В чем состояли особенности политики диктаторских режимов в государствах латинской америки кратко

Обновлено: 06.07.2024

охарактеризуйте особенности политических режимов в странах латинской америки в конце 19- начале 20века. Чем они были обусловлены ?

В большинстве латиноамериканских стран осуществлялся промышленный переворот. Появились первые фабрики, внедрялась новая техника, началось строительство железных дорог. Буржуазия стран Южной Америки была слаба. Поэтому внедрение машин на производство и строительство железных дорог осуществлялось иностранцами
Иностранный капитал играл важную роль в экономической жизни латиноамериканских стран. Особенно большим влиянием пользовались Англия и США. Часть богатств небольших южноамериканских стран контролировалась американскими капиталистами. Мировое значение Южной Америки особенно возросло после открытия в ряде стран нефтяных источников. Началась добыча цветных металлов в Колумбии, Перу и Чили. Природные богатства этих стран вывозились в Европу и США.
История латиноамериканских республик во второй половине XIX в. может показаться однообразной. После достижения независимости спокойствия не наступало. Страны континента сотрясали гражданские войны, революции, устанавливались военные диктатуры. Нелегко уследить за постоянной сменой правительств. Колумбия, например, за неполные полвека (1839—1885) пережила шесть гражданских войн.
В Бразилии продолжалась борьба против монархии, за установление республики и отмену рабства. В 1889 г. монархия была свергнута и Бразилия провозглашена республикой.

Приветствую вас непревзойдённые! Продолжаются путешествия по морям исторических событий. И сегодня, в нашей экскурсии, я расскажу вам всё о военных диктатурах Латинской Америки середины и конца 20-го века. Поведаю о том, какие режимы, где и когда захватывали власть начиная с 30-х годов прошлого столетия. Итак, в путь отважные странники!


Содержание

Континент угнетённых и нищих

Большая часть Центральной и Южной Америки исключительно богата сельскохозяйственными угодьями и полезными ископаемыми. Однако для этого континента издавна были характерны политическая нестабильность, угнетение и беспросветная нищета.


В 16-17 вв Латинская Америка была колонизирована испанцами и португальцами, но в начале 19 в большинство колоний стали независимыми государствами. За время, прошедшее с момента деколонизации, почти все государства региона пережили множество военных переворотов и коммунистических революций.


Многие существовавшие режимы прибегали к самым жестоким методам подавлении оппозиции. Особенно кровавыми были военные диктатуры в Гватемале (с 1954 г), Чили (1973—1989) и Парагвае (1954—1989). Некоторые из этих режимов получали экономическую и военную поддержку от правительства США, стремившегося любой ценой остановить распространение коммунизма в регионе.

Диктатура в Бразилии и Аргентине

В Бразилии и Аргентине, крупнейших государствах Латинской Америки, в течении более 40 лет существовали военные диктатуры.

Власть в Бразилии (1930) была захвачена военными, свергнувшими демократическое правительство и на протяжении последующих 45 лет удерживавшими её в своих руках.

Бразильская армия беспощадно расправлялась с любыми оппозиционными движениями, будь то профсоюзы или правозащитные организации.


В 1930-е годы аргентинская экономика сильно пострадала от Великой депрессии. Вызванная этим нестабильность была использована военными для захвата власти в стране. Хуан Перон, один из наиболее влиятельных генералов, правил страной с 1946 по 1955 г, вместе со своей женой Евой (Эвитой).


Созданная им Перонистская партия по сей день остаётся влиятельной политической силой в Аргентине, несмотря на восстановление в стране гражданского правления в 1955 г и смерти в 1974 г самого Перона.


Фолклендская война

В 1982 г аргентинские войска вторглись на близлежащие Фолклендские острова, принадлежащие Великобритании. Многие аргентинцы считали, что эти острова, которые они называли Мальвинскими, являются их исконной территорией.


Англичане направили к островам свои войска и после непродолжительных боёв восстановили колониальный статус островов

Столь сокрушительное поражение вынудило главу военной хунты генерала Гальтиери уйти в отставку, и к власти пришло демократическое правительство.

Революция на Кубе

В таких латиноамериканских странах, как Мексика, Боливия, Чили, Никарагуа и Куба, многие видели решение всех национальных проблем в строительстве социализма.

Начиная с 1930-х годов Кубой правил Фульхенсио Батиста, диктатор, пользовавшийся поддержкой США.


В 1956 г кубинский повстанец Фидель Кастро объединил свои силы с людьми Че Гевары, аргентинского марксиста, имевшего опыт партизанской войны.


Совместными усилиями они развернули военные действия против режима Батисты и в 1959 г свергли его. Кастро возглавил новое правительство и радикально реформировал кубинскую экономику.


Частные сахарные и табачные плантации были национализированы. В стране была проведена коренная реформа образования, здравоохранения и транспорта.

События на Кубе изрядно обеспокоили американских политиков, поскольку всё это происходило прямо под боком у США

Вскоре экономические отношения между двумя странами были прерваны. В 1961 г небольшой отряд кубинских эмигрантов, подготовленный ЦРУ, предпринял неудавшуюся попытку вторжения на Кубу. Провал этой акции ещё более укрепил позиции Кастро. В 1962 г Кубе была отведена роль пешки в борьбе, развернувшейся между СССР и США в ходе Карибского кризиса.

Никарагуа

С 1933 г Никарагуа управляли члены семейного клана Сомоса. В 1960-е гг националисты и коммунисты, именовавшие себя сандинистами, развернули партизанскую борьбу против правящего режима.


В 1976 г в стране разразилась полномасштабная гражданская война, и после трёх лет тяжёлых боёв сандинистам удалось одержать победу. Они приступили к проведению социалистических реформ в сферах образования, землевладения, здравоохранения и жилищной политики.


В 1990 г сандинисты были побеждены в ходе демократических выборов и мирно уступили власть своим противникам.

Свержение Норьеги

Правительство США неоднократно использовало рычаги экономического воздействия на политическую ситуацию в ряде других латиноамериканских государств, в том числе в Колумбии, Сальвадоре и Чили. Вспомним чилийского генерала Аугусто Пиночета, который также поддерживался Штатами.


Панама издавна представляла собой особую важность для мирового судоходства благодаря каналу, проложенному через её территорию. В 1980-е гг этой страной правил генерал Норьега.

Он занимался нелегальной торговлей наркотиками, поставляя их из Латинской Америки в США, а также, судя по всему, приторговывал и американскими военными секретами

В 1989 г американские войска вторглись в Панаму и свергли режим Норьеги. Сам он был арестован, отдан под суд и заключён в американскую тюрьму по обвинению в наркобизнесе.


После 1990 г в странах Латинской Америки периодически вспыхивали разного рода конфликты, но до больших войн и революций не вырастали. По большей мере, основная борьба велась американскими спецслужбами с наркобаронами вроде Пабло Эскобара, а не с новыми режимами этих стран.

Тема 1.6. Основные процессы и направления в развитии стран
Латинской Америки.

ЗАНЯТИЕ № 10

Краткое содержание: Поражение диктаторских режимов в 1980-егоды в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай, Чили). Усиление левых сил в начале XXI века в странах Южной Америки. Интеграционные процессы в Латинской Америке: экономическое сотрудничество (МЕРКОСУР, Андское сообщество, Южноамериканский Союз) и военный блок (ЮСО).

Поражение диктаторских режимов

Вплоть до 80-х годов 20 столетия в странах Латинской Америки действовали военные диктаторские режимы, большинство из которых были ставленниками транснациональных компаний США, владевшими в 70-е годы около 40% промышленности этих государств.

Эти режимы, как правило, брали курс на ускоренную модернизацию экономики, ограничивали права профсоюзов, свертывали социальные программы, замораживали зарплату большинства наемных работников. Все ресурсы направлялись на широкомасштабные проекты, предоставлялись различные льготы иностранному капиталу. Эта политика нередко приносила значительный экономический эффект.

Среднегодовые темпы прироста ВВП ведущих латиноамериканских стран

на рубеже XX - XXI веков, %

Страны 1991-2000 гг. 2001-2010 гг.
Бразилия 6,3 9,6
Мексика 7,8 7,4
Аргентина 4,6 2,8
Латинская Америка в целом 6,3 6,8

С 1960-х по 1980-е гг. объем валового внутреннего продукта стран Латинской Америки возрос втрое. Бразилия, Аргентина, Чили достигли показателей среднего уровня развития. По объему производства ВВП на душу населения многие страны Латинской Америки превзошли показатели государств Восточной Европы и Российской Федерации.

В то же время сохранялись весьма существенные различия между латиноамериканскими и развитыми странами. Крайне малочисленной была прослойка среднего класса. Большую проблему представляло имущественное неравенство. Соотношение между доходами 20% самых бедных и 20% самых богатых семей в 1980-1990-е гг. в Бразилии, например, составило 1:32, в Колумбии - 1:15,5, в Чили 1:18.

Активное вмешательство армии в политическую и общественную жизнь превращало генералов и старших офицеров в замкнутую привилегированную касту, единолично определявшую пути экономического развития страны. Как правило, внимание уделялось развитию лишь тех отраслей промышленности, продукция которых вывозилась за рубеж, что приносило баснословные доходы правящим кругам и связанным с ними крупным бизнесменам. Внутренний рынок развивался медленно, покупательная способность населения оставалась низкой. Поэтому проводимые реформы не встречали поддержки не только у большинства граждан - крестьян и рабочих, но и среди мелкой и средней буржуазии и предпринимателей. Они считали политику властей антинародной, подчиненной интересам ТНК и корпорациям США.

Латиноамериканские страны на современном этапе. Усиление левых сил

В 1980-е - начале 1990-х гг. в развитии большинства латиноамериканских стран начался новый этап. Во многих из них диктатуры уступили место демократической, конституционно избранной власти.

В 1982 г. диктаторский режим в Аргентине потерпел поражение в войне с Англией из-за Фолклендских островов. Это вынудило его в 1983 г. передать власть гражданскому правительству. В 1985 г. закончились периоды авторитарного правления в Бразилии и Уругвае. В 1989 г., после 35 лет военной диктатуры генерала Альфредо Стресснера, на путь демократии вступил Парагвай. В 1989 г. в Чили состоялись свободные выборы, а в 1990 г. ушел в отставку генерал Аугусто Пиночет.

Резкий рост долгов наблюдался в последнее десятилетие XX в. лишь у тех стран, которые установили особенно тесные отношения с США: у Мексики (с 30,5 до 69,9% ВНП) и Аргентины, курс валюты которых был жестко привязан к американскому доллару.

В 2001 г. в Аргентине разразился острейший социально-экономический и политический кризис. Катастрофический рост внешней задолженности вынудил власти объявлять дефолт заморозить счета граждан в банках. Это разорило средний класс и вызвало массовые беспорядки. В результате правительство было вынуждено уйти в отставку. Однако кризис не привел кустановлению новой военной диктатуры.

Приход левых в большинстве стран сказался положительно на их экономике. Так в Бразилии за 8 лет правления Лулу де Сильва рост ВВП составлял ежегодно более 4% против 2,28% ранее. Согласно данным МВФ средний уровень роста ВВП за 2010 год по странам Латинской Америки составил 4,64%. А в таких странах, как Аргентина этот рост составил 7,4%, Перу - 6,4%. В целом по странам Южной Америки наблюдается рост ВВП на 6,6%, в Центральной Америке - на 4,9%.

Интеграционные процессы в Латинской Америке

Другим центром интеграции стало Андское сообщество, учрежденное в 1965 г. В него входят Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу и Боливия. В 2005 г. была создана единая интеграционная зона Южной Америки - Южноамериканский союз.

Развитие интеграционных процессов в Латинской Америке вызывает озабоченность в Соединенных Штатах. Еще в 1990 г. правящие круги США поставили задачу создать общеамериканский единый рынок с населением в 800 млн. человек. Это обеспечило бы Соединенным Штатам новые возможности торгово-экономической экспансии. В 1994 г. главы государств Северной и Южной Америки (кроме Кубы) подписали соглашение о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли. Однако в 2005 г. переговоры об ее учреждении сорвались: левые правительства Венесуэлы и Бразилии, ориентированные на социальные реформы, подвергли этот американский проект ожесточенной и нелицеприятной критике.

В 2008 г., по инициативе Уго Чавеса и Лулу де Сильва, была достигнута договоренность о том, что 12 государств, входящих в Южноамериканский союз, создадут военный блок - Южноамериканский совет обороны (ЮСО). Предполагается, что он сможет играть роль противовеса влиянию США в странах региона. Таким образом происходит более тесная консолидация южноамериканских государств, усиливаются их стремления квыходу из орбиты влияния США. Главная проблема заключается в том, что ни одна крупная страна региона - Мексика, Аргентина, Бразилия - не является центром притяжения региональных сил, противостоящих Вашингтону. Эти государства ведут осторожную политику в отношении США, не пытаясь вызвать конфронтации с могущественной державой, или идут в фарватере Белого дома. Носителями же идеологических проектов, направленных на прекращение засилья США в Латинской Америке и превращение региона в самостоятельный центр силы, являются Венесуэла, Куба, Никарагуа, Боливия, в последнее время - Эквадор, Уругвай, Парагвай. Их потенциал несравним с ресурсами ведущих стран Латинской Америки. И, тем не менее, накопленный созданными блоками опыт неоценим и, так или иначе, должен привести к полноценному выходу Латиноамериканского региона на мировую сцену. Доказательством тому может послужить расширение экономических связей южноамериканских стран с Европейским союзом, странами Азии, Африки, а также с Россией.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем причины политической нестабильности в странах Латинской Америки?

2. Какую политику в отношении латиноамериканских государств проводили США?

3. В чем состояли особенности политики диктаторских режимов в государствах Латинской Америки? Можно ли считать что период военных диктатур для латиноамериканских стран остался в прошлом?

4. Расскажите об интеграционных процессах в Латинской Америке. Почему они вызывают недовольство правящих кругов США?

Аватар

После обретения независимости в странах Латинской Америки сложились своеобразные политические и экономические отношения, в значительной степени унаследованы от колониального прошлого.

Доминирующее положение в политической и экономической жизни заняли различные группировки крупных землевладельцев — латифундистов, потомков испанских и португальских дворян — колонизаторов, которые использовали труд безземельных крестьян (преимущественно индейцев) и негров — рабов. Рабство в некоторых странах Латинской Америки, в частности в Бразилии, существовавшего до конца XIX в.

После обретения независимости латиноамериканские страны, кроме Бразилии, были провозглашены республиками. Бразилия стала республикой только в 1889 году. Полнота власти в этих государствах, как правило, принадлежала вождям (каудилио), которые опирались на армию и латифундистов. При этом в странах формально сохранялись конституции, представительные органы (парламенты), имитировалось проведения выборов. Такое положение приводило слабость государственной власти. Частые военные перевороты, гражданские войны, установления личных диктатур стали характерной чертой политической жизни в Латинской Америке.

Читайте также: