Теоретические основы организации игровой деятельности в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Игра – это деятельность ребенка, осуществляемая посредством построения воображаемой ситуации.

Основной особенностью игры является то, что данный вид деятельности не имеет конкретного мотива т.е. ребенок играет ради игры, а не ради получения какого-то иного блага. Если имеется какой-то иной мотив т.е. игра становится ориентированной на достижение какой-то цели, результата, то она теряет свою сущность и значение для раннего и дошкольного возрастного этапа развития ребенка.

Игра входит в жизнь ребенка с раннего возраста. Она охватывает весь процесс его развития, помогая ему в освоении окружающего мира. Ребенок учится быть взрослым в игре. Он переносит свое видение устройства мира взрослых и их поведения в свой воображаемый мир и проигрывает различные ситуации и направления деятельности.

Игра является фундаментом интеллектуального и психического развития ребенка. Именно в игре, ребенок учится действию и совершает его, даже не осознавая значение своей деятельности и ее важность. Так, происходит развитие ребенка, его интеллектуальное и социальное становление.

Интеллектуальное развитие ребенка реализуется в игре потому, что в ее процессе для ребенка открывается весь мир. Ему становятся доступными те действия, которые в реальности он совершить не может. Например, управление ракетой, вождение машины.

Социальное развитие реализуется в игре, когда ребенок берет на себя какие-то социальные роли, исполняет социальные обязанности, учится выполнять правила и соблюдать нормы социального поведения.

Значимость игры для ребенка раннего и дошкольного возраста сводится к следующим основным показателям:

  1. Игра выступает механизмом, посредством которого требования взрослого, предъявляемые к ребенку, становятся потребностями, желаниями и стремлениями самого ребенка.
  2. Построение системы взаимоотношений между детьми в ходе игрового действия. Дети развивают навыки конструктивного общения, учатся вести диалоги, разрешать конфликты.
  3. Развитие активности и инициативности ребенка в процессе игры. Чтобы игра была интересной и приносила ребенку удовлетворение, ему необходимо приложить определенные усилия: фантазию, навыки решения проблем, нахождение ответа на вопрос, обыгрывание конкретной ситуации и т.д.
  4. В ходе игры происходит формирование психических свойств детского организма, которые необходимы ребенку в его дальнейшей жизнедеятельности.
  5. Возможность практического освоения знаний и навыков в игровой деятельности. такие знания лучше усваиваются и закрепляются.

Готовые работы на аналогичную тему

Поскольку игра выступает способом организации жизнедеятельности ребенка раннего и дошкольного возраста, то разные педагогик разных времен предлагали различные подходы к организации игр и выбору методов их проведения.

Игра, как форма организации жизнедеятельности ребенка

Организация жизни детей раннего и дошкольного возраста в игровой форме впервые была предложена Ф. Фребелем. Он создал систему игр, включающую разнообразные подвижные и дидактические игры, которые выступали фундаментом воспитательных мероприятий в дошкольных учреждениях. Пока ребенок находился в дошкольной организации, он играл. Игры менялись, но не прекращались.

Что касается отечественных исследователей, то вопросы применения игры на дошкольном этапе развития ребенка тщательно изучались Н. Крупской. Она считала, что основной формой воспитания должна быть игра, а педагогу необходимо ориентироваться на правильную и эффективную организацию игровой деятельности.

Игровая деятельность охватывает все сферы жизни и деятельности ребенка раннего и дошкольного возраста. Она способствует применению разных форм общения детьми раннего возраста. В ходе игры происходит формирование взаимодействия между детьми. Между ними формируются два основных типа отношений:

  1. Отношения, отражающие содержание игровой деятельности и ее правила. Если дети играют в детский сад, то воспитанники должны подчиняться воспитателю, а если в фабрику, то инженер осуществляет руководство деятельностью рабочих. Эти отношения не совсем реальны. Они отражают действия ребенка в воображаемом пространстве.
  2. Реальные отношения, связанные с игрой. Дети решают в какую игру они будут играть, распределяют роли, устанавливают правила.

Таким образом, в ходе игры ребенок овладевает навыками общественного поведения и социального взаимодействия.

Будучи средством организации жизнедеятельности ребенка, игра должна входить в его расписание, быть включенной в режим дня и педагогический процесс. Для этого, педагогу стоит тщательно спланировать деятельность детей и выбрать ее направления, которые можно реализовать в игровой форме. Ребенку требуется наличие достаточного времени на разворачивание игрового действия. Нельзя отвлекать ребенка, торопить, заставлять делать то, что ему неинтересно. Это приведет к потере интереса к игре и нежеланию принимать в ней участие вновь.

Игра может стать эффективной формой организации жизнедеятельности дошкольника, если сделать ее интересной, увлекательной, веселой и яркой. Независимо от того, какие задачи будут решаться в ходе игры, будь то обучение, воспитание, формирование нравственных свойств личности, основ общей культуры поведения, ребенок не заметит этого, если игра будет приносить ему удовольствие. А ее воспитательный эффект будет достигнут.

Чтобы игра была эффективным средством организации жизнедеятельности детей, требуется создание предметно-игрового пространства и эффективное руководство взрослого игровым процессом.

На разных возрастных этапах развития ребенка роль педагога в игровом действе может быть различной:

Детская игра – один из сложных теоретических вопросов. Изучение игры детей дает представление о жизни людей, об их законах и верованиях, о методах и формах воспитания. А как играли дети наших далеких предков? А может быть, когда-то игры и вовсе не было?

Представим, что мы в первобытном обществе. Группа охотников возвращается после охоты. Каждый выполнял определеную функцию: одни вспугивали зверя, другие направляли его в сторону засады, третьи ожидали зверя. Но если что-то не получилось, людям не удалось согласовать групповые действия, и зверь ушел?. Так возникает необходимость предварительной репетиции, подготовки. Участники предстоящей охоты воспроизводят похожую ситуацию, но в развернутых действиях. В отличии от реальной охоты эти действия лишины своего результата. Повтоярется лишь внешний рисунок движения. Так, по мнению исследователей игры, родилась игровая деятельность.

В обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры, ребенок рано включался в производственный труд взрослых. Дети жили со взрослыми одной жизнью. Воспитание ребенка еще не выделялось как особая общественная функция. Все члены общества осуществляли воспитание детей, основная задача которого была сделать детей участниками общественного труда. А основное средство воспитания – включение детей в трудовую деятельность взрослых. Вот тогда-то детства не было, не было и игры.

Итак, детство существовало не всегда. О возникновении детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность включения детей в труд взрослых.

Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни. Развитие производства, усложнение орудий труда приводит к тому, что возможность включения детей в труд взрослых все более усложняется. И вот тогда начинает возникать производство специальных предметов для детей, которые предназначены для развития общих зрительно-двигательных и других координаций, необходимых при различных видах труда. Так возникают современные игрушки, и рождается сюжетно-ролевая игра.

Следовательно, игра социально по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе.

Эту мысль доказывают и те случаи, когда по тем или иным причинам дети вырастали вне человеческого общения.

Детская игра – это деятельность ребенка в условной (воображаемой) ситуации. Мотив такой деятельности заключается в ней самой, т. е. ребенок играет не ради какого-то внешнего результата, а потому, что хочет играть. Как только этот мотив меняется, игра перестает быть игрой.

С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, в процессе общения передают ему определенный опыт и знания относительно действий с предметами и взаимоотношений с людьми. Закрепление элементарного опыта происходит в игре, что чрезвычайно важно для полноценного развития детей дошкольного возраста.

В трудах Л. С. Выгодского игра уже признана ведущей деятельностью, то есть определяющей развитие ребенка.

На разных ступенях дошкольного детства ведущими являются разные виды игр.

От 1,5 до 2,5 лет – ребенок усваивает условия действий с игрушками и предметами и появляется предметно-отобразительная игра, далее – сюжетно-отобразительная.

От 2,5 до 5 лет происходит усвоение ролевого поведения. В этот период важно научить ребенка соотносить название роли с набором атрибутов и действий. Пик развития СР игры приходится на 5 лет.

С 5 до 7 лет сюжетно-ролевая игра присутствует, но выходит на более высокий уровень, дети используют сложные сюжеты.

В 6 лет – режиссерская игра

В 7 лет – игра-фантазия.

Он формируется именно в игре и за счет игры!

Первоначально развернутые игровые действия заменяются жестом, потом словом, потом начинают осуществляться полностью в уме.

Кроме того, только в игре значение предмета отрывается от самой вещи. Вся остальная деятельность ребенка реальна. В игре можно действовать только знанием, а не самим предметом. Идеальное и материальное разделяются. Возникает идеальное действие, зарождаются основы теоретического мышления, закладывается, по словам А. В. Запорожца, цокольный этаж общего здания человеческого мышления.

В игре практически, то есть в действии, становится доступным целый мир. Ребенок не может водить машину и тем более космический корабль, в одночасье попасть в джунгли или на северный полюс, и тем более – оказаться в прошлом или будущем. В игре все это возможно.

Игра имеет непреходящее значение для социального развития малыша, именно в игре он примеряет на себя ролевое поведение, начинает понимать многие нюансы поведения людей. Учится подчинять свое поведение определенным правилам, это значит, что без полноценной игры у него не сформируется такое важное качество, как произвольность его деятельности.

По словам известного психолога Л. И. Божович, игра является тем механизмом, который переводит требования взрослого в потребности самого ребенка.

Хорошая детская игра – это эмоционально насыщенное действие, в которое ребенок полностью погружается. Чем шире круг отображаемых в игре действий, тем лучше.

Игра так же называют королевой детства. Знаменитый ученый Эрик Берн считал, что весь процесс воспитания ребенка необходимо рассматривает как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть!

Главное назначение игры - развитие ребенка, ориентация его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости и т. д.

На современном этапе, в рамках введения ФГТ всю воспитательно-образовательную деятельность с детьми мы должны строить в форме игры. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: физически развитиый, любознательный и активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Следовательно, наша задача через игру развивать основные качества, способности, заложенные в человеке природой.

Игра выполняет определенные функции, которые тесно взаимосвязаны.

Обучающая (развивающая) функция – развитие разнообразных умений и навыков, развитие психических процессов (памяти, внимания и т. д.)

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы.

Коммуникативная функция – объединение взрослого и ребенка, установление эмоционального контакта, формирование навыков общения.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, положительно влияет на нервную систему.

Функция самовыражения – стремление ребенка в игре раскрыть свой потенциал.

Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личных устремлений, которые невыполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Психотехническая функция – перестраивает психику ребенка для усвоения больших объемов информации.

Моделирующая функция – связывает действительность с нереальным.

Воспитательная функция – позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение.

Методологическая функция заключается в том, вырабатывает основные методы познания окружающей действительности (принято выделять методологическую функцию в философии).

Таким образом, игра выполняет функции (перечисляем те, которые появились на доске)

Условно выделяют несколько классов игр:

Творческие (по инициативе детей) к ним относятся: сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные

Дидактические ( по инициативе взрослых: игры с предметами, настольно-печатные, словесные

Народные (созданные народом) : сюжетные, бытовые, сезонно-обрядовые, игры-забавы и т. д.

С/ролевые игры детей можно разделить на три группы:

1. Игры на бытовые сюжеты. В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их взаимоотношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни

Итак, мы сегодня говорили о важности и значимости игры в развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста, выделили основные функции игры, рассмотрели виды игр.

В конце консультации воспитателям было предложено принять участие в мини опросе.

- Запишите два прилагательных, отражающих суть рассматриваемой сегодня темы

- Запишите три глагола, отражающих суть рассматриваемой сегодня темы

- Запишите одно слово – символ данной проблемы

- Запишите короткое предложение (резюме) о сути рассматриваемой проблемы

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Теоретические основы планирования игровой деятельности.

Условия эффективного планирования

Чтобы правильно организовать руководство играми, воспитатель, изучив игровые интересы и уровень развития творческих игр своих детей, должен составить перспективный план развития игр в месяц, квартал, полугодие, год, указав темы игр, объем и пути их развития. Кроме того, конкретизируя перспективный план, педагог должен составить календарно-тематические планы учебно-воспитательной работы (с учетом возрастных особенностей детей и уровня их развития).

Специально проведенные экспериментальные исследования показали, что для эффективного осуществления педагогической поддержки развития игры необходимо опираться на общий метод комплексного руководства развитием игры и его планирование.[7]. Этот метод, созданный при участии Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой, Н.-Э. Т. Гринявичене и А.Д. Саар, достаточно детально представлен в книгах для воспитателей[5]. Системной основой комплексного метода является сама игровая деятельность, предполагается установление содержательных связей между разными ее видами (конструктивной, изобразительной, музыкальной и т. д.), между знаниями, полученными ребенком вне игры в его реальной жизни, и их использованием в игре при отражении тех или иных сторон известной ему действительности.

Комплексный метод содержит следующие компоненты:

– планомерное обогащение жизненного опыта детей, расширение их знаний об окружающей действительности;

– обогащение детского игрового опыта и культуры игры во время совместных (обучающих игр) педагога с детьми;

– создание развивающей игру предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;

– проблемное общение взрослого с детьми направлено на активизацию игры детей через постановку новых игровых задач.

Первый компонент метода – это обеспечение приобретения детьми доступного и соответствующего их возрасту жизненного опыта во время прогулок, на экскурсиях, в быту, в поездках, в содержательном и эмоционально насыщенном общении; знаний о действительности, т. е. обогащение “образа мира” ребенка.

А.Д. Саар отмечает, что многое зависит от стратегии ознакомления детей с окружающей действительностью. Если детей знакомить с широким кругом действительности, не забывая и о конкретных знаниях, т. е. обеспечить им полноценное познавательное развитие, то игра становится инициативной, полной поиска. Новые игровые замыслы опираются на детские гипотезы, догадки.

В каждой программе, по которой работает дошкольное образовательное учреждение, предусмотрены занятия, где на игровом материале формируются умения, необходимые детям для самой игры. Так, на занятиях по конструированию дети, наряду со специальными знаниями, приобретают общие представления о возможностях конструкций, создаваемых ими из различных материалов. Навыки, приобретенные на занятиях по изобразительной деятельности, помогают детям при изготовлении игрушек-самоделок и декораций для театрализованной деятельности, и т. п. Однако решающее значение для развития игровой деятельности имеют сведения, полученные детьми на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, природой, явлениями общественной жизни. Эти знания найдут затем отражение в играх, позволив создавать завершенные сюжеты.

Наблюдения за деятельностью взрослых – основное средство обогащения содержания игры дошкольников. Обеспечить эффективность наблюдений помогут следующие факторы:

- постановка перед детьми ясных и конкретных целей и задач наблюдения. Цель наблюдения должна быть мотивирована;

- планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения. Логика наблюдения зависит от характера поставленных задач, от вида наблюдаемых объектов и степени знакомства с ними;

- стимулирование умственной активности, самостоятельности детей посредством привлечения их к созданию обстановки для наблюдения и организации действий;

- сопровождение наблюдения точным и конкретным комментарием.

Сюжеты многих игр дети черпают из книг, поэтому основная задача использования художественного произведения – создание у детей ярких и точных представлений о событиях или явлениях.

Второй компонент – обогащение игрового опыта детей. На начальном этапе развития игровой деятельности этот процесс носит обучающий, а в старшем дошкольном возрасте – активизирующий характер.

Третий компонент – это рациональная организация предметной среды для игровой деятельности. Организация предметно-игровой среды требует определения места игры в педагогическом процессе и необходимого пространства для разнообразных детских игр. Обогащение игровой среды осуществляется за счет введения игр современной тематики, новых объектов и средств в игровую деятельность (модули, компьютерные игры, различные виды строительного материала, конструкторы, предметы-заместители, двухъярусные сооружения для игр и т. д.), присутствия в игровом пространстве предметов, игр, игрового материала, предназначенного для более старшего возраста (но не более чем на 1-2 года), и др.

Четвертый компонент комплексного руководства развитием самодеятельных игр – это проблемное, активизирующее игру общение взрослых с играющими детьми. Воспитатель, предоставляя детям свободу игрового самовыражения, обязан при этом как бы боковым зрением и слухом присутствовать в игре, чувствовать ее ход. Бывает, что играющие дети как бы попадают в тупик и сюжет застревает на каком-то эпизоде. Воспитатель должен в таких ситуациях уметь подать реплику, предложить новый увлекательный поворот событий, как бы являясь для детей своеобразным “текстом”.

А. К. Бондаренко выделяет следующие принципы планирования и организации детских игр [2]

- системность (постепенно усложняющаяся система игр по содержанию, дидактическим задачам);

- повторность, сопровождаемая усложнением;

- наглядность в игре;

- решающая роль слова воспитателя в организации игр;

- сочетание разнообразных форм деятельности в ходе игры;

- эмоциональный настрой детей;

- учет индивидуального темпа развития детей в планировании игр, и др.

Таким образом, план дает воспитателю возможность заранее продумать методы и приемы обучения и воспитания детей, видеть пути достижения поставленной цели. План - это не формальность, а непременное условие успешной и плодотворной работы с детьми, где главное - не схема и форма, а содержание.

Анализ опыта работы воспитателей по вопросам планирования

игровой деятельности

Т. Н. Капралова приводит следующие рекомендации по планированию детской игры [6].

2. Сюжетно – ролевая игра

3. Режиссёрская игра (1 новая, 2 закрепление).

4. Театрализованные игры

Ежедневно вечером 1 игра

II. Обучающие игры:

1. Дидактические игры

2. Развивающие (на развитие логического мышления, сенсорных способностей).

3. Словесные, ТРИЗ игры.

4. Пальчиковые, хороводные

5. Подвижные с правилами.

6. ПДД, ОБЖ, ЗОЖ (по 1-2 игры)

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

III. Игры национальные:

2. Подвижные игры с правилами

В средних, старших, подготовительных группах

В средних, старших, подготовительных группах

Таким образом, данным методистом предусмотрен план овладения разными видами игр, соответствующий принципам, сформулированным А. К. Бондаренко.

Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре.

Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.

Проведение экскурсии по теме игры.

Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача, медсестры, повара, швеи и т.д.).

Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием картинок соответствующих иллюстраций.

Введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.

Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.

Совместная с детьми игра.

Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.

Постановка проблемных игровых задач.

Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.

Рассказ воспитателя об играх другой группы.

Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.

Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.; обменяться впечатлениями.

Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.

Составление с детьми альбома по тематике игры.

Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.

Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.

С. В. Бабенко предлагает перспективное планирование представлять в форме из 4 граф (аналогично компонентам комплексного метода):

- ознакомление с окружающим;

- обогащение игрового опыта;

- изменение игровой среды;

- активизация общения взрослого с ребенком.

– ознакомление с окружающим;

– художественная деятельность (лепка, рисование, музыкальные занятия);

– игрушки и атрибуты;

– обогащение игрового опыта;

– изменение предметно-игровой среды;

– активизирующее общение взрослого с детьми.

Таким образом, в современных условиях и в рамках действующих ФГОС планирование игровой деятельности, как правило, осуществляется на основе комбинированного метода.

Анализ планирования игровой деятельности в группе

(календарное и перспективное планирование)

Анализ перспективного планирования в средней группе приводит к выводу, что не всегда при планировании учитывается предшествующая и последующая деятельность детей, которая должна быть представлена в виде чтения художественной литературы, рассматривания картин, картинок, иллюстраций в книгах, на занятиях познавательного цикла, различных беседах, ситуациях, при ознакомлении с профессиями взрослых. А данные виды деятельности обогащают познавательный опыт детей, увеличивают их словарный запас.

В основном планируются традиционные виды сюжетно-ролевых игр, которые отмечаются неразвитым сюжетом, бедны по содержанию, зачастую носят характер игры всего на один день.

Мало планируется игр нового поколения (МЧС, Банк, Поликлиника для зверей и др.), игр-драматизаций, режиссерских игр, игры-фантазии единичны.

В то же время при анализе календарно-тематического плана развития сюжетно-ролевой игры видно, что произведена четкая разбивка игр по тематическим программным группам. Тематическим планом охватываются те разделы программы II младшей группы, которые способствуют обогащению содержания сюжетно-ролевых и конструированных игр, обеспечивая концентрированную подачу материала с целью поддержания и развития интереса к той или иной игре.

Структура плана соответствует опыту учителей детских садов и требованиям комбинированного метода игрового планирования, включая составные элементы:

- обогащение жизненного опыта ребенка;

- обогащение игрового опыта детей;

Планом предусмотрена диагностика уровня развития игры, пропаганда принципов развития игры среди родителей.

В качестве составных частей плана предусмотрены приемы формирования игровых умений, приемы управления детскими взаимоотношениями в игре, приемы развития творческой активности в игре.

Таким образом, рассматриваемый календарно-тематический план как по типу, так и по содержанию в большей степени соответствует требованиям комплексного метода развития игровой деятельности в детском саду.

Игра – это деятельность ребенка, осуществляемая посредством построения воображаемой ситуации.

Основной особенностью игры является то, что данный вид деятельности не имеет конкретного мотива т.е. ребенок играет ради игры, а не ради получения какого-то иного блага. Если имеется какой-то иной мотив т.е. игра становится ориентированной на достижение какой-то цели, результата, то она теряет свою сущность и значение для раннего и дошкольного возрастного этапа развития ребенка.

Игра входит в жизнь ребенка с раннего возраста. Она охватывает весь процесс его развития, помогая ему в освоении окружающего мира. Ребенок учится быть взрослым в игре. Он переносит свое видение устройства мира взрослых и их поведения в свой воображаемый мир и проигрывает различные ситуации и направления деятельности.

Игра является фундаментом интеллектуального и психического развития ребенка. Именно в игре, ребенок учится действию и совершает его, даже не осознавая значение своей деятельности и ее важность. Так, происходит развитие ребенка, его интеллектуальное и социальное становление.

Интеллектуальное развитие ребенка реализуется в игре потому, что в ее процессе для ребенка открывается весь мир. Ему становятся доступными те действия, которые в реальности он совершить не может. Например, управление ракетой, вождение машины.

Социальное развитие реализуется в игре, когда ребенок берет на себя какие-то социальные роли, исполняет социальные обязанности, учится выполнять правила и соблюдать нормы социального поведения.

Значимость игры для ребенка раннего и дошкольного возраста сводится к следующим основным показателям:

  1. Игра выступает механизмом, посредством которого требования взрослого, предъявляемые к ребенку, становятся потребностями, желаниями и стремлениями самого ребенка.
  2. Построение системы взаимоотношений между детьми в ходе игрового действия. Дети развивают навыки конструктивного общения, учатся вести диалоги, разрешать конфликты.
  3. Развитие активности и инициативности ребенка в процессе игры. Чтобы игра была интересной и приносила ребенку удовлетворение, ему необходимо приложить определенные усилия: фантазию, навыки решения проблем, нахождение ответа на вопрос, обыгрывание конкретной ситуации и т.д.
  4. В ходе игры происходит формирование психических свойств детского организма, которые необходимы ребенку в его дальнейшей жизнедеятельности.
  5. Возможность практического освоения знаний и навыков в игровой деятельности. такие знания лучше усваиваются и закрепляются.

Готовые работы на аналогичную тему

Поскольку игра выступает способом организации жизнедеятельности ребенка раннего и дошкольного возраста, то разные педагогик разных времен предлагали различные подходы к организации игр и выбору методов их проведения.

Игра, как форма организации жизнедеятельности ребенка

Организация жизни детей раннего и дошкольного возраста в игровой форме впервые была предложена Ф. Фребелем. Он создал систему игр, включающую разнообразные подвижные и дидактические игры, которые выступали фундаментом воспитательных мероприятий в дошкольных учреждениях. Пока ребенок находился в дошкольной организации, он играл. Игры менялись, но не прекращались.

Что касается отечественных исследователей, то вопросы применения игры на дошкольном этапе развития ребенка тщательно изучались Н. Крупской. Она считала, что основной формой воспитания должна быть игра, а педагогу необходимо ориентироваться на правильную и эффективную организацию игровой деятельности.

Игровая деятельность охватывает все сферы жизни и деятельности ребенка раннего и дошкольного возраста. Она способствует применению разных форм общения детьми раннего возраста. В ходе игры происходит формирование взаимодействия между детьми. Между ними формируются два основных типа отношений:

  1. Отношения, отражающие содержание игровой деятельности и ее правила. Если дети играют в детский сад, то воспитанники должны подчиняться воспитателю, а если в фабрику, то инженер осуществляет руководство деятельностью рабочих. Эти отношения не совсем реальны. Они отражают действия ребенка в воображаемом пространстве.
  2. Реальные отношения, связанные с игрой. Дети решают в какую игру они будут играть, распределяют роли, устанавливают правила.

Таким образом, в ходе игры ребенок овладевает навыками общественного поведения и социального взаимодействия.

Будучи средством организации жизнедеятельности ребенка, игра должна входить в его расписание, быть включенной в режим дня и педагогический процесс. Для этого, педагогу стоит тщательно спланировать деятельность детей и выбрать ее направления, которые можно реализовать в игровой форме. Ребенку требуется наличие достаточного времени на разворачивание игрового действия. Нельзя отвлекать ребенка, торопить, заставлять делать то, что ему неинтересно. Это приведет к потере интереса к игре и нежеланию принимать в ней участие вновь.

Игра может стать эффективной формой организации жизнедеятельности дошкольника, если сделать ее интересной, увлекательной, веселой и яркой. Независимо от того, какие задачи будут решаться в ходе игры, будь то обучение, воспитание, формирование нравственных свойств личности, основ общей культуры поведения, ребенок не заметит этого, если игра будет приносить ему удовольствие. А ее воспитательный эффект будет достигнут.

Чтобы игра была эффективным средством организации жизнедеятельности детей, требуется создание предметно-игрового пространства и эффективное руководство взрослого игровым процессом.

На разных возрастных этапах развития ребенка роль педагога в игровом действе может быть различной:

Наталия Кубарькова

07.04.2020
Отчет по заданию должен быть выслан до 10.00

Тема: Определение уровня развития режиссерских игр дошкольников. Режиссерские игры дошкольников относятся к ролевым играм и диагностируются по тем же показателям, что и сюжетно-ролевая игра.
Прочитайте характеристику режиссерских игр (прикрепленный файл), соотнесите игровые умения в сюжетно-ролевых и режиссерских играх. Сравните описанные в задачах (прикрепленная презентация) действия детей и критерии оценки умений и сделайте вывод об уровне сформированности умений в режиссерской игре у детей дошкольного возраста. Свой выбор аргументируйте

16.06.2020. отчет до 10.00. Ликвидация задолженностей по предмету. Итоговые оценки смотрите в прикрепленном файле

Читайте также: