Как череп прикрепляется к позвоночнику почему головку новорожденного надо придерживать ответ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Все родители хотят видеть своего ребенка здоровым и крепким. Поэтому понятна их тревога о том, правильно ли он развивается.

Когда кроватка ребенка стоит у стены, он поворачивает голову в противоположную сторону, реагируя на звуки и движение вокруг. Если положение младенца не менять, у него возникает стойкая привычка держать голову на бок и развивается так называемая установочная кривошея. Вовремя замеченная, она легко исправляется чередованием положения ребенка в кроватке и массажем.

Истинная врожденная мышечная кривошея встречается гораздо реже. В основе этого заболевания лежит недоразвитие грудино-ключично-сосцевидной мышцы, что ведет к уплотнению и утолщению, а затем и укорочению ее. Уже на третьей неделе жизни становится заметно, что подбородок поворачивается в здоровую сторону, надплечье на стороне поражения становится выше другого, мышца утолщена и натянута, а объем движений головой ограничен. Замеченная вовремя, эта патология успешно лечится ортопедами, что позволяет избежать развития асимметрии лица и осложнений в виде сколиоза в последующем.

Позвоночник у новорожденных в первые месяцы жизни почти прямой, физиологические изгибы его, характерные в норме для более старших детей и взрослых, формируются постепенно, по мере роста ребенка: когда он начинает держать голову, возникает лордоз (изгиб вперед) в шейном отделе позвоночника; когда садится, появляется кифоз (изгиб назад) в грудном отделе; когда учится стоять и ходить – лордоз в поясничном отделе. В первое время эти изгибы сглаживаются в положении лежа, а в дальнейшем они приобретают стойкую форму.

Чем больше двигается ребенок, тем активнее идет развитие его костно-мышечной системы. Кроме того, подвижный, крепкий, физически развитый ребенок реже болеет, а, заболев, быстрее выздоравливает. Физическая активность стимулирует развитие коры головного мозга, управляющей всей жизнедеятельностью организма. Поэтому с самого раннего возраста необходимо заниматься с малышом гимнастикой. Под влиянием упражнений мышцы малыша хорошо развиваются и укрепляются. Причем наибольшую пользу приносят именно активные движения, стимулирующие развитие двигательных навыков: надо учить ребенка тянуться и брать предмет; не сидеть, а садиться; не стоять, а вставать, держась за опору, и т. д.

Когда ребенок подрастет, учите его плавать, танцевать, кататься на велосипеде. Кроме того, не водите его за одну и ту же руку, чтобы избежать перекоса туловища; следите, чтобы он ровно и правильно сидел за столом, не подкладывая под себя ноги; не разрешайте рисовать, сидя на диване или лежа на полу, а подберите для малыша соответствующую его росту мебель. Этим вы предупредите развитие нарушений осанки и сколиоза. Кстати, неправильно думают родители, считающие, что осанка дана ребенку от рождения. Осанка, или привычная поза, приобретаемая в течение всего периода роста, зависит не только от правильного взаиморасположения отдельных частей тела, но и от тонуса мышц, которые удерживают позвоночник. При хорошей осанке человек держится прямо, плечи на одном уровне, слегка развернуты, грудь несколько выдвинута вперед, живот подтянут. Вследствие недостаточного развития мышц у дошкольников физиологические изгибы позвоночника еще слабо выражены, и голова и плечевой пояс могут быть незначительно смещены вперед, лопатки могут слегка выступать, а линия грудной клетки – плавно переходить в линию живота, который выступает на 1-2см. Все это не является для детей 3-5лет отклонением от нормы.

Также и ножки маленького ребенка отличаются от ног взрослого. Человек рождается с плоской стопой, и только к 6-7-летнему возрасту кости стопы должны образовать конструкцию, похожую на арку. У детей 1-2 года жизни нередко хорошо развита подкожно-жировая клетчатка в области подошвенной поверхности стопы, но это не является плоскостопием. А вот отклонение стопы наружу, когда нагрузка при ходьбе приходится в большей степени на ее внутренние отделы (вальгусная установка стопы) – повод обратиться к врачу, который назначит специальные корригирующие упражнения и, при необходимости, стельки. В любом случае, для того, чтобы своды стоп сформировались правильно, ходить ребенок должен в обуви с твердой, но эластичной подошвой; супинатором; широким каблучком и плотным, достаточно высоким задником, удерживающим ногу в правильном положении.

Когда ребенок начинает ходить, у него может развиться О- или Х-образная деформация нижних конечностей. Происходит это, как правило, вследствие слабости мышц и связок на фоне недостатка кальция в костях. Нагрузка при ходьбе и избыточный вес провоцируют развитие искривления. Однако в процессе роста ребенка кости выравниваются и у 95% детей эта деформация ног исчезает полностью к трехлетнему возрасту. Способствуют этому нормализация массы тела ребенка, гимнастика и массаж, прием кальция, правильный подбор обуви.

Растить детей – это подлинное искусство, которое требует постоянного совершенствования. Нужно буквально лепить здоровье ребенка. Наиважнейшее условие развития и сохранения здоровья – это движение, которое приносит не только пользу, но и радость малышу. Внимательные, любящие и терпеливые родители помогут своему ребенку вырасти здоровым и сильным и развить его таланты и возможности.

Врач по лечебной физкультуре отделения медицинской реабилитации
Малиновская Ирина Петровна

Добавочный скелет объединяет кости поясов верхних и нижних конечностей, а также сами верхние и нижние конечности.

№ 2. Каково значение межпозвоночных хрящевых дисков?

Межпозвоночные хрящевые диски находятся между телами позвонков. Их значение: заключается в том, чтобы придать упругость, подвижность позвоночному столбу. Также при ходьбе, беге, прыжках они позволяют смягчить толчки, тем самым оберегают позвоночник от травм.

№ 3. Какое значение имеет неподвижное соединение костей черепа, за исключением нижней челюсти?

Главное значение неподвижного соединения костей черепа состоит, в первую очередь, в защите лицевой части и головного мозга от травм.

№ 4. Как череп прикрепляется к позвоночнику? Почему головку новорождённого надо придерживать?

С помощью двух мыщелков череп крепится к позвоночнику посредством первого шейного позвонка. В ходе эволюции шейный позвонок сросся с телом второго позвонка, в результате чего образовался отросток – ось, вокруг которой вместе с головой вращается первый шейный позвонок в горизонтальной плоскости. Единственным барьером между этим отростком и спинным мозгом является связка из соединительной ткани. У взрослого человека она прочная, но у новорожденных детей – податливая и легко поддается травме. Именно поэтому головку у новорожденных важно придерживать.

Стр. 75

№ 1. Объясните значение S — образного изгиба позвоночника человека.

S-образная форма позвоночника обеспечивает упругость, позволяет равномерно распределить нагрузку на все его отделы и оберегает от травм при беге, ходьбе, прыжках.

№ 2. Расскажите о строении и функциях грудной клетки.

Грудная клетка – это часть осевого скелета, образованная 12-тью грудными позвонками, 24-мя ребрами и грудиной. В грудном отделе позвоночника 12 позвонков, к которым крепятся ребра. При этом только 7 пар ребер соединены с грудиной подвижно. 3 пары ребер скреплены с вышерасположенными ребрами с помощью хрящей.

Грудная клетка выполняет функцию своеобразного щита, который защищает все жизненно важные структуры организма (легкие, сердце, крупные сосудистые стволы) от повреждений и травм.

№ 3. Нагните голову и прощупайте на границе шейного и грудного отделов седьмой шейный позвонок.

В месте, где прощупывается седьмой шейный позвонок, я почувствовал бугорок. Тело этого позвонка образует отросток.

№ 4. Используя материал предыдущих курсов биологии, сравните форму грудной клетки человека и других млекопитающих, например собаки. В чём их отличия? Как вы думаете, с чем это связано?

У млекопитающих, например, у собаки, грудная клетка продолговатая, вытянутая к низу и прижата по бокам. Тогда, как у человека она сжата спереди назад и приближена к позвоночнику. Это связано с тем, что человек в процессе своей эволюции освоил прямохождение, способность заниматься трудом. Хотя тип строения, количество отделов и костей, что у человека, что у большинства млекопитающих мало чем отличается.

№ 5. Владимирский князь Андрей Боголюбский, живший в XII в., по свидетельству современников, был человеком гордым: ни перед кем главы не клонил и никому чести не оказывал. И только через 800 лет учёные, восстанавливая облик князя по его костным останкам, установили то, о чём не догадывались приближённые князя. Используя дополнительные источники информации, выясните, почему Андрей Боголюбский всегда ходил с высоко поднятой головой.

У него были врожденные пороки развития позвоночника, а именно – сросшиеся в ряд шейные позвонки и, как следствие, остеохондроз и спондилез. Именно поэтому Андрей Боголюбов вынужден был ходить прямо с высоко поднятой головой.

Вопрос 1. Какие части скелета относятся к осевому скелету, а какие — к добавочному?
К осевому скелету относятся череп и скелет туловища, к добавочному — кости поясов конечностей и скелета свободных конечностей.

Вопрос 2. Каково значение межпозвоночных хрящевых дисков?
Межпозвоночные хрящевые диски в позвоночнике обеспечивают гибкость позвоночника, придают позвоночному столбу подвижность, упругость, смягчают сотрясения при движении: беге, ходьбе, прыжках.

Вопрос 3. Какое значение имеет неподвижное соединение костей черепа, за исключением нижней челюсти?
Мозговой отдел черепа образован неподвижно соединенными костями: лобной, двумя теменными, двумя височными, затылочной, клиновидной и решетчатой. Лицевой отдел черепа образован многочисленными парными и непарными костями. Все они соединены между собой неподвижно, исключение составляет нижняя челюсть, которая может двигаться вверх и вниз, влево-вправо, вперед-назад. Это позволяет пережевывать пищу и членораздельно говорить. Значение неподвижного соединения костей черепа и лицевого отделов состоит в защите головного мозга и лицевой части от травм.

Вопрос4. Как череп прикрепляется к позвоночнику? Почему головку новорожденного надо придерживать?
Череп прикрепляется к позвоночнику посредством первого шейного позвонка (атланта) при помощи двух мыщелков, что позволяет поднимать и опускать голову. У первого шейного позвонка нет тела, в процессе эволюции оно срослось с телом второго шейного позвонка и образовало зуб — ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вместе с головой вращается первый шейный позвонок. От спинного мозга зуб отделяет особая связка, состоящая из соединительной ткани. Она непрочна у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.

В первый раз взять новорожденного на руки страшно даже маме. Он такой крошечный и беспомощный. Кажется, ему так легко навредить неосторожным движением. Эти опасения бывают преувеличены, но они не совсем беспочвенны. Действительно, пока малыш не научится уверенно удерживать голову, обращаться с ним нужно крайне бережно и аккуратно.

Когда ребенок начинает держать голову

ребенок держит голову 2.jpg

Нормы роста и развития младенцев индивидуальны. Сроки, в которые малыши начинают самостоятельно удерживать голову, в этом отношении не исключение. Они широко варьируются. Однако есть границы, значительное отставание от которых, как и их опережение, должно насторожить родителей.
В среднем, первые попытки приподнимать голову из положения лежа на животе, новорожденные начинают делать в две-три недели. Эти движения еще совсем слабенькие и длятся считаные секунды.

Это важно!

В 1 месяц – лежа на животе пытается поднимать у удерживать голову.
В 2 месяца – лежа на животе поднимает и некоторое время удерживает голову.
В 3 месяца – а) лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову 1 минуту б) удерживает голову вертикально на руках у взрослого.

Полноценно поднять голову, лежа на животике, малыш сможет после полутора месяцев. Некоторые осваивают этот навык ближе к трем месяцам. Это тоже в пределах нормы. Сначала ребенку удается удерживать голову в течении нескольких секунд. Затем попытки становятся все более смелыми и продолжительными.
Также в возрасте около трех месяцев малыши пытаются удерживать голову в вертикальном положении. Но делают они это пока совсем неуверенно. Взрослые, беря ребенка на руки, все еще должны фиксировать его голову.
К четырем месяцам уже все здоровые дети могут держать голову и лежа на животе, и в вертикальном положении. И не только удерживать ее, но и поворачивать из стороны в сторону. Но месяцев до пяти – пока шейные мышцы крохи окончательно окрепнут – все же стоит продолжать его страховать.

Это важно!

Если до трех месяцев малыш даже не делает попыток поднимать голову – нужна консультация невролога.

Как можно держать новорожденного

ребенок держит голову 1.jpg

Чтобы безопасно держать на руках малыша, который еще не может удерживать голову, есть несколько способов:

  • “Колыбелька”. Голова малыша расположена на локтевом сгибе мамы – или другого взрослого, а спинка – на ее руке. Второй рукой нужно поддерживать ребенка под попку и поясницу. В этой позе новорожденный будет проводить большую часть времени у вас на руках. Она же используется для кормления.
  • “Столбиком”. Это вертикальная поза. Голова малыша лежит на мамином плече. Одной рукой нужно мягко прижимать малыша к себе, придерживая в одной плоскости его спинку, шею и голову. Другой рукой поддерживать нижнюю часть тела в области крестца – так, чтобы малыш не сидел у вас на руке. Держать младенца столбиком полезно после кормления, чтобы помочь выйти воздуху, который попал в его желудок вместе с молоком. Но злоупотреблять этой позой не следует. Вертикальное положение для новорожденного не физиологично.
  • “На животике”. В этой позе малыш напоминает ленивца на ветке. Его голова и живот расположены на вашем предплечье. Ручки и ножки свободно свисают. Второй рукой можно поддерживать малыша за бочок или под животик. Эта поза поможет крохе потренировать мышцы шеи, ведь он будет делать попытки поднять голову и осмотреться вокруг. Также она полезна малышу для отхождения газов.
  • “Лицом к лицу”. Уложите малыша на свою руку так, чтобы его затылок был у вас на ладони, второй рукой поддерживайте его под спинку. Поднимите кроху на уровень груди. В этой позе удобно устанавливать зрительный контакт, общаться с малышом, передавать ему свои положительные эмоции.
  • “К маме спиной”. Чтобы развивать у малыша интерес к окружающему миру, его можно развернуть к себе спиной. Одной рукой нужно поддерживать ребенка за грудку таким образом, чтобы его голова и спина опирались о вашу грудь. Второй рукой нужно поддерживать его за ножки со сложенными вместе ступнями. В этой позе малыш тоже не сидит. На его позвоночник нагрузки в ней нет.
  • “У мамы на коленях”. Это еще одна удачная поза для общения с малышом. Сядьте в удобное положение и положите кроху себе на колени лицом вверх. Одной или обеими руками придерживайте его под головку.

Как нельзя держать ребенка

ребенок держит голову 3.jpg

Пока малыш не научится держать голову самостоятельно, родители не должны допускать следующих ошибок:

Голова новорожденного отличается от взрослой не только размерами, но и наличием родничков. Детальное изучение размеров головы новорожденного важно для акушерства, так как в большинстве случаев предлежание плода головное и самым сложным является рождение головы.

Природа создала женский таз таким образом, чтоб при раскрытии шейки матки, малыш мог продвигаться вперед. Для этого же природа наделила голову плода рядом таких особенностей, чтоб та могла сжаться, деформироваться при родах. Секрет состоит в щелевидных швах и родничках между костями черепа. Кости черепа плода легко гнуться и при необходимости заходят друг на друга.

Голова новорожденного, а точнее череп, состоит из двух лобных, двух теменных, двух височных и одной затылочной кости. Между ними есть так называемые швы. Стреловидный шов находится между теменными костями. Лобный шов находится между лобными костями. Венечный шов соединяет лобные кости с теменными. Ламбдовидный или затылочный шов соединяет затылочную кость с теменными.

На пересечении этих соединений располагаются роднички – часть головы, которая не защищена костью. Большой родничок соединяет лобный, венечный и стреловидный шов. Малый родничок соединяет стреловидный и затылочный шов.

родник1
родник

Рисунок 1. Череп новорожденного (вид сверху):

  1. Ламбдовидный шов
  2. Стреловидный шов
  3. Венечный шов
  4. Лобный шов
  5. Малый родничок
  6. Большой родничок

Рисунок 2. Череп новорожденного (вид сбоку):

  1. Лобная кость
  2. Теменная кость
  3. Височная кость
  4. Затылочная кость
  5. Большой косой размер
  6. Малый косой размер
  7. Средний косой размер
  8. Прямой размер
  9. Вертикальный размер

Окружность головы новорожденного составляет 34-35см. Большой родничок на детской голове имеет форму ромба, заживает (затягивается) он до двух лет. Размеры родничка в среднем составляют 2 см, но может быть чуть больше или меньше. Если есть вопросы по поводу ухода за родничком, то в роддоме следует задать их врачу-неонатологу.

Читайте также: