Чем республика отличается от империи кратко и понятно

Обновлено: 28.06.2024

Третье отличие — сильно изменилась римская армия. Коренные перемены начались с реформ Гая Мария, когда в легионы стали призывать и неимущих, обеспечивая их оружием и снаряжением за счёт государства. Ранее римские легионы набирались исключительно из граждан, причём небедных. Имущественный ценз в конце III в. до н.э. составлял 11 тыс. ассов и римляне, стоимость состояния которых не достигала этой суммы, в легионе служить не могли. Лица, не имевшие римского гражданства, имели право служить лишь в союзнических войсках, с отдельным командованием. Кроме того, сама служба никаких привилегий не давала. Практически не было и постоянных войск. Начиналась война — набирали легионы, заканчивалась — их распускали.

Среди галльских племён были как враги, так и союзники Рима. Галльская кавалерия на картине современного художника.

Среди галльских племён были как враги, так и союзники Рима. Галльская кавалерия на картине современного художника.

Ещё одно отличие между Римской республикой и империей заключалось в прекращении территориальной экспансии. В республиканские времена Рим постоянно воевал, в имперские — тоже. Но при республике эти войны заканчивались очередным расширением границ римского государства. Такое случалось и при императорах, например в правление Траяна. Но в целом, римские границы в последние века существования империи практически не менялись. Рим так и не смог покорить север Британии, Германию, Парфию, Армению, хоть неоднократно пытался это сделать.

Сами границы (так называемый лимес) римской державы тоже стали иными. Раньше на них иногда возводили оборонительные валы и прочие защитные сооружения. Но они были временными, ведь римляне стремились продолжить свои завоевания. А вот при императорах появились мощные капитальные сооружения, такие как вал Адриана в Британии. Теперь римляне не надеялись закрепиться на землях за лимесом. Если раньше римляне подкупали вождей варварских племён, чтобы в союзе с ними воевать с внешними врагами, то теперь союзным племенам разрешали селиться на пограничных римских землях, чтобы они защищали Рим от набегов внешних варваров.

Ну и разумеется, существенно изменилась внутренняя политика. При республике судьбы Рима кроме сената могли решать и народные трибуны. В имперские времена всю политику стали определять император и его близкое окружение. Мнение обычных граждан и тем более городской черни перестало иметь хоть какое-то значение. Зато многое стало зависеть от настроений армии и особенно преторианской гвардии, поддерживавшей или свергавшей императоров по своему усмотрению. Власть сената формально сохранялась, но на деле никто не смог помешать Калигуле сделать сенатором своего любимого коня Инцитата. Плебс же императоры купили бесплатной раздачей хлеба и представлениями в Коллизее.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

1. Форма государственного правления, при к-рой верховная власть принадлежит выборным представительным органам. Буржуазная р.

2. Страна с выбранными на определённый срок представительными органами власти.

1. Монархическое государство во главе с императором; вообще государство, состоящее из территорий, лишённых экономической и политической самостоятельности и управляемых из единого центра. Римская и. Британская и. (название Англии с колониями; устар.) . Падение империи.

2. перен. Крупная монополия, осуществляющая контроль над целой отраслью промышленности, над какойн. деятельностью. Газетная и. Опиумная и.

Республика и империя - слова, которые используются для обозначения наций и групп наций соответственно. Самый классический пример республики и империи - это Римская республика и Римская империя, в то время как в мировой истории было бесчисленное количество империй, из которых Британская империя была самой влиятельной по охвату и распространению. В то время как концепция империи имеет коннотации, которые не нравятся современным национальным государствам, напоминая им о колониальных временах, все больше и больше стран предпочитают, чтобы их называли республиками, а не путать с автократией и монархиями. Между республикой и империей есть много различий, которые станут понятны после прочтения этой статьи.

Республика

Сейчас трудно представить, что еще две тысячи лет назад в Риме существовала система правления, напоминающая современные республики с мощным сенатом, состоящим из представителей, выбранных гражданами Рима. Однако личные амбиции и борьба за власть привели к хаосу и, в конечном итоге, к превращению республики в империю. Это было время, когда Август сменил Кризера и превратил Рим в империю.

Империя

В чем разница между Республикой и Империей?

• Республика - это термин, используемый для обозначения стран, в которых глава государства избирается непосредственно народом, тогда как империя относится к географической области, управляемой одним человеком, называемым императором.

• Рим был республикой до того, как личные амбиции и борьба за власть привели в конечном итоге к его преобразованию в Римскую империю.

• Хотя в настоящее время США являются самой могущественной страной в мире, они сопротивляются соблазну называться империей, несмотря на сильное влияние на многие страны, и остаются демократией или республикой.


На уроках обществознания школьники проходят много тем, которые связаны с государственными устоями. Одну из них рассмотрим в этом материале: форму государственного правления.

О чем эта статья:

10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Определение формы правления

Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

  • В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Формы власти показывают:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.

Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.

Монархия

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.

Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.

Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.

Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.

Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.

Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.

В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.

Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.

Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.

Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.

Виды монархий Основные черты
Абсолютная (неограниченная) Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др.
Конституционная Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую.
Дуалистическая Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.
Парламентская Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании.

Основные виды монархий и их признаки

Линии сравнения Абсолютная (неограниченная) Дуалистическая Ограниченная (парламентская, конституционная)
Принадлежность законодательной власти Монарх Разделена между монархом и парламентом Парламент
Осуществление исполнительной власти Монарх Формально — монарх, фактически — правительство
Назначение главы правительства Монарх Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов
Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом
Право роспуска парламента — (парламент отсутствует) У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
Право вето монарха на решения парламента Абсолютное вето Предусмотрено, но не используется
Чрезвычайно-указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
Современные государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!

Республика

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.

Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.

Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).

Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).

Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).

Читайте также: