели.

Сейчас, в XXI веке, мы вынуждены констатировать — идея с минимумом знаний была временной мерой, и теперь она изжила себя. Для современной школы нет смысла даже пытаться сформулировать этот минимум знаний. Почему?

Даже потому, что можно в YouTube послушать профессора Гарвардского университета и специалиста по новым медиа Дэвида Вайнберга (David Weinberg) и понять, что в современном мире изменилась сама природа знания.

Во-первых, мозг человека обрабатывает прежде невиданные объёмы новой информации. Количество данных, которые человечество получает за два дня, превышает все данные, добытые людьми до 2003 года!

Во-вторых, благодаря интернету знание стало публичным и всеобщим. Прежде знание было элитарным, а информация была доступна немногим — тем, у кого есть средства, чтобы оплатить качественное образование, книги и т. д. Теперь любой ребёнок может за несколько секунд узнать практически любой интересующий факт в сети. Этот факт не нужно заучивать, за ним не нужно идти в библиотеку — информация будет доступна и завтра, в любое время и в любом месте.


Школьная система пока только пытается перестроиться под изменившуюся ситуацию, но сделать это необходимо. Потому что школа как место, где дети просто сидят и усваивают теории и факты, больше не нужна — в первую очередь не нужна самим детям. Какой же современная школа должны быть?

В первую очередь, конечно же, актуальной, интересной и полезной. Учителя должны не только передавать учащимся опыт и знания, но реагировать на то, какие вопросы задают их ученики, чем ученики хотят заниматься. То есть учебный план должен выстраиваться исходя из потребностей школьников. Учитель, который не будет этого делать, очень скоро останется без учеников — они уйдут учиться в те школы, где это стало реальностью, прижилось.

Иногда мы замечаем противостояние между учителями и тьюторами, кураторами. Это не личностное противостояние, а противостояние целей. Сегодня хороший учитель должен понимать, что для подростков отношения в среде сверстников порой важнее изучаемых предметов. Нужно в классе об этом говорить, обсуждать важность, ценность общения, и не только кураторам и тьюторам, но и учителям-предметникам.

Всё это не значит, что педагога вынуждают потакать ученикам и говорить с ними только о том, о чём они пожелают. У каждого учителя есть программа. Но если в школе ребёнку будет неинтересно, он толком ничему не научится или перейдёт в другую школу, где учиться будет комфортнее и увлекательнее.

Рекомендую изучить, к примеру, концепцию школы-парка профессора МГУ Милослава Балабана (именно эту стилистику мы выбрали и в первый школьный день, и в первой образовательной выездной программе). Он предложил организовать систему образовательных парков-студий, где каждый ребёнок сможет определиться со своими интересами и глубоко погрузиться в те предметы, которые ему лично нужны.


Поскольку образовательный процесс нужно выстраивать вокруг интереса учащихся, школа также должна принять и использовать те методы, с помощью которых современные дети предпочитают учиться. Кому-то это может показаться забавным, но отнюдь не школы, а именно сами учащиеся первыми научились полноценно использовать интернет в образовательном процессе. Ещё до того, как появились дистанционное обучение и электронные дневники, миллионы современных детей уже пользовались сетевыми ресурсами для самообучения.

Мы не должны бороться с тем, что дети ищут знания в интернете. Совсем наоборот — школа должна развивать у детей навыки самостоятельного поиска информации в сети. Умение искать нужные ресурсы, оценивать качество источника, обрабатывать массивы информации и эффектно их презентовать — всё это понадобится каждому выпускнику школы.


Работая над собственным учебным проектом, ученик использует полученные в школе навыки и самостоятельно усваивает новые знание, а также учится ставить перед собой цели и достигать их, действовать автономно и сообща, анализировать сделанное и демонстрировать результаты своей работы другим.

Наконец, современная школа должна превратиться в единое учебное пространство, где учитываются потребности каждого конкретного ребёнка.

Будучи на встрече в посольстве Финляндии, общаясь с руководителями финских школ, я задала вопрос: в чем особенность, кроме всего прочего, финской школы. Ответ был краток: поддержка!

У этого подхода есть два очень важных аспекта.

Второй аспект — это грамотное формирование общей среды, в которой каждый заинтересован в учении, познании, действии. Но среда не может быть создана отдельным учителем, куратором или руководителем. Только когда мы будем единомышленниками, когда каждый из нас будет думать не только о своём предмете, когда мы внесём свои идеи, настрой, собственный интерес и увлечения в общую школьную жизнь — тогда мы сможем создать такую школу, которая сможет устоять любой конкуренции.

Каждый сотрудник школы должен работать, понимая, что от его действий зависит, какими вырастут наши ученики, какую школу они выберут, на какую дорогу они ступят. Это серьёзный вызов, и школа должна быть к нему готова — иначе никак.

Давайте подумаем, каковы основные образовательные навыки, которые должна давать школа.

Во-первых, это умение учиться, умение учиться самостоятельно, умение взять, например, учебник по биологии и самостоятельно подготовиться к экзамену.

Следующий навык — пересказывать, хотя тут все намного глубже. Фактически что такое пересказ? Это пропущенная через призму собственного восприятия информация, обогащенная личным опытом и знаниями, при этом изложенная своими словами. Нужно признать факт, что пересказывать большинство детей не умеют. При этом современные дети пересказывают намного хуже, чем это делали дети 10–15 лет назад. Это во многом связано с введением ЕГЭ, с отменой устных выпускных школьных и вступительных вузовских экзаменов.

Теперь поговорим про запоминание. Учат ли детей запоминать в школе? Тоже нет. В действительности разработано огромное количество методов запоминания. Вбейте в любом поисковике (Google или Yandex) слово мнемотехники, и они выдадут вам тысячи сайтов. Единственная проблема: они не системны. К сожалению, нет ни одной книги, в которой эта информация хорошо расписана и дана в удобоваримом формате, особенно для применения школьниками. Именно этот пробел я заполняю этой книгой.

То есть фактически получается, что те образовательные задачи, которые должна выполнять школа, не выполняются. Ребенок не только не может учиться самостоятельно, но и школьную программу-то освоить не может, поэтому в последние несколько лет идет тенденция к упрощению школьной программы. Это связано именно с тем, что дети не обучены правильно работать с информацией.

Читайте также: