Чем отличается вальдорфская школа от обычной

Обновлено: 05.07.2024

Одни считают вальдорфские школы единственным верным выбором, который не загубит индивидуальность ребёнка. Другим кажется, что в ней воспитывают сектантов. В 2019 году системе Рудольфа Штайнера исполнится 100 лет, и списывать её со счетов пока рано.

1. Что такое вальдорфская система и кто её придумал?

Австрийский философ Рудольф Штайнер был основателем не только системы вальдорфских школ, но и создателем антропософского общества. Его целью было открытие методов саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека. Поэтому вся его педагогическая система ориентирована в первую очередь на духовное развитие ребёнка.


Основа вальдорфской педагогики — раскрытие потенциала ребёнка, его мышления, чувств и воли

Всё должно быть в гармонии. Задача педагогов — развить природные таланты учеников и дать веру в собственные силы. Один из главных принципов — всему своё время, поэтому приверженцы этой системы так против раннего развития. Упор делается на чувственное переживание, поэтому в фаворитах гуманитарные предметы. Науки, требующие логики и анализа, уходят на второй план. Главное — привить интерес к получению знаний, чтобы учиться было в удовольствие, сохранялась мотивация.


Ребёнок проходит через три этапа взросления: от рождения до семи лет главной считается забота о физическом развитии ребёнка; с семи до 14 лет происходит формирование его чувств; с 14 лет до 21 года развивается мышление и в итоге у повзрослевшего человек появляется способность самостоятельно познавать окружающий мир.

2. Чем она отличается от других?

Учебные программы (они прошли экспертизу и рекомендованы Министерством образования) аккредитованных вальдорфских школ в России выстроены так, что дети проходят обязательную аттестацию в 4, 9, 11 классах. В них преподают те же предметы, что и в обычных (плюс несколько специальных дисциплин, например, эвритмию).

Отличается подход к самому преподаванию. Основные методы познания — эксперимент и наблюдение. Например, звуки и цвета — в физике, горение — в химии, наблюдение растений и животных — в биологии.

  • Школы коллегиально управляются учителями. Здесь не приветствуют компьютеры, телевизоры, планшеты — все современные технические устройства не соответствуют духу вальдорфской системы.
  • Конечно, нет и школьной формы.
  • Интерьер стараются создать из натуральных материалов (деревянные столики, плетёные стульчики и кресла). Цвет стен, форма потолка, организация внутреннего пространства — всё это имеет значение. Предпочтение отдаётся краскам на водной основе, камню и керамической плитке для пола и подоконников.
  • Особая роль отводится классному руководителю, который остаётся со своими учениками на протяжении семи-восьми лет. Именно он проводит большую часть уроков и владеет знаниями по всем основным предметам. Обычно он преподаёт ещё и ремёсла.
  • В течение 3-4 недель на главном уроке, который стоит первым в расписании и длится 1,5 часа, изучают раздел одного из предметов: истории, биологии, географии, математики, русского языка и литературы. Остальные уроки, например, иностранные языки, музыка, рукоделие обычно проходят после главного и привычно длятся 45 минут. Пример расписания одной из вальдорфских школ можно посмотреть здесь.
  • Есть специальные предметы. Например, эвритмия сочетает танец и пантомиму под чтение стихов или музыкальное сопровождение. Рисование формы предшествует письму (с 1 по 3 класс). Чтение и правописание появляются позже. Начиная с 9 лет дети занимаются ботмеровской гимнастикой.
  • С 1 класса преподаются два иностранных языка. В учёбе упор делают на гуманитарные предметы (живопись, музыка, пластицирование).
  • В обучении нет оценок. Соревновательный момент полностью отсутствует. Прежде всего школьники должны наслаждаться общением со сверстниками и с воспитателем. В конце учебного года учитель пишет подробную характеристику на каждого ученика с результатами и рекомендациями. Соответственно, никого из детей не оставляют на второй год.
  • Нет учебников. Главное — личность учителя. Именно он определяет, в какой форме подавать материал, то есть он может рекомендовать какие-то пособия, сборники задач или ограничиться устным рассказом.
  • Проводят костюмированные праздники (например, Праздник Урожая, Праздник Архангела Михаила; Праздник Фонариков; Масленица/Праздник встречи весны). Перед началом каникул все классы делают отчётные концерты.
  • В школах есть социально ориентированные практики. Например, в началке это могут быть ремёсла (путь зерна от его посадки до готового хлеба) и краеведение (изучают улицы, здания, составляют карты). В старших классах практика проходит в детских садах, больницах, детских домах и домах престарелых.

3. Где учить ребёнка по вальдорфской системе?

Почти в 90 странах сейчас насчитывается более тысячи вальдорфских школ. И свыше 3 000 детских садов. Больше всего учеников вальдорфской системы на её родине, в Германии — свыше 80 тысяч человек.



Первая детсадовская вальдорфская группа появилась ещё в СССР в 1989 году. Сегодня их около 70 и ещё 30 дошкольных студий. Большинство из них состоят в Содружестве вальдорфских детских садов России.

4. А моего ребёнка возьмут?

В общеобразовательные вальдорфские школы набирают обычных детей. Зачастую надо пройти собеседование, в котором участвует не только ребёнок, но и родители (оценивается их позиция по вопросам обучения, воспитания и совместной деятельности в школе).


Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы


Единственная лазейка — начать с детского сада, который относится к школе. Выпускникам дошкольного отделения даётся приоритет при приёме, даже если они прописаны в другом районе.

Педагоги не скрывают, что при переходе из вальдорфской школы в обычную могут возникнуть проблемы с адаптацией у учеников младших классов.

К концу второго класса ученики в вальдорфской школе могут писать только печатными буквами

При этом в математике они даже опережают сверстников. Все различия в уровне знаний стираются к средней школе.

5. Почему её критикуют?

Один из основных из аргументов критиков — позднее, по меркам классической педагогики, начало обучения чтению, письму, математике. Также ставят под сомнение отсутствие оценок, экзаменов, контрольных работ. Родители волнуются, сможет ли ребёнок адаптироваться к учебным и дисциплинарным требованиям обычной школы и вуза.


Качество образования, которое получает ребёнок, напрямую связано с личностью педагога-классного руководителя, его профессионализмом и одарённостью (ведь он преподаёт основные предметы первые 7-8 лет в школе).

Кто придумал

Рудольф Штайнер — личность неоднозначная. Он пытался соединить научный подход и сверхъестественное, основал антропософское общество. В своих лекциях рассказывал об исследованиях последовательных воплощений личностей, технике изучения кармы. Эмиль Мольт предложил ему поучаствовать в создании прогрессивной школы, в основе которой лежал бы новый взгляд на образование.


Чем отличается от обычной

Главная цель школы — дать ребенку возможность развиваться в естественном для него ритме. Основа вальфдорской педагогики — антропософия (течение, созданное Штайнером). Суть антропософии:

С точки зрения образовательных принципов Штайнера, что это за образование — вальдорфская школа (чем ее методы отличаются от классических школ):

Кого принимают в вальдорфскую школу

Стоимость обучения

Обучение в государственных школах бесплатное, родители оплачивают только питание детей. Стоимость обучения в частных школах зависит от региона.

Данные на 2019-2020 учебный год, сколько стоит вальдорфская школа в разных городах:

  • Москва — 26 000 рублей ежемесячный взнос, нередко добавляют первоначальный единоразовый взнос в таком же размере, как и ежемесячный. Питание оплачивают отдельно;
  • Санкт-Петербург — 26 000 рублей, питание или включено в сумму, или оплачивается отдельно;
  • Воронеж — 15 800 рублей ежемесячно, питание оплачивают отдельно;
  • Иркутск — 15 500 рублей ежемесячно, питание оплачивают отдельно;
  • Уфа — школа полного дня, 20 000 рублей ежемесячно, питание оплачивают отдельно. Школа неполного дня — 15 000 рублей, питание оплачивают отдельно.

Плюсы и минусы обучения

В 2019 году необычному стилю обучения стукнуло уже 100 лет. Нежизнеспособная система столько не протянет. Но у каждой медали есть две стороны: разберем плюсы и минусы.

Начнем с хорошего:

  1. Упор делают на развитие личности. Педагог направляет ребенка, поддерживает, дает высказать свое мнение.
  2. Обучение двух иностранных языков с первого класса нередко принимают, как плюс.
  3. Нет домашних заданий. Это несказанная радость для детей и их родителей.
  4. Процесс обучения стараются строить так, чтобы привить любовь к школе. Чтобы на учебу — как на праздник, а не как на каторгу.
  5. Нет соперничества. Стараются класс сплотить, не потворствовать козням, гонениям, дразнилкам.

Вальдорфская школа: что это такое

О Вальдорфской системе образования существуют самые противоречивые отзывы. Кто-то считает ее одной и наиболее прогрессивных и эффективных, для кого-то основные идеи окажутся совсем не по душе. Выход один, чтобы не разочароваться, нужно составить свое собственное мнение об этой школе. В материалах этой статьи вы узнаете, что же представляет собой Вальдорфская школа, ее отличительные особенности от других систем образования, основные принципы обучения. Мы постараемся осветить не только видимые преимущества от обучения в Вальфдорской школе, но и рассказать о недостатках этой системы, с чем могут столкнуться родители и сами ученики.

Что такое вальдорфская система и кто ее придумал?

Первая школа, использующая данную систему образования, появилась в 1919 году. в Германии. В школе придерживались принципов воспитания свободного человека, дети из разных слоев общества учились вместе. Новинкой в теории Шнайдера стали основы антропософии — учение, целью которого является открытие способов и методов саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека и выполнения специальных упражнений.

Сегодня в мире открыто более 1100 Вальдорфских школ, в более чем 70 странах по всему миру и более 1800 детских садов.

Отличительные особенности вальдорфской школы


В соответствии с учебными программами, разработанными в России для учеников Вальдорфской системы образования, предполагается обязательная аттестация учащихся в 4, 9 и 11 классах. Кроме привычных дисциплин преподается ряд специализированных. Например, под музыкальное сопровождение происходит объединение танца или пантомимы, такой предмет называется эвритмией. К тому же дети с 9 лет занимаются ботмеровской гимнастикой (комплекс специальных упражнений, позволяющих привести организм и все его системы в гармонию, сформировать раскрепощенную, творческую и целеустремленную личность).

В основе образования – наблюдения за растениями и животными в биологии, эксперименты и опыты в физике и химии. С самого начала обучения преподаются в основном гуманитарные дисциплины. В программе обучения — два иностранных языка. В расписании занятий есть главный урок, на который отводится не менее 1,5 часов. На нем изучаются история, биология, география, литература. Остальные уроки длятся по 45 минут и следуют дальше по расписанию. Это иностранные языки, музыка и другие.

В школах не приветствуется использование современных гаджетов — это противоречит принципам школы, ее духу.

Задача педагогов – развивать таланты учеников и культивировать интерес к получению знаний, мотивировать к дальнейшему обучению. Ученики должны получать удовольствие от процесса, поэтому соревновательный момент отсутствует. Успеваемость учеников не оценивается, никто не остается на второй год и не получает медали и грамоты. Дети получают удовольствие от процесса обучения, общения с преподавателями и друг с другом. У учеников отсутствует учебная форма.

Для учителя в школе отведена особая роль. Так как учебники отсутствуют, именно учитель определяет, как будет подан материал, будут ли использоваться какие-то пособия или сборники, или достаточно будет устного изложения. Первые семь-восемь лет, большую часть уроков для учеников проводит классный руководитель, он становится наставником, владеет знаниями по всем основным предметам и преподает некоторые ремесла. Именно он после окончания составляет характеристику на учащегося.


Педагоги школы говорят, что при переходе ребенка из Вальдорфской школы в обычную общеобразовательную, могут возникнуть проблемы с адаптацией у учеников младших классов. Это связано с различной степенью интенсивности преподавания предметов. Однако все различия проходят к средним классам. Кроме того в школах преподают ремесла и краеведения. Дети составляют карты, изучают здания и улицы, учатся, например, печь хлеб. Старшеклассники проходят социально-ориентированные практики в больницах, домах престарелых, детских домах.

Таким образом, в Вальдорфских школах можно выделить несколько основных методов преподавания.

В школах часто проводятся костюмированные праздники, а перед началом каникул все классы готовятся к отчетному концерту. Школы коллегиально управляются учителями. Ответственно подходят к внутреннему стилю и оформлению школы. В интерьере присутствуют в основном натуральные материалы — дерево и камень, керамика. Цвета спокойные, умеренные.

Многие считают Вальдорфские школы единственными, которые не губят индивидуальность ребенка.

Где можно учить ребенка по вальдорфской системе?


Школы и детские сады, работающие по Вальдорфской системе, распространены более чем в 70 странах мира. Естественно, что большая их часть находится в Германии, где обучается около 80 тысяч человек.

В Росси первая Вальдорфская школа открылась в 1992 годы в Москве. Сегодня получить образование по этой системе можно в Санкт-Петербурге, Ярославле, Самаре, Владимире. Всего в России более 18 школ с 2500 учащимися по всей стране. Некоторые из них имеет статус некоммерческих учебных заведений, другие- государственные.

Как поступить в Вальдорфскую школу


Первым этапом при поступлении в Вальфдорскую школу станет собеседование, в котором принимают участие, как родители, так и ребенок. Вопросы позволяют выяснить позицию родителей по воспитанию. Кроме того обсуждается их возможность участия в развитии школы и в целом взгляд на образовательный процесс.

При достаточном количестве мест, в соответствии с Российским законодательством, поводов отказать ребенку в предоставлении образования — нет. Требования ни чем не отличаются от требований любой другой общеобразовательной школы. Единственным приоритетом при поступлении, обладают ученики дошкольного подразделения.

За что критикуют вальдорфскую систему образования

Непонимание вызывается отсутствием системы оценивания успеваемости учащихся в школе, экзаменов и контрольных работ. Родителей беспокоит адаптация ребенка к системе оценок в старших классах и ВУЗах. Критики считают слишком поздним, по стандартным общеобразовательным меркам, начало изучения некоторых предметов.

Много вопросов вызывает личность учителя, от профессионализма которого зависит качество образования ученика и его становление, как личности. Однако за 100 лет существования интерес к Вальдорфским школам не угасает, а система преподавания пользуется популярностью во многих странах мира.


Вальдорфская педагогика — одна из самых известных во всем мире альтернативных педагогических систем. А вместе с тем — и самая спорная. Возможно, вся философия в целом покажется кому-то неоднозначной, но отдельные её элементы определённо заслуживают внимания — и учителей, и родителей. Разберёмся, на чём строится вальдорфская педагогика. Чем её принципы отличаются от постулатов традиционных систем воспитания и образования?

Появление первых вальдорфских школ

Вальдорфской системе уже более 100 лет. Первая школа появилась в 1919 году в немецком Штутгарте. Обучение здесь базировалось на философии Рудольфа Штайнера — учёного, педагога и эзотерика из Австрии.

По разным данным, во всём мире сейчас насчитывается порядка трёх тысяч вальдорфских образовательных учреждений. В России же около 60 таких школ и детских садов.

Суть вальдорфского метода воспитания и обучения детей

Вальдорфские школы и детские сады ставят перед собой цель воспитать не только интеллектуально развитого, но и знающего свои возможности ребёнка. Того, кто во взрослой жизни будет готов отвечать за свои поступки и помогать другим. Основной акцент в обучении вальдорфская педагогика делает на развитие воображения, творческих возможностей и интуиции ребёнка, воспитание в нём нравственных качеств.

Основные принципы вальдорфской педагогики

Методы вальдорфской педагогики разительно отличаются от традиционной. Обучение в таких школах рассчитано на 12-13 лет. А в первый класс ребёнок может поступить только по достижению семилетнего возраста.

Мы собрали семь основных принципов вальдорфской педагогики, которые ярко иллюстрируют саму суть такого подхода к воспитанию и обучению детей.

Табу на раннее развитие

По мнению сторонников вальдорфской педагогики, в раннем детстве важно развивать творческие способности ребёнка, — это основа основ. А чтение и письмо подождёт.

Особая роль учителя

Учитель в вальдорфской школе — это не просто специалист, который учит малышей читать и писать, а в первую очередь наставник, истина в первой инстанции и пример для подражания. В классе его авторитет неоспорим.


Обучение без стандартных учебников и гаджетов

Поскольку для вальдорфских школ принципиальным моментом является авторитетная личность учителя, то здесь именно он даёт знания, а не учебники. В каком-то смысле, педагог и есть книга для ребёнка, откуда он черпает знания.

Вместо учебников в вальдорфской педагогике устные рассказы учителя, сборники задач и специальные методические пособия. А в старших классах дети сами выбирают себе дополнительные источники информации.

В вальдорфской школе принято, чтобы дети сами делали свои учебники. В целом, это обычные рабочие тетради, над которыми дети трудятся весь учебный год. Здесь содержатся краткие конспекты тем, практические задания, иллюстрации. В начальной школе малышам с их личными учебниками помогает классный учитель. Но ближе к старшим классам всю работу уже делает сам ребёнок. Таким образом он учится систематизировать полученные знания.

В вальдорфских школах нет не только учебников, но и современных гаджетов, — планшетов и компьютеров, которые зачастую облегчают обучение.

Никаких оценок

Пожалуй, главное отличие вальдорфских школ от обычных — отсутствие здесь оценок. Вплоть до перехода ребёнка в старшие классы. А до этого момента учитель составляет в конце четверти подробные табели-характеристики на каждого ребёнка, в которых указывает все его достижения, сильные и слабые стороны. Оценки ставятся только в том случае, если родители решили перевести ученика в другую школу.

Обучение эпохами

В традиционной школе четверти, полугодия и семестры. А в вальдорфской преподают эпохами. Звучит впечатляюще, правда?

Обычно одна эпоха длится 3-4 недели.

Ритмичность занятий

И сами уроки, и их последовательность в течение дня выстроены таким образом, чтобы различные виды деятельности (активные и пассивные) чередовались между собой. Например, после устного обсуждения основной темы следует запись в тетрадь, а потом снова обсуждение. А после напряжённой математики дети занимаются музыкой или рукоделием.

В вальдорфской педагогике считается, что такой подход не утомляет ребёнка, а наоборот, даёт ему силы и желание учиться.

Акцент на практику

Кстати, дети здесь сами мастерят себе игрушки. Но конечно, ни одного ребёнка не заставляют что-то делать. Малыш сам выбирает занятие по душе.

А уже в старших классах школы ученики проходят социальную практику — например, в больницах или домах престарелых.

Преимущества и недостатки вальдорфских школ

Принципы вальдорфской педагогики — это неисчерпаемая тема для споров и разногласий. Кто-то из родителей и учителей восхищается ими, а другие — строго порицают.

К основным преимуществам вальдорфской системы обучения (школьной и дошкольной) можно отнести:

  1. Комфортная среда обучения.
  2. Индивидуальный подход к ребёнку.
  3. Развитие творческих способностей и эмоционального интеллекта.
  4. Приобретение полезных жизненных навыков.
  5. Отсутствие стресса из-за плохих оценок.
  6. Вовлечённость всей семьи в процесс обучения.

Кажется, что вальдорфская система воспитания идеальна для ребёнка. Но у неё предостаточно и противников.


Без трудностей дело не обойдётся. И тут можно привести простой пример — в вальдорфской школе дети до третьего класса пишут только печатными буквами. В обычных же этот навык отрабатывается уже в первом классе.

Много споров также вызывает и незыблемый авторитет учителя в вальдорфских школах. Учебников нет, и получается, педагог — буквально единственный источник знаний. Книги со сказками и потешками в расчёт не берём. Где гарантия того, что учитель не будет навязывать детям своё личное мнение по тому или иному вопросу? Конечно, ответственный педагог ни за что не будет злоупотреблять собственным авторитетом. Но есть мнение, что среди учителей вальдорфских школ много убеждённых сторонников антропософии (философско-религиозного учение с уклоном в эзотерику, основанное самим Штейнером). И сложно себе представить, что подобные взгляды педагога никак не скажутся на процессе обучения.

Отдавать ли ребёнка в вальдорфскую школу?

К вальдорфским методикам взрослые могут относиться как угодно. Но детям в таких школах очень нравится — тут нет оценок и так много творчества. Очевидно, что дети здесь учатся без страха и сомнений, с удовольствием и радостным удивлением.

Читайте также: