Государственный земельный фонд как объект хозяйствования кратко

Обновлено: 07.07.2024

Государственное управление земельным фондом — отдельная сфера государственного управления. Областью действия является земля в широком смысле слова. Предметом регулирования является система земельных правоотношений в области рационального ис­пользования и охраны земельных ресурсов как объекта экономиче­ского хозяйствования.

Все земли, которые находятся в пределах Российской Федера­ции, составляют единый земельный фонд РФ.

Он обусловливает наличие общего правового режима всех зе­мель, составляющих земельный фонд РФ, независимо от формы собственности на землю, целевого назначения и принадлежности к той или иной категории земель.

Все земли РФ подразделяются на два вида:

— земли, которые используются в качестве пространственного экономического базиса, средства производства;

— земли, которые выполняют природно-заповедные, рекреаци­онные, оздоровительные функции.

В зависимости от целевого предназначения все земли РФ под­разделяются на:

1) земли сельскохозяйственного назначения (гл. 14 ЗК РФ). В этой категории выделяют два вида земель: земли, предназначенные для целей сельскохозяйственного производства, т. е. используемые в качестве производственного фактора; земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, т. е. используемые в качестве обеспечи­тельного, вспомогательного фактора;

2) земли населенных пунктов (поселений), (гл. ЗК РФ). К их числу относят все земли, которые расположены в пределах город­ской, поселковой территории, а также территории населенных пунк­тов и те, которые находятся за пределами территории населенных пунктов, но переданы в их ведение;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио­вещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения косми­ческой деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (гл. 16 ЗК РФ). Указанные земли могут быть предоставлены только организациям, предприятиям и учрежде­ниям в порядке, установленном федеральным законодательством;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов (гл.

17 ЗК РФ). К их числу относятся земли, которые носят природоохранный, природно-заповедный, рекреационный, оздоровительный и истори­ко-культурный характер;

5) земли лесного фонда (гл. ЗК РФ). В его состав входят все земли, покрытые лесом и лесопосадками, а также земли, не покры­тые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства;

6) земли водного фонда. Эти земли включают в себя три вида земель: занятые водными объектами; выделяемые под полосы отво­да; водоохранные зоны водных объектов;

7) земли запаса не находятся ни на праве собственности, ни на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизнен­ного наследуемого владения и т. д.

Земли запаса составляют единый резервный земельный фонд Российской Федерации, находящийся под контролем федеральных исполнительных органов государственной власти в области рацио­нального использования и охраны земель.

Структура земельного фонда постоянно меняется под влиянием различных факторов: политических, экономических, социальных, биологических, экологических и др.

С изменением структуры земельного фонда в целом происходят изменения и в структуре категории земель.

Такие же изменения могут происходить в рамках всех остальных категорий земель в связи с их переводом из одной категории в дру­гую, приватизацией земель, развитием предпринимательской дея­тельности в области использования земельных ресурсов и т. д.

Возможно появление новых, ранее незнакомых Земельному ко­дексу РФ категорий земель в составе единого земельного фонда Российской Федерации.

Земельные отношения – это общественные отношения, связанные с присвоением земельных участков, владением, пользованием и распоряжением ими. Возникают они между гражданами, предприятиями, государственными органами и другими субъектами хозяйственной и иной деятельности.

Земельные отношения являются составной частью общественных отношений. Следовательно, они находятся под влиянием объективно действующих экономических законов и закономерностей. Вместе с тем земельные отношения не могут существовать сами по себе. Всегда имеется механизм их правового и экономического регулирования, а также государственные организации, приводящие в действие этот механизм, образующий земельный строй общества.

Земельным строем называется система общественного и государственного устройства, характеризующаяся определенными земельными отношениями и соответствующей политикой организации их регулирования. Другими словами, земельный строй – это определенный государственный порядок использования земли.

(Государственный фонд как объект хозяйствования)

Весь земельный фонд РФ разделен на 7 категорий:

I. Земли сельскохозяйственного назначения. Включают в себя:

- пастбища и многолетние насаждения

- земли, занятые лесополосами, внутрихозяйственными дорогами и с/х. зданиями

III. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, и т.д. Земли, расположенные за чертой поселений и отведенные предприятиям для хозяйственной деятельности. Введены в гражданский оборот.

IV. Земли особо охраняемых территорий. Земли, на которых установлен особый режим охраны. Курорты, санитарные зоны, зоны вдоль авто- и железных дорог. За пределами поселений.

V. Земли лесного фонда. Земли, покрытые лесной растительностью или предназначенные для её восстановления.

VI. Земли водного фонда

VII. Земли запаса. Находятся в государственной или муниципальной собственности. Могут вводиться в гражданский оборот только при смене категории.

Понятие земельного фонда включает совокупность земельно-кадастровых единиц — участков, находящихся в собственности, владении или пользовании и имеющих точно определенные на местности границы и однородный правовой режим.

Земельная собственность, землевладения и землепользования делятся на отдельные земельные угодья, т. е. участки (массивы) земли, планомерно и систематически используемые для определенных производственных целей, имеющие качественные различия естественно-исторических и других свойств. Угодья подразделяются на сельскохозяйственные (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища) и несельскохозяйственные (леса, кустарники, болота, застроенные территории и др.). Функциональное использование угодий в значительной степени зависит от их природных особенностей. Поэтому выделяют не только виды, но и подвиды угодий (например, улучшенные, орошаемые, закустаренные и т. д.). Кроме вышеперечисленных могут быть и неиспользуемые угодья (полигоны отходов, свалки, овраги, пески, участки консервации и др.).

(Понятия рационального, полного и эффективного использования земли)Важнейшее значение земельного кадастра заключается в том, что он необходим для организации наиболее полного, рационального и эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства,Важнейшее значение земельного кадастра заключается в том, что он необходим для организации наиболее полного, рационального и эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, размещения и специализации сельскохозяйственного производства, мелиорации земель и химизации сельского хозяйства, а также проведения других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель. Материалы земельного кадастра находят широкое применение при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве. Они используются при формировании землепользований, размещении отделений и хозяйственных центров в совхозах, бригадных массивов и производственных центров в колхозах, установлении состава соотношения угодий и севооборотов, их размещении, трансформации угодий, устройстве территории севооборотов и сельскохозяйственных угодий, размещении сельскохозяйственных культур в соответствии с экологической пригодностью земель для их выращивания. Данные земельного кадастра позволяют дифференцировать ценность земель для рационального использования и охраны по агропроизводственным группам почв природно-сельскохозяйственных зон страны.
Одним из направлений устойчивости сельскохозяйственного производства, решения продовольственной проблемы страны является рациональное, высокоэффективное использование земли.
Для осуществления интенсивного использования земли существует много способов. Они достаточно изучены и рекомендованы производству. К их числу относятся освоение научно-обоснованных севооборотов, совершенствование структуры посевных площадей, высокопроизводительное использование техники, повышение эффективности вносимых удобрений, рациональное использование средств защиты растений от болезней и вредителей и многое другое. Важнейшим мероприятием в этой области является улучшение селекции и семеноводства, внедрение в производство высокоурожайных сортов и гибридов. Необходимо максимально использовать потенциал продуктивности новых сортов. В то же время все эти способы должны сочетаться с непременной охраной почвы, воды, воздуха, животного мира, здоровья человека.
Показатели интенсивного использования земли в основном характеризуются урожайностью с единицы площади, качеством получаемой продукции, сбором белка, сахара, жира и других содержащихся в урожае полезных человеку веществ, а также экономическими показателями. К ним относятся: себестоимость единицы урожая, производственные затраты в рублях, затраты труда на единицу продукции и 1 га в часах и др.
Значительный потенциал в вопросе рационального использования земли представляют мелиоративные мероприятия. К ним относятся: орошение дождеванием, осушение заболоченных земель, использование сточных вод, орошение водами весенних паводков, использование дренажа и т. д.
Исключительное значение для интенсивного использования земли имеют промежуточные посевы. Применение промежуточных культур позволяет рационально использовать почвенное плодородие, осадки, солнечную энергию в течение всего вегетационного периода.




(Перераспределение земель и территориальная организация производства)Система землеустроительных мероприятий по организации использования земли в народном хозяйстве включает в себя распределение и перераспределение ее между отраслями народного хозяйства и основными категориями землепользователей: выявление резервов, пригодных к использованию в сельском хозяйстве, определение целевого назначения фондов и планирование мероприятий по использованию земельных ресурсов в соответствии с их целевым назначением и потребностями отраслей народного хозяйства при повышении общего уровня использования земель и обеспечении комплексной охраны территории.

Организация использования земель сельскохозяйственного назначения предусматривает разработку мероприятий по интенсификации землепользования и вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель, размещение мелиоративных систем и разработку в связи с этим трансформации земельных угодий, предоставление земель госземзапаса в краткосрочное, долгосрочное и постоянное пользование для сельскохозяйственного производства, распределение и перераспределение земель между сельскохозяйственными предприятиями в связис образованием новых, а также упорядочением существующих землепользований с устранением чересполосицы и других неудобств в расположении земель, уточнение и изменение границ землепользований.

Организация использования земли в каждом сельскохозяйственном предприятии определяет необходимые мероприятия по улучшению и освоению земель на основе планируемых темпов роста производства сельскохозяйственной продукции, сохранения и повышения плодородия почвы, поддержания динамического равновесия в ландшафте.

Рациональная организация использования земли в системе землеустройства обосновывается социально-экономическими, инженерно-техническими, правовыми и другими мерами.

(Земельные отношения и земельный строй)

Земельные отношения – это общественные отношения, связанные с присвоением земельных участков, владением, пользованием и распоряжением ими. Возникают они между гражданами, предприятиями, государственными органами и другими субъектами хозяйственной и иной деятельности.

Земельные отношения являются составной частью общественных отношений. Следовательно, они находятся под влиянием объективно действующих экономических законов и закономерностей. Вместе с тем земельные отношения не могут существовать сами по себе. Всегда имеется механизм их правового и экономического регулирования, а также государственные организации, приводящие в действие этот механизм, образующий земельный строй общества.

Земельным строем называется система общественного и государственного устройства, характеризующаяся определенными земельными отношениями и соответствующей политикой организации их регулирования. Другими словами, земельный строй – это определенный государственный порядок использования земли.

(Государственный фонд как объект хозяйствования)

Весь земельный фонд РФ разделен на 7 категорий:

I. Земли сельскохозяйственного назначения. Включают в себя:

- пастбища и многолетние насаждения

- земли, занятые лесополосами, внутрихозяйственными дорогами и с/х. зданиями

III. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, и т.д. Земли, расположенные за чертой поселений и отведенные предприятиям для хозяйственной деятельности. Введены в гражданский оборот.

IV. Земли особо охраняемых территорий. Земли, на которых установлен особый режим охраны. Курорты, санитарные зоны, зоны вдоль авто- и железных дорог. За пределами поселений.

V. Земли лесного фонда. Земли, покрытые лесной растительностью или предназначенные для её восстановления.

VI. Земли водного фонда

VII. Земли запаса. Находятся в государственной или муниципальной собственности. Могут вводиться в гражданский оборот только при смене категории.

Понятие земельного фонда включает совокупность земельно-кадастровых единиц — участков, находящихся в собственности, владении или пользовании и имеющих точно определенные на местности границы и однородный правовой режим.

Земельная собственность, землевладения и землепользования делятся на отдельные земельные угодья, т. е. участки (массивы) земли, планомерно и систематически используемые для определенных производственных целей, имеющие качественные различия естественно-исторических и других свойств. Угодья подразделяются на сельскохозяйственные (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища) и несельскохозяйственные (леса, кустарники, болота, застроенные территории и др.). Функциональное использование угодий в значительной степени зависит от их природных особенностей. Поэтому выделяют не только виды, но и подвиды угодий (например, улучшенные, орошаемые, закустаренные и т. д.). Кроме вышеперечисленных могут быть и неиспользуемые угодья (полигоны отходов, свалки, овраги, пески, участки консервации и др.).

(Понятия рационального, полного и эффективного использования земли)Важнейшее значение земельного кадастра заключается в том, что он необходим для организации наиболее полного, рационального и эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства,Важнейшее значение земельного кадастра заключается в том, что он необходим для организации наиболее полного, рационального и эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, размещения и специализации сельскохозяйственного производства, мелиорации земель и химизации сельского хозяйства, а также проведения других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель. Материалы земельного кадастра находят широкое применение при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве. Они используются при формировании землепользований, размещении отделений и хозяйственных центров в совхозах, бригадных массивов и производственных центров в колхозах, установлении состава соотношения угодий и севооборотов, их размещении, трансформации угодий, устройстве территории севооборотов и сельскохозяйственных угодий, размещении сельскохозяйственных культур в соответствии с экологической пригодностью земель для их выращивания. Данные земельного кадастра позволяют дифференцировать ценность земель для рационального использования и охраны по агропроизводственным группам почв природно-сельскохозяйственных зон страны.
Одним из направлений устойчивости сельскохозяйственного производства, решения продовольственной проблемы страны является рациональное, высокоэффективное использование земли.
Для осуществления интенсивного использования земли существует много способов. Они достаточно изучены и рекомендованы производству. К их числу относятся освоение научно-обоснованных севооборотов, совершенствование структуры посевных площадей, высокопроизводительное использование техники, повышение эффективности вносимых удобрений, рациональное использование средств защиты растений от болезней и вредителей и многое другое. Важнейшим мероприятием в этой области является улучшение селекции и семеноводства, внедрение в производство высокоурожайных сортов и гибридов. Необходимо максимально использовать потенциал продуктивности новых сортов. В то же время все эти способы должны сочетаться с непременной охраной почвы, воды, воздуха, животного мира, здоровья человека.
Показатели интенсивного использования земли в основном характеризуются урожайностью с единицы площади, качеством получаемой продукции, сбором белка, сахара, жира и других содержащихся в урожае полезных человеку веществ, а также экономическими показателями. К ним относятся: себестоимость единицы урожая, производственные затраты в рублях, затраты труда на единицу продукции и 1 га в часах и др.
Значительный потенциал в вопросе рационального использования земли представляют мелиоративные мероприятия. К ним относятся: орошение дождеванием, осушение заболоченных земель, использование сточных вод, орошение водами весенних паводков, использование дренажа и т. д.
Исключительное значение для интенсивного использования земли имеют промежуточные посевы. Применение промежуточных культур позволяет рационально использовать почвенное плодородие, осадки, солнечную энергию в течение всего вегетационного периода.

(Перераспределение земель и территориальная организация производства)Система землеустроительных мероприятий по организации использования земли в народном хозяйстве включает в себя распределение и перераспределение ее между отраслями народного хозяйства и основными категориями землепользователей: выявление резервов, пригодных к использованию в сельском хозяйстве, определение целевого назначения фондов и планирование мероприятий по использованию земельных ресурсов в соответствии с их целевым назначением и потребностями отраслей народного хозяйства при повышении общего уровня использования земель и обеспечении комплексной охраны территории.

Организация использования земель сельскохозяйственного назначения предусматривает разработку мероприятий по интенсификации землепользования и вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель, размещение мелиоративных систем и разработку в связи с этим трансформации земельных угодий, предоставление земель госземзапаса в краткосрочное, долгосрочное и постоянное пользование для сельскохозяйственного производства, распределение и перераспределение земель между сельскохозяйственными предприятиями в связис образованием новых, а также упорядочением существующих землепользований с устранением чересполосицы и других неудобств в расположении земель, уточнение и изменение границ землепользований.

Организация использования земли в каждом сельскохозяйственном предприятии определяет необходимые мероприятия по улучшению и освоению земель на основе планируемых темпов роста производства сельскохозяйственной продукции, сохранения и повышения плодородия почвы, поддержания динамического равновесия в ландшафте.

Рациональная организация использования земли в системе землеустройства обосновывается социально-экономическими, инженерно-техническими, правовыми и другими мерами.

По состоянию на 2000 год земельный фонд Российской Федерации (без учета внутренних вод и территориального моря) составлял 1709,8 млн. га.

Земельный фонд как объект хозяйствования характеризуется следующими показателями:

? распределением земель по целевому назначению (категориям);

? распределением земель по видам и формам собственности;

? распределением по землевладениям, землепользова-ниям и земельным участкам;

? классификацией земель по угодьям. Важнейшей формой организации использования Государственного земельного фонда является распределение земель по категориям. Оно проводится на основе зонирования территории и определения доминирующих факторов производительного потенциала земли. При этом каждый земельный участок относится к одной из категорий, тем самым определяются цели, задачи и правовой режим его хозяйственного использования.

Земля – важнейший природный ресурс. Это один из компонентов окружающей среды, издавна используемый человеком для размещения производственных и жилых объектов, ведения сельского хозяйства, получения доступа к лесам и недрам. Как и во всем мире, в России земля служит источником удовлетворения жизненно важных потребностей населения. О том, что такое земельный фонд РФ, подробно сказано в российском законодательстве.

Земельный фонд РФ

Понятие и характеристики земельного фонда России

Вся российская территория, совокупность земель, находящихся в пределах государственных границ Российской Федерации и разделенных на категории согласно целевому назначению, в том числе укрытые лесами и находящиеся под водой, составляют ее собственность и входят в понятие земельного фонда.

Располагая обширным фондом земли в 1709,8 млн. га, Россия является мировым лидером по площади территории.

Географическим положением страны и ее природно-климатическими условиями объясняется неравномерность распределения используемых в народном хозяйстве ресурсов. Например, распахано лишь 8,9% земель (190,3 млн. га), а 62% (1046,3 млн. га) покрыто лесами.

Тем не менее, земельный фонд Российской Федерации – это все ресурсы земли, расположенные в ее границах и составляющие территориальную основу государства.

Состав земельного фонда РФ

Земельные ресурсы России представляют собой единый природный объект, невзирая на то, что в разные моменты времени отдельные его части могут находиться в чьей-то собственности и эксплуатироваться разными субъектами права.

В состав земельного фонда России входят ресурсы, которые:

  • выполняют рекреационные, природно-заповедные, оздоровительные функции;
  • используются в качестве средства производства, пространственного экономического базиса.

Согласно положениям Земельного кодекса РФ , все земли, входящие в фонд, подразделяются на категории в соответствии с целевым назначением. Самая большая из них – земли сельскохозяйственного назначения. Они, в свою очередь, тоже делятся на группы в согласии с основной и вспомогательной задачами, которые на них возложены.

Это же относится и к другим категориям. Так, например, структура земельного фонда города включает земли:

  • общего пользования:
    • скверы,
    • улицы,
    • площади,
    • бульвары;

    Под влиянием экономических, социальных, экологических и политических факторов структура фонда в целом иногда изменяется. Такие трансформации могут затронуть и отдельные категории земельного фонда. Это происходит:

    • при переводе земель из одной категории в другую;
    • в случае приватизации участка;
    • в связи с развитием предпринимательской деятельности в области использования земельных ресурсов;
    • по иным значимым причинам.

    Состав таких ресурсов, принадлежащих субъектам федерации или другим административно-территориальным единицам, например, структура земельного фонда области, подвергается постоянному анализу. Все изменения в долевом соотношении фиксируются.

    Земельный фонд РФ

    Система управления фондом

    Отдельную сферу государственного управления составляет руководство земельным фондом РФ. Областью его полномочий выступают земли в широком смысле этого слова.

    Предметом правового регулирования является система правоотношений в сфере охраны и рационального задействования ресурсов земли в качестве объекта экономического хозяйствования.

    Органы управления земельным фондом Российской Федерации объединены в целостную систему.

    В зависимости от полномочий, получаемых этими структурами, предусмотрено подразделение на органы общей и специальной компетенции.

    Первые осуществляют общее руководство и регулируют все существующие в государстве земельно-правовые отношения. Вторые наделены ограниченным кругом полномочий в сфере руководства земельным фондом, выполняют функции государственного управления, которые относятся к конкретной области координирования: ведение государственного земельного кадастра, мониторинг, землеустройство и прочие.

    В первую группу входят государственные органы РФ:

    • Президент и главы субъектов;
    • Федеральное собрание и законодательные собрания субъектов;
    • Правительство и власти субъектов;
    • органы местного самоуправления.

    Органы специальной компетенции, входящие во вторую группу, определены Указом Президента РФ и включают министерства, федеральные службы и агентства.

    Государственное управление земельным фондом в 2018 году осуществляется на нескольких уровнях:

    • федеральном (территория всего государства);
    • субъектов РФ: земли в пределах республики, края, области, автономных областей и округов, городов федерального значения;
    • муниципальных образований: земельные ресурсы районов, городов, иных населенных пунктов.

    Структура управления земельным фондом РФ

    Категорирование земель и его принципы

    Как объект хозяйствования земельный фонд характеризуется определенными показателями, такими как распределение земель по:

    • видам и формам собственности;
    • целевому назначению (категориям);
    • землепользованиям, землевладениям и земельным участкам;
    • угодьям.

    Распределение земельного фонда по категориям земель является важнейшей формой организации их использования. Осуществляется на основании установления доминирующих факторов производительных возможностей и зонирования территории. Каждый участок относят к определенной категории, что устанавливает в отношении него правовой режим хозяйственного использования, охраны, его цели и задачи.

    Земельным Кодексом РФ определены 7 категорий, в которые входят земли:

      ;
    • сельскохозяйственного назначения;
    • водного фонда;
    • энергетики, промышленности, радиовещания, транспорта, земли для обеспечения обороны, космической деятельности безопасности и иного специального назначения; ;
    • особо охраняемых объектов и территорий; .

    Структура земельного фонда РФ

    Использование ресурсов

    Принципы использования земельного фонда основаны на отнесении конкретного надела к одной из установленных законодательством категорий. Так, например, земли сельхозназначения могут быть использованы только в учебных, научно-исследовательских и целях сельскохозяйственного производства.

    Отдельные граждане могут пользоваться такими землями в следующих целях:

    • ведение личного подсобного или фермерского (крестьянского) хозяйства;
    • животноводство;
    • огородничество;
    • сенокошение;
    • выпас скота;
    • садоводство.

    Законодательно запрещено нецелевое использование земель определенных категорий.

    Выводы

    Земельный фонд РФ – совокупность всех земель на территории страны в пределах государственных границ, основа ее территориального суверенитета и главное достояние. Его категорирование осуществляется для установления правового режима использования и охраны. Управление и контроль эксплуатации земель отдельных категорий и природного объекта в целом осуществляют уполномоченные государственные органы.

    Отзывы о “Земельный фонд Российской Федерации: его состав и объем на 2021 год”

    Иные значимые причины перевода земли в другую форму собственности и назначения это желание богатенького олигарха жить на чистом воздухе. Так появляться коттеджи в природных зонах.

    Читайте также: