Что было началом душевного кризиса гоголя кратко

Обновлено: 30.06.2024

Мало кому известно, что ко времени позднего творчества Гоголя относятся составленные им молитвы, а также систематизированные выписки из творений святых отцов и учителей Церкви, характерные скорее для писателя-аскета, чем для светского литератора.

В.А. Воропаев отмечает, что Гоголь стал первым представителем глубокого и трагического религиозно-нравственного стремления, которым проникнута русская литература. Выдвинутый им идеал воцерковления русской жизни — идеал до сей поры глубоко значимый для России.

В последних числах января Гоголя настиг новый душевный кризис. Толчком к нему стало известие о смерти сестры поэта Н. М. Языкова. Гоголь задумывается о смерти. Его посещают сомнения в полезности заново написанного им второго тома. Он обвиняет себя в том, что слишком возгордился, не достиг нравственного совершенства, возмечтал стать спасителем человечества. В своих собственных глазах он превратился в преступника, который не только не прославил Россию, но и оклеветал ее. Эти мысли привели Гоголя к выводу, что второй том не только его творческая неудача, но и крах всей жизни. Он понял, что не смог совместить художественное творчество с религиозным служением.

"смежать" - слово дедушки, обозначает его принадлежность к старой крестьянской среде
"уморились" - глагол, изображающий олицетворение часов, их принадлежность к старой атрибутике
"смолоду" - наречие прошедшего времени
"уморился"- синоним слову "устал"
"меже" - историзм
"осерчал" - синоним "рассердился"
т.д
Вывод: А. Платонов употребляет архаизмы и историзмы в рассказе об историческом прошлом нашей страны для воссоздания колорита эпохи, а также как средства речевой характеристики персонажа (старого крестьянина, его внука).

Выбери нужное..
В романе И. А. Гончарова “Обломов” обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства; идет повествование о двух противоположных типах людей, отличающихся понятиями о мире: для одного мир — отвлеченный, идеальный, для другого — материальный и практический. Эти два типа автор описал в Обломове и Захаре.
Обломов образован, не глуп, но ему лень что-либо сделать для решения той или иной проблемы. Целыми днями он только лежит и думает. Иногда он как будто бы решается что-то предпринять, но редко доводит свои порывы до конца. Для него нет ничего лучше, чем спокойно лежать и ничего не делать. Даже его деревней управляет доверенное лицо. Для него препятствием к делу становится обычное одевание, потому что он не хочет расставаться с любимым халатом. Обломов пытается разобраться в себе, понять, отчего он такой, и вспоминает свое детство, материнскую ласку, заботу. Маленькому Илюше не разрешалось быть самостоятельным: самому одеваться, умываться. Для этого существовало огромное количество нянек и слуг. Привыкший к подобному опекунству, Обломов, повзрослев, не может обойтись без помощи слуги. Сформировался характер “вечного ребенка”, мечтательного, прекраснодушного, но совершенно не приспособленного к практической жизни.
Захар — слуга Ильи Ильича Обломова. Гончаров определяет своего персонажа как рыцаря “со страхом и с упреком”, который “принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов”. Захар любит выпить с приятелями, посплетничать на дворе с другими слугами, порой приукрашивая своего барина, порой же выставляя его таким, каким Обломов никогда не был. Захар — вечный дядька, для которого Обломов остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь. Он безоговорочно верен не только своему барину, но и всему его роду, поскольку так заведено испокон веку: есть господа и есть их слуги. При этом Захар может и ворчать на хозяина, и даже пререкаться с ним, и настоять на своем. Так, извечная привычка слуг старого века не дает ему разбазаривать барское добро. Когда земляк Обломова, жулик Тарантьев, просит Илью Ильича дать ему на время фрак, Захар немедленно отказывает: пока не будут возвращенье рубашка и жилет, ничего больше Тарантьев не получит. И Обломов теряется перед его твердостью.
Можно сказать, что Илья Ильич полностью зависит от Захара, становится рабом своего крепостного, и трудно решить, кто из них более подчиняется власти другого. По крайней мере, чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится. Потому слуга Захар в известном смысле “барин” над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича — “праздность и покой” — является в такой же мере вожделенной мечтой и Захара. Гончаров показывает, что характер и миропонимание и хозяина, и слуги сформировались под влиянием многовековой практики узаконенного барства и рабства. В романе мы не найдем гневных обличений крепостного права, но проблематика произведения связана с анализом того, как именно оно влияет на человека и что из этого получается.

Ответ:

Помогите пожалуйста напешите сочинение на тему : я хочу дружить с Филькой из рассказа дикая собака динго и пожалуйста не надо 2

Со скромностью великого человека Гоголь отвечает Плетневу:

Заметим, что так писали московские друзья, славянофилы, люди одних убеждений с Гоголем. Что же скажут враги?

(Плетневу, 17 апреля).

До нас дошли черновики ответа Гоголя Белинскому: они бессвязны и беспомощны. Гоголь не мог более защищать свою книгу; он был окончательно разбит. Только через месяц посылает он Белинскому короткое письмо, в котором признает свое поражение.

Это отступничество стоило Гоголю страшных страданий. Некоторые его письма — один сплошной стон.

(Аксакову 10 июля).

Отъезд в Святую Землю откладывался с месяца на месяц; придумывались разные предлоги, а между тем причина была вполне ясна: у Гоголя пропала охота ехать в Иерусалим.

О тех же сомнениях говорит он и Шевыреву (письмо из Неаполя 2 декабря 1847 г.):

Обратим внимание на преувеличенность самоуничижения; Гоголь не знает середины: или он избранник Божий, святой, или такой грешник, одно поклонение которого оскверняет святыню. Тут и юродство, и гордыня наизнанку, и самоистязание.

Мысль эта развивается: Гоголь начинает думать, что он особенный, необыкновенный грешник, что и в грехе он не такой, как все люди. Вот что он пишет отцу Матвею (9 мая 1847 г.):

Странная смесь смирения и высокомерия: как будто Гоголь гордится глубиной своего падения. И в спасении и в гибели он единственный и первый: или самый святой, или самый грешный.

При этом письме на особом листке приложена была молитва, которую он просил читать на молебне.

Затем он посылает сто рублей серебром отцу Матвею — половину для раздачи бедным, с тем чтобы они молились за него, другую же половину на три молебна — и одновременно поручает благочестивой старушке Шереметевой отслужить молебен о благополучном его путешествии.

В конце января 1848 года Гоголь отбывает в Святую Землю. Только через два года после своего путешествия он исполняет просьбу Жуковского и делится с ним своими впечатлениями о Палестине. Он был разочарован: та земля, которая во времена Спасителя была цветущим садом, теперь пустыня; Иерусалим и Вифлеем похожи на беспорядочно сложенные груды камней; тощий Иордан осенен кустиками ив. Святую Землю Гоголь видел как во сне: на рассвете он выступал в путь по пустыне, чтобы на закате прибыть в какой-нибудь городок, Тир или Сидон. Он запомнил Елеонскую гору, Мертвое море. Вот и все.

Надежда писателя на то, что душа его, убитая соотечественниками, воскреснет у гроба Господня, не оправдалась. Он бесчувствен, молитвы его бескрылы, он как во сне.

(Матери. Иерусалим, 19 февраля 1848 г.).

(графу А. П. Толстому, 25 апреля 1848 г.).

И. Т. Посошков как религиозный мыслитель

И. Т. Посошков как религиозный мыслитель В ряду ярких выразителей Петровской эпохи, по которым мы можем судить о состоянии религиозной мысли в России, необходимо отметить замечательного по дарованиям мудрого простеца, вышедшего из крестьянской среды писателя-самоучки

Религиозный смысл жизни и творчества В. А. Жуковского

Религиозный смысл жизни и творчества В. А. Жуковского О предшественнике Жуковского – Державине – можно сказать так: Промысл Божий вызвал его из полной неизвестности к вершинам общественной и литературной деятельности для поэтической проповеди высочайших религиозных

А. С. Хомяков как религиозный мыслитель

А. С. Хомяков как религиозный мыслитель Итак, бросим сначала обобщающий взгляд на все то, что сказано о личности Хомякова в связи с его биографией. На фоне описания благополучной жизни многодаровитого и самобытного мыслителя, православного по исповеданию и по духу, мы,

Кризис нарастает (1839–1847)

Кризис нарастает (1839–1847) 12 мая 1839 года Гюго работал в своем кабинете. Вдруг дверь приоткрылась, и заглянула Леопольдина:— Папа, ты знаешь, что делается? На мосту Сен-Мишель сражаются.Он подошел к окну. Издали слышна перестрелка. Весь дом в тревоге. Двери и окна то с шумом

10. Религиозный эротизм: между святым и светским

10. Религиозный эротизм: между святым и светским Без религии эротизм не столь интересен. Луис

Искусство, поэзия и религиозный кризис

Искусство, поэзия и религиозный кризис Голод, нужда, алкоголь и беспорядочные связи не мешали Илье посвящать долгие часы искусству. Он много работает. С 1910-го по 1914-й выходят в свет пять его поэтических сборников и подборка переводов Франсиса Жамма, подготовленная им

Глава 12 Если бы не религиозный аспект

Глава 12 Если бы не религиозный аспект После смерти мамы расстояние в пятьдесят ярдов от дома до кабинета над гаражом стало почти непреодолимым для отца. Несмотря на все мои наказы прислуге и Дэнни не позволять отцу садиться за руль автомобиля — это было до больницы, — в

Глава седьмая. Религиозный переворот

Глава седьмая. Религиозный переворот Жизнь — бесконечное познанье… Возьми свой посох и иди! — И я иду… и впереди Пустыня… ночь… и звезд мерцанье. М. Волошин В начале 1906 года Бердяев подготовил к изданию свою вторую книгу — «Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные,

XV 1847 год

XV 1847 год Образование инспекторского департамента гражданского ведомства — Кончина и похороны князя Васильчикова — Рождение великого князя Владимира Александровича — Особенность характера императора Николая I — Князь Николай Андреевич Долгоруков — Болезнь государя

Джером Сэлинджер – самый религиозный писатель запада. (Борис Кутузов)

В заключительных числах января Гоголя настигнул новый душевный кризис. Толчком к нему стало извещенье о смерти сестры стихотворца Н. М. Языкова. Гоголь задумывается о смерти. Его навещают сомнения в полезности поновой написанного им второго тома. Он обвиняет себя в том, что слишком возгордился, не достигнул добронравного совершенства, возмечтал стать спасителем населения земли. В собственных собственных глазах он перевоплотился в законопреступника, который не только не прославил Россию, но и оклеветал ее. Эти идеи привели Гоголя к выводу, что 2-ой том не только его творческая беда, но и крах всей жизни. Он понял, что не сумел совместить художественное творчество с религиозным служением.

В этом, вероятно, Гоголь укрепился после бесед со своим исповедником, священником Матвеем Константиновским. Искренний кризис Гоголя настолько усилился, что писатель попросил о причащении Святых Загадок, через несколько дней в ночь с 11 на 12 февраля спалил 2-ой том Мертвых душ (остались черновики 5 глав). Через десять дней после сожжения рукописи 21 февраля 1852 года Гоголь погиб. Он погиб, раздавленный тяжестью воображаемой вины.

Хоронили Гоголя тыщи людей. Его отпевали в университетской церкви Св. Татьяны, оттуда до места погребения в Даниловом монастыре гроб несли на руках доктора и студенты Столичного университета. Над могилой писателя был поставлен надгробный монумент, на котором высекли надпись со словами из книжки библейского пророка Иеремии: Горьковатым словом моим посмеются.

Читайте также: