Что должен делать лидер школы

Обновлено: 30.06.2024

Кирилл Алексеев, тьютор, специалист по командообразованию, Москва
В статье - рекомендации и шпаргалки, которые помогут учителю определить лидера, выстроить сотрудничество и выбрать способы влияния. Примените тест, который определит мотивы поведения лидера.
Хотите влиять на класс - работайте с лидером и учитесь сотрудничать с ним. Лидер класса - это популярный подросток, который может вести за собой. Используйте его потенциал на пользу класса.

Рекомендации помогут:
- определить лидера;
- выявить ведущие мотивы поведения лидера;
- выстроить сотрудничество;
- выбрать способы влияния.

Определите лидера в классе

Совет
Не позволяйте лидеру при всех саботировать решения, которые приняли вы.

Как выстроить сотрудничество с лидером

Выберите способы влияния на лидера

Памятка
Как выстроить сотрудничество с лидером

  1. Принимайте лидера всерьез. Считайтесь с его мнением.
    Не опекайте чрезмерно и не давите на него.
  2. Установите партнерские отношения. Помните, у вас с лидером общая цель - поддерживать такую атмосферу в классе, которая будет помогать продуктивному образовательному процессу.
  3. Замечайте и поддерживайте его интересы и инициативу.
    Не игнорируйте, не запрещайте что-то лидеру, если это не вредит образовательному процессу.
  4. Выслушивайте до конца. Будьте тем, кто его слышит -
    и он научится слышать вас и считаться с вашим мнением.
  5. Поддерживайте устойчивые отношения. Старайтесь ежедневно хотя бы две минуты разговаривать с лидером.
  6. Не ругайте его при остальных учениках. Не высказывайтесь о нем насмешливо, тем более - унизительно. Выражайте свое недовольство в личной беседе.

Шесть способов влияния на лидера

Способ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Описание
Привлеките лидера в деятельность: в диалог о материале урока, внеклассную работу, групповые задания с другими учениками. Сам факт участия лидера в деятельности привлекает к ней тех, кто хочет больше с ним общаться.
А саму деятельность делает в глазах подростков более привлекательной и престижной. Благодаря этому способу вы увеличите активность класса, просто передавая часть полномочий и организационных функций лидеру. Способ применяйте в случае, если у вас сложились партнерские отношения с лидером.

Способ 2. БИХЕВИОРИСТИЧЕСКИЙ (поведенческий)

Описание
Способ дает результат, если вы используете его регулярно. Формируйте в лидере положительные качества.
В работе с лидером фокусируйтесь не на его действиях, а на его качествах, потому что даже негативное внимание к действиям лидера вызовет волну подражания.
Сначала подумайте, какие качества личности есть в лидере в вашем классе. Обращайте внимание на разные стороны личности: активность, инициативность, умение высказывать свое мнение, дружелюбие и ответственность.

Способ 3. НЛП-ПОДХОД

Описание
Суть способа - в программировании успеха и положительного поведения лидера. Формируя его позитивное поведение, вы создаете норму поведения для класса.
Помните: надо изменить направление мышления лидера в сторону результата, который вы ожидаете. Говорите о положительных чертах лидера и о конкретном результате.
Следите за тоном в общении: он должен быть деловым и оптимистичным. Старайтесь понять настроение лидера. Проводите индивидуальные беседы и дискуссии.

Способ 4. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ

Описание
Имея доверительные отношения с лидером, вы получаете союзника всем вашим начинаниям. Кроме того, его хорошее отношение к вам поспособствует вашим благополучным отношениям с остальными учениками. Главное - не переходите границы. Не рассказывайте о личной жизни, не сплетничайте, не флиртуйте.
Создайте с лидером искренний диалог, покажите, что считаете его значимым человеком. Доверительность достигнуть можно через прямое обращение.

Способ 5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ

Способ 6. ПРЕСЕЧЕНИЕ

Диагностический инструментарий

ЭКСПРЕСС-ТЕСТ
на определение ведущего мотива поведения у лидера класса

ШПАРГАЛКА для учителя

Восемь способов, чтобы подкрепить качества лидера класса

1. Способ
Внимание

Сосредоточьтесь на лидере в те моменты, когда он проявляет желаемое качество (например, дружелюбен), невербально выразите поддержку и уважение
(улыбнитесь, кивните, развернитесь в его сторону)

2 Способ
Прямая похвала

3 Способ
Льготы, привилегии

Подумайте, что можете дать лидеру взамен за желаемое поведение. Дайте возможность действовать
свободно, получить от чего-то удовольствие

4 Способ
Поощрение

Наградите грамотой, благодарственным письмом, присудите призовое место. Выскажите теплые слова в адрес родителей

5 Способ
Игнорирование

Не обращайте внимания на подростка, когда он проявляет негативное качество (если это не угрожает безопасности).
Так вы погасите дурашливость, угрозы, ворчание

6 Способ
Невербальное выражение недовольства

Нахмурьтесь, строго посмотрите, покачайте головой

7 Способ
Вербальное выражение недовольства

04 Апреля 2019 19:18 14 тыс 0

Фото блюда

Как стать лидером в классе – действенные методы

Блок автора

Школа – это миниатюрная модель мира. Именно здесь каждый получает социальные навыки. В каждом классе есть лидер, и обычно им является один человек. И он, как правило, выше других во всех сферах. Это касается и его успеваемости в учёбе.

Многие школьники пытаются стать лидерами в своём классе. И иногда благодаря целенаправленным действиям и усердному труду у них это получается. Однако поскольку лидером может быть только один, а в классе обычно более 10 человек, большинство так и остаются обычными рядовыми учениками.

Задатки лидера

Бытует мнение, что если у человека с рождения нет задатков лидера, то он им стать не сможет, как бы ни старался. Мол, природа сама всех разделила на тех, кто подчиняется и на тех, кто больше склонен командовать другими.

Отчасти это утверждение верно. В действительности, человек не сможет стать лидером, если у него нет таких задатков. Однако получить их может в любое время любой человек. Следует только работать над собой и развивать свои лидерские качества.

Главное - навыки общения

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок в школе не просто хорошо учился, но ещё и пользовался уважением одноклассников. Однако мало что для этого предпринимается.

Именно поэтому так часто двоечники после окончания школы становятся предпринимателями. И им зачастую завидуют те, кто все 10 лет учился на пятёрки, но в результате вынуждены были получить работу, которая мало того, что не интересная, так ещё и малооплачиваемая.

Про двоечников, которые стали успешными, обычно говорят, что им просто повезло. Но, в действительности, их успех – это не везение, а умение правильно организовывать коллектив.

А уж этому они научились ещё со школьных времён. Когда многие их одноклассники всячески старались получать пятёрки, закрывая глаза на всё остальное, они развивали свои лидерские качества, часто общаясь со сверстниками вместо того, чтобы учиться.

Распознавание лидера

Лидер недаром называется именно так. Его легко заметить. Во всяком случае, его одноклассники уж точно не будут долго думать, является ли он лидером. Они, пребывая в этом коллективе, прекрасно знают, какая здесь сложилась иерархия.

Если же распознать лидера хочет тот человек, который не является участником коллектива, то необходимо просто недолго понаблюдать со стороны. Главное, обратить внимание на то, как он взаимодействует с окружающими.
Можно провести простой тест. Заключается он в следующем.

Необходимо за один стол посадить несколько учеников и попросить, чтобы они совместными усилиями нарисовали общую картину. И как только начнётся работа, сразу можно будет понять, кто является лидером. Он незамедлительно начнёт руководить процессом.


Основные правила

Многие школьники хотят стать лидерами. Но обычно все их попытки достичь такой цели обрываются уже на корню. И главная причина тому – пресловутое бытующее мнение о том, что лидером можно только родиться. Но это мнение, конечно, ошибочное.

И поэтому ученик не должен прекращать свои стремления стать лидером в классе. Ему необходимо постоянно работать над собой, развивая лидерские качества.

При этом важно понимать, что лидер – это не тот, кто является самым сильным, самым умным и самым красивым. Он, прежде всего, должен быть уникальным. Каждый, кто хочет стать лидером, должен продемонстрировать окружающим свою уникальность.

С самого начала необходимо понять, зачем вообще становиться лидером и какую пользу это может принести коллективу. От лидера, который не имеет никакой цели, класс сразу же откажется. Ниже будут приведены 7 основных правил, которые должен соблюдать тот, кто желает стать лидером.

1. Уверенность

Пожалуй, самое важное качество лидера – это его уверенность в себе. Если она у школьника есть, то он уже может стать лидером в классе.

Ну а тем, у кого уверенности в себе нет, придётся немного поработать над собой. Важно научиться принимать решения, оказывать влияние на происходящее. Также необходимо уметь отвечать за все те решения, которые будут приняты, как правильные, так и ошибочные.

2. Пример для других

Необходимо постараться стать примером для сверстников. Важно не только хорошо учиться, но и тщательно следить за происходящими событиями, которые имеют отношение к школьной жизни.

Лидер должен знать больше своих одноклассников. Для этого ему необходимо много читать, постоянно развиваться, интересоваться новым.

3. Спорт

Лидер должен быть не только умным, но и сильным. Одноклассникам будет приятно осознавать, что за них всегда могут заступиться.

Поэтому, тем, кто стремится стать лидером в классе, рекомендуется побольше заниматься спортом. Разумеется, делать это нужно не только на уроках физической культуры, но и вне школьных занятий.

Если имеются какие-либо противопоказания к физическим упражнениям, необходимо подыскать для себя подходящий по состоянию здоровья вид спорта.

4. Быть в центре внимания

Необходимо всегда быть в центре внимания и стараться выполнять как можно больше поручений школы. В этом случае будет гораздо больше возможностей проявить себя и продемонстрировать всем свои уникальные умения. Не нужно бояться браться даже за самые трудные задания. Не стоит также стесняться привлекать к выполнению этих заданий своих сверстников.


5. Выполнение обещаний

Никому не нравятся те люди, которые не выполняют своих обещаний. Особенно это касается лидеров, то есть тех, кому коллектив полностью доверяет.

Если же школьник часто будет отказываться от своих слов, не доводить начатое дело до конца и постоянно придумывать какие-то отговорки, то лидером он быть долго не сможет.

6. Внешность

Важно следить и за своим внешним видом. Настоящий лидер должен хорошо одеваться и следить за модой. Так он опять же будет показывать пример своим одноклассникам.

Разумеется, одежда не должна быть такой, которая вызвала бы неподдельный шок у учителей. Необходимо совместить соблюдение моды и школьного дресс-кода.

Самое важное правило при выборе одежды – внешний вид должен быть таким, чтобы у сверстников появилось желание подражать.

7. Никого не унижать

Демонстрировать свою силу лидер должен только в случаях, когда необходимо победить в каких-либо спортивных соревнованиях, то есть когда нужно отстоять честь класса или школы.

И уж ни в коем случае нельзя применять её против более слабых сверстников. Это не только не подчеркнёт лидерство, но и покажет отрицательные стороны. Сверстники сразу же сделают вывод, что их лидер по-другому действовать не умеет.


Начинать работу над собой по выработке и развитию лидерских качеств необходимо с убеждения самого себя, что всё получится. Важно поставить перед собой цель и стремиться к её достижению.

И не стоит отчаиваться, если в классе уже есть лидер. Ведь всегда найдётся, по меньшей мере, один человек, кому этот лидер не нравится. А если это не один человек, а целая группа, то можно попробовать к ней присоединиться и уж наверняка там лидерские качества будут оценены по достоинству.

Если подросток хочет стать лидером в классе, то он должен научиться вести себя, как руководитель. Обрести многие необходимые для этого навыки. А также воспользоваться важными методиками и советами. Они помогут ему стать лидером. И научиться вести за собой людей.

Как подростку стать лидером?

Тинейджеру нужно становиться самоуверенным


Все лидеры являются уверенными в себе. Те люди, которые не обладают этим качеством, не становятся лидерами. А, наоборот, начинают идти за кем-то.

Поэтому главная задача тинейджера, желающего стать лидером - начать увеличивать уровень своей самооценки. Любыми доступными способами (кроме унижения достоинства других). Чтобы стать самоуверенным, подросток может начать заниматься спортом. Развиваться интеллектуально. Или улучшать свои навыки, которые помогут ему стать самым лучшим в классе. Каждое из вышеназванных увлечений поднимет самооценку подростка.

В борьбе за лидерство подросток должен показывать свои лучшие качества. В частности, высокий уровень смелости, бесстрашие, силу воли, а также решимость. Лидер - тот, кто готов идти до конца. И демонстрировать упорство.

Лидером может быть только тот человек, который является интеллектуально развитым. Подросток должен отлично учиться. А еще, он должен принимать участие во всех мероприятиях, которые организовываются в учебном заведении. В этом случае к нему будут прислушиваться абсолютно все ученики в классе. А не только лишь какие-то конкретные группки внутри него.

Подростку нужно понять, как общаться с классом, и практиковаться в этом

Подросток должен научиться оказывать влияние на весь свой класс путем общения. Он должен уметь подбирать ключи к сердцу как всего коллектива в целом, так и отдельных его участников. Подростку нужно наладить отношения со своими одноклассниками. Оказывать им поддержку. И проявлять по отношению к ним внимание.

Тогда одноклассники на подсознательном уровне начнут воспринимать подростка, как лидера, на которого можно положиться.

Лидер должен быть спокойным и хладнокровным


От него должно буквально веять непоколебимостью и бесстрашием. За эти навыки и любят лидеров. Поскольку они всегда смогут хладнокровно, без эмоций решить вопрос.

Подростку нужно научиться брать ответственность

Если он является лидером, то теперь отвечает не только за себя. Но и за тех людей, которые ему доверились. То есть, за его класс.

Подростку необходимо следить за моральной обстановкой в классе. Не давать сильным обижать слабых. Не допускать возникновения конфликтов.

Если тинейджера просят помочь в конкретной ситуации, то он должен сделать это по мере возможностей. Да, иногда помочь может быть трудно. Но, тем не менее, проделанная работа положительно повлияет на подростка. Сделает так, что человек, которому он помог, будет ему должен. Как следствие, однажды он вернет долг.

Подросток должен периодически общаться с лидерами

С абсолютно любыми. Это могут быть мальчики/девочки из параллельных классов школы. Или вообще из других учебных заведений.

Общаться с лидерами будет очень полезно для подростка, поскольку он сможет перенять у них опыт. Научится решать конфликтные ситуации и избавлять от проблем. Также, он поймет, как удерживать лидерскую позицию. Не допускать того, чтобы кто-то кроме него тоже был лидером.

Если подросток будет общаться с такими же, как и он, руководителями, то сможет остаться главой класса до конца школы. А обретенные навыки сможет использовать и после ее окончания. Например, если захочет начать собственный бизнес.

Подросток должен быть готов к тому, что проблемы придется решать в любое время суток


Вне зависимости от того, есть ли у него свободное время. Успел ли он сделать домашнее задание. Есть ли у него настрой решать проблемы. И так далее.

Лидер нужен классу для того, чтобы решать проблемы его учеников. Избавляться от них. И делать все для того, чтобы никаких проблем ни у кого не было. Если подросток не будет решать проблемы коллектива, то подобный лидер никому не будет нужен. Как следствие, тинейджер быстро утратит свою формальную должность. И к нему больше не будут обращаться.

Подросток должен знать каждого ученика в классе

Он должен знать всю информацию о своих одноклассниках:

  1. Где они живут (точный адрес).
  2. Как зовут их родителей.
  3. Какие у них номера телефонов.

И многое другое. Эта информация понадобится подростку во время решения конфликтов в классе. Поскольку самый простой способ надавить на ребенка - сделать это через его родителей.

Лидер должен вести себя подобающим руководителю образом


На нем лежит огромная ответственность перед коллективом. Поскольку другие школьники следят за поведением лидера. И, в случае конфликтных ситуаций, копируют его.

Лидер ни в коем случае не должен заниматься рукоприкладством. Его основная задача - приструнить человека с помощью слов, интонаций, а также мимики и жестов.

Если для решения каждого вопроса подросток будет прибегать к насилию, это закончится плохо. Толпа людей, которая управляется только лишь страхом, вскоре может выйти из-под контроля. И перестать подчиняться.

Лидер должен внедрять нововведения

Разбавлять обычную рутину учебы. Делать это можно с помощью внедрения определенных нововведений. Например, лидер может придумать поздравлять каждого ученика класса с днем рождения. Сделать так, чтобы школьники скидывались по 50-100 рублей накануне праздника. И на эти деньги покупали имениннику различные подарки.

Также, лидер может придумать, например, тайную почту на 14 февраля. Собрать у всех валентинки. И раздать их ученикам класса.

Подросток может внедрять и другие интерактивы. Очень важно, чтобы они были оригинальными. И поднимали настроение другим детям. Если подросток сможет внедрить подобное, то он получит настоящее удовольствие. И укрепится в роли лидера.

Подростку нужно много читать, чтобы иметь возможность дать любому человеку совет

С лидером обычно советуются люди. Соответственно, он должен быть начитанным и интеллектуально развитым. Чтобы иметь возможность в любой момент посоветовать человеку, как ему поступить.

Если лидер всегда будет иметь возможность дать совет, то он укрепит свой статус. И сможет манипулировать людьми в своих целях. Что позволит ему всегда оставаться главным.

Подросток должен стать хорошим менеджером

Лидер должен обладать следующими качествами:

  1. Порядочностью.
  2. Аккуратностью к деталям.
  3. Сильным стержнем.
  4. Умением вести себя на публике.
  5. Красноречием.
  6. Хорошим чувством юмора.
  7. Находчивостью.

Если подросток испытывает проблемы с определенными качествами, то он должен в обязательном порядке делать упор на их улучшение. И развивать их. Они необходимы для того, чтобы стать лидером везде. В любой организации и кампании.

Подросток должен уметь задействовать разных людей для достижения общей цели

Подросток должен научиться различать таланты людей и использовать их. Для достижения общей цели. Задача тинейджера - анализировать таланты людей. И направлять их туда, где они помогут общему делу лучше всего.

Подростку не нужно забываться

Даже когда подросток станет лидером, он все равно должен вести себя хорошо. Быть чутким, отзывчивым. И не вести себя так, будто бы он царь, а все люди вокруг него - подчиненные без своих прав и свобод.

Люди быстро увидят, если подросток начнет вести себя плохо. Так, будто бы он - звезда. Подобное поведение ужасно повлияет на боевой дух коллектива. Поскольку ему станет не нужен подобный лидер.

Подросток должен научиться слушать

Слушать и слышать - очень важный навык для лидера. Одноклассники будут периодически приходить к нему для того, чтобы выговориться. И попросить помощи в решении определенного конфликта.

Лидер не может позволить говорить только лишь себе. Если он хочет, чтобы его считали руководителем, то должен приспосабливаться. Учиться слушать других людей. И слышать, что они пытаются до него донести.

Когда люди видят, что лидер готов их понять, то чувствуют себя значимыми. И более легко доверяются ему. Если же лидер будет проявлять безразличие, то его команды не будут выполняться. Поскольку человек не будет чувствовать себя значимым. А значит его ненависть к лидеру будет только расти.

Заключение


Чтобы стать лидером в классе, нужно очень много работать над собой. Но мы уверены, что у вашего ребенка все получится!

Напишите в комментариях, были ли вы лидером в школе! Расскажите о тех временах.

4.Чтобы нас всех объединяли общая идея, сотрудничество, потому что только в таких условиях каждая личность может чувствовать себя свободной и уверенной в успехе.

5.Я считаю, что не только учителя, но и сами ученики должны стремиться улучшить жизнь школы. Если мы будем работать вместе, это будет полезно и интересно. Так мы лучше узнаем друг друга и станем едины.

Давайте прославим нашу школу, потому что она лучшая .

Интересная школьная жизнь поможет раскрыть нам свои таланты, самореализоваться.

Нам нужны ваши идеи и предложения.

Твой голос, поможет изменить жизнь школы на один год. Давайте сделаем это вместе!

правильный выбор лидера – перемены к лучшему .

Предвыборная программа кандидата на пост Лидера школы

Воробьёва Татьяна Викторовна

Быть Лидером школы сложно и ответственно!

Школа – это наш второй дом, здесь проходят лучшие годы нашего детства, здесь мы набираемся сил для дальнейшей взрослой жизни. Это надёжный фундамент для достижения успехов в жизни.

Все мы, учащиеся школы № 19 – единый коллектив.

В единстве наша сила!

Баллотируясь кандидатом на должность Лидера школы приоритетными направлениями считаю:

2)Считаю, что необходимо поощрять учащихся, имеющих отличные и хорошие результаты в учёбе или достижения в творческих конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях. Это могут быть призы по результатам квартала, полугодия, года.

3) продолжить выполнение программы помощи по исправлению оценок и улучшению успеваемости.

4) Проведение конкурсов, соревнований по благоустройству территории школы и пришкольного участка, закрепленной за каждым классом. (Поощрительные баллы)

5) Приглашение специалистов вспомогательных служб для беседы с учащимися по поводу выбора ими будущей профессии.

6) Введение штрафных санкций, (классу и ученикам), по нарушениям правил и обязанностей учащихся.

7) Организация конференций активов классов

8) Поощрение самого активного класса по окончанию года (поездка или материальное поощрение для кабинета)

9) Создание почтового ящика президента школы для вопросов и предложений

Вы хотите жить интересно?

Вы хотите иметь много единомышленников и быть услышанными?

Тогда сделайте правильный выбор!

Предвыборная программа кандидата на пост Лидера школы

Веремеенко Михаила Михайловича

Я коммуникабельный, инициативный , открыт миру и новым идеям. Я хочу поддержать ваши интересы. Почему я решил, что буду хорошим лидером? Потому что быть плохим не стоит.

Моя цель: добиться заинтересованности и активности участников в школьном коллективе.

В этом году работа учащихся должна быть более активной, а для этого требуется хороший лидер. Как президент я буду поддерживать вас, прислушиваться к вашим желаниям, интересам и вносить коррективы в планы работы .

Приоритеты моей программы:

Проведение благотворительных акций

Увеличение дней здоровья и тематических праздничных дней

Создание творческих групп для проведения мероприятий

Проведение конкурсов, направленных на раскрытие талантов (конкурс чтецов, певцов и т. д.)

Сохранение традиции школы в проведении ряда мероприятий: день рождения школы, День самоуправления, 8 Марта, 23 Февраля, День знаний

Читайте также: