Чем отличается ситуация с трудовыми ресурсами в развитых и развивающихся странах кратко

Обновлено: 02.07.2024

Под трудовыми ресурсами мира понимают долю экономически активного населения, которая варьируется по странам. В развитых странах мира экономически активно около 70% всех трудовых ресурсов. Эта ситуация связана прежде всего с безработицей, которая иногда достигает 10% от общего числа трудовых ресурсов.

В развивающихся же странах эта доля еще меньше. Она составляет лишь 45-55%, что связано с экономической отсталостью стран, неучастием женщин в производстве из-за наличия многодетных семей, большой численностью молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, широкой эксплуатацией дешевого и малоквалифицированного детского труда.

В среднем в мире к экономически активному населению можно отнести 45% всего населения, или около 2 миллиардов человек.

Сегодня одним из показателей трудовых ресурсов страны является уровень их образования. В экономически развитых странах неграмотность практически ликвидирована, а в развивающихся странах образовательный уровень еще весьма низок. По данным специалистов, на Земле в настоящее время неграмотными являются около 900 миллионов человек, причем число неграмотных не сокращается, а увеличивается. Наибольшее их количество находится в Африке. В экономически развитых странах мира сокращается численность рабочих преимущественно физического труда. Их место занимают более образованные работники, высококвалифицированные специалисты, создающие и обслуживающие автоматизированную и электронно-вычислительную технику.

Уникальной страной высокой культуры и сплошной грамотности является Япония. Здесь обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с самого раннего возраста. Страна имеет больше университетов, готовящих квалифицированные кадры, чем вся Западная Европа.

В России чаще всего используется распределение населения по возрастным группам относительно их трудоспособности:

от 0 до 15 лет — граждане, не относящиеся к трудоспособному возрасту по причине молодости.

Мужчины от 16 до 59 лет и женщины от 16 до 54 включительно. Люди, находящиеся в трудоспособном возрасте.

Мужчины и женщины старше 60 и 55 лет соответственно.

2. Вопрос

Что такое трудовые ресурсы?

Трудовые ресурсы — часть населения страны, способная работать в хозяйстве страны. В состав трудовых ресурсов входят: всё трудоспособное население, часть нетрудоспособного населения (работающие инвалиды и льготные пенсионеры, вышедшие на пенсию в относительно молодом возрасте), работающие подростки в возрасте 14-16 лет, значительная часть работающего населения в возрасте старше трудоспособного.

3. Вопрос

Чем отличается численность населения в разных возрастных группах в развитых и развивающихся странах?

Численность населения в разных возрастных группах развитых и развивающихся странах отличаются следующим образом: в развитых странах самая малая численность в возрастной группе до 14 лет, что связано с невысокой рождаемостью, в развивающихся странах численность населения до 14 лет выше на треть.

Численность населения в группе от 14 до 55 лет сравнительно одинакова, а возраст населения свыше 55 лет разительно отличается в разы, что связано с очень низкой продолжительностью жизни в развивающихся странах

Какие факторы влияют на половозрастной состав населения страны?

Основные факторы, влияющие на половозрастную структуру населения:

1. Войны. Это наиболее страшный, но и наиболее серьезно влияющий фактор.

2. Активность миграционных процессов. Обычно в государствах, где эти процессы достаточно развиты число мужчин зрелого возраста выше стандартных.

3. Биологические. У разных народов немного разное соотношения рождаемости мальчиков и девочек.

4. Уровень жизни. Чем он выше, тем старше в среднем население страны.

Каково соотношение мужчин и женщин на планете?

В мире больше мужчин, чем женщин, примерно на 20—30 млн. Можно сказать и по-другому: на каждые 1000 женщин планеты приходится примерно 1010 мужчин. Но это среднемировой показатель. В разных странах и регионах соотношение между количеством мужчин и женщин отличается, например в России женщин 53% и 47% мужчин.

2. Вопрос

Какие группы возрастов выделяют в структуре населения Земли?

В структуре населения можно выделить следующие возрастные категории:

- 0-14 лет (дети, нетрудоспособное население);

- 15 — 55 лет (трудоспособный возраст);

- 56 лет и выше (старики, ограниченно трудоспособный возраст).

3. Вопрос

Что можно узнать, используя данные половозрастной пирамиды?

Половозрастная пирамида, представляет собой графическое изображение демографической структуры населения того или иного региона или государства.

Пирамида позволяет наглядно определить, в каких возрастных группах наблюдается перевес мужского населения по отношению к женскому, в каких возрастах это преобладание носит противоположный характер, а в каких соотношение мужчин и женщин примерно одинаково.

4. Вопрос

Что такое трудовые ресурсы?

Трудовые ресурсы — это население, способное трудиться (жители страны, региона и т.п. в трудоспособном возрасте и не являющиеся инвалидами).

5. Вопрос

Что такое экономически активное население?

Экономически активное население составляют реально работающие или желающие работать люди (сумма занятых в экономике и безработных).

6. Вопрос

Кто такой безработный?

Безработный — это человек, не имеющий работы, но занятый активным её поиском через службу занятости и готовый в любой момент приступить к работе.

7. Вопрос

Что такое биржа труда?

Службы занятости (их иногда называют биржами труда) отслеживают появление рабочих вакансий и предлагают варианты трудоустройства для тех, кто зарегистрировался в службе.

А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

Чем объясняются различия в конфигурации половозрастных пирамид для развитых и развивающихся стран?

Различия в конфигурации половозрастных пирамид для развитых и развивающихся стран объясняются следующим: в развитых и развивающихся странах разные типы воспроизводства населения. В развитых — современный тип, в развивающихся — традиционный.

2. Вопрос

Какие факторы влияют на половозрастную структуру населения стран?

В развитых странах значительна доля населения старших возрастов. Доля же детей, наоборот, мала. Поэтому половозрастные пирамиды для развитых стран имеют относительно узкое основание и расширенную верхнюю часть. В большинстве развивающихся стран картина противоположная: очень велика доля детей (дети могут составлять до половины всего населения страны, а иногда и больше).

Взрослых значительно меньше, потому что смертность довольно высока. Поэтому у половозрастных пирамид развивающихся стран такое непропорционально расширенное основание.

3. Вопрос

От чего зависит соотношение полов в странах и регионах мира?

Соотношение полов зависит от социально-экономического развития страны, от политической стабильности государства и региона, условий проживания граждан, продолжительности жизни. От уровня развития промышленных производств, связанных с риском и тяжелыми и вредными условиями труда.

4. Вопрос

Как уровень социально-экономического развития страны влияет на возрастной состав её населения?

Чем выше социально-экономический уровень развития страны, тем выше уровень образования, медицинского обслуживания, благосостояния граждан, что значительно увеличивает продолжительность жизни населения, при этом планирование детей в семьях становится приоритетным.

В странах с низким уровнем социально-экономического развития наблюдается обратная картина: рождаемость высокая, продолжительность жизни низкая.

5. Вопрос

Трудовые ресурсы — часть населения страны, способная работать в хозяйстве страны.

В состав трудовых ресурсов входят: всё трудоспособное население, часть нетрудоспособного населения (работающие инвалиды и льготные пенсионеры, вышедшие на пенсию в относительно молодом возрасте), работающие подростки в возрасте 14-16 лет, значительная часть работающего населения в возрасте старше трудоспособного.

Экономически активное население включает лиц, занятых в экономике (работающих по найму или имеющих собственный бизнес) и безработных.

6. Вопрос

Почему безработные относятся к экономически активному населению?

Безработица зависит от соотношения спроса и предложения на рабочую силу, однако причины, определяющие это соотношение, могут быть разными.

Безработный — это не всякий не имеющий работы человек, безработный — это человек, не имеющий работы, но занятый активным её поиском через службу занятости и готовый в любой момент приступить к работе.

7. Вопрос

Чем отличается ситуация с трудовыми ресурсами в развитых и развивающихся странах?

В развивающихся странах трудовых ресурсов гораздо больше, чем в развитых странах.

Однако квалификация трудовых ресурсов развивающихся стран, по сравнению с развитыми странами крайне низкая.

8. Вопрос

Какова роль бирж труда в экономике стран мира?

Биржи труда дают возможность учета безработных граждан страны, аккумулировать информацию о свободных вакансиях, на основании информации бирж труда (Центров занятости) планируются финансовые средства на обеспечение пособий безработным, при содействии бирж труда производится переобучение и переквалификация безработных для работы в новых для них сферах производства.

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Используя данные половозрастных пирамид из текста параграфа, сравните долю населения в возрасте старше 64 лет в развитых и развивающихся странах. Укажите не менее трёх факторов, влияющих на указанные вами различия.

Доли населения в возрасте старше 64 лет в развитых и развивающихся странах отличается в разы. В развитых странах доля старшевозрастного населения составляет более 25%, а в развивающихся не более 10%, это может быть связно со следующими факторами:

Уровень медицинского обслуживания, уровень обеспечения продуктами питания и чистой питьевой водой, уровень условий проживания и труда.

2. Задание

Опираясь на тематическое содержание параграфа, составьте формульную зависимость для расчёта уровня безработицы в стране.

РАСЧЁТ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

1. УБ УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ = n (ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ /N ЧИСЛЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ) х 100% .

Классические (территориальный, природно-ресурсный, транспортный, фактор трудовых ресурсов), новые (экологический, наукоёмкость производства), новейшие (экономическая интеграция, деятельность ТНК, логистический, политический, инвестиционный климат, информационно-коммуникационный).

2. Чем отличается занятость населения в промышленности развитых и развивающихся стран?

Развитые страны остаются ядром промышленности мира и занимают ведущую позицию в производстве. В промышленности занято небольшое количество населения (20-25%), она автоматизировано, ручной труд применяется редко.

Роль развивающихся стран в промышленности мира неуклонно растёт. Занятость населения в индустриальном секторе увеличивается. Здесь широк применяется ручной труд, развиты трудоёмкие производства, более низкая степень автоматизации производства.

3. Какие новые отрасли в развитии промышленности появились в последние десятилетия?

Микроэлектроника, вычислительная техника, роботостроение, атомное и аэрокосмическое производства, микробиологическая промышленность.

2. От простого к сложному.

1. Почему в условиях НТР особое внимание уделяется подготовке кадров в системе высшего образования?

Потому что именно высшее образование готовит основные кадры (в плане значимости этих кадров на производстве). Именно кадры с высшим образованием помогают развиваться.

2. Как влияет строительство экологически опасного предприятия на взаимоотношения между странами?

В некоторых случаях негативно, так как это становится основой конфликта между странами, а в других случаях это может послужить толчком к более тесному сотрудничеству в сфере охраны природы.

Трудовые ресурсы— это те люди, которые могут работать. Их основу составляет трудо­способное население в трудоспособ­ном возрасте (т.е. не пенсионеры по инвалидности). Сравнительно не­большая доля трудовых ресурсов приходится на работающих детей и работающих пенсионеров. Трудоспо­собный возраст в мире определен воз­растными рамками 15 и 65 лет.

В развитых странах детям разре­шается работать в исключительных случаях (потеря кормильца) и неполный рабочий день. Пенсионеры обычно работают, если им позволяет здоровье. В развивающихся странах из-за низкого среднего дохода семьи широко используется нелегальный (или неучтенный) детский труд. Дети, например, могут помогать своим ро­дителям на их мелких частных пред­приятиях (крестьянские хозяйства, ремесленные, торговые лавки и т. п.). По этим же причинам уже после вы­хода на пенсию вынуждены продол­жать работать и многие пенсионеры.

В 2007 г. численность населения в трудоспособном возрасте в мире пре­вышала 4,3 млрд человек. Среди от­дельных стран наибольшей числен­ностью населения в трудоспособном возрасте обладали Китай (950 млн человек), Индия (720 млн), США (200 млн), Индонезия (150 млн), Бра­зилия (125 млн) и Россия (около 100 млн человек).

Однако кто-то не ра­ботает, потому что учится, находится в отпуске по уходу за ребенком, зани­мается ведением домашнего хозяй­ства (при наличии других источни­ков дохода) и т.д. По этой причине для более точного учета населения, вносящего реальный вклад в обще­ственное производство, необходимо ввести еще одну категорию.

Экономически активное населе­ние (ЭАН), или рабочая сила,— сум­марная численность занятых и безра­ботных. Занятые — это те, кто работает (с юридическим оформлением на работу). Безработные — это те, кто потерял работу, но активно ищет ее (через биржу труда). Численность ЭАН в мире, как правило, значитель­но ниже численности трудовых ре­сурсов. Его доля составляет примерно 45 % мирового населения, что в абсо­лютном исчислении равно 3 млрд че­ловек.

Если в развитых стра­нах практически все имеющие работу входят в категорию занятых, в разви­вающихся странах среди них очень велика доля самозанятых (кустари-ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне-единоличники, совершив­шие самозахват земель, и др.). Кроме того, в развитых странах безработ­ные обычно ищут работу исключи­тельно через биржу труда, в развива­ющихся странах — в основном само­стоятельно. В развивающихся стра­нах значительная часть ЭАН (от 10 до 25 %) просто не учтена.

Уровень безработицы (Б/ЭАН отношение численности безработных к общей численности ЭАН) в развитых странах колеблется от 3 — 4 % в патерналист­ских экономических системах вос­точно-азиатских стран (Япония, Юж­ная Корея и Тайвань) до 10—11 % в некоторых европейских странах. В развивающихся странах официаль­ный уровень безработицы, как прави­ло, невысокий (около 10 %), реаль­ный же может достигать 50 — 75 % .

Для развитых стран, как правило, характерен дефицит рабочей силы. Собственная рабочая сила не всегда способна удовлетворить запросы ра­ботодателей — она может не обладать достаточной квалификацией, быть чрезмерно требовательной, очень до­рогой и т. д. Развитые страны при сравнительно высоком уровне безработицы ввозят большое количе­ство рабочей силы из развивающих­ся стран. В развивающихся странах – избыток ра­бочей силы, они вынуж­дены искать работу за рубежом.

Са­модеятельное население – все, кто имеет какой-либо источник дохода (зарплата, прибыль, процент, рента и т.д.). Кроме наемного работника, предпринимателя, крупного домо- или землевладельца к этой категории может быть отнесена и вдова, унасле­довавшая состояние мужа.




Оценка социальной структуры общества.

В раз­витых странах 1 — 2 % населения (с учетом членов семей) являются крупными частными собственника­ми, около 10— 15 % — мелкими част­ными собственниками, остальные 80 — 85 % — наемными работниками. Высокая техническая оснащенность производства в
развитых странах определили высокую производительность труда. Это позволяет сокращать продолжительность рабочего времени. Так, продолжительность рабочей недели во многих европейских странах составляет 35 — 40 ч (для сравнения в США и России — по 40 ч).

В развивающихся странах доля круп­ных частных собственников примерно такая же, доля мелких частных соб­ственников существенно выше (30 — 40 %), доля наемных работников су­щественно ниже (55 — 60 %). В Малайзии, Таиланде, Вьетнаме, на Филиппинах рабочий день продолжается 14 —16 ч. В не­давнем прошлом в схожей ситуации находились Япония, Южная Корея, Тайвань и Сингапур. В Японии в те­чение нескольких десятилетий тя­желого интенсивного труда население заработало болезнь намарити, симптомами которой являются хро­ническая усталость, апатия, пони­женное внимание и т. п.

Качество рабочей силы(ее квалификация, дисциплинированность, гибкость и т.д.). В развитых странах рабочая сила, как правило, высококвалифи­цированная. Так, в США доля работ­ников высшей квалификации состав­ляет 50 % общей численности рабо­чей силы, а в Германии — 55 %. (В СССР был конкурс сварщиков на Байконур).

В развивающихся странах квалификация рабочей силы невысокая. Среднее образование здесь получают только 3/4 мужчин и 2/3 женщин, высшее образование — всего несколько процентов населе­ния. Лучше обстоят дела в странах Латинской Америки, Восточной и Юго-Восточной Азии. По совокупно­му показателю качества рабочей силы (с учетом всех его параметров) мировыми лидерами являются стра­ны Европы (особенно Северной), Вос­точной и Юго-Восточной Азии.

В развитых странах доля занятых в сфере услуг составляет 70 — 80 %, в промышленности — 20 — 30 %, в сельском хозяйстве — 1 — 5 % . В развивающихся странах: для финансово из­быточных стран — экспортеров нефти и газа характерна повышенная доля занятых в промыш­ленности (20 — 30 %) и сфере услуг (60 — 70%). В мелких странах — квартиросдатчиках, которые сделали ставку на развитие оффшорных зон, явно преобладают занятые в сфере услуг (иногда свыше 90 %). В странах с бурно развивающейся промышлен­ностью (Латинская Америка и новые индустриальные страны Азии) доли занятых в промышленности и с/х почти сравнялись и составляют по 20-25%, при преобладают занятые в сфере услуг (50-60%). В остальных развивающихся странах доля занятых в с/х сильно опережает долю занятых в промышленности (50-60% против 10-20%), а доля занятых в сфере услуг не дотягивает до половины.

Трудовые ресурсы— это те люди, которые могут работать. Их основу составляет трудо­способное население в трудоспособ­ном возрасте (т.е. не пенсионеры по инвалидности). Сравнительно не­большая доля трудовых ресурсов приходится на работающих детей и работающих пенсионеров. Трудоспо­собный возраст в мире определен воз­растными рамками 15 и 65 лет.

В развитых странах детям разре­шается работать в исключительных случаях (потеря кормильца) и неполный рабочий день. Пенсионеры обычно работают, если им позволяет здоровье. В развивающихся странах из-за низкого среднего дохода семьи широко используется нелегальный (или неучтенный) детский труд. Дети, например, могут помогать своим ро­дителям на их мелких частных пред­приятиях (крестьянские хозяйства, ремесленные, торговые лавки и т. п.). По этим же причинам уже после вы­хода на пенсию вынуждены продол­жать работать и многие пенсионеры.

В 2007 г. численность населения в трудоспособном возрасте в мире пре­вышала 4,3 млрд человек. Среди от­дельных стран наибольшей числен­ностью населения в трудоспособном возрасте обладали Китай (950 млн человек), Индия (720 млн), США (200 млн), Индонезия (150 млн), Бра­зилия (125 млн) и Россия (около 100 млн человек).

Однако кто-то не ра­ботает, потому что учится, находится в отпуске по уходу за ребенком, зани­мается ведением домашнего хозяй­ства (при наличии других источни­ков дохода) и т.д. По этой причине для более точного учета населения, вносящего реальный вклад в обще­ственное производство, необходимо ввести еще одну категорию.

Экономически активное населе­ние (ЭАН), или рабочая сила,— сум­марная численность занятых и безра­ботных. Занятые — это те, кто работает (с юридическим оформлением на работу). Безработные — это те, кто потерял работу, но активно ищет ее (через биржу труда). Численность ЭАН в мире, как правило, значитель­но ниже численности трудовых ре­сурсов. Его доля составляет примерно 45 % мирового населения, что в абсо­лютном исчислении равно 3 млрд че­ловек.

Если в развитых стра­нах практически все имеющие работу входят в категорию занятых, в разви­вающихся странах среди них очень велика доля самозанятых (кустари-ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне-единоличники, совершив­шие самозахват земель, и др.). Кроме того, в развитых странах безработ­ные обычно ищут работу исключи­тельно через биржу труда, в развива­ющихся странах — в основном само­стоятельно. В развивающихся стра­нах значительная часть ЭАН (от 10 до 25 %) просто не учтена.

Уровень безработицы (Б/ЭАН отношение численности безработных к общей численности ЭАН) в развитых странах колеблется от 3 — 4 % в патерналист­ских экономических системах вос­точно-азиатских стран (Япония, Юж­ная Корея и Тайвань) до 10—11 % в некоторых европейских странах. В развивающихся странах официаль­ный уровень безработицы, как прави­ло, невысокий (около 10 %), реаль­ный же может достигать 50 — 75 % .

Для развитых стран, как правило, характерен дефицит рабочей силы. Собственная рабочая сила не всегда способна удовлетворить запросы ра­ботодателей — она может не обладать достаточной квалификацией, быть чрезмерно требовательной, очень до­рогой и т. д. Развитые страны при сравнительно высоком уровне безработицы ввозят большое количе­ство рабочей силы из развивающих­ся стран. В развивающихся странах – избыток ра­бочей силы, они вынуж­дены искать работу за рубежом.

Са­модеятельное население – все, кто имеет какой-либо источник дохода (зарплата, прибыль, процент, рента и т.д.). Кроме наемного работника, предпринимателя, крупного домо- или землевладельца к этой категории может быть отнесена и вдова, унасле­довавшая состояние мужа.

Оценка социальной структуры общества.

В раз­витых странах 1 — 2 % населения (с учетом членов семей) являются крупными частными собственника­ми, около 10— 15 % — мелкими част­ными собственниками, остальные 80 — 85 % — наемными работниками. Высокая техническая оснащенность производства в
развитых странах определили высокую производительность труда. Это позволяет сокращать продолжительность рабочего времени. Так, продолжительность рабочей недели во многих европейских странах составляет 35 — 40 ч (для сравнения в США и России — по 40 ч).

В развивающихся странах доля круп­ных частных собственников примерно такая же, доля мелких частных соб­ственников существенно выше (30 — 40 %), доля наемных работников су­щественно ниже (55 — 60 %). В Малайзии, Таиланде, Вьетнаме, на Филиппинах рабочий день продолжается 14 —16 ч. В не­давнем прошлом в схожей ситуации находились Япония, Южная Корея, Тайвань и Сингапур. В Японии в те­чение нескольких десятилетий тя­желого интенсивного труда население заработало болезнь намарити, симптомами которой являются хро­ническая усталость, апатия, пони­женное внимание и т. п.

Качество рабочей силы(ее квалификация, дисциплинированность, гибкость и т.д.). В развитых странах рабочая сила, как правило, высококвалифи­цированная. Так, в США доля работ­ников высшей квалификации состав­ляет 50 % общей численности рабо­чей силы, а в Германии — 55 %. (В СССР был конкурс сварщиков на Байконур).

В развивающихся странах квалификация рабочей силы невысокая. Среднее образование здесь получают только 3/4 мужчин и 2/3 женщин, высшее образование — всего несколько процентов населе­ния. Лучше обстоят дела в странах Латинской Америки, Восточной и Юго-Восточной Азии. По совокупно­му показателю качества рабочей силы (с учетом всех его параметров) мировыми лидерами являются стра­ны Европы (особенно Северной), Вос­точной и Юго-Восточной Азии.

В развитых странах доля занятых в сфере услуг составляет 70 — 80 %, в промышленности — 20 — 30 %, в сельском хозяйстве — 1 — 5 % . В развивающихся странах: для финансово из­быточных стран — экспортеров нефти и газа характерна повышенная доля занятых в промыш­ленности (20 — 30 %) и сфере услуг (60 — 70%). В мелких странах — квартиросдатчиках, которые сделали ставку на развитие оффшорных зон, явно преобладают занятые в сфере услуг (иногда свыше 90 %). В странах с бурно развивающейся промышлен­ностью (Латинская Америка и новые индустриальные страны Азии) доли занятых в промышленности и с/х почти сравнялись и составляют по 20-25%, при преобладают занятые в сфере услуг (50-60%). В остальных развивающихся странах доля занятых в с/х сильно опережает долю занятых в промышленности (50-60% против 10-20%), а доля занятых в сфере услуг не дотягивает до половины.

Занятость – это экономическая деятельность домашних хозяйств, позволяющая им получать доход и обеспечивать собственное существование.

Безработица – это явление социально-экономической природы, которое характеризует ситуацию, при которой трудоспособное население ищет и не может найти работу.

Трудовой ресурс является одним из основных факторов производства, без которого невозможно существование экономических систем и отношений. Занятость характеризует возможность населения трудоспособного возраста выполнять экономическую деятельность для удовлетворения своих потребностей. Трудовые отношения возникают между двумя сторонами – работодателем и наемным персоналом. Работодатель приобретает трудовые ресурсы для того, чтобы сэкономить время на качественное выполнение определенных производственных задач. Домашние хозяйства реализуют свои навыки, опыт, умения для получения заработной платы, которую в дальнейшем применяют для собственных нужд.

Занятость делится на несколько видов – временную, вторичную, неполную, постоянную, теневую, условную, нерегулярную и частичную. Она обеспечивается вступлением в трудовые отношения. Если трудоспособный гражданин не нашел себе место работы, то он считается безработным.

Безработица, как социально-экономическое явление, входит в сферу интересов государственной власти. Государство заинтересовано в том, чтобы большая часть населения была трудоустроена, так как это обеспечивает рост доходов и качество его жизни, а так же способствует росту производительности, покупательской способности, что стимулирует развитие экономики.

Оценкой безработицы занимаются статистические агентства. Стоит отметить, что доля безработных может быть выше официальных показателей в странах, где велика теневая часть экономики, ввиду чего государству сложно отследить трудоустроенность граждан через официальные службы занятости.

Готовые работы на аналогичную тему

Проблемы занятости и безработицы в развитых странах

Развитые страны отличаются высоким уровнем экономического развития, однако, и в них присутствуют проблемы занятости и безработицы. Причем в разных странах уровень безработицы разный:

  • В Европейском Союзе она достигает 11-12%.
  • В Южной Африке около 25%.
  • В азиатских странах уровень безработицы обычно не превышает 5%.

Ситуация резко ухудшилась после кризиса 2008 года, в 2010 году началась его вторая волна. Итогом стало общее снижение уровня оплаты труда. Так же происходило расслоение общества по доходам. Государственным властям в этих странах пришлось принимать меры по преодолению роста безработицы. Результатом преобразования стали низкие темпы рост, высокий уровень безработицы, доверие к власти снизилось.

Германия, как самая стабильная страна ЕС, смогла сохранить уровень безработицы на приемлемых пяти процентах. Это повлекло рост числа мигрантов из соседних стран Восточной Европы, а так же из арабских стран. Европейский Банк достаточно вяло отреагировал на проблему безработицы. Кроме того, в ЕС необходимым условием участия остается сохранение финансовой дисциплины, что подорвало экономики Португалии, Испании и Греции в период второй волны кризиса. Это вызывало рост безработицы до 15-27%.

США пошли по пути вливания денег в экономику. Число безработных было решено уменьшать за счет распределения фонда оплаты труда. То есть количество мест увеличилось, но оплата труда снизилась.

Проблемы занятости и безработицы в развивающихся странах

Глобализация экономических и финансовых процессов повлияла на распространение кризисных явлений. Если раньше наблюдался отток рабочей силы из развивающихся стран в развитые, то теперь ситуация изменилась. Усиление международных связей, влияние крупных транснациональных корпораций на мировое хозяйство привело к тому, что страны стали придерживаться политики протекционизма. Развитые страны стали сворачивать производства, забирая основные мощности обратно на Родину. Развивающиеся страны часто являются сырьевыми, либо базируются на тяжелой промышленности, что делает их зависимыми от спроса. Кроме того, они нуждаются в технологиях, которые производятся в развитых странах.

Для многих развивающихся стран стал очевидным факт необходимости развития перерабатывающей промышленности, наращивание собственных производственных мощностей, что замедлило отток рабочей силы. Но основная проблема развивающихся стран сохраняется. Она заключается в ограниченных возможностях для достаточной производительности. Кроме того, в них существует сегмент условно плохих рабочих мест, где зарплата достаточно низкая, а условия труда очень тяжелые.

Еще одной проблемой развивающихся стран является большой сектор теневой экономики. Многие граждане трудятся неофициально, не участвуя в налогообложении. Это затрудняет возможности для пользования кредитными средствами, увеличивает социальные государственные трансферты. То есть большой теневой сектор влияет не только на экономику, но и на финансовую составляющую.

Государства самостоятельно определяют политику в области регулирования занятости и безработицы. Это может быть материальная помощь, создание дополнительных рабочих мест через оказание помощи бизнесу. Многие страны стремятся удержать рабочую силу, так как потеря квалифицированных кадров сказывается на скорости экономического развития. Развитые страны стремятся отсеивать поток мигрантов, делая выбор в пользу редких специалистов, либо граждан с высокой квалификацией. Большой наплыв мигрантов с низким образованием и культурой привел к социальной напряженности и нестабильности. С одной стороны, во многих развитых странах основная часть населения пенсионного возраста, а трудоустройство молодежи осложнено правовыми нормами. С другой стороны, больше число необразованных мигрантов негативным образом сказывается на защищенности собственных граждан.

Таким образом, борьба с безработицей в разных странах зависит от специфики их текущего экономического положения, демографических особенностей населения.

Читайте также: