На чем основывается современная концепция личности профессионала кратко

Обновлено: 07.07.2024

начало здесь
Современные теории личности. Фрейдизм и неофрейдизм. Гуманистическая теория личности. Теория социального научения. Феноменологический подход. Концепция личности А.Н.Леонтьева. Новейшие тенденции в теоретической разработке психологических проблем личности.

Формирование и развитие личности. Зависимость решения вопроса о развитии личности от того, в русле какой теории он рассматривается. Тенденция к интеграции различных точек зрения. Концепция развития личности Э.Эриксона, основания и принципы, на которых она строится. Две линии развития: нормальная и аномальная. Стадии развития и его возрастные этапы. Краткая характеристика основных личностных новообразований процесса развития, возникающих на каждой стадии. Общая оценка концепции Э.Эриксона. Понимание личностного развития по Э.Фромму.

Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

5. Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

6. Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллекгуализированных терминах.

7. Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.

Теория личности З.Фрейда и концепции неофрейдистов неоднократно подвергались критике и в нашей, и в зарубежной литературе. Эта критика касалась крайней биологизации человека, отождествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями. К этому следует добавить и то, что теория Фрейда по существу является умозрительной. Многие из содержащихся в ней и в работах неофрейдистов положений, несмотря на то, что кажутся интересными и жизненно правдивыми, нельзя считать научно доказанными. Вряд ли допустимо, например, строить столь широкие теоретические обобщения, какие делал З.Фрейд, только на основании клинических наблюдений за несколькими пациентами.

Вместе с тем не следует умалять и действительных заслуг З.Фрейда и неофрейдистов в разработке общепсихологической теории личности. Они, к примеру, касаются проблемы бессознательного и защитных механизмов, их роли в детерминации поведения.

Свой теоретический подход к психологии личности предложили и представители гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отождествляли психологию и поведение человека и животных. Теорию личности, разрабатываемую в русле гуманистической традиции, можно отнести к разряду психодинамических и одновременно интеракционистских (у разных авторов по-разному), неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах. Основное внимание в теориях этого типа (их несколько, и они значительно отличаются друг от друга) сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека в том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и мышлении.

Наиболее известными представителями этого подхода к личности являются американские психологи А.Маслоу и К.Роджерс. Концепции первого мы специально коснемся далее, а сейчас кратко остановимся только на характеристике теории К.Роджерса.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения в их взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией А.Маслоу для описания того, каким требованиям должна соответствовать в своем поведении и отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность.

К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:
– активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
– принятие себя и других людей такими, какие они есть;
– непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
– сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;
– обладание чувством юмора;
– развитые творческие способности;
– неприятие условностей, но без показного их игнорирования;
– озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
– способность к глубокому пониманию жизни;
– установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
– способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно, с объективной точки зрения;
– непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее, так, как это обычно делают дети;
– предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных путей;
– умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов;
– открытое и честное поведение во всех ситуациях;
– готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды;
– способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
– приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;
– умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.

По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни (стремление к высшим целям, ценностям), гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам наших психологов.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С.Выготского . Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович.

Теорию, предложенную Л.И.Божович, по приведенной выше классификации можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности человека.

Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С.Выготским, Л.И.Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

А.Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Согласно приведенной классификации, теорию А.Н. Леонтьева можно оценить как психодинамическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, и здесь намечается также интегративная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий. Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э.Эриксону , в которой, более чем в других, данная тенденция оказалась выраженной.

Э.Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Наиболее существенный вклад Э.Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.

Сами личностные новообразования, по Э.Эриксону, возникают не на пустом месте – их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Имея в виду эту трудность, Э.Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя всевозможные промежуточные, варианты личностного развития человека (табл. 12).

Таблица 12
Стадии развития личности по Э.Эриксону

Э.Эриксон выделил восемь стадий развития, один к одному соотносимых с описанными выше кризисами возрастного развития. На первой стадии развитие ребенка определяется почти исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. На этой стадии уже могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.

Вторая стадия определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Их становление также в значительной степени зависит от характера общения и обращения взрослых с ребенком.

Заметим, что к трем годам ребенок уже приобретает определенные личностные формы поведения, и здесь Э.Эриксон рассуждает в согласии с данными экспериментальных исследований. Можно спорить о правомерности сведения всего развития именно к общению и обращению с ребенком со стороны взрослых (исследования доказывают важную роль в этом процессе предметной совместной деятельности), но тот факт, что ребенок трехлетнего возраста уже ведет себя как маленькая личность, почти не подвергается сомнению.

Третья и четвертая стадии развития, по Э.Эриксону, также в целом совпадают с представлениями Д.Б.Эльконина и других отечественных психологов. В данной концепции, как в уже рассмотренных нами, подчеркивается значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов наших ученых от позиций, на которых стоит Э.Эриксон, заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не операциональных и познавательных умений и навыков, а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).

Следующие стадии личностного развития в теориях отечественных психологов не представлены. Но вполне можно согласиться с тем, что приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи, и в этом, по-видимому, заключается основной момент личностного развития в старшем возрасте, следующем за юностью.

Вместе с тем вызывает возражение линия аномального развития личности, очерченная Э.Эриксоном для этих возрастов. Она явно выглядит патологично, между тем как это развитие может обретать и иные формы. Очевидно, что на систему взглядов Э.Эриксона оказали сильное влияние психоанализ и клиническая практика.

Кроме того, на каждой из выделенных им стадий развития автор указывает лишь на отдельные моменты, объясняющие его ход, и только на некоторые личностные новообразования, характерные для соответствующего возраста. Без должного внимания, например, на ранних стадиях детского развития осталось усвоение и использование ребенком речи, причем в основном только в аномальных формах.

Тем не менее значительная доля жизненной правды в данной концепции содержится, а главное, она позволяет представить себе важное значение периода детства во всем процессе личностного развития человека.

В заключение отметим особую позицию по вопросу о личностном развитии, которую занимает Э.Фромм. Представляется, что он дал философски наиболее правильную трактовку целей и задач личностного развития человека в условиях современного демократического общества. Демократия, писал он, – это система, которая не на словах, а на деле создает экономические, политические и культурные условия для полноценного развития индивида как личности. Развитие личности – это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Люди, считал автор, рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям, – важнейшая задача воспитания.

Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает неподвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма в том положительном его понимании, которое смыкается с понятием индивидуальности. Индивидом как личностью не должна манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или коллектив.читать дальше.

В настоящее время нет общепринятого мнения о том, какой подход в изучении личности наиболее эффективен для объяснения основных фактов поведения человека. На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. В большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Сфера исследований личности пытается синтезировать и интегрировать соответствующие принципы из всех областей.

Основные функции теорий личности

1. Обеспечение понятийной основы, чтобы объяснять какиелибо классы наблюдаемых, взаимосвязанных явлений

2. Предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

Теории личности фокусируются на следующих аспектах поведения человека: структура мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение поведения посредством психотерапии. Теории личности основываются на разных исходных положениях о природе человека.

Отечественные теории личности

А. Мясищев, Смирнов, Малышев. Личность это система отношений, отношения это компоненты структуры. Например, Мясищев утверждал, что личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности (т.е. "доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека "). Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п. Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью.

Недостатком подобного рода понимания личности является нечеткость, многозначность.

Б. Ананьев, Платонов, Мерлин. Личность не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности "некие абстрактные духовные образования ". Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться. Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе.

Платонов: концепция динамической функциональной структуры личности. Выделяет 4 подструктуры взаимосвязанные стороны личности (группы качеств): 1) социальная подструктура (направленность, отношения, мораль не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания); 2) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки); 3) подструктура форм отражения (тип памяти и т.д); 4) биологически обусловленная подструктура биологические свойства (темперамент, возраст, патологии. ).

В. Рубинштейн. Личность это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно слишком общее.

Зарубежные теории личности

Психоанализ. З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), СуперЭго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность способная и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека "ради него самого ".

Индивидуальная психология. А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности показатель психологического здоровья.

Аналитическая психология. К.Г.Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь равновесия лишшь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровнях.

Неофрейдизм. Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни. Придается особое значение Эго и его функциям. Эриксон: Эго это автономная структура, в своем развитии проходит 8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальные и культурные факторы.

Диспозициональная психология. Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Г.Айзенк. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися со временем в различных ситуациях. Олпорт (первый выдвинул теорию черт личности): личность это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.

Бихевиоризм. Б.Скиннер: личность это результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Поведение детерминированно, предсказуемо и контролируется окружением. Отвергается идея о внутренних автономных факторах как причинах действий человека, а также физиологогенетическое объяснение поведения.

Социальнокогнитивное направление. А.Бандура, Дж.Роттер. Личность результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты. Роттер рассматривал личность через призму локуса контроля.

Когнитивная психология. Дж.Келли теория личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации не нужны никакие специальные концепции, главное то, как человек объясняет любое событие.

Гуманистическая психология. А. Маслоу: личность определяется через иерархию потребностей.

Феноменологический подход. К. Роджерс: поведение можно понять с точки зрения субъективных переживаний. Единственная реальность это личный мир переживаний человека, это и есть личность. Центральное место занимает Я-концепция.

Одной из наиболее теоретически и эмпирически обоснованных моделей структуры личности на сегодняшний день представляется модель, предложенная Б. С. Братусем (род. 1945).


Б. С. Братусь выделяет следующие уровни психического аппарата личности.

Развитие, с точки зрения Б. С. Братуся, — это прежде всего смысловое развитие, т. е. нравственно-ценностное. Это постоянная борьба за очищение в себе образа человека. В процессе развития прежние уровни не уничтожаются, а преобразуются. Для развития ведущим является процесс самоосуществления, означающего приобщение к родовой сущности, обретение полноты своего существования как человека.

В концепции Братуся к жизненной задаче личности относится поиск смысла жизни через деятельность. Главное — не цель деятельности, а ее нравственная оценка.

В целом, концепцию Б. С. Братуся можно отнести к нравственно-духовным концепциям личности.

В последние десятилетия отмечается яркий, стойкий интерес отечественной психологии к духовным аспектам человеческого существования, который проявился и в концепции Б. С. Братуся. Очевидно, что рассмотрение духовного мира личности на современном этапе развития философии, психологии, социологии тесно пересекается с категориями религиозной тематики.

На основании типов личности М. Я. Дворецкая выделяет уровни жизненного самоопределения:

  • на витальном уровне реализация осуществляется через получение удовольствия;
  • на социальном — через альтруистическое поведение;
  • на экзистенциальном — через спасение.

В качестве нормы личностного развития рассматривается святость. Таким образом, жизненная задача личности представляется как духовно:нравственное совершенствование личности на пути познания Бога.

Как уже отмечалось ранее, в современной отечественной психологи:

ческой науке существуют концепции личности, поддерживающие в своей основе теорию черт. В частности, к таковым можно отнести подход А. Г. Шмелева — автора целого ряда универсальных психосемантических методик в исследовании личности, крупного специалиста в области психодиагностики личностных черт. Подход Шмелева отличается особой практической направленностью в описании и изучении личности. Под личностной чертой как основной личностной характеристики Шмелев понимает наследственные диспозиции, стили и стратегии поведения для определения классов ситуаций, а также личностные конструкты как средства категоризации впечатлений при восприятии человека человеком. Таким образом, психосемантический подход к психологии черт оказывается значительно более широким, чем традиционный психодиагностический подход, представленный во всех учебниках по психологии личности (Олпорт, Айзенк, Кэттелл). В его трактовке к психологии черт следует отнести весь цикл работ по психологии личностных конструктов (Дж. Келли). По Шмелеву, личность — мировоззренческая, в известном смысле наднаучная категория.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает позиция Д. А. Леонтьева — директора института экзистенциальной психологии и жизнетворчества.




Высший уровень — это уровень ядерных структур личности, тот психологический скелет, или каркас, на который впоследствии наслаива:еся, нанизывается все остальное. Сюда автор относит такие категории, как духовность, ответственность и свободу конкретной личности.

Наконец, третий, нижний уровень — экспрессивно-инструментальные структуры, характеризующие типичные для личности формы и способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку (характер, способности, роли). Этот уровень можно смело назвать внешним миром личности.

Функции личности — выделение себя из окружающего мира; презентация и структурирование отношений с миром; подчинение своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений.

Развитие личности в онтогенезе в основных чертах повторяет исторический путь становления человека, завершающийся возникновением в антропогенезе феномена личности. Превращение индивида в личность происходит при овладении им своим поведением, формировании системы внутренней регуляции деятельности. Сначала происходит иерархизация, структурное усложнение деятельности; затем — распространение осмысления за пределы наличной ситуации; далее идет прогрессирующее опосредствование социальными обязанностями и ценностями; последний этап предполагает развитие осознания смысловой организации.

Таким образом, концепция Д. А. Леонтьева является примером современного развития деятельностного подхода, а обозначить ее можно как деятельностная психология смысла.

Вопрос о структуре личности до сих пор является открытым. Выделяют аналитический и интегральный подходы к рассмотрению структуры личности. Первый позволяет раскрыть статистическую, а второй — динамическую структуру личности. Существует три основных аспекта в статистической структуре личности: общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое в психике человека. Способ связи между этими аспектами — самосознание личности, которая соотносит между собой эти аспекты. Эквивалентом динамической структуры является понятие психического настроя, или настроения личности. Согласно взглядам С. Л. Рубинштейна, настроение, в отличие от других эмоциональных образований, личностно.

Стоит отметить, что второй подход к пониманию структуры личности является пока еще недостаточно разработанным. Более того, большинство характеристик, описанных нами в следующем разделе данного издания, несомненно связаны с категорией настроения личности. В связи с этим остановимся лишь на определении понятия настроения, предложенном Л. В. Куликовым.

Настроение является относительно устойчивым компонентом психических состояний, основным звеном взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний — отдельными эмоциями и чувствами, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида.

В принципе структура личности строится на основе идеи соотносительности. Следовательно, вопрос о том, абсолютным или относительным является нечто в структуре личности, решается каждый раз в конкретных условиях и в пределах нравственно-положительной оценки ситуации личностного развития человека. По сути структура личности с учетом уникальности личности самого исследователя должна быть уникальной и оригинальной. Эта субъективная ориентированность говорит в пользу относительности. Личность человека развивается в зависимости от меры его свободы и ответственности, и только их гармония обеспечивает самостоятельное и творческое развитие человека. Таким образом, мы снова вплотную подошли к понятию активности. Именно активность является тем связующим звеном, объединяющим многие понятия, о которых далее пойдет речь. Основными источниками активности являются человеческие потребности, а также, может быть, даже в большей степени, ценности. Активность отношения представляет форму активности, или самосознания, человека, в основном представленную ценностным отношением к себе. Мерой индивидной активности человека является его темперамент. Понятие темперамента — общее для всех людей обозначение или определение их индивидной активности, пока еще без конкретного психологического наполнения. Мерой индивидуальной активности человека является характер, это своеобразное единство всех свойств индивидуальности. Мерой объективной активности являются способности, а мерой субъективной активности — мотивация.

В XX веке теории личности в психологии развивались одновременно в нескольких направлениях. И сегодня, основные концепции и подходы, несмотря на довольно противоречивые выводы, позволяют составить наиболее полное представление о личности человека.Дают возможность рассмотреть его психику с разных сторон. Относительность этих теорий можно представить, как различные проекции одного непростого и многопланового предмета.

Классификация теорий личности

В психологии теории личности построены на данных, подтверждающих особенности ее формирования с учетом материального положения, достигнутого человеком, его социального статуса и морального сознания, понимания прав и обязанностей.

Все современные теории можно разделить на две группы:

разные типы личности

  1. Рассматривающие человека как индивидуума, со своими особенностями характера и психики. Это, прежде всего, теории Эрика Хомбургера Эриксона, известного психоаналитика и специалиста, изучающего психологию развития, а также Абрахама Маслоу, являющегося основателем гуманистической психологии.
  2. Теории, в которых исследуются классы людей. К этой группе можно отнести работы Карла Густава Юнга, основоположника аналитической психологии. И Гордона Олпорта, психолога из США, разработавшего теорию черт личности.

Теории личности оказывают непосредственное влияние на развитие науки о человеке и способствуют дальнейшему продолжению работы в выбранном направлении.

Основные теории личности в психологии

основные теории личности в психологии

Психология личности — современная научная дисциплина, благодаря которой удается охарактеризовать человека, указать совокупность его главных черт и свойств, понять социальную сущность. В приведенных ниже теориях личность рассматривается как главный предмет психологических исследований, согласно выбранным авторами определенным критериям.

Психодинамическая теория

психодинамическая психология

В психологии много теорий личности. Автором одной из самых актуальных является З. Фрейд, знаменитый австрийский психолог и психоаналитик.

Он основоположник психодинамической или психоаналитической теории личности, разработал трехкомпонентную структуру психики:

  1. Ид (оно) — инстинктивная часть личности. В ее основе преобладают бессознательные, примитивные побуждения и рефлекторные реакции, активируется гормонами удовольствия.
  2. Эго (я) — рациональное ядро и осознаваемые направления психики. Это функция познания окружающего мира с целью выработки плана действий для удовлетворения желаний Ид, но в условиях определенных ограничений.
  3. Супер-Эго (сверх я) — моральная сторона развития личности на основе установок социума. Представляет собой совесть и Эго-идеал.

Все концепции психоанализа нацелены на изучение бессознательного. Они способствуют наиболее полному пониманию человеком особенностей своей личности.

Также ученым представлены два вида инстинктов — жизни (Эрос) и смерти (Танатос).

Аналитическая теория

аналитическая теория

Однако Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр и педагог, отказался от ряда положений психоанализа, так как был убежден в том, что у человека при рождении уже заложены все его личностные качества и свойства, а воздействие окружающей среды лишь их выявляет. Он считал, что смысл жизни — в дополнении врожденных установок персональными и более проработанными архетипами.

К. Юнг утверждал, что развитие личности человека происходит на протяжении всей его жизни, а всех людей можно поделить на две категории — интровертов и экстравертов. Врожденные архетипы влияют на их поведение и оказывают воздействие на волю.

В аналитической теории рассматриваются следующие сферы:

  • бессознательная коллегиальная — сохраняет историческую наследственность всего человечества;
  • бессознательная персональная — в некоторых случаях может игнорироваться разумом человека, особенно если он целиком поглощен какой-то идеей;
  • сознательная персональная — инстанция, представляющая основу самосознания, оперирует мыслями, воспоминаниями, чувствами.

Архетипы различны, они могут быть универсальными и определяться одинаково для всех народов, например, понятия о добре и зле. Но есть и нестандартные варианты.

Гуманистическая теория

Дефицитарные психологии, бихевиоризм и психоанализ, в представлении Маслоу, упускали многие аспекты личности такие как:

  • любовь;
  • альтруизм;
  • творческий подход в решении многих задач;
  • создание нетрадиционных идей.

Теория мотивации, наиболее известная из всех созданных американским психологом. В ее основе — иерархия потребностей. Причем самоактуализация признается высшей из всех потребностей человека, побуждает его к раскрытию талантов и способностей.

Маслоу представляет следующие модели личности:

Основные теории личности в психологии — видео

Читайте также: