Кто может работать старшим вожатым в школе

Обновлено: 02.07.2024

Я- вожатая в современной школе. Вожатый – профессия, которой не учат ни в одном учебном заведении, это некое призвание, состояние души. Более того, вожатый –самая главная фигура в процессе воздействия на ребенка. Вожатый по отношению к ребенку занимает особую позицию – дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов. Вожатый – это не надзиратель, вожатый должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Вожатый – это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди. Кому как не вожатому приходится реализовывать задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Авторитетные вожатые, как правило, обладают педагогическим тактом
(чутки, отзывчивы, требовательны к детям, творчески решают педагогические вопросы, инициативны, находчивы, сообразительны, имеют самообладание и терпение, во взаимоотношениях с учащимися не допускают грубости и не применяют антипедагогических мер воздействия, обладают навыками и привычками культурного поведения, в совершенстве знают свой учебный предмет и методику преподавания, имеют высокий нравственный облик).
Каждый вожатый должен сам на практике подобрать свой собственный ключик к сердцам своих детей и уже с их помощью решить для себя загадку авторитета. Естественно, нельзя не отметить, что все приходит с опытом. А самое главное, я считаю, это желание работать с детьми, постараться передать им самое лучшее что есть в нас. Я должна воспитать детей , которыми могла бы гордиться, а дети рядом со мной чувствовать себя свободно и уверенно.

Алгоритм формирования коллектива.

Я создаю коллектив.

1. Я должен понравиться детям.

2. Я должен их изучить.

3. Я должен определить ведущий вид деятельности, в котором мы объединимся.

4. Я должен увлечь ребят этой деятельностью.

5. Я должен объединить вокруг этой деятельности ядро – моих ближайших помощников (актив).

6. Я должен поставить перед ребятами яркую далекую и не менее яркую близкую цель.

7. Я должен утвердить определенный стиль общения, стиль отношений между ребятами.

8. Я должен частично передать управление деятельностью ребятам и создать органы самоуправления.

9. Я должен предложить ребятам знаки отличия, элементы формы, ритуалы.

10. Я должен найти и оборудовать место встречи коллектива.

11. Я должен заложить определенные традиции.

12. Я должен обеспечить всем надежное чувство защищенности.

13. Я должен не допустить замыкания детей на себя, должен сделать коллектив открытым.

14. Я должен найти друзей для моих ребят – интересный коллектив.

15. Я должен не стоять на месте. Остановка – смерть коллектива.

Позиция вожатого в детско-подростковых коллективах.

В своей практике вожатый общается с постоянными, временными (например, Совет дела), разновозрастными, профильными, и т.д. детско-подростковыми коллективами. А так как в основе каждого коллектива – общий интерес, общие цели, общие дела, сплачивающие ребят постоянно или временно, то его можно назвать объединением.

В каждой школе постоянно действует 5 видов объединений, диктующие вожатому свои особенности, связи с ними, работы с их членами и руководителями, отличающиеся взаимоотношениями детей и взрослых, входящих в эти объединения.

Это следующие объединения:

– классно-урочные – строго одновозрастные, по классам, обязательные для ребят, во главе их – учителя, определяющие место и систему внутри коллективных отношений по своим программам, допускающие помощь со стороны вожатых по мере необходимости;

– факультативно-кружковые – возможно разновозрастные, создаются на основе свободного выбора учащихся, но в целом зависимы от взрослых руководителей, более свободны в своих связях с вожатым (особенно кружки), могут выполнять заказы вожатого, а отдельные кружки могут вести сами вожатые;

общественно-организационные – возможны как одна из форм школьного ученического самоуправления, например, школьная республика, город творцов, ученический совет и т.д. – разновозрастные, с активным участием взрослых, в основном – педагогов школ, в том числе и вожатых, выступающих помощниками, наставниками актива этих объединений, несущих полную педагогическую ответственность за последствия деятельности этих объединений; вожатые часто выступают организаторами и ответственными от педколлектива за работу этих объединений;

свободно образующиеся – общественные, независимые от педколлектива образовательного учреждения, представленные в нем старшим вожатым – координатором, руководителем, организатором или помощником этих объединений.

Организаторская роль вожатого в школьных объединениях разная, в зависимости от характера этих объединений. Общее то, что вожатый любому объединению помогает при составлении планов работы, в подготовке и проведении отдельных дел, в обучении актива.

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Должностная инструкция старшего вожатого

  • иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
  • соответствовать требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не иметь ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 "Право на занятие педагогической деятельностью" Трудового кодекса Российской Федерации.
  • приоритетные направления дальнейшего развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты, которые регламентируют образовательную деятельность, физкультурно-оздоровительную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • основы возрастной и специальной педагогики, психологию;
  • физиологию, гигиену;
  • ключевые закономерности и тенденции развития детского движения;
  • педагогику, детскую возрастную и социальную психологию;
  • индивидуальные и возрастные особенности учеников школы, воспитанников, детей;
  • специфику деятельности детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников;
  • методику выявления и поддержки талантов, организации детской досуговой деятельности;
  • основы работы с ПК, принтером, мультимедийным оборудованием, с текстовыми редакторами, презентациями и электронными таблицами, электронной почтой и браузерами;
  • методы эффективного убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися различного возраста, их родителями, либо лицами, которые их заменяют, педагогическими работниками;
  • технологии диагностики причин возникновения конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы экологии, экономики, социологии; правила внутреннего трудового распорядка, установленные в общеобразовательном учреждении;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности;
  • соблюдать инструкцию по охране труда для старшего вожатого школы.



скачать: Должностные инструкции для Школы (ЕКС)
71 инструкция с учетом законов на 2 сентября 2021 года!

2. Функции

2.1. Всестороннее содействие развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений в общеобразовательном учреждении.
2.2. Организация полноценного досуга школьников.
2.3. Проведение внеклассной воспитательной работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере дневного пребывания детей.

3. Должностные обязанности старшего вожатого
3.1. Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, направляет свои действия на помощь в разработке и реализации программ их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей учащихся школы.
3.2. В соответствии с возрастными интересами учащихся общеобразовательного учреждения и требованиями жизни, организует их коллективно-творческую деятельность, всячески способствует обновлению содержания и форм деятельности детских общественных организаций и объединений.
3.3. Обеспечивает необходимые условия для широкого информирования школьников о действующих детских общественных организациях и объединениях.
3.4. Создает благоприятные условия, которые позволят ученикам школы проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с максимальной пользой для их развития проводить свободное время, досуг.
3.5. Осуществляет бережную заботу о здоровье и безопасности детей.
3.6. Организует, принимает участие в организации каникулярного отдыха школьников, изучая и используя передовой опыт работы с детьми и подростками.
3.7. Проводит необходимую работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских общественных организаций и объединений.
3.8. Обеспечивает эффективное взаимодействие органов самоуправления общеобразовательных учреждений, педагогических коллективов школ и детских общественных организаций.
3.9. Самостоятельно планирует свою деятельность по согласованию с заместителем директора по воспитательной работе в школе, ведёт в установленном порядке документацию.
3.10. Участвует в работе педагогических, методических советов, а также других формах методической работы.
3.11. Принимает участие в подготовке и проведении родительских собраний, методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) учащихся.
3.12. Участвует в подготовке и проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, которые предусмотрены образовательной программой общеобразовательного учреждения.
3.13. Осуществляет контроль, оценку хода и результатов работы детских общественных организаций и объединений.
3.14. Организует наглядное оформление общеобразовательного учреждения по тематике проводимой им работы.
3.15. Принимает возможные меры к развитию и сохранению материальной базы детских общественных организаций и объединений в школе.
3.16. Обеспечивает охрану жизни и здоровья школьников в ходе образовательной деятельности.
3.17. В процессе работы с детьми соблюдает должностную инструкцию старшего вожатого в школе, выполняет установленные правила охраны труда и пожарной безопасности, охраны жизни и здоровья детей.
3.18. Периодически проходит необходимые бесплатные медицинские обследования.
3.19. Соблюдает существующие этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, которые соответствуют общественному положению педагога школы.
3.20. Систематически занимается повышением своей квалификации.

4. Права

4.1. Самостоятельно осуществлять выбор форм и методов работы с учащимися, планировать её исходя из общего плана деятельности школы и педагогической целесообразности, с учетом требований ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.
4.2. Участвовать в управлении образовательной организации в порядке, определённом Уставом общеобразовательного учреждения. Принимать участие в работе Педагогического совета школы.
4.3. Участвовать в разработке программы развития школы, получать от администрации и классных руководителей сведения, необходимые для осуществления своей профессиональной деятельности.
4.4. Давать учащимся школы во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать школьников к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, которые установлены Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.
4.5. Давать обязательные распоряжения представителям детских организаций школы.
4.6. Присутствовать на любых мероприятиях, которые проводятся представителями детских общественных организаций школы, без права входить в помещение после начала занятий и делать замечания в течение всего мероприятия (исключая случаи экстренной необходимости).
4.7.

  • о начале, прекращении или приостановлении трудовой деятельности конкретных детских общешкольных организаций;
  • о поощрении различных представителей детских общешкольных организаций;
  • по вопросам совершенствования текущей воспитательной деятельности в школе.

4.8. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.
4.9. Знакомиться с жалобами и другими документами, которые содержат оценку его работы, давать по ним соответствующие конкретные объяснения.
4.10. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением педагогом норм профессиональной этики.
4.11. На конфиденциальность проводимого дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4.12. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить её после успешного прохождения аттестации.
4.13. На рабочее место, которое соответствует существующим требованиям охраны труда, на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.
4.14. На все социальные гарантии, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.



скачать: Инструкции для Пришкольного лагеря
38 инструкций с учетом приказов на 4 сентября 2021 года!

5. Ответственность

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Осуществляет работу в режиме ненормированного рабочего дня по графику, который составляется, исходя из 36-часовой рабочей недели, и утверждается непосредственно директором школы.
6.2. Поддерживает тесные контакты с органами самоуправления, педагогическим коллективом школы, образовательных учреждений дополнительного образования детей и общественными организациями.
6.3. Самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы старшего воспитателя согласовывается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее 5-ти дней с начала планируемого периода и утверждается непосредственно директором общеобразовательного учреждения.
6.4. Получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, проводит ознакомление под расписку с соответствующими документами.
6.5. Систематически обменивается сведениями по вопросам, которые входят в свою компетенцию, с педагогическими работниками, а также заместителями директора школы.
6.6. Передает заместителю директору по воспитательной работе информацию, которая получена на выездных совещаниях, семинарах, курсах повышения квалификации, непосредственно после момента её получения.
6.7. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
6.8. Осуществляет информирование администрации общеобразовательного учреждения о возникших трудностях и проблемах в своей работе.



скачать: Должностные инструкции для Школы (ЕКС)
71 инструкция с учетом законов на 2 сентября 2021 года!

Старший вожатый детского коллектива

Дистанционная* программа обучения старших вожатых подходит людям с высшим или средним профессиональным образованием. За 12 недель вы освоите специфику работы с детскими коллективами, а также разберетесь в законах и нормативах.

Давайте выясним, чему нужно учиться, в чем заключаются обязанности старшего вожатого и какие качества помогут ему в работе.

Что должен уметь старший вожатый

  • Обучать ребят работать в команде и действовать самостоятельно, без подсказок со стороны взрослых.
  • Объяснять, как можно себя вести в обществе, как нельзя и почему. Помогать детям разобраться в вопросах морали и нравственности — конечно, с учетом их возраста.
  • Находить и развивать таланты детей. Помогать в организации творческих мероприятий.
  • Не допускать конфликтов между ребятами, а если такие ситуации все же возникли — быстро их решать.
  • Служить примером для детей.
  • Общаться не только с детьми разных возрастов, но и с их родителями, опекунами, учителями.
  • Помогать другим вожатым в их работе. Проверять планы мероприятий, графики и программы, которые они составляют, при необходимости вмешиваться в их действия.

340 часов (3 мес.)

Квалификация: Старший вожатый

Такой специалист должен знать законы и правовые нормы, которые имеют отношение к деятельности вожатого, и уметь оказывать экстренную медицинскую помощь.

Особенности профессии

Старшие вожатые часто служат примером для детей — на них равняются, им подражают. А значит, таким работникам нужно внимательно следить за собой. В большинстве случаев вожатые постоянно на виду: дети непременно заметят и нарушение внутреннего распорядка, и неопрятную одежду, и несдержанность в словах и поступках. Чтобы добиться твердой дисциплины, начать придется с себя.

Для старших вожатых разработан профессиональный стандарт. Изучите его, прежде чем устраиваться на работу — несоответствие профстандарту может стать серьезной проблемой при трудоустройстве.

Обязанности и зона ответственности

Должностные обязанности старшего вожатого:

  • организовывать деятельность детских общественных объединений;
  • выстраивать работу детского коллектива с учетом интересов, запросов и инициатив ребят;
  • проводить массовые мероприятия, организовывать творческую деятельность;
  • участвовать в методических, родительских собраниях и педсоветах;
  • создавать среду, в которой каждый ребенок сможет реализовать свои потребности;
  • заботиться о жизни, здоровье и безопасности подопечных;
  • изучать и применять передовой опыт работы с группами детей, подростков, повышать собственную квалификацию — самообразованию старшие вожатые должны уделять много времени;
  • налаживать контакты с педагогами школы, представителями общественных организаций;
  • вести документацию.

Должность старшего вожатого предполагает дисциплинарную ответственность за неисполнение служебных обязанностей и нарушение правил внутреннего распорядка организации, в которой он работает.

Куда пойти учиться

  • узнаете специфику взаимодействия с детским коллективом и освоите воспитательные методики;
  • научитесь координировать работу детских организаций;
  • разберетесь в нормативно-правовых аспектах деятельности и проясните зону ответственности старшего вожатого.

Процесс переподготовки в нашем институте построен так, чтобы всем Слушателям было удобно учиться в дистанционном* режиме. Рекомендуем заранее узнать расписание и внести в свой календарь дни проверочных работ. В процессе обучения вы можете возвращаться к материалам лекций, участвовать в вебинарах и задавать вопросы преподавателям, общаться с другими Слушателями.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Как в соответствии с профстандартом трудоустраивать вожатых

С 29 января 2019 года вступил в силу профессиональный стандарт вожатого. Документ регламентирует деятельность специалистов, которые трудятся в детских лагерях, а также другие аспекты их работы. Так, профстандарт официально определил, что вожатые занимаются сопровождением детей и созданием необходимых условий для их отдыха, но действуют под руководством педагога, не принимая самостоятельных решений. Таким образом, педработники курируют деятельность своих помощников, что должно быть прописано в трудовом договоре.

Как известно, профессиональны стандарт содержит следующие разделы:

  • трудовые функции вожатого; ;
  • условия допуска к работе.

В связи с этим в договоре и должностных инструкциях на позицию вожатого следует отразить информацию о знаниях, навыках и умениях. На основе этих данных можно составить перечень требований к специалисту:

  • кандидат должен быть совершеннолетним;
  • иметь основное общее или среднее общее образование;
  • пройти обучение по программам профессиональной подготовки по должностям служащих в области образования и педагогики;
  • пройти медицинский осмотр при поступлении на работу, а в дальнейшем проходить обследования на регулярной основе.

Стоит также отметить, что работники бухгалтерии или кадровой службы должны проверить гражданина, желающего начать работать в качестве вожатого, на отсутствие судимости и фактов уголовного преследования.

Таким образом, при оформлении вожатого на работу необходимо учитывать, что он не является педагогическим работником, в квалификационном справочнике его должность отнесена к должностям учебно-вспомогательного персонала (приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н). Поэтому, согласно ТК, продолжительность его рабочего времени составляет 40 часов в неделю, а продолжительность отпуска — 28 календарных дней. Также работа вожатого носит сезонный или временный характер, в связи с чем с ним заключается срочный трудовой договор, где должна быть установлены заработная плата, которая не может быть ниже МРОТ, оклад и надбавки. Кроме того, за работу вожатого в ночное время или же сверхурочно также полагается доплата.

Читайте также: