Обществознание как учебный курс кратко

Обновлено: 06.07.2024

Обществознание – комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира. [1]

Содержание

Обществознание как предмет в средней школе

В основном предмет обществознания изучает философию, социологию и политологию. Однако также в состав обществознания входят отдельные науки: право, экономика, история — и интегративные (культурология), а также поднауки (социальная психология).

Обществознание как комплекс наук

Обществознание — обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы. Термин используется для отличения в системе гуманитарных наук дисциплин, изучающих общество, от дисциплин изучающих человека (как правило вне общества — например, психологии).

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Следует отметить, что в настоящее время, наряду с развитием отдельных общественных наук, идёт процесс их сближения в некую синкретическую науку (модель К. Маркса — Д. Лукача и т. п.). [источник не указан 675 дней]

Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Оглавление представлено в соответствии с кодификатором ОГЭ по обществознанию

1. Человек и общество

2. Сфера духовной жизни

3. Экономика

4. Социальная сфера

5. Политика

6. Право

Обществoзнание — сводный учебный курс, содержащий основные выводы современных наук об обществе, о законах его развития, о человеке.

Обществознание

Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Социология — наука о человеческом обществе, его структуре, законах его развития, о поведении людей.
Этика — наука о морали, ее происхождении, развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Психология — наука о закономерностях развития и функционировании психики, о ее влиянии на жизнедеятельность.
Экономика — наука, изучающая рациональное (эффективное) поведение людей в процессе производства, распределения и потребления благ.
Этнология — наука о составе, происхождении, расселении народов мира.
Политология — наука о политике, о политической власти, о политической деятельности.
Эстетика — наука о прекрасном в действительности, о законах красоты и восприятии ее человеком.
Культурология — наука о культуре, закономерностях ее развития, о ее влиянии на сферы жизни общества.
Педагогика — наука о воспитательных отношениях, о воспитании человека.
История — наука о развитии человечества, его прошлом, настоящем и будущем.

Источники идей и источники цитат для конспектов по обществознанию:

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приёмы обучения: заполнение таблицы, рассказ, составление схем, работа с учебником по нахождению и интерпретации необходимой информации, фронтальная беседа, работа в парах, рефлексия, составление синквейна, работа с текстом.

Время занятия: 90 минут.

Цель: мотивация изучения обществознания.

Задачи

Учебная:

2. Создать условия для усвоения и осознанного выделения студентами предмета и объекта изучения общественных дисциплин.

3. Создать условия для формирования умений:

- классифицировать социальные науки;

- осуществлять поиск и творческое преобразование информации;

- составлять схему, синквейн, заполнять таблицу.

Развивающая:

Создать условия для совершенствования таким мыслительных операций как различение естественных, общественных и гуманитарных дисциплин;

Создать условия для развития мышления, устной речи обучающихся.

Воспитывающая:

Межпредметные связи:

Внутрипредметные связи:

Учебно - методическое обеспечение и оснащение:

1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М.: Академия, 2014.

2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учебное пособие. – М., 2014.

Хронокарта занятия

Организационный этап. – 2 мин.

Темополагание. Актуализация знаний и целеполагание. – 8 мин.

Мотивация – 2 мин.

Изучение нового материала и первичная проверка его понимания. – 43 мин.

Контроль, самоконтроль и коррекция. – 15 мин.

Рефлексия. Подведение итогов занятия. – 3 мин.

Информация о домашнем задании. – 2 мин.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Организационный этап – 2 минуты.

Далее преподаватель знакомит обучающихся с общим ходом занятия.

Приветствие. Знакомство. Записывают в рабочих тетрадях полученную информацию.

II. Темополагание – 3 мин.

Науки естественные и общественные: различие и сходство.

Классификация социально-гуманитарных наук.

Социальные науки. Специфика объекта изучения. Методы исследования.

Записывают тему и план занятия в тетрадях.

Актуализация знаний и целеполагание – 5 мин.

Слово преподавателя: каждый день мы сталкиваемся с явлениями, которые кажутся естественными, и поэтому мы часто не подвергаем их критиче­скому анализу. Мы с вами на занятиях по обществознанию будем разъяснять основные законы экономики, сложную структуру общества, описывать, какую роль в обществе играет государство, изучать основ­ные отрасли российского права и пр.

Эти и многие другие вопросы составляют предмет изучения многих научных дисциплин — философии, социологии, полито­логии, экономики, правоведения и др. Все они могут быть объединены в общий комплекс обществознания.

Обществознание — это интегративный курс, объединяющий в себе философию, социологию, экономику, политологию, юрис­пруденцию — науки, которые изучают человека и общество с разных сторон. Обществознание - это содружество родственных дисциплин, предметом изучения которых является человек, его деятельность во всех своих проявлениях и общество в целом.

Вносят свои предложения, формулируют цели занятия.

III. Мотивационный блок – 2 мин.

Слово преподавателя о становлении общественных наук:

В античные времена социальные науки преимущественно входили в философию, так как та изучала одновременно и человека, и весь социум. Только история и правоведение частично выделялись в отдельные дисциплины.

Во времена средневековья общественные науки рассматривались в рамках теологии.

Начиная с Нового времени (с 17 века), некоторые социальные науки (культурология, политология, социология, экономика) полностью отделяются от философии. В высших учебных заведениях по этим предметам открываются факультеты и кафедры, издаются специализированные альманахи, журналы и т.п.

Конт ввёл в свою иерархию наук социологию и стал основоположником этой науки, которая бурно развивается в наши дни. Осуществляется большое количество актуальных для общества социологических исследований.

Из ранее единой научной дисциплины социология в середине XX века выделилось множество самостоятельных наук, в том числе социология медицины. Её исследования имеют своей целью изучение ролевой структуры социума (роль больного, роль медсестры и т.д.), закономерностей адаптации человека к медико-социальной среде и пр.

Вопрос: о чём говорят факты дальнейшей дифференциации общественных наук и ширившиеся исследования в данной области?

Слушают информацию преподавателя с тем, чтобы подойти к пониманию значимости общественных наук.

Высказывают своё мнение.

IV. Изучение нового материала и первичная проверка его понимания – 43 мин.

4.1. Науки естественные и общественные: различие и сходство. – 12 мин.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Преподаватель предлагает подумать над следующими вопросами и записать ответы в тетрадях - левый столбик бортового журнала. Время выполнения 5 минут.

Вопросы группе раздаются обучающимся:

В чем состоят наиболее существенные отличия общественных наук от естественных наук?

Что является предметом изучения естественных наук?

Приведите примеры естественных наук.

Что является предметом изучения общественных наук?

Приведите примеры общественных наук.

Что изучают гуманитарные науки?

Приведите примеры гуманитарных наук.

Преподаватель организует обобщение информации.

Что я знаю (предполагаю)

Что я узнал нового

1.В чем состоят наиболее существенные отличия общественных наук от естественных наук?

2. Приведите примеры естественных наук.

3.Что является предметом изучения естественных наук?

4. Что является предметом изучения общественных наук?

5. Приведите примеры общественных наук.

6. Что изучают гуманитарные науки?

7. Приведите примеры гуманитарных наук.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ.

На этой стадии студентам предлагается подтвердить или опровергнуть свои предположения, послушав преподавателя. Работа на этом этапе ведется индивидуально в тетрадях по заполнению правого столбика бортового журнала.

Эффективная лекция:

На современном этапе социальные науки и естественные не только противопоставляются, но имеют и точки соприкосновения. Это, например, использование математических методов исследования в философии, политологии, истории; применение знаний из области биологии, физики, астрономии с целью установить точную дату событий, произошедших в далеком прошлом.

Естественные науки изучают природу, социально-гуманитарные — общество. А какие науки изучают человека? Оказывается, и те и другие. Его биологическую природу изучают науки естественные, а социальные качества человека — общественные. Существуют науки, которые занимают промежуточное положение между естественными науками и общественными. Примером таких наук является география. Вы знаете, что физическая география изучает природу, а экономическая — общество. Такое же положение занимает и экология.
Сказанное не отменяет того факта, что общественные науки заметно отличаются от естественных наук.
Если естественные науки изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека, то науки общественные не могут познавать общество, не изучая деятельность людей, живущих в нем, их мысли и стремления. Естественные науки изучают объективные связи между природными явлениями, а для общественных важно обнаружить не только объективные взаимозависимости между различными социальными процессами, но и мотивы людей, которые в них участвуют.
Естественные науки дают, как правило, обобщенные теоретические знания. Они характеризуют не отдельный природный объект, а общие свойства всей совокупности однородных объектов. Социальные науки изучают не только общие признаки однородных общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого события, особенности единичного социально значимого действия, состояние общества в данной стране в определенный период, политику конкретного государственного деятеля и т. п. Подобно другим областям научных исследований, социальные науки имеют целью постижение истины, обнаружение объективных законов функционирования общества, тенденций его развития.

Примыкает к ним группа родственных дисциплин: философия, язык, искусствознание, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию. Эти науки изучают человека и оперируют качественными (описательно-оценочными) методами.

Слушают преподавателя и работают в тетрадях- заполняют правый столбик бортового журнала.


С помощью обществознания мы знакомимся со своими правами и обязанностями, учимся жить в социуме и формируем гражданскую позицию. Можно быть абсолютно нерелигиозным, не принадлежать ни к одному общественному течению и даже не участвовать в жизни страны. Но каждый член социума должен знать о существующих типах неравенства, государственной структуре и т. д., чтобы жить полноценно.

К сожалению, даже большинство взрослых не могут нормально объяснить, зачем нужно выходить замуж/жениться, почему нельзя поменять партнера в рамках семьи.

Чтобы докопаться до сути, нужно расширять кругозор, знакомиться с теориями и формировать свое мнение. Легче всего этот экзамен дается тем, кто всегда ищет ответы на вопросы, кому недостаточно одного мнения. Такие школьники увлекаются предметом, и их цель не просто сдать экзамен, а понять обществознание и использовать его в своей жизни. Такие школьники часто проходят наши онлайн курсы для детей.

Рассматривая вопросы предмета с разных точек зрения, мы перестаем смотреть на задачу субъективно.

Как избежать субъективизма от преподавателя, принимающего экзамен?

Преподаватели, принимающие экзамен, действуют по стандартному шаблону минобразования. Чтобы ответы соответствовали этой схеме, нужно учить обществознание по вузовским учебникам: в них более точные и верные определения, нежели в школьных.

В рамках вузовской социологии сложно интерпретировать понятие общества иначе. Его просто не существует в другом варианте. То же самое и с определениями в других сферах обществознания: без глубокого изучения невозможно понять и дать грамотный ответ. А самый простой способ глубоко изучить любой предмет - это курсы для детей, построенные на технологиях эффективного обучения.

Что такое обществознание?

Наука об обществе. Что мы называем обществом: жители города, жители страны, жители планеты Земля? Все это — человеческое общество: разные виды, но под одним определением. Общество — это люди, которых объединяет существенный признак.

Если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.

Если мы заговорим о международных отношениях, многие скажут, что это торговля. Но если у нас налажена торговля с китайцами, а с аборигенами нет — это не значит, что вторые не входят в человеческое общество. Следовательно, это не торговля, это не проживание на отдельной территории, это не общие признаки, потому что они могут быть даже у робота, а шаблонно разговаривать мы можем даже со смартфоном.

Признак, который объединяет и речь, и торговлю, и возможное проживание на одной территории, и все остальные признаки — взаимодействие. То есть, если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.

Но когда мы разговариваем друг с другом, торгуем с китайцами — взаимодействие есть. А как мы взаимодействуем с жителями планеты Земля, с которыми у нас нет ни политических, ни торговых, ни бытовых отношений?

Взаимодействие происходит потому, что мы живем в рамках одной экосистемы, на одной планете. Не существует воды или воздуха отдельно для россиян, отдельно для китайцев и африканцев.

Есть круговорот воды в природе: та вода, которую мы пьем, и тот воздух, которым мы дышим, тот дождь, который у нас идет, — они общие для всех жителей планеты Земля. Если где-нибудь в Китае сбросят химические отходы в реку, то эта отравленная вода попадет и в нашу экосистему.


Поэтому не существует независимых людей, чья деятельность не влияла бы на всех остальных жителей планеты Земля, если эта деятельность влияет на воду и воздух. Если бразильцы вырубят все джунгли на территории Амазонии — на планете Земля станет меньше кислорода в 2 раза. А если мы, жители России, еще вырубим всю тайгу, которая есть на территории западной и восточной Сибири, то кислород кончится на всей планете. Потому что именно джунгли Амазонии и сибирская тайга являются легкими планеты.

Если этих двух лесных массивов не будет — того количества кислорода, которое вырабатывают листья, а также иголки этих деревьев, — оставшегося кислорода не хватит для нормального обеспечения всех живых существ на земле.

И снова мы возвращаемся к необходимости в рамках обществознания изучать разные науки. Ведь с помощью фотосинтеза вырабатывается кислород — и этот факт изучается в ботанике, но при этом объединяет людей в общество в рамках экосистемы

Поэтому чтобы дать определение обществу, нужно знать, что взаимодействие осуществляется в самых разных формах: например, если мы вырубим тайгу — китайцам не хватит кислорода, а если все китайцы одновременно выдохнут воздух, то Дальний Восток накроет облаком углекислого газа.

Резюмируем: общество — это люди, взаимодействующие между собой в разных сферах и обстоятельствах.

Читайте также: