Проект по дополнительному образованию в доу

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Модель дополнительного образования

Талагаева Любовь Сергеевна

Заместитель заведующего по

Герасимова Ирина Васильевна

Пояснительная записка 3

Цель дополнительного образования 5

Содержание работы по реализации модели дополнительного

образования. 6

Организационно-методическое направление . План реализации 13

Направления дополнительного образования 14

Работа с социумом 15

Взаимодействие с социумом 16

План взаимодействии ДОУ № 16 с учреждениями города 17

Контроль за оказанием дополнительных образовательных услуг 19

Пояснительная записка

Современные условия жизни: положительная динамика развития интеллекта дошкольников, возросший уровень родительских притязаний, расширение сети разнопрофильных школ, гимназий, лицеев и параллельно отток молодых высококвалифицированных специалистов из дошкольного учреждения в другие структуры – все это вызвало необходимость организации дополнительных образовательных услуг.

Сегодня система дополнительного образования требует таких форм работы с детьми, которые могли бы стать для них способом самореализации, развития интересов и способностей, удовлетворения духовных потребностей.

Система организации дополнительного образования детей органически вплелась в жизнь и деятельность дошкольного учреждения. Дополнительное образование представляет собой гармоническое единство познания, творчества, общения, в основе которого лежит любознательность и увлеченность детей и взрослых.

Трудно переоценить значение дополнительного образования детей как особого воспитательного института. Большинство современных взрослых благодаря талантливым и увлеченным педагогам еще в детстве сделали первые шаги в творчестве, науке, технике, определились с будущей профессией или областью увлечений.

Дошкольное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Оно:

осуществляет взаимодействие со средой;

интегрирует формальное и неформальное образование;

шибко реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности запросы;

предоставляет широкий спектр образовательных услуг. «Дополнительное образование и дополнительные образовательные

Реализация дополнительных программ создает необходимые условия для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей родителей, обеспечивает развитие индивидуальных способностей, творческой сферы ребенка в интересной форме. Дополнительные программы позволяют более глубоко и дифференцированно строить образовательный процесс с учетом склонности и предпочтения каждого ребенка.

Организация дополнительных образовательных услуг, как и любая деятельность включает в себя следующие компоненты: мотив, цели и задачи, средства решения поставленных целей и задач, содержание деятельности и ее технологии.

Таким образом, дополнительные образовательные услуги не используются взамен или в рамках основной образовательной деятельности, не наносят ущерба и не ухудшают качества предоставляемых основных образовательных услуг, не служат причиной уменьшения объема предоставления основных услуг.

нашем дошкольном учреждении наблюдается регулярное увеличение количества кружковой работы за счет выявления интересов педагогов и запроса родителей.

Делая анализ об использовании дополнительного образования в ДОУ, можно проследить следующую картину:

- увеличение количества бесплатных кружков за счет желания педагогов передать свои умения и знания воспитанникам (в 2017 году насчитывалось всего 5 кружков, в 2018 году таких кружков стало 13),

- увеличение вариативных программ (использовались 2программы, в 2018 году программ и технологий увеличилось до 13),

- разнообразие охвата дополнительного образования по различным направлениям государственного стандарта дошкольного образования (в 2017 году – 2 направления: физкультурно-оздоровительное и эстетическое; в 2018 году – 8 направлений),

- разнообразие используемых интегрированных форм и методов обучения,

- использование нетрадиционных форм и методов в обучении и воспитании детей.

Благодаря вышесказанному можно сделать следующий вывод: при повышении количественного и качественного уровня дополнительных образовательных услуг мы увидели большое количество желающих родителей и детей заниматься в кружках и секциях непосредственно в ДОУ. Меньше желающих родителей использовать другие дополнительные образовательные формы и средства в обучении детей. У родителей появилось время для увлечения детей и занятий с ними.

Делая анализ работы дошкольного учреждения в осуществлении дополнительных образовательных услуг можно сделать вывод, что педагоги больше используют технологии и вариативные программы, позволяющие определить и реализовать интересы и увлечения детей.

Цель дополнительного образования

Создать доступную и эффективную систему дополнительного образования, отвечающую интересам личности ребенка, потребностям родителей, позволяющую повысить эффективность и качество функционирования современного ДОУ, гармоничное развитие, социально активную и творческую личность ребенка, накапливание традиций и опыта в образовании детей.

Для решения данной цели предполагается ряд задач:

1. Обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования детей

2. Создание условий для повышения качества дополнительного образования детей дошкольного возраста.

3. Создание условий для повышения качества профессиональной подготовленности педагогов по организации дополнительного образования в ДОУ.

Система дошкольного образования призвана быть сегодня гибкой, многомодельной, отвечающей социальным запросам родителей и, кроме того, стать одним из факторов, повышающих качество дошкольного образования, развития потенциала детского сада как организации через внедрение дополнительных платных образовательных услуг в МДОАУ,

Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование, т. к. дополнительное образование имеет компенсаторную функцию. Дополнительные платные образовательные услуги, направлены на максимальное раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие детской одаренности, коррекцию речевых нарушений, обогащения образовательной программы МАДОУ, развития индивидуальных способностей детей, повышения профессионального уровня педагогов.

Для организации дополнительных платных услуг необходимо создание условий, развивающей среды, то есть образовательного пространства, причем не нарушающего основной образовательный процесс. Наш детский сад имеет такую возможность: наличие специалистов, помещений, методическое оснащение, желание родителей и др.

Педагоги планируют работать как по собственным авторским, модифицированным или адаптированным программам, утвержденным на общем собрании детского сада, так и по программам, рекомендованным к использованию Министерством образования Российской Федерации.

Организация дополнительных платных образовательных услуг предполагает работу над решением следующих стратегических задач:

1. развитие конкурентоспособности МДОАУ;

2. совершенствование обратной связи с социальными заказчиками образовательных услуг;

3. развитие ДОУ как социокультурного и образовательного центра поселка;

4. расширить образовательные возможности ребенка;

5. получить дополнительный доход.

• развитие любознательности и повышение работоспособности детей, формирование социально-интеллектуальной компетенции у воспитанников, развитие сенсорных и умственных способностей, формирование умений действовать в ситуации предоставления свободы выбора;

• снижение детской заболеваемости, овладение разнообразными видами двигательной активности и способами освоения пространства, сформированность умений создавать двигательную импровизацию;

• самостоятельный выбор ориентировки в языковой способности у детей с нарушениями речи;

• удовлетворение потребностей родителей в образовательных услугах МДОАУ, активное, систематическое, результативное участие родителей в работе ДОУ.

План поэтапной реализации проекта

Мероприятия Сроки Ответственные Результат

Подготовительный этап (январь 2012 г. – июнь 2012 г.)

Изучение нормативно-правовой базы, обеспечивающих внедрение дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ

Январь-апрель Заведующая ДОУ

Пакет нормативно – правовых документов федерального, регионального уровней.

Выявление спроса социальных заказчиков на услуги дополнительного платного образования Апрель-июнь Заведующая ДОУ Перечень дополнительных платных услуг

Основной этап (июль 2012 г. - май 2013 г.)

Мероприятия с педагогами

2. Расписание занятий

3. Утвержденные программы по видам предоставляемых услуг и перечня обязательной документации педагога дополнительного образования;

4. Договор об оказании услуг ДПО,

5. Приказ "Об организации дополнительных платных образовательных услуг";

6. Смета на услуги ДПО

7. Учебный план услуг ДПО на учебный год;

8. Должностные инструкции;

9. Трудовой договор, заключенный с педагогом дополнительного образования;

10. График работы педагога дополнительного образования.

Мероприятия с детьми

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в объединениях ДПО. Сентябрь2012

Май 2013 Психолог

Педагоги дополнительного образования

Воспитатели групп Отслеживание, своевременная коррекция психо-эмоционального пребывания воспитанников в объединении

Мероприятия с родителями

Мониторинг удовлетворения потребностей родителей в ДПО услугах Январь 2013 заведующая Рекомендации по совершенствованию организации ДПО услуг

Заключительный этап (июнь 2013 г. - август 2013г.)

Мониторинг удовлетворения потребностей родителей в ДПО услугах Май 2013 заведующая Проект изменений в локальные акты по ДПО услугам МДОАУ

Количественный и качественный анализ реализации проекта Май –июнь 2013 Рабочая группа

Разработка дополнений и изменений в образовательный процесс ДПО услуг Июнь-август 2013 Рабочая группа Изменения в локальных актах МДОАУ

Развитие системы дошкольного образования ПОДПРОГРАММА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЬ ПОДПРОГРАММЫ: • Обеспечение государственных гарантий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое дополнительное образование в детском саду? Какие у него задачи, проблемы и перспективы? Для чего в детскому саду дополнительное образование?

Во-первых, для включения ребенка в новую деятельность в новых условиях, что не менее важно, в новом коллективе.

Во-вторых , это создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивают дошкольное образовательное учреждение и семья .

Дополнительное образование рассматривается как процесс реализации дополнительных образовательных программ, оказание дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах личности, общества, призвано создавать условия для творческой самореализации ребенка.

Алгоритм деятельности ДОУ по созданию дополнительного образования

1.Изучение нормативно-правовой базы.

Нормативные правовые документы, регламентирующие организацию образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам в образовательных организациях.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) глава 10,ст. 75.

Федеральный закон "О дополнительном образовании" принят Государственной Думой 16 июля 2001 года

Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

2.Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.

Кружки могут быть различной направленности:

Социально - личностное развитие

Исходя из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения, материально-технического обеспечения, кадрового потенциала, программного и информационно-методического обеспечения ДОУ были определены направления кружков.

Согласно вышеперечисленным нормативно правовым документам кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей, при этом следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними.

3. Локальные акты ДОУ, регламентирующие организацию образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам в ДОУ:

Положение об оказании бесплатных дополнительных образовательных услуг;

Положение о кружковой работе;

Положение о дополнительной общеразвивающей программе;

Положение о рабочей программе дополнительной общеразвивающей программы;

Приказ об организации кружковой работы

4.Разработка и утверждение дополнительной образовательной программы дошкольного образования .

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа должна соответствовать требованиям:

Она ежегодно корректируется и утверждается директором образовательной организации до начала учебного года.

5.Документация педагога дополнительного образования

1.Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

2.Рабочая программа.

3.Учебно-методический комплекс к образовательной программе (должен быть прописан в образовательной программе и подтвержден наличием в учебном кабинете). Ежегодно пополняется новыми материалами. Включает в себя нормативные документы, учебные, дидактические, раздаточные материалы и пособия, инструменты и оборудование, необходимые для занятий, технические средства обучения, электронные и цифровые образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудио- и видеоматериалы, методические пособия, список литературы для педагога, детей и родителей. Все эти материалы должны быть систематизированы по годам обучения или по темам образовательной программы и описаны в каталоге учебно-методического комплекса

5.Расписание работы детского объединения (график работы) составляется согласно учебной нагрузки педагога в соответствии с Требованиями СанПиН 2014 года (приложение № 3). После согласования со старшим воспитателем (до 10 сентября) пишется в журнале учета работы детских объединений и утверждается директором образовательной организации. Необходимо помнить, что через каждые 30-45 минут занятий в группе и между группами должен быть перерыв для проветривания не менее 10 минут, что для детей дошкольного возраста продолжительность 1 занятия - 30 минут, для остальных обучающихся – 45 минут.

8.Портфолио коллектива. Портфолио педагога. Формируется в течение всего срока освоения образовательной программы и деятельности детского коллектива. Является визитной карточкой и своеобразной летописью детского коллектива и педагога. Отражает учебную, воспитательную, массовую, методическую работу педагога, достижения детского коллектива и его воспитанников и т.д. Могут быть: портфолио документов, портфолио достижений, портфолио обучающихся, портфолио педагога.

9. Отчет о работе педагога дополнительного образования

Ежегодно в конце учебного года каждый педагог сдает отчет о работе. Для родителей организуются отчетные концерты, презентации, открытые занятия, выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей, фотовыставки и т.д.

В конце своего выступления я хочу поделиться одним рецептом.

РЕЦЕПТ СЧАСТЬЯ, НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Берём день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия.

Добавляем три полные (с верхом) ложки оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зёрен терпимости, и, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем и, в основном, к ближним. Всю получившуюся смесь заливаем сверху ЛЮБОВЬЮ! Теперь, когда блюдо готово, украшаем его лепестками цветов доброты и внимания. Подавать ежедневно с гарниром из тёплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу.


С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное.

Цель организации дополнительного образования на базе детского сада — совершенствование образовательного процесса и удовлетворение потребностей населения во всестороннем развитии детей, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольной образовательной организации (ДОО) — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования [2, c. 3].

Для организации дополнительного образования на базе дошкольной образовательной организации необходимо выполнить следующие этапы:

  1. Изучение нормативно — правовой документации.
  2. Изучения спроса потребителя, то есть родителей воспитанников, которые являются заказчиками услуг дополнительного образования.
  3. Решение организационных вопросов: составление списка воспитанников по различным направлениям деятельности и подбор педагогов дополнительного образования.
  4. Разработка пакета документов на предоставление дополнительных образовательных услуг. Одним из основных документов ДОО является лицензия.

Особенностью организации дополнительного образования на базе ДОО является то, что дополнительное образование интегрируется с реализуемыми дошкольной организацией программами, но ни в коем случае не повторяет их. Следует отметить, что дополнительное образование в детском саду можно осуществлять с детьми любого возраста, если программа дополнительного образования соответствует возрастным и индивидуальным особенностям каждой группы воспитанников [2, c.6].

Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительному образованию, ДОО может предоставить следующие направления:

– художественно — эстетическое развитие;

– физическое воспитание и развитие;

В дополнительном образовании детей реализуется личностно ориентированный подход, так как в основе построения образовательного процесса лежит развитие ребенка, его личные интересы и достижения. Реализация личностно ориентированного подхода становится возможной, если создавать условия для организации исследования личности ребенка, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, создания системы отслеживания личностного роста детей, их достижения [1, c.13].

Численный состав объединения определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности. Расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей, а продолжительность занятий устанавливается исходя из санитарно-гигиенических норм.

Формы организации детских образовательных объединений разнообразны. Под формой детского образовательного объединения понимается — структурно и содержательно оформленная организация взаимодействия участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) направленная на решение определенных образовательных задач. В ДОО возможны следующие формы детских образовательных объединений: кружок, клуб, студия, мастерская, секция, ансамбль, театр, школа и т. д.

Формой проведения занятий в дополнительном образовании является творчество в различных его проявлениях. Результат деятельности ребенка — это не просто приобретенные знания, умения и навыки, а воплощение этих знаний в реальный продукт деятельности [2, c.196].

Занятия по дополнительному образованию с дошкольниками целесообразно проводить в отдельном помещении, которое имеет свою развивающую предметно — пространственную среду и вызывает у детей чувство заинтересованности, новизны, неожиданности [1, c.24]. При введении дополнительных образовательных услуг следует тщательно продумать нагрузку на ребенка в течение дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого следует составить единое для всего детского сада расписание, предполагая занятия после дневного сна или прогулки. Необходимо предоставлять детям больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослого. Педагог должен использовать различные формы работы с дошкольниками: игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, творческие задания, экспериментирование. А работы детей, выполненные на дополнительных занятиях, стоит использовать при оформлении выставок в стенах детского сада, участия в различных творческих конкурсах.

Несмотря на позитивные процессы дополнительного образования детей на базе ДОО существует и ряд серьезных проблем.

Одной из главных проблем является перегрузка детей. Дошкольная организация, стараясь выполнить заказ на дополнительные образовательные услуги, выбирают несколько направлений. Это приводит к перегрузке, переутомлению детей. Решить данную проблему может медицинский персонал ДОО, который знакомит родителей с требованиями к максимальной учебной нагрузке на ребенка дошкольного возраста; педагог — психолог, который на родительских собраниях и в индивидуальных беседах помогает родителям осознать негативную сторону перегрузки нервной системы дошкольника.

Снизить нагрузку позволяет и учет индивидуальных особенностей детей. На основе диагностики личностного развития на каждого ребенка составляется индивидуальный маршрут развития, где специалисты указывают интересы ребенка, а также рекомендуемые для посещения, с точки зрения его возможностей и пристрастий, студии, кружки и секции дополнительного образования.

– педагоги ДОО, стремясь повысить уровень развития своих воспитанников, иногда дублируют базисную программу;

– часто форма организации занятий с дошкольниками ничем не отличается от обычных занятий, и у детей угасает интерес к посещению кружков, секций;

– педагоги в ДОО, осуществляют работу по дополнительному образованию детей чаще всего по перспективному или календарному плану, а не по программе дополнительного образования дошкольников;

– не всегда ведется работа по повышению квалификации педагогов ДОО по вопросам дополнительного образования.

Таким образом, дополнительное образование занимает все более прочное место в дошкольных учреждениях. Оно привлекательно для ребенка, позволяет решать многие проблемы его эффективного развития. Поэтому педагогам и руководителям детских садов необходимо находить пути решения проблем организации дополнительного образования в соответствии с современными требованиями к этому типу образования.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дополнительное образование детей, детский сад, образовательный процесс, ребенок, дошкольная образовательная организация, дошкольная организация, ориентированный подход, педагог, развитие ребенка.

Похожие статьи

Организация дополнительного образования в условиях.

Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.

Нормативная база организации дополнительного образования детей в дошкольных учреждениях пока разработана.

Основные направления инновационного развития дошкольного.

Дополнительные образовательные услуги в дошкольном.

Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, основная образовательная программа, развитие детей, программа.

Вариативно-образовательный процесс в современном.

Организация образовательного процесса в дошкольной. образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование. Ключевые слова: вариативность, вариативное образование, вариативно-образовательный процесс, образовательная программа.

Дошкольная педагогика в системе образования на современном.

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика.

Организация образовательного процесса в дошкольной.

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Целью образовательного процесса в ДОО является развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает.

Необходимы организация и руководство педагога, чтобы дети: пришли к новым знаниям и

Дошкольное образование в России | Статья в сборнике.

Детский сад — это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме.

Дошкольное воспитание в детском саду удовлетворяет потребности ребенка в развитии и

Современное дошкольное образование ориентировано на развитие личностных качеств.

Проектирование основной образовательной программы.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников. Дошкольная педагогика в системе образования на современном.

Интеграция дополнительного образования детей.

Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного образования в свете внедрения

Именно такой выбор предлагает система дополнительного образования детей, в том

Программа дополнительного образования так же обеспечивает развитие личности.

Читайте также: