Какие традиции русской литературы нашли продолжение в его творчестве островский кратко

Обновлено: 30.06.2024

Урок литературы в 10 классе по учебнику Коровина. Жизнь и творчество А.Н. Островского.

ВложениеРазмер
zhizn_i_tvorchestvo_a._n._ostrovskogo._traditsii_russkoy_dramaturgii_v_tvorchestve_pisatelya.docx 26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 30. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

  • способствовать воспитанию патриотического отношения к русской литературе;
  • воспитывать нравственную читательскую позицию учащихся.

Развивающая: способствовать развитию воображения учащихся, овладению навыками самоанализа; развитию умений сравнивать, сопоставлять, обобщать.

II. Изучение нового материала.

Рассказ учителя + презентация биографии Островского

На слайде Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9). В этом доме, где Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова, что на Голиках, родился великий драматург.

В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию . Особый интерес во время учебы он проявлял к литературе: у отца была богатая библиотека. Важным событием в его жизни стало появление в доме мачехи, баронессы Эмилии Андреевны фон Тессин. Она уделяла большое внимание обучению детей музыке, иностранным языкам, светским манерам.

После окончания гимназии в 1840 году А.Н. Островский поступил на юридический факультет Московского университета , однако проучился здесь всего три года: помешало увлечение театром и литературным творчеством.

В 1843 году А.Н. Островский поступил на службу писцом в Совестный суд , где рассматривались уголовные преступления и гражданские иски по жалобам родителей на детей и детей на родителей . В 1845 году он был переведен в Коммерческий суд.

В 1840-е годы А.Н. Островский увлекся простой мещанкой Агафьей Ивановной и в 1849 году ввел ее в дом на правах жены. Несмотря на разницу в воспитании и образовании, Агафья Ивановна внесла в его жизнь порядок и уют. Однако отец А.Н. Островского был против – он разорвал сыном отношения и отказал ему в материальной помощи. К сожалению, все дети, рожденные в этом браке, умерли, а в 1867 году умерла и сама Агафья Ивановна.

Со второй женой, Марьей Васильевной, А.Н. Островский прожил счастливо до самой смерти. У них было пятеро детей: Александр, Сергей, Любовь, Мария и Михаил.

Сотрудничество с журналами

14 ноября 1865 года А.Н. Островский вместе с композитором Н.Г. Рубинштейном, драматургом и переводчиком К.А. Тарновским и писателем В.Ф.Одоевским открыл в Москве Артистический кружок . Здесь проводились музыкально-литературные вечера, исполнялись пьесы, читались произведения, устраивались костюмированные балы. При кружке образовался любительский оркестр, а затем и любительский хор, была открыта библиотека.

Создание народного театра

Ходатайство было удовлетворено, и А.Н. Островский приступил к осуществлению проекта. Однако завершить его не удалось. В 1885 году А.Н. Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища Императорских Московских театров , а 2 июня 1886 года он скончался за работой в своем кабинете в имении Щелыково.

Драма – это трудный род литературы не только для писателя, но и для читателя. Необходимо образное мышление, чтобы представить героя в той или иной ситуации. Настоящий читатель проделывает ту работу в понимании характера героя, которую проделывает актер в процессе работы над ролью.

У каждого на столе лежит раздаточный материал, давайте обратимся к схеме, в которой анализируется драма (Схема роды и виды литературы). Прочитать особенности драмы.

– Так в чем же состоит сложность в восприятии драматического произведения?

Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья.

“С Переяславля начинается Меря, – записывает он в дневнике, – земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку.

“Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне.

Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.

В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых.

Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила.

А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было.

И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.

Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.

Писать “Грозу” Островский начал в июне – июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в журнале “Библиотека для чтения” в январском номере 1860 года. Первое представление “Грозы” на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в малом театре в бенефис С.В. Васильева с Л.П. Никулиной-Косициной в роли Катерины

Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (1-4 явления)

– Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

– Какая картина предстает перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? (Красота природы подчеркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).

– Значение первых 4 явлений 1 действия? (Из них мы узнаем о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

– Что мы узнали из прочитанного о Диком, Борисе, Кулигине, Кудряше?

– Какую характеристику дает Кулигин жизни города?

Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (5–6 явления)

В пятом явлении происходит знакомство с главными героями пьесы – Катериной и Кабанихой.

– Какой вывод о двух этих героинях можно сделать из данного диалога?

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину. В чём заключается конфликт в пьесе?

IV. Подведение итогов

В заключении давайте ответим на вопрос, который был поставлен в начале урока: В чем заключается значимость драматургии Островского для культуры русского народа? (обратить внимание на эпиграф ) В чём он был продолжателем традиций русского театра?

V. Домашнее задание.

Задание по группам:

1 группа – смысл названия пьесы;

2 группа – охарактеризовать действующих лиц;

3 группа – подобрать примеры для речевой характеристики героев (Кулигин, Дикой, Кабаниха, Феклуша, Тихон, Борис)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель урока: Раскрыть роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии и театра; увлечь обучающихся жизнью и творчеством драматурга.

Задачи урока:

- Познакомить с основными этапами творческого пути А.Н. Островского;

- рассказать обучающимся об особенностях жанра драма;

- способствовать развитию воображения обучающихся, овладению навыками самоанализа, развитию умений сравнивать, сопоставлять, обобщать;

- способствовать воспитанию патриотического отношения к русской литературе;

- воспитывать нравственную читательскую позицию обучающихся.

– мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан,

ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен,

как освежающий родник, из которого напьешься,

из которого умоешься, у которого отдохнешь –

и вновь пустишься в дорогу.
Алекса́ндрРафаи́ловичКу́гель (театральный критик )

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Основная цель нашего урока: познакомиться с этапами жизни и творчества Александра Николаевича Островского. В конце урока вы должны ответить на следующий вопрос: В чем заключается значимость драматургии Островского для культуры русского народа?

Прежде чем приступить к изучению новой темы, хотелось бы показать вам несколько эпизодов из фильмов, снятых по пьесам Александра Николаевича Островского.

(показ фрагментов).

III . Работа над темой урока.

Изучение биографии драматурга.

1. Вводная часть

- Итак, давайте запишем в тетради тему урока, а также годы жизни Александра Николаевича Островского - 1823-1886.

2. Доклад о биографии писателя

- С этапами биографии А.Н. Островского нас познакомит ученик-биограф.

Учащиеся фиксируют в тетрадях этапы биографии А.Н.Островского.

Ученик: Александр Николаевич Островский родился в Замоскворечье в 1823 году. Его отец, Николай Федорович, - сын священника, поступивший на государственную службу и получивший дворянство. Мать, Любовь Ивановна, урожденная Саввинова,- из бедного духовенства, рано умерла. Ее место заняла мачеха, происходившая из старинного дворянского рода обрусевших шведов, заботившаяся о хорошем воспитании для своих детей и пасынков.

В 1835-1840 годах Островский учится в 1-ой Московской гимназии. С 1840 по 1843 годы - в Московском университете на юридическом факультете, но увлекается театром и литературой и бросает университет.

В 1843 году по настоянию отца поступил канцеляристом в Московский совестный суд. Эта работа дала богатейший материал для будущего творчества драматурга; Островский записывал все сколько-нибудь примечательные случаи из купеческой и мещанской жизни.

В 1845 был переведен на внештатную службу в Московский коммерческий суд, который покинул в 1851, чтобы стать профессиональным литератором.

С 1849 года Островский живет в гражданском браке с Агафьей Ивановной, девицей из мещан. Разгневанный отец Островского, считавший этот союз неравным, отказал молодым в материальной поддержке. От этого брака у Островского будет 4 детей.

После смерти жены в 1869 году он обвенчается с Марией Васильевной Бахметьевой, актрисой Малого театра. Она подарит Островскому еще 5 детей.

В 1862 году Островский путешествует по Германии, Австрии, Италии с посещением Парижа и Лондона; в 1865 — поездка по Волге: Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Самара, Саратов; в 1883 году — путешествие в Закавказье.

3. Контрольные вопросы:

-Где учился Островский после гимназии? (МГУ юридический факультет)

- Где умер писатель? (Щелыково)

4. Изучение этапов творчества А.Н. Островского

1. Предварительная беседа

-Ребята, давайте вспомним, что это за род литературы - драма? (Литературное произведение, предназначенное для игры на сцене)

-Что характерно для драмы? Каковы ее особенности? (Предназначена для сцены, диалогическая форма, нет внутренних монологов, авторских характеристик персонажей и прямых авторских комментариев изображаемого, сжатость действия во времени).

-Каковы жанры драмы? В чем их особенность? (Трагедия – пьеса, в которой сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу, нередко гибели; драма – пьеса, с бытовым сюжетом, с более приближенной к обыденной реальности стилистикой, но с напряженным конфликтом; комедия - драматическое произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека).

- Итак, мы видим, что русских пьес хорошего уровня и качества было мало для репертуара театра. Поэтому ставились или никчемные драмы, или переводные. С другой стороны, шла активная демократизация общества, все больше становилось образованных людей из среды купечества и мещанства.

- Вспомните, кто был героями пьес по происхождению? (дворяне).

- Естественно, что новая публика требовали пьес о себе, отвечающих их уровню и запросам. Островский задачей своей жизни считал создание просветительского и демократичного русского театра.

2. Лекция учителя о творческом пути драматурга

Все творчество драматурга мы можем разделить на несколько этапов:

- Кстати, ребята, что такое славянофильство? (литературное и философское течение, ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада)

Именно в поздний период творчества происходит развитие его драматургии от авторского театра к режиссерскому:

Черты авторского театра. Здесь еще влияние классицистического театра. В пьесе заложено все: и трактовка каждой роли, и необходимые режиссерские приемы и оформление сцены. Все действие держится на разговорах героев, на репликах и монологах. Слово же само по себе действие. Пьесы отличаются досказанностью: каждый персонаж полностью высказывается. Творчество зрителя лишь в сопереживании.

Режиссерский: Стремление персонажей к полной откровенности сменяется сдержанностью, замкнутостью. Откровенные признания уступают место намекам, иносказаниям… Свобода для режиссерской интерпретации. От зрителя уже требуется соразмышление. За всю свою творческую жизнь Островский написал 47 пьес.

3. Контрольные вопросы

- Кто становится героем пьес Островского? (Купцы, мещане)

- Каковы основные черты поэтики драм Островского? (Идейно-бытовые конфликты, нравственная проблематика, высокий уровень типизации)

- Перечислите черты авторского театра? (Точная трактовка ролей; действие на монологах и обмене репликами; персонаж полностью высказывается; зритель только сопереживает).

- Каковы черты режиссерского театра? (Намеки, иносказания, умолчания;

свобода для режиссерских интерпретаций; зритель соразмышляет)

IV . Подведение итогов.

Но идейно-художественное осознание этих сторон русской жизни имело у Островского глубокий национально-исторический смысл. Через бытовые отношения тех людей, которые были господами и хозяевами жизни, выявлялось их общее социальное состояние.

Александр Николаевич Островский – знаменитый русский писатель и драматург, оказавший значительное влияние на развитие национального театра. Он сформировал новую школу реалистической игры и написал немало замечательных произведений. В этой статье будут изложены основные этапы творчества Островского. А также самые значимые моменты его биографии.

творчество островского

Детство

Александр Николаевич Островский, фото которого представлены в этой статье, появился на свет в 1823 году, 31 марта, в Москве, в районе Малая Ордынка. Его папа – Николай Федорович – вырос в семье священника, окончил Московскую духовную академию сам, однако служить в церкви не стал. Он стал судебным стряпчим, занимался коммерческими и судебными делами. Николаю Федоровичу удалось дослужиться до чина титулярного советника, а позднее (в 1839 году) получить дворянство. Мама будущего драматурга – Саввина Любовь Ивановна – была дочерью пономаря. Она скончалась, когда Александру было всего семь лет. В семье Островских подрастало шестеро ребятишек. Николай Федорович сделал все, чтобы дети росли в достатке и получили достойное образование. Через несколько лет после смерти Любови Ивановны он женился вторично. Его супругой стала Эмилия Андреевна фон Тессин, баронесса, дочь шведского дворянина. Детям очень повезло с мачехой: она сумела найти к ним подход и продолжила заниматься их образованием.

Юность

Александр Николаевич Островский провел детство в самом центре Замоскворечья. У его отца была очень хорошая библиотека, благодаря которой мальчик рано познакомился с литературой русских писателей и почувствовал склонность к сочинительству. Однако отец видел в мальчике только юриста. Поэтому в 1835 году Александра отдали в Первую Московскую гимназию, после обучения в которой он стал студентом Московского университета. Однако получить диплом юриста Островскому так и не удалось. Он поссорился с преподавателем и ушел из университета. По совету отца Александр Николаевич пошел на службу в суд писцом и трудился на этой должности несколько лет.

Проба пера

этапы творчества островского

Первый успех

Ранние пьесы

жизнь и творчество островского таблица

Исторические мотивы

Другие пьесы

александр николаевич островский

Работа в последние годы

островский александр николаевич интересные факты

Общественная деятельность

В 1866 году Александр Николаевич основал знаменитый Артистический кружок. Он впоследствии дал московской сцене много талантливых деятелей. У Островского бывали Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, П. М. Садовский, А. Ф. Писемский, Г. Н. Федотова, М. Е. Ермолова, П. И. Чайковский, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. Е. Турчанинов.

В 1874 году в России было создано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. Председателем объединения был выбран Александр Николаевич Островский. Фотографии известного общественного деятеля были известны каждому любителю сценического искусства в России. Реформатор приложил немало усилий для того, чтобы законодательство театрального управления было пересмотрено в пользу артистов, и тем самым значительно улучшил их материальное и общественное положение.

В 1885 году Александр Николаевич был назначен на пост заведующего репертуарной частью театров Москвы и сделался начальником театрального училища.

творчество островского кратко

Театр Островского

Творчество Александра Островского неразрывно связано со становлением настоящего русского театра в современном его понимании. Драматург и писатель сумел создать собственную театральную школу и особую целостную концепцию постановки театральных спектаклей.

Особенности творчества Островского в театре заключаются в отсутствии противодействия актерской натуре и экстремальных ситуаций в действии пьесы. В произведениях Александра Николаевича происходят обычные события с обыкновенными людьми.

Главные идеи реформирования:

Идеи, которые придумал писатель Островский Александр Николаевич, были впоследствии доработаны М. А. Булгаковым и К. С. Станиславским.

Личная жизнь

Личная жизнь драматурга была не менее интересной, чем его литературное творчество. В гражданском браке с простой мещанкой прожил почти двадцать лет Островский Александр Николаевич. Интересные факты и подробности супружеских отношений писателя и его первой жены до сих пор волнуют исследователей.

В 1847 году, в Николо-Воробьиновском переулке, рядом с домом, где проживал Островский, поселилась вместе со своей тринадцатилетней сестрой молодая девушка - Агафья Ивановна. У нее не было ни родных, ни друзей. Никому неизвестно, когда она познакомилась с Александром Николаевичем. Однако в 1848 у молодых людей появился сын Алексей. Для воспитания ребенка условий не было никаких, поэтому мальчика временно поместили в воспитательный дом. Отец Островского был страшно разгневан тем, что его сын не только бросил престижный университет, но и связался с простой мещанкой, живущей по соседству.

Однако Александр Николаевич проявил твердость и, когда его отец вместе с мачехой уехал в недавно купленное имение Щелыково в Костромской губернии, поселился вместе с Агафьей Ивановной в своем деревянном доме.

Затем у Александра Николаевича возникла связь с молоденькой артисткой Васильевой-Бахметьевой. Агафья Ивановна знала об этом, но стойко несла свой крест и сумела сохранить уважение к себе Островского. Женщина умерла в 1867 году, 6 марта, после тяжелой болезни. Александр Николаевич не отходил от ее постели до самого конца. Место захоронения первой жены Островского неизвестно.

Через два года драматург женился на Васильевой-Бахметьевой, которая родила ему двух дочерей и четырех сыновей. С этой женщиной Александр Николаевич прожил до конца своих дней.

Кончина писателя

Напряженная общественная и творческая деятельность не могла не сказаться на состоянии здоровья писателя. К тому же, несмотря на хорошие сборы с постановки пьес и ежегодную пенсию в размере 3 тысяч рублей, денежных средств Александру Николаевичу все время не хватало. Истощенный постоянными заботами, организм писателя в конце концов дал сбой. В 1886 году, 2 июня, писатель скончался в своем имении Щелыково под Костромой. Император Александр Третий пожаловал на погребенье драматурга 3 тысячи рублей. Кроме того, вдове писателя он назначил пенсию в размере 3 тысяч рублей, а на воспитание детей Островского – еще 2400 рублей в год.

особенности творчества островского

Хронологическая таблица

Жизнь и творчество Островского кратко можно отобразить в хронологической таблице.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

1. Оно проявилось в особенностях сценического действия пьесы. Он смог объединить драматические и трагические конфликты.

2. Говорящие имена?

3. 1)эпическая неторопливость развития действия и обстоятельность сценических характеров

2)переплетение сатиры, направленной на разоблачение и осмеяние общественных пороков, с трагическим началом, знаменующим собой крах попытки обрести счастье

Читайте также: