С чего начинается работа дефектолога в доу

Обновлено: 02.07.2024

К сожалению, некоторые дети приобретают патологии, у них возникают проблемы с психикой, опорно-двигательным аппаратом, зрением и слухом. В таком случае им нужна помощь дефектолога в детском саду или школе. Этот специалист владеет методиками обучения и воспитания детей с нарушениями развития.

Кто такой дефектолог

Дефектолог — коррекционный педагог, который занимается с детьми, имеющими откролнения в развитии. Несмотря на то что наука дефектология развилась на стыке медицины и педагогики, этот специалист не является врачом. Он коррекционный педагог, и его основная задача — это обучение и воспитание детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Работников этого профиля можно встретить не только в детских садах и школах. Их можно найти в реабилитационных и социальных центрах, поликлиниках. Он может работать как с определённым ребёнком, так и с группой.

Дефектология включает в себя несколько отраслей:

  • Олигофренопедагогика — работа с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость, задержка психического развития);
  • Сурдопедагогика — работа с проблемами слуха;
  • Тифлопедагогика — работа с нарушениями зрения;
  • Логопедия — работа с речевыми нарушениями.

Работа дефектолога в детском саду очень разнообразна и зависит от конкретных нарушений. В обычной школе вы редко найдёте данного специалиста — он работает в специализированных школах для детей с отклонениями в развитии. В школе обычно есть только логопед, который занимается детьми с речевыми нарушениями.

Какую работу он проводит с детьми

Обучает, воспитывает, знакомит с окружающим миром и другое — вот что делает дефектолог с детьми. Это далеко не самый полный перечь видов деятельности. Они зависят от вида нарушения. Общая цель — формирование мотивации к обучению.

На первом этапе учитель-дефектолог проводит обследование. Оно затрагивает все стороны развития. Проверяется, как дети вступают в контакт, как реагируют, какой у них темп работы. Обследуется мышление, понимание инструкций, зрительное и слуховое восприятие.

На основе полученных результатов учитель разбивает детей на группы. Воспитанники в них обладают примерно одинаковым уровнем развития. С некоторыми детьми проводить групповые занятие не получается: к этой категории относятся аутисты — эти детки чаще ставятся на индивидуальные занятия в силу специфики данного нарушен я развития.

Занятия проводятся в нескольких направлениях:

  1. На первом этапе проводится ознакомление с окружающим миром. Формируются представления о нём, его законах. Они развивают внимательность и ответственность за свои действия.
  2. Второй этап — развитие элементарных математических представлений. В ходе занятий дефектолог рассказывает о величине, форме предметов и других характеристиках.

Большое внимание уделяется сенсомоторному развитию. Отдельно ведётся работа по развитию ощущений. Для этого делаются пальчиковые бассейны с разными крупами и мелкими игрушками. Полезно готовить ароматную еду, изучать овощи, фрукты, ягоды, трогать, обследовать пальчиками. Всё это помогает детям сформировать разные ощущения.

Малыши с задержкой психического развития отличаются проблемами с играми. Им тяжело контактировать с кем-то, следовать правилам. Поэтому им требуется помощь дефектолога. Он грамотно руководит действиями подопечных и помогает им найти общий язык друг с другом.

Примеры методов работы

Образовательный процесс строится исходя из особенностей нарушения. Например, при проблемах со слухом возникает распад устной речи. Особенно это касается дошкольного возраста, так как в этот период идёт активное формирование речи.

Потеря слуха, отсутствие нормальной коммуникации приводит к тому, что малыш начинает молчать. При отсутствии должной коррекционной поддержки он навсегда теряет навык. В дальнейшем его обучают жестовому языку, но это сильно ограничивает его возможность интеграции в обществе.

Для этого создают специальные объёмные книги. Они выполнены из разного материала и изображают: здания, улицы, животных, растения. Всё это позволяет ученикам с нарушением зрения сформировать представления об окружающем мире.

Немаловажно прививать навыки самообслуживания, так как порой родители не дают ребёнку это делать, лишая его шанса на самостоятельную жизнь. Ближе к школе начинается подготовка к овладению шрифтом Брайля. Это рельефный точечный рисунок, который является аналогом обычного письма. Слепые через пальцы воспринимают его и читают написанное.

Олигофренопедагоги занимаются детьми с интеллектуальными нарушениями. Это задержка психического развития и умственная отсталость. Работа с такими учениками строится на развитии мышления. Им также прививаются навыки самообслуживания, коммуникации. Детей с лёгкой степенью умственной отсталости приучают к труду.

Проблемы дефектологии

В современных условиях не все лица с ОВЗ получают помощью. Есть малыши со сложной структурой дефекта, например, слепоглухие. До прошлого века все они считались необучаемыми, пока известный американский педагог Энн Салливан не показала пример обучения такого ребёнка. Именно её фотография является заглавной к этой статье.

Её ученица, Хелен Келлер, потеряла возможность слышать и видеть после тяжёлой болезни. Участь девочки была незавидной — приют. Но Салливан доказала, что её можно адаптировать к обществу. Келлер стала активисткой, писательницей, лектором. Её деятельность широко освещалась в обществе. Однако в современном мире обучение таких детей сопряжено с рядом трудностей.

Возросшее количество малышей с расстройством аутистического спектра (РАС) требует от дефектологов разработки новых программ обучения. В прошлом веке их было принято считать умственно отсталыми, но современные исследования опровергли это. Работа с такими детьми должна быть направлена на развитие коммуникативных навыков.

Подводя итог можно сказать, что дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу. Важную как для малыша, так и для его родителей. Это позволяет максимально социализировать детей в обществе.

Дефектолог — это специальный педагог, который проводит коррекционные занятия с детьми, имеющими различные отклонения развития.

Дефектология – это наука, которая появилась на стыке педагогики и медицины, однако специалист дефектолог не является врачом.

Дефектолог является коррекционным педагогом, основная задача которого заключается в организации коррекционного воспитательного и образовательного процессов для детей имеющих ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ). Дефектолог осуществляет коррекционную деятельность не только в ДОУ, но и в школах, социальных и реабилитационных центрах, поликлиниках. Работать дефектолог может не только в индивидуальном порядке с конкретным ребенком, но и с группой детей.

В настоящее время в дефектологии выделяют следующие отрасли:

  • Олигофренопедагогика – осуществляет коррекционную работу с детьми, имеющими различные интеллектуальные нарушения (задержка психического развития, умственная отсталость и т.п.).
  • Сурдопедагогика – осуществляет коррекционную работу с детьми, имеющими различные проблемы со слухом.
  • Тифлопедагогика – занимается коррекционной работой с детьми, имеющими нарушения зрения.
  • Логопедия – осуществляет коррекционную работу с детьми, которые имеют разнообразные речевые нарушения.

Работа дефектолога в детском саду весьма разнообразна, а ее содержание и направление зависят от конкретных нарушений, выявленных у воспитанников. В отличие от детского сада в общеобразовательной школе педагоги-дефектологи встречаются намного реже, так как они работают в основном в специализированных школах, с детьми с ОВЗ. В общеобразовательной школе с детьми работают основном логопеды и психологи.

Готовые работы на аналогичную тему

Работа дефектолога с детьми в детском саду

Работа дефектолога в деском саду заключается в том, чтобы воспитывать, обучать, знакомить с окружающим миром, расширять кругозор, приобщать к общечеловеческой культуре и много другое. Перечень деятельности дефектолога в детском саду весьма обширен. Непосредственно для каждого ребенка педагог самостоятельно подбирает направления коррекционной работы. Выбор зависит от общего уровня развития ребенка, его возраста и выявленного у него вида нарушения.

Общей целью работы дефектолога в детском саду является формирование у каждого ребенка устойчивой мотивации к обучению.

Работа дефектолога в детском саду включает в себя следующие этапы:

  • Первый этап – всестороннее обследование, направленное на изучение всех сторон развития ребенка. Например, педагог устанавливает, как ребенок вступает в контакт, каков у него рабочий темп, обследуется понимание устных инструкций, слуховое и зрительное восприятие.
  • Второй этап - разбивка детей на группы, в зависимости от полученных результатов обследования. В том случае, если ребенок не способен работать в группе (например, аутисты), то для них занятия будут проводиться индивидуально.
  • Третий этап – непосредственно коррекционная работа, по индивидуально составленным планам.

Проведение дефектологом занятий осуществляется в следующих направлениях:

  1. Ознакомление с окружающим миром – направлено на формирование представлений о мире, природе, животных и явлениях; развитие ответственности и внимательности за собственные действия.
  2. Развитие элементарных математических представлений – педагог знакомит детей с величиной и формой предметов, а также их иными характеристиками.

Большое внимание дефектолог уделяет сенсомоторному развитию у детей. С детьми проводят пальчиковые игры, конструирование с использованием различных по размеру деталей, обследование разнообразных необычных предметов, природных материалов и т.д.

Помимо работы с детьми, дефектолог проводит работу и с их родителями. Работа с родителями проводится в форме консультаций (групповых и индивидуальных), беседы, разговора и т.д.

Приемы и методы работы дефектолога зависят от вида и степени нарушения. Коррекционный образовательный процесс строится на основании особенностей нарушения.

При работе с детьми, имеющими проблемы со слухом, работа дефектолога направлена на то, чтобы помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире. При тугоухости проводится коррекционная работа по сохранению и развитию коммуникативных навыков, при глухоте детей обучают языку жестов.

Работа с детьми, имеющими проблемы со зрением, направлена так же на их успешную адаптацию в обществе. Для этого дефектолог учит детей по специальным книгам, при работе с которыми детям предоставляется возможность сформировать необходимое представление об окружающем мире и научиться читать.

Еще одним немаловажным направлением является работа по формированию у детей навыков самообслуживания. Это связано с тем, что зачастую родители стремятся во всем помогать ребенку, порой даже делая за него большую часть работы и тем самым лишая его возможности быть самостоятельным и обслуживать себя самому.

Самостоятельность и самообслуживание имеют большое значение для дальнейшей успешной жизнедеятельности ребенка. Не всегда рядом с ребенком (подростком) смогут быть взрослые, именно поэтому важно привить жизненно необходимые навыки. К таким навыкам относятся – самостоятельно одевание, уборка за собой игрушек и вещей, умение вымыть руки и лицо, приготовить чай и т.д.

Таким образом, работа дефектолога в детском саду заключается в организации эффективного коррекционного образовательного процесса в зависимости от вида нарушения у ребенка; формирование необходимых навыков для успешной адаптации и социализации в современном обществе.

Проблемы дефектологии

В настоящее время не все дети с ОВЗ получают необходимую квалифицированную помощь. Это связано с уровнем и степенью нарушения, сложной структурой дефекта. Например, слепоглухонемые дети. Дети, имеющие такое нарушение до прошлого века считались необучаемыми. Однако известным американским педагогом Энн Салливан была разработана специальная методика обучения таких детей. С этого момента, в дефектологии началась новая эпоха, которая отмечается разработками методик по воспитания, обучению и развитию детей, имеющих различные виды отклонений и нарушений.

Современные педагоги-дефектологи используют в своей работе различные методики, предложенные другими авторами, а также занимаются адаптацией данных методик под конкретные случаи и нарушения. Кроме того, создаются и апробируются новые инновационные методики по работе с детьми с ОВЗ.

Это вызвано тем, что в наше время возросло количество детей, имеющих различного рода отклонения и нарушения. Особенно отмечается рост детей аутистического спектра, которые требуют от дефектологов разработки новых программ воспитания, обучения и развития.

Таким образом, дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу. Важную, как для ребенка, так и для его родителей. Это позволяет максимально социализировать детей с отклонениями и нарушениями в обществе.

Кто такой дефектолог, чем занимается с детьми и какие занятия проводит

Особенности деятельности дефектолога в детском саду и школе. Специализации этих коррекционных педагогов, направления работы. Проблемы современной дефектологии.

К сожалению, некоторые дети приобретают патологии, у них возникают проблемы с психикой, опорно-двигательным аппаратом, зрением и слухом. В таком случае им нужна помощь дефектолога в детском саду или школе. Этот специалист владеет методиками обучения и воспитания детей с нарушениями развития.

Кто такой дефектолог

Дефектолог — коррекционный педагог, который занимается с детьми, имеющими откролнения в развитии. Несмотря на то что наука дефектология развилась на стыке медицины и педагогики, этот специалист не является врачом. Он коррекционный педагог, и его основная задача — это обучение и воспитание детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Работников этого профиля можно встретить не только в детских садах и школах. Их можно найти в реабилитационных и социальных центрах, поликлиниках. Он может работать как с определённым ребёнком, так и с группой.

Дефектология включает в себя несколько отраслей:

  • Олигофренопедагогика — работа с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость, задержка психического развития);
  • Сурдопедагогика — работа с проблемами слуха;
  • Тифлопедагогика — работа с нарушениями зрения;
  • Логопедия — работа с речевыми нарушениями.

Работа дефектолога в детском саду очень разнообразна и зависит от конкретных нарушений. В обычной школе вы редко найдёте данного специалиста — он работает в специализированных школах для детей с отклонениями в развитии. В школе обычно есть только логопед, который занимается детьми с речевыми нарушениями.

Какую работу он проводит с детьми

Обучает, воспитывает, знакомит с окружающим миром и другое — вот что делает дефектолог с детьми. Это далеко не самый полный перечь видов деятельности. Они зависят от вида нарушения. Общая цель — формирование мотивации к обучению.

На первом этапе учитель-дефектолог проводит обследование. Оно затрагивает все стороны развития. Проверяется, как дети вступают в контакт, как реагируют, какой у них темп работы. Обследуется мышление, понимание инструкций, зрительное и слуховое восприятие.

На основе полученных результатов учитель разбивает детей на группы. Воспитанники в них обладают примерно одинаковым уровнем развития. С некоторыми детьми проводить групповые занятие не получается: к этой категории относятся аутисты — эти детки чаще ставятся на индивидуальные занятия в силу специфики данного нарушен я развития.

Занятия проводятся в нескольких направлениях:

  1. На первом этапе проводится ознакомление с окружающим миром. Формируются представления о нём, его законах. Они развивают внимательность и ответственность за свои действия.
  2. Второй этап — развитие элементарных математических представлений. В ходе занятий дефектолог рассказывает о величине, форме предметов и других характеристиках.

Большое внимание уделяется сенсомоторному развитию. Отдельно ведётся работа по развитию ощущений. Для этого делаются пальчиковые бассейны с разными крупами и мелкими игрушками. Полезно готовить ароматную еду, изучать овощи, фрукты, ягоды, трогать, обследовать пальчиками. Всё это помогает детям сформировать разные ощущения.

Малыши с задержкой психического развития отличаются проблемами с играми. Им тяжело контактировать с кем-то, следовать правилам. Поэтому им требуется помощь дефектолога. Он грамотно руководит действиями подопечных и помогает им найти общий язык друг с другом.

Примеры методов работы

Образовательный процесс строится исходя из особенностей нарушения. Например, при проблемах со слухом возникает распад устной речи. Особенно это касается дошкольного возраста, так как в этот период идёт активное формирование речи.

Потеря слуха, отсутствие нормальной коммуникации приводит к тому, что малыш начинает молчать. При отсутствии должной коррекционной поддержки он навсегда теряет навык. В дальнейшем его обучают жестовому языку, но это сильно ограничивает его возможность интеграции в обществе.

Для этого создают специальные объёмные книги. Они выполнены из разного материала и изображают: здания, улицы, животных, растения. Всё это позволяет ученикам с нарушением зрения сформировать представления об окружающем мире.

Немаловажно прививать навыки самообслуживания, так как порой родители не дают ребёнку это делать, лишая его шанса на самостоятельную жизнь. Ближе к школе начинается подготовка к овладению шрифтом Брайля. Это рельефный точечный рисунок, который является аналогом обычного письма. Слепые через пальцы воспринимают его и читают написанное.

Олигофренопедагоги занимаются детьми с интеллектуальными нарушениями. Это задержка психического развития и умственная отсталость. Работа с такими учениками строится на развитии мышления. Им также прививаются навыки самообслуживания, коммуникации. Детей с лёгкой степенью умственной отсталости приучают к труду.

Проблемы дефектологии

В современных условиях не все лица с ОВЗ получают помощью. Есть малыши со сложной структурой дефекта, например, слепоглухие. До прошлого века все они считались необучаемыми, пока известный американский педагог Энн Салливан не показала пример обучения такого ребёнка. Именно её фотография является заглавной к этой статье.

Её ученица, Хелен Келлер, потеряла возможность слышать и видеть после тяжёлой болезни. Участь девочки была незавидной — приют. Но Салливан доказала, что её можно адаптировать к обществу. Келлер стала активисткой, писательницей, лектором. Её деятельность широко освещалась в обществе. Однако в современном мире обучение таких детей сопряжено с рядом трудностей.

Возросшее количество малышей с расстройством аутистического спектра (РАС) требует от дефектологов разработки новых программ обучения. В прошлом веке их было принято считать умственно отсталыми, но современные исследования опровергли это. Работа с такими детьми должна быть направлена на развитие коммуникативных навыков.

Подводя итог можно сказать, что дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу. Важную как для малыша, так и для его родителей. Это позволяет максимально социализировать детей в обществе.

статья содержит цель коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога, задачи. направления и содержание.

ВложениеРазмер
sistema_raboty_uchitelya_s_detmi_s_zpr_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx 29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы учителя-дефектолога с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: детей, учителя-дефектолога, воспитателя и родителей.

Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учётом структуры дефекта детей с ЗПР.

Распределение занятий (по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по формированию элементарных математических представлений с элементами конструирования, по обучению сюжетно-ролевой игре), проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной нагрузке на ребёнка в ДОУ.

Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР начинается первого сентября, длится девять месяцев (по 30 июня) и условно делятся на три периода:

Адаптационный период и углублённая диагностика (обследование и заполнение карт развития, наблюдение за детьми в различных ситуациях: во время режимных моментах, игровых ситуациях, при общении с взрослыми и сверстниками), индивидуальная работа с детьми, а также составление плана работы на первое полугодие.

Октябрь, ноябрь, декабрь, январь

Коррекционно-развивающая работа с детьми проводится индивидуально и по подгруппам.

(в январе подводятся итоги работы за первый период, проводится диагностика развития детей)

Февраль, март, апрель, май

Коррекционно-развивающая работа с детьми проводится индивидуально и по подгруппам.

(в мае подводятся итоги работы за год)

Июнь, июль, август

Летний оздоровительный период

Совместная деятельность с детьми по закреплению сформированных знаний, умений и навыков (игры и игровые упражнения).

Активно реализуются индивидуальные и групповые проекты.

Коррекционно-развивающая работа с детьми проводится индивидуально и по подгруппам.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе дефектолога, логопеда и воспитателя.

На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализированной группы и выраженности недостатков в развитии.

В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений и течение года. Выбор формы проведения занятия с детьми зависит от вида и содержания занятия и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия. Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством проведения диагностики: первичной и повторной, обработки и анализа полученных результатов.

Занятия проводятся учителем-дефектологом в соответствии с расписанием и режимом дня в данной возрастной группе.

Цель коррекционно-развивающей работы учителя – дефектолога:

создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с проблемами в развитии и формирование его позитивно - личностных качеств.

  • Взаимодействовать со всеми специалистами ДОУ в процессе коррекционно - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Выявлять индивидуальные особенности развития ребенка, его слабые стороны и способности к компенсации, определение оптимального педагогического маршрута.
  • Формировать способы усвоения ребенком ОВЗ социального опыта, взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности.
  • Развивать компенсаторные механизмы становления психики и деятельности проблемного ребенка.
  • Предупреждать развитие вторичных отклонений познавательной сферы, поведения и личности в целом.
  • Формировать у проблемного ребенка способы ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, сохраняющие и укрепляющие здоровье детей с нарушением интеллекта детей дошкольного возраста, а также предупреждающие возможные трудности в процессе школьного обучения.
  • Сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития аномального ребенка, обучать родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающих эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его возможности.

Направления работы учителя - дефектолога.

  1. Осуществление системы коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.
  2. Определение содержательной направленности коррекционной работы в зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности.
  3. Создание условий для максимального развития ребенка в соответствии с потребностями возраста и особенностями психологической структуры "зоны ближайшего развития".
  4. Компенсация упущенного формирования тех компонентов психики, которые являются базовыми в развитии, готовность к восприятию учебного материала соответствующего его возможностям.
  5. Формирование разносторонних представлений о явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи.

Содержание работы учителя – дефектолога:

  • Коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи этой категории в освоении программы.
  • Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.
  • Осуществление индивидуально - ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
  • Возможность освоения детьми с ОВЗ Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
  • Взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения.
  • Содержание коррекционной работы для детей с тяжелыми физическими и психическими нарушениями строить с акцентом на социализацию ребенка и формирование практически - ориентированных навыков.

Период с сентября по декабрь.

Ознакомление с окружающим и развитие речи

Формирование элементарных математических представлений с элементами конструирования

Осень. Признаки осени.

Один, много, столько же.

Осень. Деревья осенью.

Сравнение предметов. Цвет, размер

Лес. Ягоды. Грибы.

Лес. Ягоды. Грибы.

Сравнение предметов. Цвет и форма.

Сравнение предметов Цвет, форма, размер.

Число 2. Свойства предметов.

Число 2.Признаки предметов.

Спереди, сзади, между

Высокий -низкий, выше -ниже, одинаковые по высоте. Сравнение предметов по высоте

Читайте также: