Логоритмика как средство коррекции ффнр кратко

Обновлено: 03.07.2024

Дошкольное детство — самый благоприятный период для развития речи от ее содержания и до орфоэпических качеств, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду.

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и других компонентов языковой системы я использую эффективное средство преодоления речевых и неречевых нарушений, как логоритмика.

В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития. Эта проблема требует поиска путей оптимизации развивающей среды с учетом типологических и индивидуальных особенностей их онтогенеза.

Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребенка через постоянное общение со взрослыми и сверстниками. Но именно воспитатели должны научить детей выражать свои мысли чистым литературным языком, свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью, воспитывать звуковую культуру речи. Полноценная речь — необходимое условие успешного обучения в школе.

Логоритмика включает в себя такие формы работы, которые способствуют речевому развитию, коррекции дефектов речи: ФФНР, ОНР, заикание, алалия, и сопутствующих ей других дефектов: недоразвитие ряда психомоторных функций, общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук, проблемы с ориентацией в пространстве, дефекты произвольного слухового внимания, эмоциональная неустойчивость.

Логоритмика - это активная терапия, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением.

Логопедическая ритмика позволяет решать оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.

  • Укрепление костно-мышечного аппарата.
  • Развитие координации движений и моторных функций.
  • Воспитание правильной осанки, походки.
  • Развитие ловкости, силы, выносливости.
  • Формирование двигательных умений и навыков.
  • Развитие пространственных представлений.
  • Развитие ловкости, силы, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
  • Воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
  • Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.
  • Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила и. т. д.
  • Формирования и развитие организаторских способностей.
  • Коррекционная направленность логопедической ритмики обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы.
  • Учитываются возрастные и личностные особенности детей, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, а также развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, грамматического строя речи, фонематического восприятия, формирование и развитие слухового и зрительного внимания и памяти.
  • Корреционные задачи устраняют нарушенные функции, развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Логоритмические занятия способствуют:

  • Укреплению костно-мышечного аппарата
  • Развитию фонематического слуха
  • Развитию слухового внимания
  • Развитию музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха
  • Развитию мимики, пантомимики
  • Формированию и развитию кинестетических ощущений
  • Развитию координации и пространственной организации движений, моторных функций
  • Развитию выразительности и грации движений
  • Воспитанию переключаемости с одного поля деятельности на другое
  • Формированию, развитие, слухо-зрительно- двигательной координации
  • Развитию физиологического и фонационного дыхания
  • Развитию певческого диапазона голоса
  • Развитию чувства ритма
  • Воспитанию умения перевоплощаться
  • Развитию речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков
  • Воспитанию связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением
  • Формированию и закреплению навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка: совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых занятий, способность преодолевать трудности, творчески выразить себя.

Кроме того, упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, побуждают ребенка к общению, освобождают от неподвижности на занятиях и также включают следующие элементы:

  • логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
  • ритмические уражнения служат средством формирования и развития чувства ритма и выразительности в движениях и в речи;
  • упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу и постепенность;
  • упражнения для развития общей моторики позволяют регулировать мышечный тонус;
  • для развития мелкой моторики применяются игры с пальчиками (пальчивовая гимнастика), сопровождаемые чтением стихов, народных потешек, скороговорок, чистоговорок. С помощью пальчиковых игр эффективно закрепляется произношение поставленного звука, отрабатывается дикция, развиваются общие речевые навыки, координация тонких движений пальцев рук;
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
  • упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей;
  • упражнения на развитие мимических мышц, для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления.

В занятиях используется принцип постепенного наращивания материала по всем разделам изучаемых лексических тем. Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники и дидактические игры.

Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение к детям к логоритмическим заданиям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

В последнее время, к сожалению, увеличивается количество детей с различными патологиями, в том числе с нарушением речи. Одним из средств коррекции речи является логопедическая ритмика (логоритмика).

Занятия по данной программе находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия.

У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика. Движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, внимания, координации движения. Развитие общей моторики способствует развитию речи. Ритмичные, четкие упражнения для ног, рук, туловища и головы совершенствуют движения артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей и т.д., а также стимулируют развитие мозга, соответственно и речи.

Программа направлена на преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и адаптацию ребенка к условиям внешней и внутренней среды. В рамках программы педагогом решается ряд учебных, воспитательных,развивающих и коррекционных задач.

Подробно остановлюсь на развивающих и коррекционных задачах. Это развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; развитие двигательных умений и навыков; развитие способности ориентироваться в пространстве; развитие фонематического слуха; формирование навыков релаксации; развитие и коррекция музыкально-ритмических движений; развитие произвольного внимания, слуховой и зрительной памяти; развитие творческих способностей в импровизации.

Педагогом используются наглядные, словесные и практические методы.

  • Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.
  • Словесные методы обращены к сознанию занимающихся, они помогают осмыслению поставленной задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений.
  • Практические методы связаны с практической деятельностью, они обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.

Содержание каждого занятия программы напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе.

Увлекательный сюжетный ход, игровая форма занятий в сочетании с широким использованием наглядного материала, подбираемого педагогом, стимулируют у воспитанников потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик.

В основную часть каждого занятия педагогом обязательно включаются упражнения:

  • на регуляцию мышечного тонуса;
  • на развитие общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика);
  • на развитие мимических мышц;
  • на развитие дыхания;
  • на развитие чувства темпа и ритма;
  • на развитие координации речи с движением;
  • пение.

Музыкально-ритмические упражнения, используемые на занятиях, направлены на формирование навыков ритмичного движения в соответствии с характером музыки, на обучение менять движения в соответствии с двухчастной и трёхчастной формой музыки, на совершенствование навыков основных движений (ходьбы, бега), на обучение ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), на развитие эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений с использованием мимики.

Артикуляционная (логопедическая) гимнастика укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность, растягивает подъязычную связку (уздечку), обучает равномерному и продолжительному выдоху, отрабатывает движение верхней губы вверх и вниз, учит удерживать губы и язык в заданном положении, развивает силу выдоха, укрепляет мускулатуру языка и щёк, укрепляет жевательно-артикуляторные мышцы.

Фонопедические упражнения укрепляют гортань и прививают навыки речевого дыхания. Пениеспособствует формированию умения петь протяжно, подвижно, согласованно, брать дыхание между короткими музыкальными фразами, учит смягчать концы фраз, чётко произносить слова, петь мелодию, передавая характер музыки, петь с инструментальным сопровождением и с помощью музыкального руководителя.

Игра на детских музыкальных инструментах приносит воспитанникам особое удовольствие.Дети учатся подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане, металлофоне, ксилофоне, маракасах.

Особая роль педагогом отводится коммуникативным играм и танцам, так как они развивают эмоциональность и позитивное самоощущение, что особенно важно для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. А упражнения на релаксацию снимают эмоциональное и физическое напряжение.

На занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья особо важно поддерживать высокий уровень обратной связи со всеми воспитанниками.

Под влиянием регулярных логоритмических занятий происходят позитивные перемены в функционировании различных систем организма ребенка: сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной и др.

Реализация программы также способствует совершенствованию речи ребёнка, овладению им двигательными навыками, умению ориентироваться в окружающем мире, пониманию смысла предлагаемых заданий, формированию умения преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Кроме того, у детей формируется чувство общности в коллективе, что очень важно для воспитанников отдела реабилитации, так как они, как правило, не посещают детского сада.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Три кита, на которых стоит логоритмика - это движение, музыка и речь.

Логопедическая ритмика – это вид активной терапии движениями, который способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов, таких, как ОНР, заикание и алалия. В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями:
1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики,

координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного

тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей;

активация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа

включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и

ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической

моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного

звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Цель логоритмики - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии речи ребёнка , посредством движения.

· развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики с помощью логоритмических игр, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, логопедических попевок.

· формирование правильного дыхания (умение делать глубокий вдох и длительный выдох).

· развитие способности ориентироваться в пространстве (музыкальные игры).

· выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью (хороводы, игры с пением).

К методическим приемам относятся: показ упражнений; совместное выполнение движений; словесная инструкция; пояснение с конкретным показом движения.

Занятия с элементами логоритмики осуществляются в тесном контакте с логопедом, который консультирует, на какие звуки следует подбирать речевой и песенный материал. Особенность применения этих упражнений заключается в том, что, кроме развития голосовых данных и мышечного аппарата ребенка, развиваются детские эмоции, пробуждается его мысль и фантазия.

Через танцевальные движения дети знакомятся с основными элементами классического, народного и современного танца, учатся легко ориентироваться в пространстве. Хорошо известно, что танец способствует раскрытию внутреннего мира ребенка через эмоции, к тому же это еще и самый доступный способ самовыражения ребенка, когда ему еще трудно словами сказать, что он чувствует и что с ним происходит.

Значение танца для ребенка заключается в том, что он помогает снять эмоциональное напряжение безопасным способом. Ведь не всегда малыш может высказать и адекватно выразить свои негативные чувства: гнев, обиду и т. п.

Практика показала, что регулярное включение элементов логоритмики и ритмопластики в процесс музыкального воспитания дошкольников способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности. В результате этого у детей: нормализуются психические процессы и свойства; быстрее формируются двигательные навыки; чище и грамотнее станет речь; эффективнее будут развиваться музыкальные и творческие способности.

Упражнения для логоритмики:

Вместе весело живем – хорошо быть муравьем! (шагают на месте)

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)

Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (топают ногами попеременно)

Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)

Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)

Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)

Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)

Он становится большой (медленно развести руки в стороны).

Вдруг шар лопнул (хлопок в ладоши),

Воздух вышел (подуть на ладони),

Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку).

Это ты в ветвях повис? (потряхивают кистями рук)

-Тс-с-с! (приложить пальчик к губам)

- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)

- Это ты в траве шуршишь?

- ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)

- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)

Вышел дождик погулять! (марш)

Шел неспешно по привычке.

А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами)

И ушел. Газон засох . (присесть)

Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)

Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю ! (сжимать – разжимать кулачки)

Будет сильной правая!Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)

Поскользнулся, в речку – бух ! (круговые движения руками, затем приседают)

Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком)

Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее успешно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять основу для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Именно на этой закономерности основан один из методов логопедической работы по развитию речи ребёнка – логоритмика. Она связывает воедино слово, музыку и движение.

В последние годы все чаще можно видеть детей, имеющих не простые речевые нарушения, а нарушения речи, возникшие вследствие различных синдромов в сочетании с нарушениями двигательной сферы. Для профилактики и устранения таких нарушений и комплексной коррекции развития ребенка свою эффективность показали логоритмические занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

В логоритмике применяется интегративный принцип, позволяющий исправлять речевые нарушения за счет развития двигательной сферы, и корректировать двигательные нарушения за счет включения в двигательные процессы речевого контроля. Логоритмические занятия представляют собой ряд приемов, в основе которых лежит принцип сочетания движения, музыки и речи, что повышает эффективность всей коррекционной работы как у детей с речевыми проблемами, так и у детей с нарушениями двигательной сферы. Как видим, в основе этого подхода лежит основной принцип орф-педагогики.

При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления. Первое направление логоритмической работы – развитие неречевых процессов. Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. Второе направление – развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как: И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Логоритмика состоит из следующих элементов:

  • логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
  • пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
  • упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
  • песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.

В структуру логопедических занятиях можно включать элементы логоритмики. Причём логоритмические игры и упражнения можно использовать на любом этапе логопедического занятия. Такие упражнения учат детей чувствовать темп, выдерживать ритм, координировать движение и слово, развивают слуховое внимание, речевое дыхание и фонематический слух. Мы можем использовать движения всем телом для развития общей моторики ребенка или пальчиковые упражнения для развития мелкой моторики.

Вспомните все детские потешки и присказки, сопровождающиеся движениями:

«По кочкам, по кочкам,

по гладенькой дорожке,

А физминутки на школьных уроках:

Нарушен фонематический слух. И снова мы возьмем на вооружение логоритмические приемы, и попросим детей напевать самые простые двустишья: СА-СА-СА – вот ЛИ-СА, НА-НА-НА – вот СТЕ-НА. Это поможет нам услышать последний слог в слове и произнести его четко и ясно.

Поставив звук и введя его в речь ребенка, опытный логопед обязательно попросит совместить стишок с этим звуком с движениями руками.

Это тоже логоритмические упражнения. Они могут проводится, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Прекрасно использовать для таких коммуникативных игр бубен, дудочку или барабан.

(И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе.)

Мы снежинки, мы пушинки, (Наклон головы вправо и влево.)

Покружиться мы не прочь. (Поворот на 360°.)

Мы снежинки-балеринки. (Наклоны туловища вправо и влево.)

Мы танцуем день и ночь. (Приставной шаг вправо и влево.)

Мы деревья побелили. (Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и. п.)

Землю бархатом укрыли. (Приседание с разведением рук.)

И от стужи сберегли. (Руки в стороны, вниз и возврат в и.п.)

Для профилактики ошибок чтения и письма одним из самых прекрасных логопедических приемов будет совместить сложные движения обеих рук (читай обоих полушарий головного мозга) с произнесением стихотворения. Такая скоординированная с речью работа обоих полушарий самым действенным образом подготавливает речевые зоны головного мозга к первым годам обучения в школе.

Овладение основами музыки предполагает не только основательное приобретение каких-то знаний, но, главное, умение ими активно и творчески оперировать. Поэтому большое значение в данном контексте приобретают простые музыкальные средства – хлопки, шлепки, притопы, и те инструменты, которые обязаны им своим происхождением – в первую очередь ударные.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что логоритмика (в основе которой лежит орф-педагогика) в различных своих проявлениях может красной нитью украсить и обогатить нашу жизнь от рождения до самого преклонного возраста.

Читайте также: