Чем взгляды роджера бэкона отличались от взглядов большинства средневековых богословов кратко

Обновлено: 01.07.2024

В начале средневековый человек представлял мир очень приблизительно. Сохранились даже карты, где суша показана в виде 3-листного клевера, который омывает единый океан. В центре находился Иерусалим, а лепестками были Европа, Африка и Азия.

Это не значит, что Европу средневековые европейцы считали похожей на лист, или что по их мнению из Европы в Азию по суше можно было попасть только через Иерусалим. Их это просто не интересовало. Главная идея этой карты – Иерусалим является центром всего мира.

Постепенно люди стали больше путешествовать. Они отправлялись в торговые поездки, в паломничества. Не последнюю роль играли Крестовые походы. Потому из знания о мире становились полнее и точнее.

Вопрос 2. Как был устроен средневековый университет? Как в нём проходило обучение?

Занятия проходили в двух формах. На лекции преподаватель читал студентам книгу и давал свои комментарии. На диспутах спорили на заданную тему. Существовали также диспуты на свободную тему, их обычно вёл известный учёный, тему ему предлагали его оппоненты (противники в споре) только в начале диспута, так что у него не было времени подготовиться.

Все студенты начинали обучение с философского факультета, где изучали 7 свободных искусство: грамматику, диалектику (логику), риторику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку (то есть науку о гармонии в мире, играть на музыкальных инструментах студентов не учили). После его окончания лишь некоторые из студентов поступали на богословский, или юридический, или медицинский факультет.

Вопрос 3. Докажите, что университет был корпорацией. Какие ещё средневековые корпорации вы можете назвать?

В университете были люди, которые управляли всей его жизнью (ректор, деканы), причём их избирали. В университетах были свои уставы, которые определяли основные нормы жизни и работы (проведения занятий). Наконец, университеты получали от короле особые привилегии для своих членов, привилегии отделяли их от остального общества. Это классическая средневековая корпорация, сочетавшая черты ремесленного цеха и духовенства.

ИмяГоды жизниОсновные взгляды
Пьер Абеляр1079 – 1142Вопросы веры, религии познаваемы разумом
Фома Аквинский1225 – 1274Разум существует отдельно от Божественной воли, но только в определенной степени
Роджер Бэкон1214 – 1294Для познания истины необходим не только разум, но и наблюдения и эксперименты (опыты).
Вопрос 5. Чем взгляды Роджера Бэкона отличались от взглядов большинства средневековых богословов, в том числе и Абеляра?

Схоластика в целом опиралась лишь на логические рассуждения, как и античная философия. Бэкон призывал шире использовать эксперимент, опираться на него и на наблюдение реальности. Именно так стала работать наука Нового времени.

Вопрос 6. Что такое схоластика? Как вам кажется, мешала или помогала схоластика развитию европейской науки?

Схоластика – это философское учение, стремление понять основные положения веры с помощью разума и вывести из них новые положения. Большую часть Средневековья схоластика не могла мешать европейской науке, потому что она сама и была наукой того времени.

На последних этапах своего существования она боролась новой наукой, которая основывалась на экспериментах. Но очень часто бывает, что старое учение не даёт дороги новому, это не отменяет того, что в своё время это учение было весьма ценным.

Роджер Бэкон был тем, кто оспаривал слепое повиновение прежним взглядам. Он был почти один, защищая экспериментирование, как средство изучения научных истин. Р. Бэкон глубоко верил в астрологию, магию и алхимию

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Агибалова6 параграф 26

Строение Земли стало общеизвестным и было признано католической церковью. Если до эпохи географических открытий, за утверждения о шарообразной форме Земли, посылали на костер, то потом эти знания стали очевидными.

Дальние морские походы и постоянные войны за колонии привели к совершенствованию судостроения, оружейного дела. Это обусловило развитие технологий металлообработки, широко стал применяться порох. Следовательно, люди узнали много новых свойств предметов.

Активно стала развиваться астрономия. Люди стали лучше ориентироваться в море, появились первые измерительные приборы. Значит, люди узнали много новой информации о звездах, движении планет, природных явлениях южных морей.

Во время географических открытий, люди столкнулись в неизвестными им ранее племенами – индейцами, африканцами. Так или иначе обычаи и верования данных племен стали предметом изучения, что еще более расширило знания об окружающем мире.

2. Как был устроен средневековый университет? Как в нём проходило обучение?

В связи с развитием культуры, кафедральные школы превращались в университеты. Университетские выпускники имели право преподавать в любой школе, а начиная с ХIII века только они имели право занимать высокие церковные или государственные посты. Также университеты имели юридическую, административную и финансовую автономию.

3. Докажите, что университет был корпорацией. Какие ещё средневековые корпорации вы можете назвать?

Корпорация может быть определена как общество, союз, группа лиц, объединяемых общностью профессиональных, сословных или духовных интересов; от других типов общностей корпорация отличается замкнутым характером и формализацией, чаще всего — в виде правового оформления (устава или правил, зафиксированных в иной форме), обязательного для членов объединения.

Естественно, университет был корпорацией , ведь попасть туда мог не каждый, но и весь процесс обучения контролировался правилами — уставами. Известными средневековыми корпорациями были и сословия — духовенство, шляхта, крестьяне.

Агибалова6 параграф 26

5. Чем взгляды Роджера Бэкона отличались от взглядов большинства средневековых богословов, в том числе и Абеляра?

Взгляды Роджера Бэкона отличались свободой и рациональностью в эпоху мракобесия и нетерпимости. Роджер Бэкон открыто отрицал чудеса , заявляя, что все, что происходит, является результатом естественного развития событий. Это, конечно, прямо противоречило церковному учению, согласно которому даже радуга считалась сверхъестественным явлением.

Таким образом, большинство богословов лишь рассуждали и обращались к священным писаниям, объясняя устройство мира, в то время как Роджер Бэкон больше доверял своим наблюдениям, опытам и экспериментам.

6. Что такое схоластика? Как вам кажется, мешала или помогала схоластика развитию европейской науки?

Схоласты стремились примирить между собой веру (религию) и ум (науку). Ученые были уверены, что вера не мешает им понять Всевышнего и Его творения. Это учение базировалось на двух основных правилах:

Европейское Средневековье привнес в мировую культуру много интересных философских направлений, научных открытий и изобретений, шедевров искусства и т.д. Так, Средневековая Европа породила новые философские течения; порадовала архитектурными стилями — романским и готическим; дала известные всему миру университеты; подарила изысканную рыцарскую поэзию и героические эпосы и т.д. Однако, самое главное — темные Средние века подвели Европу к эпохе Возрождения, к настоящему культурному взрыву и научному прорыву. Возрождение подарило миру такие имена, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Донателло, Рафаэль, Боттичелли, Бернини и пр. и их незабываемые творения, которыми и сегодня гордится весь мир.

ОБРАЗОВАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ

Вопросы в тексте параграфа

Как было организовано обучение в школах раннего Средневековья?

Организуя соборные школы, церковь решала несколько задач: подготовка священников для проповедования церковной догматики, воспитание и передача обучающимся угодного для церкви мировоззрения. В католической церкви прекрасно понимали, что в школах они должны воспитать религиозную и политическую элиту, верных борцов с ересью, а в крайнем случае – добрых и преданных прихожан. Поскольку школы в Западной Европе раннего Средневековья были лишь для церковных служителей, чиновников и аристократов, можно уверенно говорить, что образование в средневековой Западной Европе было лишь уделом избранных.

Почему города, государства, церковь с XI—XII веков стали нуждаться в грамотных людях и разнообразных знаниях?

Образованные люди нужны были церкви для ведения миссионерской деятельности и борьбы с ересями, городам – преимущественно для эффективного ведения расширяющейся торговли, юридического сопровождения сделок и медицинского обслуживания горожан, а государствам – в качестве чиновников-управленцев в формирующихся государственных аппаратах.

Работаем с документом

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 26

1. Чем отличалось отношение к науке, познанию мира Роджера Бэкона от подхода, принятого в средневековых университетах?

2. Как вы считаете, вступал ли Бэкон, высказывая такие идеи, в конфликт с церковью?

Да, Роджер Бэкон вступал в конфликт с церковью, поскольку не признавал церковных авторитетов. Он резко высказывался об авторитетах того времени, о том же Фоме Аквинском, и критиковал распущенность духовенства. За это церковь его преследовала и даже обрекла на 12-летнее тюремное заключение.

3. Какие приборы, механизмы, которыми мы сейчас пользуемся, предвидел Роджер Бэкон?

Роджер Бэкон предвидел появление механических двигателей, автомобилей, самолетов, микроскопов и телескопов. А изобретение очков непосредственно связывают с именем Роджера Бэкона.

Обобщение информации параграфа

1. Как менялись представления средневекового человека о мире в эпоху Средних веков? С чем это было связано?

В первые столетия раннего Средневековья человек обладал крайне скудными познаниями о мире. Люди редко выезжали за пределы не столько своей страны, но и даже своего региона или деревни. Все познания о мире человек получал от тех, кто, по его мнению, лучше других знает об устройстве мира – в первую очередь от священников. Поэтому перенос ветхозаветного устройства мира в реальность был для людей очень естественен: Иерусалим – центр мира, гора с земным раем где-то на востоке, разделение всей земли по наследию сыновей Ноя и т.д. Люди раннего Средневековья считали, что вера и разум – несовместимы. Бога невозможно понять умом – в него надо верить.

Эпоха великих географических открытий кардинально перевернула мировоззрение человека. Его кругозор еще больше расширился. Более того, на фоне активизации обмена технологиями, культурой и знаниями, признания гелиоцентрической системы мира изменились представления человека о мире и о месте человека в нем. Работы врачей Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицины. Благодаря работам Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы стали рассматриваться как результат взаимодействия людей и их интересов, а не как воля Бога. Это и многое другое, наряду с повышением интереса к античным идеалам стало причиной начала в XV веке эпохи Возрождения – эпохи, характеризующейся светским характером культуры, интересом к античности, к человеку и его деятельности. Эпоха Возрождения способствовала появлению независимого человека свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках.

2. Как был устроен средневековый университет? Как в нем проходило обучение?

Средневековый университет был устроен по принципу корпорации. Это была обособленная группа людей, которые занимались общим делом, подчинялись определенным правилам и распорядкам, занимали свое место в корпоративной структуре. В университетах создавались объединения по предметам – они назывались факультетами, возглавляли их деканы. Все вместе, преподаватели и студенты, избирали главу университета – ректора.

Обучение в университете проходило по такому принципу: преподаватель читал лекцию, основываясь на книгах и объясняя непонятные места, студенты конспектировали лекцию. Практические занятия проходили в форме диспутов – словесных поединков, во время которых оппоненты пытались найти слабые моменты в позиции друг друга и своими аргументами выиграть спор.

3. Докажите, что университет был корпорацией. Какие еще средневековые корпорации вы можете назвать?

Университет действительно был корпорацией. Каждый член этой корпорации, студент или преподаватель, был частью образовательной системы. Преподаватели не просто учили, а студенты не просто учились – все они были частью одного дела. Поэтому и у студентов были определенные права и обязанности, они наравне с преподавателями участвовали в жизни университета.

Подобные корпорации в Средние века можно было встретить везде. Практически все свободные люди были частью какого-либо профессионального сообщества, будь то ремесленный цех, либо торговая гильдия, либо рыцарский орден. Все эти люди в рамках корпорации подчинялись определенным правилам – уставу, кодексу и т.д., обладали правами и обязанностями. Например, во Флоренции правом голоса обладали лишь члены гильдий, и были лишены такого права бедняки, иностранцы, не входящие ни в одну гильдию, и дворяне.

Имя Годы жизни Сущность взглядов
Пьер Абеляр 1079-1142 Философ-схоласт, теолог, поэт и музыкант. Считал, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума. Бог дал человеку силы для благих целей и наделил его разумом. Поэтому вера, стоит непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём свободного мышления, а потому вера, приобретённая без разума, недостойна свободной личности.
Фома Аквинский 1225-1274 Философ и теолог. Связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств существования Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что высшим состоянием природы является благодать, а разума – вера.
Марко Поло 1254-1324 Не был ни ученым, ни философом, ни богословом – он был путешественником. Однако, его подробные описания восточных земель, куда еще не ступала нога европейца, стало прорывом не только для географии, но и для культурной жизни Европы.
Роджер Бэкон 1214-1294 Философ и естествоиспытатель. Занимался математикой, химией, физикой, оптикой. Разработал теории преломления лучей, перспективы и т.д. Выступал против схоластики. Считал, что для познания истины недостаточно авторитета и отвлеченных размышлений, нужны наблюдения, опыты и математические вычисления. Только с их помощью можно проверить, верны ли знания. Поскольку он резко высказывался об авторитетах того времени, о том же Фоме Аквинском, и критиковал распущенность духовенства, церковь его преследовала и обрекла на 12-летнее тюремное заключение.
Фибоначчи (Леонардо Пизанский) 1170-1250 Первый крупный математик средневековой Европы. Способствовал распространению в Европе системы счисления, основанной на арабском принципе разрядов (единицы, десятки, сотни и т.д.) с использованием индийских (арабских) цифр. Открыл числовую последовательность, названную его именем. С помощью этой последовательности можно описать многие природные явления.

5. Чем взгляды Роджера Бэкона отличались от взглядов большинства средневековых богословов, в том числе и Абеляра?

Роджер Бэкон выступал против схоластов, считая, что они разводят бессмысленные рассуждения, не подтвержденные никакими реальными исследованиями, расчетами и опытом. Он считал, что только с помощью опытов и математических вычислений можно проверить, насколько верны знания. Поэтому работы схоластов он вообще не считал научными.

6. Что такое схоластика? Как вам кажется, мешала или помогала схоластика развитию европейской науки?

Схоластика – средневековое религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений, опирающихся на авторитет Священного Писания. То есть, средневековые философы-схоласты пытались ответить на вызовы своего времени, и создать доказательную базу существования Бога, основанную не на слепой вере, а с использованием мышления.

На мой взгляд схоластика была первым шагом к развитию настоящей науки средневековья – философии, ориентированной на поиск истины природных и социальных явлений, а не на Священное писание. Так и получилось. В начале схоластического периода философская мысль ещё не стоит в рабском подчинении церковному учению, но эта зависимость в дальнейшем закрепляется. Однако с доказательством различных религиозных положений схоластика переживает саму себя. Круг теологических положений, доказуемых разумом, все более сужается, пока наконец философия полностью не отделяется от христианской веры и становится самостоятельной наукой, основанной на постижении истины разумом.

Постараемся объяснить это утверждение еще проще. Церковь предлагала людям верить в Бога и не раздумывать над тем, почему они должны верить в Бога. Попытка доказать существование Бога при помощи разума со временем привела чуть ли не к обратному эффекту. Люди начали размышлять, и власть церкви пошла на убыль. И этот процесс был очень полезен для развития науки. К слову, в дальнейшем еще долгое время церковь противостояла и препятствовала развитию науки.

1. Нарисуйте карту Земли, какой ее представляли люди раннего Средневековья.

В эпоху раннего Средневековья была очень популярна карта так называемого типа Т-О. Она представляла собой схематичное изображение земли в виде колеса, окруженного океаном, причем не Индийским, как сказано в учебнике, а мировым океаном, огибающим ойкумену (весь мир, отсюда и буква О в названии типа карты). Все земли мира делились на три части: Азия, Европа и Африка. Эти части света отражали ветхозаветную традицию о трехчастном делении мира между сыновьями Ноя – Симом (Азия), Хамом (Африка) и Иафетом (Европа). На карте Азия была отделена от Африки и Европы Красным морем, а Европа от Африки отделялась Средиземным морем. Разделение морями изображалось в виде буквы Т. Азия размещалась всегда на верху карты и соответствовала восточному направлению. Также в самом верху карты изображался ветхозаветный Эдем, из которого выходило четыре реки: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат. В нашем учебнике, неизвестно по какой причине, в качестве этих библейских рек названы Тигр, Евфрат, Ганг и Нил. Схематично такая карта в период раннего Средневековья выглядела вот так:

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 26

Если вы хотите сделать более подробную карту наподобие более поздних средневековых карт, то предлагаем вот такой вариант (эти карты можно скачать, открыв полную версию карты):

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 26

Комментарии: Мы предлагаем небольшие пояснения по поводу названий библейских рек. Как сказано в Книге Бытия, Ветхий Завет: «Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

Если с реками Евфрат и Хидделькель (Тигр) все понятно, известны их местоположения, то по расположению оставшихся двух рек различные толкователи Библии спорили все Средние века.

Реку Фисон на Востоке отождествляли с Гангом или Индом. Еврейские толкователи утверждали, что Фисон это Нил. Европейские ученые предполагали, что это река Фасис (нынешняя река Риони в Грузии), а земля Хавила – это земля Евилатская (Колхида), богатая золотыми приисками, куда аргонавты плыли за золотым руном (современное восточное черноморское побережье Грузии). Поздние германские ученые были уверены, что Фисон и Гихон являлись двумя восточными притоками реки Шатт-эль-Араб (Карун и Керхе), или что Фисон было названием западного канала Евфрата, на котором в древности стоял шумерский город Ур.

В любом случае отождествление Нила и Ганга с библейскими реками, как это указано в учебнике, не более чем одна из гипотез, причем самая маловероятная.

2. Из всех факультетов средневекового университета дольше всего надо было учиться на богословском. Предположите почему.

Богословие в Средние века считали вершиной наук и изучать богословие начинали лишь после прохождения первых этапов подготовки.

3. В конце XIII века в Европе были изобретены очки. О чем говорит этот факт?

Изобретение очков в XIII веке связывают с именем францисканского монаха, алхимика, философа и естествоиспытателя Роджера Бэкона. В 1260 году в одном из своих трудов он описал эффект преломления световых лучей в сегменте стеклянного шара. Шлифуя стекла, Роджер Бэкон использовал линзы во многих своих опытах и даже преподнес одну линзу с эффектом увеличения папе римскому Клименту IV. Он предложил использовать увеличительные свойства отшлифованного кварца и горного хрусталя для чтения пожилым людям со слабым зрением и с удовольствием пользовался своей находкой сам. Таким образом, изобретение очков в XIII веке говорит лишь о том, что научные знания достигли определенного уровня.

4. Проведите исследование: какие традиции средневековых университетов, названия, с ними связанные, сохранились до наших дней? Привлеките к исследованию своих родственников и знакомых, получивших высшее образование.

Сегодня, конечно, несмотря на схожесть форм обучения, современные университеты в большинстве своем сильно отличаются от средневековых. Сегодня редко какие университеты могут похвастаться своими традициями, корпоративным духом и принципами совместной деятельности учеников и преподавателей. Большинство студентов только учатся, но не принимают участие в жизни университета. Существуют лишь редкие примеры, когда выпускники университетов чувствуют корпоративную общность. Среди таких университетов старейшие учебные заведения в разных странах. Полагаем, что сегодня наиболее ярко корпоративную общность можно увидеть в древнейших университетах Европы: Болонском университете, Оксфорде, Кембридже и т.д. В нашей стране к таким университетам можно отнести учебные заведения, обладающие богатой историей, собственными традициями, а также научно-исследовательской базой: Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский физико-технический институт, МГТУ им. Баумана и т.п.

5. Какие качества личности средневековых ученых, о которых рассказано в параграфе, показались вам привлекательными, достойными похвалы? Кто вам понравился больше других и почему?

Наиболее привлекательными для меня кажутся такие личные качества средневековых ученых, как стремление познавать новое и твердость в отстаивании своего мнения. Ради своих убеждений наиболее стойкие ученые были готовы на многое, даже на тюремное заключение или смерть. Такими качествами обладал в большей степени на мой взгляд Роджер Бэкон. Он был уверен, что слепая вера знаниям, полученным с опорой на церковных и философских авторитетов, не может быть достойной человека со свободным разумом. Лишь самостоятельно проверив знания, получив их подтверждение опытами и расчетами, можно было приблизиться к истине. Поскольку Роджер Бэкон резко высказывался об авторитетах того времени, о том же Фоме Аквинском, и критиковал распущенность духовенства, церковь его преследовала и обрекла на 12-летнее тюремное заключение.

Читайте также: