Чем помогает школе объективность в достижении поставленных целей

Обновлено: 27.04.2024

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

от 16 марта 2018 года N 05-71

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) с целью повышения эффективности системы оценки качества образования путем формирования среди всех участников образовательных отношений устойчивых ориентиров на методы и инструменты объективной оценки образовательных результатов обучающихся направляет для использования в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, а также органов исполнительной власти, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, рекомендации по повышению объективности оценки образовательных результатов (далее - рекомендации).

Данные рекомендации могут быть использованы для формирования и совершенствования региональной стратегии развития образования, подготовки программ развития, планирования деятельности в области оценки качества образования, а также подготовки рекомендаций и других документов для муниципальных органов власти и для образовательных организаций общего образования.

Меры, указанные в настоящих рекомендациях, могут быть применены как при проведении оценочных процедур федерального уровня (например, всероссийских проверочных работ), так и при проведении оценочных процедур регионального и муниципального уровней, а также при проведении отдельных оценочных процедур на уровне образовательных организаций.

Рекомендации по повышению объективности оценки образовательных результатов

Общие положения

Целью настоящих методических рекомендаций является повышение эффективности системы оценки качества образования путем формирования среди всех участников образовательных отношений устойчивых ориентиров на методы и инструменты объективной оценки образовательных результатов обучающихся.

Повышение объективности оценки образовательных результатов может быть достигнуто только в результате согласованных действий на всех уровнях управления образованием: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне образовательных организаций.

Данные рекомендации адресованы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, а также органам исполнительной власти, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, и могут быть использованы для формирования и совершенствования региональной стратегии развития образования, подготовки программ развития, планирования деятельности в области оценки качества образования, а также подготовки рекомендаций и других документов для муниципальных органов власти и для образовательных организаций.

Меры, указанные в настоящих рекомендациях, могут быть применены как при проведении оценочных процедур федерального уровня (например, всероссийских проверочных работ), так и при проведении оценочных процедур регионального и муниципального уровней, а также при проведении отдельных оценочных процедур на уровне образовательных организаций.

Описание мер, направленных на повышение объективности оценки образовательных результатов

Основные подходы

Для повышения объективности оценки образовательных результатов рекомендуется организовать комплексные мероприятия по трем направлениям:

1. Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры в образовательных организациях.

2. Выявление ОО с необъективными результатами и профилактическая работа с выявленными ОО.

3. Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.

Наиболее эффективным является комплексное сочетание всех трех подходов и создание на их основе действенной системы, при которой все участники образовательных отношений заинтересованы в объективной оценке образовательных результатов, и одновременно принимаются всесторонние меры для обеспечения объективности результатов при проведении всех мероприятий по оценке качества образования.

Ниже представлено более детальное описание каждого подхода.

Подход 1: обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры в образовательных организациях

Для обеспечения возможности получения в рамках конкретной оценочной процедуры объективных результатов необходимо выполнение следующих условий.

1. Наличие описания оценочной процедуры, закрепляющего соответствие этой оценочной процедуры следующим принципам:

а. использование научно обоснованной концепции и качественных контрольных измерительных материалов;

б. применение единых организационно-технологических решений, мер защиты информации;

в. привлечение квалифицированных специалистов на всех этапах;

г. устранение конфликта интересов в отношении всех специалистов, привлеченных к проведению оценочной процедуры.

2. Организация на региональном и/или муниципальном уровнях контроля соблюдения всех положений и регламентов, приведенных в описании оценочной процедуры. Контроль может, в том числе, осуществляться посредством:

а. привлечения независимых, общественных наблюдателей;

б. выезда в пункты проведения представителей муниципальных и региональных ОИВ;

в. организации видеонаблюдения и т.п.

Условие отсутствия конфликта интересов означает, в том числе, что необходимо соблюдать следующие требования:

- в качестве наблюдателей не могут выступать родители учащихся класса, который принимает участие в оценочной процедуре;

- учитель, ведущий данный предмет и работающий в данном классе, не должен выступать организатором работы и участвовать в проверке работ;

- проверка работ должна проводиться по стандартизированным критериям с предварительным коллегиальным обсуждением подходов к оцениванию.

Более детально рекомендации по организации и проведению независимых процедур оценки качества образования представлены в приложении 1.

Указанные условия соблюдены при проведении единого государственного экзамена, национальных исследований качества образования (НИКО), международных сравнительных исследований.

При организации каждой оценочной процедуры регионального и/или муниципального уровней необходима разработка аналогичного описания на основании рекомендаций, содержащихся в приложении 1, а также контроль соблюдения всех положений и регламентов разработанного описания.

При организации всероссийских проверочных работ необходима разработка регионального регламента их проведения, типовых регламентов для ОО, касающихся вопросов проведения ВПР в ОО и обеспечения объективности результатов, а также контроль соблюдения всех принятых регламентов.

Примечание. Выполнение указанных условий для ВПР в части контроля является весьма ресурсоемким, поскольку требует направления в ОО независимых наблюдателей для проведения самих процедур и привлечения независимых экспертов для оценки работ участников ВПР. В связи с этим данный подход в рамках ВПР может быть применен только в ограниченном количестве ОО. В остальных ОО рекомендуется применять сочетание второго и третьего подходов, представленных ниже.

Подход 2: выявление ОО с необъективными результатами и профилактическая работа с выявленными ОО

Выявление ОО с необъективными результатами оценочной процедуры федерального или регионального уровня может осуществляться аналитическими методами, с использованием:

- оценки доверительного интервала среднего балла для ОО относительно группы ОО из данного региона;

- оценки доверительного интервала процента выполнения каждого задания по каждой ОО, участвовавшей в оценочной процедуре, относительно контрольной выборки ОО;

- сравнения результатов ОО с результатами ОО контрольной группы, с учетом контекстных данных об ОО;

- сравнения уровня результатов оценочной процедуры в ОО с уровнем результатов ЕГЭ с учетом контекстных данных об ОО;

Контрольная выборка ОО включает те ОО, в которых реализован первый подход или хотя бы обеспечено присутствие независимых наблюдателей на всех стадиях проведения оценочной процедуры. Поскольку контрольная выборка ОО должна быть достаточно большой (не менее 150 ОО), ее формирование возможно только в случае проведения массовых оценочных процедур, например, ВПР или региональных оценочных процедур с участием большинства ОО региона.

При использовании статистических методов выявления ОО с необъективными результатами может быть применен кластерный подход.

Признаком необъективности оценивания образовательных результатов в ОО может также служить наличие выпускников ОО, получивших золотые медали и имеющих низкие результаты ЕГЭ.

В случае обнаружения признаков недостоверности результатов в ОО рекомендуется:

- осуществить перепроверку результатов;

- в случае подтверждения недостоверности результатов выработать комплекс мер в отношении данной ОО.

Подход 3: формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов

Для формирования у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов, рекомендуется применять следующие меры:

- реализовывать в приоритетном порядке программы помощи ОО с низкими результатами, программы помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты, руководителям ОО, в которых есть проблемы с организацией образовательного процесса и т.п.; во всех перечисленных случаях применять меры административного воздействия, только если программы помощи не приводят к позитивным сдвигам в результатах;

- использовать для оценки деятельности педагога результаты, показанные его учениками (в независимых оценочных процедурах, соответствующих рекомендациям приложения 1) только по желанию педагога;

- способствовать повышению заинтересованности ОО в использовании объективных результатов региональных и федеральных оценочных процедур;

- проводить разъяснительную работу с муниципальными органами управления образованием и руководителями ОО по вопросам повышения объективности оценки образовательных результатов и реализации перечисленных выше мер.

Важным механизмом обеспечения объективности оценивания является внутришкольная система оценки образовательных результатов, способствующая эффективному выполнению педагогами трудовой функции "по объективной оценке знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей". Элементами такой системы в ОО являются, в том числе:

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 18.10.2013". - Примечание изготовителя базы данных.

- положение о внутренней системе оценки качества подготовки обучающихся;

- система регулярных независимых оценочных процедур, объективность результатов которых обеспечивает руководство ОО;

- принятые в ОО прозрачные критерии внутришкольного текущего и итогового оценивания, обеспечивающие справедливую непротиворечивую оценку образовательных результатов обучающихся;

- непрерывный процесс повышения квалификации учителей в области оценки результатов образования, включающий не только обучение на курсах повышения квалификации, но и внутришкольное обучение и самообразование;

- проведение учителями и методическими объединениями аналитической экспертной работы с результатами оценочных процедур.

Приложение 1

Рекомендации по организации и проведению независимых процедур оценки качества образования

Общие положения

Важнейшим условием эффективного использования результатов оценочной процедуры является обеспечение на всех стадиях разработки, подготовки и проведения оценочной процедуры определенных условий, в том числе, обеспечения валидности инструментария по отношению к тому, что оценивается, и надежности процедур (разработки инструментария, проведения самих процедур, обработки и анализа результатов). Другим важным условием, позволяющим проводить эффективный анализ результатов оценочных процедур, является наличие четкого описания этих процедур, позволяющего точно интерпретировать полученные результаты.

В методических рекомендациях изложены основные принципы, которым должны удовлетворять подготовка и проведение оценочных процедур, разработка инструментария для их проведения. Указанные принципы направлены на обеспечение объективности результатов оценочных процедур и эффективности их использования в целях принятия на их основе управленческих решений.

Настоящие рекомендации могут быть использованы при формировании системы оценки качества образования на уровне субъекта Российской Федерации, муниципалитета или на уровне образовательной организации.

Очень часто от родителей учащихся и других мы можем услышать, что учитель поставила ребенку отметку, которую он не заслужил. Многие считают, что оценивать качество знаний учащихся в современном мире очень легко. Но мало кто задумывался над тем, как же учитель оценивает знания детей. Объективное оценивание даже в современном мире остается педагогической проблемой.

Как происходит оценивание детей в начальных классах нашей школы?

ВложениеРазмер
pedsovet.docx 18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Очень часто от родителей учащихся и других мы можем услышать, что учитель поставила ребенку отметку, которую он не заслужил. Многие считают, что оценивать качество знаний учащихся в современном мире очень легко. Но мало кто задумывался над тем, как же учитель оценивает знания детей. Объективное оценивание даже в современном мире остается педагогической проблемой.

Как происходит оценивание детей в начальных классах нашей школы?

Диагностическая карта по подготовке ребенка к школе.

1.Количество и счет

2.Сравнение по форме

3.Ориентировка в пространстве

4.Логическая связь и закономерность

5.Классификация по признакам

6.Решение примеров и задач

7.Развитие мелкой моторики

Подготовка к обучению грамоте

1.Развитие звуковой культуры речи

2.Развитие фонематического слуха

3. Развитие звуко-буквенного анализа

5.Развитие графических навыков

Отслеживание объективности оценивания в начальной школе

При отслеживании объективности оценочных процедур используется мониторинг - это средство для определения расхождения данных. Например, если учащиеся класса показали высокий процент качества по предметам за четверть, но имеют низкие показатели за оценочные процедуры, то в данном классе проводятся срезы по предметам, а учитель выставляется на персональный контроль администрации школы. Это делается для того, чтобы при переходе в основную школу показатели качественной успеваемости класса не были завышены.

Отслеживание объективности выставления отметок позволяют отследить проведение региональной контрольной работы и Всероссийских проверочных работ по предметам. В данных работах недопустимо несовпадение отметок за работу с годовыми отметками.

Также объективность отметок внешнего контроля осуществляется:

-наличием наблюдателей во время проведения оценочных процедур;

-проверка работ осуществляется комиссией учителей, не работающих в данных классах;

- обеспечением видеонаблюдения за проведением процедуры оценивания.

- едиными требованиями к проверке работ.

Своё выступление хочу закончить такими словами:

Так утверждал американский философ и психолог Уильям Джеймс.

И с этим сложно не согласится.

Наша с вами задача, как учителей - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС – основа объективной оценки уровня образования ученика в начальной школе

Конспект выступления на Семинаре ГБОУ УДППО ЦПКС "ИМЦ" и ГБОУ СОШ №461 Колпинского района Санкт-Петербурга "Преемственность ФГТ дошкольного образования и ФГОС начальной ступени .


Проект учителя "Современные образовательные технологии как средство повышения качества обучения учащихся в начальной школе"

Проект о внедрении в учебный процесс начальной школы СОТ.

Система оценки качества знаний учащихся ФГОС

Выступление на педагогическом совете школы. Март 2015 год.


Презентация на тему: "Основные виды, методы и формы контроля и оценки знаний учащихся в начальной школе"

Данная презентация содержит практические рекомендации для учителя, работающего в начальной школе в 1 классе. Раскрыты 4 основные формы контроля, этапы формирования оценочного суждения.

ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

При переходе в режим развивающего обучения изменяются подходы к оцениванию. Необходимо отказаться от поверхностного оценивания школьников в начале каждого урока, в ходе освоения нового материала. Пров.

Инновационные системы оценки качества знаний учащихся


Контроль и оценка учебной деятельности учащихся в начальной школе в соответствии с ФГОС

В презентации представлены методические рекомендации по осуществлению контроля и оценки учебной деятельности учащихся в начальной школе на основании нормативных документов.

На текущий момент ЕГЭ – очень хорошо организованная процедура, в которой у участников практически нет возможности отклониться от действующих регламентов. Именно поэтому результаты ЕГЭ могут быть ориентиром в объективной оценке уровня подготовки обучающихся.

Однако нельзя сводить вопрос объективной оценки только к ЕГЭ. Кроме подготовки выпускников надо уметь оценить и подготовку обучающихся в других классах, чтобы успеть вовремя, принять необходимые меры в случае возникновения проблем.

2. Объективное оценивание

Элементом внутришкольной системы оценки качества образования, может стать серия оценочных процедур, целью которых является получение объективной информации о качестве подготовки обучающихся. В этом случае гарантией объективности результатов должно являться намерение педагогического коллектива (или хотя бы администрации) получить объективные результаты. При проведении таких процедур должны быть устранены все факторы, способные снизить объективность результатов – конфликт интересов, возможность преждевременного раскрытия заданий, использование некачественных заданий, не отражающих реальные требования к уровню подготовки обучающихся, и т.п.

Вместе с тем, очень важно, чтобы весь педагогический коллектив понимал необходимость объективной оценки результатов обучения, а для этого, в свою очередь, важно устранить все возможные опасения педагогов в том, что объективная оценка приведет к наказанию.

Главное достоинство такого подхода состоит в том, что он позволяет проанализировать реальное положение дел и принять управленческие решения, направленные на устранение проблем – помощь обучающимся с низкими результатами, консультации в педагогическом объединении, в некоторых случаях – оказание профессиональной поддержки педагогу-предметнику со стороны более опытных коллег и т.п.

Таким образом, для формирования позитивного климата в отношении объективности оценивания в школе необходимо, чтобы система проведения оценочных процедур и использования их результатов, выстраивалась на основе обоснованных и понятных педагогам целей. А управленческие воздействия были сосредоточены на соответствии отметок реальным достижениям учеников и поиске возможных путей повышения образовательных результатов школьников.

3. Дефициты системы оценивания

Хотя у пятибалльной отметки есть свои недостатки, и она давно превратилась в четырёх балльную, мы считаем, что её необъективность связана не только с самой системой, но и с процедурой оценивания.

В практике педагоги традиционно ориентированы на фиксацию недостатков.

Часто учителя, проверяя работы, слушая ответы учащихся, автоматически исправляют сделанные ошибки и выставляют отметки.

Данная отметка чаще всего является мало информативной как для учителя, так и для ученика, так как, не используя критерии оценки и не предоставляя эффективной обратнойсвязи ученику, не корректируя свои дальнейшие шаги, учитель не имеет возможности влиять на качество отметки.

Споры о том, полезны отметки или вредны, идут не первый год и даже не первое десятилетие. А можно ли все-таки извлечь из отметок их пользу и сделать оценивание фактором успеха? Мы уверены, что ДА!

4. Виды оценивания. Функции оценивания

Внутришкольное оценивание можно разделять на три группы, у каждой из которых свои функции.

Стартовое оценивание используется для диагностики уровня подготовки обучающихся перед изучением какой-либо темы или при переходе с одного уровня образования на другой.

Вид оценивания

Функция

Диагностическая / Корректирующая / Мотивирующая

Итоговое оценивание проводится в конце изучения тематического раздела (или в конце учебного года) и обобщает степень достижения целей, определенных при изучении раздела. Для него могут использоваться контрольные работы, в том числе собранные из заданий открытых банков ЕГЭ, ОГЭ и ВПР.

Итоговое оценивание сопровождается выставлением отметки. Этот вид оценивания привлекает особое внимание обучающихся и их родителей, потому что результаты итогового оценивания всегда указываются в журнале и учитываются при выставлении четвертных (семестровых) и годовых отметок.

Однако итоговая отметка не является инструментом для коррекции образовательного процесса ни со стороны учеников, ни и со стороны учителя. Не стоит ждать окончания учебного периода, чтобы узнать, каковы образовательные результаты школьников. Для их корректировки не поможет выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольной работе или диктанте. Это не означает, что работу над ошибками не нужно выполнять, но выявлять проблемы подготовки учеников необходимо на более ранних этапах обучения.

Для реализации диагностической, корректирующей и мотивирующей функций используется формирующее оценивание, которое предоставляет учителю информацию для планирования и дифференциации обучения, а ученику – для улучшения своих результатов.

5. Оценивание и контроль

Контроль и оценивание – процессы, отличающиеся, в первую очередь своей направленностью.

Если оценивание направлено на выявление имеющегося уровня образовательных результатов (кадровых условий, удовлетворенности родителей и т.д.), то контроль нацелен на выявление соблюдения обязательных требований. Из этого следуют и другие отличия, приведенные в таблице.

Линия сравнения

Оценивание

Проверка выполнения обязательных (минимальных) требований

Выявление существующего уровня

Возможность уровневой градации результатов

Учет индивидуальных особенностей учеников (учителей, школ и т.д.)

Критерии задаются нормативно

Согласование критериев с другими учителями или учениками

Представление результата

Установление соответствия / несоответствия требованиям

Результат процесса

Установление степени соответствия образовательным целям, выявление характера динамики результатов

Развернутая обратная связь

обычно не могут быть сформулированы

Пути изменения ситуации по описанию результатов

могут быть сформулированы

1. Тематическое планирование

Изучение материала желательно организовать крупными блоками на основе выделения нескольких узловых вопросов темы.

В тематическом планировании должно быть выделено время для урока подготовки к проверочной работе (н-р: зачёту), на урок контроля,его рефлексивный анализ и резервное время на доработку материала темы по результатам.

2. Составление списка планируемых результатов обучения

  • Списки планируемых результатов обучения определяются учителем по каждой теме курса (или иному значимому этапу в обучении).
  • На основе тематических результатов обучения составляются требования к текущему усвоению материала.
  • В списках планируемых результатов обучения следует выделять требования и задания базового, опорного уровня (обязательные результаты) и дополнительные требования с соответствующими им заданиями повышенной сложности.
  • Составленные списки обязательных результатов обучения должны быть достаточно полны (содержать различные типы и формы заданий) и вместе с тем – реалистичны.

Составленные списки планируемых результатов обучения должны быть обязательно известны и доступны детям с самого начала работы над темой

Динамика достижения планируемых результатов отслеживается через

- Стартовую диагностику, промежуточную аттестацию и итоговый контроль.

3. Ознакомление учащихся с условиями контроля:

1. Список обязательных заданий известен всем заранее (вывешивается в классе).

2. Проверка усвоения учебного материала проводится в разных формах, например, с помощью тематических зачетов. Тематические зачеты проводятся в основном в письменной форме, но могут быть и устными.

3. Каждый ученик вправе самостоятельно установить устраивающий его/ее уровень усвоения данной темы: обязательный или повышенный.

4. Ученику должна быть известна система текущего, промежуточного и итогового оценивания.

(Если учитель предпочитает работать без текущих отметок или по какой-либо иной системе оценивания, ему следует кратко описать ее особенности и правила выставления итоговых отметок.)

Критерии оценки достижений при формирующем оценивании

Формирующее оценивание предполагает, что ученики принимают и понимают разработанные критерии оценки, в идеальной ситуации обучающиеся участвуют в разработке критериев.

Использование критериев позволяет и учителю, и ученику определить

  • в чём недостатки конкретной работы,
  • чего не достает для достижения планируемого образовательного результата,
  • какой балл будет выставлен за выполнение работы (при выставлении отметки).

Само по себе наличие критериев не гарантирует достижение этих целей. В качестве примера рассмотрим критерии оценки работы с контурной картой.

Отметка за правильно оформленную работу может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации.

Задания на работу с контурными картами направлены на приобретение сложного умения, поэтому проводить оценку следует по нескольким основаниям. В англоязычной и переводной литературе в этом случае принято говорить о разработке рубрик.
Для того, чтобы показать, как критерии связаны с целями работы с контурными картами и результатом работы с картами, который необходимо получить, можно рассматривать несколько аспектов, например:

  • На карту нанесены все объекты, соответствующие заданию;
  • Нанесенные объекты правильно расположены на карте;
  • Объекты, названия которых не поместились на карте, обозначены цифрами, и их названия подписаны в условных знаках;
  • В легенде карты дана расшифровка всех цветовых обозначений, штриховки, условных знаков;
  • Все надписи сделаны четко;
  • На контурную карту не нанесено лишней информации.

Убедившись, что смысл всех требований обучающимся понятен, можно совместно с ними определить уровень, который необходим для выставления той или иной отметки по каждому из аспектов оценки.

Если одним из критериев выставления отметки является прилежание, понимаемое как учебная активность, направленная на решение задачи, поиск ответа, поиск путей выполнения задания, то эта позиция тоже должна быть отражена в критериях и известна обучающимся.

4. Использование методов формирующего оценивания

Проведение промежуточных проверочных работ в ходе изучения темы (на уроке или серии уроков, от 5 до 20 минут). Проверочные работы показывают уровень достижений учащихся относительно поставленных целей и задач, и, соответственно, указывают на наличие проблем.
Несмотря на обобщение данных, полученных в ходе промежуточных проверочных работ, результаты оценивания учитель индивидуализирует.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьная отметка — это не только результат работы ученика. В ней соединяются характер, настроение, личные качества педагога, его отношение к ученику, стиль работы учителя. Без оценивания работы ученика не возможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся предъявляются достаточно серьезные требования. Анализ многочисленных исследований по данной проблеме приводит к выводу, что основным требованием к качеству оценивания является его объективность.

Во-первых, одинаковые оценки характеризуют одинаковое качество знаний учащихся. Во-вторых, разные учащиеся получают одинаковые оценки при одинаковой успеваемости. В-третьих, в основе оценки лежит фактическая успеваемость учащихся, а не субъективное мнение учителя по отношению к ученику.

Оценивание — процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей.

Единая система оценивания позволит определить, насколько успешно ученик освоил

учебный материал или сформировал практический навык, отследить динамику успехов

учащихся в различных сферах познавательной деятельности.

В систему оценивания заложен механизм поощряющий, способствующий формированию самооценки учащихся.

Отметка — это результат оценивания, количественное выражение учебных

достижений учащихся в цифрах или баллах.

Задачи школьной отметки:

отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.

Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.

Принципы выставления школьной отметки:

справедливость и объективность (единые критерии оценивания учебных

достижений учащихся, известные ученикам заранее);

учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

гласность и прозрачность (доступность и понятность информации об учебных

достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица

проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы); своевременность.

нормативная (сравнение с государственным стандартом).

информативно-диагностическая (возможность проанализировать причины

неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса).

стимулирующая и мотивационная.

В целях повышения ответственности школьников за качество

учебы, соблюдение учебной дисциплины, устранение пробелов в знаниях

учащихся, учитель обязан объективно правильно и своевременно оценивать

их знания, умения и навыки.

При подготовке к уроку учитель должен спланировать урок так,

чтобы в ходе урока опросить не менее 4-5 учащихся. Нижний предел частоты

выставления оценок - 1 оценка на ученика каждые две недели по каждому

Неудовлетворительный результат контрольной, проверочной, итоговой

работы учащегося, отраженный в журнале учета успеваемости класса, в

обязательном порядке должен иметь следствием дополнительную работу с

учеником, включающую консультацию по неосвоенному материалу и

повторную работу, что отражается в журнале успеваемости класса оценкой,

выставленной рядом с первой неудовлетворительной отметкой.

Отметка за четверть, полугодие, год не должна выводиться механически, как среднеарифметическая предшествующих отметок.

Решающим при еѐ определении следует считать фактическую подготовку

ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. При

выведении итоговой отметки за четверть, полугодие преимущественное

значение придается отметкам за письменные, контрольные, практические и

лабораторные работы (математике, физике, химии и т.д.). В случае спорной

оценки за год решающей является оценка за 3 четверть во 2-9 классах, за 2

полугодие в 10-11 классах.

5 При выставлении четвертной, полугодовой оценки учащегося

учитывается его успешность на протяжении всего периода, подлежащего

аттестации. Итоговая контрольная работа не может быть поводом к

снижению итоговой оценки учащегося за четверть или полугодие.

Урок обобщения, семинары, зачеты, практикум (отработка практических навыков и умений)

Предполагают оценивание до 60% учащихся. Безоценочные уроки возможны только при изучении нового материала в форме лекции в старших классах.

В старших классах возможно использование зачетной системы

обучения по одной из изученных тем. При проведении зачетов знания детей

оцениваются отметками 2,3,4,5.

Учителю категорически запрещается выставлять текущую отметку за:

​ поведение обучающегося на уроке или на перемене;

​ отсутствие у обучающегося необходимых учебных материалов;

​ работу, которую обучающийся не выполнял, в связи с отсутствием на уроке, на котором эта работа проводилась;

​ нарушение (неисполнение) инструкций по технике безопасности.

Итоговые отметки за 9 класс по русскому языку и математике определяются как среднее арифметическое годовых и экзаменационных отметок выпускника и выставляются в журнал целыми числами в соответствии с правилами математического округления (в пользу ученика). Итоговые отметки по другим учебным предметам выставляются на основе годовой отметки выпускника за 9 класс (вне зависимости от отметки за ОГЭ по выбору).

Итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования (10-11 класс) и выставляются в журнал целыми числами в соответствии с правилами математического округления (в пользу ученика).

Проверяя и оценивая знания учащихся учитель руководствуется локальным актом общеобразовательного учреждения Оценки выставляются за устные ответы своевременно в день проведения урока за контрольные работы к следующему уроку.

Оценка письменных контрольных работ:

Грубыми считаются ошибки: - незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения; - незнание наименований единиц измерения; - неумение выделить в ответе главное; - неумение применять знания, алгоритмы для решения задач; - неумение делать выводы и обобщения; - неумение читать и строить графики; - неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками; - потеря корня или сохранение постороннего корня; - отбрасывание без объяснений одного из них; - равнозначные им ошибки; - вычислительные ошибки, если они не являются опиской; - логические ошибки.

К негрубым ошибкам следует отнести: - неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного — двух из этих признаков второстепенными; - неточность графика; - нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); - нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; - неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются: - нерациональные приемы вычислений и преобразований; - небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Читайте также: