Чем отличается технология от метода в доу

Обновлено: 02.07.2024

Н.И. Запрудский отмечает, что развести эти понятия очень важно, но сложно. Он предлагает следующие различия понятий методика и технология обучения:

  • в методиках прописывается деятельность учителя на уроке, а в технологиях, как правило, деятельность учащихся;
  • методики имеют мягкий, рекомендательный характер, а технологии жестко предписывают определенную последовательность действий, отступление от которых разрушает целостность и не способствует достижению запланированного результата;
  • возможности тиражирования методики ограниченные, а технология предоставляет возможность ее воспроизведения любым учителем;
  • если методики строятся на традиции, интуиции, личностных качествах учителя, то технологии – на научных основаниях.

Уже давно стало привычным, что методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий, и ориентируется на заданный, а не предполагаемый результат (А. Кушнир).

Среди авторов, исследующих проблемы дидактики нет единого подхода при ответе на вопрос: какое понятие шире – технология или методика?

Существуют две полярные точки зрения. Одни авторы считают, что понятие методики шире понятия технологии. Предметом методики является методическая система, включающая в себя цели образования (обучения и воспитания), его содержание и технологический компонент (методы, организационные формы и средства образовательной деятельности).

Методика отвечает на три важнейшие вопроса: зачем, чему и как учить? Технология же отвечает на вопрос как учить?

Другая точка зрения на соотношение понятий методика и технология характеризует технологию как более широкое понятие по отношению к методике.

Если рассматривать технологию как проект педагогической системы, то технология включает в себя все ее компоненты: цели, содержание, методы, методики, приемы, организационные формы, средства образовательной деятельности, определенным образом соорганизованные и упорядоченные в целостную систему для достижения гарантированного результата.

Методика не обсуждает содержание, основы наук для нее являются главным компонентом содержания образования, тогда как образовательная технология указывает, что учебной информации нужно столько, сколько необходимо для усвоения других компонентов (формирования предметных и общеучебных способов деятельности, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, физическое развитие ребенка, приобщение к базовым образцам культуры и т.д.).

Технологический подход к образованию позволяет рассматривать рефлексивно-деятельностное содержание образования.

В отличие от сферы техники и промышленного производства в обучении и воспитании технологические содержания не могут быть застывшими и неизменными. В педагогическом процессе учитывается уникальность каждой педагогической ситуации, ее неповторимость.

Отмечается двойственность технологического отношения к педагогической деятельности. С одной стороны, проектируется будущее учебное взаимодействие, задается абстрактная технологическая схема, содержащая возможности для конкретизации в зависимости от уникальных условий учебной ситуации (настроения учащихся, их самовыражения, познавательной активности и т.д.).

С другой стороны, технология становится многослойной (со слоями абстрактного проекта и конкретизированных, подвижных по содержанию проектов деятельности всех субъектов учебного процесса).

Внеситуативная часть технологии обучения и воспитания выражается в текстах для передачи способности строить аналогичное педагогическое взаимодействие другим (О.С. Анисимов).

Методологическое понимание (методология – теория деятельности) разграничения понятий метод, методика, технология связано с описанием разных норм деятельности и их различения по критерию абстрактности/конкретности.

О.С. Анисимов характеризует метод как абстрактный образ деятельности, требующий конкретизации на уровне методики. Методика выступает конкретизацией метода при определенных условиях.

А технология в свою очередь, обеспечивает воспроизведение деятельности, это самая конкретная норма, выражающая последовательность процессов получения конечного результата соотнесено с последовательностью воздействий применяемых средств.

Любая педагогическая задача может быть успешно решена с помощью адекватной технологии, которую профессионально использует квалифицированный преподаватель, и в этом, с нашей точки зрения, актуальность решения проблемы образовательных технологий.

Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.

Понятие "образовательная технология" представляется несколько более широким, чем "педагогическая технология" (для педагогических процессов, ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты.

Понятие "педагогическая технология" относится (что очевидно) ко всем разделам педагогики.

Технология и методика

Основные существенные отличия

технологий обучения от методики обучения:

- технологии часто носят не предметный характер, они могут быть реализованы на любом учебном предмете, вне зависимости от его содержания;

- методика не обещает педагогу гарантированных результатов,

технологии же, наоборот, дают одинаково высокие результаты при использовании их разными педагогами в разных образовательных учреждениях с разными детьми; - технологии жестко задают способ достижения цели через алгоритм процедур и действий, которые должны строго следовать одна за другой; методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, не предполагает гарантированности достижения цели;

…образовательный процесс направлен не на обучение детей дошкольного возраста (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений, навыков, а на развитие и воспитание детей…

Цель деятельности взрослых в условиях ДОУ - построение такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать

формированию его активности в познании окружающей действительности,

раскрытию его неповторимой индивидуальности.

- компонент педагогической системы,

способ конструирования воспитателем педагогического процесса с помощью системы средств и методов воспитания и обучения дошкольников в специально созданных для этого дидактических условиях детского сада в целях решения задач дошкольного образования.

- инструмент профессиональной деятельности педагога, которая имеет выраженную этапность (пошаговость).

Каждый этап (первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; итоговой диагностики достижения цели; критериальной оценки результатов) включает в себя набор определенных профессиональных действий педагога.

Педагогические технологии помимо этапности, отличают также конкретность и четкость цели и задач деятельности педагога.

- система способов, приемов, шагов,

последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена как определенная система действий,

обеспечивающих гарантированный результат.

(Сивцова А. М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного – младшего школьного возраста. Автореферат кандидата педагогических наук. СПб., 2008.)

Что понимать под результатом деятельности ДОУ?

Результат педагогической деятельности — это изменение в развитии ребенка, происшедшее с ним в процессе взаимодействия с педагогом (Е. А. Ничепорюк).

Если при применении педагогических технологий в ДОУ педагогу удастся повысить резерв развития ребенка, то можно говорить об их положительном влиянии на ребенка.

Образовательное учреждение должно формировать у человека главную потребность —

потребность в саморазвитии, так как жизнь человеческая соткана из многообразия технологий (деятельностей, функционально связанных между собой.

Классификации педагогических технологий применительно к дошкольному образованию.

Педагогические технологии - школьного звена, могут быть использованы и в дошкольном образовании (с учетом психофизиологических особенностей дошкольников)

В каждой комплексной программе (которая реализуется в дошкольном учреждении) заложены те или иные технологии, которые ведут к эффективной реализации программного содержания и достижению запланированной цели программы.

УСЛОВИЕ: педагогическая технология должна быть адекватна педагогической системе ДОУ.

Без этого условия цели педагогической системы ДОУ и образовательная программа не могут быть реализованы.

Классификация педагогических технологий применительно к дошкольному образованию.

здоровьесберегающие педагогические технологии,

- технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,

- технология исследовательской деятельности,

- технология проектной деятельности,

- информационно-коммуникативные технологии.

Педагогические технологии В блоге светланы Логиновой Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности.

Перечень технологий для аттестации Перечень современных образовательных технологий (по Г. К. Селевко)№ Название технологий1. Педагогические технологии на основе личностной.

Программа – вид программного документа, основными функциями которого являются прогнозирование, конструирование результатов деятельности, конкретных путей их достижения..

Образовательная программа ДОУ – документ, определяющий специфику организации учебно-воспитательного процесса (содержание, формы) с учетом ФГОС дошкольного уровня образования и определяет модель учебно-воспитательного процесса, охватывающая все основные моменты жизнедеятельности детей в каждом возрастном периоде.

Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).

Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

К комплексным программам относятся:

Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к полноценной реализации дошкольного образования ребенка обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.

К парциальным программа относятся:

Так же существуют основные программы дошкольного образования которые вобрали в себя определённые достижения педагогики и психологии.

3 слайд.

Методика – это комплекс методов, приемов и средств, специфичных для определенного вида деятельности. Она рассказывает о всех методах, которые можно применить в той или иной области обучения и воспитания, и не говорит о результате.

Классификация методик, применяемых при работе с детьми в детском саду, осуществляется по определенным параметрам. Существует три больших основных группы:

При этом основная цель всех методик заключается в гармоничном воспитании, формировании правильных основ и правильных эталонов в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка.

Методика обучения включает в себя [3] :

  • целиобучения
    • образовательныецели
    • развивающиецели
    • воспитывающиецели
    • практическиецели
    • общиеметоды обучения
    • частныеметоды обучения

    4 Слайд

    Слайд 5

    Педагогическая технология (технология в сфере образования) - это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.

    Понятие "педагогическая технология" относится ко всем разделам педагогики.

    Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.

    Современные образовательные технологии

    - технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

    - исследовательские методы в обучении;

    - проектные методы обучения;

    - обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;

    Технология и методика

    Основные существенные отличия технологий обучения от методики обучения:

    — Направлена на изучение одного предмета (направления, образовательной области) в программах, методических пособиях

    — Технологии часто носят не предметный характер, они могут быть использованы в различных направлениях развития, вне зависимости от его содержания

    — Ориентирована на педагога;

    — Ориентирована на ребенка;

    — Готовый "рецепт", алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.

    — Инструмент, который используется для выполнения

    — Методика не обещает педагогу гарантированных результатов

    — Технологии дают одинаково высокие результаты при использовании их разными педагогами в разных образовательных учреждениях с разными детьми

    — Методика предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, не предполагает гарантированности достижения цели

    — Технологии жестко задают способ достижения цели через алгоритм процедур и действий, которые должны строго следовать одна за другой

    — Воспринимается каждым педагогом по-разному, по-разному организуется деятельность

    — Эффективно используется разными педагогами в разных условиях с гарантированным результатом

    1. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

    Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

    2.Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

    3. На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

    4.Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

    5. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

    · Б. Т. Лихачев дает такой определение [Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса].

    · И.П. Волков дает такое определение [Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения].

    · ЮНЕСКО - [Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования].

    В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

    1. научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

    2. процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

    3. процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

    Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

    1. Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

    3. Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.)

    ОТЛИЧИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОТ МЕТОДИКИ

    Читайте также: