Чем закончить сказку в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учить детей придумывать конец сказки, начатой воспитателем, не повторяя содержание сказок других детей.

Развивать у детей умение связно и последовательно развивать события в придуманной сказке.

Учить детей рассказывать с достаточной полнотой и законченностью.

Включать в свое повествование описание природы, действующих лиц.

Расширять словарный запас детей, познакомить с новым словом посох.

Закрепить умение образовывать названия детенышей животных (лиса-лисенок и т.д.).

Воспитывать у детей чувство дружбы, заботы, желание помочь друг другу в беде.

Словарная работа: новые слова посох, пантомима, детеныши.

Ход занятия: группа украшена под осенний лес: елки, пеньки, березу, клен.

Воспитатель:- Дети, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес. Давайте пройдем, полюбуемся его красотой. Посмотрите на русскую березу – красавицу. Листочки на ней словно маленькие золотые сердечки. А вот красавец – клен, листья на нем красные, желтые, зеленые, похожие на звездочки.

«Лес точно терем расписной,

Воспитатель: - Дети, какое сейчас время года?

Вот как красиво сказал поэт об убранстве осеннего леса.

Посмотрите под ноги, каким же лиловым, золотым, багряным ковром украсила землю волшебница осень. Давайте соберем букет из осенних листьев.

Воспитатель:- Назовите, с какого дерева вы собрали?

-Молодцы, вы хорошо знаете деревья и их листочки.

(Воспитатель прислушывается) – Кажется, кто-то сюда идет.

Давайте спрячемся. (Дети и воспитатель прячутся за пенечки). Появляется заяц и еж. Заяц с корзиной, еж с посохом и узелком.

Пантомима. Зайчик о чем-то просит ежа, а он отмалчивается, мотает головой; так не договорившись, уходят за елкой.

Выходят дети и воспитатель.

Воспитатель:- Я ничего не услышала, о чем они разговаривали, а вы слышали?

-Что у них было в руках?

(Зайчик нес корзину, а ежик палку).

Воспитатель:- Это не палка, а посох. Его берут с собой в поход или на длительную прогулку. (Воспитатель повторяет с детьми, как называется палка у ежика0.

Воспитатель:- Мне казалось, что они не довольны друг другом.

-А вы как думаете?

-Дети, куда могли пойти зайчик и ежик? (на речку, в поход, в гости друг к другу и т.д.).

-А может они пошли в гости к волку или лисе?

-Что же могло случится с ними в пути? (Могли встретить волка, заблудиться и т.д.).

-А как вы думаете, почему они поссорились7 (Хотели собрать в подарок грибы, идти по разным дорожкам и т.д.).

Воспитатель:- Вот как много вы рассказали о зайчике и ежике. Мы сейчас придумаем о них сказку. Я начну рассказывать, а что случилось с героями дальше, придумайте вы.

Что случилось с ними дальше придумайте вы и расскажите. Итак. Кого они встретили в лесу?

-Почему зайчик и ежик поссорились?

-Попали ли они в гости к своему другу?

-Чем он их угощал?

-Чем закончилось их путешествие?

(Дети составляют и рассказывают сказку).

После каждой рассказанной сказки воспитатель обобщает и анализирует ответы детей.

В группу входят веселый зайчик и ежик.

Еж – Здравствуйте, дети! Мы с зайчиком были с вами рядом и слышали все сказки, которые вы про нас придумали.

Заяц – они нам очень понравились.

Воспитатель:- -Зайчик, а почему ты такой грустный?

Заяц – Наш друг подарил нам книгу. Но по дороге мы ее уронили, и она вся рассыпалась. Помогите нам собрать ее. (достает из корзины отдельные листы книги).

Воспитатель:- Не расстраивайтесь! Мы сейчас вам поможем.

- Дети, правильно ли это?

-А как правильно? (Дети отвечают и собирают страницы).

Воспитатель:- Вот ваша книга. Читайте на здоровье.

Заяц – большое спасибо! А теперь нам пора домой. До свидания.

Воспитатель:- Дети, хорошие сказки вы придумали, правильно называли детенышей и помогли собрать книгу.

- А теперь давайте скажем до свидания осеннему лесу и пойдем в детский сад.

Жила-была в одной городской квартире старая деревянная табуретка. Ее когда-то давно сделал для своих внуков дедушка Максимыч. Дети любили на нее забираться и слушать необычные песенки деда.

ЁЖИК В ЗВЕЗДОЧКУ

Обо всем нам приходилось слышать: о коне в яблоках, о чае вприкуску, о тетради в клетку, но вот о Ёжике в Звездочку нам слышать не приходилось.

Просто Ёжик был очень любопытный. Однажды он залез…

ДОЖДЕВЫЕ ТАПКИ

На старой даче в уголке стояли синие тапки. Обычные синие тапки. Но когда кто-нибудь из жителей дачи утром надевал их и выходил на крыльцо, чтобы посмотреть, каким будет день – начинался дождь.

- Вот незадача! – думал кто-нибудь, возвращался в дом, снимал тапки, и дождь, естественно, прекращался.

И так бы могло продолжаться бесконечно. Но однажды самый младший из жителей дачи – мальчик Сережа…

ЛЕТНЯЯ СОСУЛЬКА

Ясным летним днем в корзинку ёжика неожиданно плюхнулась сосулька.

- Наконец-то! – сосулька облегченно вздохнула.

- Что сие значит? – возмутился еж и стал вытряхивать сосульку.

- Не делайте этого! – пролепетала сосулька. – Вы счастье свое вытряхиваете! Дело в том, что…

ЯБЛОЧНАЯ ИСТОРИЯ

Висело себе яблоко на яблоне да висело. Бока румянило. На мир сверху смотрело. Хорошо! Вдруг ветер-озорник налетел, качнул яблоню. Яблоко плюх и упало в траву. Бок отбило, лежит, горюет.

Ползет мимо червячок.

- Привет, яблоко! Ушиблось? Бедное… Давай помогу. Давай утешу. Давай подлечу.

Только хотело яблоко подкатиться к червяку за помощью, как вдруг…

ПРО ОБЫЧНОЕ СКРИПУЧЕЕ ДЕРЕВО

Это дерево стояло посреди поля и почти ничем не отличалось от других. Разве что только скрипело.

- Какое скрипучее дерево! – говорили проходившие мимо путники. – Не посидишь под ним, не отдохнешь!

Проходили как-то мимо дерева дедушка с внучкой и решили передохнуть. И как только они присели, дерево затихло.

- Слышишь, дедушка, скрипучее дерево перестало скрипеть.

- Скри-петь, - произнес дедушка.

- Скри-петь, - повторила внучка.

Вдруг внутри дерева что-то зашелестело. Дедушка и внучка прислушались, подняли головы вверх и вдруг увидели…

Концовка – это последние слова сказки, рассказ о том, чем кончилась история, ее мораль. Но ещё чаще и обращение к слушателю, переключение на реальность, рассказ сказочника о самом себе как связующем пространство сказки и явь.

И жили они долго и счастливо

И стали они вместе жить да поживать да добра наживать

И я там был , мёд – пиво пил , по усам текло, а в рот не попало.

Я сам у него в гостях был. Брагу пил, халвой закусил! Обо всём разузнал и вам рассказал.

Я там недавно была, мёд-пиво пила, в молоке купался, полой утирался.

А кто эту сказку сказал, всё это своими глазами видал.

Кто не верит, – пусть проверит

Вот вам сказка, мне бубликов вязка.

Тут и сказки конец, а кто слушал ― молодец

Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец ,а моей сказке конец

Жили царь с царицей, а в саду у них колодец, а в колодце корец, а моей сказочке конец.

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок

Мы мешок развязвли, вам сказок насказали. А теперь завяжем мешок - и дальше пойдем, новых сказок наберем. А вы нас ждите - пироги пеките!

Ваш малыш может подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений? А что, если он сам выступит в роли сказочника? Помогите ребенку в этой полезном и увлекательном занятии.


С чего начать

Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Ведь когда руки заняты хозяйством, голова свободна для творчества. Малыш с удовольствием поучаствует в разработке сказочного сюжета и в игре, незаметно пополнит свой словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и, что самое главное, поупражняется в искусстве рассказчика (устная монологическая речь).

Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки: каждый из вас может предложить несколько вариантов, а затем вы вместе их обсудите. Последний этап играет важную роль в развитии именно логического мышления и умения воспринимать и продолжать начатую мысль. В дальнейшем ребенок может рассказать кому-нибудь сочиненную сказку и проиллюстрировать ее рисунками. После создания нескольких таких концовок к вашим незатейливым сюжетам (не старайтесь придумать сложное начало, оно должно быть очень простым), вы увидите, что малыш способен на самостоятельное сочинение концовки сказки, без наводящих вопросов.

Сочинение по сериям картинок

Для такого занятия придется заранее подобрать подходящую серию картинок. Например, картинки из пособий по развитию речи, составляющих серию иллюстраций на какой-то один сюжет. В этих целях удобно использовать логопедические альбомы, различные пособия и буквари. Если ребенок не посещает детский сад, ему подобные упражнения нужны обязательно: именно этот вид работы вызывает трудности у ребят при поступлении в школу. Время от времени дидактический материал нужно обновлять, придумывать новые варианты работы со старыми картинками. Сочинение по картинкам окажется незаменимым и в долгой дороге, и во время болезни малыша, когда нужно какое-то время удерживать его в относительно неподвижном и спокойном состоянии.

Коллективное сочинение


Чем не развлечение на детском празднике или во время семейных посиделок? Участвуют сразу несколько детей. Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. Если вы вовлечете других взрослых, это только обогатит игру. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение.

Инсценировка

Сказка о конкретном персонаже

Сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказки решает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Предложите ребенку выбрать себе какого-либо персонажа, описать его, придумать ему небольшое приключение и рассказать сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа.

Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…).

Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название. Самостоятельное определение героя и целей его действий, рассуждения о достигнутых им результатах, формулирование выводов, а также придумывание названия сказки - все это условия нравственного воспитания вашего малыша, условия формирования у него навыков межличностного общения.

Сказка по заданной теме

Ребенку предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу. Часто именно такие затруднения встречаются у домашних детей при поступлении в школу.

Задавая тему сказки, формулируйте ее так, чтобы она эмоционально настраивала малыша на сочинение сказки (уже в самой теме может быть задан сказочный герой или подсказана сказочная ситуация). Интересным может получиться результат, если в качестве героя будут использованы неодушевленные предметы - например, кровать или сумка. Обращайте внимание ребенка на интересное, занимательное в содержании сказки, на ее словесное оформление. В дальнейшем следите за тем, как ребенок в самостоятельной творческой деятельности применяет усвоенные слова и выражения.

В процессе сочинения сказки поддерживайте инициативу малыша, стимулируйте проявления фантазии, следите, насколько верно ребенок понимает ваши задания и наводящие вопросы.


Сказка об игрушках

Затем предложите малышу подумать, про какие игрушки он хотел бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь ребенка (он активнее использует те слова, которые уже знает, но пока не использует в своей речи), развивается связная речь: ребенок подбирает нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строит связное высказывание. Отвечая на вопросы, он обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (цвет, форма, материал), подбирает сравнения, определения. Впоследствии поощряйте этот вид творчества в игре ребенка. Предложите сделать рисунок к сказке, попросите рассказать (показать) сказку об игрушках бабушке или пришедшим в гости друзьям.

Сказка на свободную тему

Этот жанр - вершина словесного творчества малыша. Он должен самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Задача мамы - создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Важно, чтобы ребенок стремился к занимательности сюжета, не забывая о словесном оформлении сказки.

Творите, выдумывайте, пробуйте! Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития мышления детей и освоения ими опыта предыдущих поколений!

Читайте также: