Исследовательский проект в средней группе детского сада

Обновлено: 04.07.2024

9. Планируемые результаты: После завершения проекта дошкольники смогут:
• проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми) .
• осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми) .
• собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми) .
10. Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
• Что такое воздух?
• Какой он?
• Зачем он нужен людям, животным и растениям?
• Как можно увидеть воздух?
• Как можно услышать воздух?
• Как можно почувствовать воздух?

Экспериментирование со свойствами воздуха в средней группе

Период среднего дошкольного возраста в психологии считается относительно спокойным: кризис трёх лет позади, ребёнок прислушивается к мнению взрослого, внимательно выслушивает инструкции и старается при выполнении указаний. Уровень развития логического мышления, накопленный опыт чувственных образов, умение проводить простые наблюдения и опыты — основа для работы с маленькими исследователями.

Организация познавательно-исследовательской деятельности средних дошкольников

Организуя занятия по познавательно-исследовательской деятельности, воспитатель учитывает уровень психического развития и мышления детей. Перечислим возрастные особенности средних дошкольников:

  • Повышенная степень любознательности. Ребёнка 4–5 лет легко увлечь каким-либо предметом или процессом, вот почему знания предлагают не заучивать, а побуждают их добывать.
  • Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулирования выводов.
  • Коммуникативные потребности. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. К периоду старшего дошкольного возраста у ребят развивается способность к выдвижению гипотез. Для формирования этого умения в средней группе важно совершенствовать навыки устной речи, проводить развёрнутые беседы познавательной направленности.
  • Хорошая степень развития мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются со столовыми приборами, застёгивают пуговицы и молнии, играют с небольшими деталями конструктора и бусинами. Для совершенствования работы кистей обеих рук следует задействовать в практических исследованиях разнообразные материалы (песок, глина) и инструменты (увеличительные стёкла, пипетки, лопатки и др.).

Трое детей изучают свойства песка, земли и глины

В ходе экспериментирования дошкольники учатся логически мыслить и взаимодействовать друг с другом

Цели и задачи

В основе познавательно-исследовательской деятельности лежит богатая развивающая база: детям даются представления о предметах разнопланово (об их свойствах, структуре, качествах), обозначаются возникающие между объектами связи, а фактические сведения всегда добываются практическим путём. Целью организации исследовательской деятельности средних дошкольников является реализация их повышенной любознательности, стремления к опытной активности и самостоятельности. При этом для экспериментирования в детском саду подбираются темы в соответствии с утверждённой образовательной программой, занятия выстраиваются с учётом возрастных особенностей воспитанников и обеспечивается безопасность проведения каждого исследования.

Исследовательская деятельность средних дошкольников осуществляется через изучение предметов и явлений вне прямого восприятия (как это было в младших группах). Система представлений об окружающем мире формируется через определение связей и зависимостей между объектами наблюдений. Педагог создаёт положительную мотивацию воспитанников к реалиям жизни и к последующим исследованиям.

Для организации экспериментирования в средней группе перед воспитателем стоит ряд задач:

    Расширение кругозора посредством наблюдений в исследовательском процессе.

Мальчик и девочка занимаются посадкой семян в экологическом уголке

В экологическом уголке дошкольники наблюдают за ростом растений и учатся ухаживать за ними

Критерии организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

Воспитатель средней группы, организуя исследовательскую деятельность детей, руководствуется следующими критериями:

  • Занятия познавательно-исследовательской направленности проводятся еженедельно (в помещении группы, экспериментальной лаборатории, опытном уголке, на территории детского сада во время прогулки). Деятельность детей 4–5 лет по экспериментированию не должна превышать 20 минут.
  • Воспитатель контролирует исследовательскую активность детей на каждом этапе занятия. Он отвечает за безопасность проводимых опытов, оценивает правильность действий воспитанников, стимулирует самостоятельность, поощряет инициативность в работе, помогает в формулировке выводов.
  • Во время занятия каждый ребёнок должен почувствовать себя исследователем, попробовать свои возможности в постановке проблемного вопроса, анализе полученных результатов.

Две девочки проводят опыты с водой и красками

Опыты с водой интересны для детей всех возрастов

Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности

Вид деятельности Примеры реализации на занятиях в средней группе
Поисково-познавательная деятельность Реализуется в форме поиска ответа на поставленный вопрос, разрешения какой-либо проблемы. Проведение наблюдений дошкольниками отличается временной непродолжительностью, действиями с привычными предметами и веществами с целью расширения знаний об их свойствах. Этот вид деятельности реализуется в познавательных и эвристических беседах на основе изучения наглядного материала, прослушанного текста или опыта воспитанников, наблюдений за объектами живой и неживой природы.
Познавательно-практическая деятельность Осуществляется в форме направления практической деятельности детей в исследовательское русло. Проведение опытов и экспериментов в игровой форме, использование ТРИЗ-технологий для обогащения детских игр, наблюдений на прогулке.

Воспитательница беседует с детьми, стоящими вокруг неё

В ходе беседы по тематике изучаемого объекта дошкольники развивают мыслительные способности

Виды занятий по познавательно-исследовательской деятельности

Общие темы образовательной программы могут быть изучены различными способами. Максимально раскрывается тема, когда ей посвящены разные виды занятий, творческие досуги, прогулки. С целью разностороннего изучения какого-либо вопроса проводятся интегрированные занятия, в которых задействуется целый комплекс действий.

Трое детей держат в руках овощи, перед ними на столе лежат баклажаны, перец, кочан капусты, свёкла и др

Для изучения качественных особенностей овощей в средней группе можно провести интегрированное занятие

Таблица: формы организации исследовательской деятельности средних дошкольников

На начальном этапе проекта дети рассматривают картинки с изображениями различных видов муравьёв Проект включает наблюдение за муравьями на территории детского сада В форме игровой деятельности дошкольники повторяют изученный материал В проект включена и творческая деятельность детей — работа с раскрасками В группе можно организовать выставку детских поделок по теме проекта К работе в проекте можно привлечь родителей воспитанников, например, помочь оформить плакат Фотоальбом о проведении проекта станет итоговой работой по теме

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе детского сада

Возраст 4–5 лет — время перехода к осознанному экспериментированию. Роль педагога заключается в контроле действий воспитанников — практических и мыслительных. Дети проговаривают составляющие каждого этапа исследования:

  • ставится проблема;
  • выдвигаются варианты её решения (этап целеполагания);
  • озвучиваются гипотезы;
  • гипотезы проверяются опытным путём;
  • анализируются результаты опыта;
  • формулируются выводы.

Если на каком-либо структурном этапе исследования воспитанники испытывают трудности, воспитатель направляет их к верной формулировке/выводу с помощью наводящих вопросов. Однако присутствие педагога должно ощущаться детьми не только в косвенном или прямом наставлении. Ребёнку важно, чтобы его действия были оценены, поэтому воспитатель поощряет позитивный настрой, готовность к коммуникации в беседах, активное проявление исследовательских способностей.

Непосредственно практические исследования дети 4–5 лет проводят по словесным инструкциям, они хорошо понимают указания взрослого. Постепенно стоит учить работе по простым схемам, в которых показан алгоритм экспериментирования (в картинках). В средней группе включается самостоятельное фиксирование результатов исследования воспитанниками (заполнение карточек опыта, ведение дневника наблюдений).

Мотивирующее начало занятия

Средние дошкольники обладают наглядно-образным типом мышления. Это значит, что лучше дети воспринимают те указания и объяснения, которые зрительно представляют. Переход к словесно-логическому мышлению произойдёт к возрасту 6–7 лет, но наглядность будет оставаться основным приёмом привлечения интереса к образовательной деятельности. Продуктивной также оказывается работа, проводимая с элементами игры, тематической или сюжетной. От того, насколько увлечён поставленным вопросом и темой исследования ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно опытной деятельности, результат решения поставленной проблемы и степень мотивации к экспериментированию в дальнейшем. Педагог организует начало занятий в разнообразных формах, прогнозирует положительное отношение к используемым приёмам у детей.

Дети и педагог сидят в кругу и рассматривают иллюстрации на доске

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

В конце путешествия воспитатель говорит, что в волшебной стране и предметы обладают чудесной силой и предлагает опытным путём изучить интересные свойства воды.

Таблица: картотека тем по исследовательской деятельности в средней группе

  • Формирование представлений о Вселенной, солнечной системе;
  • знакомство с созвездиями, Солнцем и Луной.
  • Изучение видов облаков;
  • совершенствование представлений о силе воздуха.

Временной план занятия

Занятие НОД или интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности в средней группе длится не более 20 минут. Ход образовательного процесса строится с учётом возрастных особенностей детей, проводятся различные виды работы. Поскольку занятия познавательно-исследовательской деятельностью требуют повышенного внимания и умственного напряжения, в план обязательно включаются спортивные и танцевальные паузы, упражнения и игры на двигательную активность.

Мальчик и девочка, сидя за партой, проводят опыты

Познавательная деятельность требует от дошкольников большого умственного напряжения, поэтому в середине занятия следует проводить физкультминутку

Примерный временной план занятия в средней группе:

  • Организационный момент — 1 минута.
  • Мотивирующее начало занятия — 4 минуты.
  • Построение плана, проговаривание этапов исследования — 2 минуты.
  • Физическая активность — 3 минуты.
  • Практическая часть работы — 9 минут.
  • Формулировка результатов исследования, подведение итогов — 1 минута.

Таблица: примеры временного плана занятий

Таблица: пример конспекта занятия познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

  • Развивающие: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
  • Образовательные:
    • расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты (образовательная область — познание);
    • развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты (речевая область);
    • закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группе (социально-коммуникативная область);
    • формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни (физическое развитие).
    • воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельности;
    • вызвать желание помочь Петрушке.
    • Полиэтиленовые пакеты, плёнка,
    • стаканчики,
    • горох,
    • трубочки для коктейля,
    • чеснок,
    • мыльные пузыри,
    • игрушка Петрушка.
    • Солнышко, солнышко,
      Мы твои лучи!
      Быть людьми хорошими
      Ты нас научи.

    Стук в дверь (входит Петрушка).
    Петрушка: Здравствуйте, ребята, я Петрушка. Я хочу загадать вам загадку:

    • Он нам нужен, чтоб дышать,
      Чтобы шарик надувать,
      С нами рядом каждый час,
      Но невидим он для нас. (Воздух).

    Петрушка: Ребята, я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не знаю. И очень хочу узнать.
    В.: А вам интересно узнать, где можно найти воздух? (Ответы детей). Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:

    • На столах ничего не трогать без разрешения.
    • Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
    • Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
    • Бережно обращаться с оборудованием. Поработал — убери на место.
    • Помни — некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

    Дети подходят к столам.
    В.: Скажите Петрушке, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим).Если мы его не видим, то он какой? (Прозрачный, невидимый, бесцветный).
    Петрушка: Вот-вот, невидимый, значит, его и нет.
    В.: Погоди, Петрушка, я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он есть вокруг нас.
    Петрушка: А я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух всё-таки есть.
    В.: Ребята, давайте докажем Петрушке, что воздух есть. А чтобы он его увидел, его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух? (Ответы детей). Давайте подойдём к столам. Что лежит у меня на столе? (Полиэтиленовые пакеты).

    В.: А сейчас подойдите ко мне. Понравились вам опыты? Кому из вас какой опыт понравился больше всего (дети отвечают)? Сегодня мы узнали много интересного. (Воспитатель подводит итог занятия).

    • Вокруг нас везде есть воздух.
    • Мы с вами дышим воздухом.
    • Воздух невидим, но его можно найти разными способами.
    • Воздух заставил двигаться горошины.
    • С воздухом можно играть.

    В.: Петрушка, а тебе понравилось у нас?
    Петрушка: Да, ребята, теперь я знаю, где можно найти воздух. Спасибо вам! На память я дарю вам мыльные пузыри.
    Дети благодарят, Петрушка уходит.
    Игра с мыльными пузырями.

    Работа кружка по исследовательской деятельности в детском саду

    Опытно-исследовательская деятельность вызывает неподдельный восторг у дошкольников. Благодаря экспериментированию в раннем возрасте в детях закладывается и развивается заинтересованность к приобретению знаний, усиливается желание самостоятельного поиска информации. Эти качества готовят хорошую мотивационную и опытную базу к обучению в школе. Функционирование кружка по исследовательской деятельности развивает познавательные способности ребят и расширяет представления об объектах вещественного мира.

    Педагог разрабатывает программу, в которой отмечает цели и задачи работы кружка, освещает изученную методическую литературу по теме, составляет календарно-тематическое планирование. Для проведения занятий кружка может быть выделено отдельное помещение (опытная лаборатория) или организован уголок исследовательской деятельности. Воспитатель оформляет стенд с правилами проведения опытов с различными материалами. Воспитанники должны быть ознакомлены с техникой безопасности в лаборатории, проговаривать правила перед выполнением исследований и соблюдать их в процессе.

    Улыбающиеся дети стоят рядом с тазиком с водой, в котором плавают небольшие предметы

    Проведение любых экспериментов требует соблюдения правил

    Уголок или лаборатория должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Дети всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения. В материальной базе кружка могут быть:

    • Природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна.
    • Приборы: магниты, лупа, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы.
    • Сосуды: баночки, мензурки, колбы, стаканчики.
    • Медицинские материалы: резиновые перчатки, пинцет, шприц, ватные диски, марля, пипетки.
    • Вещества: соль, марганцовка, пищевые красители, мука.
    • Фартуки, защитные очки, шапочки.
    • Карточки и журналы для фиксирования результатов исследований.

    Дети и педагог в белых халатах проводят опыты

    Во время проведения опытов ребятам могут потребоваться бахилы, шапочки, фартуки или халаты

    Занятия в кружке проводятся в форме игр-экспериментов. Результаты работы юных исследований оформляются в тематические мини-выставки в холле детского сада.

    Дети, сидя за столами, работают с микроскопами, педагог помогает

    В кружке по познавательно-исследовательской деятельности ребята могут познакомиться с удивительным микромиром

    Примеры организации познавательно-поисковой деятельности средних дошкольников

    Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 4–5 лет.







    Арина Будагова со своей мамой решили купить замечательную книгу "Зубная книга" авторы: Ивона Радюнц и Томас Рёнер
    Мы узнали всё о молочных зубах




    Содержимое публикации

    Исследовательско– творческий проект

    в средней группе

    1. Пояснительная записка.

    1.1. Паспорт проекта.

    Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели).

    Тип проекта: исследовательско-творческий.

    Основной вид деятельности: познавательно–исследовательская.

    По форме реализации: групповой.

    По содержанию: открытый.

    Методы и средства реализации проекта: содержание данного проекта реализуется через оптимальное соотношение познавательной и опытно-экспериментальной деятельности, обусловленное собственной активностью детей, ориентированной на экологически грамотное поведение и деятельность в природе, в процессе взаимодействия со взрослыми.

    Участники проекта: дети группы ,воспитатели, родители.

    Возраст детей: 4-5 лет

    1.2 Актуальность

    «Есть чудесная водица, без нее нам не прожить,

    Не умыться, не напиться и здоровыми не быть!

    экспериментировать, познавать окружающий мир, именно вода дает

    ребенку первую возможность для познания удивительного, необыкновенного, порой необъяснимого мира неживой природы, а знания, добытые самостоятельно всегда являются более интересными, осознанными и прочными. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Участие детей в проекте позволило им самостоятельно выявить свойства воды, узнать, что в ее состав входит кислород, развить познавательную активность и элементарные навыки опытно – экспериментальной деятельности.

    Новизна проекта заключается в том, что в основу работы положен прием погружения в проблему, которая решается через непосредственное добывание детьми фактов путем познавательно – исследовательской деятельности. Также, данный проект, составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

    1.3. Цели и задачи проектной деятельности

    Объект исследования: вода.

    Цель проекта: формирование представлений о свойствах воды.

    Задачи проекта:

    Образовательные:

    - дать представления о значимой роли воды на Земле для всех живых существ (человека, животных, растений);

    - выявить свойства воды (льется, принимает свойство сосуда, в который мы ее наливаем, жидкая, но если заморозить, становится твердой, прозрачной, не имеет вкуса);

    - познакомить с составом воды (кислород);

    - учить детей видеть и выделять проблему эксперимента;

    - отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

    Развивающие:

    - развивать наглядно-образное мышление;

    -развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость;

    -развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность.

    Воспитывающие:

    - воспитывать интерес к объектам и явлениям не живой природы;

    -воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности;

    - воспитывать бережное отношение к воде (воду нужно беречь, после того как помыли руки, необходимо закрывать кран).

    1.4. Принципы, которыми руководствуется педагог, осуществляя данный проект

    Обучение подчиняется определенным закономерностям, под которыми понимают всеобщее, существенные устойчивые связи между процессом обучения и более - широкими социальными процессами, а также внутренние связи между отдельными компонентами обучения, т.е. между его целью, содержанием, формами, средствами. Из выявленной дидактической закономерности вытекают некоторые основополагающие требования, соблюдение которых обеспечивает оптимальное функционирование обучения. Их называют принципами обучения.

    Принцип сознательности и активности:

    Этот принцип требует глубокого осмысливания детьми изучаемого материала, понимание его сущности, причин возникновения различных явлений, умения сознательно применять знания на практике.

    Глубокое осознание материала требует: активного восприятия и усвоения инициативы и самостоятельности, внимания и дисциплины.

    Осмыслить изучаемое - это значит уметь объяснить его и уметь выразить свои знания в словах и понятиях.

    Под активностью понимаю, прежде всего, умственную активность, т.е. активность мыслей детей, а т. к. мысли находят выражение в речи, то об активности можно судить по их речевой активности:

    - количество задаваемых детьми вопросов,

    - ответы на вопросы,

    - пересказать своими словами, высказывать свои мысли суждения.

    О сознательности усвоения можно говорить тогда, когда знания у детей выражены в точной, ясной, яркой словесной форме.

    Для реализации принципа сознательности и активности я делаю:

    - добиваюсь понимания детьми целей и задач,

    - привлекаю детей к формулированию правил и понятий,

    - закрепляю знания на основе осмысленного повторения,

    - ставлю детей в такие условия, чтобы они сознательно применяли на практике свои знания и умения.

    Принцип наглядности заключается в том, что я создаю у детей ясное и конкретное представление об изучаемом предмете или явлении.

    Значение наглядности: применение наглядности развивает мышление и речь облегчает переход от конкретного к образному помогает организовать восприятие и внимание.

    Принцип наглядности реализую так:

    - наглядность соответствует цели и задаче занятия,

    - наглядность рационально сочетается со словом,

    - занятие не перегружено наглядностью,

    - четко выделяю главное и основное при показе, т.к. порой она содержит отвлекающие моменты,

    - детально продумываю пояснения.

    Принцип доступности означает - требования соответствия объема и степени трудности изучаемого материала возрастным и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста.

    Реализую этот принцип так:

    - определяю время для изучения,

    - устанавливаю доступный для детей объем новых представлений, понятий, терминов,

    - выбираю сложность практических заданий, приемов и методов обучения.

    Для обеспечения доступности учебного материала при его изучении руководствуюсь следующими правилами:

    - от известного к неизвестному,

    - от близкого к далекому,

    - от простого к сложному,

    - от главного к второстепенному,

    - от общего к частному,

    - от конкретного к образному.

    Принцип научности предполагает такое обучение, когда дети постоянно совершенствуют переход от явлений к сущности, от внешнего описания предмета к его сущности, от чувственного познания к понятийным формам мышления.

    Развивая познавательно - исследовательскую деятельностью детей, соблюдаю следующие правила:

    - обеспечиваю правильный переход мысли ребенка от явления к сущности, от внешних свойств к внутренним свойствам,

    - нахожу возможность влияния научных знаний на развитие ребенка,

    -использую учебный материал для глубокого объяснения действительности,

    - знаю пути систематизации и обобщения представлений в процессе

    формирования у детей научных понятий.

    Принцип систематичности и последовательности означает внесение

    порядка в изучении предметов и явлений, обеспечивающих преемственность предыдущего и последующего материала.

    Одно из особенностей детской психики является то, что приобретенные знания носят очень обособленный, локальный характер и часто ребенок не способен соотнести свои знания со своим жизненным опытом, с теми сведениями, которыми он уже располагает. Поэтому необходимость использования принципа систематичности и последовательности вытекает из существенных особенностей в нервной деятельности человека, заключается в том, что мозг лучше усваивает то, что находится в определенной системе.

    Условия реализации таковы:

    правильно планирую всю учебную работу и в целом всего процесса,

    рационально распределяю материал по занятиям,

    логично выстраиваю каждое занятие и свое объяснение,

    глубоко знаю возможности воспитанников.

    Принцип прочности знаний, умений и навыков означает необходимость вооружения детей такими знаниями, умениями, навыками, которые быстро и точно воспроизводятся, надолго сохраняются в памяти, умело применяются на практике, поэтому в обучение для обеспечения прочности усвоения материала использую повторения.

    Повторение провожу систематически и своевременно, вношу разнообразие, обращаю внимание на главное в повторении, устраняю неясности и ошибки, возникшие в процессе повторения, углубляю имеющиеся знания. Исходя, из выше изложенного, можно сделать следующий вывод: обеспечить сознательное и активное усвоение знаний помогает наглядность. Прочно усваивается то, что подвергнуто переработки сознанием, осмысленно и правильно выражено в речи. Сознательное усвоено может быть лишь то, что доступно детям, т.е. соответствует их возрастным и индивидуальным особенностям, а также уровню подготовки. Систематизированные знания усваиваются прочно.

    1.5 Результат проекта

    имеют элементарные представления:

    - для поддержания жизни вода нужна всем живым существам (человеку, животным, растениям);

    - знают свойства воды (льется, принимает свойство сосуда, в который мы ее наливаем, жидкая, но если заморозить, она станет твердая, прозрачная, не имеет вкуса);

    - имеют представления, что в состав воды входит кислород;

    - умеют видеть и выделять проблему эксперимента;

    - умеют отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

    - установлены партнерские отношения между родителями и педагогами;

    - даны рекомендации по подбору интересного познавательного и наглядного материала;

    - педагогическое просвещение родителей;

    - повышение уровня педагогической компетентности;

    - повышение качества работы с детьми и родителями;

    2. Этапы реализации проекта

    2.1 Организационный

    Вопросы для диагностирования детей старшего дошкольного возраста

    1. Имеют представления о том, что вода для поддержания жизни нужна всем живым существам (человеку, растениям, животным).

    2. Имеют представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, может быть теплой и холодной и т.д.).

    3. Знают о том, что вода не имеет цвета, запаха, формы.

    4. Знают, что вода имеет вес, какие предметы легче, какие тяжелее воды.

    5. Имеют представления о том, что в состав воды входит кислород.

    6. Знают о том, что краска растворяется в воде.

    7. Знают о том, что вода окрашивается.

    8. Имеют представление о том, что вода отстаивается.

    2.2 Основной этап

    В целях систематизации воспитательно-образовательного процесса с детьми мной был разработан календарно–тематический перспективный план

    Анализируя проект, мы пришли к выводу, что данный проект актуален для реализации в группе детей среднего дошкольного возраста.

    Мне вчера малыш сказал
    -Капитошка прискакал.
    Я спросила – Это кто.
    Внук смеясь - Гляди в окно.

    Видишь в небе летит тучка-
    Капитошкин это дом.
    Только он к нам постучится-
    загрохочет сильный гром!

    Тут веселый Капитошка
    взял и постучал в окошко.
    -Капитошка, Капитошка
    Прыгай нам скорей в ладошки.

    С неба капелька упала,
    На кузнечика попала,
    Отскочила на лягушку,
    А с лягушки - на кукушку,
    А с кукушки - на пенек,
    Укатилась в ручеек.
    Зазвенела, заиграла,
    Речку быструю догнала.
    С золотой играла рыбкой,
    На волне качалась зыбкой,
    И спешила целый день
    Мимо шумных деревень.
    Ей коровы вслед мычали,
    Кони гривами качали,
    И кудрявые овечки
    Выходили к чистой речке.
    Мимо пашен, мимо гор,
    Через лес и через бор
    Речка капельку несла
    И до моря доплыла.

    Рано утром на листочках,
    На травинках, на цветочках
    Чудо капельки висят,
    Словно зеркальца блестят.
    Солнышко проснется,
    Миру улыбнется,
    И от капелек тогда
    Не останется следа!

    На небе было одно облако, а рядом была чёрная туча. Облако было мамой, а туча — папой.

    И однажды у них родилась маленькая дочка — водяная капелька Они её назвали Капитошка. Малютка была озорная, звонкая и прозрачная.

    И вот однажды, когда мама с папой спали, Капитошке захотелось попутешествовать по свету. Она увидела множество таких же капелек, как и она. Они веселой гурьбой сели на радугу и как по горке покатились с неба на землю. Это был весёлый, летний дождь.

    Сначала Капитошка упала в маленькую лужицу, но так как подружки-капельки были очень весёлыми, то они быстрою слились в ручеёк. И множество таких ручейков побежало к большой реке. А в реке эти озорные подружки так развеселились, что не могли остановиться и стремглав понеслись по разным водоемам. Кто попал в море, кто в океан, кто-то в озеро, а кто-то засверкал бриллиантами, падая с высокого водопада.

    Тут проснулись папа-туча и мама-облако. Они очень рассердились. Папа начал грохотать громом и сверкать молниями. Они звали и искали свою маленькую озорницу Капитошку. Но не могли нигде отыскать! Тогда родители позвали на помощь небесное светило, дедушку Солнышко. Они просили его, ярче и жарче осветить землю и помочь найти их маленькую дочку.

    Дедушка Солнышко раскалился до бела, и стал посылать свои жаркие лучи на землю. От такого яркого солнечного света не могла скрыться ни одна травинка, ни одна букашечка, ни одна водяная капелька. Нашел солнечный свет и пропавшую маленькую Капитошку. Он так отругал ее за побег из дома, что маленькой капельке стало стыдно. Она покраснела, нагрелась и превратилась в легкий туман. Этот туман подхватил ветерок и понес его вверх и вверх, все выше и выше. Так Капитошка вернулась на небо к маме и папе. Как же они обрадовались, увидя свою любимую дочурку!

    Вот и закончилось её весёлое путешествие, но не навсегда, а только до следующего летнего дождика.

    Читайте также: