Чем плюшкин отличается от остальных помещиков кратко

Обновлено: 30.06.2024

Фамилия героя стала нарицательной на века. Даже не читавший поэмы представляет скупого человека.

Внешность персонажа

Помещику больше 60 лет. Он стар, но его нельзя назвать немощным и больным. Как описывает автор Плюшкина? Скупо, как и он сам:

    Непонятный пол, спрятанный под странным тряпьем. Чичиков долго разбирается, кто пред ним: мужчина или женщина.

Отношения с людьми

Степан Плюшкин упрекает своих крестьян в воровстве. Причин для этого нет. Они знают своего хозяина и понимают, что в поместье уже нечего брать. Все прибрано у Плюшкина, гниет и портиться. Запасы копятся, но использовать их никто не собирается. Много всего: дерева, посуды, тряпок. Постепенно запасы превращаются в груду грязи, лома. Кучу можно сравнить с помойкой, собираемой хозяином господского дома. Правды в словах помещика нет. Народ не успевает украсть, стать мошенником. Из-за невыносимых условий жизни, скупости и голода мужики убегают или умирают.

В отношениях с людьми Плюшкин зол и брюзглив:

Любит поругаться. Вздорит с мужиками, спорит, никогда сразу не воспринимает высказанные ему слова. Он бранится долго, говорит о вздорном поведении собеседника, хоты тот молчит в ответ.

Плюшкин верит в Бога. Он благословляет в путь уезжающих от него, боится Божьего суда.

Лицемерен. Плюшкин пытается изобразить заботу. На самом деле все заканчивается лицемерными действиями. Господин входит в кухню, он хочет проверить едят ли его придворные, но вместо этого съедает большую часть приготовленного. Хватит ли людям щей с кашей, его мало интересует, главное, что он сыт.

Плюшкин не любит общения. Он сторониться гостей. Просчитав, сколько теряет при приеме его хозяйство, он начинает сторониться, отказывается от обычая ездить по гостям и принимать у себя. Сам объясняет, что его знакомые раззнакомились или перемерли, но вернее всего, что к такому жадному человеку просто никто не захотел заезжать.

Характер героя

Плюшкин – персонаж, у которого сложно найти положительные черты. Он весь пронизан ложью, скупостью и неряшливостью.

Какие черты можно выделить в характере персонажа:

Неправильная самооценка. За внешним добродушием скрывается алчность и постоянное стремление наживы.

Желание скрыть от других свое состояние. Плюшкин прибедняется. Он говорит, что у него нет еды, когда полные амбара зерна гниют годами. Жалуется гостю, что у него мало земли и нет клочка сена для лошадей, но это все ложь.

Жестокость и равнодушие. Ничто не меняет настроения скупого помещика. Он не испытывает радости, отчаяния. Только жестокость и пустой черствый взгляд – все, на что способен персонаж.

Подозрительность и беспокойство. Эти чувства развиваются в нем с бешеной скоростью. Он начинает всех подозревать в воровстве, теряет чувство самообладания. Скупость занимает всю его сущность.

Основная отличительная черта – это скупость. Скряга Степан Плюшкин такой, что сложно представить, если не встретить наяву. Скупость проявляется во всем: одежде, еде, чувствах, эмоциях. Ничего в Плюшкине не проявляется полностью. Все скрыто и спрятано. Помещик копит деньги, но для чего? Просто для их сбора. Он не тратит ни для себя, ни для родных, ни на хозяйство. Автор говорит, что деньги оказались погребенными в ящиках. Такое отношение к средству обогащения поражает. Жить впроголодь на мешках с зерном, имея тысячи крепостных душ, огромные площади земель, может только скряга из поэмы. Страшно то что, в России таких Плюшкиных множество.

Отношение к родным

Сын, проигрался в карты и снова обратился к нему за помощью. Вместо этого он получил проклятие. Отец никогда, даже мысленно, не вспомнил о сыне. Он не интересуется о его жизни, судьбе. Плюшкин не думает, живо ли его потомство.

Богатый помещик живет как нищий. Дочь, приехавшая к отцу за помощью, жалеет его и дарит новый халат. 800 душ поместья удивляют автора. Существование сравнимо с жизнью нищего пастуха.

Мелочность персонажа возмущает. Автор не понимает, как человек, которому дано столько в жизни, смог снизойти до такого существования, стать ничтожным и гадким. Держит на коленях внуков и дает им вместо игрушки старую пуговицу.

Помещик, живущий среди мусора, хлама, не становится исключением, выдуманным персонажем. Он отражает реальность российской действительности. Жадные скряги морили своих крестьян, превращались в полу животных, теряли человеческие черты, вызывали жалость и страх за будущее.

Сюжет “Мертвых душ” (последовательность встреч Чичикова с помещиками)
отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека.
“Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого”,- отмечал писатель.
В самом деле, если Манилов еще сохраняет в себе некоторую привлекательность,
то Плюшкин, замыкающий галерею помещиков-крепостников, уже открыто назван “прорехой на человечестве”. Предельная степень человеческого падения
запечатлена Гоголем в образе богатейшего помещика губернии (более тысячи
крепостных) .

Манилов и Ноздрёв - расточители, плохие хозяева
Коробочка и Собакевич -накопители
Плюшкин скопил огромные богатства, но они превратились в труху, сгнили.
Если у тех есть хоть что-то человеческое, какой-то задор (увлечение), то Плюшкин превратиля в "прореху на человечестве",он потерял всякий человеческий облик. Недаром Чичиков в недоумении при виде помещика: "Баба? нет, мужик! Ой. баба! "
Его скупость -это нечто болезненное, уже попахивает психиатрией. Но это не для школы

Приведите примеры использования в поэме “Мертвые души” портрета, интерьера, пейзажа, автор­ской характеристики с целью создания образов героев. В чем отличие изображения Плюшкина от обрисовки иных персонажей?

помещиков, у которых последовательно побывал Чичиков: Манилова, Коро­бочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина. Некото­рые исследователи произведения говорят о постепен­ном снижении нравственного уровня героев по мере их появления в поэме. Исследователи основываются на словах самого писателя: “Один за другим следу­ют у меня герои один пошлее другого”. “Прекрасно­душный” Манилов, “дубинноголовая” Коробочка, “исторический человек” Ноздрев, “кулак” Собаке­вич, “прореха на человечестве” Плюшкин показы­вают всевозможные формы нравственного оскудения личности.

При этом писатель

подчеркивает, что они хозяева жизни, всевластные правители и наставники народа. А Плюшкин, павший ниже всех в нравствен­ном отношении, по числу крепостных самый круп­ный помещик.

Не лучше помещиков и губернское городское дво­рянство, чиновники: бездельники, паразиты, взяточ­ники, установившие даже “порядок”, кому и сколько следует давать и брать, невежды (“кто читал Карам­зина, кто “Московские ведомости”, кто даже и совсем ничего не читал”). Нравственное состояние помещи­ков и властей не может не отразиться на крестьянстве, народе, подчеркивает писатель, показывая тупых, апатичных, забитых, спивающихся мужиков, слуг, дворовых. Личные недостатки помещиков и чиновни­ков, таким образом, из нравственной сферы оценок пе­реводятся и в социальную плоскость, осмысливаются как тяжкая национальная болезнь.

Образом бездушного столичного сановника, отка­завшего заслуженному инвалиду, капитану Копейкину, в помощи и поддержке, завершается галерея пор­третов чиновников в поэме, изнуряющих националь­ные силы, толкающих людей на бунт и разбой.

Имеется ввиду Плюшкин из произведения Гоголя "Мёртвые Души".

У Плюшкина есть много душ, то есть он богаче всех остальных помещиков, но при этом он одевается в лохмотья и бережёт наливку, в которой давно плавают мухи. От него бегут крестьяне, так как они живут в ужасных условиях. Он скуп, странен и собирает ненужные вещи. Этим он безусловно хуже других.

Но он не всегда был таким. Раньше у него была семья, процветало хозяйство. Он был бережлив. Но все переменилось после череды трагических событий. Но с тех дней у него остались хорошие качества, такие как гостепреимность и желание отблагодарить. Он изменился, а другие помещики всегда были такими какие они есть. Значит у Плюшкина есть способность меняться. Этим то он и проявляет свои человеческие качества.

Плюшкин, помимо умерших крестьян, предложил Павлу Ивановичу Чичикову еще и беглых. Неудивительно, что у помещика, чье хозяйство находилось в состоянии полного разорения, их было не мало. Сначала Плюшкин сказал, что у него до семи десятков беглых, затем уточнил - семьдесят восемь.

Причем, отдать их Плюшкин был готов за минимальную сумму. После некоторых торгов было решено, что Чичиков приобретает беглых по 32 копейки за душу. Павел Иванович быстро в уме умножил два двузначных числа и выплатил помещику Плюшкину сумму в 24 рубля 96 копеек. Именно у Плюшкина авантюрист Чичиков больше всего приобрел крестьян.

На первый взгляд Чичиков и Плюшкин не похожи абсолютно ничем. Чичиков - предприимчивый проходимец без кола без двора, появился невесть откуда, унёсся на птице-тройке неведомо куда, попутно посетив местных помещиков, у него идея делания денег из воздуха. Плюшкин сидит на одном месте, никуда не двигается, никаких планов не строит, ни с кем не общается, все окрестные дворяне знают его род.

Однако у этих персонажей есть важные сходные черты.

Это "односторонние люди". Каждым из них движет одна страсть, затемняющая любые другие стремления. Не суть важно, что Чичиков хочет с помощью хитрого трюка разбогатеть, а Плюшкин боится обеднеть, важно то, что ни на что другое они внимания не обращают.

Оба не способны создать или удержать семью. У Плюшкина жена и младшая дочь умерли (возникает вопрос, не уморил ли он их своим скупердяйством, особенно дочь), а остальные дети разбежались, как от чумы. Для Чичикова женитьба - один из способов разбогатеть, но сам-то он привлекательной партией не является, поэтому вопрос о браке для него вечно "временно не стоит". Павел Иванович просто пользуется людьми для достижения своих целей.

В этой статье представлена цитатная характеристика Плюшкина: описание внешности и одежды, характера и личности героя.

Плюшкин впервые появляется в главе VI "Мертвых душ". В этой главе Чичиков приезжает к Плюшкину за "мертвыми душами".

Смотрите:
- Все материалы о Плюшкине
- Все материалы по поэме "Мертвые души"

Характеристика Плюшкина в поэме "Мертвые души": описание внешности и характера


Краткая характеристика Плюшкина

Помещик Плюшкин - скупой, неряшливый и недоброжелательный человек.

Скупость Плюшкина граничит с жестокостью. В его амбарах хранятся горы продуктов, которые гниют за ненадобностью. При этом его крестьяне ходят полуголодные и не смеют взять ни крошки.

Плюшкин - состоятельный помещик с 1000 крепостных душ. Но при этом он живет как бедняк, питается сухарями и носит лохмотья.

По мнению Чичикова, если встретить Плюшкина возле церкви, то его можно спутать с нищим.

Характеристика Плюшкина в поэме "Мертвые души"

Внешность Плюшкина

". Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины . "

". По висевшим у ней за поясом ключам и по тому, что она бранила мужика довольно поносными словами, Чичиков заключил, что это, верно, ключница. "

". это был скорее ключник, чем ключница: [. ] весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей. "

". такого он [Чичиков] еще не видывал. Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши . "

Одежда Плюшкина

". Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть*, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук . " (* юфть – грубая кожа)

". если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош. Но пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик . "

Личность и характер Плюшкина

". Мошенник [. ] Такой скряга, какого вообразить трудно. В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом. " (Собакевич о Плюшкине)

". Я вам даже не советую дороги знать к этой собаке! – сказал Собакевич. – Извинительней сходить в какое-нибудь непристойное место, чем к нему. "

". человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине. "

". с каждым годом [. ] мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам, которые он собирал в своей комнате. "

". неуступчивее становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения. "

Дом Плюшкина

". домом, который показался теперь еще печальнее. Зеленая плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах. "

". Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен. Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками . "

". кухня у меня низкая, прескверная, и труба-то совсем развалилась: начнешь топить, еще пожару наделаешь. "

Комната Плюшкина

". он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. " (впечатление Чичикова)

". Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе . "

Деревня и усадьба Плюшкина

". Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребр. "

". Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики под крышами с перилами [. ] покосились и почернели даже не живописно. "

mertvye-dushi-Derevnja-Pljushkina-Hudozhnik-A-Laptev
Деревня Плюшкина.
Художник А. Лаптев
". Толпа строений: людских, амбаров, погребов, видимо ветшавших, – наполняла двор; возле них направо и налево видны были ворота в другие дворы. Все говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере, и все глядело ныне пасмурно. Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома. "

Крестьяне Плюшкина

"Ну, чего ты пришел, дурак,
скажи, чего?".
Художник А. Агин

". А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему: столько же оброку должен был принесть мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба; столько же поставов холста должна была наткать ткачиха, – все это сваливалось в кладовые, и все становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве. "

". Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чем будет повесить. " (Плюшкин о своих крестьянах)

Плюшкин в прошлом

". А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. "

". Сам хозяин являлся к столу в сюртуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты. " (Плюшкин в прошлом)

Жадность Плюшкина

". Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее. [. ] Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость [. ] Наконец последняя дочь [. ] умерла, и старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств. "

". На что бы, казалось, нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий? во всю жизнь не пришлось бы их употребить даже на два таких имения, какие были у него, – но ему и этого казалось мало. "

". сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. Он уже позабывал сам, сколько у него было чего. "


Это была цитатная характеристика помещика Плюшкина в поэме "Мертвые души" Гоголя: описание внешности и характера героя.

Смотрите:
Все материалы о Плюшкине
Все материалы по поэме "Мертвые души"

Читайте также: