Читательская деятельность в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Зачастую в настоящее время чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми. Эта проблема подтверждается данными социологических исследований, которые гласят, что число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.

Данная проблема не теряет своей актуальности и для детей с нарушенным зрением.

В начале 70 гг. 20 в. исследовательская работа, проведенная под руководством Н.Н.Светловской, обогатила методическую науку теорией читательской деятельности. Было доказано, что общение с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить, поэтапно формируя читательские умения и читательскую самостоятельность.

Специалисты полагают, что самостоятельное чтение детей заключается не в раскодирование графических знаков, а в общении с книгами, в переживаниях, мыслях, чувствах, раздумьях.

Ушинский К.Д. - Читательская самостоятельность - это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его

Н. Рубакин - Читательская самостоятельность - это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью

Г. Наумчук - Читательская самостоятельность - это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации

Многие авторы (Л.С.Выготский, И.И.Тихомирова) считают, что для формирования читательской самостоятельности ребенка необходимо заинтересовать книгой, удивить процессом чтения.

Книги должны быть разнообразны, грамотно подобраны и соответствовать возрасту ребенка. Поддерживая интерес к чтению, важно беседовать о прочитанном, поддерживать похвалой, советовать, помогать ребёнку соотносить действия героев с жизненной ситуацией.

В программах по новому ФГОС НОО выделены следующие разделы, нацеленные на формирование читательской самостоятельности младшего школьника:

- библиографическая культура: книга как особый объект, ее элементы, виды и типы книг, виды информации в книге, библиографические умения: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, как выбрать книгу;

- круг детского чтения: представленность разных видов книг (историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая), детские периодические издания; основные темы детского чтения;

- работа с разными видами текста, поиск информации в разных текстах (художественном, учебном, научно-познавательном).

Этапы читательской деятельности

в процессе чтения

прогнозирование тематики, характера, количества и специфики произведений в книге, книгах

на основе оценки книги, возникших образов и представлений ставить конкретную цель чтения и активной включаться в освоение литературного произведения

достижение понимания смысла, извлечение всей полезной информации

Способы читательской деятельности

прогнозирование по внешним показателям содержания (средства текстовой и внетекстовой информации: название, подзаголовок, предисловие, послесловие, оглавление, иллюстрации, сноски…)

- восприятие художественного слова (речи)

- смысловое чтение (ознакомительноевыборочное, изучающее)

- обращение к новым книгам

Особенности формирования читательской компетентности учащихся начальной школы

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.

Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения. Под навыком чтения подразумевают:

• умение правильно прочитывать слова;

• понимать смысл текста;

• выдерживать оптимальный темп чтения.

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес развивать мотивацию к чтению у младшего школьника.

Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой - обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:

9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.

Роль техники чтения в подготовке младших школьников к самостоятельной читательской деятельности

Как хорошо, когда учащихся начальных классов имеют навыки правильного, беглого, выразительного чтения! Дети лучше усваивают учебный материал, они готовы к различным творческим заданиям, а учителю не надо думать, кого вызвать читать.

Плохо читающий школьник обычно не справляется с учебным материалом в старших классах, он явный кандидат в неуспевающие. Отсюда появление у него стойких негативных эмоций, отрицательно влияющих на важные системы жизнедеятельности организма. Однако научить ребенка правильно, бегло, выразительно читать порой труднее, чем обучить математике.

I этап обучения

Первый этап - подготовительный, который протекает параллельно с периодом обучения грамоте и соответственно равен ему.

Второй этап - начальный, который следует за подготовительным

Задачи обучения: учить детей ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения, а также тренировать в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении книги.

В результате двух данных этапов (подготовительного и начального) все учащиеся приучаются охотно и без боязни, самостоятельно рассматривать и читать на уроке внеклассного чтения детские книги, предложенные учителем.

Действия учителя на подготовительном этапе:

1. Пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их. Для достижении этой цели 1 раз в неделю в течение 20 - 25 минут проводиться занятия с детской книгой (в составе урока обучения грамоте).

2. Показать детям связь между содержанием книги и ее внешними примерами (т.е. такими элементами книги, как заглавие, фамилия автора, иллюстрация).

4. Учит ребенка ориентироваться в книге, поэтому учебный материал для занятия не может быть отобран произвольно. На подготовительном этапе используется детская художественная книга объемом 8 - 16 страниц, на первой странице обложки: фамилия автора предшествует заглавию; иллюстрация соответствует заглавию; шрифт - тот, которому учим на уроке обучения грамоте. Для чтения вслух рекомендуется отбирать короткие стихи, загадки, сказки, рассказы.

Организация работы на начальном этапе :

Учить детей ориентироваться в репе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения, а также тренировать в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении одной незнакомой книги.

Выполнение упражнений по ориентировке в книгах, специально подобранных учителем и выставляемых и выставленных у доски.

На начальном этапе меняется содержание деятельности учащихся и возрастает степень их активности. В первой части урока дети коллективно определяют тему урока с опорой на выставку книг; выбирают по двум параметрам книгу для чтения вслух учителем; слушают выбранное произведение и участвуют в его обсуждении. Во второй части урока - самостоятельно прогнозируют содержание и читают под наблюдением учителя одно произведение из незнакомой книги; принимают участие в беседе о прочитанном.

Учитель составляет книжную выставку, которая будет основой тренировочных упражнений по ориентировке в книгах; наблюдает и изучает, как дети предварительно знакомятся с книгой и самостоятельно ее читают; оказывает индивидуальную помощь детям при самостоятельной работе с книгой.

Для самостоятельного чтения - рассматривания учебным материалом является книга в типовом оформлении объемном 8 -30 страниц. Следует обратить внимание и на другие параметры: величина шрифта должна быть не менее 4,5 мм; бумага белая, плотная; поля должны составлять 40 - 50% площади страницы; в книге должно бать много иллюстраций. Занимающих 75% страницы; длина сроки - 80 - 126 мм, не более. Выполнение этих условий связано с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к процессу чтения.

На каждом уроке организуется рекомендация полезных книг. Формы рекомендаций разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставки в классе - тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций.

На каждом уроке дети читают рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно не велико по объему; читают подряд на 2 - 3 уроках или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс (или из нескольких книг). Чаще всего читают вслух, но используется также и ти хое чтение, и инсценирование, и чтение по ролям .

Словарная работа:

объясняет трудные слова

обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить

ориентируется на ссылки и сноски внизу страницы, на примечания в конце книги

деление слов на слоги и для переноса

определение ударного слова

Виды работы с текстом:

Работа с текстом - полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать, развитие интерес к чтению, овладение осознанным чтением, развивать эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения

определяют главную мысль текста

определяют последовательность событий

считают количество предложений в тексте

подбирают антонимы, синонимы к словам

чтение произведения и определение его жанра

чтение и пометка непонятных слов

чтение, нахождение отрывка к рисунку.

чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.

чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.

выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки)

чтение по ролям

Основной этап обучения читательской самостоятельности

приходится на второй и третий классы начальной школы, большинство видов читательской деятельности дети осуществляют самостоятельно. Они во внеурочное время рассматривают и читают книги, приносят их в класс для гласного отчета, рассказывают о них, выборочно прочитывая из книг нужные отрывки. На основном этапе читатель младшего школьного возраста в полной мере пользуется методом чтения-рассматривания для выбора и самостоятельного чтения книг.

Цель обучения: закрепление познавательного интереса к книге, формирование навыка домашнего чтения, расширение читательского кругозора детей

Действия учителя на основном этапе:

руководство процессом самостоятельного детского чтения, в ходе которого воспитывается читательская самостоятельность.

направляет деятельность учащихся по выбору книг для домашнего чтения

давать усложненные задания : например не только познакомиться с рассказами какого-то автора, но и узнать из книг о его жизни

создать тематическую картотеку

следить, запоминают ли дети новые книги, продвигаются ли в обучении чтению,

Организация работы на основном этапе :

экскурсии и занятия в школьной и районной библиотеке

привлекается русская классическая, современная и зарубежная детская книга; художественная, научно-познавательная, справочная для младшего школьного возраста - всех видов и типов; детская периодическая печать

ведущая роль принадлежит детям

дети самостоятельно осуществляют отбор книг и их чтение по теме предстоящего урока

издание рукописного журнала или ведение коллективного читательского дневника

К концу основного этапа обучения работе с детской книгой дети должны

ставить для себя цель обращения к книгам;

обращаться к библиотечно-биографической помощи;

пересмотреть как можно больше книг, прежде чем выбрать книгу для чтения;

выделить для себя внешние показатели содержания книги;

осознавать содержание выбранной книги, максимально используя свои читательские возможности;

выбрать книгу, наиболее полно соответствующую поставленной теме;

соблюдать при самостоятельной работе с книгой правила гигиены чтения

Виды работы:

Заключительный этап обучения читательской самостоятельности

Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.

Цель обучения: предельно расширить читательский кругозор детей, на формирование навыка анализа и оценки содержания книги

Действия учителя на заключительном этапе:

работа над увеличением техники чтения

развития творческого мышления

создавать проблемно-поисковые ситуации

использовать прием устного словесного рисования

организовывать словарную работу: использовать разнообразные приёмы толкования значения новых слов, объяснять значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работать с синонимами и антонимами, пословицами и загадками, самостоятельный поиск незнакомых слов в толковом словаре

Организация работы на основном этапе :

встречи с интересными людьми,

конкурсы сочинений на заданную тему,

создание рисованных комиксов

творческие работы. Например: создать такую рекламу, чтобы у одноклассников возникло желание прочитать книгу от корки до корки

Связь школы с родителями в вопросе воспитания интереса к чтению

Процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и родителей. К родительским собраниям, посвященным вопросам детского чтения, организовывать книжные выставки.

Необходимо передать опыт личностного чтения самого родителя - это фактор более мощный, чем какой либо другой, он способен открыть ребенку путь к книге, обусловить радостную мотивацию чтения.

Консультация родителей по выбору литературы для прочтения.

Памятка для родителей :

1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.

2. Воспитывайте читателя личным примером.

3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением,

подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.

4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков,

можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике,

а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.

5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.

6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.

7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам.

Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей.

О книгах любимых рассказывайте с восхищением.

8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг.

9.Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.

10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу.

Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Также учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.

Общие рекомендации по отбору книг для самостоятельного чтения

В выборе детской книги не может быть мелочей. При выборе детских книг следует уделить особое внимание качеству печатного издания. Некачественные бумага, шрифт, иллюстрации могут нанести вред зрительному анализатору ребенка , повышается утомляемость, возрастает нагрузка на глаза.

От и ллюстраций зависит, какими будет младший школьник представлять героев произведения. Хорошая книжная иллюстрация должна не просто комментировать текст, а дополнять его, расширять, углублять его понимание.

Прежде всего необходимо отказаться от компьютерной графики: броские, на первый взгляд, картинки, на самом деле, аляповаты, не несут в себе не любви, ни тепла души, создавшего их художника. Очень большое значение играет и цветовая гамма. Вопреки распространенному мнению, детям нравятся вовсе не яркие чистые цвета, а нежные спокойные полутона. Не стоит предлагать младшим школьникам книги, иллюстрированные картинками из мультфильмов, даже самых лучших: образ, возникающий при просмотре мультфильмов, принципиально отличается от того который появляется в сознании при чтении книг.

Бумага, на которой напечатана книга, должна быть хорошего качества, плотная белая, или чуть бежевая, но ни в коем случае не серая: это вредно для глаз. Лучше не покупать книги с блестящей глянцевой бумагой: она будет блестеть и отсвечивать.

Шрифт в детской книге должен быть четким, ясным, контрастным и крупным. Очень важно, чтобы младший школьник не испортил глаза, разбирая мелкие буквы, плохо пропечатанные на сероватой бумаге.

Привить ребенку вкус к чтению– лучший подарок, который мы можем ему сделать.

Современное качество образования в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельного чтения книг;

• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования у учащихся начальной школы способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Читательская компетентность– это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является на мой взгляд одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование первоначальных основ читательской компетентности учащихся, которая определяется навыками беглого, осмысленного, выразительного чтения;

2. Формирование умений работать с текстами через использование различных методов и приемов;

3. Повышение уровня творческого и логического мышления, учебной мотивации школьников.

4. Развитие читательской активности обучающихся и воспитание позитивного отношения к себе как к читателю.

Основу читательской компетентности составляют ценностно-смысловая, коммуникативная и познавательная компетентности.

Ценностно-смысловая компетенция определяется наличием читательского кругозора, т. е. знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения и полноценного восприятия произведений

Коммуникативная компетенция определяется наличием продуктивных способов чтения и качественного навыка: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.

Познавательная компетенция определяется читательской самостоятельностью в работе с книгой и сформированностью читательских умений работать с художественными и научно-познавательными текстами.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется в следующих направлениям:

№ Направление Включает в себя Используемые приемы

1. Формирование навыка чтения • умение читать вслух и про себя

• игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания

• чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса

• работа со скороговорками и т. д.

2. Начитанность • знание изученных произведений,

• представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание;

• знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебниках и хрестоматиях для каждого класса.

• ведение Портфелей читателя, тетрадей по чтению,

• изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, рекламы книг

• литературные викторин и праздники

3. Умение работать с книгой • определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т. д.);

• знание элементов книги • работа со справочной литературой, словарями;

• посещение школьной и районной библиотеки

4. Собственно читательская деятельность • восприятие, интерпретация (истолкование)

• оценка художественного произведения как искусства слова

работа с текстом

• Чтение, деление на части. Составление планов картинного и цитатного.

• Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

• Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

• Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

• Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

• Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

• Чтение по ролям.

• Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

• Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

• Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).

• Нахождение и чтение образных слов и описаний.

• Чтение, пометка непонятных слов.

• Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

• Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

Главной задачей курса по литературному чтению является литературное развитие младших школьников, формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу, совершенствование у детей навыка чтения.

В качестве механизма, посредством которого происходит приобщение к чтению выступает:

Технология формирования типа правильной читательской деятельности.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

Этапы Виды работ

Первый этап: работа с текстом до чтения • антиципация (предугадывание предстоящего чтения)

• определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста

Второй этап: работа во время чтения текста

• выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного;

• выделение ключевых слов;

• ведение диалога с автором через текст;

Третий этап: работа с текстом после чтения:

• коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия;

• знакомство с писателем;

• работа с иллюстрациями;

• творческие задания, опирающиеся на сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).

Формы работы

Парная работа применяется при чтении стихотворений, диалогов, проверке заданий в печатных тетрадях.

Групповую форму на уроках чтения удачно можно использовать в инсценировании произведений. Группам раздаются отрывки из изучаемых произведений. Учащиеся самостоятельно готовят костюмы, выступление.

Методы и приемы

Создание проблемной ситуации,

настраивает детей на активное участие и решение проблемных вопросов.

Большое внимание на уроках уделяется словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются разнообразные приё мы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

В ходе работы было замечено, что уроки литературного чтения и музыки являются благодатной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир. Удалось заметить, что дети на уроках литературного чтения, где звучала музыка, проявляли высокую активность, которая выражалась в творчестве детей.

Таким образом, своевременный и тесный контакт учащихся с родителями позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

Читательская компетентность при чтении художественных произведений формируется не только на уроках литературного чтения, но и в большей степени через индивидуальную самостоятельную работу младших школьников в Портфеле читателя.

Что такое Читательский портфель?

Это личный документ, который выдается каждому ученику :

- помогает ребенку расти и совершенствоваться как Читателю;

- позволяет продемонстрировать его читательскую компетентность;

Проблемные вопросы, которые ставятся автором издания, помогут обсудить прочитанную книгу с родителями и друзьями.

Реализация проекта позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (жетон для участия в лотерее). Заработанные жетоны становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования (больше жетонов – больше шансов) позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.

Система внеклассных занятий и внеурочной деятельности включает также:

Конкурсы сочинений и рецептов блюд

Конкурсы чтецов стихотворений

Создание проектов различной направленности

Дискуссии по прочитанным книгам

Таким образом, проведенная работа по формированию читательской компетентности, дала свои результаты.

Мои ученики научились самостоятельно выбирать книги для чтения, извлекать из текстов интересную и полезную информацию, высказывать оценочные суждения, работать с разными источниками, повысился темп чтения, развилась оперативная память и творческое мышление.

1. Повысился уровень качества знаний учащихся по предмету

2. Расширился круг интересов в самостоятельном выборе книг

3. В досуговой деятельности возросло значение книги

4. Увеличилось число школьников, посещающих библиотеки

"Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение".

1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М. С. Васильевой, М. И. Омороковой, Н. Н. Светловской. – М. : Просвещение, 1997.

2. Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.

3. Калашникова Т. В. Как воспитать у детей интерес к чтению. // Начальная школа. – 2005. - №7.

4. Светловская Н. Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М. : Просвещение, 2006.

5. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Т. Г. Галактионова, Е. И. Казакова, М. И. Гринева и др. - – М. : Просвещение,2011.(Работаем по новым стандартам)

Прикреплённые файлы:

Развитие речи младших дошкольников в условиях реализации ФГОС до Основная цель в Образовательной области "Развитие речи"- обеспечить современное и эффективное развитие речи как средства общения, познания,.

Формирование навыка чтения на английском языке у младших школьников To read, or not to read, that is the question. Читать или не читать – вот в чём вопрос. Обучение чтению является в образовании важным.

Формирование читательской компетенции и способности осмысленно воспринимать текст в рамках подготовки к итоговой аттестации Формирование читательской компетенции и способности осмысленно воспринимать текст в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации.

Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Тема: Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС. Цель: Повышение своего профессионального.

Формирование вариативных форм в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В последние годы на государственном уровне дошкольному образованию уделяется значительное внимание. Об этом свидетельствуют принимаемые.

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

В каждом наборе детей, готовность к школе (умение читать) разная. Детям сначало интересно прочитать на время, они готовы работать.

Формы и средства работы

Использую тексты блицконтроля скорости чтения и понимания текста, литературные тесты, которые содержат задания трёх уровней сложности. На уроках, в том числе и литературного чтения, использую парную форму работы:

  • поиск верных и неверных утверждений
  • найти речевые ошибки и исправь их
  • совместное изучение и пересказ в паре
  • деление текста на смысловые части
  • восстановить порядок действий по картинкам
  • озаглавливание каждой части
  • пересказ текста в паре

По методике Б.Эдигея, прочитать текст, в котором буквы в слове перепутаны. Постепенно задания усложняются и уже в конце 3-го класса читают текст, полность составленный из таких слов.

Сегодня в начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому большое распространение получила технология проблемного обучения, которая применима при работе по любой из действующих программ обучения. Она отвечает требованиям ФГОС НОО, т.к. формирует, прежде всего, регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных, личностных.

На уроке изучения нового материала стараюсь проработать два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.

Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Использую виды проблемных диалогов:

Хороший читатель

Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, ученики приходят к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант писателя.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опыт, интеллект ребенка. Поэтому сегодня непомерно возрастает роль школы и именно предметов художественного цикла, к которым относится и литература.

Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т.д. Однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской грамотности школьников.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Задача моя как учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

– умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;

– сопереживать героям и автору;

– понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.

Для этого я применяю различные формы и типы творческих уроков:

– путешествия по сказкам

Также провожу тестирование, которое выясняет, насколько дети поняли прочитанное, и также помогает оценивать знания учащихся.

Применяю такую форму работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания. Для развития творческого воображения своих учеников я прошу завести тетрадь (альбом), в котором они выполняют рисунки, озаглавливают части текста, подбирают пословицы и выполняют обложку к прочитанному произведению.

Такие уроки помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивают навык качественного чтения у школьников.

Применяю различные педагогические технологии и приёмы.

Технология критического мышления.

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.

Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы:

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему.

Почему Вы считаете (думаете) …?

Предположите, что будет, если…?

Верно ли …? Было ли …?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

ЗАДАНИЯ НА СЛАЙДЕ

Технология проблемного обучения

Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.

Для создания проблемных ситуаций использую также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выясняю уровень понимания произведения.

Проектная технология

Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата - создание проекта.

Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.

Игровая технология

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:

Информационно-коммуникационная технология

В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.

Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации (программа PowerPoint). Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы.

Здоровьесберегающая технология

Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.

Личностно-ориентированная технология

На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Особенностями этой технологии являются:

Один из приемов работы - вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

  • Пробно-поисковые ситуации;
  • Беседы-дискуссии;
  • Сам задай вопрос;
  • Личный пример учителя;
  • Приём устного словесного рисования;
  • Словарно-стилистическая работа;
  • Элементы драматизации;

Сочетание рассмотренных приёмов работы с текстом, используя коммуникативно­деятельностный подход, позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений.

Правильная грамотная речь - важнейшее условие для всестороннего развития детей. Читайте детям не нотации, а книги. (Г.Остер)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опыт, интеллект ребенка.

Система работы по формированию у младших школьников типа правильной читательской деятельности.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опыт, интеллект ребенка.

Чтение – многоаспектная и многофункциональная деятельность. Оно является как предметом обучения, так и средством воспитания ребенка.

Ученые рассматривают процесс чтения и восприятия текста как особую психическую деятельность. По их мнению, чтение – это процесс саморегуляции, самоидентификации и самоопределения человека. Все ученые подчеркивают личностный аспект чтения. Осмысление, прогнозирование текста, его актуализация имеют всегда личностный характер, обусловленный психологическими внутренними особенностями субъекта, и оказывают на читателя индивидуальные действия. Это обстоятельство нужно учитывать при обучении младших школьников.

Система принципов и способов организации читательской деятельности младших школьников должна основываться на закономерностях познания и психологических особенностях детей, т.е. содержание, методы, средства и формы обучения должны соответствовать возможностям и потребностям ученика и способствовать развитию его личности.

Всю работу по формированию навыка чтения я разделила на этапы.

1. Овладение звуко-буквенными обозначениями.

2. Овладение слиянием букв в слоги разной степени сложности.

3. Овладение чтением слов и пониманием их смысла.

4. Чтение словосочетаний, предложений и текстов.

Овладение звуко-буквенными обозначениями.

Первое, чему надо обучить ребенка, это умению отличать одну букву от другой, узнавать изображения букв и читать их. При воздействии одновременно на зрение (изображение буквы) и на слух (произношение звука) у ребенка возникает возбуждение в зрительных, слуховых и речедвигательных клетках коры головного мозга. При этом между ними восстанавливается связь, в результате которой вид буквы будет вызывать у ребенка представление о соответствующем звуке и наоборот.

На этом этапе я использую игровые технологии, помогающие сделать процесс интересным, радостным.

Овладение слиянием букв в слоги разной степени сложности.

Чтение слогов считается занятием скучным, но и эту работу можно оживить и разнообразить. Таблички изготовить яркими, красочными. Устроить конкурс на самое правильное (громкое, тихое, быстрое и т.д.) чтение слогов. Со слогами можно проводить те же игры, что и с буквами. Сначала читаем прямые слоги, потом переходим к чтению слогов, отличающихся одной буквой (гласной или согласной).

Пример таких таблиц (по мере усложнения):

2-й блок: 3-й блок: 4-й блок: 5-й блок: 6-й блок: 7-й блок:

ЛАК ПАР СОК АГА БОКС БЛОК

РАК БАР ТОК ЯГА БОРТ БЛИН

БАК ДАР ДОК ЯМА БОРЩ ВЛИП

МАК ШАР КОК ЯНА ВОСК ЗВОН

КАК ЖАР РОК ЯВА ЛОСК КЛЁВ

ТАК ВАР БОК АЛЯ ПОСТ ЖДАЛ

Игры со слогами.

БЫТ-БЫТЬ ЕСТ-ЕСТЬ ЕЛ-ЕЛЬ БЫЛ-БЫЛЬ

ТРОН-ТРОНЬ КРОВ-КРОВЬ ПУСТ-ПУСТЬ

КОЛ-КОЛЬЯ СЕМЯ-СЕМЬЯ ДАРЮ-ДАРЬЮ

СЕЛИ-СЪЕЛИ ВЕДУ-ВЪЕДУ СЁМКА-СЪЁМКА

На наш дом сел грач.

Я вверх вёз хлеб.

Её плащ был плох.

Класс встал у парт.

Морж мёрз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

На небе ни тучи – быть жаре.

Наша съемка объекта была изъята.

Овладение чтением слов и пониманием их смысла.

В процессе работы со словом у детей формируется фонематическое восприятие. По мнению профессора Т.Г. Егорова, взаимосвязь звуковых, зрительных и речедвигательных процессов проявляется во взаимной поддержке их друг другом. Достаточно бывает услышать слово, как тут же возникнет его зрительный образ.

В справедливости этого каждый учитель не раз убеждался на собственном опыте: слабо читающие дети с большим трудом устанавливают последовательность звуков даже в простых словах, состоящих из трех букв. А дети, читающие свободно, обычно выделяют звуки из более сложных слов.

Игры со словами.

- МАК-К=? КОСА-К=? КЛАД-К=?

- Составьте из слова СОРОКА как можно больше других слов (сор, рок, сок, рак, роса, срок, ор, кора, ар, коса…).

Эти задания выполняют сразу несколько функций. Развивают у детей способность анализировать, развивают оперативную память, концентрацию внимания, фонематическое восприятие.

Чтение словосочетаний, предложений и текстов.

На этом этапе зрительные процессы начинают нести не основную, а проверочную функцию. Слова перестают быть одиночками и становятся членами фразы.

Для проникновения в смысл читаемого важно понимать не только значение отдельных слов, но и связи, существующие между словами в предложении.

В это время ребенку целесообразно предлагать такие упражнения, которые дали бы ему возможность решать маленькую умственную задачу, связанную с содержанием текста.

Развитие оперативной памяти.

Установлено, что развитие техники чтения тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа по ее развитию ведется с помощью зрительных диктантов. Известен следующий вариант проведения этих диктантов с использованием текстов автора И.Т. Федоренко.

Удачной и оригинальной мне показалась мысль записать предложение на доске мокрой тряпкой. В этом случае время для прочтения определяется не учителем, а объективной причиной – высыханием влажного следа. Это организует ребят на чтение в быстром темпе и точное запоминание.

С первого класса начинаю работу над развитием выразительной речи и чтения и обучаю выразительному чтению всех детей в классе, а не только избранных, наделенных особым чувством восприятия художественного слова.

Нередко требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какими конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что это понятие многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта человека, сформированности эмоционального восприятия, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над выразительностью только начинается.

Когда слушаешь хорошего чтеца, Как будто видишь всё, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомое произведение, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателя и заключается искусство художественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести до слушателя читаемое произведение, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках.

Выразительность речи включает следующие компоненты:

- технику речи (дыхание, голос, дикция);

- смысловой анализ текста (при подготовке его к чтению);

- средства речевой выразительности (сила голоса, тон, темп, ритм, паузы, логические ударения).

Для развития выразительного чтения я использую ряд упражнений, которые провожу как обязательный этап каждого урока чтения (5-10 минут).

Система этих упражнений включает в себя пять последовательных этапов:

- дыхательная гимнастика и подготовка голоса;

- чтение блоков;

- отработка дикции;

- развитие оперативной памяти;

- интонационная разминка.

Последовательность выполнения упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном использовании воздуха. Выработка правильного произвольного дыхания требует тренировок.

Сделай глубокий вдох и выдохни весь воздух разом, как бы задувая одну большую свечу.

Сделай глубокий вдох и выдыхай воздух порциями, будто задуваешь поочередно три свечи.

Представь, что вдыхаешь аромат цветов. Сделай глубокий вдох носом и шумный выдох через рот.

- Выдох со счетом.

Сделай глубокий вдох, на выдохе громко произноси скороговорку:

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка,… .

Если голос устал, сделай шумный вдох и выдох.

Отработка дикции.

Начинать предлагаю с одной короткой скороговорки, и каждый урок добавлять новую.

- Сенька с Санькой.

- Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

- От топота копыт пыль по полю летит.

- Сыворотка из-под простокваши.

Примеры развернутых скороговорок.

- От топота копыт пыль по полю летит – едет баба из города, везет вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом, мол, пришел Прокоп кипятить укроп. Кто приносит вести, тому в день плетей по двести.

Интонационная разминка.

Интонация – звуковая картина речи. Учу детей различать и придавать своему голосу нужные интонации: тон, темп, паузы, логические ударения, мелодичность, силу.

- Прочитай, выделяя голосом подчеркнутые слова боле сильно: Я люблю читать. Я люблю читать. Я люблю читать.

- Прочитай с правильной интонацией:

- Зайка, Зайка, чем ты занят?

- Кочерыжку разгрызаю.

- А чему ты, Зайка, Рад?

- Рад, что зубы не болят.

В дальнейшем работу над правильностью постановки логических ударений и интонацией провожу параллельно с работой по нахождению смысловых пауз в тексте. Знакомство со значением и ролью смысловых пауз в речи начинаю с анализа конкретного текста.

Пример: В косы шелковые ленты вплела.

Наблюдаем, что, если сделать паузу после слова косы, смысл предложения будет одним, а, если сделать паузу после слова шелковые, - другой. Приучаю учащихся к тому, что, прежде чем сделать паузу, подумай, нужна ли в этом месте текста остановка, какой смысл приобретает фраза.

Знакомлю детей и с тем, что остановки делаются и на знаках препинания.

Все прошло:/ с зимой холодной

Нужда, / голод настает;//

Я глубоко уверена, что выработать у детей привычку читать выразительно (проникновенно, с чувством) можно только в том случае, если учитель будет на любом уроке обращать внимание учащихся на выразительность их речи и чтения. Многое здесь дает и собственный пример педагога, который должен следить не только за содержательностью своей речи, но и за красотой, силой и музыкальностью своего голоса.

Использованная литература:

Читайте также: