Чему учит повесть гоголя портрет кратко

Обновлено: 06.07.2024

Проза Николая Гоголя в русской литературе стоит на одном уровне с творчеством Пушкина, Тургенева и Толстого. Его повести позволяют нам погрузиться в быт жителей Российской империи, погрузиться в её атмосферу, понять, на какие вопросы пыталась найти ответы русская интеллигенция того времени.

История создания

Жанр и направление

Композиция и конфликт

Композиция каждой части повести классическая и делится на экспозицию, в которой нам представляют главного героя, завязку, в которой в повествовании появляется злосчастный портрет, кульминацию, в которой конфликт героя с самим собой достигает своего апогея, развязку, в которой герой погибает и финал, в котором все сюжетные линии логично завершаются.

В основе конфликта произведения лежит противостояние индивида с обществом и самим собой. Мучительный выбор художника между истинным искусством и признанием со стороны толпы.

Смысл названия

Также название несёт в себе и скрытый смысл. Гоголь стремился дать портрет общества, показать все его пороки читателям. Таким образом, название содержит основную идею всего произведения.

Суть: о чём повесть?

Вернувшись домой, герой не может отделаться от тревожного ощущения. Ему кажется, что портрет следит за ним. Ночью ему сниться сон о том, как портрет оживает, и старик начинает пересчитывать свёртки с деньгами.

На утро с Чарткова начинают требовать плату за его убогое жилище. У героя нет денег, но вдруг в раме портрета оказывается спрятан свёрток, в котором лежала тысяча червонцев. У героя начинается светлая полоса жизни. Он расплачивается с долгами, покупает новую квартиру, покупает хвалебную статью в газете, и вскоре получает свой первый заказ.

Герой приступает к работе над портретом богатой девушки, он старается сделать свою работу качественно, идеально. Но заказчик требует иного, и в результате Чартков создаёт красивый, но бездушный продукт. Первоначальное смятение начинает улетучиваться после получения вознаграждения.

Спустя некоторое время Чартков становится известным живописцем: он зарабатывает много денег, пользуется популярностью, но его картины бездушны, а в нём самом угас огонь истинного творчества. Герой превратился в умелого, но ограниченного ремесленника, обслуживающего богачей.

Но однажды, посетив выставку и увидев картину ангела, созданную его давним знакомым, который посвятил всю свою жизнь искусству, Чартков понимает, что его творения ужасны.

Герой много работает, пытаясь вернуть утраченный талант, но оказывается уже не способным создать что-то по-настоящему прекрасное. Чартков повреждается рассудком, начинает скупать шедевры живописи и уничтожать их.

В итоге герой умирает. Через некоторое время на аукционе появляется тот самый портрет старика, и мы узнаём, что на нём изображён старый ростовщик. Туда приходит сын автора полотна и рассказывает историю своего отца. Художник решился работать с ростовщиком, который разорил и погубил многих людей. Но с каждым сеансом он ощущал, как дьявольская сила крепнет в этом портрете. Он стал ссориться с близкими, злиться и испытывать негативные чувства. Поняв причину, он бросил работу, несмотря на уговоры ростовщика. Тот послал ему картину, но не заплатил, а вскоре умер. Художник хотел уничтожить портрет, но ему помешал друг, унесший полотно, дескать, зачем добру пропадать? Но все обладатели картины сталкивались с несчастьями и умирали не своей смертью.

Художник, создавший его, ушёл в монастырь и поручил своему сыну уничтожить портрет, утверждая, что в портрете осталась дьявольская часть души старика. Сын того самого художника посещает аукцион, намереваясь исполнить волю отца, но портрет таинственным образом исчезает.

Главные герои и их характеристика

  1. Искусство – по мнению писателя, творческий человек, выбравший путь служения настоящему искусству, взваливает на себя тяжёлую ношу. Настоящий творец становится обладателем огромной силы искусства, которая способна менять сами человеческие души. Зачастую сам творец так и не обретает своего счастья, но, для Гоголя, это стоит того.
  2. Ремесло – в лице Чарткова автор изобразил типичного ремесленника, который работает ради денег и популярности, а не ради того, чтобы изменить мир. Такой ремесленник, оставивший настоящее искусство ради наживы, может стать богатым и обожаемым, но он никогда не будет по-настоящему счастливым. Он обречён на разочарование и духовную гибель. Взгляд Гоголя на искусство продиктован его собственной биографией: он так и не завел семью, а все силы посвятил литературному поприщу.
  3. Судьба художника – Гоголь показывает, что у творца есть два пути: служение настоящему искусству или погоня за наживой. Писатель без сомнения выбирает путь настоящего художника, несмотря на все несчастья, которые ждут на нём человека.
  4. Петербург – как обычно, Санкт-Петербург изображён Гоголем, как мрачное и холодное место, где нет места жалости и состраданию, а люди подвержены многочисленным порокам.
  5. Маленький человек. Чартков является не хозяином, а жертвой города. Он слаб, зависим от общественного мнения и даже сходит с ума в конце повести. Его путь к мечте оборвался полным разочарованием, ведь ложные ценности запутали его и завели в чащу, из которой герою не суждено было найти выхода. В отличие от настоящего творца, он не смог побороть соблазны.
  6. Вера. Религия служит путеводной звездой для творца. Она помогает ему очистить душу и кисть для настоящих шедевров.

Проблемы

  • Добро и зло – зло в романе олицетворяет собой портрет старого ростовщика. По мнению Гоголя, самый страшный грех человечества – алчность. Именно алчность одолевает Чарткова, убивает в нём добро и в итоге приводит его к столь трагичному финалу. В итоге портрет исчезает, Гоголь даёт понять, что борьба света и тьмы ещё не закончена. Добро мы видим в авторе портрета, который унял в себе дьявольские искушения и смог очиститься от скверны в монастыре, который противопоставлен греховной столице.
  • Алчность – по мнению писателя, деньги – главная причина всего зла. Погнавшись за деньгами, поддавшись соблазнам материального мира, человек уже не сможет найти пути назад. Он обречён на медленное погружение в бездну.
  • Тщеславие – Чартков, сумев добиться популярности и богатства, возгордился, начав считать себя настоящим художником. Однако созидательная мощь всего одной картины, созданной настоящим художником, разрушила его иллюзии, показала ему самому низость его падения.
  • Талант и его утрата – Гоголь показал, что талант можно с огромным трудом найти и развить, однако стоит только один раз оступиться, и настоящий талант будет утрачен навсегда.

Основная идея

Чему учит?

Критика

Однако у писателя нашлись и единомышленники. Например, С.П. Шевырев:

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 03.12.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 24.06.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 06.04.2019 · Last modified 12.11.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTcnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS03IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNyIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS03IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTciLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Замысел повести относится 1831-1832 годам, а в 1835 году Гоголь собрал статьи по искусству (“Живопись, скульптура и музыка”, “Несколько слов о Пушкине”, “Об архитектуре нынешнего времени”), лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью “Портрет”. Это говорит о том, что Гоголя волнуют вопросы творчества и место художника в обществе. “Портрет” – повесть о трагедии художника, познавшего радость вдохновенного творчества и не сумевшего и отстоять своё искусство перед жаждой обогатиться материально.Главная мысль повести – истинное служение искусству требует от человека нравственной стойкости и мужества, понимания высокой ответственности перед обществом за талант. Ни того, ни другого не было у Чарткова (главного героя).Повесть состоит из двух частей: В первой рассматривается трагическая история художника Чарткова; вторая рассказывает историю преображения человека. “Талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его”, – так учит своего сына старый художник, это и составляет основную идею произведения.

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

пятница, 31 мая 2019 г.

Гоголь Н. "Портрет"

Жанр: мистическая повесть

Главные герои сказки "Портрет" и их характеристика

  1. Чартков Андрей Петрович. 22 года. Молодой, талантливый художник. Стал завистником, потерял талант, сошел с ума.
  2. Художник Б. 35 лет. Сын талантливого художника, автора дьявольского портрета.
  3. Отец художника Б. Талантливый самоучка.
  4. Ростовщик. Сам дьявол во плоти. Старик неизвестной национальности.
  1. Чартков покупает портрет старика, и ночью видит старика, пересчитывающего деньги.
  2. Чартков находит в картине сверток с монетами и начинает вести богатую жизнь.
  3. Он хулит молодые таланты, рисуя отвратительные портреты, которые нравятся богачам.
  4. Чартков понимает, что лишился способности творить, уничтожает картины других художников и умирает.
  5. Художник Б рассказывает, как его отец нарисовал этот портрет, и как портрет приносил всем одни несчастья.
  6. Художник Б. собирается уничтожить портрет, но портрет украден.

Чему учит сказка "Портрет"
Повесть учит не поддаваться козням дьявола, не искать сиюминутной славы в угоду новомодным тенденциям. Учит любить вечное, доброе, прекрасное. Учит развивать свои таланты, учит творить.

Отзыв на сказку "Портрет"
Очень красивая повесть о портрете, который приносил своим владельцам несчастья. Дух злобного ростовщика обитал в этом полотне и выходил из глаз на картине, развращая людей, делая их злобными и коварными. Эта история произвела на меня сильное впечатление, но не отбила любовь к живописи и всему необычному.

Пословицы к сказке "Портрет"
Не так страшен черт, как его малюют.
Чего только черти не натворят, пока Бог спит.
Талантлив тот, кто учится.
В лихости и зависти, нет ни проку, ни радости.
Божий дар да попал в худой жар.

В картинной лавочке на Щукином дворе были выставлены разные диковинки. Художник Чартков остановился перед витриной и долго разглядывал низкопробную мазню, думая о том, кому могут понадобиться столь отвратительные картины.
Торговец попытался продать художнику какую-нибудь картину, и Чартков, чтобы отвязаться полез в развал, надеясь найти что-то стоящее. Наконец, Чартков отыскал портрет старика в азиатском костюме. Художника привлекли необычные глаза, кажущиеся живыми, и он купил портрет за двугривенный.
Чартков вернулся в свою бедную квартиру на Васильевском и был встречен слугой Никитой. Тот сказал, что приходил хозяин и требовал денег, угрожая выселить жильца-неплательщика.
Чартков был в отчаянии. У него не было денег заплатить за квартиру, не было денег даже на завтрашний обед.
Вдруг он вздрогнул. На него смотрело чье-то злое лицо. Впрочем, Чартков быстро признал купленный портрет и рассмеялся. Он протер портрет и глаза словно ожили. Они смотрели прямо на художника и Чарткову стало страшно. Он закрыл портрет простыней и лег на кровать.
Через какое-то время Чартков заметил, что простыни на портрете нет, а старик выходит из рамы. Старик сел у самых ног Чарткова и стал пересчитывать деньги, сложенные в свертки по тысячу червонцев. Один сверток откатился и Чартков схватил его.
Старик кончил считать, встал и ушел. Но вскоре шаги вновь приблизились, видимо старик вспомнил про укатившийся сверток. Чартков напрягся изо всех сил и проснулся.
Он стоял перед портретом и тот не был завешен простыней. Глаза старика притягивали Чарткова и он заметил, как дрогнули губы старика. С воплем Чартков отскочил и проснулся.
Он лежал на кровати, а рука слово еще ощущала тяжесть свертка. Вдруг Чартков заметил, как простыня на портрете зашевелилась, словно изнутри ее пытались сорвать чьи-то руки. Художник перекрестился и проснулся.
Все было тихо, стояла лунная ночь. Портрет был завешен простыней. Чартков снова уснул и спал до утра.
На следующий день пришли хозяин с квартальным. Хозяин стал требовать денег, а квартальный предложил художнику расплатиться своими картинами. Он увидел портрет старика, сжал раму и оттуда выпал знакомый Чарткову сверток с надписью 1000 червонцев.
Художник быстрее молнии подхватил сверток и пообещал сегодня же заплатить за постой.
Чартков накупил новой одежды, сходил в ресторан и к парикмахеру, переехал в гораздо лучшую квартиру и купил себе хвалебную статью в газете, расхваливающую его талант.
Вскоре появилась и первая клиентка, богатая дама с дочерью. Чертков стал писать портрет дочери, но даме не нравилась реалистичная работа художника. Зато когда она увидела портрет Психеи, была очарована, решив, что это и есть ее дочь.
Вскоре Чартков был завален заказами, причем все хотели выглядеть на портретах идеально, а не так, как в жизни.
Постепенно Чартков изменился характером. Он стал хулить работы настоящих художников, не замечая, что в его собственных картинах исчезли всякие признаки былого таланта молодого художника. Да и сам Чартков обрюзг, потолстел, постарел.
Однажды его пригласили высказать мнение о картине его старого знакомого, которую тот прислал из Италии. Чартков взглянул на картину и обомлел. Она была совершенна. Он что-то промямлил и бегом отправился в свою мастерскую. Он искал свои старые работы и находил на них признаки таланта, но куда тот исчез, Чартков не мог понять, пока не увидел снова портрет старика с живыми глазами.
Чартков вспомнил с чего началось его перевоплощение и велел вынести портрет прочь.
Он начал скупать все лучшее, что рисовали художники и безжалостно уничтожать в своей мастерской эти творения. Он сошел с ума, а жестокая горячка в три дня сделала его тенью.
Наконец Чартков умер. От его былых богатств не осталось ничего.

На аукционе разгорелось сражение за портрет азиата с очень живыми, необычными глазами. Два мецената перебивали цену друг у друга, пока один из присутствующих вдруг не заявил свои права на портрет.
Это был художник Б., который стал рассказывать историю удивительного портрета.
Раньше в Коломне было много ростовщиков, но среди них особо выделялся один. Это был мощный старик, ходивший в азиатском наряде, с необыкновенно горящим взглядом. Он охотно снабжал деньгами любого желающего, давал хорошие сроки, но какими-то странными ухищрениями добивался огромного роста процентов. И все, получившие от него деньги, заканчивали жизнь весьма печально.
Молодой блестящий аристократ однажды занял у ростовщика и сразу разительно переменился. Он стал доносчиком и его ужасные кляузы дошли до государыни, которая решительно их пресекла. От аристократа отвернулись все, и он умер в припадках безумия.
Другой случай произошел с князем Р., влюбленным в молодую красавицу. Князь был стеснен в средствах, но вдруг словно разбогател, стал давать один за другим балы и приемы. И вскоре женился на красавице. Но после свадьбы сразу стал ужасно ревнив, превратился в тирана и мучителя, а жена заговорила о разводе. Князь хотел убить супругу, а когда его удержали, зарезался сам.
И таких случаев было много. Трезвенник становился пьяницей, честный человек вором, извозчик убийцей. Старика ростовщика стали бояться и сторониться. А отец художника Б. называл его дьяволом.
Отец художника и сам был неплохим мастером, и однажды задумал изобразить князя тьмы. Перед ним вставал образ загадочного ростовщика, и отец сильно удивился, когда ростовщик сам пришел к нему, прося сделать свой портрет.
Отец согласился и несколько дней старательно писал портрет. Но чем дальше отец писал, тем сильнее его пугали глаза ростовщика, которые словно бы оживали на полотне. И вот настал момент, когда отец бросил кисть и отказался рисовать дальше.
Ростовщик стал умолять художника закончить работу, говоря, что его жизнь продолжится в портрете и он не умрет окончательно, но отец не согласился.
А на следующий день ростовщик умер. А характер отца художника Б. разительно изменился. Он вдруг стал завистником. Однажды, отец нарисовал картину для церкви, которая была очень талантлива, но у всех фигур на полотне были демонические глаза. Отец сам того не желая предал им образ умершего ростовщика. В бешенстве отец прибежал домой и собирался сжечь ненавистный портрет, но его остановил друг, тоже художник.
Друг назвал портрет замечательным и забрал его.
После этого отец сразу стал спокойным и помирился с теми, кому завидовал.
А друг вскоре рассказал отцу, что от портрета у него случилась тоска и постоянно хотелось кого-нибудь зарезать. Так что он отдал портрет племяннику. Но и племянник быстро избавился от портрета, и продал портрет какому-то коллекционеру.
Эта история произвела на отца большое впечатление и он ударился в религию, ушел в монастырь, потом в пустынь. И в итоге создал совершенное полотно, полное святости.
Художник Б. учился в Италии, а когда вернулся, отец наказал ему не губить свой талант, постигать тайны познания и хранить чистоту своей души.
И еще отец завещал художнику Б. истребить тот дьявольский портрет.
С этими словами художник обернулся к портрету и замер. Портрета на стене не было. Среди собравшихся пробежал шепоток: "Украли".

Смысл произведения портрет гоголя

Сочинения

История написания

Гоголь портрет

Жанр и композиция

Повесть охватывает короткий временной промежуток, включает небольшое количество персонажей, причем повесть насыщена множеством уточнений и деталей, которые подчеркивают атмосферу того времени.

Само произведение состоит из нескольких частей: первая рассказывает о Чарткове, вторая — об истории покупки им картины.

Суть и главная тема повести портрет

Композиция повествования классическая:

  • экспозиция, где читателю описывают главного персонажа;
  • завязка, в которой возникает картина;
  • кульминация — здесь описан внутренний конфликт героя;
  • развязка, где Чартков умирает;
  • финал, когда сюжет логично заканчивается.

Содержание и смысл названия

Смысл названия повести портрет

После возвращения домой он не может отделаться от чувства тревоги. Он уверен — картина следит за ним. Ночью Чарткову приснилось, как она оживает, и старик начинает считать деньги.

С утра хозяин жилья требует оплату за проживание. Герою нечем распалиться, но неожиданно в рамке портрета он находит сверток, где находится 1000 рублей. У Чарткова началась светлая полоса. Он рассчитался с долгами, купил квартиру, хвалебное объявление в одном из журналов, и скоро получает заказ.

Он пишет портрет богатой женщины, пытается сделать работу качественно. Однако заказчица потребовала другого, так Чартков нарисовал красивую, но бездушную картину. Все сомнения улетучились после получения гонорара.

В чем философский смысл повести портрет

Через время он уже был популярным художником, стал умелым, но ограниченным мастером, который обслуживал богатых людей. Однажды Чартков посещает выставку и видит картину ангела, написанную его старым приятелем, посвятившим искусству всю жизнь, Чартков осознал, что его произведения чудовищны.

Он постоянно работает, желая вернуть потерянный дар, но у него уже не получается сделать что-то действительно красивое. Чартков теряет рассудок, покупает различные шедевры и уничтожает их. В результате он умирает. Через время на аукцион выставляют злополучный портрет старика, и читатель узнает, что на полотне нарисован ростовщик.

Сюда пришел сын автора картины и рассказал историю отца. Художник работал с ростовщиком, разорившим множество людей. По мере написания он чувствовал, как дьявольская сила начинает крепнуть в картине. Он ссорится с родными, почему-то испытывает ко всем ненависть. Определив причину, он бросает работу и хочет уничтожить творение, однако ему это не дал сделать друг, который унес полотно. Все владельцы картины после этого умирали.

Описание героев

В каждой части повествования находится свой главный герой. В первой им является Чартков, а во второй — ростовщик. Система образов в произведении:

Портрет гоголь

О чем смысл произведения портрет

Тематика произведения

Смысл названия повести портрет

В чем заключается смысл названия повести портрет

  1. Ремесло — в образе главного персонажа писатель показывает ремесленника, он работает ради денег и славы, а не чтобы поменять мир в лучшую сторону. Он бросил настоящее искусство ради материального благополучия, получил богатство и популярность, однако он никогда не сможет стать действительно счастливым. Этот человек обрек себя на духовную смерть и разочарование. Взгляд писателя на искусство обусловлен личной биографией: он так и не смог завести семью, а всю жизнь посвятил творчеству.
  2. Искусство. Как считает Гоголь, творческая личность, которая выбрала путь служения творчеству, берет на себя огромную ношу. Этот человек владеет большой силой, способной менять души людей. Часто непосредственно творец так и не обретает для себя счастья.
  3. Петербург изображается писателем как угрюмый город, где нет места жалости, а общество подвергается разным порокам.
  4. Судьба художника — писатель показал, что у творца может быть несколько путей: погоня за деньгами либо служение искусству. Автор выбрал путь настоящего художника, невзирая на несчастья, ожидающие людей на нем.
  5. Вера. Религия позволяет творцу очистить душу для создания шедевров.
  6. Маленький человек. Главный герой является жертвой города, а не хозяином своей жизни. Он слабый и зависит от мнения общества, даже теряет рассудок в конце произведения. Его путь к мечте заканчивается разочарованием, поскольку ложные ценности завели его в бездну, из которой он не может отыскать выхода.

Проблематика повести

Проблемы в произведении также значимы для понимания книги. Они показывают читателю общество России XIX столетия глазами писателя:

  1. Алчность. Как считает Гоголь, деньги — основная причина происходящего зла. Погнавшись за финансовым благополучием, поддавшись различным соблазнам, люди уже не могут отыскать пути назад. Они обречены на постепенное погружение в пропасть.
  2. Добро и зло — зло в произведении описано в образе портрета старика. По убеждению писателя, жадность — страшнейший грех человека. Именно это одолело Чарткова, убило в нем светлое чувство и в результате привело к такому печальному финалу. В конце портрет пропадает, писатель пытается донести, что борьба добра и зла еще не окончена.
  3. Талант и его потеря — писатель пытается показать, что его можно с большим трудом отыскать, но стоит лишь немного оступиться, и он потеряется навсегда.
  4. Тщеславие — Чартков, добившись славы, возгордился, почувствовал себя настоящим художником.

Главная идея

Гоголь показывает бездушность, а также все пороки людей того времени, общее разложение, которое писатель почувствовал, проживая в Питере. Этому он противопоставляет чистоту настоящего искусства и силу христианской веры. Это основная мысль произведения.

Также повествование является рефлексией автора на то, каким действительно должен быть художник. Он показывает, что служение искусству — сложный и тернистый путь, но лишь идя по нему, можно действительно поменять мир.

Произведение учит презирать алчность. Говорит о том, что нужно подумать не только о теле, но и о душевном состоянии. Это и есть нравственные уроки повести. Автор показал искусство, способное оказывать большое влияние на людей, и рассказывает о цене, которую нужно заплатить художнику, чтобы получить эту силу.

Читайте также: