Кому сочувствует и кого осуждает поэт в стихотворении анчар кратко

Обновлено: 05.07.2024

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

В школе изучают многие образцы лирики. Стихотворения А. С. Пушкина для 9 классов включают в список и “Анчар”. Это серьезное произведение, в котором затронуты многие социальные проблемы, права человека. Оно было написано после декабрьской революции, когда на каждом углу люди спорили о том, где место человека в этом мире, как важна его личность и т.д.

Стих Анчар удивителен тем, что в нем мысль подается очень сжато. Нет ничего лишнего. Продуманный символизм дает возможность доносить до читателя глубокие и серьезные вопросы. История создания стиха Анчар довольно интересна.

Пушкин никогда не сидел в стороне, а всегда старался участвовать в словесных боях, высказывал свою точку зрения. Он много думал о причинах и последствиях декабристского восстания. Все свои размышления он попытался открыть в одной работе под названием Анчар.

Несмотря на символизм, читатель хорошо понимает мысли автора и может получить возможность самостоятельно подумать о тех вещах, о которых говорит поэт.

Анализ стиха Пушкина Анчар

С первых же строк стихотворения “Анчар” читатель проникается выразительными и оценочными эпитетами, которые указывают на окружающую атмосферу вокруг этого дерева. Все живые существа стараются избегать приближаться к этому дереву.

И только одному человеку под силу нарушить не писаные законы природы. Один властелин посылает своего раба за соком ядовитого дерева. Он нуждается во власти над ближними. В произведении, дерево описывается, как символ уничтожения всего живого, как какая-то фантастическая сущность, несущая погибель для всего живого. Возле анчара даже ветер и дождь обретают ядовитую силу.

Образ властелина в произведении отображается, как всевластие и безжалостность. А образ раба, это безропотная покорность. Эти два образа прямо противоположны друг другу. А дерево, с его ядовитым соком, только усиливает образ всевластного князя.

Идея стихотворения заключается в изображении царствования. Оно губит общество. Но не только власть способна погубить общество. Рабы сами виноваты в этом. Самодержавие и рабство описываются как две разные стороны одной медали. Тем не менее, они не могут существовать в единственном числе.

В период написания данного произведения поэт уже несколько лет живет в Москве после длительной четырехлетней кишиневской ссылки и находится под негласным наблюдением царской цензуры.

Наученный горьким опытом Пушкин остерегается открыто выступать против царского самодержавия, и использует в данном произведении тонко завуалированную аллегорию, сделав центральным персонажем своей псевдосредневековой баллады с уклоном восточной притчи, ядовитое дерево упас-анчар, произрастающее на острове Ява, расположенном в далеком Индийском океане.

Главная тема стихотворения

Сюжетом для стихотворения послужили прочитанные Пушкиным в русской периодике того времени заметки врача из Голландии одной Вест-Индийской торговой компании об удивительном зловещем дереве упас-анчар, которое выделяет ядовитый сок, добываемый местными жителями с большим риском для собственной жизни и используемый ими в качестве пропитки для стрел и другого метательного оружия.

Главной темой данного произведения является изображение образа мирового зла, рассматриваемого как с философской, так и с социальной позиции. Образ всемирного зла, который воплощен в ядовитом дереве анчар, по мнению Пушкина, является наравне с вопросом жизни и смерти, одной из главных проблем человечества на протяжении всего его существования.

Структурный анализ стихотворения

По жанровой направленности данное произведение является лирико-эпическим сюжетным стихотворением, написанное любимым стихотворным размером поэта четырехстопным ямбом с применением специального пропуска ударения на особо ритмически сильном месте (так называемый пиррихий, специальный прием стихосложения) для того, чтобы усилить драматизм происходящих событий.

Для образного раскрытия идейного содержания в произведении автором использованы яркие эпитеты (пустыня чахлая и скупая, песок горючий, черный вихрь), метафоры (природа напоила, вихрь набежит), антитеза (раб — владыка). Особенную торжественность и величавость произведению придает использование автором древнеславянских архаизмов (древо, хладное чело, вихорь, послушливый).

Анализ Анчара с цитатами

История создания

Композиция, образы

Композиционно стихотворение явно делится на две части. Первая состоит из пяти первых четверостиший. В ней описывается безжизненный пейзаж. Поэт рисует дерево с мертвой зеленью ветвей, с корнями, пропитанными ядом. Равномерно капают капли с ветвей, праевращаясь в смертную смолу:

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

В пустыне все мертво, неподвижно:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит –

И мчится прочь, уже тлетворный.

Движение, обычно символизирующее жизнь, здесь превращается в мрачное движение смерти. Анчар становится символом вселенского зла.

Во второй части сюжет стихотворения обогащается новым мотивом:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом…

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании и самовластия вообще. Пушкин соотносит страшное зло природы – анчар и страшное зло человеческой жизни – деспотизм. Но самовластие, в отличие от анчара, зло активное. Тем оно и страшно. Это зло сеет гибель вокруг себя, завоевывая все новое влияние:

А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Это помогает автору передать своеобразную ритмичность произведения. Если в первой части ямб передает движение смерти в природе, то во второй части он передает страшную силу зла в человеческих отношениях.

Я считаю, что в таком порядке вещей виноват не только владыка, но и раб. Он слишком беспрекословно выполняет приказы своего властителя. Даже знание о своей неминуемой смерти не останавливает его. Рабство – лишь обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины. Именно рабство души, внутренняя несвобода помогают появлению зла.

Александр Пушкин по праву считается одним из выдающихся русских поэтов. Причем, его талант был по достоинству оценен еще при жизни автора, что в литературных кругах 19 века являлось редкостью.

Однако у Пушкина было достаточно много врагов, и среди них – правящая элита царской России, к которой поэт также испытывал далеко не самые теплые чувства. Однако, наученный горьким опытом и не желающий вновь оказаться в изгнании, Александр Пушкин в своем творчестве более позднего периода воздержался от открытого обличения властей, завуалировав его тонкими аллегорическими образами.

Анчар — смертельно опасное дерево, сок которого с незапамятных времен использовался для смазывания наконечников стрел, которым восточные воины поражали врага. Возле ядовитого анчара ничего не растет, а звери стараются обходить стороной место, где расположено это дерево.

Однако это не останавливает могущественного воина, желающего добыть сок анчара. Одним взглядом он направляет в гиблое место своего слугу, заранее зная, что ему суждено умереть. Но что значит жизнь раба, когда на карту поставлен успех военной операции?

Такое поведение характерно не только для восточных владык, но и для русских самодержцев. Однако обличать в открытую российского царя, для которого жизнь простого крестьянина или же солдата не стоит и гроша, Александр Пушкин все же не рискнул.

Иными словами, Россия стремится развязывать войны, чтобы упрочить мировое господство. И при этом не намерена считаться с жизнями тысяч солдат, которых отправляет на верную гибель ради осуществления своих захватнических планов.

Вероятно, Александр Пушкин осознает, что свергнуть самодержавие нынешнему поколению еще не под силу, и подобная идея нежизнеспособна хотя бы потому, что Россия еще не готова к столь кардинальным переменам. При этом любые попытки изменить ситуацию будут тут же пресекаться, а самым ярым патриотам и реформаторам страны предстоит пасть от стрел, отравленных соком анчара. А попросту – быть сосланными в Сибирь, невзирая на титулы, звания и благородное происхождение.

..
1)Можно ли считать, что стихотворение "Анчар"-суровое обличение деспотизма? Подтвердите примерами из стекста.
2)Кому сочувствует и кого осуждает поэт?
3)Как с помощью обычных, обыденных слов-глаголов, существительных поэт усиливает картины, нарисванные им?
4)Объясните значения слов и словосочетаний, тропы: в пустыне чахлой, жаждущих степей, зелень мертвую ветвей, растопясь от зною, тлетворный, властным взглядом, ветвь с увядшими листами, бледному челу, непобедимого владыки, гибель разослал, послушливые стрелы, чуждые пределы. Найдите к ним синонимы. Обоснуйте выбор поэтом именно этих слов и словосочетаний.

эээээммммм. ты уверена, что сама не справишься? :))))

1. Ладно, поехали.. . я бы не считала разоблачением, но раз литераткра требует, то. конечно, мы можем назвать Анчар обличением деспотизма:

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом (пушкин показывает, что оба человека равны по природе своей, но по какой-то непонятной нам (видимо, деспотической) причине, один позволяет себе командовать другим.. . "властным взглядом")

Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки. (все четверостишье демонстрирует неравность изначально равных людей: раб, выполняя прихоть совего владыки, жертвует своей жизнью и умирает на "лыках" за неимением лучшего)

Еще, если конечно с натягом. строки:
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями - можно понять как раб постоянно напуган, бледен, он не живет, он старается лишь угодить господину

2. Ну, очевидно, поэт сочувствует рабу (бедный раб) , а осуждает влыдыку, хотя явных негативных эпитетов я не вижу (но это я. )

А если честно, то я бы сказала, что в первой половине поэт сочувствует Анчару (одинок, отвержен всеми, да еще и вокруг - мертвая зона. ) - но это лучше не пиши!
Стоит — один во всей вселенной
Его в день гнева породила
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет. .

3. Только глаголов? Глаголов не знаю.. . вижу только "в путь потек" - усиливает картину полного безропотного послушания

4. в пустыне чахлой - без растительности, безжизненной (пустыне)
жаждущих степей - ненасытных, алчущих степей
зелень мертвую ветвей - увядшую зелень (даже та зелень, что была увяла от яда)
растопясь от зною - не вижу никакого смысла кроме написанного: расплавившись от жара
тлетворный - ядовитый
властным взглядом - повелевающий взгляд (взгляд, которым не противоречат + даже одного взгляда достаточно для приказа)
ветвь с увядшими листами - не уверена.. . но может как признак смерти (сокровенное желание раба по отношению к своему господину.. . оттого и боялся)
бледному челу - бледному лбу
непобедимого владыки - господин, властелин (всесильный царь, может, только в глазах раба. )
гибель разослал - поубивал соседей ядовитыми стрелами
послушливые стрелы - послушные, лояльные (+ оттенок гадливости) - и они следуют приказам господина
чуждые пределы - иностранные земли, неизвестные страны

В этом стихотворении поэт, конечно же, сочувствует рабу, против которого направлена вся сила деспотичного князя. Заведомо зная, что идет на верную смерть (дерево ядовито), раб покорно выполняет поручение хозяина. Поступить иначе он не может, это было нормой того времени. Если бы он отказался, то хозяин запорол бы его до смерти или заморил голодом.

Осуждает поэт античеловечность, деспотизм в образе князя. Пушкин в этом стихотворении раскрыл суть отношений между людьми. Нельзя утверждаться во власти путем угнетения и использования других людей. Более того, князь вносит природное зло в человеческий мир. Он получил смертельную смолу, напитал ею стрелы для того, чтобы пустить их в соседей. Под этой аллегорией поэт понимает социальное зло.

Холодная зима,снег.Девушки которые несут воду из колодца.Снег скрипучий.К ним на втречу идет молодой казак с красивой лошадью

Жили 2 девочки и они хотели чтобы все с ними гуляли.И когда они иши из дома на улицу они встретели старуху. А старуха поздоровалась с девочками и дола им капилочку в виде свиньи и зчезла. Девочки подумали а зачем нам это свинья. И подлроге на улицу года из девчат опять подумала а том чтобы с ними все играли. И тут копилка засверкала и упал из рук девочки. Они испугались. Взяли копилку и побижали дальше. Выходят девчонки на улицу и все кним как пристали. Один паделился конфетами, вторая подарила куклу и все им что-то отдавали и предлогали то на скакалке попрыгать то в мячик погулять. И тут они подумали что копилочка та волшебная и начали они загадывать все что хотели. И в один прикрасный миг свинка не слушала то что загадываби девочки ,а делали все на обород. Девочки испугались и выкинули эту копилку а она их преследовала и не довала девочкам пакоя. И вспомнила копилку первое желание девочек что бы с ними все гуляли и сделала она на оборот. А сделала она так чтобы все их не замичали. И девочки начали на друзей обижается. Начали девочки искать ту старуху которая дола им копилку. Искали искали и только через 4 дня они её нашли на следушей улице после ихней. Бабулька эта там жила. Они попросили старуху зобрать копилку и вернуть все назад. Бабка говорит а вы попросите у меня прошенье! Девочки падумали и сказали а за что? А за то что вы сколько раз мимо меня проходили и не здаровались. И попросили девчонки прошенье. И бабка забрала копилку и сделала все так как и было. И всем было хорошо.

Какой Пётр Гринёв представлял службу в крепости, какое впечатление произвела на него Белогорска я крепость?​

Произведение А.П.Чехова "О любви" 1. Каким человеком вам представляется Алёхин? 2.Опишите его положительные и отрицательные каче

Составить кроссвод по словам редут,мусью,картечь,сеча,лафет,бивак кибер,хватит,булат,улан,друдрагун,БАСУРМАНЫ можно и ключевое с

Александр Сергеевич Пушкин

Строгая цензура преследовала поэта на каждом шагу, тайные агенты следили за ним, даже сам царь в то время был настроен против Пушкина. Именно в 1828 году было возбуждено дело по обвинению в создании нескольких произведений, написанных на антиправительственную тематику.

Тема основная мысль и идея стихотворения

Стихотворение Анчар

Пушкин раскрывает эти проблемы, рассказывая читателю о существовании ядовитого дерева анчар, которое символизирует зло. Этот яркий образ в стихотворении символизирует верхушку власти и её несправедливость по отношению к людям.

Характеристика лирического героя

В стихотворении присутствуют три основных лирических героя – царь, раб, посланный по плану царя за ядом, и анчар, который

«Как грозный часовой,

Дерево анчар

Этот образ описан в произведении особенно ярко, передавая читателю соответствующие эмоции и позволяя четко представить одинокое ядовитое дерево, к которому

«И птица не летит,

Прикосновение к яду этого дерева губительно для всего живого, ядом пропитаны его корни, кора и ветви. Это – символ несправедливости и вседозволенности верхушки власти: яд отравляет всё живое даже без прямого участия человека.

Приемы раскрытия образов

Лирические герои и их образы раскрываются Александром Сергеевичем с помощью сравнений и умело составленных эпитетов, позволяя читателю представить себе и полностью понять описанные в стихотворении образы:

Образы Анчар

Анчар изображается как одинокое и губительное для всех живых существ дерево, к которому не приближаются ни птицы, ни животные.

Царь показан как жестокий и эгоистичный человек, смело отправляющий покорного и готового исполнить любые прихоти правителя раба на смерть в своих личных целях, - ему нужна ветвь ядовитого дерева, и для него не имеет никакой ценности жизнь этого человека. Этот лирический герой беспокоится лишь о своих личных целях и желаниях.

Всё это Пушкин описывает читателю при помощи многочисленных средств выразительности.

Композиция, жанр, размер и ритм

Скорость и ритм стихотворению придает любимый размер поэта – четырехстопный ямб. Это позволяет оставлять читателя в напряжении до последних строк стихотворения. Перекрёстная рифмовка используется поэтом для легкости чтения и большего погружения в сюжет произведения.

«И застывает ввечеру

Средства художественной выразительности

Смысл стихотворения Анчар

Стихотворение вдохновлено личными переживаниями поэта и запретом свободы слова, символизирует протест царю и стремление к свободе. Благодаря ярким эмоциям Пушкина произведение получилось особенно красочным и значимым в его творчестве.

Читайте также: