Чем зимняя резина отличается от летней кратко

Обновлено: 03.07.2024

В чем принципиальное отличие зимних шин от летних?

Первые зимние покрышки, появившиеся задолго до рождения наших бабушек и дедушек, разрабатывались для того, чтобы улучшить поведение автомобилей на снегу. Вот только от обычных, не зимних шин, они поначалу почти не отличались.

Зато за восемь десятилетий шинная промышленность продвинулась так далеко, что зимние покрышки превратились в неотъемлемый элемент безопасности для всех водителей тех климатических зон, где снег выпадает регулярно. Например, у нас.

Как распознать зимние шины?

И отличий между современными летними и зимними шинами предостаточно. Но есть одно ключевое — зимние шины значительно мягче летних. Применяемые для их производства составы резины сами по себе мягче тех, что используют для летних покрышек — это нужно для того, чтобы резина сохраняла мягкость (читай, эффективность) даже на сильном морозе. Дополнительную податливость зимним колесам придают еще и ламели — небольшие углубления, которыми испещрен протектор шин для холодного времени года. Они же помогают покрышкам цепляться за даже микроскопические неровности, присутствующие даже на казалось бы гладком льду.

Когда нужно переходить с зимних шин на летние?

Твердость резины для покрышек измеряется по Шору — методом вдавливания при помощи специального прибора, именуемого дюрометр.

Зимние шины работают с максимальной эффективность в условиях, когда среднесуточная температура опускается ниже семи градусов по Цельсию. В холодную погоду мягкие зимние покрышки лучше цепляются поверхность дороги (даже асфальтовую!), лучше отводят воду из пятна контакта и позволяют эффективнее тормозить. Короче, одни плюсы!

Но как только на улице становится тепло и температура сухого асфальта начинает расти день ото дня, зимние покрышки… конечно же, не превращаются в желе и даже могут работать немного лучше летних, потому что они мягче. Но совсем недолго.


Вот и настал на большей части территории России зимний период времени, который принес и приносит ежегодно на дорогах нашей страны увеличение аварийных ситуаций и снижение средней скорости движения автотранспорта. К нашему сожалению, не все автомобилисты с наступлением зимы вовремя меняют летнюю резину на зимнюю. Причем многие из них прекрасно знают, что таким своим бездействием они игнорируя правила дорожного движения умышленно нарушают российское законодательство, ставя под угрозу не только свою безопасность, но и безопасность других участников дорожного движения. Такие горе автомобилисты не спешат переобуть свои автомобили и считают, что зимой можно легко и смело использовать ту же летнюю резину.

Мы не будем в нашем сегодняшнем материале пугать в очередной раз всех тех водителей, которые не меняют и еще не поменяли летнюю резину на зимнюю. По этому поводу на нашем тематическом ресурсе имеется в настоящий момент достаточно подобных материалов. А еще много такой информации по замене сезонной резины содержиться и в самой интернет сети.

Надеемся, что наш рассказ не покажется вам слишком скучным и замудреным. Так же мы со своей стороны считаем, что данный редакционный материал поможет убедить многих автомобилистов и заставит их в конце-то концов отказаться от использования летних шин в зимний период времени.


Многие наши автомобилисты предполагают, что летняя резина в основном отличается от зимней только лишь протектором. Отчасти это так, но не в совсем полной мере. Ведь протектор шин играет важное значение для сцепления с дорогой и как-раз в разное время года.

Но надо знать и о том, что сам протектор не является тем главным различием в летних и зимних шинах. Что же самое главное для автопокрышек — это в каком диапазоне температур они сохраняют свою эффективность и свои технические характеристики. Ведь наверное многие из вас знают, что летняя резина при низких температурах обычно становится очень жесткой. А вот почему так происходит, кто из вас господа может ответить.

Да, многие автомобилисты это знают, что все это происходит из-за разного наполнительного состава резины используемой в летних и зимних покрышках. Но мало кто из вас знает, какой на самом деле процесс происходит в летней резине на морозе, и тем более, мало кто понимает какой химический процесс происходит в зимних шинах при росте положительной температуры.

Мы попытаемся Вам сейчас это объяснить.

Для начала мы советуем Вам посмотреть видео-ролик зарубежного видеоблогера, который в традиционной для себя манере решил своим подписчикам научно объяснить и показать существующую разницу между летними и зимними шинами:

Включите субтитры и их перевод, если не знаете английского языка.

Отличия и различие между летними и зимними шинами


Зимние шины в отличии от летних на не теряют при морозе свою гибкость, а за счет особого химического состава содержащегося в резине позволяют поддерживать высокое сцепление с дорогой. Летние же шины действую иначе, они обеспечивают оптимальное сцепление с дорогой только при высоких температурах. Дело тут в следующем. При высоких температурах состав резины летних шин становится более липким и вязким.

Существуют, как вы знаете, и всесезонные шины. Это что-то среднее между летними и зимними шинами, которые тоже обеспечивают оптимальное сцепление с дорожной поверхностью при определенном диапазоне плюсовых и отрицательных температур. Но к большому сожалению, в мире сегодня нет ничего идеального. Поэтому так называемые всесезонные шины не могут обеспечить автомобилю то максимальное сцепление с дорогой при высоких положительных плюсовых и при слишком низких минусовых температурах.


Все мы наверно с вами знаем, что автомобильная резина была создана на основе каучука. Так дело обстоит и сейчас в наше время. Сам каучук представляет собой амфорный полимер, который в зависимости от температуры может находиться в трех состояниях, а именно:

  • - в стеклообразном
  • - в высокоэластичном
  • - в вязкотякучем

Вот к примеру, при температуре в -70 -72 градуса каучук переходит из аморфного состояния в кристаллическое (происходит кристаллизация). Правда сам этот процесс происходит не мгновенно, а постепенно. При такой низкой температуре каучук полностью теряет свою пластичность и переходит (так называемый фазовый переход) в стеклообразную массу.


Текучесть же натурального каучука начинает происходить при температуре плюс 180 - 200 градусов. Таким образом получается, чем выше температура окружающей среды, тем мягче и пластичней становится каучук.

Если же нагреть каучук до плюс 250 градусов, то он распадется на газообразные вещества и на жидкие продукты.

Как и другие полимеры каучук начинает менять свои химические свойства за счет фазового перехода к определенной температуре. Правда эти изменения происходят постепенно, то есть по мере снижения или увеличения температуры.

Что же такое температура фазового перехода резины? Отвечаем, - это температура, при которой молекулы резины перестают свободно двигаться, что в конечном счете приводит к уменьшению энергетических свойств самих молекул. Чем меньше двигаются молекулы резины, тем меньше они излучают тепла.

Из-за низких энергетических свойств молекул состав резины становится менее пластичным.

То есть, говоря простым и понятным всем языком, начинает происходить затвердевание или остеклование резины и поэтому уменьшается трение между самой резиной и дорожной поверхностью, что приводит естественно к уменьшению сцепления автомобиля с дорогой.


Вот что может произойти с летней резиной на морозе


Как вы уже знаете друзья, между летними и зимними шинами существует большая разница по химическому составу покрышек. Это сделано специально, чтобы каждая резина имела свой собственный фазовый температурный переход.

Летняя резина имеет не очень низкий температурный порог при котором молекулы резины начинают влиять на ее пластичность.

Вот например, молекулы резины в летних покрышках изменяют свои первоначальные свойства, что влияют на пластичность шин, уже при положительных плюсовых температурах примерно в диапазоне от 4 до 7 градусов.

Соответственно, чем выше будет температура, тем лучше обеспечивается сцепление с дорожным покрытием. Как вы уже поняли или догадались, что при отрицательных температурах эффективность летних покрышек существенно упадет и в первую очередь это произойдет из-за снижения пластичности резины (в резине начинается процесс стеклования), а во вторую очередь из-за уменьшения сцепления шины с дорогой.

Зимняя же резина наоборот, имеет низкий порог фазового перехода. Это позволяет ей сохранять максимальное сцепление с дорогой (благодаря большему трению с дорогой) даже при очень низких отрицательных температурах.

А знаете ли Вы друзья о том, что положительная температура может тоже также отрицательно влиять на резину. Дело в следующем,- по мере увеличения положительной температуры, резина, становясь пластичней начинает быстрее изнашиваться. Происходит это из-за увеличения сцепления с дорогой. То есть, при высоких положительных температурах сама по-себе резина просто-напросто становиться липкой.

Как вы уже поняли из выше нами сказанного, у зимних и летних шин разные точки температурного фазового перехода при увеличении положительной плюсовой температуры. Например, в зимних шинах фазовая температурная точка, где молекулы резины начинают свободно двигаться, находиться в положительном значении не далеко от 0 градусов.

Соответственно, при положительной плюсовой температуре на улице эта зимняя резина намного раньше становится слишком липкой, чем те же летние покрышки, которые имеют и содержат в себе совершенно другой полимерный состав.

В итоге получается, что при высоких положительных температурах зимняя резина будет изнашиваться быстрее, чем летняя.


Вот почему друзья невозможно создать и сделать универсальные шины, которые подошли бы для использования их в широком диапазоне действия, как при отрицательных так и при положительных температурах. Поэтому производители шин для каждого сезона используют свой химический состав резины, который обеспечивает покрышкам оптимальные характеристики в определенном диапазоне температур.

Кстати, надо заметить, что на этот диапазон температур не влияют даже внешние факторы. Например, при движении в дождь на летних шинах диапазон температур для оптимальных характеристик шин, как правило, не меняется.

Так же все мы с вами знаем, что летние шины обеспечивают более лучшее сцепление с дорогой при движении в дождь, и все благодаря своему специальному протектору, который позволяет отводить из-под колес лишнюю воду (влагу), что в свою очередь защищает в такой ситуации машину от аквапланирования.

Кроме всего прочего, протектор летних шин имеет особую конфигурацию, которая обеспечивает автомобилю определенное сцепление на скорости при прохождении им поворотов.


В общем и в целом задача этих летних шин обеспечить автомобилю максимальное сцепление с дорогой, как на сухом асфальте, так и на мокром шоссе.

К нашему сожалению зимние покрышки имеют уже другой протектор, который предназначен конкретно для движения по скользкой дорожной поверхности, по льду, а также и по снегу.

Кстате, новые зимние шины имеют более глубокий протектор по сравнению с теми же новыми летними шинами. Это необходимо им для более эффективного движения по снегу.

Благодаря глубине протектора зимние покрышки обеспечивают более лучшее сцепление на заснеженной поверхности, если их сравнивать с летними шинами, которые по своей сути имеют в отличии от летних шин неглубокий протектор.

И последнее. Многие зимние шины дополнительно оснащают еще и шипами или зигзагообразными канавками сверху протектора, делается это для лучшего сцепления автомобиля на льду. Например, поверхность специального протектора зимних шин обеспечивает лучший захват снега или льда.

Сезонная замена шин редко вызывает приятные воспоминания. Нужно отстоять в очереди на шиномонтаж, выгрузить и загрузить шины, увезти в место хранения. Если полениться и не сменить шины, можно попасть в ДТП. По данным за первое полугодие 2018 года, около 700 аварий произошли из-за проблем с шинами. Рассказываем, почему нужно победить лень и сменить шины в межсезонье на подходящие.

Рисунок протектора

На зимних шинах глубже рисунок протектора, чтобы эффективно цепляться за снежную кашу. Если приглядеться, можно заметить прорези на поверхности блоков протектора — ламели.

Летом такой глубокий рисунок не нужен. На сухом асфальте он будет создавать лишний шум. У летних шин другой рисунок протектора.

Водоотводные каналы

У летних шин ярко выраженные продольные дорожки на рисунке протектора — водоотводные каналы. На серии шин MICHELIN Pilot Sport можно увидеть минимум три широких и глубоких канала. Они выводят из-под колеса воду и защищают от аквапланирования — ситуации, когда между колесом и влажной поверхностью дороги образуется водяная плёнка. Шина не может цепляться за поверхность дороги и автомобиль теряет управляемость.

У зимних шин подобных каналов либо нет, либо сделан один водоотводный канал посередине рисунка протектора. Зимой риск попасть в аквапланирование меньше.

Направленный рисунок

У зимних шин обычно есть специальный рисунок протектора, который при движении минимизирует влияние снега на управляемость автомобиля. На фото ниже шина MICHELIN X-Ice Snow. Видно, что канавки расположены так, чтобы цепляться за дорогу и не удерживать забивающийся в протектор снег.

На боковинах шин можно увидеть характерную надпись Rotation со стрелкой, чтобы не установить шину в неправильном направлении. Только правильно установленные шины обеспечат все вышеуказанные характеристики.

Летом используют симметричные шины. Их можно устанавливать в любом положении. Однако есть и исключения: шины с направленным или ассиметричным рисунком. Например, шины MICHELIN Pilot Sport имеют асимметричный рисунок для лучшего сцепления с дорогой на высоких скоростях. Они должны устанавливаться так, чтобы надпись Outside оказалась с наружной стороны.

Состав резиновой смеси

У зимних и летних шин разная резиновая смесь. Например, в серии шин MICHELIN Pilot Sport использовались эластомеры. Они обеспечивают стабильное поведение шины на дороге. Со снижением пластичности у шины изменяются сцепные свойства с асфальтом. Чем они меньше, тем быстрее автомобиль срывается в занос.

В резиновую смесь для зимних шин добавляют полимеры, чтобы шины были прочными, и на них не появлялись разрывы или грыжи.

Шипы

На зимних шинах шипы помогают цепляться за лёд и приводить автомобиль в движение. На летних шинах шипов нет. При движении по горячему асфальту шипы шумят и повреждают дорожное покрытие. Кроме того, использование зимних шин летом запрещено законодательством.

Состав резиновой смеси и формат рисунка протектора производитель шин выбирает исходя из сезона.

Хотите правильно выбрать шины? Проконсультироваться со специалистами? Звоните на горячую линию компании Мишлен и заходите на наш сайт.


Замена летней резины на зимнюю, как только температура устанавливается ниже отметки 7 градусов, – гарантия безопасности при вождении. Об этом знают все опытные водители. А вот новички иногда не в курсе, как отличить зимнюю резину от летней по маркировке и другим признакам. Чтобы не попасть впросак, стоит рассмотреть подробнее, чем они разнятся и какие есть отличия у них от популярных в последнее время всесезонных шин.

Состав и характеристики

Изготовление покрышек – сложный технологический процесс, который возможен только после тестирования состава при разных дорожных условиях. Резина для шин состоит из трех переменных:

  1. Каучука. Изготавливается из натуральной смолы или синтетическим путем. Обладает высокой эластичностью, упругостью и прочностью.
  2. Серы. Способствует химическим реакциям внутри каучука для придания ему надежного сцепления с дополнительными компонентами, улучшающими свойства резины.
  3. Наполнителей. Часто используются: двуокись кремния, сажа, древесная мука, мел, каолин. Они улучшают эксплуатационные характеристики изделий, придавая им нужные свойства – дополнительную твердость или, наоборот, мягкость.

Сера служит вулканизатором, каучук составляет основу, а добавки и наполнители придают изделию нужные свойства для лучшего сцепления с дорожным покрытием при разных погодных условиях.


Зимнюю резину отличить о летней можно как визуально, так и по маркировке

Зимние покрышки в своем составе имеют больше каучука, что позволяет им сохранять мягкую структуру даже при больших морозах. На ощупь они мягче летних.

Как еще отличить зимнюю резину от летней и всесезонной:

  • у комплектов для холодного времени года ярко выраженный рисунок протектора;
  • изделия намного мягче;
  • ряд моделей дополнен шипами.

Рисунок протектора имеет вертикальную направленность, от которой отходят бороздки. Они предназначены для отвода воды из-под колес и напоминают рисунок елочки либо ромба. В первом случае так изготавливают европейские шины, во втором – скандинавские.

Летние варианты изготавливаются из состава, который с легкостью охлаждается на горячем асфальте при движении. На морозе он задубевает и может потрескаться. Летние шины не имеют выраженного рисунка протектора, им лишь придают небольшие узоры для отвода воды.


Неглубокий протектор летней резины предназначен для отвода воды

По правилам ПДД можно ездить на покрышках, остаточная глубина протектора которых составляет не менее 1,6 мм. Можно представить, какая это незначительная величина, однако это обеспечивает большую площадь контакта с дорогой и хорошую устойчивость автомобиля.

Всесезонные модели представляют собой изделия, которые подходят как для езды в жаркое время года, так и в морозы. Это усредненный вариант летней и зимней резины.


Глубокие ламели зимы отводят снег и воду

Как правило, она подходит только для стран с умеренным климатом, где отсутствуют резкие перепады температур, так как ее сложно назвать подходящей для жаркого лета или морозной зимы. В первом случае ее состав будет недостаточно жестким для постоянной езды по асфальту. В зимний период она не сможет обеспечить достаточную управляемость, не говоря уже о езде в гололед – здесь она окажется совершенно бесполезной. Поэтому делать свой выбор в пользу всесезонки, проживая в средней полосе, неразумно.

Маркировка


Трехгорное изображение со снежинкой — это зима

Визуальный осмотр

При тщательном осмотре также можно увидеть, чем отличается зимняя резина от летней визуально. Основными показателями, что перед вами модель, предназначенная для морозной погоды, являются:


Маркировка на всесезонке

Заключение

После прочтения статьи вряд ли кто-то будет долго думать, как отличить зимнюю резину от летней по маркировке. Достаточно взглянуть на боковину и увидеть обозначения. Еще проще – проверить на наличие шипов или оценить глубину протектора.

Читайте также: