Чем отличалось мировоззрение ученых просветителей от взглядов гуманистов кратко

Обновлено: 06.07.2024

4 Проблема Существует ли преемственность во взглядах на человека и общество гуманистов веков и просветителей 18 века? Если существует, укажите ее. Что нового во взглядах просветителей по сравнению со взглядами гуманистов?

5 Просветители XVIIIвека Жак Тюрго (1727 –1781) Монтескье (1689 – 1755 ) Дени Дидро (1713 – 1784) Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) Адам Смит (1723 – 1790) Вольтер(1694 – 1778)

6 Работа в группах 1 группа – пункт 2 2 группа – пункт 3 3 группа – пункт 4 4 группа – пункт 5 5 группа - пункт 6 6 группа – пункт 7 Задание: прочитать пункт и выполнить задание 7 на странице 179

7 Основные идеи просветителей Просветители СтранаОсновные идеи Вольтер (1694 – 1778) Франция Выступал за мирное переустройство общества. Сторонник просвещенной монархии, в которой государь – философ проводит реформы. Критиковал церковь, но признавал необходимость религии для народа;

8 Основные идеи просветителей Просветители СтранаОсновные идеи Монтескье (1689 – 1755) Франция Противник деспотизма и абсолютной монархии, сторонник свободы. Свобода есть право делать то, что дозволено законом. Разработал учение о разделении властей: исполнительной, законодательной и судебной. Исполнительная власть принадлежит королю, законодательная – парламенту, судебная должна быть независима и от короля и от парламента.

9 Основные идеи просветителей Просветители СтранаОсновные идеи Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) Швейцария Считал, что появление частной собственности принесло неравенство, угнетение бедных богатыми. Но уничтожить собственность нельзя, нужно лишь ограничить её размеры, уравнять крайности богатства и бедности. Идеал мыслителя – демократическая республика мелких собственников.

12 Основные идеи просветителей Просветители СтранаОсновные идеи Жак Тюрго (1727 – 1781) Франция Считал, что необходимы экономические реформы, которые разрушат старое традиционное общество. Выступал за полную свободу конкуренции, за свободную торговлю хлебом и мукой, за упразднение средневековых ремесленных цехов.

13 Взгляды гуманистов и просветителей Гуманисты XV – XVI вв. Просветители XVIII в. Для гуманистов и просветителей характерен взгляд на человека как на высшее, творчески одаренное существо. Они верили в безграничные возможности человеческого разума. В стремлении усовершенствовать человеческое общество гуманисты возлагали большие надежды на воспитание и образование. Просветители беспощадно критиковали церковь, старинные традиции и абсолютизм. Они принадлежали к различным слоям общества, жили в разных условиях, и это приводило к некоторым различиям в их взглядах. Но их объединяли общие идеалы : свобода, счастье людей, ненасилие, мир.

14 Закрепление Что не относится к взглядам просветителей? А) Просветители обрушились на церковное учение и саму религию. Б) Выступали против феодальных порядков. В) Выступали за сохранение абсолютизма. Г) Верили в неисчерпаемые силы и возможности человека

15 Кто автор этой идеи? Появление частной собственности принесло неравенство, угнетение бедных богатыми. 1)Вольтер 2) Монтескье 3) Жан-Жак Руссо 4) Дени Дидро 5) Жак Тюрго 6) Адам Смит Жан-Жак Руссо

16 Кто из просветителей был сторонником просвещенной монархии, в которой государь – философ проводит реформы? 1) Вольтер 2) Монтескье 3) Жан-Жак Руссо 4) Дени Дидро 5) Жак Тюрго 6) Адам Смит Вольтер

17 Кто автор этой идеи? В государстве необходимо разделение властей: исполнительной, законодательной и судебной. 1) Вольтер 2) Монтескье 3) Жан-Жак Руссо 4) Дени Дидро 5) Жак Тюрго 6) Адам Смит Монтескье

18 Этот философ считал, что главным источником народного благосостояния является труд. 1) Вольтер 2) Монтескье 3) Жан-Жак Руссо 4) Дени Дидро 5) Жак Тюрго 6) Адам Смит Адам Смит

19 - Почему 18 век называют веком Просвещения? - Идеи кого из просветителей показались вам наиболее интересными? - Какие идеи являются актуальными и сейчас?

Под Просвещением понимается эпоха зарождения и формирования великих идеи о господстве разума и переустройстве всей жизни и в, частности, политического устройства государств на основании требований разума. В этом случае мерилом правильности была логичность. Просвещение либо вовсе отрицало религию в её традиционном виде, либо отводило её роль морального воспитателя людей. Просветители верили, что если человека освободить от всех оков, он сам, исходя из самой своей природы, достигнет счастья.

В эпоху Возрождения и гуманизма многие предлагали реформировать церковь. Но это лишь новое понимание христианства, а не его отрицание. Деятели этой эпохи были глубоко религиозными людьми. И реформировать что-либо они предлагали не на основании человеческого разума, а на основании божественной воли, просто искажённой в эпоху тёмных Средних веков.

Кроме того, планы по переустройству общества эпохи гуманизма не претендовали на то, чтобы их воплотили в жизнь. В то время как планы эпохи Просвещения к этому стремились.

В XVIII в. существующим абсолютистским строем были недовольные многие образованные французы (не только буржуазия, но также значительная часть дворян и духовенства). Кроме того, Франция отличалась крайне высоким, по меркам того времени, уровнем грамотности мужского населения (почти половина). Это способствовало большому влиянию на общественное мнение печатной продукции (газет, журналов и книг). Поэтому прогрессивные идеи Просвещения получили наибольшую популярность именно среди жителей Французского королевства.

2. Дайте характеристику одного из ведущих деятелей французского Просвещения (по выбору). Чем определялось его место в общественной жизни Франции и всей Европы второй половины XVIII в.?

Самым известным и авторитетным деятелем Эпохи Просвещения, без сомнения, был Франсуа-Мари Аруэ, более известный под псевдонимом Вольтер (1694 – 1778). Происходил из семьи зажиточных буржуа (отец был государственным нотариусом). Еще с молодых лет отличался критическим отношением к существующей действительности, а в особенности – к привилегиям дворянства и духовенства. Вольтер был крайне недоволен отсутствием у большинства французов каких-либо прав и свобод, а также лицемерием, корыстолюбием и аморальностью католической церкви. За свои взгляды и остроумные высказывания неоднократно оказывался узником главной политической тюрьмы Франции – Бастилии.

На дальнейшее развитие мировоззрения Вольтера сказалось проживание в Англии. Ему очень импонировал существующий там политический строй – конституционная монархия, а также наличие таких гражданских прав, как свобода слова, свобода вероисповедования, свобода предпринимательства. Впоследствии, из-за политических преследований на родине, много путешествовал. Некоторое время жил в Пруссии и Швейцарии. Несмотря на то, что к концу жизни фактически был прощен королем Людовиком XVI, Вольтер все же оставался в немилости у церкви.

3. Систематизируйте в таблице информацию о взглядах известных французских просветителей.

Власть должна быть поделена на три независимых друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Идеальная форма правления – парламентская республика

Источником любой власти является народ (теория о народном суверенитете).

Необходимо введение всеобщего избирательного права для мужчин

Народ имеет право свергать правителей в случае неисполнения им общественного договора

С глубокой древности многих мудрецов и философов беспокоил один и тот же вопрос – как сделать так, чтобы правитель не злоупотреблял предоставленной ему властью, и использовал свои полномочия во благо народа, а не для себя и своих приближенных. Однако первым, кто предложил конкретное решение данной проблемы, стал английский философ Джон Локк. Под воздействием результатов Английской революции (ликвидация абсолютизма, победа парламента над королем), во второй половине XVII в. он пришел к мысли, что для предотвращения в будущем деспотии и тирании со стороны монарха, государственную власть нужно разделить на законодательную и исполнительную. Роль творца законов Локк отводил парламенту, избираемого широкими народными массами, роль исполнителя законов – королю и его советникам (министрам). При таком состоянии дел, полномочия монарха будут существенно ограничены, а права и свободы граждан будут надежно защищены от различных злоупотреблений со стороны власти.

Меньше чем через 100 лет, в первой половине XVIII в. французский просветитель Шарль Луи Монтескьё расширил и дополнил теорию о необходимости разделения государственной власти. По его мнению, власть должна делиться не на две, а на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Выделение судебной власти он объяснял тем, что в таком случае судьи будут принимать решения в соответствии с законами, которые уже приняты парламентом, а не создавать свои. Тем самым, граждане будут обезопасены от возможного судебного произвола и беззакония. Что касается законодательной и исполнительной власти, то Монтескьё наделял их практически теми функциями, что и Дж.Локк. Так же следует отметить, что ветви власти должны быть независимы друг от друга, и в то же время контролировать друг друга (позже это назовут система сдержек и противовесов).

Считаю, что теория о необходимости разделения государственной власти имела особенное значение для мыслителей XVII и XVIII в., поскольку в то время уже многие приходили к одной и той же мысли – для полноценного соблюдения естественных прав человека со стороны государства, нужно ограничить власть монарха, отобрать у него часть полномочий (прежде всего, в пользу избираемого парламента). В условиях абсолютизма и деспотии, права человека защищены не будут, а народные массы не смогут влиять на процессы в государстве

6. Охарактеризуйте особенности распространения идей Просвещения в разных странах. Какие задачи считали необходимым решить последователи этого идейного течения в Германии, американских колониях европейских держав?

Идеи Просвещения имели наибольшее влияние во Франции, в силу существования большого количества грамотного населения, а также настроенных критически по отношению к абсолютизму образованных людей. Поэтому Франция стала центром формирования различных прогрессивных идей, а большинство выдающихся просветителей были именно французами. Также Просвещение получило распространение в Англии (благодаря широким гражданским свободам и наличию конституционной монархии) и в английских колониях Америки (благодаря свободолюбию колонистов и пуританскому мировоззрению). В меньшей степени, Просвещение повлияло на общественную мысль жителей Латинской Америки (по причине запрета властей) и Германии (из-за политической раздробленности).

В американских колониях Англии, Испании и Португалии идеи Просвещения приобрели оттенок необходимости борьбы с метрополией (т.н. национально-освободительное движение). В то же время для Германии главной задачей просветителей стала борьба за национальное единство, за объединение всех феодальных княжеств в единое государство.

Наиболее выдающимися представителями французского Просвещения являются Ш. Л. Монтескьё (1689 – 1755), Вольтер (1694 – 1778) и Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778). Эти философы, хоть и жили приблизительно в одинаковое время (пик их деятельности приходится на первую половину XVIII в.), все же по-разному смотрели на вещи, и выдвигали различные идеи и предложения. Во многом это обусловлено их социальным происхождением (Монтескьё был дворянином, Вольтер и Руссо были выходцами из семей мелкой буржуазии), отношениями с властью (Монтескьё и Руссо никогда не подвергались преследованиям, Вольтер – неоднократно был узником политических тюрем и изгнанником), взглядами на государственное устройство (Вольтер был сторонником конституционной монархии, Монтескьё и Руссо выступали за установление республиканской формы правления) и т.д.

Однако их идеи имели много общих черт. Среди них стоит назвать такие:

1. Твердое убеждение в необходимости уничтожения абсолютной монархии.

2. Понимание того, что демократизация политического строя Франции возможна исключительно путем создания постоянного представительского органа – парламента.

3. Желание ликвидировать все существующие феодальные порядки, и в первую очередь – разделение на сословия. Т.е. Монтескьё, Вольтер и Руссо выступали за равенство всех людей, независимо от их социального происхождения.

4. Мнение о том, что государство должно гарантировать естественные права и свободы человека (свобода слова, печати, вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища и т.д.).

5. Осуждение пороков и злоупотреблений католического духовенства, при одновременном понимании важности религии для формирования морали и нравственности.

Таким образом, названные просветители, несмотря на различия и даже противоречия во взглядах, искренне считали, что существующий феодально-абсолютистский строй Франции является несправедливым, и поэтому должен быть изменен. Поэтому именно идеи Монтескьё, Вольтера и Руссо стали своеобразным ориентиром и эталоном для будущих деятелей Французской революции, особенно в её начальном этапе.

Что во взглядах учёных - просветителей сближает их с гуманистами эпохи Возрождения, а что является характерной чертой Нового времени?


Возрождение - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и пришедствующая культуру нового времени.


Назовите отличительные черты живописи Венеции в эпоху Возрождения?

Назовите отличительные черты живописи Венеции в эпоху Возрождения.


Кто такие гуманисты?

Кто такие гуманисты?

. Как гуманисты представляли роль, значение и цели человека?

Почему своё время они назвали эпохой Возрождения?

В чём различие феодальных и гуманистических представлений о благородстве?

. Что нового принесло искусство Возрождения?


На твой взгляд есть ли в явлениях русской культуре черты сближающие ее с итальянским возрождением?

На твой взгляд есть ли в явлениях русской культуре черты сближающие ее с итальянским возрождением.


Как гуманисты представляли роль , значения и цепи человека?

Как гуманисты представляли роль , значения и цепи человека?

Почему они своё время называли эпохой Возрождения?


Характерные черты культуры Возрождения?

Характерные черты культуры Возрождения.


Назовите основные черты мировоззрения человека эпохи возрождения?

Назовите основные черты мировоззрения человека эпохи возрождения.


Назовите 3 характерные черты северного возрождения?

Назовите 3 характерные черты северного возрождения.


Отличительные черты эпохи высокого Возрождения?

Отличительные черты эпохи высокого Возрождения.


Характерные черты Северного Возрождения?

Характерные черты Северного Возрождения.


Почему деятелей новой культуры называют гуманистами, а время, когда возникла и развилась новая культура, - Возрождением?

Почему деятелей новой культуры называют гуманистами, а время, когда возникла и развилась новая культура, - Возрождением?


Вся жизнь наших предков зависела от природных условий. Люди верили, что окружающий мир одушевленТак солнце дает свет и тепло, дождь - влагу, а земля - хлеб Разве от них не зависит человеческая жизнь? И поэтому их хозяйственная деятельность зависела..


В походе, даже останавливаясь на одну ночь, римляне разбивали укрепленный лагерь : Б) по строго установленному плану в форме четырехугольника.


1. с 1934 года 2. Начало гражданской войны - 17 июля 1936, революция 1931 год, установление фашисткой диктатуры - 1939 год, вооружение вастание в Каталонии - 1934 год 3. - 4. в Италии.


Скриптории - мастерские по переписке рукописей. Кельи - отдельные комнаты монахов. Проповеди - их произносили монахи опираясь на Библию. Приходы - их состовляли прихожане небольших местных церквей. Духовенство - служители церкви. Миниатюры - жив..


Большинство мелких земледельцев потеряли хозяйственную самостоятельность и превратились в зависимых крестьян.


X - 70. 000 = 1400•1000 x - 70. 000 = 1. 400. 000 + 70. 000 x = 1. 470. 000 Ответ : 1. 470. 000 Проверка : (1. 470. 000 - 70. 000) : 1400 = 1000.


(x - 70000) : 1400 = 1000 x - 70000 = 1000 * 1400 x = 1000 * 1400 + 70000 x = 1470000.


История древнейшая новая изучает рассказывает исследует наука , изучающаяпроцесс развития человеческого общества область знаний.


Для чего люди стали строить вавилонскую башню? (Они хотели прославиться по всему миру) Какой высоты хотели они сделать башню? (До небес) Почему закончилось строительство? (Потому что Бог сделал их языки разными) Больше на ум не приходит.

Читайте также: